Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по формированию речевого слуха и произношения для детей, перенёсших операцию кохлеарной имплантации. Завершающий период.»
Областное государственное казённое образовательное учреждение «Школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья № 87»
Региональный ресурсный центр «Островок надежды» по комплексному сопровождению глухих, слабослышащих, слепоглухих детей и детей, перенёсших операцию кохлеарной имплантации.
Утверждено
Руководитель
____________ О.В. Кулакова
Рабочая программа по формированию речевого слуха и произносительной стороны устной речи для детей, перенёсших операцию кохлеарной имплантации.
Завершающий период:
2 этап: «Различение часто используемых слов и опознавание простых фраз»;
3 этап: «Развитие фонематического слуха»;
4 этап: «Понимание устной речи».
Учитель-разработчик:
учитель – дефектолог Колесова И.В.
г. Ульяновск
Пояснительная записка.
Рабочая программа по формированию речевого слуха и произносительной стороны устной речи предназначена для специалистов, работающих с детьми, перенёсших операцию кохлеарной имплантации, разработана в соответствии с требованиями
Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. N 1598);
Федеральной адаптированной образовательной программ начального общего образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ФАОП НОО) от 24.11.2022 г №1023; Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования;
СанПиН 1.2.3685-21 "Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания", утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 января 2021 г. N 2 (зарегистрировано Министерством юстиции Российской Федерации 29 января 2021 г., регистрационный N 62296), действующими до 1 марта 2027 г.;
Санитарными правилами СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи", утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 сентября 2020 г. N 28 (зарегистрировано Министерством юстиции Российской Федерации 18 декабря 2020 г., регистрационный N 61573), действующими до 1 января 2027 г.;
Федеральным законом "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N 273-ФЗ
Цель программы– создание образовательной среды, обеспечивающей глухим детям с КИ:
-оптимальные условия для успешной реабилитации, для перевода каждого ребенка с КИ на путь естественного развития коммуникации и речи;
-личностный рост с учетом возрастных и индивидуальных особенностей через удовлетворение их особых образовательных потребностей;
-психо- эмоциональное благополучие в условиях осуществления жизнедеятельности на принципиально новой, приближенной к полноценной, сенсорной основе.
Задачи программы:
-создание благоприятных условий развития детей после КИ в соответствии с особым статусом таких детей, с их возрастными и индивидуальными психофизическими особенностями, этапом и результатами психолого- педагогической реабилитации; развитие способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром;
-объединение воспитания и обучения в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей, правил и норм поведения, принятых в обществе;
-охрана и укрепление физического и психического здоровья детей после КИ, получающих образование в различных организационно-педагогических условиях, в том числе их эмоционального благополучия;
-обеспечение преемственности цели, задач и содержания адаптированных образовательных программ дошкольного и начального общего образования;
-формирование общей культуры личности детей после КИ, в том числе
ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных,
эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формирования предпосылок учебной деятельности;
-обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей после КИ.
Общая характеристика программы.
Проведение детям с тяжелыми нарушениями слуха хирургической операции по вживлению электродов в улитку внутреннего уха – кохлеарная имплантация (далее – КИ) позволяет принципиально изменить состояние слуха ребенка, восстанавливая пороги слухового восприятия до уровня легкой степени тугоухости. Однако новыми слуховыми возможностями ребенок самостоятельно воспользоваться не может. Результативность КИ во многом определяет психолого- педагогическая реабилитация.
Дети с кохлеарными имплантами представляют из себя новую категорию детей с нарушенным слухом, отличающуюся крайней разнородностью.
Во-первых, по времени, когда осуществлена операция КИ – от ее проведения на первом году жизни до ее проведения в 6-7 лет.
Во-вторых, по психолого-педагогической характеристике ребенка до проведения КИ: как оглохшие дошкольники сохранившие речь, которой они овладели при нормальном слухе, так и дети с распадающейся или распавшейся речью; глухие дети, уровень общего и речевого развития которых в результате ранней коррекционной работы близок к возрастной норме; глухие дети, еще не владеющие речью или имеющие низкий уровень речевого развития; глухие дошкольники с выраженными дополнительными отклонениями в развитии; дети раннего возраста, в силу чего еще не владеющие речью.
Эти существенные различия требуют разных программ реабилитации.
Кроме того и сам процесс реабилитации отличается своеобразием: в нем выделяется особый период – первоначальный этап, в процессе которого должен быть принципиально изменен путь развития ребенка с КИ – он должен быть переведен на путь естественного развития коммуникации и речи, как это происходит у маленького слышащего ребенка.
Успешное развитие, воспитание и обучение детей с КИ требует учета особых образовательных потребностей данной категории детей. Эти потребности, естественно, отличаются у оглохших детей; у дошкольников, уже владеющих фразовой речью; у еще не говорящих детей; у детей раннего возраста. В самом общем виде особые образовательные потребности можно охарактеризовать следующим образом:
-индивидуальный подход к образованию ребенка с КИ на первоначальном и последующем этапах реабилитации с учетом психофизических возможностей ребенка на каждом из них;
перцептивное и коммуникативное развитие, а также в целом на амплификацию (обогащение) его развития сразу после выявления проблемы (в дооперационный период) и сразу после КИ;
-обеспечение постоянного взаимодействия детей с КИ с нормально слышащими и говорящими дошкольниками и взрослыми;
-организация особой предметно-развивающей, пространственной среды, способствующей полноценному усвоению вербальной коммуникации;
-использование специальных подходов, методов и приемов при развитии ребенка после КИ;
-комплексный подход в сопровождении образования ребенка после КИ, включающий взаимодействие специалистов педагогического и психологического профиля, а также медицинского (аудиологии);
-целенаправленная работа по сопровождению семьи ребенка после КИ в образовательном процессе.
Программа коррекционной работы разработана с учетом дифференцированного подхода для различных групп детей с КИ:
- детей с КИ без выраженных дополнительных отклонений, по уровню общего и слухоречевого развития приближающихся к возрастной норме;
-детей с КИ без выраженных дополнительных отклонений в развитии, отстающих от возрастной нормы;
-детей с КИ с выраженными дополнительными отклонениями в развитии (с ЗПР, легкой умственной отсталостью; с нарушениями зрения, опорно- двигательного аппарата, сочетающиеся с интеллектуальной недостаточностью и др.), значительно отстающих от возрастной нормы.
В тех случаях, когда у детей с КИ отмечаются тяжелые множественные нарушения (наличие умеренной, тяжелой или глубокой умственной отсталости, сочетание трех или более нарушений в развитии, включая выраженную умственную отсталость), и их развитие несопоставимо с возрастной нормой, то их образование следует организовывать по адаптированной образовательной программе образования для детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития.
Планируемыерезультаты
Результаты завершающего периода реабилитации освоения программы представлены в виде целевых ориентиров и представляют собой характеристики возможных достижений ребенка после КИ к завершению реабилитации. Их целесообразно дополнить целевыми ориентирами, описанными в примерной адаптированной образовательной программе дошкольного образования для слабослышащих и позднооглохших детей на этапе завершения ее освоения детьми с разным уровнем общего и речевого развития, в том числе и имеющими выраженные дополнительные отклонения.
Целевыеориентирыкокончаниюзавершающего периода реабилитации.
При благоприятных обстоятельствах развитие слуха и речи у ребёнка с КИ идёт по естественному пути в соответствии с возрастной нормой.
Рассмотрим целевые ориентиры на завершающем этапе для ребенка к с КИ, имеющего выраженные дополнительные нарушения в развитии, значительно отстающего от возрастной нормы. У ребёнка отмечается:
-формирование доброжелательных отношений к взрослым и детям; умение выстраивать партнерские отношения с окружающими (большую часть практических действий выполняет в совместной со взрослым деятельности или при постоянной помощи взрослого, владеет элементарными формами и средствами взаимодействия со сверстниками);
- положительная динамика в развитии мышления (наглядно-действенного, образного, элементах логического), внимания, образной и словесной памяти;
-формирование основных видов мыслительных операций (анализа, сравнения, классификации, обобщения);
-восприятие на слух неречевых и речевых звучаний, соответствующих нормально слышащему ребенку более младшего возраста: речевой процессор адекватно настроен - ребенок слышит и реагирует на звуки окружающего мира, голос нормальной разговорной громкости более 6 метров и шепотную речь на расстоянии 4-6 метров; испытывает затруднения в разборчивом восприятии на слух речи;
-слуховое поведение ребенка близко к поведению детей с нормой слуха более младшего возраста: проявляет живой интерес к звучаниям окружающего мира; может адекватно вести себя в ответ на услышанное звучание; различает различные звуки, в том числе близкие по звучанию; экспериментирует со звуками и получает от этого видимое удовольствие; активно использует разнообразные голосовые реакции с выраженной интонацией; любит слушать музыку;
-устная речь является основным средством общения со знакомыми людьми, но широко используются и невербальные средства; уровень развития коммуникации и речи значительно отстает от возрастной нормы; ребенок в общении понимает простую фразу, как правило, связанную с его деятельностью, с определенной ситуацией; в самостоятельной речи использует звукоподражания, лепетные и полные слова, короткие фразы; формируются элементарные навыки связной речи, прежде всего разговорной; устная речь естественная по звучанию, интонационно окрашенная, в нормальном темпе, но со значительными аграмматизмами; она, как правило, недостаточно внятная;
-наблюдается развитие сенсорного опыта, развитие эмоциональной отзывчивости, формирование интереса к красоте окружающего мира, знакомство и освоение разных видов художественной деятельности (изобразительной, театрализованной, музыкальной), формирование художественных способностей.
При соблюдении требований к условиям реализации рабочей программы настоящие целевые ориентиры предполагают формирование у детей с КИ предпосылок к учебной деятельности. При этом уровень общего и слухоречевого развития ребенка и степень его приближения к возрастной норме может быть различным: близким к возрастной норме, незначительно ниже нее или значительно ниже возрастной нормы.
В адаптированной образовательной программе дошкольного образования для слабослышащих и позднооглохших детей подробно представлена оценка качества образовательной деятельности по Программе. Она является ориентиром и для Программы детей после КИ. Но кроме этого особое внимание в оценке образовательной деятельности следует обращать на реализацию специфики воспитания и обучения именно детей с КИ.
-Программа должна быть нацелена на перевод ребенка на путь естественного развития коммуникации и речи на принципиально новой, приближенной к полноценной сенсорной основе.
-Программа должна обеспечивать реализацию особых образовательных потребностей принципиально разных групп детей с КИ (оглохших с сохраненной и с распадающейся речью; глухих дошкольников, имевших до КИ разный уровень общего и речевого развития; детей с выраженными дополнительными отклонениями в развитии; дошкольников, имплантированных в возрасте 1-2-х лет).
-Программа должна реализовывать адекватные для ребенка с КИ психолого-педагогические условия завершающем периоде реабилитации:
1)определение оптимального образовательного маршрута с учетом уровня общего психического развития и степени его приближения к возрастной норме детей с КИ:
для детей, приблизившихся к возрастной норме - воспитание и обучение в общеобразовательной среде – группа общеразвивающей или оздоровительной направленности,
для детей, не приблизившихся к возрастной норме, но имеющих перспективу приближения к ней - воспитание и обучение в комбинированной среде – группа комбинированной направленности,
для детей, не приблизившихся к возрастной норме и не имеющих перспективы приближения к ней в силу наличия выраженных дополнительных отклонений в развитии - специальная образовательная среда – группа для слабослышащих дошкольников;
2)постоянное взаимодействие со специалистами центров реабилитации слуха, центров кохлеарной имплантации для контроля за адекватной настройкой речевого процессора.
Особое внимание следует обратить на подбор различных звучащих предметов и музыкально-дидактических игр, направленных как на художественно- эстетическое развитие, так и на формирование у них естественного слухового поведения, развитие слухового восприятия, в том числе и фонематического слуха, на обогащение слухового опыта; на определение характера музыки; на развитие звуковысотного слуха, музыко-слуховой памяти, тембрового слуха, чувства ритма. Ребенок с КИ должен иметь возможность безопасного беспрепятственного доступа к объектам инфраструктуры ресурсного центра, а также к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности.
Предметно-пространственная развивающая образовательная среда должна обеспечивать условия для физического и психического развития, охраны и укрепления здоровья, коррекции недостатков развития ребенка с КИ.
Содержание программы.
Работа с семьёй.
Становление полноценной личности ребенка после КИ происходит в результате взаимодействия семьи и специалистов. Именно родители через целенаправленное эмоциональное общение с ребенком способствуют выработке первичных коммуникативных умений и далее развитию речи и базовых социальных ценностей, ориентаций, потребностей, интересов и привычек.
Эффективность реабилитации ребенка с КИ во многом зависит от правильной организации работы с семьёй и ее проведения на первоначальном этапе. При этом оптимальными условиями являются воспитание ребенка в семье, в окружении слышащих людей, систематические занятия с сурдопедагогом и постоянное целенаправленное воздействие на родителей ребенка, которые подготовлены к этому специалистами. При этом продолжительность данного периода достаточно велика: в среднем 9-12 месяцев для детей, имплантированных до 1,5 лет и 12-15 месяцев для детей, имплантированных в более поздние сроки.
Цель работы с родителями:
-обеспечение адекватных микросоциальных условий развития ребенка с КИ в семье, поддержка активной позиции родителей в воспитании и обучении собственного ребенка (или в ее формировании и развитии).
Задачи работы с родителями:
-сформировать у родителей мотивацию к взаимодействию со специалистами образовательной организации;
-выявить социально-психологические внутрисемейные факторы, способствующие гармоничному развитию ребенка с КИ в семье; при наличии факторов, дестабилизирующих внутрисемейную атмосферу и межличностные отношения, установить их причины, и способствовать их коррекции;
-способствовать формированию у родителей адекватных представлений о своем ребенке;
способствовать оптимизации личностного развития ребенка с КИ;
-обучать родителей приемам и методам воспитания и обучения своего ребенка, обеспечивающим его оптимальное развитие;
-повысить психолого-педагогическую компетентность родителей в вопросах воспитания, обучения, развития и социальной адаптации ребенка с КИ;
-скорректировать воспитательские позиции родителей, оказать им помощь в выборе адекватных мер воздействия.
Работа, обеспечивающая взаимодействие семьи и организации, реализующей Программу, включает следующие направления:
-аналитическое - изучение семьи, выяснение образовательных потребностей конкретного ребенка, предпочтений родителей для согласования воспитательных воздействий на него;
- коммуникативно-деятельностное,направленное на повышение педагогическойкультуры родителей; вовлечение родителей в воспитательно-
образовательный процесс; создание активной развивающей среды, обеспечивающей единые подходы к развитию личности в семье и детском коллективе.
-информационное - пропаганда и популяризация психологических и педагогических знаний среди родителей, опыта деятельности; подготовка рекомендаций по организации коррекционно-воспитательной работы с ребенком в условиях семьи; создание открытого информационного пространства (сайт, форум, группы в социальных сетях и др.) для своевременного информирования родителей о деятельности организации, реализующей программу, и ребенка в ней, а также для согласования позиций по вопросам воспитания и коррекционно-развивающей работы.
Организация работы с родителями должна проводиться таким образом, чтобы обеспечивать поэтапное целенаправленное их обучение взаимодействию с собственными детьми на уровне эмоционального общения, «эмоционального диалога», развития сенсорных эталонов, снижающих риск сенсорной депривации.
Содержание работы сурдопедагога с ребенком с КИ и его семьей определяется логикой становления и развития взаимодействия слышащего ребенка первого года жизни с близкими и включает несколько этапов: ориентировочный; запуск эмоционального взаимодействия ребенка с близкими на новой сенсорной основе; запуск понимания речи; запуск спонтанного освоения речи в естественной коммуникации. Задачи каждого этапа деятельности определяется как для ребенка, так и для его родителей.
2.Коррекционнаяработа
На этапах реабилитации ребенок получает возможность достаточно разборчиво воспринимать речь и звуки окружающего мира. Таким образом, создается принципиально новая сенсорная основа, позволяющая ребенку с КИ в естественной коммуникации осваивать речь, как это происходит со слышащим маленьким ребенком.
К окончанию реабилитации ребенок должен перейти на путь естественного овладения коммуникацией и речью.
Эти принципиальные отличия отражаются на содержании коррекционно- педагогической работы и на ее организации.
С учетом достигнутого детьми уровня общего и слухоречевого развития ведется целенаправленная работа над их речевым развитием. Основным содержанием коррекционной работы становится интенсивное развитие речи, которой ребенок продолжает овладевать, прежде всего, в естественной коммуникации.
2.1.Накопление словаря понимаемой и самостоятельной речи – формирование и обогащение словаря в ходе педагогической работы через помощь в оречевлении (предъявление правильного образца) всех выполняемых действий для выражения детьми желаний, чувств, интересов при реализации всех пяти образовательных областей: социально-коммуникативное развитие; познавательное развитие; речевое развитие; художественно-эстетическое развитие; физическое развитие.
Ребенка учат:
пониманию и обозначению в речи предметов повседневного пользования, их назначения (одежда, обувь, мебель, посуда и др.), близкого окружения, живой и неживой природе, явлений природы, сезонных и суточных изменений и т.п.
составлению простых нераспространенных предложений и распространенных предложений на материале сюжетных картинок, по демонстрации действия;
умению задавать вопросы и отвечать на них, используя краткие и полные ответы, самостоятельно задавать вопросы, пользуясь при этом различными типами коммуникативных высказываний;
Особое внимание уделяется владению словарем, связанным с содержанием эмоционального, бытового, предметного, социального и игрового опыта ребенка; отражению в речи впечатлений, представлений о событиях своей жизни в речи.
2.2. Работа над грамматическим строем речи осуществляется в живом общении при подражании речи взрослых, а также в ходе специальных игровых упражнений.
Ребенка поощряют к использованию в речи простых по семантике грамматических форм слов и продуктивных словообразовательных моделей, грамотному построению предложений.
2.3.Развитие монологической и диалогической речи осуществляется в процессе игр, специально создаваемых ситуаций, театрализованной деятельности и т.п.
Необходимо учить отвечать на вопросы о хорошо знакомых им предметах, игрушках, а затем - рассказывать о них, используя символические средства, рисование, театрализованные игры. Важно формировать умение задавать по ситуации, по сюжетной картинке вопросы и отвечать на них, составлять с помощью взрослого небольшой рассказ с использованием наглядных средств обучения. Это является подготовкой к самостоятельному составлению рассказа.
Особое внимание с первых шагов коррекционной работы важно уделять развитию диалогической речи. Педагог должен использовать различные ситуации в повседневной жизни и на занятиях для диалога с конкретным ребенком, а также создавать условия для развития общения. Важно поддерживать инициативные диалоги, стимулировать, создавать коммуникативные ситуаций, вовлекать в беседу.
Взрослые обеспечивают создание условий для заучивания стихотворений, потешек. Вместе с ребенком используют при воспроизведении литературных произведений настольный и кукольный театр, игры-драматизации.
Содержанием коррекционной работы являются также развитие слухового восприятия, обучение произношению и обучение грамоте.
2.4. Развитиеслуховоговосприятия.
К успешному завершению реабилитации ребенок с КИ достаточно разборчиво слышит речь, что подтверждается тем фактом, что они начинают успешно овладевать речью (набирать все новые и новые слова и фразы) на слух в процессе естественного общения. Поэтому в систематической работе по развитию слухового восприятия, которая проводится, например, со слабослышащими дошкольниками, они, как правило, не нуждаются.
Вместе с тем необходимо поддерживать слуховое восприятие, широко использовать его в процессе воспитания и обучения, а также обогащать представления детей о звуках окружающего мира. В различных ситуациях и в играх учить детей:
различать разнообразные неречевые звуки, в том числе близкие по звучанию: бытовые шумы, звуки природы, улицы, работы различных приборов и машин и др.), узнавать их, соотносить с конкретными объектами;
различать и воспроизводить звуки разной интенсивности, высоты, производящиеся в разном темпе;
узнавать голоса взрослых и детей, их эмоциональное состояние, соотносить с конкретным человеком;
узнавать при прослушивании записи (в природе, в кино, ТВ) голоса птиц и животных;
узнавать при прослушивании записи звуки различных музыкальных инструментов;
различать разнообразные музыкальные ритмы, двигаться под них, воспроизводить их на шумовых музыкальных инструментах;
различать на слух и воспроизводить разнообразные речевые ритмы (в том числе при изменяющихся темпе, громкости и высоте).
В целях развития фонематического слуха ребенка учат различать на слух слова, отличающиеся друг от друга одним-двумя гласными или согласными звуками в корнях, окончаниях, суффиксах, приставках, например: почка — точка — дочка — кочка, девочка — девочки, рисуй — рисуйте, завтракал — позавтракал, ушел — пришел и т. п.
2.5. Обучениепроизношению.
При успешном завершении реабилитации отмечаются интонированные голосовые реакции, ребенок произносит первые слова и фразы, но их звуковой состав, как правило, еще не совершенен. Он часто не соблюдает и звуко-буквенный состав уже знакомых им слов и фраз. Его устная речь напоминает речь маленьких слышащих детей. В процессе совершенствования слухового восприятия постепенно происходит уточнение и произносительной стороны речи. Взрослые должны стимулировать его и внимательно следить за появлением у ребенка новых звуков, поддерживая их. Целесообразно проводить разнообразные артикуляционные игры- упражнения, а также широко использовать такой методический прием как речевая ритмика во фронтальной, а при необходимости, и в индивидуальной работе. Этот прием основан на обучении детей подражанию крупным движениям тела, рук, ног, которые сопровождаются произнесением звуков, слогов, слов, фраз. Двигательные возможности маленького ребенка постепенно развиваются, и подражание движениям (не только крупным, но и мелким, в том числе и артикуляционным) становится более точным. В этом случае именно движения ведут за собой произношение.
Планирование образовательной деятельности.
Программа не предусматривает жесткого регламентирования образовательного процесса и календарного планирования образовательной деятельности, оставляя специалистам ресурсного центра пространство для гибкого планирования их коррекционной работы, исходя из особенностей реализуемой основной образовательной программы, условий образовательной деятельности, потребностей, возможностей, интересов и инициатив воспитанников и их семей.
Планирование деятельности определяется следующими графиками
.
Система коррекционно-развивающей работы.
Комплексно-диагностический модуль.
Направления работы
учителя-сурдопедагога
Содержание деятельности
Методики
Дата
Первичная диагностика
Педагогическая диагностика слуха:
различение разнообразных неречевых звуков, в том числе близких по звучанию: бытовые шумы, звуки природы, улицы, работы различных приборов и машин и др.), узнавание их, соотносение с конкретными объектами;
различение и воспроизводение звуков разной интенсивности, высоты, производящиеся в разном темпе;
узнавание голосов взрослых и детей, их эмоциональное состояние, соотносение с конкретным человеком;
Педагогическая диагностика речевого развития:
-наличие контакта;
накопление словаря понимаемой и самостоятельной речи.
Гончарова Е.Л.,
Кукушкина О.И. «3 П-реабилитация» детей с КИ.
Кузьмичёва Е.П.
Методика развития слухового восприятия глухих учащихся.
Сентябрь
Промежуточная диагностика
Педагогическая диагностика слуха:
узнавание при прослушивании записи (в природе, в кино, ТВ) голосов птиц и животных;
узнавание при прослушивании записи звуки различных музыкальных инструментов;
различение разнообразных музыкальных ритмов. Педагогическая диагностика речевого развития:
-формирование грамматического строя речи.
Гончарова Е.Л.,
Кукушкина О.И. «3 П-реабилитация» детей с КИ.
Кузьмичёва Е.П.
Методика развития слухового восприятия глухих учащихся
Декабрь
Итоговая диагностика
Педагогическая диагностика слуха:
различение на слух и воспроизведение разнообразных речевых ритмов (в том числе при изменяющихся темпе, громкости и высоте).
распознавание бытовых звуков в условиях помех.
Педагогическая диагностика речевого развития:
-развитие диалогической и монологической речи.
Гончарова Е.Л.,
Кукушкина О.И. «3 П-реабилитация» детей с КИ.
Кузьмичёва Е.П.
Методика развития слухового восприятия глухих учащихся.
Май
Коррекционная работа.
Занятия с учителем-сурдопедагогом.
Направления работы
Содержаниеработы
Работа по
накоплению словаря и пониманиюречи
1) Работа по формированию, уточнению и обогащению словаря: расширение, уточнение и активизация словаря на основе систематизации и обобщения знаний об окружающем в рамках изучаемых лексических тем; упражнение в словоизменении и словообразовании.
2) Формирование предметного, предикативного, адъективного словаря экспрессивной речи.
3)Развитие потребности в общении и формирование элементарных коммуникативных умений для взаимодействия с окружающими взрослыми и детьми
4) Развитие интереса и познавательной активности к окружающей действительности.
5) Работа над вербализацией игровых действий (учить отражать в речи содержание выполненных действий).
6) Воспитание общих речевых навыков; развитие импрессивной стороны речи.
Обучение произношению
1) Постановка звуков.
2)Автоматизация поставленных звуков и введение их в речь 3)Дифференциация звуков.
4)Развитие навыков звукового анализа.
5)Коррекция нарушений фонетической стороны речи.
6)Формирование слоговой структуры слов: двусложные слова, состоящие из прямых открытых слогов (пила, рыба...); трехсложные слова, состоящие из прямых открытых слогов (сапоги, молоко...); односложные слова, состоящие из закрытого слога (мяч, лук...).
Работа над грамматическим строем речи.
1)Формирование грамматических стереотипов словоизменения и словообразования в экспрессивной речи.
2)Формирование синтаксических стереотипов и усвоение синтаксических связей в составе предложения.
- согласование прилагательных, числительных с существительными;
-употребление в речи предложно-падежных конструкций.
Развитие слухового восприятия
1)Тренировка, обнаружение, различение и узнавание звуков окружающей среды и использование их в повседневной жизни (мотор автомобиля, шуршание листвы).
2)Формирование по подражанию разных двигательных реакций в ответ на звучание различных инструментов (шагать под барабан, хлопать в ладоши под бубен)
3)Развитие умения дифференцировать на слух звучание музыкальных инструментов, реагируя действиями на звучание определенного инструмента (выбор из двух)
4)Формирование умения соотносить игрушку с соответствующим звукоподражанием.
5)Развитие фонематического слуха:
-различение на слух слов, отличающихся друг от друга одним-двумя гласными или согласными звуками в корнях, окончаниях, суффиксах, приставках, например: почка — точка — дочка — кочка, девочка — девочки, рисуй — рисуйте, завтракал — позавтракал, ушел — пришел и т. д.
Развитие монологической и диалогической речи.
1) Использование различных ситуаций в повседневной жизни для диалога с ребенком.
2)Создание коммуникативных ситуаций для развития общения.
3)Ответы на вопросы о хорошо знакомых предметах, игрушках, режимных моментов.
4) Обыгрывание различных ситуаций, требующих диалога: « Знакомство»,
«У врача», «Завтракаем, обедаем, ужинаем» и др.
4) Ответы на вопросы по сюжетной картине.
5)Составление вопросов по сюжетной картине.
6) Заучивание потешек, небольших стихов.
7) Составление небольших связных текстов.
Тематическое планирование
коррекционно-развивающих занятий с учителем-сурдопедагогом.
2 этап: «Различение часто используемых слов и опознавание простых фраз».
№ п/п
Наименова-ние раздела.
Наименование тем.
Кол-во
часов.
Сроки.
При-ме-чание
1.
Первичная диагностика
Педагогическое обследование слуховых и речевых возможностей ребёнка.
Педагогическое обследование слуховых и речевых возможностей ребёнка. Динамика развития.
1 ч
10
Итого:
17 ч
Библиографический список методических и учебных пособий, используемых в коррекционно-развивающем процессе.
Бутко С.С. Современное состояние теории и практики интегрированного обучения детей с нарушением слуха / С.С. Бутко // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. - 2014. - № 1-2. - С. 78-88.
Воспитание и обучение слабослышащих детей дошкольного возраста: программы для специальных дошкольных учреждений / Л.П. Носкова, Л.А. Головчиц, Н.Д. Шматко и др. – М.: Просвещение, 1991. – 156 с.
Выявление детей с подозрением на снижение слуха (младенческий, ранний, дошкольный и школьный возраст) : методические рекомендации / под ред. Г.А. Таватркиладзе, Н.Д. Шматко. – М.: Экзамен, 2004. – 96 с. – Библиогр.: с. 68-69.; издание второе.
Гончарова Е.Л., Кукушкина О.И. Изменение статуса ребенка в процессе кохлеарной имплантации и реабилитации – новое явление в сурдопедагогике. / Е.Л. Гончарова, О.И. Кукушкина // Дефектология. — 2014. — № 1. — 14 - 16.
Гончарова Е.Л., Кукушкина О.И. «3П-реабилитация» детей после кохлеарной имплантации – поворот в развитии сурдопедагогики // Дефектология.
Дети с кохлеарными имплантами: научно-популярное издание / Под ред. О. И. Кукушкиной, Е. Л. Гончаровой. ― М.: Издательство «Национальное образование», 2017. ― 208 с.
Диагностика и коррекция нарушенной слуховой функции у детей первого года жизни : методическое пособие / сост.: Г.А. Таватркиладзе, Н.Д. Шматко. – М.: Экзамен, 2005. – 128 с.
Зонтова, О.В. Билатеральная кохлеарная имплантация у детей особенности реабилитации и интеграции. - Научное обозрение: Теория и практика. 2012 (3), 62-66.
Зонтова, О.В. Рекомендации для родителей по развитию слухового восприятия у детей с нарушенным слухом / О. В. Зонтова; Санкт-Петерб. НИИ уха, горла, носа и речи. - СПб.: Умная Маша, 2010. - 200 с.
Королева, И.В. Кохлеарная имплантация и слухоречевая реабилитация глухих детей и взрослых : учебно-методическое пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению 050700 Педагогика / И. В. Королева с.186, [1] с. ил., табл. 21 см. - Санкт-Петербург : КАРО, 2009.
Королева, И.В. Прогноз эффективности слухоречевой реабилитации после кохлеарной имплантации у детей младшего возраста / И.В. Королева // Дефектология. – 2002. - № 4. - С.28-39.
Королева, И.В. Реабилитация глухих детей и взрослых после кохлеарной и стволомозговой имплантации. - Санкт-Петербург : КАРО, 2015. - с: 870 с. ил., табл. 24 см.
Королева, И.В. Дети с нарушениями слуха. Книга для родителей и педагогов. / И.В. Королева, П.А Янн. - Санкт-Петербург: Издательско- полиграфический центр КАРО, 2013. -240 с.
Красильникова О.А., Люкина, А.С. Результаты исследования коммуникативных умений младших школьников с кохлеарными имплантами [Электронный ресурс] / А.С. Люкина, О.А. Красильникова // Письма в Эмиссия. Оффлайн (The Emissia.Offline Letters). – Март 2014. – ART 2167. – Режим доступа: http://www.emissia.org/offline/2014/2167.htm
Кукушкина О.И. «Точка запуска» новых слуховых возможностей и спонтанного развития речи ребенка после кохлеарной имплантации [Электронная статья] / О.И. Кукушкина, Е.Л. Гончарова // Альманах Института коррекционной педагогики. — 2015. — № 24 —– Выпуск 2. — http://alldef.ru/ru/articles/almanah-24
Кукушкина, О.И., Гончарова Е.Л. Подход к реабилитации после кохлеарной имплантации // Дефектология. – 2016. – № 4. – С. 44-51.
Леонгард, Э.И. Кохлеарная имплантация и речь : университет для родителей / Э.И. Леонгард // В едином строю. - 2006. - № 3. - С. 21-25.
Малофеев Н.Н. Кохлеарная имплантация. (что должен знать родитель, принимающий решение об имплантировании ребенка с нарушенным слухом) / Н.Н. Малофеев // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2013. – № 1. – С. 3 - 10.
Малофеев, Н.Н. Кохлеарная имплантация / Н.Н. Малафеев // Дефектология. - 2013. - № 2 (Март-апр.). - С. 6 - 15. - (Теория и методология специальной педагогики). - Библиогр. в конце ст.
Миронова, Э.В. Развитие речевого слуха у говорящих детей после кохлеарной имплантации / Э.В. Миронова, А.И. Сатаева, И.Д. Фроленкова // Дефектология. - 2005. - № 1. - С.52-56.
Николаева, Т.В. Комплексное психолого-педагогическое обследование ребенка раннего возраста с нарушенным слухом : методическое пособие / Т.В. Николаева. – М.: Экзамен, 2006. – 112 с.
Николаева, Т.В. Материалы для комплексного психолого-педагогического обследования ребенка раннего возраста с нарушенным слухом : методическое пособие / Т.В. Николаева. – М.: Экзамен, 2006. – 48 с.
Пелымская, Т.В. Формирование устной речи дошкольников с нарушенным слухом: пособие для учителя-дефектолога / Т.В. Пелымская, Н.Д. Шматко. – М.: Владос, 2003. – 224 с. - Библиогр.: С. 223.
Психолого-педагогическая помощь после кохлеарной имплантации. Реализация новых возможностей ребенка: монография / Н.Н. Малофеев, О.И. Кукушкина, Е.Л. Гончарова, О.С. Никольская и др.; под общ. ред. О.И. Кукушкиной, Е.Л. Гончаровой, О.С. Никольской. – М.: Полиграф сервис, 2014. – 192 с.
Сатаева А.И. Первоначальный период работы с глухими дошкольниками после кохлеарной имплантации / А.И. Сатаева // Дефектология. – 2012. – № 2. – С. 50 - 62.
Сатаева А.И. Показатели завершения «запускающего» этапа реабилитации применительно к разным группам детей с кохлеарными имплантами / А.И. Сатаева // Дефектология. — 2014. — № 3. – С. 21 -29.
Сатаева А.И. Система работы сурдопедагога с детьми после кохлеарной имплантации: автореф. дис. … канд. пед. наук: 13.00.03. М., 2016. 26 с.
Сатаева, А.И. Взаимодействие сурдопедагога и родителей на запускающем этапе реабилитации после кохлеарной имплантации / Сатаева А.И., Буданцов А.В.// Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. - 2015. - №
2. - С. 17-32.
Сатаева А.И. «3П-реабилитация» детей с КИ: технология перестройки взаимодействия родителей на новой сенсорной основе / А.И. Сатаева // Дефектология. — 2018. — № 2. – С. 14-26.
Соколовская Т.А. Особенности речевого развития детей после кохлеарной имплантации / Соколовская Т.А.// Специальное образование. - 2013. - №
2. - С. 91-97.
Шматко, Н.Д. Особенности организации коррекционного обучения имплантированных дошкольников / Н. Д. Шматко // Дефектология : - 2012. - № 3. -