Рабочая программа по курсу « ритмика» 1 дополнительный класс
Рабочая программа по курсу « ритмика» 1 дополнительный класс
Данная рабочая программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1).
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
«Школа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья г. Кирово-Чепецка»
Рассмотрено на заседании
методического объединения
учителей начальных классов и
воспитателей КОГОБУ ШОВЗ
г. Кирово-Чепецка
от «_28_» ___08___ 2017 г.
«УТВЕРЖДЕНО»
Приказом по школе № _102_
от «_28_» ___08____ 2017 г.
Директор КОГОБУ ШОВЗ
г. Кирово-Чепецка ________________Л.В. Дрягина
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО КУРСУ « РИТМИКА»
1 ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ КЛАСС
НА 2017-2018 УЧ.Г.
Автор-составитель:
Н.Е. Малькова,
учитель музыки
высшей квалификационной
категории
Кирово-Чепецк
2017
Пояснительная записка
Рабочая программа по курсу «Ритмика» разработана на основе:
Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. № 1599) - ФГОС ОО с УО.
Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (одобрена решением федерального учебно – методического объединения по общему образованию (протокол от 22 декабря 2015 г. № 4/15)
Программы под редакцией к. пс. н., профессора И.М. Бгажноковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. 0-4 класс». Москва, «Просвещение», 2011.
Данная рабочая программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1).
В системе образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) курс «Ритмика» в школе является важным звеном в общей системе коррекционной работы. Данный курс направлен на коррекцию недостатков психического и физического развития детей средствами музыкально-ритмической деятельности.
Программа по курсу коррекционно-развивающей области «Ритмика» позволяет учитывать особые образовательные потребности детей посредством индивидуализации и дифференциации образовательного процесса.
У детей с легкой умственной отсталостью наблюдается резкое снижение внимания к музыкальному звучанию, недостаточность эмоциональной отзывчивости на музыку (остаются безучастными к звучанию и спокойных лирических мелодий, и плясовой, и маршевой музыки). Детям свойственны неадекватные эмоциональные проявления при восприятии различных характерных пьес и песен, что связано с общим нарушением эмоционально-волевой сферы, слабостью интереса к окружающим предметам и явлениям вообще.
У детей с легкой умственной отсталостью нарушены двигательные функции, общая и речевая моторика.
Для возбудимых детей характерно двигательное беспокойство, нетерпеливость, отвлекаемость, эмоциональная возбудимость и неустойчивость, а заторможенным свойственны вялость, адинамичность, бедность движений. Наиболее адекватным методом коррекции различных психомоторных нарушений у детей с умственной отсталостью является коррекционная ритмика, в которой ярко выражено единство музыки, движений и ритма как их стержня.
На занятиях ритмикой осуществляется коррекция недостатков двигательной, эмоционально-волевой, познавательной сфер, которая достигается средствами музыкально-ритмической деятельности. Занятия способствуют развитию общей и речевой моторики, ориентировке в пространстве, укреплению здоровья, формированию навыков здорового образа жизни у обучающихся с умственной отсталостью.
Общая характеристика коррекционного курса «Ритмика»
Цель курса: развитие двигательной активности ребенка в процессе восприятия музыки.
Задачи курса:
Развивать восприятие музыкальных образов и выражать их в движениях
Научить согласовывать движения с характером музыки, наиболее яркими средствами выразительности.
Развивать музыкальные способности (эмоциональная отзывчивость на музыку, слуховые представления).
Развивать чувства ритма, темпа, коррекция общей и речевой мотрики, пространственной ориентировки;
Научить школьников правильно и осмысленно двигаться в соответствии с музыкальным сопровождением.
Выработать достаточно прочные навыки выполнения упражнений.
Развивать координацию движений.
Развивать умение слушать музыку.
Научить выполнять под музыку различные движения, в том числе и танцевальные, с речевым сопровождением и пением.
Развивать творческие способности личности.
Прививать навыки участия в коллективной творческой деятельности.
Ввиду психологических особенностей детей с нарушением познавательной деятельности, с целью усиления практической направленности обучения проводится коррекционная работа, которая включает следующие направления:
Совершенствование движений и сенсомоторного развития: развитие мелкой моторики и пальцев рук; развитие артикуляционной моторики.
Коррекция отдельных сторон психической деятельности:
коррекция – развитие восприятия, представлений, ощущений;
коррекция – развитие двигательной памяти;
коррекция – развитие внимания;
формирование обобщенных представлений о свойствах предметов (цвет, форма, величина);
развитие пространственных представлений и ориентации;
развитие представлений о времени.
Развитие различных видов мышления:
развитие наглядно-образного мышления;
развитие словесно-логического мышления (умение видеть и устанавливать логические связи между предметами, явлениями и событиями).
Развитие основных мыслительных операций:
развитие умения сравнивать, анализировать;
развитие умения выделять сходство и различие понятий;.
Коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы: развитие инициативности, стремления доводить начатое дело до конца; формирование умения преодолевать трудности;
воспитание самостоятельности принятия решения;
формирование устойчивой и адекватной самооценки;
формирование умения анализировать свою деятельность.
Коррекция – развитие речи: развитие фонематического слуха, зрительного и слухового восприятия.
Описание места учебного курса «Ритмика» в учебном плане
Курс коррекционно-развивающей области «Ритмика» входит в часть, формируемую участниками образовательных отношений.
Курс коррекционно-развивающей области «Ритмика» реализуется с 1д по 1 класс.
Программа курса коррекционно-развивающей области «Ритмика» рассчитана:
В 1д классе на 33 часа, 1 час в неделю;
Личностные и предметные результаты освоения коррекционного курса «Ритмика»
Личностные результаты освоения коррекционного курса «Ритмика»
включаться в работу на занятиях к выполнению заданий.
не мешать, при выполнении различных движений, одноклассникам.
проявлять любознательность и интерес к новым видам деятельности.
Предметные результаты освоения коррекционного курса «Ритмика»
Минимальный уровень:
уметь слушать музыку;
выполнять несложные движения руками и ногами по показу учителя;
активно прихлопывать и притопывать вместе с учителем.
слушать и правильно выполнять инструкцию учителя.
Достаточный уровень:
уметь слушать музыку до конца, узнавать знакомую мелодию;
уметь начинать и заканчивать движение с началом и окончанием музыки по сигналу.
выполнять плясовые движения по показу учителя;
организованно входить в класс и выходить из класса, приветствовать учителя.
Содержание коррекционного курса «Ритмика»
Перечень разделов и тем
количество часов
Упражнения на ориентировку в пространстве.
6
Упражнения на ориентировку в пространстве.
1
Упражнения на ориентировку в пространстве.
1
Ориентировка в направлении движений вперед, назад.
1
Ориентировка в направлении движений в круг, из круга.
1
Выполнение простых движений с предметами во время ходьбы.
1
Выполнение простых движений с предметами во время ходьбы.
Различать и называет детские музыкальные инструменты (ложки, барабан);
Отстукивать простые ритмические рисунки на барабане и ложках.
Подыгрывать на детских музыкальных инструментах.
http://www.youtube.com/watch?v=4XSO2OPLfzM.
08.12
5
Упражнения с детскими музыкальными инструментами.
1
Диск музыкальные обучалочки «Веселые уроки»
15.12
6
Отстукивание простых ритмических рисунков на барабане двумя палочками одновременно.
1
22.12
7
Отстукивание простых ритмических рисунков каждой палочкой отдельно подсчет с проигрыванием стихов, попевок.
1
20.12
3 четверть
Игры под музыку.
4
Игры под музыку.
1
Выполнять движения в соответствии с различным характером музыки (весело – грустно), динамикой (тихо – громко), регистром (высоко – низко).
Выполнять имитационные упражнения и игры, игры на подражание конкретных образов (заяц прыгает, птица летит, лиса крадется…).
Диск «Музыкальная коррекция детей с ОВЗ»
Выполнение имитационных упражнений и игр.
1
Музыкальные игры с предметами.
1
http://www.youtube.com/watch?v=PtZ-x6t_1Rk.
Игры с пением и речевым сопровождением.
1
Танцевальные упражнения.
13
Танцевальные упражнения.
1
Начинать и заканчивать движения в соответствии со звучанием музыки.
Выполнять простые танцевальные движения по показу и по словесной инструкции учителя (бодрый, спокойный, топающий шаг; бег легкий, на полупальцах; подпрыгивание на двух ногах).
Диск «Музыкальная коррекция детей с ОВЗ»
Элементы русской пляски.
1
Элементы русской пляски.
1
http://www.youtube.com/watch?v=iAZLN8PFV8E.
Движение парами: бег, ходьба, кружение на месте. Хороводы в кругу.
1
http://www.youtube.com/watch?v=AZ9Zg-Xqjs. c
Движение парами: бег, ходьба, кружение на месте. Хороводы в кругу.
1
http://www.youtube.com/watch?v=pbxIgzv-Ji4.
Танец «Пальчики и ручки»
1
Диск «Музыкальная коррекция детей с ОВЗ»
Танец «Пальчики и ручки»
1
Стукалка «Украинская народная мелодия»
1
Стукалка «Украинская народная мелодия»
1
Подружились «Пляска»
1
Подружились «Пляска»
1
Пляска с султанчиками.
1
Пляска с султанчиками.
1
Всего
33
Описание материально-технического обеспечения
№
Наименование
1
Мультимедийный проектор Beng 1040080
2
Ноутбук LENOVO 10400784
Литература основная и дополнительная
С.И.Бекина, Т.П.Ломова, Е.Н.Соковнина Музыка и движение Москва «Просвещение» 1984 г. 2 часть
С.И.Бекина, Т.П.Ломова, Е.Н.Соковнина Музыка и движение Москва «Просвещение» 1984 г. 1 часть
М.А.Михайлова, Е.В.Горбина Поем, играем, танцуем. Ярославль «Академия развития» 1996 г.
- аудиосредства:
магнитофон, аудиокассеты, колонки-усилители - музыкальные произведения в CD -записи, флешнакопителях - мультмедийное оборудование:компьютер, проектор, экран, музыкальные инструменты – пианино, шумовой оркестр
Дидактические игры
Музыкальная фонотека: кассеты и диски с музыкальными произведениями
Музыкально – двигательные упражнения Москва «Просвещение» 1991г.
Медиаресурсы
Диски: музыкальные обучалочки «Веселые уроки», «Музыкальная коррекция детей с ОВЗ», Е.Железнова «Пальчиковые игры»;