kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Рабочая программа по предмету по предмету "Лепка,рисование,ручное творчество".Обучение по 8 виду.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа разработана на основе программы НИИ Дефектологии АПР СССР.1983 год

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по предмету по предмету "Лепка,рисование,ручное творчество".Обучение по 8 виду.»






 













РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


по предмету «Лепка, рисование, ручное творчество»


для 3 класса


 

 

 

 

 

Составитель:

учитель начальных классов

Шушакова Инна Владимировна


 

 


 



















Пояснительная записка


Включение предмета «Лепка, рисование, ручное творчество» в программу обучения детей с умеренной умственной отсталостью продиктовано не только традиционным подходом к вопросам обучения и воспитания, но, главным образом, необходимостью таких детей в разнообразные виды доступной деятельности.

Лепка, рисование, ручное творчество обладают большими развивающими и коррекционными возможностями. Целенаправленное их использование как средства коррекции в процессе обучения детей с умеренной умственной отсталостью могут обеспечить развитие их сенсомоторной сферы, мелкой моторики, координации движений обеих рук, зрительно-двигательной координации, восприятия, представлений об окружающем мире. Таким образом, в процессе обучения детей с умеренной умственной отсталостью лепке, рисованию, ручному творчеству на первый план выходят не столько образовательные задачи, сколько коррекционно-развивающие, воспитательные. Это закономерно, поскольку такие дети обладают ограниченными возможностями овладения как знаниями об лепке, рисованию, ручному творчеству, так и соответствующими умениями и навыками, связанными с участием в нем. Действия детей лишены целенаправленности и игрового замысла. Выполненные работы не ассоциируются ими с предметами и явлениями окружающей действительности, часто они не могут узнать в изображении реальные предметы и явления.

Задачами обучения лепке, рисованию, ручному творчеству детей с умеренной умственной отсталостью являются:

  • формирование положительного эмоционального отношения к изобразительной деятельности;

  • развитие интереса к деятельности и ее результатам;

  • формирование потребности в отражении действительности доступными изобразительными средствами;

  • формирование умения соотносить получаемые изображения с реальными объектами, явлениями, событиями;

  • обучение приемам и средствам рисования, лепки, работы с бумагой, нитками;

  • развитие восприятия основных свойств и отношений изображаемых объектов;

  • обогащение, уточнение и закрепление представлений о предметах и явлениях окружающего мира;

  • совершенствование мелкой моторики, зрительно-двигательной координации, координации движений обеих рук;

  • воспитание адекватного отношения к результатам собственной деятельности и деятельности других, формирование основ самооценки.

Основной формой обучения является урок.

Уроки по лепке, рисованию, ручному творчеству состоят из следующих разделов: декоративное рисование, рисование с натуры, рисование на темы, лепка из пластилина и солёного теста, работа с бумагой, работа с нитками и тканями.

Рисование с натуры

Совершенствование умения воспитанников анализировать объекты изображения (определять форму, цвет, сравнивать величину составных частей), сравнивать свой рисунок с объектом изображения и части рисунка между собой, установление последовательности выполнения рисунка, передача в рисунке формы, строения, пропорции и цвета предметов: при рисовании предметов симметричной формы использование средней (осевой) линии; ослабление интенсивности цвета путём добавления воды в краску.

Декоративное рисование

Составление узоров из геометрических и растительных элементов в полосе, квадрате, круге, применяя осевые линии; совершенствование умения соблюдать последовательность при рисовании узоров; нахождение гармонически сочетающихся цветов в работе акварельными и гуашевыми красками (ровная закраска элементов орнамента с соблюдением контура изображения).

Рисование на темы

Обогащение представлений учащихся об окружающей действительности. Учить их воспроизводить в рисунке знакомые предметы, передавать пространственные отношения предметов (рядом, около, вверху, внизу).

Лепка. Повторение и закрепление умений и навыков, приобретённых в 1, 2 класс

ах. Отщипывать пальцами кусочки, скатывать мелкие шарики ( вишни, сливы, яички). Сги бать столбики с соединением концов, сплетением (бублики, баранки ,сдобы, кренделя).

Работа с бумагой.

Закрепление навыков, полученных в первом классе. Умения и навыки работы с бумагой: сгибать лист бумаги пополам, совмещая углы и стороны; сгибать бумагу до бумагу обозначенной лини ; сгибать квадратный лист бумаги с угла на угол по диагонали. Разгибать и расправлять согнутую бумагу, разглаживать её ладонью и пальцами. Разрывать бумагу по сгибу.

Работа с нитками и тканями.

Сортировка и наматывание ниток на катушку, клубок, картон. Плетение косичек из

толстых, цветных шнуров, мотков ниток.


Учитель продумывает содержание, объем и степень сложности каждого урока в соответствии с возможностями всех учащихся. В процессе проведения урока создаются условия, которые дают возможность каждому школьнику работать в своем темпе, проявлять максимальную степень самостоятельности при выполнении задания. Индивидуальный подход должен органично сочетаться с фронтальной работой.

В процессе обучения лепке, рисованию, ручному творчеству школьников с умеренной умственной отсталостью целесообразно использовать следующие методы и приемы:

  • совместные действия ребенка и взрослого, действия по подражанию (в основном на начальном этапе обучения и при изучении нового содержания);

  • действия школьников по образцу, особенно на уроках декоративного рисования;

  • действия с контурными изображениями, использование приемов наложения и обводки шаблонов, трафаретов для создания целостного образа изображаемого предмета;

  • выполнение изображений по натуре после предварительного тактильного и зрительного обследования, «прорисовывания»;

  • предварительное рассматривание, самостоятельное называние, показ по словесной инструкции педагога рисунков, картин, специально подобранных народных игрушек, картинок и т. п.;

  • соотнесение предметов с соответствующими им изображениями с последующим их называнием или указанием на них с помощью жеста;

  • наблюдения на прогулках и экскурсиях за явлениями природы, предметами окружающего мира, живыми объектами для последующего изображения их в процессе рисования;

  • обыгрывание предметов, определение их функционального назначения, свойств и качеств для последующего более точного изображения на уроках рисования;

  • использование рисунков в процессе других уроков (основы математических представлений, родная речь, музыкально-ритмических занятий и др.).


Рабочая программа по «Лепке, рисованию, ручному творчеству» для учащихся 3 класса с тяжелой умственной отсталостью СКОШ VIII вида составлена на основе программ для глубоко умственно отсталых детей под редакцией А.Р..Маллера, НИИДАПН РСФСР 1984г.


По программе и учебному плану количество учебных часов уроков изобразительного искусства составляет 2 часа в неделю, 68 часов в год.






Календарно-тематическое планирование по программе «Лепка, рисование, ручное творчество»

(2 часа в неделю,68 часов в год).



п/п

Тема урока

Колич.

часов

Сроки проведения

1.

Вводная беседа по предмету.

1

1 неделя

2.

Рисование прямых линий на бумаге в клетку.

1

1 неделя

3.

Дугообразные линии. Линии косые.

1

2 неделя

4.

Графические упражнения ломаных линий: «Заборчик», «Травка зеленеет».


1

2 неделя

5.

Изображение пунктирных и штрихпунктирных линий: «Дождь идет».


1

3 неделя

6.

Рисование замкнутых круговых линий: «Мыльные пузыри».


1

3 неделя

7.

Рисование и раскрашивание кругов (по трафарету).

1

4 неделя

8.

«Цветные веревочки». Прямые горизонтальные линии.

1

4 неделя

9.

Игровые графические изображения: «Дым идет», «Волны», «Ручьи».

1

5 неделя

10.

«Разноцветные мячи» (большие и маленькие).

1

5 неделя

11.

Рисование круга по шаблону. Закрашивание.

1

6 неделя

12.

Рисование геометрических фигур ( , , )

по трафарету. Раскрашивание.

1

6 неделя

13.

Рисование узора в полосе (чередование по форме и цвету элементов).

1

7 неделя

14.

Рисуем «Дом». Раскрашивание элементов.

1

7 неделя

15.

Наклеивание простейших форм на контур.

1

8 неделя

16.

Складывание и наклеивание фигур, состоящих из 2-х частей (дом с крышей, гриб).


1

8 неделя

17.

Лепка из пластилина миски, блюдца, корзинки.

1

9 неделя

18.

Лепка сложных форм из 2-5 частей (снеговик, рыбка).


1

9 неделя

19

Лепка кувшина с ручкой.

1

10 неделя

20

«Укрась платочек». Оттиск пробкой.

1


10 неделя

21

«Осеннее дерево». Тычки ватной палочкой.

1


11 неделя

22

«Воздушные шарики».

1


11 неделя

23

« Рыбки». Коллективная работа.

1


12 неделя

24

«Укрась шарфик». Печать по трафарету поролоном.


1

12 неделя

25

Рисование на тему «Ветка ели».

1


13 неделя

26

Рисуем «Рукавичку» по шаблону.

1


13 неделя

27

Рисование «Звезда» (по опорным точкам). Закрашивание.

1

14 неделя

28

Рисование на тему «Снеговик».

1


14 неделя

29

«Зимний лес». Печать по трафарету.

1


15 неделя

30

«Украсим елочку бусами». Оттиск пробкой.

1


15 неделя

31

«Первый снег».

1


16 неделя

32

Ёлочные игрушки.

1


16 неделя

33

Гирлянда для ёлки.

1


17 неделя

34

Рисование с натуры «Шарф».

1


17 неделя

35

«Узор для зимней шапки». Оттиск пробкой.

1


18 неделя

36

«Снежинки на окне».

1


18 неделя

37

Лепка деталей макета к сказке “Три поросёнка”

1


19 неделя

38

Лепка рельефов букв и цифр по образцу.

1


19 неделя

39

«Бусы» (рисование предмета из нескольких частей)

1

20 неделя

40

Лепка: «Рыбка».

1


20 неделя

41

Рисование с натуры «Рукавичка».

1


21 неделя

42

Тематическое рисование по сказке «Колобок».

1


21 неделя

43

Тематическое рисование по сказке «Колобок».

1


22 неделя

44

«Кораблики в море”..Аппликация для папы.

1


22 неделя

45.

«Моя чашка». Печать по трафарету.

1


23 неделя

46.

Рисование на тему: «Дома разной величины».

1


23 неделя

47.

«Ваза для цветов». Открытка для мамы.

1


24 неделя

48.

«Связка воздушных шаров». Раскрашивание.

1

24 неделя


49.

Рисование игрушки «Матрешка» (по шаблону).

1


25 неделя

50.

Декоративное рисование «Узор для закладки».

1


25 неделя

51.

«Солнышко» ..Аппликация.

1


26 неделя

52.

Аппликация на тему: ”Буквы”

1


26 неделя

53

Повторение. Игровые графические линии (прямые, штрих-пунктирные, волнистые).


1

27 неделя

54

Рисование геометрических фигур (квадрат, треугольник) по образцу.

1

27 неделя

55

Составление узора в полосе из геометрических фигур по образцу.

1

28 неделя

56

«Овощи». Раскрашивание по памяти.

1


28 неделя

57

«Скворечник». Рисование по трафарету.

1


29 неделя

58

Рисование по трафарету «Транспорт».

1


29 неделя

59

Рисование «Праздничные флажки» по шаблону.

1


30 неделя

60

Рисование «Звезды» по опорным точкам. Закрашивание.

1


30 неделя

61

Работа в раскрасках.

1


31 неделя

62

«Фрукты». Раскрашивание по образцу.

1


31 неделя

63

Изготовление закладки: плетение косичек из ниток.

1

32 неделя

64

«Цветы в горшке». Раскрашивание по образцу.

1


32 неделя

65

«Насекомые». Печать красками по трафарету.

1


33 неделя

66

«Пирамидка». Лепка из солёного теста.

1


33 неделя

67

Лепка из солёного теста простых изделий.

1

34 неделя

68.

Обобщающий урок.

1

34 неделя



Итого:68 часов.




































Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Коррекционная школа

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 3 класс

Автор: Шушакова Инна Владимировна

Дата: 12.01.2017

Номер свидетельства: 378424

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства