kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Рабочая программа «Развитие устной и письменной речи» для обучающихся 9 класса АООП (вариант 2)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная разработка " Развитие устной и письменной речи" предназначена дл учителей коррекционных классов, которые работают по АООП (2 вариант).

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа «Развитие устной и письменной речи» для обучающихся 9 класса АООП (вариант 2)»

Рабочая программа «Развитие устной и письменной речи» для обучающихся 9 класса АООП (вариант 2)

Пояснительная записка

Рабочая программа «Развитие устной и письменной речи» разработана на основе множества актуальных методов и пособий в области обучения, в том числе:

  • Авторского пособия «Составляем рассказ по картинке» автор О.В. Чистякова, 2018 г.

  • Методических рекомендаций Минпросвещения России от 09.04.2019 г. № ТС–908/07, которые касаются материально-технического оснащения и обновления содержания образования для образовательных организаций.

  • Плана мероприятий федерального проекта «Современная школа», который является частью национального проекта «Образование», утвержденного Советом при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию (протокол от 24 декабря 2018 г. № 16).

Данная рабочая программа предназначена для обучающихся 9 класса АООП (вариант 2) и разработана в соответствии с учебным планом, предусматривающим нагрузку 1 раз в неделю. В соответствии с учебно-календарным графиком школы на 2024–2025 учебный год программа включает 32 часа.

Значение речевого развития

Развитие речи ребенка является одним из ключевых факторов, влияющих на его успехи не только в освоении грамотного письма, но и в обучении в целом. Эффективность речевого развития останется высоким показателем уровня интеллекта и культуры личности. Увы, многие дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) сталкиваются с препятствиями в формировании устной и письменной речи, их словарный запас часто оказывается ограниченным. Такое положение дел приводит к значительным трудностям при создании даже простейших текстов. Поскольку тексты, создаваемые учениками, как правило, состоят из коротких, односложных предложений, они часто страдают от логических несоответствий и стилистических ошибок.

Важной задачей для педагогов становится постоянное развитие как устной, так и письменной речи. Обучение навыкам составления связного рассказа и написания сочинений — это процесс, который помогает ребенку научиться четко и выразительно излагать свои мысли. Но работа по развитию речи требует значительных временных затрат и усилий, что делает использование наглядного материала наиболее эффективным методом обучения.

Виды сочинений по картинке

Программа предусматривает работу с различными видами сочинений, основой для которых становятся наглядные изображения:

  1. Сочинение-описание отдельного предмета.

  2. Сочинение-описание явления природы.

  3. Сочинение-описание по серии сюжетных картинок.

  4. Сочинение-повествование по сюжетной картинке.

  5. Сочинение-повествование по серии сюжетных картинок.

Начать обучение можно с устного рассказа по картине, постепенно переходя к написанию текстов. Для повышения интереса учащихся к написанию сочинений можно предложить им иллюстрировать свои рассказы, что не только развивает мелкую моторику, но и делает текст более привлекательным.

Основы построения текста

Текст — это последовательность двух или более предложений, связанных по смыслу. Каждый текст посвящен определенной теме и содержит основную мысль. Чтобы правильно выделить название текста, нужно кратко охарактеризовать его тему или основную мысль.

Традиционно текст делится на три части:

  1. Вступление.

  2. Основная часть.

  3. Заключение.

Каждая часть текста начинается с красной строки. Существуют три типа текстов: описание, повествование и рассуждение.

  • Описание — текст, который подразумевает под собой детальное отображение предметов, людей, животных или явлений природы. Основная цель этого вида написания состоит в предоставлении наиболее полных и точных сведений. При вопросах к тексту-описанию можно использовать: "Какой?", "Какая?", "Какое?". Такие тексты насыщены прилагательными, сравнениями и образными выражениями.

План текста-описания включает:

    1. Вступление (описание предмета).

    2. Основная часть (характерные признаки).

    3. Заключение (оценка).

  • Повествование — это текст, рассказывающий о каком-либо событии. Вопрос к тексту-повествованию: "Что делает?" В таких текстах доминируют глаголы.

План текста-повествования:

    1. Вступление (завязка действия).

    2. Основная часть (развитие действия).

    3. Заключение (развязка).

  • Рассуждение — текст, в котором рассматриваются причины явлений или событий, задавая вопросы "Почему?". Это требует использования связующих слов: «во-первых», «во-вторых», «потому что», «поэтому» и т. д.

План текста-рассуждения:

    1. Вступление (тезис).

    2. Основная часть (доказательства).

    3. Заключение (вывод).

Методика работы над рассказом по картинке

Работа над рассказом по картинке представляет собой изложение мыслей и чувств, вызванных впечатлениями от иллюстрации. Этот вид работы не только развивает устную и письменную речь, но и помогает ребенку глубже понять содержание и значение картинки, а также совершенствует его словарный запас.

Для успешного выполнения работы над сочинением по картинке можно использовать следующий порядок действий:

  1. Создать позитивный эмоциональный настрой для занятия.

  2. Обеспечить ребенку возможность внимательно рассмотреть картинку (если это серия сюжетов, восстановить их последовательность).

  3. Ответить на вопросы ребенка и задать собственные, направленные на выявление темы, основной мысли, настроения и эмоций, возникающих от восприятия рисунка.

  4. Обсудить возможные заголовки и выбрать самый удачный.

  5. Составить план будущего сочинения.

  6. Провести лексическую работу: подобрать синонимы, сравнения, образные выражения и определить значение слов.

  7. Попросить ребенка рассказать по ранее составленному плану, используя опорные слова и фразы. Указать на недочеты доброжелательным тоном и совместно исправить их.

  8. Дать возможность ребенку самостоятельно написать сочинение, при необходимости помочь с орфографией.

  9. Предложить ребенку нарисовать иллюстрацию к тексту.

  10. Подготовить и зачитать сочинение классу.

  11. Совместно проанализировать созданное сочинение, позволяя ребенку оценить свою работу.

Далее, для поощрения и поддержки детей, желательно отмечать удачные моменты в работе с зеленой ручкой и избегать использования красной для исправлений.

Оценка и развитие

В объявленной программе запланировано обучение по различным аспектам природных, социальных и личностных тем. Каждый ученик должен не только научиться описывать природу и явления, но и развивать свою речь, обогащая её новыми словами и фразами.

Цели обучения:

  1. Сезонные изменения в природе.

Обучающийся должен научиться связывать свои мысли, дополнять высказывания, описывать природные изменения.

  1. Растения.

Освоение активного словаря и развитие навыков произношения.

  1. Животные.

Формирование бережного отношения к природе и понимания различных групп животных.

  1. Человек.

Поддержание здоровья и умение заботиться о себе.

  1. Экскурсии.

Самостоятельно описывать природные объекты и явления.

Тематическое планирование

Межпредметные связи учебного предмета

Развитие речи тесно связано с чтением, письмом, биологией, социально-бытовой ориентировкой.

4.Тематическое планирование.

п/п

Тема

Кол-во часов

1.

Осенние деревья.

4

2.

Снегирь

4

3.

Зимний пейзаж

3

4.

Русский национальный костюм

4

5.

Берёза

4

6.

Портрет мамы

3

7.

Лебедь

4

8.

Весна

3

9.

Экскурсии

3


Итого:

32






5. Календарно-тематическое планирование

п/п

Тема урока

Плановые сроки прохождения темы

Фактические сроки прохождения темы

1

Осенние деревья.

07.09.


2

Осенние деревья.

14.09


3

Краски осеннего леса.

21.09


4

Экскурсия

28.09


5

Снегирь

05.10


6

Снегирь

12.10


7

Снегирь

19.10


8

Снегирь - необыкновенная птица

26.10


9

Зимний пейзаж

09.11


10

Зимний пейзаж

16.11


11

Хороша зима!

23.11


12

Экскурсия

30.11


13

Русский национальный костюм

07.12


14

Русский национальный костюм

14.12


15

Русский национальный костюм

21.12


16

Как одевались в Древней Руси.

28.12


17

Берёза

11.01


18

Берёза

18.01


19

Берёза

25.01


20

Берёза — символ России.

01.02


21

Портрет мамы

08.02


22

Портрет мамы

15.02


23

Портрет мамы

22.02


24

Я люблю маму

01.03


25

Лебедь

15.03


26

Лебедь

29.03


27

Лебедь

05.04


28

Лебедь - гордая птица

12.04


29

Весна

19.04


30

Весна

26.04


31

Дыхание весны.

17.05


32

Экскурсия

24.05




ЛИТЕРАТУРА

  1. Воробьева В. И., Тивикова С. С. Сочинения по картинам в начальных классах. — Тула: Родничок; М.: Астрель, ACT, 2004.

  2. Есенина С. А. Как научить Вашего ребенка писать сочинения. — СПб.: Грамотей, 2004.

  3. Кувашова Н. Г. Сочинения для учащихся 1—3, 1—4 классов. — Волгоград: Учитель, 2003.

  4. Страхова Л. Л. Сочинение по картине для младших школьников. — СПб.: Литера, 2008.

  5. Чистякова О.В., «Составляем рассказ по картинке» — СПб.: Литера, 2018 г.

  6. Шаповалова О. А Тетради для творческих работ 2—4 классов, — Саратов: Лицей, 2007.

  7. Шукейло В. А. Русский язык в начальных классах. Сочетание традиционных и нетрадиционных форм обучения. — СПб.: СМИО Пресс, 1998.

  8. Щеголева Г С. Уроки развития связной речи в начальной школе. — СПб.: Специальная литература, 1998.





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Коррекционная школа

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 9 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Федотова Светлана Викторовна

Дата: 23.08.2025

Номер свидетельства: 673446


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства