Поступление в школу вносит большие перемены в жизнь ребенка. Первые месяцы обучения в школе являются чрезвычайно сложными и напряженными. Ребенка, пришедшего впервые в школу, встретит новый коллектив детей и взрослых. Ему нужно установить контакты со сверстниками и педагогами, научиться выполнять требования школьной дисциплины, новые обязанности, связанные с учебной работой. Школа с первых же дней ставит перед учениками целый ряд задач, не связанных непосредственно с их опытом, требует максимальной мобилизации интеллектуальных и физических сил. Опыт показывает, что не все дети готовы к этому. В связи с этим у ребенка наблюдается эмоционально стрессовое состояние, что приводит к высоким показателям уровня тревожности. В результате ребенок нуждается в коррекционной работе. Творческий процесс является главным терапевтическим механизмом, позволяющим в особой символической форме перестроить конфликтную травмирующую ситуацию, найти новую форму ее разрешения. Рисунок, игра, сказка дают выход внутренним конфликтам и сильным эмоциям, помогают понять собственные чувства и переживания, способствуют повышению самооценки, расслаблению и снятию напряжения и, конечно же, помогают в развитии творческих способностей. Игротерапия с использованием сказок позволяет погружаться в проблему на столько, насколько ребенок готов к ее переживанию.
Программа должна обеспечить содержательный выход на сравнительный анализ творческого воображения у младших школьников с ЗПР в сравнении с нормально развивающимися сверстниками.
Кратко охарактеризуем методический аппарат экспериментального исследования.
Нами было подобрано шесть методик: Графическая методика М.А. Панфиловой «Кактус», методика О.М. Дьяченко «Дорисуй фигуры», методика «Придумай сказку», проективный тест Г. Роршаха « Чернильные пятна», Тест тревожности Р. Теммл, М. Дорки, В. Амена.
Применение данных методик в их модификациях традиционно для исследования особенностей воображения, а так же уровня тревожности, как у детей, так и у взрослых. Мы полагаем, что полученные результаты исследования позволят увидеть, насколько сформированы механизмы творческого воображения.
Цель: изучение уровня тревожности и творческого воображения у младших школьников.
Диагностика: тест тревожности Р. Теммл, М. Дорки, В. Амена, тест «ДДЧ» Д. Бука, методика М.А. Панфиловой «Кактус», методика «Дорисуй фигуру» О.М. Дьяченко, «Придумай и сочини сказку», «Чернильные пятна» Г. Роршаха, анкета для родителей, опросник для воспитателей.
Цель: Раскрыть понятие тревожность, причины её возникновения и последствия.
Цель: определение эффективности коррекционной работы.
Сказкотерапия, релаксация (подготовка тела и психики к деятельности, сосредоточение на своём внутреннем мире, освобождение от излишнего и нервного напряжения), концентрация (сосредоточение на своих зрительных , звуковых и телесных ощущениях, на эмоциях, чувствах и переживаниях), функциональная музыка (успокаивающая и восстанавливающая музыка способствует уменьшению эмоциональной напряжённости, переключает внимание), игротерапия (используется для снижения напряженности, мышечных зажимов, тревожности, повышения уверенности в себе, снижения страхов), арт-терапия (актуализация страхов, повышение уверенности, развитие мелкой моторики, снижение тревожности).
Тематический план-сетка программы «Воображайка».
№ | Название занятия | Цели и задачи | Содержание | Оборудование | Продол |
I | Диагностический этап | Цель: изучение творческого воображения и школьной тревожности у детей младшего школьного возраста. | Тест тревожности ( Т.Д. А) Тест ДДЧ Методика « Кактус», «Дорисуй фигуры» О.М. Дьяченко, Придумай и сочини сказку, «Чернильные пятна» Р. Роршоха, анкета для родителей. | Таблицы Г. Роршаха, картинки с фигурами, картинки для теста ДДЧ, бланки анкет для родителей. | 5 занятий |
II | Практический этап | Цель: нивелирование уровня тревожности через развитие творческого воображения Задачи: Знакомство участников друг с другом; Повышение позитивного настроя и сплочения детей; эмоциональное и мышечное расслабление; Творческий поиск решения проблемных ситуаций | | | 32заня- тия |
1 | «Давай познакоми - мся» | Цель занятия: Создание общей положительной атмосферы. Знакомство первоклассников с учителем, психологом и друг с другом. | Упражнение «Здравствуй» Упражнение «Мой смешной портрет» Упражнение «Эстафета хорошего настроения» Упражнение «Дракон, кусающий свой хвост» Упражнение «Рисуем настроение» Подведение итогов занятия. Ритуал прощания Упражнение «Спасибо за прекрасный день» | Магнитофон, музыкальное сопровожден. «Волшебные голоса природы». Карандаши и бумага. | 35-40 мин |
2 | «Ура я школьник». | Цель: Создать благоприятную эмоциональную атмосферу. Осознание детьми статуса школьника. | Упражнение «Улыбка.» Упражнение «На что похоже настроение» Упражнение «Найди предметы такого же цвета» Рисование на тему «Я - школьник». Подведение итогов занятия. Ритуал прощания Упражнение «Спасибо за прекрасный день» | Магнитофон, музыкальное сопровожд. карандаши, листы бумаги. | 25-30 мин |
3 | «Правила школьной жизни». | Цель: разогреть группу, осознание своего нового статуса, формирование навыков самоконтроля в процессе группового взаимодействия, развитие коммуникативных навыков, развитие творческого воображения | Упражнение «Поздороваться носами» Упражнение «Закончи предложения» Упражнение «Самый лучший первоклассник» Упражнение «Для чего ходят в школу» Упражнение «Я в школе» Сказка Панфиловой «Школьные правила» Подведение итогов занятия. Ритуал прощания Упражнение «Спасибо за прекрасный день» | Мультфильм, ноутбук, спокойная музыка для упражнения. карандаши, листы бумаги. | 25-30 мин |
4 | «Учимся работать вместе» | Цель: Создание условий для осознания детьми своего нового статуса. развитие тактильной чувствительности, работа с геометрическими фигурами, развитие мелкой моторики.
| Упражнение «Поздороваемся» Упражнение «Волшебный мешочек» Упражнение Простые рисунки» Упражнение « Нарисуй по точкам» Упражнение « Отгадай предмет по описанию» Подведение итогов занятия. Ритуал прощания Упражнение «Аплодисменты по кругу» | Мультфильм, ноутбук, спокойная музыка для упражнения. карандаши, листы бумаги. | 20-25 мин |
5 - 6 | «Мой друг школьный портфель» | Цель: Знакомства первоклассников с привычками друг друга, приучать детей с порядку, аккуратности, бережному отношению к учебникам и другим школьным вещам. Создание атмосферы единства, повышение позитивного настроя, развитие умения выражать свое эмоциональное состояние. | Упражнение «Ветер дует на…» Упражнение «Что мне нужно в школе» Сказка М.А. Панфиловой «Собирание портфеля» Упражнение «Я положу в свой портфель» Упражнение «Улыбка» Упражнение «Мой класс» Подведение итогов занятия. Ритуал прощания Упражнение «Спасибо за прекрасный день» | спокойная музыка для упражнения. карандаши, листы бумаги. | 20-25 мин |
7 | «Узнай меня поближе». | Цель: Создание общей положительной атмосферы занятия, включение процесса группообразования, сплочение коллектива, узнать что-то новое друг о друге, подчеркнуть уникальность каждого участника, развитие внимания и зрительной памяти, формирование навыков самоконтроля в процессе группового взаимодействия, развитие воображения, памяти, мышления. | Упражнение «Воздушный бал» Упражнение «Разминка с шариками» Упражнение «Что изменилось» Упражнение «Пересядьте все те, у кого...» Упражнение «Гусеница» Упражнение «Рисуем настроение» Подведение итогов занятия. Ритуал прощания Упражнение «Спасибо за прекрасный день» | Ноутбук, спокойная музыка для упражнения, карандаши, листы бумаги. | 20-25 мин |
8 | «Маленький друг» | Цель занятия: обобщение знаний о лесных жителях, формирование навыков самоконтроля в процессе группового взаимодействия, развитие коммуникативных навыков, развитие творческого воображения сплочение детского коллектива; снятие тревожности; | Приветствие. Упражнение «Поглажевание» Упражнение «Лесные жители» Работа со сказкой создание «Лесной школы» Упражнение «Улыбнись» Игра « Танцы зверят». Релаксационное упражнение. Упражнение « Рисуем настроение» Подведение итогов занятия. Окончание занятия. Подведение итогов занятия. Ритуал прощания Упражнение «Спасибо за прекрасный день» | Магнитофон, игрушку слоненка текст сказки, спокойная музыка для упражнения. | 20-25 мин |
9 | «Взаимоотношения» | сплочение коллектива, научить детей распознавать настроение людей, научить контролировать свои эмоций. | Упражнение «Здравствуй» Упражнение « Угадай настроение» Работа с рассказом « Про мальчика» Упражнение «Дождик» Упражнение «Рисуем настроение» Подведение итогов занятия. Ритуал прощания Упражнение «Ласковые ладошки» | «Дерево желаний», текст сказки, магнитофон, спокойная музыка для упражнения, карандаши, листы бумаги. | 25-30 мин |
10 | Фантазеры» | разогреть группу для дальнейшей работы, коррекция мелкой моторики рук, развитие пространственного мышления, умения ориентироваться на листе бумаги | Упражнение «Здороваемся необычно» Упражнение «Ролевая гимнастика» Упражнение «Кляксы» Упражнение «Нарисуй одной рукой » Упражнение «Сказочный лес» Подведение итогов занятия. Ритуал прощания Упражнение «Аплодисменты по кругу» | магнитофон, спокойная музыка для упражнения, карандаши, листы бумаги. | 25-30 мин |
11-12 | « Страх» | Цель: показать причины возникновения страха, помочь детям изменить к нему отношение; открыть способы его преодоления. | упражнение «Приветствие» работа со сказкой «смешные страхи» упражнение « мешок со страхом» стих «Чего боялся Петя» С.Маршак. Рассказ Носова. Н « Тук – тук – тук». Творческое задание. Нарисуй свой страх. Подведение итогов занятия. Ритуал прощания Упражнение « Передай тепло по кругу» | магнитофон, спокойная музыка для упражнения, карандаши, листы бумаги. | 25-30 мин |
13 | «Наше настроение» | Цель: работа в группе, работа над осознанием своего эмоционального настроения и коррекция негативных эмоции. | Упражнение « Волшебный мешочек» Упражнение «Мое настроение» Упражнение «Угадай настроение» Упражнение «Изобрази настроение» Подведение итогов занятия. Ритуал прощания Упражнение «Поделись своим теплом». | магнитофон, спокойная музыка для упражнения, карандаши, листы бумаги. | 25-30 мин |
14 | « Какого цвета настроения» | Цель: Создание общей положительной атмосферы занятия, включение процесса группообразования, сплочение коллектива, узнать что-то новое друг о друге, подчеркнуть уникальность каждого участника, развитие внимания и зрительной памяти. формирование навыков самоконтроля в процессе группового взаимодействия, развитие воображения, памяти, мышления. | Упражнение «Привет, привет живем без бед», упражнение «Цветопись настроения», упражнение «Угадай настроение», Упражнение «Мое настроение в школе», Подведение итогов занятия. Ритуал прощания Упражнение «Спасибо за прекрасный день» | магнитофон, спокойная музыка для упражнения, | 25-30 мин |
15 | «Вот я какой» | Цель: развивать стремление к дружелюбию по отношению к другим. поднятие самооценки, создание позитивного эмоционального отношения к школе и обучению, снятие напряжения, выражения настроения. | Упражнение « Дружба начинается с улыбки», упражнения «Волшебная подушка для первоклассника», упражнение «Остров первоклассников», Подведение итогов занятия. Ритуал прощания упражнение « Комплимент». | текст сказки, магнитофон, спокойная музыка для упражнения, | 25 – 30 мин |
16 | «Воздушный шар» | Цель: способствовать формированию добрых взаимоотношений между учащимися, развивать чувства единства и сплоченности, чувство принадлежности к классному коллективу. | Упражнение « Разминка с шарами», упражнение «Воздушный шар» упражнение «Путешествие на воздушном шаре», Упражнение «Пересядьте все те, у кого», Упражнение «Что важно для меня». Подведение итогов занятия. Ритуал прощания Упражнение « Прощание» | магнитофон, спокойная музыка для упражнения, карандаши, листы бумаги. | 25 – 30 мин |
17 | «Наш класс это все мы» | Цель: Создание атмосферы единства, повышение позитивного настроя, развитие умения выражать свое эмоциональное состояние, развитие воображения. | Приветствие. « Подари улыбку». Упражнение «Как это можно использовать» Упражнение «Буквы» Упражнение «Волшебные краски» Упражнение «Когда я был маленький» Подведение итогов занятия. Ритуал прощания Упражнение «Встретимся опять» | магнитофон, спокойная музыка для релаксации. | 20 -30 мин |
18 | «Лесной мир» | Цель занятия: Развитие творческого воображения; вербальное выражение своих представлений, чувств, эмоций; развитие зрительного и слухового внимания; направленное на развитие навыков эффективного общения, релаксации, эмоциональная диагностика. | Приветствие. Упражнение «Лесное приветствие» Упражнение « Ролевая гимнастика» Упражнение «Аппликация» Упражнение «Доброе животное» Упражнение «Полет бабочки» Подведение итогов занятия Подведение итогов занятия. Ритуал прощания Упражнение «Солнечные лучики». | Мультфильм, ноутбук, спокойная музыка для упражнения. | 20- 30 мин |
19 | «Будь смелым» | Цель занятия: показать каким эмоциональным состояниям они соответствуют, обыгрывание сказки. создание условий для снижения тревожности через закрепление ребенком позиции режиссера. | Приветствие. « Подари подарок другу», Знакомство со сказочными персонажами. Упражнение «Продолжи сказку» Упражнение « Шарик» Подведение итогов занятия. Ритуал прощания Упражнение «Эстафета дружбы» | Текст сказки, магнитофон, спокойная и веселая музыка для рисования, карандаши, листы бумаги. | 25-30 мин |
20 | « Какой ты» | Цель: развитие воображения, развитие творческих способностей, коррекция эмоциональной сферы ребенка. развитие воображения, развитие творческих способностей, коррекция эмоциональной сферы ребенка. | Упражнение «Вставалки» Упражнение «Рисунок Эмоции» Упражнение «Необыкновенное животное» Упражнение « Лепестки» Упражнение «Похвали соседа» Упражнение «Какое что бывает» Подведение итогов занятия. Ритуал прощания Упражнение «Аплодисменты по кругу» | Презентация прогулки по зоопарку, белые листы магнитофон, спокойная и весёлая музыка. | 35-40 мин |
21 | «Добро и зло» | Цель занятия: раскрыть сущность полярных понятий « добро» и «зло», показать каким эмоциональным состояниям они соответствуют, обыгрывание сказки. показать каким эмоциональным состояниям они соответствуют,. создание условий для снижения тревожности через закрепление ребенком позиции режиссера | Приветствие. Упражнение « Ласковое имя» Упражнение « Добрый злой, весёлый – грустный» Упражнение "Что изменилось" Подведение итогов занятия. Ритуал прощания «Передай тепло по кругу» | Ватман, краски, кисти, магнитофон, спокойная музыка. | 30-35 мин |
22 | «Нарисован -ная страна» | Цель занятия: рассказывание придумывание сказки о своих товарищах, по рисунку, развитие творческого вербального и невербального воображения. | Приветствие. Упражнение «Поздороваемся» Игра "Мой мир" Упражнение «Росточек под солнцем» Подведение итогов занятия. Ритуал прощания Упражнение «Свеча» | Ватман, карандаши, магнитофон, спокойная музыка, голубая ткань для декорирования «Волшебного источника» | 25-30 мин |
23 | «Путешествие к бабе - яге» | Цель занятия: Знакомство первоклассников с правилами школьной жизни. Развитие навыков сотрудничества, доверительного отношения друг к другу, сплочение классного коллектива | Приветствие Упражнение « Доброе утро» Упражнение "Баба яга" Упражнение « Угадай по голосу» Упражнение « Лягушки на болоте» Упражнение «Заколдованный ребенок» Упражнение Рисование на тему: « Добрая бабы яги» Подведение итогов занятия. Ритуал прощания Упражнение «Свеча» | магнитофон, спокойная, весёлая и грозная музыка. | 20-25 мин |
24 | «Сказка» | Цель занятия: развитие качества умение благодарить и выражать дружеские чувства, вербальное выражение своих чувств, желаний и эмоций через игру. | Приветствие Упражнение «Улыбка» Инсценировка сказки Упражнение «Дождик» Упражнение « Живое зеркало» Подведение итогов занятия. Ритуал прощания «Спасибо за прекрасный день» | Небольшой ковёр, магнитофон, спокойная музыка. | 20-25 мин |
25 | «Зоопарк» | Цель занятия: снижение эмоционального и мышечного напряжения, развитие воображения, знакомство с героем, передача своего эмоционального состояния от лица зверей, эмоциональное и мышечное расслабление, научиться слушать и слышать своё дыхание, наблюдая при этом за ощущениями в теле. | Приветствие. Упражнение «Улыбка» Разминка « зоопарк» Игра «Слон» Релаксационное упражнение « прогулка по зоопарку». Упражнение « Необыкновенное животное», Подведение итогов занятия. Ритуал прощания «Клубок» | Небольшой ковёр, Любимые и нелюбимые игрушки детей, ватман, краски, кисти, магнитофон, спокойная музыка. | 30-35 мин |
26 | «Сказочный лес» | Цель занятия: Творческий поиск причин и способов решений проблемных ситуаций, снижение эмоционального напряжения; повышение уверенности в себе; | Приветствие. Упражнение «Дружба начинается с улыбки» Игра "внимание" Упражнение “Кляксы” Упражнение "Сказочный лес" Упражнение "сказочный мир» Подведение итогов занятия. Ритуал прощания «Улыбка» | Кепка, мультфильм, ноутбук, спокойная музыка для упражнения, макеты кочек. | 20-25 мин |
27 | «Моя мечта» | Цель занятия: работа в коллективе, формирование навыков самоконтроля в процессе группового взаимодействия, развитие коммуникативных навыков, развитие творческого воображения . | Приветствие Упражнение «Молекулы» Упражнение « Четыре стихии» Упражнение « Выполни задание», Упражнение «Волшебная подушка» Упражнение « Моя мечта» Подведение итогов занятия. Ритуал прощания «Свеча»» | спокойная музыка для упражнения. | 25-30 мин |
28 | «Путешествие | Цель занятия: повышение уверенности в своих силах и значимости в глазах окружающих. формирование положительной "Я-концепции, самопринятия, уверенности в себе; снижение тревожности; снижение эмоционального и мышечного напряжения; | Приветствие Упражнение «Здороваемся необычно» Игра «Путешествие на волшебную поляну» Упражнение «Отгадай кто рядом» Упражнение «Тропинка» Подведение итогов занятия. Ритуал прощания «Клубок» | Бумажный цветок с отрывными лепестками, ноутбук, спокойная музыка для медитации. | 20-25 мин |
29 | «Гуманоид» | Цель: Развитие эмоций. Умение определять настроения окружающих людей. Развитие эмпатии, формирование навыков самоконтроля в процессе группового взаимодействия, развитие коммуникативных навыков, развитие творческого воображения | Приветствие « Инопланетное приветствие», упражнение « Я прилетел» Упражнение «Представление своей планеты», упражнение «Танец гуманоидов», рисование на тему «Наша планета», упражнение «Пиктограммы», Подведение итогов занятия. Ритуал прощания упражнение «Прощание» | магнитофон, спокойная музыка для упражнения, карандаши, листы бумаги. | 20-25 мин |
30 | « Сказочный мир» | Цель: развитие коммуникативных навыков, развитие творческого воображения | Упражнение « Приветствие». Упражнение «Сказочный мир», упражнение «Есть или нет», Подведение итогов занятия. Ритуал прощания упражнение « Свеча», | магнитофон, спокойная музыка для упражнения, карандаши, листы бумаги. | 20-35 мин |
31 | «Первоклас - сник – это здорово» | формирование навыков самоконтроля в процессе группового взаимодействия, развитие коммуникативных навыков, развитие творческого воображения Закрепление позитивного эмоционального отношения к школе и обучению | Упражнение «Приветствие», Упражнение « Перечисли предметы», Упражнение « угадай кто это» Упражнение «Ворвись в круг» Упражнение «Пирамида дружбы» Рисование на тему « Мое настроение», Подведение итогов занятия. Ритуал прощания упражнение «Аплодисменты по кругу». | магнитофон, спокойная музыка для упражнения, карандаши, листы бумаги. | 20-35 мин |
32 | « Последний час» | Цель: повышение уверенности в своих силах и значимости в глазах окружающих. | Упражнение «Приветствие» Упражнение «Моргалки» Упражнение «Найди пару» Упражнение «Зеркало» Упражнение «Все наоборот» Подведение итогов занятия. Ритуал прощания «Комплименты» | магнитофон, спокойная музыка для упражнения, карандаши, листы бумаги. | 20-35 мин |
IV | Контрольный этап | Цель: определение эффективности коррекционной работы. | Контрольная диагностика по вышеуказанным методикам. | | 2 заня- тия |