kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование уроков ручного труда для обучающегося 3 класса с интеллектуальными нарушениями

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование уроков ручного труда для обучающегося 3 класса с интеллектуальными нарушениями.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа и календарно-тематическое планирование уроков ручного труда для обучающегося 3 класса с интеллектуальными нарушениями»

Ручной труд

Пояснительная записка

Рабочая программа по ручному труду рассчитана на 3года, 2 часа в неделю.

Основная цель изучения данного предмета заключается во всестороннем развитии личности учащегося младшего возраста с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в процессе формирования трудовой культуры и подготовки его к последующему профильному обучению в старших классах.

Задачи изучения предмета:

― формирование представлений о материальной культуре как продукте творческой предметно-преобразующей деятельности человека.

― формирование представлений о гармоничном единстве природного и рукотворного мира и о месте в нём человека.

― расширение культурного кругозора, обогащение знаний о культурно-исторических традициях в мире вещей.

― расширение знаний о материалах и их свойствах, технологиях использования.

― формирование практических умений и навыков использования различных материалов в предметно-преобразующей деятельности.

― формирование интереса к разнообразным видам труда.

― развитие познавательных психических процессов (восприятия, памяти, воображения, мышления, речи).

― развитие умственной деятельности (анализ, синтез, сравнение, классификация, обобщение).

― развитие сенсомоторных процессов, руки, глазомера через формирование практических умений.

― развитие регулятивной структуры деятельности (включающей целеполагание, планирование, контроль и оценку действий и результатов деятельности в соответствии с поставленной целью).

― формирование информационной грамотности, умения работать с различными источниками информации.

― формирование коммуникативной культуры, развитие активности, целенаправленности, инициативности; духовно-нравственное воспитание и развитие социально ценных качеств личности.

Коррекция интеллектуальных и физических недостатков с учетом их возрастных особенностей, которая предусматривает:

― коррекцию познавательной деятельности учащихся путем систематического и целенаправленного воспитания и совершенствования у них правильного восприятия формы, строения, величины, цвета предметов, их положения в пространстве, умения находить в трудовом объекте существенные признаки, устанавливать сходство и различие между предметами;

― развитие аналитико-синтетической деятельности, деятельности сравнения, обобщения; совершенствование умения ориентироваться в задании, планировании работы, последовательном изготовлении изделия;

― коррекцию ручной моторики; улучшение зрительно-двигательной координации путем использования вариативных и многократно повторяющихся действий с применением разнообразного трудового материала.


Планируемые результаты освоения учебного предмета


Минимальный уровень: знание правил организации рабочего места и умение самостоятельно его организовать в зависимости от характера выполняемой работы, (рационально располагать инструменты, материалы и приспособления на рабочем столе, сохранять порядок на рабочем месте); знание видов трудовых работ; знание названий и некоторых свойств поделочных материалов, используемых на уроках ручного труда; знание и соблюдение правил их хранения, санитарно-гигиенических требований при работе с ними; знание названий инструментов, необходимых на уроках ручного труда, их устройства, правил техники безопасной работы с колющими и режущими инструментами; знание приемов работы (разметки деталей, выделения детали из заготовки, формообразования, соединения деталей, отделки изделия), используемые на уроках ручного труда; анализ объекта, подлежащего изготовлению, выделение и называние его признаков и свойств; определение способов соединения деталей; пользование доступными технологическими (инструкционными) картами; составление стандартного плана работы по пунктам;

владение некоторыми технологическими приемами ручной обработки

материалов; использование в работе доступных материалов (глиной и пластилином; природными материалами; бумагой и картоном; нитками и тканью; проволокой и металлом; древесиной; конструировать из металлоконструктора); выполнение несложного ремонта одежды.

Достаточный уровень: знание правил рациональной организации труда, включающих

упорядоченность действий и самодисциплину; знание об исторической, культурной и эстетической ценности вещей; знание видов художественных ремесел;

нахождение необходимой информации в материалах учебника, рабочей

тетради; знание и использование правил безопасной работы с режущими и колющими инструментами, соблюдение санитарно-гигиенических

требований при выполнении трудовых работ; осознанный подбор материалов по их физическим, декоративно-художественным и конструктивным свойствам; отбор оптимальных и доступных технологических приемов ручной обработки в зависимости от свойств материалов и поставленных целей; экономное расходование материалов; использование в работе с разнообразной наглядности: составление плана работы над изделием с опорой на предметно-операционные и графические планы, распознавание простейших технических рисунков, схем, чертежей, их чтение и выполнение действий в соответствии с ними в процессе изготовления изделия; осуществление текущего самоконтроля выполняемых практических

действий и корректировка хода практической работы; оценка своих изделий (красиво, некрасиво, аккуратно, похоже на образец);

установление причинно-следственных связей между выполняемыми

действиями и их результатами; выполнение общественных поручений по уборке класса/мастерской после уроков трудового обучения.

Содержание программного материала

Работа с глиной и пластилином

Элементарные знания о глине и пластилине (свойства материалов, цвет, форма). Глина ― строительный материал. Применение глины для изготовления посуды. Применение глины для скульптуры. Пластилин ― материал ручного труда. Организация рабочего места при выполнении лепных работ. Как правильно обращаться с пластилином. Инструменты для работы с пластилином. Лепка из глины и пластилина разными способами: конструктивным, пластическим, комбинированным. Приемы работы: «разминание», «отщипывание кусочков пластилина», «размазывание по картону» (аппликация из пластилина), «раскатывание столбиками» (аппликация из пластилина), «скатывание шара», «раскатывание шара до овальной формы», «вытягивание одного конца столбика», «сплющивание», «пришипывание», «примазывание» (объемные изделия). Лепка из пластилина геометрических тел (брусок, цилиндр, конус, шар). Лепка из пластилина, изделий имеющих прямоугольную, цилиндрическую, конусообразную и шарообразную форму.



Работа с природными материалами

Элементарные понятия о природных материалах (где используют, где находят, виды природных материалов). Историко-культурологические сведения (в какие игрушки из природных материалов играли дети в старину).

Заготовка природных материалов. Инструменты, используемые с природными материалами (шило, ножницы) и правила работы с ними. Организация рабочего места работе с природными материалами. Способы соединения деталей (пластилин, острые палочки). Работа с засушенными листьями (аппликация, объемные изделия). Работа с еловыми шишками. Работа с тростниковой травой. Изготовление игрушек из желудей.

Изготовление игрушек из скорлупы ореха (аппликация, объемные изделия)

Работа с бумагой

Элементарные сведения о бумаге (изделия из бумаги). Сорта и виды бумаги (бумага для письма, бумага для печати, рисовальная, впитывающая/гигиеническая, крашеная). Цвет, форма бумаги (треугольник, квадрат, прямоугольник). Инструменты и материалы для работы с бумагой и картоном. Организация рабочего места при работе с бумагой. Виды работы с бумагой и картоном:

Разметка бумаги. Экономная разметка бумаги. Приемы разметки:

  • разметка с помощью шаблоном. Понятие «шаблон». Правила работы с шаблоном. Порядок обводки шаблона геометрических фигур. Разметка по шаблонам сложной конфигурации;

  • разметка с помощью чертежных инструментов (по линейке, угольнику, циркулем). Понятия: «линейка», «угольник», «циркуль». Их применение и устройство;

  • разметка с опорой на чертеж. Понятие «чертеж». Линии чертежа.

Чтение чертежа.

Вырезание ножницами из бумаги. Инструменты для резания бумаги. Правила обращения с ножницами. Правила работы ножницами. Удержание ножниц. Приемы вырезания ножницами: «разрез по короткой прямой линии»; «разрез по короткой наклонной линии»; «надрез по короткой прямой линии»; «разрез по длинной линии»; «разрез по незначительно изогнутой линии»; «округление углов прямоугольных форм»; «вырезание изображений предметов, имеющие округлую форму»; «вырезание по совершенной кривой линии (кругу)». Способы вырезания: «симметричное вырезание из бумаги, сложенной пополам»; «симметричное вырезание из бумаги, сложенной несколько раз»; «тиражирование деталей».

Обрывание бумаги. Разрывание бумаги по линии сгиба. Отрывание мелких кусочков от листа бумаги (бумажная мозаика). Обрывание по контуру (аппликация).

Складывание фигурок из бумаги (оригами). Приемы сгибания бумаги: «сгибание треугольника пополам», «сгибание квадрата с угла на угол»; «сгибание прямоугольной формы пополам»; «сгибание сторон к середине»; «сгибание углов к центру и середине»; «сгибание по типу «гармошки»; «вогнуть внутрь»; «выгнуть наружу».

Сминание и скатывание бумаги в ладонях. Сминание пальцами и скатывание в ладонях бумаги (плоскостная и объемная аппликация).

Конструирование из бумаги и картона (из плоских деталей; на основе геометрических тел (цилиндра, конуса), изготовление коробок).

Соединение деталей изделия. Клеевое соединение. Правила работы с клеем и кистью. Приемы клеевого соединения: «точечное», «сплошное».

Щелевое соединение деталей (щелевой замок).

Картонажно-переплетные работы

Элементарные сведения о картоне (применение картона). Сорта картона. Свойства картона. Картонажные изделия. Инструменты и приспособления. Изделия в переплете. Способы окантовки картона:

«окантовка картона полосками бумаги», «окантовка картона листом бумаги».

Работа с текстильными материалами

Элементарные сведения о нитках (откуда берутся нитки). Применение ниток. Свойства ниток. Цвет ниток. Как работать с нитками. Виды работы с нитками:

Наматывание ниток на картонку (плоские игрушки, кисточки).

Связывание ниток в пучок (ягоды, фигурки человечком, цветы).

Шитье. Инструменты для швейных работ. Приемы шитья: «игла

вверх-вниз»,

Вышивание. Что делают из ниток. Приемы вышивания: вышивка «прямой строчкой», вышивка прямой строчкой «в два приема», «вышивка стежком «вперед иголку с перевивом», вышивка строчкой косого стежка «в два приема».

Элементарные сведения о тканях. Применение и назначение ткани в жизни человека. Из чего делают ткань, Свойства ткани (мнется, утюжится; лицевая и изнаночная сторона ткани; шероховатые, шершавые, скользкие, гладкие, толстые, тонкие; режутся ножницами, прошиваются иголками, сматываются в рулоны, скучиваются). Цвет ткани. Сорта ткани и их назначение (шерстяные ткани, хлопковые ткани). Кто шьет из ткани. Инструменты и приспособления, используемые при работе с тканью. Правила хранения игл. Виды работы с нитками (раскрой, шитье, вышивание, аппликация на ткани, вязание, плетение, окрашивание, набивка рисунка).

Раскрой деталей из ткани. Понятие «лекало». Последовательность раскроя деталей из ткани.

Шитье. Завязывание узелка на нитке. Соединение деталей, выкроенных из ткани, прямой строчкой, строчкой «косыми стежками и строчкой петлеобразного стежка (закладки, кухонные предметы, игрушки).

Ткачество. Как ткут ткани. Виды переплетений ткани (редкие, плотные переплетения). Процесс ткачества (основа, уток, челнок, полотняное переплетение).

Скручивание ткани. Историко-культурологические сведения

(изготовление кукол-скруток из ткани в древние времена).

Отделка изделий из ткани. Аппликация на ткани. Работа с тесьмой.

Применение тесьмы. Виды тесьмы (простая, кружевная, с орнаментом).

Ремонт одежды. Виды ремонта одежды (пришивание пуговиц, вешалок, карманом и т.д.). Пришивание пуговиц (с двумя и четырьмя сквозными отверстиями, с ушком). Отделка изделий пуговицами.

Изготовление и пришивание вешалки

Работа с древесными материалами

Элементарные сведения о древесине. Изделия из древесины. Понятия «дерево» и «древесина». Материалы и инструменты. Заготовка древесины. Кто работает с древесными материалами (плотник, столяр). Свойства древесины (цвет, запах, текстура).

Способы обработки древесины ручными инструментами и приспособлениями (зачистка напильником, наждачной бумагой).

Способы обработки древесины ручными инструментами (пиление, заточка точилкой).

Аппликация из древесных материалов (опилок, карандашной стружки, древесных заготовок для спичек). Клеевое соединение древесных материалов.

Работа с металлом

Элементарные сведения о металле. Применение металла. Виды металлов (черные, цветные, легкие тяжелые, благородные). Свойства металлов. Цвет металла. Технология ручной обработки металла.

Инструменты для работы по металлу.

Работа с алюминиевой фольгой. Приемы обработки фольги: «сминание», «сгибание», «сжимание», «скручивание», «скатывание», «разрывание», «разрезание».

Работа с проволокой

Элементарные сведения о проволоке (медная, алюминиевая, стальная). Применение проволоки в изделиях. Свойства проволоки (толстая, тонкая, гнется). Инструменты (плоскогубцы, круглогубцы, кусачки). Правила обращения с проволокой.

Приемы работы с проволокой: «сгибание волной», «сгибание в кольцо», «сгибание в спираль», «сгибание вдвое, втрое, вчетверо», «намотка на карандаш», «сгибание под прямым углом».

Получение контуров геометрических фигур, букв, декоративных фигурок птиц, зверей, человечков.

Работа с металлоконструктором

Элементарные сведения о металлоконструкторе. Изделия из металлоконструктора. Набор деталей металлоконструктора (планки, пластины, косынки, углы, скобы планшайбы, гайки, винты). Инструменты для работы с металлоконструктором (гаечный ключ, отвертка). Соединение планок винтом и гайкой.

Комбинированные работы с разными материалами

Виды работ по комбинированию разных материалов: пластилин, природные материалы; бумага, пластилин; бумага, нитки; бумага, ткань; бумага, древесные материалы; бумага пуговицы; проволока, бумага и нитки; проволока, пластилин, скорлупа ореха.















Календарно – тематический план учебного предмета «Ручной труд»

3 класс на 2017-2018 уч. год


№ п/п

Название раздела, темы

Кол-во

часов

ЦОР

Дата


План

факт


I четверть

1.

Вводный урок. Закрепление учебного материала 1 и 2 классов.

1




2.

Работа с природными материалами.

Экскурсия в природу с целью сбора природного материала.

1




3-4.

Изготовление аппликации из засушенных листьев « Птица»

2

Иллюстриро-ванный ряд



5-6.

Изготовление по образцу и самостоятельно аппликации из скорлупы ореха «Воробьи на ветках»

2

Видеосюжет



7-8.

Работа с бумагой и картоном.

Изготовление аппликации из обрывной бумаги «Медведь»

2

Дидактический материал



9-10.

Окантовка картона полосками бумаги «Картина на окантованном картоне»

2

Серия предметных картинок



11-12.

Работа с проволкой.

Познавательные сведения о проволке «Волна», «Кольцо», «Прямой угол» из проволки.

2

Дидактический материал



13-14.

Изготовление изделия из скорлупы грецкого ореха, пластилина, проволки «Пауки»

2





15.

Работа с древесиной.

Познавательные сведения о древесине.

1

Презентация по теме



16.

Экскурсия в школьную мастерскую.

1





Итого:

16




2 четверть


17-18.

Изготовление изделия из древесины «Опорный колышек для растений».

2




19-20.

Работа с природными материалами.

Изготовление объёмных изделий из природных материалов. «Птица из пластилина и сухой тростниковой травы»


2

Серия предметных картинок



21-22.

Работа с металлом.

Познавательные сведения о металле. Экскурсия в слесарную мастерскую.

2

Презентация по теме



23-24.

Закрепление. Познавательные сведения о металле «Треугольник» «Квадрат».

2

Видеосюжет



25.

Работа с проволкой.

Буквы Л ,С, О ,В из проволки.

1




26-27.

Работа с бумагой и картоном.

Приёмы работы с бумагой. Изготовление складных игрушек из бумажных полос «Складная гирлянда»


2

Дидактический материал



28

Приёмы работы с бумагой. Изготовление складных игрушек из бумажных колец «Цепочка из бумажных колец»


1

Серия предметных картинок



29.

Приёмы работы с бумагой. Изготовление карнавальных полумасок «Плоская полумаска».

1




30.

Приёмы работы с бумагой. Изготовление карнавальных головных уборов «Карнавальный кокошник»

1

Иллюстриро-ванный ряд




Итого:

14




3 четверть

31-32.

Работа с текстильными материалами.

Закрепление познавательных сведений о нитках. Виды ручных стежков и строчек. Образцы, сшитые строчкой прямого стежка.

2

Презентация по теме



33-34.

Закрепление познавательных сведений о нитках. Виды ручных стежков и строчек. Образцы, сшитые строчкой косого стежка.

2




35-36.

Закрепление познавательных сведений о нитках. Виды ручных стежков и строчек. «Закладка»

2

Дидактический материал



37-38.

Сшивание деталей изделия строчкой косого стежка «Прихватка»

2

Серия предметных картинок



39-41.

Работа с древесиной.

Закрепление познавательных сведений о древесине. Способы обработки древесины ручными инструментами. Аппликация из древесных опилок «Собака»

3

Презентация по теме



42-43.

Работа с металлоконструктором.

Упражнения в завинчивании гайки рукой. Сбор по образцу из трёх плоских планок.


2




44-45.

Сборка по образцу квадрата, прямоугольника. Составление из собранных плоских фигур паровозика. Разбор собранных изделий.

2

Иллюстриро-ванный ряд



46-47.

Сборка по образцу лопатки и грабель. Разбор собранных изделий.

2




48.

Сборка по образцу лесенки. Разборка лесенки.

1

Серия предметных картинок



49.

Сборка по образцу стола. Разборка стола.

1




50-51.

Сборка по образцу и техническому рисунку «стула» Разборка стула.

1

Дидактический материал




Итого:

21




4 четверть

52.

Самостоятельная сборка изделия по образцу и техническому рисунку.

1




53-54

Работа с природными материалами.

Панно из природного материала.

2

Презентация по теме



55-56.

Работа с бумагой и картоном.

Объёмные изделия из картона «Коробка»

2




56-57.

Оклеивание бумагой объёмных изделий. Украшение аппликацией.

2

Видеосюжет



58-59.

Изготовление по замыслу объёмных изделий из различных материалов.

2




60-61.

Изготовление обложки для проездного билета.

2

Дидактический материал



62-63.

Работа с текстильными материалами.

Пришивание косыми стежками вешалки из тесьмы к полотенцу.

2




64-65.

Закрепление. Сшивание деталей изделия строчкой косого стежка.

2




66-67.

Работа с металлоконструктором.

Самостоятельная сборка по образцу «Дорожного знака».


2




68.

Повторение пройденного.

Выставка детских работ.

1





Итого:

16





Всего:

68










Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Коррекционная школа

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 3 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Еремина Богдана Витальевна

Дата: 01.09.2019

Номер свидетельства: 518905


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства