kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Программа дополнительного образования "Руки не для скуки"

Нажмите, чтобы узнать подробности

программа дополнительного образования в коррекционной школе 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Программа дополнительного образования "Руки не для скуки"»





















Программа

дополнительного образования детей


«Руки не для скуки»


художественно-эстетического направления























Ответственная за реализацию программы:

Иткинина Инария Фанисовна



БАРДА, Пермский край

2017-18 уч. год

Пояснительная записка


Программа кружка «Руки не для скуки» рассчитана на детей группы “Особый ребёнок”.

Работу в кружке планирую так, чтобы она не дублировала программный материал по технологии, а чтобы внеклассные занятия расширяли и углубляли сведения по работе с бумагой и картоном, тканью, пластилином, а также по работе с другими материалами, совершенствовали навыки и умения, получаемые детьми на уроках. Работу кружка буду организовывать с учётом опыта детей и их возрастных особенностей. С детьми, не имеющих навыков работы с бумагой, тканью и другими материалами буду начинать с более простых поделок.

Дети не любят однообразного монотонного труда, он их быстро утомляет, вследствие этого у детей может пропасть интерес к работе, поэтому на каждом занятии виды поделок необходимо менять. Важно, чтобы в работе дети могли проявить выдумку, творчество, фантазию, что, несомненно, будет способствовать повышению эффективности труда. Правильно поставленная работа кружка имеет большое воспитательное значение. У детей развивается чувство коллективизма, ответственности и гордости за свой труд, уважение к труду других.

Работа в кружке «Руки не для скуки» - прекрасное средство развития творчества, умственных способностей, эстетического вкуса, а также конструкторского мышления детей.

Дети, видя готовые поделки, сравнивают их, находят достоинства и недостатки, критически подходят к своей работе, у них вырабатывается аналитический ум. Особенно важно, что дети познают значимость своего труда, его полезность для окружающих. Очень важно руководителю кружка совершенствовать эстетический вкус детей, развивать чувство прекрасного, поддерживать творческое начало в деятельности ребёнка. У детей развивается эстетический и художественный вкус, совершенствуются трудовые навыки и умения.

На каждом занятии должны решаться задачи общеобразовательного характера, сообщаться сведения о материалах и инструментах.

Перечень и объём материалов следует предусмотреть заранее, ­сбор некоторых зависит от сезонных условий. Такие материалы, как листья, корни, веточки будем собирать с детьми во время экскурсии.

За каждым учеником закрепляется индивидуальное рабочее место и инструменты.

Очень важно познакомить родителей с планом работы кружка. Они помогут заранее приобрести нужные материалы к работе. Тесная связь семьи и школы будет способствовать воспитанию школьников.


Новизна программы заключается в том, что на занятиях кружка учащимся предлагаются новые, отличительные от уроков труда материалы, такие, как: работа с тестом, работа с витражными красками, что расширяет представления детей о материалах и дает им возможность развития воображения и творческих способностей.

Образовательная программа дополнительного образования детей актуальна тем, что она широко и многосторонне раскрывает художественный образ вещи, слова, основы художественного изображения, связь народной художественной культуры с общечеловеческими ценностями. Одновременно осуществляется развитие творческого опыта учащихся в процессе собственной художественно-творческой активности.

Программа вводит ребенка в удивительный мир творчества, дает возможность поверить в себя, в свои способности, предусматривает развитие у обучающихся изобразительных, художественно-конструкторских способностей, нестандартного мышления, творческой индивидуальности.

Целесообразность программы заключается в том, что на занятиях дети работают руками, изготавливая различные поделки, тем самым развивается моторика рук ребенка. Уровень развития ручной умелости тесно взаимосвязан с речью и способствует ее развитию, развивает словарный запас ребенка, грамматический строй, связную речь, автоматизирует поставленные звуки в речи детей. Занятия в кружке развивают индивидуальную творческую деятельность, способствуют объединению детей в группы по интересам, их умению сотрудничать: взаимодействовать между собой и педагогом; обогащают детей новыми знаниями, умениями, навыками и закрепляют их; совершенствуют внимание, усидчивость, память, мышление, творческое воображение и другие психические процессы и качества, необходимые для жизни и обучения.

Цель программы – формирование у учащихся художественной культуры как составной части материальной и духовной культуры, развитие художественно-творческой активности, овладение образным языком декоративно- прикладного искусства; развитие детского, сплоченного коллектива через воспитание трудолюбия, усидчивости, терпеливости, взаимопомощи, взаимовыручки.

Задачи программы

Обучающие:

  • закреплять и расширять знания, полученные на уроках технологии, изобразительного искусства, математики, литературы и т.д., и способствовать их систематизации;

  • знакомить с основами знаний в области композиции, формообразования, цветоведения, декоративно – прикладного искусства;

  • раскрыть истоки народного творчества;

  • формировать образное, пространственное мышление и умение выразить свою мысль с помощью эскиза, рисунка, объемных форм;

  • совершенствовать умения и формировать навыки работы нужными инструментами и приспособлениями при обработке различных материалов;

Развивающие:

  • пробуждать любознательность в области народного, декоративно-прикладного искусства, технической эстетики, архитектуры;

  • развивать смекалку, изобретательность и устойчивый интерес к творчеству художника, дизайнера;

  • формирование творческих способностей, духовной культуры;

  • развивать умение ориентироваться в проблемных ситуациях;

Воспитывающие:

  • осуществлять трудовое и эстетическое воспитание школьников;

  • воспитывать в детях любовь к своей родине, к традиционному народному искусству;

  • добиться максимальной самостоятельности детского творчества.

Отличительной чертой кружка является то, что занятия в данном кружке могут удовлетворить потребности и запросы каждого учащегося.

Организация деятельности кружка.

Программа работы творческого объединения рассчитана на один год обучения. Объединение комплектуется из учащихся группы “Особый ребёнок”.

Режим работы кружка – 1 занятия в неделю по 40 мин.






















Разделы программы.

I. «Работа с бумагой и картоном». (12 часов)

Бумага находит применение практически во всех областях человеческой деятельности. Трудно найти более подходящий материал для детского творчества, чем бумага. Бумага один из самых доступных материалов, не требует большой набор инструментов при работе с ней. Очень ценное качество бумаги – способность сохранять ту форму, которую ей придали, что позволяет изготавливать из неё различные поделки, игрушки, а так же предметы, которые мы можем использовать в повседневной жизни.

Работа с бумагой очень увлекательное и полезное занятие – развивает мелкую моторику, фантазию и творческую индивидуальность. Существует множество видов бумажного творчества. Очень многие известные люди занимались различными видами бумажного искусства, которые хранятся в музеях многих стран мира.

1. Оригами. «Цыпленок».

2. Объемная водяная лилия.

3. Фантазии из «ладошек». Аппликация.

4. Новогодний ангелок.

5. Букет из роз.

6. Цветочные фантазии. Изделия в технике «торцевание».

7. Чудо-елочка.

8. Оригами-мозаика.

 Темы для бесед: «История создания бумаги», «Как появились ножницы».


II. «Работа с природным материалом». (4 часа)

Работа с природным материалом заключает в себе большие возможности сближения ребенка с родной природой, воспитания бережного, заботливого отношения к ней и формирования первых трудовых навыков.

1. Мозаика (с использованием семян, камешков, листьев).

2. Аппликация из листьев.

3. Аппликация из кленовых «парашютиков».

Темы для бесед: «Флористика».


III. «Работа с тканью». (5 часов)

В ходе работы с тканью учащиеся знакомятся с основами дизайна, углубляют знания по конструированию и моделированию, развивается эстетический вкус, формируется представление о декоративно-прикладном искусстве, дети учатся экономно расходовать используемый в работе материал, развивается художественный вкус, формируются профессиональные навыки.
1. Аппликация из ткани.

2. Мягкая игрушка «Зайка-хозяйка».

Темы для бесед: «Откуда ткани к нам пришли?»


IV. «Рукоделие из ниток». (7 часов)

Нитки – один из самых ярких материалов. С помощью ниток, фактуры полотна-фона можно создавать прекрасные картины с различными сюжетами на разные темы.

Нитки являются достаточно простым и доступным подручным материалом для изготовления поделок, который, к тому же, имеется в каждом доме и с которым мы знакомы с самых ранних лет.

Ниткография, техника изонить также применяет в своей работе нитки.

1. Аппликация из нарезанных ниток.

2. Изонить. Открытка «Сердечко».

3. Коллективная работа «Корзина с цветами».


V. «Работа с бросовым материалом». (4 часа)

«Бросовый материал – это все то, что можно было без жалости выкинуть, а можно и использовать, дав волю безграничной детской фантазии». О. Шлосс.

Сейчас стало модным говорить об экологии, о новых способах использования мусора для всеобщего блага. Но мы поговорим совершенно не об этом, а о той огромной радости, которую доставляют детям творчество, рукоделие. Практически каждый день  мы выбрасываем  пластиковые бутылки, одноразовую посуду, упаковки от продуктов, всевозможные коробки, трубочки, старые фломастеры, газеты, бутылочные пробки, фантики от конфет и т.д. И вряд ли задумываемся о том, что многое из этого мусора может получить новое применение, став основой для оригинальной детской поделки или увлекательной игрушки. Ненужные вещи, от которых мы стремимся избавиться как можно скорее, несут в себе множество возможностей для такого творчества.

Работа с такими материалами способствует развитию конструкторской деятельности детей. С помощью различных инструментов они учатся обрабатывать и соединять детали из различных материалов, узнают их свойства, что содействует развитию их воображения, техническим навыков. Работа с разного рода материалами расширяет круг знаний детей об окружающем мире.

  1. Аппликация из фантиков.

2. Панно из карандашных стружек.

3. Моделирование. «Добрая коровушка».



К концу обучения учащиеся должны знать:

  • название и назначение материалов – бумага, ткань, пластилин;

  • название и назначение ручных инструментов и приспособлений: ножницы, кисточка для клея, игла, наперсток;

  • правила безопасности труда и личной гигиены при работе с указанными инструментами.

К концу обучения учащиеся должны уметь:

  • правильно организовать свое рабочее место, поддерживать порядок во время работы;

  • соблюдать правила безопасности труда и личной гигиены;

  • анализировать под руководством учителя изделие (определять его назначение, материал из которого оно изготовлено, способы соединения деталей, последовательность изготовления);

  • экономно размечать материалы с помощью шаблонов, сгибать листы бумаги вдвое, вчетверо, резать бумагу и ткань ножницами по линиям разметки, соединять детали из бумаги с помощью клея, шить стежками « через край», «петельный шов».





















УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН


Тема занятия

Техника

Кол-во часов

1.

Вводное занятие. Техника безопасности на занятиях.


1 час

I. «Работа с бумагой и картоном». (12 часов)

2.

Беседа «История создания бумаги». Изделие «Цыпленок»

Оригами

1 час

3.

Беседа « Как появились ножницы». Объемная водяная лилия.

Аппликация, вырезание.

1 час

4.

Фантазии из «ладошек»

Аппликация, вырезание.

1 час

5.

Фантазии из «ладошек». Продолжение работы.

Аппликация, вырезание.

1 час

6.

Букет из роз.

Моделирование.

1 час

7.

Новогодний ангелок.

Бумагопластика.

1 час

8.

Цветочные фантазии.

Торцевание.

1 час

9.

Цветочные фантазии. Продолжение работы.

Торцевание.

1 час

10.

Чудо-елочка.

Моделирование, вырезание.

1час

11.

Чудо-елочка. Продолжение работы.

Моделирование, вырезание.

1час

12.

«Робот». Подготовка модулей.

Оригами-мозаика.

1 час

13.

«Робот». Сборка изделия.

Оригами-мозаика.

1 час

II. «Работа с природным материалом». (4 часа)

14.

Осенние фантазии из природного материала.

Мозаика.

1 час

15.

Поделки из кленовых «парашютиков».

Аппликация.

1 час

16.

Беседа «Флористика». Картины из листьев.

Аппликация.

1 час

17.

Картины из листьев. Продолжение работы.

Аппликация.

1 час

III. «Работа с тканью». (5 часов)

18.

Беседа: «Откуда ткани к нам пришли?». «Веселые зверюшки».

Аппликация.

1 час

19.

«Веселые зверюшки». Продолжение работы.

Аппликация.

1 час

20.

Мягкая игрушка «Зайка-хозяйка»

Аппликация

1 час

21.

Мягкая игрушка «Зайка-хозяйка»

Аппликация

1 час

22.

Мягкая игрушка «Зайка-хозяйка»

Аппликация

1 час

IV. «Рукоделие из ниток». (7 часов)

23.

«Смешарики» из нарезанных ниток.

Аппликация.

1 час

24.

«Смешарики» из нарезанных ниток.

Аппликация.

1 час

25.

Открытка «Сердечко»

Аппликация

1 час

26.

Открытка «Сердечко»

Аппликация

1 час

27.

Коллективная работа «Корзина с цветами»

Аппликация.

1 час

28.

Коллективная работа «Корзина с цветами»

Аппликация.

1 час

29.

Коллективная работа «Корзина с цветами»

Аппликация.

1 час

V. «Работа с бросовым материалом». (4 часа)

30.

«Веселый автомобиль»

Аппликация из фантиков.

1 час

31.

Панно из карандашных стружек.

Аппликация.

1 час

32.

Панно из карандашных стружек.

Аппликация.

1 час

33.

«Добрая коровушка»

Моделирование.

1 час

34.

Итоговое занятие. Выставка работ.


1 час























Содержание изучаемого курса

1.Вводное занятие. Экскурсия.

Теория. Вводное занятие.  Программа, содержание работы и задачи кружка. Внутренний распорядок, общие правила безопасности труда.

Практика. Игра с элементами тренинга по сплочению детского коллектива «Как правильно дружить», «Откроем сердце друг другу», «Полслова», «Групповая картина». Поход в парк, сбор материалов. (Листья, цветы, семена клена, желуди)

2.«В чудесном лесу»

Теория. Беседа о правилах безопасности. Беседа «Кладовая осени». Хранение и подготовка листьев, цветов, семян, бересты.

Практика. Изготовление « Лошадки» из желудей. Аппликация из листьев и семян клена « Чудо-дерево». «Птица» из шишек. Пейзаж из бересты.

3.«Бумажный город»

Теория. Беседа по ТБ. Компьютерная презентация «Правила пользования ножницами, карандашом, и линейкой». Понятие – квилинг. Техника выполнения. Понятие – мозаика. Понятие- оригами.

Практика. Подготовка деталей для аппликации «Открытка». Выбор бумаги, фона для аппликации. Скручивание бумажных лент. Выбор цвета для мозаики. «Зелёный попугай». Складывание бумаги по образцу. Белый «бриллиант», «Клубничка», «Стрекоза».

4.«Ниточная страна»

Теория. Беседа по ТБ. Название нитей. Техника нарезной ниткописи. .«Беседа о народной игрушке». Техника выполнения наклеивание нитей в разных направлениях. Правила выполнения изонити.

Практика. Создание аппликации из резаной нити. Заполнение Угла. Заполнение окружности. Изготовление панно в технике изонити. Создание картинки«Цветочек», «Воздушные сердечки» техникой - ниткопись.

5. «Остров ненужных вещей»

Теория. Беседа: а) карандашница; б) модели нарядов; в) цветы. Комп.презентация «Нетрадиционные бросовые материалы в детском творчестве: пуговицы, медная проволока.»

Практика. Изготовление поделок из бросового материала.

7. «Лебединое озеро»

Теория. Знакомство с новым материалом для детского творчества - яичной скорлупой.

Практика. Выполнение задания по образцу. «Подборка материала о поделках из яичной скорлупы Удивительное из необычного». Мозаика из яичной скорлупы. Приклеивание скорлупы, ее окраска.

8. «Лоскутный город»

Теория. Правила работы с шаблонами. Создание композиции. Приемы создания изделий из кожи и ткани.

Практика. Подборка кожи и ткани для аппликации. Соединение деталей из кожи и ткани. Поделки из кожи и ткани.

9. Лепка. Пластилин.

Теория. Коллективное обсуждение выставок декоративно-прикладного искусства. Выбор тематики работы.Формы лепки. Знакомство с народными промыслами. Дымковская игрушка. Филимоновская игрушка.

Практика. Лепка из глины и пластилина игрушек народного промысла. Раскрашивание традиционными мотивами дымковской и филимоновской росписи. Выполнение работы в материале. Контроль качества изготовления изделия.

10. Работа с соленым тестом.

Теория. Понятие «Тестопластика». Приемы работы с тестом. Беседа об использовании поделок (украшение быта, подарок, ...)

Практика. Приготовление теста. Плетение косичек из теста. Изготовление поделок из теста. Украшения в виде колец и подков. Изготовление медальонов. Изготовление подсвечников. Изготовление панно.

11. Заключительное занятие.

Теория. Подведение итогов работы кружка за год. 

Методическое обеспечение

Раздел

Формы занятий

Методы

Дидактический материал

Формы проведения Итог

1.Вводное занятие. Экскурсия.

Беседа, рассказ, поход.

Игровые, практические, словесные, наглядные.

Мяч, игрушки

Экскурсия. Сбор материалов

2.«В чудесном лесу»


Беседа, рассказ, коллективная, групповая, индивидуальная.


Игровые, практические, словесные, наглядные,

Наглядность, показ образцов

Выставка работ. Участие в конкурсе « Дары Осени»

3.«Бумажный город»


Беседа, объяснение, сказка.


Игровые, практические, словесные, наглядные,

Наглядность, показ образцов. Сказочный герой.

Выставка работ.

Украшение зала к Новому году.

4.«Ниточная страна»


Беседа, объяснение, сказка.


Игровые, практические, словесные, наглядные,

Наглядность, показ образцов.

Сказочный герой.

Выставка работ.


5. «Остров ненужных вещей»


Беседа, объяснение, сказка.


Игровые, практические, словесные, наглядные,

Наглядность, показ образцов.

Сказочный герой.

Выставка работ.


6. «Лебединое озеро»


Беседа, объяснение.

Игровые, практические, словесные, наглядные,

Наглядность, показ образцов.


Выставка работ.


7. «Лоскутный город»


Беседа, объяснение.

Игровые, практические, словесные, наглядные,

Наглядность, показ образцов.


Выставка работ.


8. Лепка.

Пластилин.


Беседа, объяснение.

Игровые, практические, словесные, наглядные,

Наглядность, показ образцов.


Выставка работ.


9.Заключительное занятие.


Беседа.

Словесные.


Экскурсия.















Список литературы:

  1. А.М.Гукасова «Рукоделие в начальных классах», М.Просвещение,1985г,190с.

  2. А.М.Гукасова «Внеклассная работа по труду», М.Просвещение, 1981г, 174с.

  3. Г.И.Перевертень «Самоделки из бумаги», М.Просвещение,1983г,с132.

  4. Г.И.Перевертень «Самоделки из разных материалов»,М.Просвещение,1985г,110с.

  5. Н.М.Коньшева «Лепка в начальных классах», М.Просвещение, 1985г,78с.

  6. Н.Е.Цейтлин «Справочник по трудовому обучению», М. Просвещение,1983г,191с.

  7. О.С.Молотобарова “Кружок изготовления игрушек-сувениров”

  8. М.И.Нагибина “Природные дары для поделок и игры”

  9. А.Петрунькина “Фенечки из бисера”

  10. М.М.Калинич, Л.М.Павловская, В.П.Савиных “Рукоделие для детей”

  11. Т.А.Канурская, Л.А.Маркман “Бисер”

  12. Н.М.Конышева “Чудесная мастерская”












Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Коррекционная школа

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 3 класс

Скачать
Программа дополнительного образования "Руки не для скуки"

Автор: Иткинина Инария Фанисовна

Дата: 05.05.2017

Номер свидетельства: 413355


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства