Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по предмету по предмету "Лепка,рисование,ручное творчество".Обучение по 8 виду.»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по предмету «Лепка, рисование, ручное творчество»
для 3 класса
Составитель:
учитель начальных классов
Шушакова Инна Владимировна
Пояснительная записка
Включение предмета «Лепка, рисование, ручное творчество» в программу обучения детей с умеренной умственной отсталостью продиктовано не только традиционным подходом к вопросам обучения и воспитания, но, главным образом, необходимостью таких детей в разнообразные виды доступной деятельности.
Лепка, рисование, ручное творчество обладают большими развивающими и коррекционными возможностями. Целенаправленное их использование как средства коррекции в процессе обучения детей с умеренной умственной отсталостью могут обеспечить развитие их сенсомоторной сферы, мелкой моторики, координации движений обеих рук, зрительно-двигательной координации, восприятия, представлений об окружающем мире. Таким образом, в процессе обучения детей с умеренной умственной отсталостью лепке, рисованию, ручному творчеству на первый план выходят не столько образовательные задачи, сколько коррекционно-развивающие, воспитательные. Это закономерно, поскольку такие дети обладают ограниченными возможностями овладения как знаниями об лепке, рисованию, ручному творчеству, так и соответствующими умениями и навыками, связанными с участием в нем. Действия детей лишены целенаправленности и игрового замысла. Выполненные работы не ассоциируются ими с предметами и явлениями окружающей действительности, часто они не могут узнать в изображении реальные предметы и явления.
Задачами обучения лепке, рисованию, ручному творчеству детей с умеренной умственной отсталостью являются:
формирование положительного эмоционального отношения к изобразительной деятельности;
развитие интереса к деятельности и ее результатам;
формирование потребности в отражении действительности доступными изобразительными средствами;
формирование умения соотносить получаемые изображения с реальными объектами, явлениями, событиями;
обучение приемам и средствам рисования, лепки, работы с бумагой, нитками;
развитие восприятия основных свойств и отношений изображаемых объектов;
обогащение, уточнение и закрепление представлений о предметах и явлениях окружающего мира;
совершенствование мелкой моторики, зрительно-двигательной координации, координации движений обеих рук;
воспитание адекватного отношения к результатам собственной деятельности и деятельности других, формирование основ самооценки.
Основной формой обучения является урок.
Уроки по лепке, рисованию, ручному творчеству состоят из следующих разделов: декоративное рисование, рисование с натуры, рисование на темы, лепка из пластилина и солёного теста, работа с бумагой, работа с нитками и тканями.
Рисование с натуры
Совершенствование умения воспитанников анализировать объекты изображения (определять форму, цвет, сравнивать величину составных частей), сравнивать свой рисунок с объектом изображения и части рисунка между собой, установление последовательности выполнения рисунка, передача в рисунке формы, строения, пропорции и цвета предметов: при рисовании предметов симметричной формы использование средней (осевой) линии; ослабление интенсивности цвета путём добавления воды в краску.
Декоративное рисование
Составление узоров из геометрических и растительных элементов в полосе, квадрате, круге, применяя осевые линии; совершенствование умения соблюдать последовательность при рисовании узоров; нахождение гармонически сочетающихся цветов в работе акварельными и гуашевыми красками (ровная закраска элементов орнамента с соблюдением контура изображения).
Рисование на темы
Обогащение представлений учащихся об окружающей действительности. Учить их воспроизводить в рисунке знакомые предметы, передавать пространственные отношения предметов (рядом, около, вверху, внизу).
Лепка. Повторение и закрепление умений и навыков, приобретённых в 1, 2 класс
Закрепление навыков, полученных в первом классе. Умения и навыки работы с бумагой: сгибать лист бумаги пополам, совмещая углы и стороны; сгибать бумагу до бумагу обозначенной лини ; сгибать квадратный лист бумаги с угла на угол по диагонали. Разгибать и расправлять согнутую бумагу, разглаживать её ладонью и пальцами. Разрывать бумагу по сгибу.
Работа с нитками и тканями.
Сортировка и наматывание ниток на катушку, клубок, картон. Плетение косичек из
толстых, цветных шнуров, мотков ниток.
Учитель продумывает содержание, объем и степень сложности каждого урока в соответствии с возможностями всех учащихся. В процессе проведения урока создаются условия, которые дают возможность каждому школьнику работать в своем темпе, проявлять максимальную степень самостоятельности при выполнении задания. Индивидуальный подход должен органично сочетаться с фронтальной работой.
В процессе обучения лепке, рисованию, ручному творчеству школьников с умеренной умственной отсталостью целесообразно использовать следующие методы и приемы:
совместные действия ребенка и взрослого, действия по подражанию (в основном на начальном этапе обучения и при изучении нового содержания);
действия школьников по образцу, особенно на уроках декоративного рисования;
действия с контурными изображениями, использование приемов наложения и обводки шаблонов, трафаретов для создания целостного образа изображаемого предмета;
выполнение изображений по натуре после предварительного тактильного и зрительного обследования, «прорисовывания»;
предварительное рассматривание, самостоятельное называние, показ по словесной инструкции педагога рисунков, картин, специально подобранных народных игрушек, картинок и т. п.;
соотнесение предметов с соответствующими им изображениями с последующим их называнием или указанием на них с помощью жеста;
наблюдения на прогулках и экскурсиях за явлениями природы, предметами окружающего мира, живыми объектами для последующего изображения их в процессе рисования;
обыгрывание предметов, определение их функционального назначения, свойств и качеств для последующего более точного изображения на уроках рисования;
использование рисунков в процессе других уроков (основы математических представлений, родная речь, музыкально-ритмических занятий и др.).
Рабочая программа по «Лепке, рисованию, ручному творчеству» для учащихся 3 класса с тяжелой умственной отсталостью СКОШ VIII вида составлена на основе программ для глубоко умственно отсталых детей под редакцией А.Р..Маллера, НИИДАПН РСФСР 1984г.
По программе и учебному плану количество учебных часов уроков изобразительного искусства составляет 2 часа в неделю, 68 часов в год.
Календарно-тематическое планирование по программе «Лепка, рисование, ручное творчество»