Проектирование и организация коррекционно-развивающей среды обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в образовательной организации
Проектирование и организация коррекционно-развивающей среды обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в образовательной организации
Проектирование и организация коррекционно-развивающей среды обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в образовательной организации
Пояснительная записка
Актуальность темы обусловлена необходимостью создания оптимальных условий для обучения и развития детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в условиях современной образовательной организации.
Цель разработки: формирование у педагогов-дефектологов компетенций по проектированию и организации коррекционно-развивающей среды для обучающихся с ОВЗ.
Задачи:
Ознакомление с теоретическими основами создания коррекционно-развивающей среды
Формирование практических навыков проектирования образовательной среды
Разработка методических рекомендаций по организации пространства
Определение эффективных методов работы с обучающимися с ОВЗ
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Проектирование и организация коррекционно-развивающей среды обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в образовательной организации»
Методическая разработка учителя-дефектолога Сувязовой С.А.
Проектирование и организация коррекционно-развивающей среды обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в образовательной организации
Пояснительная записка
Актуальность темы обусловлена необходимостью создания оптимальных условий для обучения и развития детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в условиях современной образовательной организации.
Цель разработки: формирование у педагогов-дефектологов компетенций по проектированию и организации коррекционно-развивающей среды для обучающихся с ОВЗ.
Задачи:
Ознакомление с теоретическими основами создания коррекционно-развивающей среды
Формирование практических навыков проектирования образовательной среды
Разработка методических рекомендаций по организации пространства
Определение эффективных методов работы с обучающимися с ОВЗ
Теоретические основы
Коррекционно-развивающая среда — это специально организованное пространство, обеспечивающее не только полноценное развитие всех детей, но и коррекцию имеющихся нарушений развития.
Основные принципы организации среды:
Доступность и безопасность
Вариативность и полифункциональность
Структурированность пространства
Учет индивидуальных особенностей
Эмоциональная комфортность
Этапы проектирования среды
Подготовительный этап:
Анализ потребностей обучающихся
Диагностика имеющихся условий
Составление плана работы
Определение необходимых ресурсов
Организационный этап:
Зонирование пространства
Подбор оборудования и материалов
Создание предметно-развивающей среды
Организация рабочего места педагога
Практический этап:
Реализация намеченного плана
Внедрение коррекционно-развивающих технологий
Мониторинг эффективности
Корректировка среды
Методические рекомендации
Организация пространства:
Создание сенсорной зоны
Оборудование рабочей зоны
Организация игровой зоны
Размещение коррекционных материалов
Необходимое оборудование:
Специализированная мебель
Дидактические материалы
Коррекционно-развивающий инвентарь
Технические средства обучения
Практические аспекты
Формы работы:
Индивидуальные занятия
Групповые занятия
Консультативная работа
Взаимодействие с родителями
Методы работы:
Наглядные
Практические
Словесные
Игровые
Мониторинг эффективности
Критерии оценки:
Достижение образовательных целей
Динамика развития обучающихся
Комфортность среды
Удовлетворенность участников образовательного процесса
Заключение
Создание эффективной коррекционно-развивающей среды — это непрерывный процесс, требующий постоянного анализа и совершенствования. Успешная реализация данной разработки позволит обеспечить оптимальные условия для развития и обучения детей с ОВЗ.
Список рекомендуемой литературы
Власова Т.А. О детях с отклонениями в развитии
Катаева А.А. Дидактические игры в обучении дошкольников с отклонениями в развитии
Шевченко С.В. Коррекционно-развивающее обучение
Никольская О.С. Аутичный ребенок: пути помощи
Малер А.Р. Воспитание и обучение детей с тяжелой интеллектуальной недостаточностью