kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Рабочая программа по формированию речевого слуха и произношения для детей, перенёсших операцию кохлеарной имплантации. Завершающий период.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по формированию речевого слуха и произношения для детей, перенёсших операцию кохлеарной имплантации (завершающий период)

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по формированию речевого слуха и произношения для детей, перенёсших операцию кохлеарной имплантации. Завершающий период.»

Областное государственное казённое образовательное учреждение «Школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья № 87»

Региональный ресурсный центр «Островок надежды» по комплексному сопровождению глухих, слабослышащих, слепоглухих детей и детей, перенёсших операцию кохлеарной имплантации.




Утверждено

Руководитель

____________ О.В. Кулакова













Рабочая программа по формированию речевого слуха и произносительной стороны устной речи для детей, перенёсших операцию кохлеарной имплантации.

Завершающий период:

2 этап: «Различение часто используемых слов и опознавание простых фраз»;

3 этап: «Развитие фонематического слуха»;

4 этап: «Понимание устной речи».








Учитель-разработчик:

учитель – дефектолог Колесова И.В.












г. Ульяновск

Пояснительная записка.

Рабочая программа по формированию речевого слуха и произносительной стороны устной речи предназначена для специалистов, работающих с детьми, перенёсших операцию кохлеарной имплантации, разработана в соответствии с требованиями

Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. N 1598);

Федеральной адаптированной образовательной программ начального общего образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ФАОП НОО) от 24.11.2022 г №1023; Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования;

СанПиН 1.2.3685-21 "Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания", утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 января 2021 г. N 2 (зарегистрировано Министерством юстиции Российской Федерации 29 января 2021 г., регистрационный N 62296), действующими до 1 марта 2027 г.;

Санитарными правилами СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи", утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 сентября 2020 г. N 28 (зарегистрировано Министерством юстиции Российской Федерации 18 декабря 2020 г., регистрационный N 61573), действующими до 1 января 2027 г.;

Федеральным законом "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N 273-ФЗ

Цель программы – создание образовательной среды, обеспечивающей глухим детям с КИ:

-оптимальные условия для успешной реабилитации, для перевода каждого ребенка с КИ на путь естественного развития коммуникации и речи;

-личностный рост с учетом возрастных и индивидуальных особенностей через удовлетворение их особых образовательных потребностей;

-психо- эмоциональное благополучие в условиях осуществления жизнедеятельности на принципиально новой, приближенной к полноценной, сенсорной основе.

Задачи программы:

-создание благоприятных условий развития детей после КИ в соответствии с особым статусом таких детей, с их возрастными и индивидуальными психофизическими особенностями, этапом и результатами психолого- педагогической реабилитации; развитие способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром;

-объединение воспитания и обучения в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей, правил и норм поведения, принятых в обществе;

-охрана и укрепление физического и психического здоровья детей после КИ, получающих образование в различных организационно-педагогических условиях, в том числе их эмоционального благополучия;

-обеспечение преемственности цели, задач и содержания адаптированных образовательных программ дошкольного и начального общего образования;

-формирование общей культуры личности детей после КИ, в том числе

ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных,

эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формирования предпосылок учебной деятельности;

-обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей после КИ.

Общая характеристика программы.

Проведение детям с тяжелыми нарушениями слуха хирургической операции по вживлению электродов в улитку внутреннего уха – кохлеарная имплантация (далее – КИ) позволяет принципиально изменить состояние слуха ребенка, восстанавливая пороги слухового восприятия до уровня легкой степени тугоухости. Однако новыми слуховыми возможностями ребенок самостоятельно воспользоваться не может. Результативность КИ во многом определяет психолого- педагогическая реабилитация.

Дети с кохлеарными имплантами представляют из себя новую категорию детей с нарушенным слухом, отличающуюся крайней разнородностью.

Во-первых, по времени, когда осуществлена операция КИ – от ее проведения на первом году жизни до ее проведения в 6-7 лет.

Во-вторых, по психолого-педагогической характеристике ребенка до проведения КИ: как оглохшие дошкольники сохранившие речь, которой они овладели при нормальном слухе, так и дети с распадающейся или распавшейся речью; глухие дети, уровень общего и речевого развития которых в результате ранней коррекционной работы близок к возрастной норме; глухие дети, еще не владеющие речью или имеющие низкий уровень речевого развития; глухие дошкольники с выраженными дополнительными отклонениями в развитии; дети раннего возраста, в силу чего еще не владеющие речью.

Эти существенные различия требуют разных программ реабилитации.

Кроме того и сам процесс реабилитации отличается своеобразием: в нем выделяется особый период – первоначальный этап, в процессе которого должен быть принципиально изменен путь развития ребенка с КИ – он должен быть переведен на путь естественного развития коммуникации и речи, как это происходит у маленького слышащего ребенка.

Успешное развитие, воспитание и обучение детей с КИ требует учета особых образовательных потребностей данной категории детей. Эти потребности, естественно, отличаются у оглохших детей; у дошкольников, уже владеющих фразовой речью; у еще не говорящих детей; у детей раннего возраста. В самом общем виде особые образовательные потребности можно охарактеризовать следующим образом:

-индивидуальный подход к образованию ребенка с КИ на первоначальном и последующем этапах реабилитации с учетом психофизических возможностей ребенка на каждом из них;

-коррекционная работа, направленная на активное сенсорно-

перцептивное и коммуникативное развитие, а также в целом на амплификацию (обогащение) его развития сразу после выявления проблемы (в дооперационный период) и сразу после КИ;

-обеспечение постоянного взаимодействия детей с КИ с нормально слышащими и говорящими дошкольниками и взрослыми;

-организация особой предметно-развивающей, пространственной среды, способствующей полноценному усвоению вербальной коммуникации;

-использование специальных подходов, методов и приемов при развитии ребенка после КИ;

-комплексный подход в сопровождении образования ребенка после КИ, включающий взаимодействие специалистов педагогического и психологического профиля, а также медицинского (аудиологии);

-целенаправленная работа по сопровождению семьи ребенка после КИ в образовательном процессе.

Программа коррекционной работы разработана с учетом дифференцированного подхода для различных групп детей с КИ:

- детей с КИ без выраженных дополнительных отклонений, по уровню общего и слухоречевого развития приближающихся к возрастной норме;

-детей с КИ без выраженных дополнительных отклонений в развитии, отстающих от возрастной нормы;

-детей с КИ с выраженными дополнительными отклонениями в развитии (с ЗПР, легкой умственной отсталостью; с нарушениями зрения, опорно- двигательного аппарата, сочетающиеся с интеллектуальной недостаточностью и др.), значительно отстающих от возрастной нормы.

В тех случаях, когда у детей с КИ отмечаются тяжелые множественные нарушения (наличие умеренной, тяжелой или глубокой умственной отсталости, сочетание трех или более нарушений в развитии, включая выраженную умственную отсталость), и их развитие несопоставимо с возрастной нормой, то их образование следует организовывать по адаптированной образовательной программе образования для детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития.

Планируемые результаты

Результаты завершающего периода реабилитации освоения программы представлены в виде целевых ориентиров и представляют собой характеристики возможных достижений ребенка после КИ к завершению реабилитации. Их целесообразно дополнить целевыми ориентирами, описанными в примерной адаптированной образовательной программе дошкольного образования для слабослышащих и позднооглохших детей на этапе завершения ее освоения детьми с разным уровнем общего и речевого развития, в том числе и имеющими выраженные дополнительные отклонения.

Целевые ориентиры к окончанию завершающего периода реабилитации.

При благоприятных обстоятельствах развитие слуха и речи у ребёнка с КИ идёт по естественному пути в соответствии с возрастной нормой.

Рассмотрим целевые ориентиры на завершающем этапе для ребенка к с КИ, имеющего выраженные дополнительные нарушения в развитии, значительно отстающего от возрастной нормы. У ребёнка отмечается:

-формирование доброжелательных отношений к взрослым и детям; умение выстраивать партнерские отношения с окружающими (большую часть практических действий выполняет в совместной со взрослым деятельности или при постоянной помощи взрослого, владеет элементарными формами и средствами взаимодействия со сверстниками);

- положительная динамика в развитии мышления (наглядно-действенного, образного, элементах логического), внимания, образной и словесной памяти;

-формирование основных видов мыслительных операций (анализа, сравнения, классификации, обобщения);

-восприятие на слух неречевых и речевых звучаний, соответствующих нормально слышащему ребенку более младшего возраста: речевой процессор адекватно настроен - ребенок слышит и реагирует на звуки окружающего мира, голос нормальной разговорной громкости более 6 метров и шепотную речь на расстоянии 4-6 метров; испытывает затруднения в разборчивом восприятии на слух речи;

-слуховое поведение ребенка близко к поведению детей с нормой слуха более младшего возраста: проявляет живой интерес к звучаниям окружающего мира; может адекватно вести себя в ответ на услышанное звучание; различает различные звуки, в том числе близкие по звучанию; экспериментирует со звуками и получает от этого видимое удовольствие; активно использует разнообразные голосовые реакции с выраженной интонацией; любит слушать музыку;

-устная речь является основным средством общения со знакомыми людьми, но широко используются и невербальные средства; уровень развития коммуникации и речи значительно отстает от возрастной нормы; ребенок в общении понимает простую фразу, как правило, связанную с его деятельностью, с определенной ситуацией; в самостоятельной речи использует звукоподражания, лепетные и полные слова, короткие фразы; формируются элементарные навыки связной речи, прежде всего разговорной; устная речь естественная по звучанию, интонационно окрашенная, в нормальном темпе, но со значительными аграмматизмами; она, как правило, недостаточно внятная;

-наблюдается развитие сенсорного опыта, развитие эмоциональной отзывчивости, формирование интереса к красоте окружающего мира, знакомство и освоение разных видов художественной деятельности (изобразительной, театрализованной, музыкальной), формирование художественных способностей.

При соблюдении требований к условиям реализации рабочей программы настоящие целевые ориентиры предполагают формирование у детей с КИ предпосылок к учебной деятельности. При этом уровень общего и слухоречевого развития ребенка и степень его приближения к возрастной норме может быть различным: близким к возрастной норме, незначительно ниже нее или значительно ниже возрастной нормы.

В адаптированной образовательной программе дошкольного образования для слабослышащих и позднооглохших детей подробно представлена оценка качества образовательной деятельности по Программе. Она является ориентиром и для Программы детей после КИ. Но кроме этого особое внимание в оценке образовательной деятельности следует обращать на реализацию специфики воспитания и обучения именно детей с КИ.

-Программа должна быть нацелена на перевод ребенка на путь естественного развития коммуникации и речи на принципиально новой, приближенной к полноценной сенсорной основе.

-Программа должна обеспечивать реализацию особых образовательных потребностей принципиально разных групп детей с КИ (оглохших с сохраненной и с распадающейся речью; глухих дошкольников, имевших до КИ разный уровень общего и речевого развития; детей с выраженными дополнительными отклонениями в развитии; дошкольников, имплантированных в возрасте 1-2-х лет).

-Программа должна реализовывать адекватные для ребенка с КИ психолого-педагогические условия завершающем периоде реабилитации:

1)определение оптимального образовательного маршрута с учетом уровня общего психического развития и степени его приближения к возрастной норме детей с КИ:

  • для детей, приблизившихся к возрастной норме - воспитание и обучение в общеобразовательной среде – группа общеразвивающей или оздоровительной направленности,

  • для детей, не приблизившихся к возрастной норме, но имеющих перспективу приближения к ней - воспитание и обучение в комбинированной среде – группа комбинированной направленности,

  • для детей, не приблизившихся к возрастной норме и не имеющих перспективы приближения к ней в силу наличия выраженных дополнительных отклонений в развитии - специальная образовательная среда – группа для слабослышащих дошкольников;

2)постоянное взаимодействие со специалистами центров реабилитации слуха, центров кохлеарной имплантации для контроля за адекватной настройкой речевого процессора.

Организация развивающей предметно-пространственной среды

Развивающая предметно-пространственная образовательная среда – важное условие реабилитации ребёнка с КИ.

Особое внимание следует обратить на подбор различных звучащих предметов и музыкально-дидактических игр, направленных как на художественно- эстетическое развитие, так и на формирование у них естественного слухового поведения, развитие слухового восприятия, в том числе и фонематического слуха, на обогащение слухового опыта; на определение характера музыки; на развитие звуковысотного слуха, музыко-слуховой памяти, тембрового слуха, чувства ритма. Ребенок с КИ должен иметь возможность безопасного беспрепятственного доступа к объектам инфраструктуры ресурсного центра, а также к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности.

Предметно-пространственная развивающая образовательная среда должна обеспечивать условия для физического и психического развития, охраны и укрепления здоровья, коррекции недостатков развития ребенка с КИ.

Содержание программы.

  1. Работа с семьёй.

Становление полноценной личности ребенка после КИ происходит в результате взаимодействия семьи и специалистов. Именно родители через целенаправленное эмоциональное общение с ребенком способствуют выработке первичных коммуникативных умений и далее развитию речи и базовых социальных ценностей, ориентаций, потребностей, интересов и привычек.

Эффективность реабилитации ребенка с КИ во многом зависит от правильной организации работы с семьёй и ее проведения на первоначальном этапе. При этом оптимальными условиями являются воспитание ребенка в семье, в окружении слышащих людей, систематические занятия с сурдопедагогом и постоянное целенаправленное воздействие на родителей ребенка, которые подготовлены к этому специалистами. При этом продолжительность данного периода достаточно велика: в среднем 9-12 месяцев для детей, имплантированных до 1,5 лет и 12-15 месяцев для детей, имплантированных в более поздние сроки.

Цель работы с родителями:

-обеспечение адекватных микросоциальных условий развития ребенка с КИ в семье, поддержка активной позиции родителей в воспитании и обучении собственного ребенка (или в ее формировании и развитии).

Задачи работы с родителями:

-сформировать у родителей мотивацию к взаимодействию со специалистами образовательной организации;

-выявить социально-психологические внутрисемейные факторы, способствующие гармоничному развитию ребенка с КИ в семье; при наличии факторов, дестабилизирующих внутрисемейную атмосферу и межличностные отношения, установить их причины, и способствовать их коррекции;

-способствовать формированию у родителей адекватных представлений о своем ребенке;

  • способствовать оптимизации личностного развития ребенка с КИ;

-обучать родителей приемам и методам воспитания и обучения своего ребенка, обеспечивающим его оптимальное развитие;

-повысить психолого-педагогическую компетентность родителей в вопросах воспитания, обучения, развития и социальной адаптации ребенка с КИ;

-скорректировать воспитательские позиции родителей, оказать им помощь в выборе адекватных мер воздействия.

Работа, обеспечивающая взаимодействие семьи и организации, реализующей Программу, включает следующие направления:

-аналитическое - изучение семьи, выяснение образовательных потребностей конкретного ребенка, предпочтений родителей для согласования воспитательных воздействий на него;

- коммуникативно-деятельностное, направленное на повышение педагогическойкультуры родителей; вовлечение родителей в воспитательно-

образовательный процесс; создание активной развивающей среды, обеспечивающей единые подходы к развитию личности в семье и детском коллективе.

-информационное - пропаганда и популяризация психологических и педагогических знаний среди родителей, опыта деятельности; подготовка рекомендаций по организации коррекционно-воспитательной работы с ребенком в условиях семьи; создание открытого информационного пространства (сайт, форум, группы в социальных сетях и др.) для своевременного информирования родителей о деятельности организации, реализующей программу, и ребенка в ней, а также для согласования позиций по вопросам воспитания и коррекционно-развивающей работы.

Организация работы с родителями должна проводиться таким образом, чтобы обеспечивать поэтапное целенаправленное их обучение взаимодействию с собственными детьми на уровне эмоционального общения, «эмоционального диалога», развития сенсорных эталонов, снижающих риск сенсорной депривации.

Содержание работы сурдопедагога с ребенком с КИ и его семьей определяется логикой становления и развития взаимодействия слышащего ребенка первого года жизни с близкими и включает несколько этапов: ориентировочный; запуск эмоционального взаимодействия ребенка с близкими на новой сенсорной основе; запуск понимания речи; запуск спонтанного освоения речи в естественной коммуникации. Задачи каждого этапа деятельности определяется как для ребенка, так и для его родителей.

2. Коррекционная работа

На этапах реабилитации ребенок получает возможность достаточно разборчиво воспринимать речь и звуки окружающего мира. Таким образом, создается принципиально новая сенсорная основа, позволяющая ребенку с КИ в естественной коммуникации осваивать речь, как это происходит со слышащим маленьким ребенком.

К окончанию реабилитации ребенок должен перейти на путь естественного овладения коммуникацией и речью.

Эти принципиальные отличия отражаются на содержании коррекционно- педагогической работы и на ее организации.

С учетом достигнутого детьми уровня общего и слухоречевого развития ведется целенаправленная работа над их речевым развитием. Основным содержанием коррекционной работы становится интенсивное развитие речи, которой ребенок продолжает овладевать, прежде всего, в естественной коммуникации.

2.1.Накопление словаря понимаемой и самостоятельной речи – формирование и обогащение словаря в ходе педагогической работы через помощь в оречевлении (предъявление правильного образца) всех выполняемых действий для выражения детьми желаний, чувств, интересов при реализации всех пяти образовательных областей: социально-коммуникативное развитие; познавательное развитие; речевое развитие; художественно-эстетическое развитие; физическое развитие.

Ребенка учат:

  • пониманию и обозначению в речи предметов повседневного пользования, их назначения (одежда, обувь, мебель, посуда и др.), близкого окружения, живой и неживой природе, явлений природы, сезонных и суточных изменений и т.п.

  • составлению простых нераспространенных предложений и распространенных предложений на материале сюжетных картинок, по демонстрации действия;

  • умению задавать вопросы и отвечать на них, используя краткие и полные ответы, самостоятельно задавать вопросы, пользуясь при этом различными типами коммуникативных высказываний;

Особое внимание уделяется владению словарем, связанным с содержанием эмоционального, бытового, предметного, социального и игрового опыта ребенка; отражению в речи впечатлений, представлений о событиях своей жизни в речи.

2.2. Работа над грамматическим строем речи осуществляется в живом общении при подражании речи взрослых, а также в ходе специальных игровых упражнений.

Ребенка поощряют к использованию в речи простых по семантике грамматических форм слов и продуктивных словообразовательных моделей, грамотному построению предложений.

2.3.Развитие монологической и диалогической речи осуществляется в процессе игр, специально создаваемых ситуаций, театрализованной деятельности и т.п.

Необходимо учить отвечать на вопросы о хорошо знакомых им предметах, игрушках, а затем - рассказывать о них, используя символические средства, рисование, театрализованные игры. Важно формировать умение задавать по ситуации, по сюжетной картинке вопросы и отвечать на них, составлять с помощью взрослого небольшой рассказ с использованием наглядных средств обучения. Это является подготовкой к самостоятельному составлению рассказа.

Особое внимание с первых шагов коррекционной работы важно уделять развитию диалогической речи. Педагог должен использовать различные ситуации в повседневной жизни и на занятиях для диалога с конкретным ребенком, а также создавать условия для развития общения. Важно поддерживать инициативные диалоги, стимулировать, создавать коммуникативные ситуаций, вовлекать в беседу.

Взрослые обеспечивают создание условий для заучивания стихотворений, потешек. Вместе с ребенком используют при воспроизведении литературных произведений настольный и кукольный театр, игры-драматизации.

Содержанием коррекционной работы являются также развитие слухового восприятия, обучение произношению и обучение грамоте.

2.4. Развитие слухового восприятия.

К успешному завершению реабилитации ребенок с КИ достаточно разборчиво слышит речь, что подтверждается тем фактом, что они начинают успешно овладевать речью (набирать все новые и новые слова и фразы) на слух в процессе естественного общения. Поэтому в систематической работе по развитию слухового восприятия, которая проводится, например, со слабослышащими дошкольниками, они, как правило, не нуждаются.

Вместе с тем необходимо поддерживать слуховое восприятие, широко использовать его в процессе воспитания и обучения, а также обогащать представления детей о звуках окружающего мира. В различных ситуациях и в играх учить детей:

  • различать разнообразные неречевые звуки, в том числе близкие по звучанию: бытовые шумы, звуки природы, улицы, работы различных приборов и машин и др.), узнавать их, соотносить с конкретными объектами;

  • различать и воспроизводить звуки разной интенсивности, высоты, производящиеся в разном темпе;

  • узнавать голоса взрослых и детей, их эмоциональное состояние, соотносить с конкретным человеком;

узнавать при прослушивании записи (в природе, в кино, ТВ) голоса птиц и животных;

  • узнавать при прослушивании записи звуки различных музыкальных инструментов;

  • различать разнообразные музыкальные ритмы, двигаться под них, воспроизводить их на шумовых музыкальных инструментах;

  • различать на слух и воспроизводить разнообразные речевые ритмы (в том числе при изменяющихся темпе, громкости и высоте).

В целях развития фонематического слуха ребенка учат различать на слух слова, отличающиеся друг от друга одним-двумя гласными или согласными звуками в корнях, окончаниях, суффиксах, приставках, например: почка — точка — дочка — кочка, девочка — девочки, рисуй — рисуйте, завтракал — позавтракал, ушел — пришел и т. п.

2.5. Обучение произношению.

При успешном завершении реабилитации отмечаются интонированные голосовые реакции, ребенок произносит первые слова и фразы, но их звуковой состав, как правило, еще не совершенен. Он часто не соблюдает и звуко-буквенный состав уже знакомых им слов и фраз. Его устная речь напоминает речь маленьких слышащих детей. В процессе совершенствования слухового восприятия постепенно происходит уточнение и произносительной стороны речи. Взрослые должны стимулировать его и внимательно следить за появлением у ребенка новых звуков, поддерживая их. Целесообразно проводить разнообразные артикуляционные игры- упражнения, а также широко использовать такой методический прием как речевая ритмика во фронтальной, а при необходимости, и в индивидуальной работе. Этот прием основан на обучении детей подражанию крупным движениям тела, рук, ног, которые сопровождаются произнесением звуков, слогов, слов, фраз. Двигательные возможности маленького ребенка постепенно развиваются, и подражание движениям (не только крупным, но и мелким, в том числе и артикуляционным) становится более точным. В этом случае именно движения ведут за собой произношение.

Планирование образовательной деятельности.

Программа не предусматривает жесткого регламентирования образовательного процесса и календарного планирования образовательной деятельности, оставляя специалистам ресурсного центра пространство для гибкого планирования их коррекционной работы, исходя из особенностей реализуемой основной образовательной программы, условий образовательной деятельности, потребностей, возможностей, интересов и инициатив воспитанников и их семей.

Планирование деятельности определяется следующими графиками

.

Система коррекционно-развивающей работы.

Комплексно-диагностический модуль.


Направления работы

учителя-сурдопедагога

Содержание деятельности

Методики

Дата

Первичная диагностика

Педагогическая диагностика слуха:

  • различение разнообразных неречевых звуков, в том числе близких по звучанию: бытовые шумы, звуки природы, улицы, работы различных приборов и машин и др.), узнавание их, соотносение с конкретными объектами;

  • различение и воспроизводение звуков разной интенсивности, высоты, производящиеся в разном темпе;

  • узнавание голосов взрослых и детей, их эмоциональное состояние, соотносение с конкретным человеком;


Педагогическая диагностика речевого развития:

-наличие контакта;

накопление словаря понимаемой и самостоятельной речи.

Гончарова Е.Л.,

Кукушкина О.И. «3 П-реабилитация» детей с КИ.

Кузьмичёва Е.П.

Методика развития слухового восприятия глухих учащихся.

Сентябрь

Промежуточная диагностика







Педагогическая диагностика слуха:

узнавание при прослушивании записи (в природе, в кино, ТВ) голосов птиц и животных;

  • узнавание при прослушивании записи звуки различных музыкальных инструментов;

  • различение разнообразных музыкальных ритмов. Педагогическая диагностика речевого развития:

-формирование грамматического строя речи.

Гончарова Е.Л.,

Кукушкина О.И. «3 П-реабилитация» детей с КИ.

Кузьмичёва Е.П.

Методика развития слухового восприятия глухих учащихся

Декабрь

Итоговая диагностика

Педагогическая диагностика слуха:

  • различение на слух и воспроизведение разнообразных речевых ритмов (в том числе при изменяющихся темпе, громкости и высоте).

распознавание бытовых звуков в условиях помех.

Педагогическая диагностика речевого развития:

-развитие диалогической и монологической речи.

Гончарова Е.Л.,

Кукушкина О.И. «3 П-реабилитация» детей с КИ.

Кузьмичёва Е.П.

Методика развития слухового восприятия глухих учащихся.

Май



Коррекционная работа.

Занятия с учителем-сурдопедагогом.


Направления работы

Содержание работы

Работа по

накоплению словаря и пониманию речи

1) Работа по формированию, уточнению и обогащению словаря: расширение, уточнение и активизация словаря на основе систематизации и обобщения знаний об окружающем в рамках изучаемых лексических тем; упражнение в словоизменении и словообразовании.

2) Формирование предметного, предикативного, адъективного словаря экспрессивной речи.

3)Развитие потребности в общении и формирование элементарных коммуникативных умений для взаимодействия с окружающими взрослыми и детьми

4) Развитие интереса и познавательной активности к окружающей действительности.

5) Работа над вербализацией игровых действий (учить отражать в речи содержание выполненных действий).

6) Воспитание общих речевых навыков; развитие импрессивной стороны речи.


Обучение произношению

1) Постановка звуков.

2)Автоматизация поставленных звуков и введение их в речь 3)Дифференциация звуков.

4)Развитие навыков звукового анализа.

5)Коррекция нарушений фонетической стороны речи.

6)Формирование слоговой структуры слов: двусложные слова, состоящие из прямых открытых слогов (пила, рыба...); трехсложные слова, состоящие из прямых открытых слогов (сапоги, молоко...); односложные слова, состоящие из закрытого слога (мяч, лук...).


Работа над грамматическим строем речи.

1)Формирование грамматических стереотипов словоизменения и словообразования в экспрессивной речи.

2)Формирование синтаксических стереотипов и усвоение синтаксических связей в составе предложения.

3)Формирование связной речи;

4)Формирование грамматических категорий имён существительных, прилагательных, глаголов, местоимений, числительных, наречий (по лексическим темам)

5)Формирование навыков правильного согласования имён существительных, прилагательных, глаголов, местоимений, числительных, наречий.

6)Формирование навыков грамматически правильного составления предложений.

7)Формирование лексико-грамматических средств языка:

-единственное и множественное число существительных: «Покажи и назови где кукла (куклы)?»;

- определение одушевлённых и неодушевлённых предметов;

-определение рода существительных и согласование с глаголами прошедшего времени: мальчик рисовал, девочка рисовала и т.д.

-употребление предлогов: на, под, в, за, около, между, из-за;

- согласование прилагательных, числительных с существительными;

-употребление в речи предложно-падежных конструкций.


Развитие слухового восприятия

1)Тренировка, обнаружение, различение и узнавание звуков окружающей среды и использование их в повседневной жизни (мотор автомобиля, шуршание листвы).

2)Формирование по подражанию разных двигательных реакций в ответ на звучание различных инструментов (шагать под барабан, хлопать в ладоши под бубен)

3)Развитие умения дифференцировать на слух звучание музыкальных инструментов, реагируя действиями на звучание определенного инструмента (выбор из двух)

4)Формирование умения соотносить игрушку с соответствующим звукоподражанием.

5)Развитие фонематического слуха:

-различение на слух слов, отличающихся друг от друга одним-двумя гласными или согласными звуками в корнях, окончаниях, суффиксах, приставках, например: почка — точка — дочка — кочка, девочка — девочки, рисуй — рисуйте, завтракал — позавтракал, ушел — пришел и т. д.


Развитие монологической и диалогической речи.

1) Использование различных ситуаций в повседневной жизни для диалога с ребенком.

2)Создание коммуникативных ситуаций для развития общения.

3)Ответы на вопросы о хорошо знакомых предметах, игрушках, режимных моментов.

4) Обыгрывание различных ситуаций, требующих диалога: « Знакомство»,

«У врача», «Завтракаем, обедаем, ужинаем» и др.

4) Ответы на вопросы по сюжетной картине.

5)Составление вопросов по сюжетной картине.

6) Заучивание потешек, небольших стихов.

7) Составление небольших связных текстов.



Тематическое планирование

коррекционно-развивающих занятий с учителем-сурдопедагогом.

2 этап: «Различение часто используемых слов и опознавание простых фраз».


п/п

Наименова-ние раздела.

Наименование тем.

Кол-во

часов.

Сроки.

При-ме-чание

1.

Первичная диагностика

Педагогическое обследование слуховых и речевых возможностей ребёнка.

2 ч


2.

Различение имён близких.


1.Реакция на своё имя.

2.Моя семья ( папа, мама, сестра, брат, я).

3.Мои родственники (бабушка, дедушка, дядя, тётя, девочка, мальчик)..

5 ч


3.

Части тела и лица.

1.Человек.

2. Кот и собака.

4 ч


4.

Цвета.

1. Красный, синий, жёлтый, зелёный.

3 ч


5.

Размер и количество.

1.Большой и маленький.

2.Узкий и широкий.

3.Высокий и низкий.

4 ч


6.

Еда.

1.Овощи.

2.Фрукты.

3.Сюжетно-ролевые игры («Будем варить суп»; «Будем варить компот»).

5 ч


7.

Животные.

1.Звукоподражания.

2.Следы животных.

3.Кто что ест.

5 ч


8.

Промежуточная диагностика

Педагогическое обследование слуховых и речевых возможностей ребёнка. отслеживание динамики развития.

2 ч


9.

Посуда.


1.Предметный словарь.

2. Выполнение поручений: дай, возьми, убери, покажи, назови предметы, картинки.

3.Сюжетно-ролевая игра «Обед для куклы».

4 ч


10.

Игрушки


1.Предметный словарь.

2. Выполнение поручений: дай, возьми, убери, покажи, назови предметы, картинки.

3.Сюжетно-ролевая игра «Уберём игрушки».

4 ч


11.

Транспорт.

1.Предметный словарь.

2. Выполнение поручений: дай, возьми, убери, покажи, назови предметы, картинки.

3.Сюжетно-ролевая игра «Светофор».

4 ч


12.

Глаголы.

1.Есть, пить, идти, бежать, спать, сидеть.

2.Драматизация действий.

4 ч


13.

Числительные.

1.Один – много.

2.Цифры.

3.Счёт в пределах 3.

4.Счёт в пределах 5.

5 ч


14.

Обобщающие слова.

1.Овощи.

2.Фрукты.

3.Посуда.

4.Транспорт.

5. Мебель.

6.Одежда.

6 ч


15.

Простые фразы.

1.Организационные фразы занятий и режимных моментов.

2.Фразы, соответствующие схемам:

кто? что делает?

кто? что делают?

5 ч


16.

Итоговая диагностика

Педагогическое обследование слуховых и речевых возможностей ребёнка. Динамика развития.

2 ч


17


Итого:

64 ч



3 этап: «Развитие фонематического слуха».


п/п

Наименова-ние раздела.

Наименование тем.

Кол-во

часов.

Сроки.

При-ме-чание

1.

Первичная диагностика

Педагогическое обследование слуховых и речевых возможностей ребёнка.

1 ч


2.

Различение изолированных звуков.


1.О -У; А – И;

2.А – М – Р;

3.Н – В – З;

4.С – Ш – Ч.

2 ч


3.

Различение слогов.

1.УА – АУ; УМ – МУ;

2.Я – ЛЯ; Е – ЛЕ; Ю – ЛЮ; Ё – ЛЁ:

3. ДА – ГА; ТА -КА;

4.ПАПА – МАМА.

2 ч


4.

Определение наличия заданного звука в слове.

1.Угадай слова на букву (на звук) ____ – первый звук в слове, последний звук в слове.


3 ч


5.

Промежуточная диагностика

Педагогическое обследование слуховых и речевых возможностей ребёнка. отслеживание динамики развития.

1 ч


6.

Место звука в слове.


1. В начале слова.

2. В конце слова.

3.В середине слова.

3 ч


7.

Правильное слово.


1.Подбор слов на заданный звук по картинкам и самостоятельно.

1 ч


8.

Слова, похожие по звучанию.

1.Дом – сом.

2.Рак – мак.

3.Диван – банан.

4.Вагон – лимон.

5.Палка – галка.

6.Почка – бочка.

7.Дуб – суп – зуб.

8.Билет – букет – пакет и др.

С опорой на наглядный материал.

3 ч


9.

Итоговая диагностика

Педагогическое обследование слуховых и речевых возможностей ребёнка. Динамика развития.

1 ч


10


Итого:

17 ч



4 этап: «Понимание устной речи».


п/п

Наименова-ние раздела.

Наименование тем.

Кол-во

часов.

Сроки.

При-ме-чание

1.

Первичная диагностика

Педагогическое обследование слуховых и речевых возможностей ребёнка.

1 ч


2.

Расширение лексических представлений.


1.Кто что делает?

2.Междометия для выражения эмоций: Ух! Ай! Ой!

3.Наречия вверх -вниз; направо – налево.

2 ч


3.

Грамматическиепредставления.

1.Предлоги на, под, над, в, от, около.

2.Союзы и, а.

2 ч


4.

Число и род существительных.

1.Поручения:

Покажи гриб – грибы, рыбу – рыб; яблоко – яблоки.


2 ч


5.

Промежуточная диагностика

Педагогическое обследование слуховых и речевых возможностей ребёнка. отслеживание динамики развития.

1 ч


6.

Время глаголов.


1. Было или сейчас?

2. Что делает? или Что сделал?

2 ч


7.

Вопросы.


1.Кто? Что? Что делает? Какой?

1 ч


8.

Сложные фразы.

1.Многоступенчатые инструкции:

Нарисуй цветок около дома.

Нарисуй мальчику мяч, девочке цветок, ёжику шарик.

Возьми на кухне яблоко и угости ббушку.

2 ч


9.

Устные тексты.

Небольшие сюжетные рассказы.

3 ч


10.

Итоговая диагностика

Педагогическое обследование слуховых и речевых возможностей ребёнка. Динамика развития.

1 ч


10


Итого:

17 ч


Библиографический список методических и учебных пособий, используемых в коррекционно-развивающем процессе.

  1. Бутко С.С. Современное состояние теории и практики интегрированного обучения детей с нарушением слуха / С.С. Бутко // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. - 2014. - № 1-2. - С. 78-88.

  2. Воспитание и обучение слабослышащих детей дошкольного возраста: программы для специальных дошкольных учреждений / Л.П. Носкова, Л.А. Головчиц, Н.Д. Шматко и др. – М.: Просвещение, 1991. – 156 с.

  3. Выявление детей с подозрением на снижение слуха (младенческий, ранний, дошкольный и школьный возраст) : методические рекомендации / под ред. Г.А. Таватркиладзе, Н.Д. Шматко. – М.: Экзамен, 2004. – 96 с. – Библиогр.: с. 68-69.; издание второе.

  4. Гончарова Е.Л., Кукушкина О.И. Изменение статуса ребенка в процессе кохлеарной имплантации и реабилитации – новое явление в сурдопедагогике. / Е.Л. Гончарова, О.И. Кукушкина // Дефектология. — 2014. — № 1. — 14 - 16.

  5. Гончарова Е.Л., Кукушкина О.И. «3П-реабилитация» детей после кохлеарной имплантации – поворот в развитии сурдопедагогики // Дефектология.

  6. Дети с кохлеарными имплантами: научно-популярное издание / Под ред. О. И. Кукушкиной, Е. Л. Гончаровой. ― М.: Издательство «Национальное образование», 2017. ― 208 с.

  7. Диагностика и коррекция нарушенной слуховой функции у детей первого года жизни : методическое пособие / сост.: Г.А. Таватркиладзе, Н.Д. Шматко. – М.: Экзамен, 2005. – 128 с.

  8. Зонтова, О.В. Билатеральная кохлеарная имплантация у детей особенности реабилитации и интеграции. - Научное обозрение: Теория и практика. 2012 (3), 62-66.

  9. Зонтова, О.В. Рекомендации для родителей по развитию слухового восприятия у детей с нарушенным слухом / О. В. Зонтова; Санкт-Петерб. НИИ уха, горла, носа и речи. - СПб.: Умная Маша, 2010. - 200 с.

  10. Королева, И.В. Кохлеарная имплантация и слухоречевая реабилитация глухих детей и взрослых : учебно-методическое пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению 050700 Педагогика / И. В. Королева с.186, [1] с. ил., табл. 21 см. - Санкт-Петербург : КАРО, 2009.

  11. Королева, И.В. Прогноз эффективности слухоречевой реабилитации после кохлеарной имплантации у детей младшего возраста / И.В. Королева // Дефектология. – 2002. - № 4. - С.28-39.

  12. Королева, И.В. Реабилитация глухих детей и взрослых после кохлеарной и стволомозговой имплантации. - Санкт-Петербург : КАРО, 2015. - с: 870 с. ил., табл. 24 см.

  13. Королева, И.В. Дети с нарушениями слуха. Книга для родителей и педагогов. / И.В. Королева, П.А Янн. - Санкт-Петербург: Издательско- полиграфический центр КАРО, 2013. -240 с.

  14. Красильникова О.А., Люкина, А.С. Результаты исследования коммуникативных умений младших школьников с кохлеарными имплантами [Электронный ресурс] / А.С. Люкина, О.А. Красильникова // Письма в Эмиссия. Оффлайн (The Emissia.Offline Letters). – Март 2014. – ART 2167. – Режим доступа: http://www.emissia.org/offline/2014/2167.htm

  15. Кукушкина О.И. «Точка запуска» новых слуховых возможностей и спонтанного развития речи ребенка после кохлеарной имплантации [Электронная статья] / О.И. Кукушкина, Е.Л. Гончарова // Альманах Института коррекционной педагогики. — 2015. — № 24 —– Выпуск 2. — http://alldef.ru/ru/articles/almanah-24

  16. Кукушкина, О.И., Гончарова Е.Л. Подход к реабилитации после кохлеарной имплантации // Дефектология. – 2016. – № 4. – С. 44-51.

  17. Леонгард, Э.И. Кохлеарная имплантация и речь : университет для родителей / Э.И. Леонгард // В едином строю. - 2006. - № 3. - С. 21-25.

  18. Малофеев Н.Н. Кохлеарная имплантация. (что должен знать родитель, принимающий решение об имплантировании ребенка с нарушенным слухом) / Н.Н. Малофеев // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2013. – № 1. – С. 3 - 10.

  19. Малофеев, Н.Н. Кохлеарная имплантация / Н.Н. Малафеев // Дефектология. - 2013. - № 2 (Март-апр.). - С. 6 - 15. - (Теория и методология специальной педагогики). - Библиогр. в конце ст.

  20. Миронова, Э.В. Развитие речевого слуха у говорящих детей после кохлеарной имплантации / Э.В. Миронова, А.И. Сатаева, И.Д. Фроленкова // Дефектология. - 2005. - № 1. - С.52-56.

  21. Николаева, Т.В. Комплексное психолого-педагогическое обследование ребенка раннего возраста с нарушенным слухом : методическое пособие / Т.В. Николаева. – М.: Экзамен, 2006. – 112 с.

  22. Николаева, Т.В. Материалы для комплексного психолого-педагогического обследования ребенка раннего возраста с нарушенным слухом : методическое пособие / Т.В. Николаева. – М.: Экзамен, 2006. – 48 с.

  23. Пелымская, Т.В. Формирование устной речи дошкольников с нарушенным слухом: пособие для учителя-дефектолога / Т.В. Пелымская, Н.Д. Шматко. – М.: Владос, 2003. – 224 с. - Библиогр.: С. 223.

  24. Психолого-педагогическая помощь после кохлеарной имплантации. Реализация новых возможностей ребенка: монография / Н.Н. Малофеев, О.И. Кукушкина, Е.Л. Гончарова, О.С. Никольская и др.; под общ. ред. О.И. Кукушкиной, Е.Л. Гончаровой, О.С. Никольской. – М.: Полиграф сервис, 2014. – 192 с.

  25. Сатаева А.И. Первоначальный период работы с глухими дошкольниками после кохлеарной имплантации / А.И. Сатаева // Дефектология. – 2012. – № 2. – С. 50 - 62.

  26. Сатаева А.И. Показатели завершения «запускающего» этапа реабилитации применительно к разным группам детей с кохлеарными имплантами / А.И. Сатаева // Дефектология. — 2014. — № 3. – С. 21 -29.

  27. Сатаева А.И. Система работы сурдопедагога с детьми после кохлеарной имплантации: автореф. дис. … канд. пед. наук: 13.00.03. М., 2016. 26 с.

  28. Сатаева, А.И. Взаимодействие сурдопедагога и родителей на запускающем этапе реабилитации после кохлеарной имплантации / Сатаева А.И., Буданцов А.В.// Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. - 2015. - №

2. - С. 17-32.

  1. Сатаева А.И. «3П-реабилитация» детей с КИ: технология перестройки взаимодействия родителей на новой сенсорной основе / А.И. Сатаева // Дефектология. — 2018. — № 2. – С. 14-26.

  2. Соколовская Т.А. Особенности речевого развития детей после кохлеарной имплантации / Соколовская Т.А.// Специальное образование. - 2013. - №

2. - С. 91-97.

  1. Шматко, Н.Д. Особенности организации коррекционного обучения имплантированных дошкольников / Н. Д. Шматко // Дефектология : - 2012. - № 3. -

C. 45-51.

13



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Коррекционная школа

Категория: Планирование

Целевая аудитория: Дошкольникам.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Ирина Викторовна Колесова

Дата: 27.12.2024

Номер свидетельства: 662808


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства