Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа"Графика и письмо" для 7 класса (Вариант2)»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ КАЗЁННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №13 д. МУХИНО
«УТВЕРЖДАЮ»
Директор школы___________/К.С.Голосов/
Приказ от «_____»_________20__г. №_____
Рабочая программа
по предмету
«Графика и письмо»
7 класс
АООП (2 вариант)
Автор:
Жукова Светлана Владимировна,
учитель русского языка и литературы
2023 год
Пояснительная записка
Рабочая программа по предмету «Графика и письмо» предназначена для обучающегося 7 класса с умеренной степенью умственной отсталости (интеллектуальными нарушениями).
Программа составлена в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в РФ» от 29 декабря 2012 года за №273, приказом «Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)» от 19 декабря 2014г. за № 1599, АООП (2 вариант) и предназначена для работы с детьми с нарушением интеллекта, приказом Минпросвещения России от 24.11.2022 N 1026 Об утверждении федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (Зарегистрировано в Минюсте России 30.12.2022 N 71930).
Программа составлена на основе авторской программы «Программа образования учащихся с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью» под редакцией Л.Б. Баряевой и Н.Н. Яковлевой, рекомендованной к использованию в образовательных учреждениях Региональным экспертным советом Комитета по образованию Правительства Санкт-Петербурга, 2011 год.
Овладение письмом является одной из труднейших задач обучения детей с умеренной умственной отсталостью. Этот вид речи оказывается чаще всего недоступным для учащихся с тяжелой умственной отсталостью. Таким образом, процесс овладения навыками письма доступен не всем учащимся данной категории.
Предмет «Графика и письмо» предполагает обучение учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью следующим вариантам «письма»: - рисованию контурных и цветных изображений по трафаретам; - рисованию («писанию») контурных линий, штрихов, изображающих пятна (черно-белые и цветные), на фоне листа бумаги, различной по фактуре сыпучей поверхности (обычно манки, светлого песка, насыпанных на поднос), с которыми изображение образует контрастное или нюансное соотношение; - рисованию простых эстампов (с помощью педагога), отражающих смысловые единицы; - обводке по точкам и пунктирным линиям, дорисовыванию частей изображения с целью создания целого (двухмерное изображение предмета); - написанию печатных букв («печатанию» букв); - написанию письменных букв по трафаретам; - составлению с помощью пиктограмм текста — книжки пиктограмм (вместе с педагогом); - рисованию плакатов, коллажей с доступной тематикой с использованием предметнопрактической деятельности (рисование, аппликация, конструирование из природного и бросового материала); - списыванию букв, слогов, слов с печатного или письменного текста; - написанию букв, слогов, слов и коротких предложений.
Таким образом, учащиеся получают лишь элементарные основы графики и письма.
Если они овладевают письмом на основе традиционной системы, то порядок изучения звуков и букв диктуется законами фонетики с учетом особенностей восприятия, запоминания, познавательной деятельности детей. Обучение носит сугубо практическую направленность, не требующую от учащихся соблюдения четких правил. Значимая цель обучения учащихся данной категории заключается в том, чтобы научить их писать свои фамилию, имя, отчество, простое заявление и т. п.
На уроках по предмету «Графика и письмо» учащиеся усваивают элементарные изобразительные и графомоторные навыки, пространственные представления.
Независимо от возраста учащихся обучение проводится в игровой форме, наиболее доступной детям и подросткам с умеренной и тяжелой умственной отсталостью.
Работа осуществляется на основе предметнопрактической деятельности, позволяющей учащимся познать объект, используя все анализаторы (слуховые, зрительные, двигательные, тактильные).
Практическая деятельность включает оперирование различными предметами и дидактическими игрушками, обыгрывание разного рода действий с использованием реальных предметов и их аналогов, а также пиктограмм.
Учитывая возможности каждого ученика, по мере обучения можно замедлять или увеличивать его темп. Предмет «Графика и письмо» интегрируется с различными учебными предметами «Программы», а также с направлениями коррекционно-адаптационной работы с учащимися.
Место учебного предмета в учебном плане
Согласно индивидуальному учебному плану, программа рассчитана на 34 часа в год в 7 классе, 1 учебный час в неделю, при 34 учебных неделях.
Планируемые результаты
К концу учебного года у учащихся могут сформироваться следующие знания, умения и навыки:
- пользоваться кисточкой и карандашами (цветными и простыми), ручкой;
- уметь создавать цветные линии, штрихи и т.д. кистью;
- показывать простые артикуляторные упражнение и мимические движения;
- знать буквы по программе;
- понимать и узнавать эмоции по пиктограммам: радость, печаль, спокойствие, злость, удивление, страх.
- уметь «писать» буквы по контурным ориентирам;
- уметь работать в тетради.
Содержание учебного предмета
Упражнения для развития тонкой моторики рук. Развитие произвольной регуляции моторики рук с помощью статических и динамических упражнений для кистей и пальцев рук. Развитие произвольной регуляции силы мышечного тонуса рук (сжимание «сильное», «среднее», «слабое»), регуляции направления приложения силы. Игры и упражнения на развитие конструктивного праксиса и зрительно-моторной координации в процессе манипулирования предметами (кубиками, пазлами, мозаикой). Развитие двигательных стереотипов и графических способностей учащихся (штриховка, дорисовка, графические ряды). Упражнения на развитие артикуляционной моторики, закрепление навыков правильного воспроизведения артикуляторных укладов звуков речи. Тренировочные упражнения на развитие двигательной памяти. Упражнения на закрепление связи действий и движений с глаголами и со словами, обозначающими пространственные координаты по типу игры «Веселые человечки». Систематическое уточнение и закрепление приемов самомассажа рук с использованием различных массажеров: специальных и импровизированных (см. предыдущие классы). Пальчиковая гимнастика. Продолжение обучения простым мудрам и т. п.
«Рисуночное письмо». Упражнения с внутренними и внешними трафаретами из дерева, пластмассы, картона. Обводка и штриховка простыми, цветными карандашами, шариковыми ручками. Расширение номенклатуры лепных изделий из пластилина и глины по образцу и по словесной инструкции учителя. Вводится лепка посуды, овощей, фруктов, ягод для игры «Магазин» и вы ставок лепных работ учащихся. Выполнение учащимися графических изображений этих объектов (карандашом или фломастером без раскрашивания и с раскрашиванием) после лепки. Сопоставление вылепленных объектов и рисунков. Обводка по контурам изображений овощей и фруктов, штриховка рисунков прямыми и косыми линиями.
Упражнения на закрепление приемов работы с ножницами: вырезание деталей (индивидуально). Обучение учащихся вырезать детали, наклеивать их на подготовленный для аппликации лист бумаги или картона. На основе наблюдений и этюдов обучение учащихся рисованию березы, связывая образ с «характером» дерева (см. «Альтернативное чтение», первое полугодие, разд. «"Чтение" изображений на картинках, картинах и пиктограммах»). После предварительного рассматривания и обсуждения натуры с учащимися рисование несложных натюрмортов из овощей и фруктов (можно рисовать с помощью трафаретов). Обучение учащихся рисованию в технике кляксографии. Совместное с учащимися «опредмечивание» цветных пятен. Наклеивание контурных изображений букв и цифр на лист бумаги, на два листа — цифры и буквы.
Жестово-образные игры. Различные игры-пантомимы и этюды на выражение эмоционального состояния: удивление, страх.
«Письменные упражнения». «Письмо» по трафаретам букв А, О, У, И, Э, Ы, П, Б, М, Т, Д, Н (размер букв — 1-3 см). (Задание предлагается учащимся, исходя из их индивидуальных возможностей.) Письмо букв по контурным линиям (точкам). Упражнения на закрепление умений учащихся изображать линии, точки, капли, штрихи под музыку в разной тональности и громкости. «Письмо» линий таким цветом, который, по мнению учащегося, больше всего подходит к настроению исполняемого музыкального фрагмента (см. шестой класс). Продолжение обучения «письму» линий в тетради в клетку и в линейку под ритмичные удары музыкальных инструментов или хлопки учителя: длинная линия и короткая линия, одинаковые линии. Продолжение обучения учащихся письму букв по принципу «свободного письма» (по М. Монтессори»). Упражнения в тетради (индивидуально).
Тематическое планирование рабочей программы предмета.
«Графика и письмо», 7 класс
№ раздела
Название раздела
Количество часов
всего
К.работы
Пр., лаб. работы
1
Упражнения для развития тонкой моторики рук
4
0
0
2
Рисуночное письмо
8
0
0
3
Жестово-образные игры
2
0
0
4
Письменные упражнения
20
0
0
Итого
34
0
0
Формы оценивания, средства мониторинга и оценка результатов
Система оценки достижения планируемых результатов освоения адаптированной основной общеобразовательной программы для обучающихся с умеренной, тяжёлой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития.
Цель:
1.Определить уровень знаний учащихся за учебный год.
2.Проводить контроль работ учащихся за усвоением программного материала.
Личностные результаты:
Овладение социальными (жизненными) компетенциями, необходимыми для решения практико-ориентированных задач и обеспечивающими формирование и развитие социальных отношений обучающихся в различных средах.
Результаты:
0 баллов - нет продвижения;
1 балл – минимальное продвижение;
2 балла – среднее продвижение;
3 балла – значительное продвижение.
Предметные результаты
БАЛЬНАЯ СИСТЕМА ОЦЕНКИ:
0 баллов - действие отсутствует, обучающийся не понимает его смысла;
1 балл - смысл действия понимает, выполняет только по прямому указанию учителя;
2 балла - преимущественно выполняет действия по указанию учителя, в отдельных ситуациях способен выполнить его самостоятельно;
3 балла - способен самостоятельно выполнять действия в определённых ситуациях, нередко допускает ошибки, которые исправляет по прямому указанию учителя;
4 балла - способен самостоятельно выполнять действия, но иногда допускает ошибки;
5 баллов - самостоятельно применяет действия в любой ситуации.
Средства мониторинга и оценки динамики обучения
Мониторинг результатов обучения проводится не реже одного раза в полугодие.
В ходе мониторинга специалисты образовательной организации оценивают уровень сформированности представлений, действий/операций, внесенных в СИПР. (Специальная индивидуальная программа развития (СИПР). Разрабатывается для ребёнка с тяжёлой умственной отсталостью или множественными нарушениями, который не может освоить программу в соответствии с возрастной нормой).
Например:
«выполняет действие самостоятельно»;
«выполняет действие по инструкции» (вербальной или невербальной);
«выполняет действие по образцу»;
«выполняет действие с частичной физической помощью»;
«выполняет действие со значительной физической помощью»;
«действие не выполняет».
ПРЕДСТАВЛЕНИЕ:
«узнает объект»;
«не всегда узнает объект» (ситуативно);
«не узнает объект».
Календарно-тематическое планирование предмета
«Графика и письмо», 7 класс
№
урока
Тема раздела, урока
Дата
план
факттт
Упражнения для развития тонкой моторики рук 4 часа
1
Статические и динамические упражнения для кистей и пальцев рук