Рабочая программа по штукатурно - малярному делу для учащихся 10 класса в специальной коррекционной школе
Рабочая программа по штукатурно - малярному делу для учащихся 10 класса в специальной коррекционной школе
Программа разработана для учащихся специальной (коррекционной) школы 8 вида, предусматривает изучение основ штукатурно-малярного дела с достаточной для этого почасовой нагрузкой (22 часа в неделю).Программа углубленной допрофессиональной подготовки служит базой для последующего овладения профессией.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по штукатурно - малярному делу для учащихся 10 класса в специальной коррекционной школе»
КГУ «ОСШИ №1 для детей с ОВР»
Рабочая программа
по штукатурно-малярному делу
для учащихся 10 класса
в специальной коррекционной школе
Разработчик:
Леглер И.В.
учитель дефектолог,
учитель профессионально-
трудового обучения
Шахтинск 2016
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Курс технологии «Штукатурно-малярное дело» направлен на практическую подготовку обучающихся с ограниченными возможностями в развитии к самостоятельной жизни и труду.
Рабочая программа разработана на основе следующих нормативных правовых документов:
Закон Республики Казахстан «Об образовании» от 27июля 2007 года № 319-III
Закон Республики Казахстан «О правах ребенка» от 8 августа 2002 года №345- II
Закон Республики Казахстан «О социальной и медико-педагогической коррекционной поддержке детей с ограниченными возможностями» от 11 июля 2002 года №343
Типовые учебные планы специальных (коррекционных) организаций образования для детей с ограниченными возможностями от 20 августа 2004 года №696
Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПин №179 от 10.2014г
В качестве базовой основы при создании рабочей программы использована программа по штукатурно-малярному делу, опубликованная в сборнике № 2 «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида 5-9 класс, «М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2011г.
ЦЕЛЬ: Формирование и освоение профессиональных навыков по технологии «штукатурно- малярное дело». Формирование учебно-познавательных, социально-трудовых, социально-бытовых, нравственно-эстетических компетенций.
ЗАДАЧИ: *обучать планированию своей работы, пользованию технико-технологической документацией;
*обучать профессиональным приемам технологии по «штукатурно-малярному делу»;
*развивать речь на основе их практической деятельности;
*вырабатывать у обучающихся четкого понимания производственной, профессиональной терминологии;
*корригировать психофизическое состояние обучающихся;
*развивать общетрудовые умения и навыки;
*воспитывать трудолюбие, мотивируя к предмету технологии по «штукатурно-малярному делу» и формировать необходимых в трудовой деятельности качеств личности.
Курс технологии «Штукатурно-малярное дело» способствует воспитанию у обучающихся устойчивого положительного отношения к своему труду и труду других людей, формирует необходимые в повседневной деятельности личностные качества: добросовестность, терпеливость, целенаправленность, умение работать в коллективе, настойчивость, сознательность, ответственность, умение доводить начатое дело до конца, самостоятельность, навыки контроля и самоконтроля
Содержание обучения отобрано и структурировано на основе компетентностного подхода. В соответствии с этим по предмету технологии «штукатурно-малярного дела» формируются следующие ключевые компетенции:
-учебно-познавательная (когнитивная) компетенция - дает знания обучающимся о строительных и отделочных материалах, их видах, свойствах, использования; условиях в зависимости от времен года и температурного режима на объектах; инструментах и приспособлениях для штукатурно-малярных, отделочных и строительных работ; обучающийся должен знать: наименование и виды красок, лаков, эмалей, грунтовок и шпатлевок, составы шпатлевочных материалов, назначение и условия применения малярного инструмента, составы и способы очистки применяемого инструмента, кистей различных типов, тары и краскораспылительных аппаратов, состав мастик для крепления сухой штукатурки, устройство механизированного инструмента, применяемого для обработки поверхностей и правила работы с ним.
-социально-трудовая компетенция - ориентирует обучающихся в базовых видах деятельности по предмету технологии по профилю штукатурно--малярное дело: обучающиеся должны уметь выбирать и использовать материалы в зависимости от вида работы, инструменты и приспособления, соблюдать технику безопасного труда и личную гигиену, уметьочищать поверхность металлическими шпателями, наклеивать обои, провешивать поверхность и устанавливать маяки, наносить штукатурный намет, разравнивать и затирать накрывочный слой, оштукатуривать дверные, оконные проемы и откосы, проолифливать разные виды поверхности, приготовлять растворы, наносить, разравнивать и шлифовать их, уметь окрашивать разные виды поверхности кистью и валиком, уметь выполнять кирпичную кладку, использовать разные виды кирпича, уметь настилать линолеум раскраивая под плинтус и в обход встречающихся других объектов, уметь выкладывать керамическую плитку разных размеров с крестиками и впритык.
-социально-бытовая компетенция - дает обучающимся возможность приобрести доступную самостоятельность в быту: осуществлять ремонтные работы в домашних условиях и на производстве, уметь ухаживать за отремонтированными поверхностями: пола (линолеум, ламинат, винил покрытие), стен (обои: бумажные, виниловые, флизелиновые, стекло-обои, металлизированные и жидкие), потолка (потолочная плитка, водоэмульсионное покрытие), оконных рам и дверей (окрашенные эмалью, филенчатые, меламиновые, из массива, ПВХ), оказывать помощь родным и близким в посильных ремонтных работах, если они нуждаются, приобщать их к совместной деятельности, давать консультации в режиме работы по необходимости.
-коммуникативная компетенция учит обучающихся простраивать взаимоотношения с учителем через совместную работу по изучению нового материала, беседу по пройденной теме, планировать совместную работу в парах, группе , бригаде, изготавливать дидактический материал вместе с обу- чающимися для уроков технологии, использовать игровые технологии, организовывать динамические паузы и релаксирующие моменты, совместно комментировать, оценивать свою работу и подводить итоги в конце урока.
Рабочая программа рассчитана на 1 год -748 учебных часа (недельная нагрузка 22 часа).
Программа технологии по «штукатурно-малярному делу» для обучающихся с легкой степенью содержит разделы.
В каждом разделе даны темы уроков, определено содержание практических работ и упражнений, перечислены основные требования к знаниям и умениям обучающихся по уровням.
В разделе «Подготовка помещения к ремонту» обучающиеся знакомятся с видами ремонта, составляют план подготовки помещения к ремонту.
Раздел «Штукатурные работы» знакомит обучающихся с инструментами и материалами для штукатурных работ, со способами подготовки деревянных и металлических поверхностей к оштукатуриванию, приготовлением простых и сложных штукатурных растворов.
На практических занятиях определяют прочность штукатурки, приобретают навыки работы с гипсом и цементом.
Изучение тем раздела «Малярные работы» включает ознакомление с видами строительных инструментов, материала, механизмов, которые применяются для выполнения, подготовки и окраски различных видов поверхностей. Обучающиеся выполняют несложные практические задания по подготовке поверхности к побелке и наведению меловой побелки. Данный раздел формирует представление о профессии маляр-штукатур.
В разделах «Обойные работы» и «Плиточные работы» предусмотрено знакомство отделкой стен и пола современными строительными материалами.
Раздел «Основы цветоведения. Эстетика отделки помещения» включает ознакомление с цветными решениями при подборе цвета в малярных работах, со свойствами цвета. На практических занятиях обучающиеся учатся подбирать цветовую гамму обоев, линолеума, плиток для отделки различных помещений: спальня, кухня, гостиная, ванная комната, детская комната..
Курс технологии «Штукатурно-малярное дело тесно связан с уроками трудового обучения, математики, чтения, социально-бытовой ориентировки, изобразительного искусства. Для успешного обучения в программу включены такие формы занятий как экскурсия, практические работы, деловые игры.
Рабочая программа по штукатурно – малярному делу опирается на здоровьесберегающие, игровые, информационно-коммуникационные технологии, традиционный урок с коррекционным компонентом.
Основными видами и формами контроля знаний по предмету являются: устный опрос, практическая работа, проверочная работа в форме тестирования и самостоятельные работы.
Курс технологии «Штукатурно-малярное дело» завершается экзаменом, который позволит обобщить и систематизировать знания, умения, полученные обучающимися за весь год обучения.
В конце учебного года обучающиеся проходят практику на школьной и пришкольной территории.
Во время подготовки и проведения уроков учитель учитывает индивидуальные особенности каждого обучающегося при установлении объема требований к усвоению учебного материала.
Ведущие методы и формы обучения.
Программа по предмету технология по профилю «штукатурно-малярное дело» составлена с учетом психифизических особенностей обучающихся. Теоретический материал дается в доступной форме и объеме. Для эффективного усвоения программы применяются специальные продуктивные методы и технологии.
Для усвоения теоретического материала используется: словесный способ обучения: беседа, рассказ, объяснение. Для получения обратной связи используются вопросы, дидактический материал, тесты, задания, упражнения, игровые технологии по изучаемой теме. Словарная работа ведется для знакомства обучающихся с терминологией, связанной и необходимой в изучении предмета.
Важнейшим моментом организации чувственного познания, является наглядный метод обучения: выставка штукатурно-малярных инструментов, выставка образцов декоративных материалов, материалы для оштукатуривания и окрашивания поверхностей, видеотека, дидактический материал, цветные плакаты, инструменты для индивидуальной работы.
Метод демонстрации позволяет развивать элементарные представления обучающихся, учит их наблюдать предмет, явление, выделять в них основные черты. Метод демонстрации техники выполнения практического задания сопровождается словесной инструкцией, видеороликами, слайдами. Запоминание информации усваивается в процессе двигательной активности при задействии всех анализаторов: зрительного, слухового, тактильного, речевого. Обучение строится с опорой на все органы чувств.
Метод практических работ применяется для обработки и закрепления трудовых навыков, умения переносить и использовать теоретические знания в практике. Выполнение разнообразного и большого объема практических работ в мастерской, используя учебные щиты, а также на объектах школьной территории, способствуют лучшему усвоению трудовых навыков, дают обучающимся положительный жизненный опыт.
Метод упражнений применяется для тренировки и отработки трудовых навыков, манипуляций с инструментом, приспособлениями и материалами формируют умелость рук, выработку точного глазомера, используя контрольно-измерительные инструменты, эстетический вкус, технично владеть штукатурно-малярными инструментами и механизированными аппаратами.
Эффективным и актуальным в усвоении социального опыта- это применение игровых технологий. Для расширения знаний и формирования проффессиональной компетентности у обучающихся, разработаны сюжетно-ролевые игры: «Бригадир и рабочие»; «Найди себе замену»; «Я сегодня эксперт»; «Комментатор процесса», «Экскурсовод». Важнейшим моментом мотивации обучающихся к предмету технология по профилю «штукатурно-малярное дело» является проведение экскурсии на строительные объекты и по городу, где дается возможность проанализировать значимость и актуальность профессии, элементами которой овладевает обучающийся по профилю «штукатурно-малярное дело».
Обучающиеся ведут рабочую тетрадь для кратких записей, работают по инструкционно-технологическим картам, выполняют тестовые задания, составляют и разгадывают кроссворды и ребусы, изготавливают и раскладывают пазлы, заполняют таблицы, пишут контрольные работы, материал каждого урока закрепляется практической деятельностью.
За учебный период обучения по программе «Штукатурно-малярное дело» обучающиеся выпускного класса специальной (коррекционной) школ для детей с ОВР должны:
получить основные сведения по изучаемой специальности;
изучить инструменты, их устройство и назначение;
изучить основные отделочные материалы и их применение;
знать правила безопасности при работе;
приобрести теоретические знания и практические навыки при выполнении несложных отделочных работ.
Это первый, начальный этап профессионального обучения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, предназначенный для подготовки их к дальнейшему обучению в профессиональных училищах соответствующего профиля.
10 класс
I четверть 198ч
Вводное занятие. 2ч
Беседа о профессии штукатура-маляра. Задачи обучения в 10 классе. Объекты учебных работ. Ответственность учащихся за сохранность инструментов и оборудования, находящегося в мастерской. Распределение учащихся по рабочим местам в зависимости от физических и индивидуальных особенностей. Закрепление инструмента индивидуального пользования за учащимися. Назначение инструментальщика, бригадира. Порядок дежурства в мастерской. График дежурств. Обязанности бригадира, инструментальщика и дежурных. Содержание рабочего места.
Технологические процессы простого и улучшенного оштукатуривания поверхностей. 22ч
Объекты работы. Обрызг, грунт и накрывка на учебных щитах мастерской.
Технические сведения: Дрань и её назначение. Известь, её виды, получение, свойства, применение. Гашение извести. Техника безопасности при работе с известью. Гипс строительный. Получение, свойства, применение. Цемент. Получение, свойства, применение. Характеристика песка. Растворы, их виды и приготовление. Виды штукатурок по качеству. Приемы подготовки поверхностей под оштукатуривание. Ручные инструменты штукатура. Приемы выполнения основных операций штукатурки. Оштукатуривание колонн. Дефекты штукатурки: дутики, усадочные трещины, трещины в виде клеток, отлупы, вспучивание и отслаивание. Причины возникновения дефектов.
Упражнение. Определить виды дефектов в различных помещениях.
Лабораторные работы: Определение материалов по внешнему виду. Определение сроков схватывания гипса. Приготовление простых и сложных растворов.
Практические работы: приготовить простой раствор для оштукатуривания
Основные требования к знаниям и умениям:
1-2 уровень
Обучающиеся должны знать:
Правила Т\б, организацию рабочего места, инструмент штукатура, виды материалов для штукатурных работ и их свойства, основные операции технологического процесса, причины дефектов штукатурки.
Обучающиеся должны уметь:
Выбрать необходимый материал, приготовить простой раствор, основные приёмы работы инструментом, выполнять операции технологического процесса, определять вид штукатурки.
3-4 уровень
Обучающиеся должны знать:
Правила Т\Б, основной инструмент штукатура, состав простого раствора.
Обучающиеся должны уметь:
Подготовить рабочее место, соблюдать правила Т\Б.
Приготовить простой раствор, пользоваться мастерком, тёркой, кистью.
Механизация штукатурных работ. 4ч
Технические сведения: Растворосмесители. Виды, назначение и устройство.
Растворонасос. Назначение и принцип работы форсунки, их виды, назначение, устройство и принципы работы. Растворопроводы и шланги. Штукатурные агрегаты, передвижные штукатурные станции.
Экскурсия: На объект с механизированным способом штукатурки.
Основные требования к знаниям и умениям:
1-2 уровень
Обучающиеся должны знать:
Основные механизмы для штукатурных работ, их устройство и принцип работы.
Обучающиеся должны уметь:
Ориентироваться в схемах и чертежах машин и механизмов.
3-4 уровень
Обучающиеся должны знать: основные механизмы для штукатурных работ.
Обучающиеся должны уметь:
Назвать основные механизмы для штукатурных работ.
Приготовление шпатлевки и нанесение ее на поверхность вручную 22ч
Объекты работы. Учебные щиты, подоконники, мебель и др.
Технические сведения. Шпатлевки: их применение и назначение в малярных работах. Основные виды шпатлевок. Шпатлевки под водоразбавляемые красочные составы: клеевая, купоросная, квасцовая. Шпатлевки под масляные и эмалевые краски: масляно-клеевая, масляная, их рецепты. Основные компоненты шпатлевочных составов. Инструменты для нанесения шпатлевочного состава ручным способом: шпатели деревянные и металлические, шпатель-полутерок, стеклянная бумага.
Практические работы. Приготовление шпатлевки под масляную краску. Нанесение шпатлевочного состава шпателем или шпателем-полутерком. Нанесение шпатлевки шпателем под различными углами в зависимости от слоя шпатлевки. Заполнение трещин поперечными движениями (по отношению к трещине), выравнивание уложенного слоя движениями шпателя вдоль трещин. Зачистка наждачной бумагой или стеклянной бумагой.
Основные требования к знаниям и умениям:
1-2 уровень
Обучающиеся должны знать: организация рабочего места при шпатлевочных работах, виды шпатлевки в малярных работах и способы их приготовления. Технологический процесс нанесения шпатлевочного состава.
Обучающиеся должны уметь: приготовить шпатлевочный состав, нанесение шпатлевки под различными углами, зачистка наждачной бумагой.
3-4 уровень
Обучающиеся должны знать: организация рабочего места при выполнении шпатлевки, способы приготовления шпатлевки.
Обучающиеся должны уметь: приготовить простейший шпатлевочный состав, нанесение шпатлевки на трещины и зачистка наждачной бумагой под контролем учителя.
Окраски водными составами, способы их выполнения. 42ч
Объект работ: Лестница школы. Территория школы.
Технические сведения: Водные краски, их свойства и состав. Применение водных красок. Виды кистей и уход за ними. Правила подготовки поверхностей под окраску. Дефекты окраски. Техника безопасности при выполнении малярных работ.
Основные требования к знаниям и умениям:
1-2 уровень
Обучающиеся должны знать:
Правила Т\Б при окраске водными составами, основные водные составы. Их свойства и применение, инструмент маляра, операции технологического процесса.
Обучающиеся должны уметь:
Приготовить известковые, клеевые краски, проверить качеств работ, планировать организацию рабочего места, выполнять основные операции и приёмы работы инструментами, самостоятельно составлять упрощенные технологические карты.
3 – 4 уровень
Обучающие должны знать: Правила Т\Б при окраске водными составами, основные водные составы, инструмент маляра.
Должны уметь: Приготовить с помощью учителя составы, владеть шпателем и кистью.
Технологический процесс простой и улучшенной окраски неводными составами внутри здания 45 часов
Объекты работы. Скамейки на территории школы, сооружения детской и спортивной площадок, щиты, стенды (по выбору).
Технические сведения: Организация рабочего места при окраске. Правила безопасной работы. Виды неводных красок, состав, их свойства, применение. Сроки окраски после грунтовки. Кисти: ручник и маховая, применение и уход за ними. Пигменты, олифа, смолы, растворители, наполнители, лаки.
Упражнения. Подготовить масляные краски к работе. Определить (примерно) вязкость красок. Определить вид краски в классе и других помещениях школы. Определить вид окраски хозяйственных помещений.
Практическая работа. Определение готовности поверхности к окраске. Подбор кистей для работы. Погружение кисти в краску на половину рабочей части, отжим излишка краски, нанесение краски на поверхность с последующим распределением ее непрерывными движениями кисти.
Основные требования к знаниям и умениям:
1-2 уровень
Учащиеся должны знать:
Состав неводных красок, виды неводных красок, олифы и их свойства, лаки, растворители, наполнители
Учащиеся должны уметь:
Определить название пигмента по цвету. Распознать растворители. Расшифровать ГОСТ красочных составов.
3-4 уровень
Учащиеся должны знать:
Виды неводных красок.
Учащиеся должныТребования к окраске неводными составами, правила техники безопасности. Учащиеся должны уметь:
Отличить один вид красок от другого.
Подготовка металлических поверхностей под улучшенную окраску 27 ч.
Объекты. Трубы и радиаторы водяного отопления.
Технические сведения. Основные требования к металлическим поверхностям, подготавливаемых окраске. Требования к окраске металлических поверхностей. Инструменты и материалы для подготовки металлических поверхностей к окраске. Нанесения окрасочного состава и растушовка. Окраска внутренней поверхности секций радиатора узкими кистями на длинных ручках.
Учащиеся должны знать: организацию рабочего места при окрашивании металлических поверхностей масляными красками и ПТБ, основные требования к окраске.
Учащиеся должны уметь: подготовить металлическую поверхность к окраске, окраска металлических поверхностей.
3-4 уровень
Учащиеся должны знать: организацию рабочего места при окрашивании металлических поверхностей и ПТБ.
Учащиеся должны уметь: подготовка окрашиваемой металлической поверхности и окрашивание под контролем учителя.
Практическое повторение. 30 часов
Объект работы: Здание школы. Спортивная площадка. Забор школы.
Практические работы: оштукатуривание и покраска водными и неводными красками.
Основные требования к знаниям и умениям:
1-2 уровень
Обучающиеся должны уметь:
Организовать рабочее место, проверить качество выполняемых работ.
Подготовить поверхности под окраску и штукатурку. Выполнять окраску вручную, расшивку трещин, частичную подмазку, огрунтовку. приготовить водные краски. Выполнять насечку, обрызг, грунт, затирку.
3-4 уровень
Обучающиеся должны уметь:
Подготовить инструмент и рабочее место с учётом Т\Б, выполнять шпатлевание, огрунтовку.
Самостоятельная работа и анализ её качества. 4 часа
Объект работы: Приготовление красок, подбор инструментов, подготовка поверхностей и окраска.
Работа проводится на тренировочной стенке в мастерской или в любых помещениях школы (по выбору).
II четверть 154ч
Вводное занятие. 2 часа
Механизация малярных работ. 20 часов.
Технические сведения: Оборудование для приготовления и подачи малярных составов. Машины и механизмы для нанесения на поверхности красок. Их устройство, принципы работы и назначения. Техника безопасности при работе с механизмами.
Экскурсия: на объекты с механизированной окраской поверхностей.
Основные требования к знаниям и умениям:
1-2 уровень
Учащиеся должны знать:
Основные механизмы для приготовления и подачи малярных составов, их принцип работы, и правила безопасной работы с механизмами.
Учащиеся должны уметь:
Читать схемы действия механизмов и приёмы работы с ними
3-4 уровень
Учащиеся должны знать:
Назвать основные механизмы.
Учащиеся должны уметь:
Работать с краскопультом .
Простейшие малярные отделки поверхностей. 22ч.
Технические сведения: Разбивка поверхностей на панели, фризы, гобелены, их отделение друг от друга. Понятие о филенках, их видах и назначении. Инструменты и приспособления для вытягивания филенок. Аэрография. Техника её выполнения. Накатка рисунка валиком. Виды валиков. Техника отделки поверхностей валиками. Техника безопасности при выполнении малярных работ. Организация рабочего места.
Практические работы:
Основные требования к знаниям и умениям:
1-2 уровень
Учащиеся должны знать:
Назначение малярных отделок, их виды и приёмы выполнения простейших отделок.
Учащиеся должны уметь:
Ориентироваться в здании по выполнению малярных отделок. Организовать рабочее место. Определять панели, фризы, гобелены, выполнять отделку набрызгом, торцеванием.
3-4 уровень
Учащиеся должны знать:
Виды малярных отделок.
Учащиеся должны уметь:
Разбивать поверхность на панели, фризы, гобелены.
Изготовление трафаретов и их использование 28ч
Изделия. Трафареты простые.
Технические сведения. Понятие о трафаретах. Применение трафаретов в малярном деле. Основные виды трафаретов — простые и многокрасочные, их различие. Рисунки для трафаретов. Последовательность изготовления трафаретов. Хранение трафаретов и уход за ними. Кисти для набивки трафаретов. Правила пользования трафаретами.
Практические работы: Ориентировка в задании по образцу готовых трафаретов и предметной технологической карте. Составление плана в групповой беседе. Безопасные методы работы с режущими инструментами.
Подбор рисунка для трафарета, нанесение его на бумагу. Вырезание рисунка ножом. Нанесение олифы на вырезанные трафареты. Лакировка. Протирка трафаретов тальком. Хранение трафаретов.
Упражнения. Набить трафареты на учебные щиты. Промаркировать хозяйственно-бытовые предметы (ведра, тазы, ящики и др.).
Основные требования к знаниям и умениям:
1-2 уровень
Учащиеся должны знать: виды трафаретов и последовательность их изготовления. Хранение трафаретов и уход за ними. Основные правила пользования трафаретами
Учащиеся должны уметь: изготавливать простейшие трафареты, набивка трафаретов
3-4 уровень
Учащиеся должны знать: виды трафаретов, способы хранения и уход за ними. Набивка простейших трафаретов под контролем учителя.
Отделочные работы внутри помещения в зимних условиях. 18 ч.
Технические сведения: Производство внутренних малярных работ в зимних условиях. Технические требования к поверхностям, малярным составам и температурному режиму в помещении. Способы приготовления малярных составов для работы в зимних условиях. Транспортировка и их хранение. Особенности окраски окон в зимнее время.
Основные требования к знаниям и умениям:
1-2 уровень
Учащиеся должны знать:
Способы и приёмы производства отделочных работ в зимнее время. Правила безопасной работы.
Учащиеся должны уметь:
Организовать рабочее место.
Самостоятельное определение последовательности отделочных работ. Отделка потолка и стен с учетом специфики малярных работ в зимних условиях. Окраска окон и дверей и металлических конструкций. Отделка пола.
3-4 уровень
Учащиеся должны знать:
Организацию рабочего места с учётом специфики малярных работ в зимних условиях.
Учащиеся должны уметь:
Выполнять отделочные работы под руководством учителя. Соблюдать правила Т\Б. Организовывать рабочее место.
Технология оклеивания поверхностей обоями. 30 ч.
Объект работ: тренажерные щиты мастерской,
Технические сведения: Назначение обойных работ. Виды обоев (бумажные обои, виниловые обои, флизелиновые обои, обои из стекловолокна, металлизированные обои, «жидкие» обои), инструменты и приспособления. Свойства обоев. Маркировка обоев. Клеи и клейстеры. Правила безопасной работы при приготовлении клеящих составов.
Подготовка обоев к наклеиванию. Подготовка поверхностей под оклейку. Приемы и правила оклейки обоями. Требования к качеству обойных работ. Теплые и холодные цвета. Ориентация обоев по сторонам света.
Практические работы
Раскрой обоев на полотнища. Подготовка обоев к оклеиванию стен и их нарезка. Приготовление клеевых составов. Нанесение клея на обои. Наклеивание бордюра и фриза.
Основные требования к знаниям и умениям:
1-2 уровень
Обучающиеся должны знать:
Виды обоев и клеев, их свойства, инструменты, приспособления, инвентарь для обойных работ;
подготовку обоев и поверхностей к оклеиванию, приёмы и правила оклейки стен обоями. Обучающиеся должны уметь:
Планировать организацию рабочего места с учетом правил техники безопасности, проверять качество оклеенных поверхностей, составлять упрощенные технологические карты. Приготовить клейстер. Наносить на обои клеящие составы. Определять высоту полотнища. Раскраивать обои, обрезать кромки.
3-4 уровень
Обучающиеся должны знать:
Определять виды обоев, правила Т\Б, основные операции при оклейке обоев, инструменты для обойных работ.
Обучающиеся должны уметь:
На планшетах выполнить пробную оклейку макулатурой, обоями. Подобрать и наклеить бордюр. Раскроить ножницами полотнища, показать обрезку обоев у розеток, выключателей.
Практическое повторение. 30 ч.
Объекты работы: Стены, окна, двери, школы, спортивная площадка, забор, фасад школы.
Основные требования к знаниям и умениям:
1-2уровень
Учащиеся должны уметь:
Выполнять штукатурку кирпичных стен, окраску потолков, окраску неводными составами, дверей, радиаторов, решётки забора, оклейку стен обоями.
3-4 уровень:
Учащиеся должны уметь:
Выполнять операции по подготовке поверхностей под штукатурку и окраску.
Самостоятельная работа: 4ч.
Объект труда: изготовление трафаретов и нанесение на различные поверхности.
III четверть 231ч
Вводное занятие. 2 часа
Задачи на третью четверть. Ознакомление с программой по изучению тем на четверть.
Ответственность за сохранность инструментов, находящихся в учебной мастерской. График дежурств. Содержание рабочего места. Организация труда. Техника безопасности при выполнении работ в процессе изучения тем программы.
Облицовка стен плитками. 22 ч.
Объект труда: тренажерные щиты мастерской
Технические сведения: Область применения плиточных облицовок. Виды плиток для стен. Составы для облицовки. Назначение и виды облицовок. Подготовка оснований под облицовку: выравнивание, провешивание, разметка. Подготовка плиток к облицовке: сортировка, резка, подточка кромок. Инструменты и приспособления для выполнения плиточных работ. Технология облицовки стен. Последовательность и назначение каждой операции. Характеристика способов выполнения операций. Отделка облицованных стен. Техника безопасности при облицовке стен плитками.
Назначение и виды плиток, виды облицовок, способы подготовки поверхностей под облицовку. Инструменты, материалы для облицовки, технологию основных операций, технику безопасности.
Учащиеся должны уметь:
Подготовить различные поверхности под облицовку, инструменты и материалы, Выполнять облицовку «шов в шов» керамическими плитками. Организовать рабочее место с учётом правил Т\Б.
3-4 уровень
Учащиеся должны знать:
Инструмент и материалы для облицовки. Облицовку «Шов в Шов», виды плиток.
Учащиеся должны уметь:
Выполнять подготовку поверхности и облицовку керамическими плитками по технологическим картам с помощью учителя.
Облицовка полов плитками. 20 ч.
Объекты работы: Ремонт полов в школе. Облицовка стен запасного выхода.
Технические сведения: Инструменты и материалы. Виды плиток для полов. Способы облицовки полов. Последовательность операций, их назначение. Характеристика и облицовка картами ковровой мозаики. Назначение каждой операции. Отделка облицованных полов. Техника безопасности при облицовке полов. Организация рабочего места.
Основные требования к знаниям и умениям:
1-2 уровень
Учащиеся должны знать:
Организацию рабочего места. Виды плиток, инструмент и материалы. Последовательность операций и их выполнение. Правила т\б.
Учащиеся должны уметь:
Составлять алгоритм действия, планировать организацию рабочего места с учетом требований техники безопасности, проверять качество облицованных поверхностей.
Выполнять резку плиток и простейшую облицовку, исправить дефекты.
3-4 уровень
Учащиеся должны знать:
Организацию рабочего места. Правила т\б.
Виды плиток, инструмент и материалы.
Учащиеся должны уметь:
Выполнять облицовку с помощью технологических карт и учителя.
Ремонт ранее оштукатуренных поверхностей. 20 часов
Объекты работы: Стены, потолки школы. Забор школы
Технические сведения: Виды дефектов штукатурки. Трещины, отслаивание, причины их появления. Удаление старого слоя. Растворы для ремонтных работ. Инструмент для работы. Операции по подготовке и оштукатуривания поверхностей.
Основные требования к знаниям и умениям:
1-2 уровень
Учащиеся должны знать:
Определять виды дефектов, последовательность операций технологического процесса по подготовке поверхностей и операции по штукатурке.
Учащиеся должны уметь:
Исправить дефекты после их определения, подготовить поверхность стен для ремонта: очистку поверхности от старой штукатурки, приготовление раствора, увлажнение подготовленных для ремонта мест, выполнение операций штукатурки, обрызг, грунт, накрывка, затирка.
3-4 уровень
Учащиеся должны знать: Определять виды дефектов штукатурки.
Учащиеся должны уметь: Подготовить поверхность стен для ремонта с помощью учителя.
Ремонт ранее окрашенных поверхностей под водную окраску. 32 ч.
Объекты работы: стены кабинетов, школы. Забор школы, запасной выход.
Технические сведения: основные операции по подготовке ранее окрашенных поверхностей под окраску. Понятие о набеле. Снятие набела. Растворы для снятия копоти, ржавчины, инструменты и материалы. Правила техники безопасности при работе.
Основные требования к знаниям и умениям:
1-уровень
Учащиеся должны знать:
Дефекты при водных окрасках, причины появления и способы их устранения.
Учащиеся должны уметь:
Устранить дефекты, вновь подготовить и окрасить поверхности.
2-уровень
Учащиеся должны знать:
Дефекты при водных окрасках, причины появления и способы их устранения.
Учащиеся должны уметь:
Устранить дефекты, вновь подготовить и окрасить поверхности под контролем учителя.
Ремонт ранее окрашенных поверхностей под неводную окраску. 26ч.
Объекты работы: Оконные переплеты, дверные блоки, стены, радиаторы.
Технические сведения: Операции подготовки поверхностей к окраске. Очистка, проолифка, шпатлевание, шлифование, расшивка трещин. Удаление слоя краски. Инструменты. Правила техники безопасности.
1-2 уровень
Учащиеся должны знать:
Дефекты при неводных окрасках, причины появления и способы их устранения.
Учащиеся должны уметь:
Удалить старую краску, приготовить шпатлевку и её нанести. Зачистить наждачной бумагой. Приготовить краски к работе. Выбрать кисти и окрасить. Организовать рабочее место с учётом правил Т\Б.
3-4 уровень
Учащиеся должны знать:
Дефекты при неводных окрасках, причины появления и способы их устранения.
Учащиеся должны уметь:
Выполнять основные операции под руководством учителя. Организовать рабочее место с учётом правил Т\Б.
Леса и подмости. 10ч.
Технические сведения: Леса и подмости для наружных и внутренних работ, их конструкция. Установка лесов и подмостей и их разборка. Правила техники безопасности при работе на лесах и подмостях. Основные требования к лесам и подмостям. Экскурсия на стройку. Знакомство с лесами.
Основные требования к знаниям и умениям:
1-2 уровень
Учащиеся должны знать:
Устройство лесов и подмостей, требования безопасности при работе.
Учащиеся должны уметь:
Осуществлять контроль средств подмащивания при организации рабочего места.
3-4 уровень
Учащиеся должны знать:
Требования безопасности при работе на лесах и подмостях.
Основы цветоведения. 35 ч.
Технические сведения: Солнечный спектр. Понятие о цвете. Поглощение и отражение света поверхностью. Изменение цвета поверхности. Цветовой тон и чистота цвета. Возможность их измерения. Чувствительность человеческого глаза к световому излучению различных длин волн. Ахроматические и хроматические цвета. Дополнительные цвета и их свойства. Смешивание красок в малярной технике. Разбелы и затемнения. Восприятие цвета, пространственные свойства, тяжелые и легкие цвета. Подбор колера в зависимости от освещенности помещения и его ориентации относительно сторон света.
Основные требования к знаниям и умениям:
1-2 уровень
Учащиеся должны знать:
Солнечный спектр, цветовой контраст и светлотный, тяжёлые и лёгкие цвета, подбор колера и обоев в зависимости ориентации сторон света.
Учащиеся должны уметь:
Смешивать краски для получения заданных тонов. Подбирать гармонично сочетающиеся цвета.
3-4 уровень
Учащиеся должны знать:
Солнечный спектр, цветовой контраст и светлотный, тяжёлые и лёгкие цвета.
Учащиеся должны уметь:
Смешивать краски для получения заданных тонов. Подбирать гармонично сочетающиеся цвета.
Эстетика внутренней и наружной отделки зданий. 20 ч.
Технические сведения: технический прогресс и эстетические требования к внутренней и наружной поверхности отделки зданий. Современное цветовое решение отделки фасадов. Выполнение требований СНИиП – обязательное условие эстетического оформления помещений. Колерная книга, её назначение и способ использования. Правильный подбор цвета и рисунка обоев с учетом их назначения, помещений, их размеров, степени освещенности, цветового оформления смежных помещений. Гармоничное сочетание цветов при окраске помещений и применение цветных облицовочных плиток и мозаичных покрытий.
Основные требования к знаниям и умениям:
1-4 уровень
Учащиеся должны знать:
Содержание СНИиПов, колерной книги
Учащиеся должны уметь:
Приготовить гармонично сочетающиеся цветовые краски для оформления интерьера. Выбрать цвет и рисунок обоев в зависимости от назначения и ориентировки помещения.
Практическое повторение. 40 часов
Объекты работы: Выполнение работ по заказу. Ремонт школы: малярные и штукатурные работы. Основные требования к умениям:
1-2 уровень
Учащиеся должны уметь:
Определить виды ремонта с помощью учителя. Самостоятельно выполнить все операции по подготовке и окраске поверхностей ранее окрашенных водными и неводными составами, а также ранее оклеенных поверхностей и оштукатуренных.
3-4 уровень
Учащиеся должны уметь:
Подготовить соответственно задания инструмент и материалы, выполнить основные операции под контролем учителя.
Самостоятельная работа 4ч.
Объекты работы: облицовка стен плиткой.
IV четверть 165ч
Вводное занятие. 2 часа
Ответственность за сохранность инструментов, находящихся в учебной мастерской. График дежурств. Содержание рабочего места. Организация труда. Техника безопасности при выполнении работ в процессе изучения тем программы.
Новые строительные материалы 22ч.
Технические сведения. Ознакомление с новыми строительными материалами, их назначением. Свойства и составы. Способы подготовки к работе. Самоклеящаяся пленка, подвесные потолки, современные шпатлевки, лакокрасочные материалы.
Упражнения. Оклеить стенды самоклеящейся пленкой. Сравнить различные шпатлевки. Сравнить различные лакокрасочные материалы.
Основные требования к знаниям и умениям:
1-2 уровень
Учащиеся должны знать: Свойства, составы новых строительных материалов и способы их подготовки к работе
Учащиеся должны уметь: Подготовка рабочего места и обклейка самоклеящейся пленкой.
3-4 уровень
Учащиеся должны знать: Виды новых строительных материалов
Учащиеся должны уметь: Подготовка рабочего места и обклейка самоклеящейся пленкой.
Знакомство с организацией штукатурных и малярных работ на производстве . 14ч
Технические сведения: Механизация штукатурных работ. Правила безопасной работы механизмами для штукатурных работ. Вибросито. Растворосмеситель. Доставка растворов на строительную площадку. Затирочные машины. Механизация малярных работ. Правила безопасной работы с механизмами для малярных работ Краскотёрка. Клееварка. Краскораспылитель. Шлифовальная машина.
Основные требования к знаниям и умениям:
1-2 уровень
Учащиеся должны знать: Виды механизированных машин для штукатурных и малярных работ, правила безопасной работы с механизмами для малярных работ
Учащиеся должны уметь: Распознавать оборудование штукатурных и малярных механизмов
3-4 уровень
Учащиеся должны знать: Правила безопасной работы с механизмами для малярных работ
Высококачественная окраска. 30 ч.
Технические сведения: Применение высококачественной окраски, её отличие от простой и улучшенной. Основные операции высококачественной окраски по дереву. Технологический процесс окраски по штукатурке и бетону. Инструменты и приспособления для высококачественной окраски. Организация рабочего места при окраске поверхностей.
Основные требования к знаниям и умениям:
1-2 уровень
Учащиеся должны знать:
Отличие высококачественной отделки от улучшенной, технологию выполнения высококачественной отделки, дополнительные операции, Правила Т\Б.
Учащиеся должны уметь:
Выполнять очистку поверхностей наждачной бумагой, шпателем. Расшивку трещин. Нанесение грунтовки на поверхность. Частичную подмазку. Шлифование подмазанных мест. Сплошное шпатлевание и шлифование. Окраску различными инструментами. Торцевание поверхности и шлифование. Соблюдать правила Т\Б.
3-4 уровень
Учащиеся должны знать:
Дополнительные операции при высококачественной отделке, технологию их выполнения, правила Т\б.
Учащиеся должны уметь:
Выполнять комплекс работ на уровне 1 разряда с помощью учителя.
Охрана труда и пожарная безопасность на строительстве. 16 часов
Технические сведения: Травматизм и профзаболевания. Производственный травматизм и меры его предупреждения. Порядок расследования и учета несчастных случаев. Соблюдение правил техники безопасности, производственной санитарии и трудовой дисциплины как одна из мер борьбы с причинами травматизма. Организация инструктирования и обучения безопасным методам труда. Работа на высоте. Правила пользования лесами и подмостями. Требования охраны и безопасности труда к содержанию рабочего места, предупредительные надписи. Электробезопасность. Противопожарные мероприятия на строительстве. Правила пользования первичными средствами пожаротушения. Виды огнетушителей. Правила поведения при пожаре
1-уровень и 2-уровень
Учащиеся должны знать:
Требования правил т/б, производственной санитарии и трудовой дисциплины.
Учащиеся должны уметь:
Организовать рабочее место с учетом требований техники безопасности. Пользоваться первичными средствами пожаротушения.
Понятие о тарифном нормировании отделочных работ. 22ч.
Технические сведения: ЕНИР № 8 и № 20. Правила работы с ними. Определение нормы выработки, заработной платы, нормы времени.
Основные требования к знаниям и умениям:
1-2 уровень
Учащиеся должны знать:
Правила работы с ЕНИрами, норму времени, норму выработки.
Учащиеся должны уметь:
Подсчитать норму выработки и заработную плату.
3-4 уровень
Учащиеся должны уметь:
Подсчитать норму выработки и заработную плату под руководством учителя.
Сведения о гигиене труда и производственной санитарии 15ч.
Технические сведения. Основные понятия о гигиене труда. Значение рационального режима труда и отдыха. Правильная рабочая поза. Требования к рабочей одежде, уход за ней и правила ее хранения. Санитарные требования, предъявляемые к освещению. Вентиляция помещений. Предупреждение мелких травм. Правила ухода за кожей. Первая помощь при несчастном случае. Индивидуальный пакет и правила пользования им.
Основные требования к знаниям и умениям:
1-2 уровень
Учащиеся должны знать: Основные понятия о гигиене труда. Требования к рабочей одежде. Санитарные требования. Первая помощь при несчастном случае.
Учащиеся должны уметь:
Оказать первую медицинскую помощь при несчастном случае.
3-4 уровень
Учащиеся должны уметь:
Оказать первую медицинскую помощь при несчастном случае под руководством учителя.
Организация труда в строительстве 22ч.
Технические сведения. Структура управления строительством. Бригады и звенья. Разделение труда между рабочими разной квалификации. Значение комплексных бригад. Фронт работ, его размеры, обмер выполняемых работ. Материальная ответственность за производственный брак.
Понятие о нормах времени и нормах выработки на штукатурные, малярные, обойные и плиточные работы. Краткая характеристика системы оплаты: повременная, сдельная, сдельно-премиальная, прогрессивная, аккордная. Их применение. Система оплаты труда штукатуров и маляров. Подсчет заработанной платы бригады и распределение между членами бригады в соответствии с их квалификацией. Календарные планы строительства объектов. Наряды, их формы, заполнение, выдача и закрытие.
Практическое повторение. 40 часов
Объекты работы: Возможны работы на заказ, классы школы, забор школы.
1-2 уровень
Учащиеся должны уметь:
Выполнять весь комплекс штукатурных, малярных и обойных работ, предусмотренных квалификационной характеристикой на уровне 2-3 разрядов.
3-4 уровень
Учащиеся должны уметь:
Выполнять отдельные операции на уровне 1 разряда.
Тема: Подготовка к экзаменам. 40 ч.
Технические сведения: Подготовка связного рассказа по билетам.
Учащиеся должны уметь:
Самостоятельно подготовиться к экзаменам. Изложить по плану.
В конце учебного года учащиеся должны знать и уметь:
- основные операции штукатурки и окраски различных поверхностей;
- приемы и способы подготовки под окраску различных поверхностей;
- названия и назначения штукатурно-малярных инструментов и приспособлений, умение применять их в работе;
- основные свойства отделочных материалов и уметь отличать их по внешним признакам;
- приемы выполнения технологических операций штукатурки и окраски;
- определять дефекты отделок, причины их появления и способы устранения;
- правила безопасной работы, которые необходимо соблюдать штукатуру-маляру (работа с растворами, красками, работа на высоте);
- уметь работать с раздаточным материалом (инструкции, карточки-задания);
-планировать предстоящую работу с помощью учителя, анализировать полученные результаты; -организовывать свое рабочее место и соблюдать правила безопасной работы;
- соблюдать пожарную безопасность в школьных мастерских, правила поведения при пожаре, правила эвакуации;
- технологию оштукатуривания колонн, углов, ниш, оконопачивание швов, навешивать правило, использовать угловой отвес;
- соблюдать гигиену труда и производственную санитарию;
- технологию фактурной отделки поверхности декоративными составами (декоративной крошкой);
- технологию настила полов керамическими плитками, подбор клея, раствора и использование различных способов при настиле плиток (с крестиками и без них);
Литература:
1. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида для 5 – 9 классов под редакцией В.В. Воронковой (Москва, 2011 год).
2. Суржаненко А. Е. «Малярные и обойные работы» -М.: Высшая школа, 1974г.
3. Суржаненко А. Е. «Альфрейно-живописные работы» - М.: Высшая школа, 1986 г.
4. Шепелев А. М. «Штукатурные работы»- М.: Высшая школа, 1977 г.
5. Шепелев А. М. «Штукатурные декоративно-художественные работы», - М.: Высшая школа, 1986 г.
6. Теличко А. А., Рыженко В. И. «Современный ремонт квартиры своими руками», -М.: Оникс, 2005 г.
7. Горячев В. И. «Облицовочные работы», - М.: Высшая школа, 1976 г.
8. Соколов В. «Сам себе строитель. Внутренние работы» - Р/Д.: Феникс, 2004 г.
9. «Домашнее декорирование. Стены. Потолки. Окна. Двери» - М.: Внешсигма, АСТ, 2000 г.
10. Белоусов Е. Ю. «Технология малярных работ» - М.: Высшая школа, 1980 г.
11. Белоусов Е. Д., Вершинина О. С. «Малярные и штукатурные работы» - М.: Высшая школа, 1990 г.
12.Журавлев И. П. «Штукатур», учебное пособие - Р/Д.: Феникс, 2000 г.
13. Каплан Н. И. «Народное декоративно-прикладное творчества Крайнего Севера и Дальнего Востока» - М.: Просвещение, 1980 г.
14. Мороз Л. Н. «Маляр. Технология и организация работ» - Р/Д.: Феникс, 2003 г.
15. Смирнов М. «Умный ремонт» - Р/Д.: Феникс, 2005 г.
16. Фирсенко Н. П. «Руководство по производственному обучению маляров» - М.: Высшая школа, 1990 г.
17. Шепелев А. М. Штукатурные работы. -М.: 1973 г.
Приготовление водного окрасочного состава заданного колера и окраска поверхности. Анализ качества работы. Тестирование. Подведение итогов за 3 четверть.
Учебно-тематический план
№ раздела
Наименование раздела тем
Количество часов
Всего
Лаборат. работы
Провероч. работы
1
Вводное занятие
8
2
Простая и улучшенная штукатурка
9
3
Основные операции простой и улучшенной штукатурки
19
4
Штукатурка ранее оштукатуренных кирпичных поверхностей
40
5
Практическое повторение
6
Самостоятельная работа
16
7
Водные колеры и их назначение
23
8
Окраска оштукатуренной поверхности водными составами
25
9
Подготовка металлической поверхности под улучшенную покраску
10
10
Окраска металлической поверхности
14
11
Малая механизация штукатурных работ
14
12
Ремонтные штукатурные работы
22
13
Малярные работы внутри помещения в зимних условиях
23
14
Подготовка основания под настилку линолеума, настилка линолеума