Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Волшебство красок"
Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Волшебство красок"
Рабочая программа по общекультурному направлению внеурочной деятельности «Волшебство красок»направлена на приобщение детей к миру прекрасного, развитие активного интереса к изобразительному искусству. Цель программы – формирование первоначальных изобразительных навыков, используя нетрадиционные техники рисования, способствующих социальной адаптации детей.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
по курсу внеурочной деятельности «Волшебство красок»
для 5-Б класса (вариант II)
Рабочую программу составила:
___________А.Ю. Хелемендык
2025-2026 учебный год
Пояснительная записка
Рабочая программа по общекультурному направлению внеурочной деятельности «Волшебство красок»разработана в соответствии с:
Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12. 2012 г. № 273-ФЗ;
Федеральным государственным образовательным стандартом, образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утвержденным приказом МО РФ от 19.12.2014 г. № 1599;
Федеральной адаптированной основной общеобразовательной программой обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 2), утверждённой приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 24.11.2022 г. № 1026;
Приказом Министерства просвещения РФ «О внесении изменений в некоторые приказы Министерства просвещения Российской Федерации, касающиеся федеральных адаптированных образовательных программ» от 17.07.2024 г. № 495 (зарег. в Минюсте России 15.08.2024 г. № 79163);
Адаптированной основной общеобразовательной программой образования обучающихся с нарушениями интеллекта (вариант 2) Государственного казенного общеобразовательного учреждения «Донецкая специальная школа-интернат № 28»;
Программно-методическим материалом по изобразительной деятельности для детей с нарушениями интеллекта, ТМНР;
Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ «Об утверждении санитарных правил СП.2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодёжи» от 28.09.2020 г. №28;
Календарным годовым графиком работы образовательного учреждения на 2025-2026 учебный год.
Цель программы – формирование первоначальных изобразительных навыков, используя нетрадиционные техники рисования, способствующих социальной адаптации детей.
Задачи:
· Формирование интереса к изобразительной деятельности и ее результатам;
· Формирование умения использовать разнообразные материалы и инструменты в процессе рисования;
· Овладение основными приемами нетрадиционных техник рисования;
· Развитие мелкой моторики;
· Развитие цветового восприятия;
· Развитие творческой активности;
· Формирование умения взаимодействовать с взрослым, сверстником в творческой деятельности.
Общая характеристика курса
Рисование является одним из самых интересных и увлекательных занятий для детей. Это один из доступных видов деятельности, который может освоить ребенок с нарушением интеллекта. Изобразительная деятельность стоит среди самых интересных видов деятельности для детей разных возрастов. Она позволяет ребенку выразить в рисунках свое личное впечатление об окружающем мире. Вместе с тем, изобразительная деятельность имеет неоценимое значение для всестороннего развития ребенка, раскрытия и обогащения его творческих способностей.
Данная программа направлена на приобщение детей к миру прекрасного, развитие активного интереса к изобразительному искусству. Возрастные и психологические особенности детей позволяют ставить перед ними посильно сложные изобразительные задачи. Обучение техническим навыкам и умениям направлено на использование различных приемов с учетом выразительных свойств материалов, особенностей изображаемого образа при освоении простых техник рисования. Развивая у детей творческие способности изобразительной деятельности, необходимо помнить, что художественное творчество не знает ограничений ни в материале, ни в инструментах, ни в технике.
Нетрадиционная техника рисования помогает увлечь детей, поддерживать их интерес, именно в этом заключается педагогическая целесообразность программы. Необходимо уделять особое внимание развитию у детей цветового восприятия, которое очень важно для передачи красоты окружающего мира. На занятиях рисованием учащиеся будут учиться бережному отношению к художественным материалам, осваивать способы сотрудничества и взаимодействия при выполнении коллективных работ.
Место курса в учебном плане
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Волшебство красок» ориентирована на детей и подростков с умеренной, тяжелой умственной отсталостью, ТМНР. Срок реализации программного материала – 2 года (5 – 6 класс).
Рабочая программа составлена в соответствии с количеством часов, указанных в учебном плане. Занятия по данной рабочей программе проводятся в соответствии с календарно-тематическим планированием 1 раз в неделю, что составляет 34 часа в год.
класс
курс
кол-во часов в год
кол-во часов в неделю
5
Волшебство красок
34
1
Количество часов на изучение темы, может варьироваться учителем, исходя из структуры учебного года и контингента класса.
Учитель оставляет за собой право изменять тематику календарного планирования в зависимости от сложности недостатков психофизического развития обучающихся, по необходимости уменьшать или увеличивать количество часов на определенную тему.
Содержание программы
Содержание программы представлено различными видами техник изобразительной деятельности, доступных детям с нарушениями развития. Программа построена с учетом принципа «от простого к сложному»: сначала обучающиеся осваивают несложные по способу выполнения техники, постепенно переходят к более сложным видам работ. Основная часть времени на занятиях отводится на выполнение действий, лежащих в основе той или иной изобразительной техники. Каждая из этих техник – это маленькая игра. Их использование позволяет детям чувствовать себя раскованнее, смелее, непосредственнее, развивает воображение, дает полную свободу для самовыражения.Техники подобраны таким образом, чтобы ребенок имел возможность действовать максимально самостоятельно.
Занятия включают в себя организационную и практическую части. Организационная часть должна обеспечить наличие всех необходимых для работы материалов, инструментов и организации рабочего места. Практическая часть занимает большую часть времени и является центральной частью занятия. Обучающиеся выполняют изобразительные действия в определенной изобразительной технике, результатом, которых становится продукт творческой деятельности. Во многом результат работы ребенка зависит от его заинтересованности, поэтому на занятии важно активизировать обучающихся, побудить его к деятельности при помощи дополнительных стимулов, например, сюрпризный момент - любимый герой сказки или мультфильма приходит в гости и приглашает ребенка отправиться в путешествие или музыкальное сопровождение.
Применяемые средства, инструменты и расходные материалы:
пальчиковые краски, акварельные краски, гуашь; восковые и масляные мелки, свеча; ватные палочки; поролон; трубочки коктейльные, кусочек плотного картона либо пластика (55 см); матерчатые салфетки; стаканы для воды; подставки под кисти, кисти; клеёнка; мягкие формы для позиционирования; столики для колясок; скотч; тазы, ведра.
Планируемые результаты освоения курса
Возможные предметные результаты освоения рабочей программы включают следующие умения:
- оставлять графический след;
- рисовать точки, линии;
- выполнять «набрызг», отпечаток, оттиск;
- раздувать краски (с помощью трубочки, груши и др.)
- использовать различные художественные материалы для работы в разных изобразительных техниках;
- повышение интереса к собственной изобразительной деятельности и изобразительной деятельности друг друга.
Возможные личностные результаты освоения рабочей программы включают:
· получение удовольствия от результатов индивидуальной и коллективной деятельности;