kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Рабоая программа по предмету "Человек и общество"

Нажмите, чтобы узнать подробности

целью данного курса является развитие умственно отсталого школьника и подготовке их к безболезненной интеграции в обществе

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Рабоая программа по предмету "Человек и общество"»

Пояснительная записка

Рабочая программа учебного курса составлена в соответствии с:

  • Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"

  • годовым учебным календарным графиком на текущий учебный год;

  • адаптированной основной образовательной программой для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);

  • санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами СанПиН 2.4.2.3286-15, утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача РФ 10 июля 2015года №26;

  • Уставом государственного казенного образовательного учреждения «Котовская школа-интернат» осуществляющего деятельность по адаптированным основным образовательным программам» (далее – ОУ).

  • программой для специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида для 5-9 классов под редакцией В.В Воронковой (Программы для 5-9 классов специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида. Сб.1./под ред. Воронковой В.В./М.: «Владос», 2011)


Отсутствие программно-методического обеспечения обществоведческого характера, скудность разработок теоретико-методологической основы проведения коррекционно- развивающей работы по данному направлению с обучающимися, воспитанниками со сложной структурой дефекта определяет актуальность разработки рабочей программы учебного курса «Человек и общество».

Курс «Человек и общество» направлен на адаптацию подростков с выраженными нарушениями в развитии к окружающей жизни не путем проб и ошибок, а путем приобретения необходимых знаний, положительного социального опыта. Это поможет им уберечься от непоправимых ошибок, умению действовать в различных жизненных ситуациях, не выходя за рамки закона, уважая права и интересы окружающих людей. Все это определяет особую практическую значимость данного учебного курса.

Целью изучения данного курса является развитие социально - гражданской компетентности выпускников с умеренной и тяжелой умственной отсталостью и подготовка их к безболезненной интеграции в современное общество через знание своих гражданских обязанностей и умение пользоваться своими правами.

Учебными пособиями данный курс не обеспечен.

При изучении учебного курса «Человек и общество» реализуются следующие задачи:

  • формирование у обучающихся, воспитанников со сложной структурой дефекта знаний и умений, способствующих социальной адаптации в различных жизненных ситуациях;

  • развитие личности подростков со сложной структурой дефекта в ответственный период социального взросления человека, ее познавательных интересов в процессе восприятия социальной информации;

  • развитие коммуникативной функции речи как непременное условие самостоятельного взаимодействия подростков с выраженными нарушениями развития в микро и макросоциуме;

  • освоение на уровне элементарной функциональной грамотности системы знаний, необходимых для социальной адаптации;

  • овладение умениями познавательной, коммуникативной, практической деятельности в основных характерных для подростков с выраженными нарушениями развития социальных ролях;

  • формирование опыта применения полученных знаний для решения типичных задач в области социальных, экономических, межличностных отношений;

  • воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, уважения к социальным нормам;

  • воспитание позитивных качеств личности.

В процессе обучения у детей уточняются имеющиеся представления о системе социальных и общественных связей, даются новые знания об основных ее элементах. На основе наблюдений даются представления о взаимосвязи жизни человека и его социальной сферы, о формах приспособлений человека к условиям микро и макросоциальной среды.

Несмотря на то, что содержание курса носит элементарный характер, он все же сохраняет структурную целостность, присущую данным областям обществоведческих знаний.

При изучении данного курса усиливается обращение к вопросам социальной адаптации обучающихся, воспитанников (их социальная и бытовая компетентность, социальное развитие и поведение, вопросы коммуникабельности и общения и т.д.).

Краткая характеристика учебного предмета:

«Человек и общество» занимает особое место среди учебных предметов. Отбор содержания предмета «Человек и общество» направлен на формирование знаний, умений, навыков, направленных на социальную адаптацию учащихся; повышение уровня общего развития учащихся и воспитание у них максимально возможного уровня самостоятельности. В силу различных особенностей физического, интеллектуального, эмоционального развития дети с ТМНР испытывают трудности в осознании социальных явлений. В связи с этим программа учебного предмета «Человек и общество» позволяет планомерно формировать осмысленное восприятие социальной действительности и включаться на доступном уровне в жизнь общества. Обучение детей жизни в обществе включает формирование представлений об окружающем социальном мире и умений ориентироваться в нем, включаться в социальные отношения. В ходе ознакомления с окружающим миром имеются большие возможности расширить и уточнить представления учащегося с особенностями развития о том мире, в котором он живёт. Выделить и сделать объектом его внимания те условия существования, которые будут окружать его на протяжении всей жизни. Во время обучения содержание работы по предмету начинается с развития его представлений о себе. Социальную природу «я» ребёнок начинает понимать в процессе взаимодействия с другими людьми, и в первую очередь со своими близкими. В этот период идёт накопление представлений о ближайшем окружении детей. На занятиях поддерживается четкая пространственно - временная структура. Каждое занятие имеет чётко выраженные начало и конец, отдельные задания внутри занятия отделяются друг от друга. Структурировано пространство помещения класса – определенные задания связаны с определенным местом или предметом в нём.

Общая характеристика предмета

Дисциплина «Человек и общество» является средством формирования обществоведческих знаний, развития понятийного мышления на материале сведений о системе социальных и общественных знаний. В процессе обучения у детей уточняются имеющиеся представления о системе социальных и общественных связей, даются новые знания об основных ее элементах. На основе наблюдений даются представления о взаимосвязи жизни человека и окружающей среды, о формах приспособлений человека к условиям микро и макросоциальной среды. Содержание и методика проведения уроков позволяет сформировать первоначальные сведения о способах общения и поведения в различных жизненных ситуациях.

Программа построена по концентрическому принципу применительно к обучению в течение года, а также с учетом преемственности планирования тем на весь курс обучения. Этот принцип позволяет повторять и закреплять полученные знания в ходе учебного процесса, а также дополнять их новыми сведениями. Количество учебных часов по темам определяется учителем самостоятельно, в зависимости от индивидуальных особенностей каждого ребенка и группы обучающихся.

Место учебного предмета в учебном плане.

Предмет «Человек и общество» относится к предметной области: «Окружающий мир» В соответствии с учебным планом в 12с классе на изучение предмета отводится 34 часа (1 час в неделю)

Содержание программы

Содержание предмета имеет чётко выраженную практическую направленность на приобретение жизненно-необходимых адаптивных умений и навыков подростков, на самостоятельное взаимодействие в микро и макросоциуме, учебный материал максимально связывается с их реальной жизнью, что повышает мотивацию к обучению, формирует познавательные интересы.


Программа планируется таким образом, чтобы подростки со сложной структурой дефекта могли один и тот же материал изучить при постепенном его усложнении.

Программа «Человек и общество» включает в себя следующие разделы:

Наша Родина – Россия (6ч)

Наша Родина – Россия.

Символы России: флаг, герб, гимн.

Край, в котором мы живём – наша малая Родина.

Город-герой Волгоград.

Города Волгоградской области: области: Волжский, Камышин, Котово, Жирновск

Мы живём в Котово (10ч)

Мой город - Котово.

Краткая история основания города Котово.

Правила дорожного движения. Правила поведения в общественном транспорте. Дидактическая игра «Поездка на автобусе»

Правила поведения в общественном транспорте. Дидактическая игра «Поездка на автобусе»

Учебные учреждения нашего города. Детские учреждения нашего города.

Медицинские учреждения нашего города.

Правила поведения при посещении культурных мероприятий города.

Спортивные учреждения города: спорткомплекс "Нефтяник", плавательный бассейн, стадион, детская спортивная школа.

Экскурсия

Предприятия обслуживания в городе: фотоателье, ателье по пошиву одежды, "Ремонт часов", "Ремонт обуви", их назначение.

Навыки правильного поведения на предприятии обслуживания населения.

Магазины: специализированные, универсальные, самообслуживания.

Совершение покупки и правила поведения в магазине.

Экскурсия

Итоговый урок по теме "Мы живём в Котово".

Общение 5ч

Школа общения: настроение человека, его эмоциональное состояние. Как общаться со сверстниками и взрослыми. Правила общения.

Уроки речевой культуры: формы приветствия взрослых, друзей.

Формы прощания со взрослыми, друзьями.

Формы выражения извинения, благодарности.

Путешествие по Стране добра и зла. Поздравление, пожелание.

Разговор по телефону.

Уважение к старшим (2ч)

Знакомые и незнакомые старшие. Правила общения.

Правила поведения школьника на уроке, перемене, после уроков. Правила взаимодействия со взрослыми, сверстниками: оказание помощи, услуги.

Ты среди людей (5ч)

Все профессии нужны. Профессии города, села.

Оформление на работу. Документы, необходимые для поступления на работу. Деловые бумаги (заявление, анкета, заявка, докладная). Правила составления деловой бумаги.

Учреждения и отделы по трудоустройству: отдел кадров, центр занятости населения.

Производство и его подразделения: цех, участок, директор (начальник) производства, отдел кадров.


Продукция. Оплата труда. Трудовая дисциплина.

Ответственность за правонарушения. Полиция..

Развитие ответственности в отношениях с окружающими.

Культура поведения. (6ч)

Этикет в общественных местах:

-на улице, в магазине, в транспорте;

-в библиотеке, музее, кинотеатре, на спектакле.

Праздничный этикет.

Гостевой этикет:

- правила приёма гостей и правила поведения в гостях;

- правила вручения и приёма подарков.

Культура общения мальчика и девочки. Внешний вид молодых людей.

Обобщающий урок по теме «Культура поведения»

Отбор предметного содержания каждого раздела произведен с учетом психофизиологических и социально-возрастных потребностей подростков с выраженными нарушениями интеллекта.

Работа по разделу «Уважение к старшим» предполагает обобщение имеющихся представлений подростков со сложной структурой дефекта о самом близком их окружении - семье, ее членах, семейных традициях; происходит дальнейшее знакомство с элементарными правами и обязанностями подростков и их родителей в семье, с доступными для их понимания основами семейного права. Подростков учат понимать основы взаимоотношений с родителями и другими членами семьи, проявлять заботу и добрые чувства к своим близким, доброжелательно относиться к своим соседям по дому и строить с ними процесс взаимодействия.

В разделе «Ты среди людей» обучающиеся, воспитанники со сложной структурой дефекта знакомятся с правом каждого человека в стране на образование. Эта тема расширяет имеющиеся знания подростков об отношениях с одноклассниками, учителем и закрепляет представления о правах и обязанностях школьника, условиях успешной и интересной учебы в школе.

Раздел «Общение» предполагает общее знакомство обучающихся, воспитанников со сложной структурой дефекта с элементами административного права, расширяются и закрепляются имеющиеся представления о правомерном поведении на улице, о возможных опасностях, о действиях при попадании в опасную ситуацию. Этот раздел носит практический характер и может быть адаптирован к психологическим потребностям конкретного подростка с выраженными нарушениями развития.

Раздел «Мы живём в Котово» посвящен углублению имеющихся представлений обучающихся, воспитанников со сложной структурой дефекта о своей малой Родине – городе Котово, Волгограде, о волгоградцах - жителях города, о и культурных местах Котово.

«Культура поведения» Школьники получают знания о правилах и нормах поведения в общественных местах (в театрах, магазинах, на природе, в транспорте), знакомятся с правами потребителя в сфере услуг, учатся отрабатывать умения по защите своих интересов и прав в различных социальных отраслях обслуживания населения.

Раздел «Наша Родина-Россия» посвящен государственному устройству нашей страны, предполагает общее знакомство школьников со сложной структурой дефекта с символами государства, основными законами нашей страны, с основными правами и свободами человека.

При работе над содержанием курса «Человек и общество» обеспечивается преемственность по отношению к курсам «Развитие устной речи на основе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности», «Социально - бытовая ориентировка» (СБО), изучаемых в 1-9 классах, и переход к следующему этапу получения обществоведческих знаний, который связан с проблемами дальнейшей социализации подростков с выраженными нарушениями интеллекта.

Знания и умения, приобретаемые в процессе изучения данного предмета необходимо реализовывать на уроках чтения, письма, математики, ремесла, социально-бытовой ориентировки и в повседневной жизни.


Учебный курс «Человек и общество» рассчитан на годичный срок освоения и предполагает 34 часа в год (1 час в неделю).


4. Требования к уровню подготовки обучающихся.

Учащиеся должны знать:

  • фамилии, имена, отчества, место работы членов семьи;

  • права и обязанности человека;

  • символику государства;

  • семейные и общественные праздники;

  • необходимые для жизни навыки социального поведения и общения с окружающими;

  • соблюдать общепринятые нормы поведения.


Учащиеся должны уметь:

Обучающиеся с умеренной умственной отсталостью к концу обучения должны овладеть:

- необходимыми для жизни навыками социального поведения и общения с окружающими;

- уметь ориентироваться в окружающей действительности;

- соблюдать общепринятые нормы поведения;

- владеть навыками устной разговорной речи, уметь отвечать на поставленные вопросы, задавать вопросы с целью получения информации;

- овладеть несложными навыками самообслуживания, личной гигиены, простейшими навыками ведения домашнего хозяйства.


Критерии и нормы оценки достижений и планируемых результатов

Система оценивания проводится по результатам высказываний, умению отвечать на поставленные вопросы, составлении описательно-повествовательного рассказа по иллюстрации или серии сюжетных картинок по темам. А также активности на уроке


Виды и формы контроля: текущий контроль осуществляется на уроках в форме устного опроса, самостоятельных работ, практических работ, тестирования; итоговый контроль по изученной теме осуществляется в форме тестирования программированных заданий.

Промежуточная аттестация проводится в соответствии с Уставом образовательного учреждения в форме оценивания знаний, умений и навыков (ЗУН) обучающихся, воспитанников по четвертям и по итогам года.











Календарно-тематическое планирование

тема

Кол-во часов

дата

примечания

Наша Родина – Россия (6ч)

1

Наша Родина – Россия.

1

04.09

Географическая карта мира, глобус. Картинки с изображением столицы – Москвы, открытки и картинки крупных городов России.

2

Символы России: флаг, герб, гимн.

1

11.09

Плакаты с изображением российской символики. ТСО, аудиозапись гимна, плакаты .

3

Край, в котором мы живём – наша малая Родина.

1

18.09

Физическая карта России, карта Волгоградской обл, , открытки, фотографии природы Поволжья..

4

Город-герой Волгоград.

1

25.09

Физическая карта России, карта Волгоградской обл, , открытки, фотографии природы Поволжья..

5

Города Волгоградской области: области: Волжский, Камышин, Котово, Жирновск

2

02.09

09.10


Физическая карта России, карта Волгоградской обл, , открытки, фотографии природы Поволжья..

Мы живём в Котово (10ч)

1

Мой город - Котово.

1

16.10


2

Краткая история основания города Котово.

1

23.10

Улица, площадь, администрация города, мэр. Герб города.

Такси, маршрутное такси, автобус, номер, маршрут.

Тротуар, проезжая часть, светофор, пешеходный переход.

Посадочные места, водитель, остановка.

Школа, училище, институт.

Детский сад, Дом детского творчества, станция юных техников.

Детская поликлиника, взрослая поликлиника, стоматологическая поликлиника, больница, противотуберкулёзный диспансер, аптеки.

3

Правила дорожного движения. Правила поведения в общественном транспорте. Дидактическая игра «Поездка на автобусе»

1

06.11

4

Правила поведения в общественном транспорте. Дидактическая игра «Поездка на автобусе»

1

13.11

5

Учебные учреждения нашего города. Детские учреждения нашего города.

Медицинские учреждения нашего города.

1

20.11

6

Правила поведения при посещении культурных мероприятий города.

1

27.11

7

Спортивные учреждения города: спорткомплекс "Нефтяник", плавательный бассейн, стадион, детская спортивная школа.

Экскурсия

1

04.12

8

Предприятия обслуживания в городе: фотоателье, ателье по пошиву одежды, "Ремонт часов", "Ремонт обуви", их назначение.

Навыки правильного поведения на предприятии обслуживания населения.

1

11.12

9

Магазины: специализированные, универсальные, самообслуживания.

Совершение покупки и правила поведения в магазине.

Экскурсия

1

18.12

10

Итоговый урок по теме "Мы живём в Котово".

1

25.12

Общение 5ч

Привокзальная площадь, состав, пассажирский, товарный.

Путь, рельсы, шпалы, высокое напряжение.

Культура, выставка, посещение.

Плакаты «Правила поведения школьника», «Правила самовоспитания». Сюжетные картинки из цикла «Плоды воспитания»

Сюжетные картинки из цикла «Плоды воспитания». Сюжетные картинки с ситуациями: оказание помощи, отказ от помощи.


1

Школа общения: настроение человека, его эмоциональное состояние. Как общаться со сверстниками и взрослыми. Правила общения.

2

15.01

22.01

2

Уроки речевой культуры: формы приветствия взрослых, друзей.

Формы прощания со взрослыми, друзьями.

Формы выражения извинения, благодарности.

1

29.01

3

Путешествие по Стране добра и зла. Поздравление, пожелание.

Разговор по телефону.

2

05.02

12.02

Уважение к старшим (2ч)

1

Знакомые и незнакомые старшие. Правила общения.

1

19.02


Правила поведения школьника на уроке, перемене, после уроков. Правила взаимодействия со взрослыми, сверстниками: оказание помощи, услуги.

1

26.02

Ты среди людей (5ч)

1

Все профессии нужны. Профессии города, села.

2

05.03

12.03

Сюжетные картинки, изображающие разные профессии. Д/И «Все работы хороши»

Паспорт, бланк заявления, трудовая книжка.

Составлять деловые бумаги: заявление, автобиографию (резюме), заполнить анкету.

Сюжетные картинки, изображающие различные ситуации. Правила поведения на улице, в транспорте. В библиотеке и т.д.

Сюжетная картина с изображением праздника.

Сюжетная картина «Гости пришли». «Чаепитие». Правила поведения за столом.


2

Оформление на работу. Документы, необходимые для поступления на работу. Деловые бумаги (заявление, анкета, заявка, докладная). Правила составления деловой бумаги.

Учреждения и отделы по трудоустройству: отдел кадров, центр занятости населения.

Производство и его подразделения: цех, участок, директор (начальник) производства, отдел кадров.


Продукция. Оплата труда. Трудовая дисциплина.

2

19.03

26.03

3

Ответственность за правонарушения. Полиция..

1

02.04

Культура поведения. (6ч)

1

Этикет в общественных местах:

  • на улице, в магазине, в транспорте;

  • в библиотеке, музее, кинотеатре, на спектакле.


2

09.04

16.04

2

Праздничный этикет.

1

23.04


Гостевой этикет:

  • правила приёма гостей и правила поведения в гостях;

  • правила вручения и приёма подарков.

1

30.04

3

Культура общения мальчика и девочки. Внешний вид молодых людей.

1

07.05


4

Обобщающий урок по теме «Культура поведения»

1

14.05

21.05



Учебно-методические пособия:

  • Азбука нравственного воспитания. Пособие для учителя. Под ред. И.А. Клирова – М.; Просвещение, 1989 год;

  • Социально-бытовая ориентировка в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях VIII вида, под ред. А.М. Щербаковой. Раздел Культура поведения./ Москва; Владос, 2003 год;

  • Соколов Я.В. Граждановедение. Учебное пособие для учащихся 5 классов, их родителей и учителей. – М.; НВЦ «Гражданин», 2001 год;

  • Соколов Я.В. Граждановедение. Учебное пособие для учащихся 6 классов, их родителей и учителей. – М.; НВЦ «Гражданин», 2001 год»;

  • Уроки доброты. Демонстрационный материал. Наглядное пособие для учителей, воспитателей, родителей. – ООО «Ранок», 2007 год;

  • Уроки вежливости. Демонстрационный материал. Наглядное пособие для учителей, воспитателей, родителей. – ООО «Ранок», 2007 год;

Учебно-методическое обеспечение программы:



1.Астахов П. Детям о праве: Дорога. Улица. Семья. Школа. Отдых. Магазин. - М.: Эксмо, 2011.

2. Бардиер Г., Ромазан И., Чередникова Т. Я хочу! - Кишинев: ВИРТ, Санкт-Петербург: Дорваль, 1993.

3. Дементьева Н.ФРоль семьи в воспитании и обучение детей с особыми нуждами.М., 1996.
4. Кристен УПоддерживающая коммуникация // Обучение и развитие детей и подростков с глубокими умственными и множественными нарушениями. Псков, 1999.
5. Маллер А.Р. Социально-трудовая адаптация глубоко умственно отсталых детей. М.: Просвещение, 1990.

6. Маллер А.Р. Социальное воспитание и обучение детей с отклонениями в развитии. М.: Просвещение, 2000.
7. Маллер А.Р., Цикото Г.В. Обучение, воспитание и трудовая подготовка детей с глубокими нарушениями интеллекта. М.: Просвещение, 1998.
8. Маллер А.Р., Цикото Г.В. Основные принципы коррекционно-воспитательной работы с глубоко умственно отсталыми детьми // Дефектология.- 1984. -№ 1.
9. Мнухин С.С., Исаев Д. Н. О процессах адаптации при олигофрении//Восстановительная терапия и социально-трудовая адаптация. Л., 1965.












11



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Коррекционная школа

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 10 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Рабоая программа по предмету "Человек и общество"

Автор: Нина Васильевна Левенцова

Дата: 09.04.2021

Номер свидетельства: 577783


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства