Методическая разработка: Индивидуальный образовательный маршрут одаренного обучающегося кружка «Художественный труд»
Методическая разработка: Индивидуальный образовательный маршрут одаренного обучающегося кружка «Художественный труд»
Данная методическая разработка предназначена для педагогов, реализующих дополнительную образовательную программу художественной направленности и работающих нестандартно, стремящихся находить индивидуальный подход к способностям каждого обучающегося.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка: Индивидуальный образовательный маршрут одаренного обучающегося кружка «Художественный труд»»
Муниципальное казенное образовательное учреждение
«Чкаловская школа-интернат»
Методическая разработка:
Индивидуальный образовательный маршрут одаренного обучающегося
кружка «Художественный труд»
Составитель: Полубабкина Елена Дмитриевна
г.о.г. Чкаловск
Аннотация
Данная методическая разработка предназначена для педагогов, реализующих дополнительную образовательную программу художественной направленности и работающих нестандартно, стремящимся находить индивидуальный подход к способностям каждого обучающегося.
Цель разработки: раскрытие и описание работы с одаренными детьми через реализацию индивидуального образовательного маршрута.
В методической разработке представлен индивидуальный образовательный маршрут одаренного ребенка в художественной деятельности и даны рекомендации по его реализации.
Пояснительная записка
Я вообще не верю в одну единственную силу таланта,
без упорной работы.
Выдохнется без нее самый большой талант,
как заглохнет в пустыне родник,
не пробивая себе дороги через пески.
Ф.И.Шаляпин
Современное состояние образования характеризуется интенсивным поиском наиболее эффективных форм образовательной деятельности, созданием таких условий обучения и развития одаренной личности, которые способствовали бы максимальному раскрытию их способностей.
Проблема одаренности в настоящее время становится все более актуальной. Раннее выявление, обучение и воспитание одаренных и талантливых детей составляет одну из главных задач совершенствования системы образования в целом.
Важно отметить, что целью дополнительного образования детей – является создание условий для жизненного, личностного и профессионального самоопределения обучающихся, что способствует развитию детской одаренности.
Традиционные формы и методы обучения, ведущие одаренную личность по обобщенному, стандартному, единому для всех образовательному пути, направленные на пассивное усвоение, требуют от ребенка лишь усидчивости, не развивая в нем стремление к активности и самореализации. Очевидно, что при максимальном учете индивидуальных особенностей ребенка, для формирования комплекса умений его самосовершенствования в образовании идеальным может считаться индивидуализация образования.
Принято считать, что процесс индивидуализации образования, ориентируется на интересы, активность, инициативность обучающегося и открыто-рефлексивную позицию педагога. Совместная работа педагога и обучающегося направлена на формирование предметных умений и универсальных умений, на получение учебных результатов в продуктивной форме.
Индивидуализированное образование осуществимо с помощью индивидуального образовательного маршрута обучения.
Индивидуальный образовательный маршрут – это целенаправленно проектируемая дифференцированная образовательная программа, обеспечивающая обучающемуся, позиции субъекта выбора, разработки и реализации образовательной программы при осуществлении педагогической поддержки его самоопределения и самореализации.
Индивидуальный образовательный маршрут определяется образовательными потребностями, индивидуальными особенностями и возможностями обучающегося с ОВЗ, а также содержанием образования.
Эффективность разработки индивидуального образовательного маршрута обуславливается рядом условий:
- осознанием всеми участниками образовательного процесса необходимости и значимости индивидуального образовательного маршрута, как одного из способов самоопределения, самореализации и проверки правильности выбора направления дальнейшего обучения;
- осуществлением психолого-педагогического сопровождения и информационной поддержки процесса разработки индивидуального образовательного маршрута обучающегося;
- активным включением обучающегося в деятельность по созданию индивидуального образовательного маршрута;
- организацией рефлексии как основы коррекции индивидуального образовательного маршрута.
Цель индивидуального образовательного маршрута: совершенствование художественных навыков, изучение нетрадиционных техник рисования, создание условий для самовыражения и самореализации одаренного ребенка с ОВЗ в художественной деятельности.
Задачи индивидуального образовательного маршрута:
- овладение глубокими знаниями, умениями и навыками в области рисунка, живописи, композиции;
- развитие интереса обучающегося к освоению новых техник и видов изобразительного искусства;
- разработка авторских эскизов для своих работ и создание собственных проектов;
- осуществление образовательного процесса в соответствии с познавательными потребностями;
- способствование развитию образного мышления посредством создания художественных образов.
Ожидаемые результаты индивидуального образовательного маршрута:
- владеет глубокими знаниями, умениями и навыками в области рисунка, живописи, композиции;
- привит интерес обучающегося к освоению новых техник и видов изобразительного искусства;
- разрабатывает авторские эскизы для своих работ и создает собственные проекты;
- осуществлен образовательный процесс в соответствии с познавательными потребностями;
- развито образное мышление посредством создания художественных образов.
Индивидуальный образовательный маршрут
Зуева Андрея
обучающегося в кружке «Художественный труд».
Сроки реализации – сентябрь 2016 – декабрь 2016 г.
Возраст обучающегося - 9 лет
Представленный индивидуальный образовательный маршрут ориентирован на выявление и развитие интеллектуально-творческого потенциала обучающегося в системе дополнительного образования .И в качестве «поля» для художественной деятельности нами было выбрано направление работы – использование нетрадиционных техник рисования
Цель: создание условий для самовыражения и самореализации обучающейся через овладение нетрадиционными техниками рисования
Задачи:
- развивать способности ребенка в области художественного творчества;
- овладение нетрадиционными приемами и технологиями рисования ;
- научить создавать авторские работы;
- развить умение целеполагания, планирования и рефлексии собственных действий по созданию продукта художественного творчества.
Ожидаемые результаты
- владеет нетрадиционными приемами и технологиями рисования;
- создает авторские работы;
- умеет ставить цель, планировать и осознавать собственные действия по созданию продукта художественного
творчества.
№п/п
Тема занятия
Общее количество часов
В том числе
Теоретические
часы
Практические
часы
1.
Мир цвета в природе. Изображение декоративных растений в теплой и холодной гамме.
5
1
4
2.
Выполнение декоративного орнамента на основе растительных мотивов.
5
1
4
3.
Роспись сказочного блюдца по мотивам русской народной сказки.
4
1
3
4.
Создание иллюстрации к сказке «Конек-горбунок» в графической технике
5
1
4
5.
Пейзаж в графической технике граттажа (воскографии)
Мир цвета в природе. Изображение декоративных растений в теплой и холодной гамме.
5
1.1
Беседа «Технология изображения декоративных растений»
1
Наблюдение за природными мотивами, рассматривание произведений живописи.
Соответствие уровня теоретических знаний.
Владение теоретическими знаниями о технологии изображения в теплой и холодной гамме
1.2
1.3
1.4
1.5
Практическая работа: выполнение композиции из декоративных растений.
4
Выполнение композиции, состоящей из заранее прописанного широкой кистью фона, а на нем причудливых очертаний декоративных цветов и трав (на теплом фоне – изображение растений в теплой гамме, на холодном – в холодной гамме).
Развитость практических навыков работы с материалами. Технологичность практической деятельности.
Образцы готовых работ
2
Выполнение декоративного орнамента на основе растительных мотивов.
5
2.1
Изучение особенностей орнаментов
1
Самообразование
Соответствие уровня теоретических знаний.
Владение теоретическими знаниями об особенностях орнаментов различных стилей.
2.2
2.3
Практическая работа: выполнение орнамента в технике монотипии
2
Выполнение орнамента в технике монотипии, которая в данном случае представляет собой красочные отпечатки листьев разнообразных растений.
Качество выполнения практического задания
Серия работ на тему «Орнаменты»
Выставка творческих работ
2.4
Роспись в круге с использованием растительных элементов.
1
Выполнение орнамента в технике монотипии
Качество выполнения практического задания
2.5
Персональная выставка
1
Подготовка и оформление выставки
3
Роспись сказочного блюдца по мотивам русской народной сказки.
4
3.1
Беседа не тему : «Особенности построения композиции в круге»
1
Самостоятельное изучение текста русской народной сказки
Соответствие уровня теоретических знаний
3.2
3.3
Практическая работа: роспись сказочного блюдца
2
роспись сказочного блюдца- создание рисунка-фантазии «Что могла увидеть девица-красавица, катая яблочко по блюдечку?»
Творческое отношение к выполнению практической деятельности. Аккуратность, ответственность в работе
Серия работ на тему «Роспись сказочного блюдца»
3.5
Мастер-класс для обучающихся и родителей
1
Мастер класс
Проведение мастер- класса
4
Создание иллюстрации к сказке «Конек-горбунок» в графической технике
5
4.1
Чтение отрывка из сказки «Конек –горбунок»
1
Акцентирование внимания на образах волшебных персонажей.
Иллюстрации к сказке
4.2
Поиск композиции в эскизах
1
Дети рассматривают особенности древнерусского костюма, осваивают особенности графического изображения.
Соответствие уровня теоретических знаний.
Серия эскизов на тему: «Главные герои сказки»
4.3
4.4
4.5
Практическая работа: создание иллюстрации к сказке «Конек-горбунок» в графической технике (изображение жар-птицы, конька-горбунка, чудо- юдо рыбы кит и др.)
3
Технология выполнения иллюстрации в графической технике
Творческое отношение к выполнению практической деятельности. Аккуратность, ответственность в работе
Серия готовых работ по теме.
5
Пейзаж в графической технике граттажа (воскографии)
4
5.1
Ознакомление с техникой граттажа.
1
Рассматривание готовых образцов
Соответствие уровня теоретических знаний. Соответствие уровня развития практических умений и навыков.
Владение теоретическими знаниями о способах выполнения рисунка в графической технике граттажа.
5.2
5.3
5.4
Практическая работа: изображение на заранее подготовленной бумаге небольшого формата пейзажа.
3
Технология выполненияизображения в технике граттаж.
Творческое отношение к выполнению практического и теоретического задания.
Ознакомление с техникой печати тканью, кружевом, веревками
1
Знакомство с различными фактурами, полученными от прикосновения материалов к поверхности бумаги.
Творческое отношение к выполнению практического и теоретического задания.
Владение теоретическими знаниями о способах выполнения рисунка в технике печати кружевом, тканью, веревками
6.2
Выполнение предварительных эскизов композиции
1
Создание образов сказочных героев – принцев, принцесс, фей, разбойников.
Соответствие уровня развития практических умений и навыков.
Образцы готовых работ
6.3
6.4
Практическая работа: создание образа героя сказки известными способами передачи фактуры.
2
1.Создание в карандаше эскиза образа героя сказки .
2. Перенос эскиза на общий лист, создание образа героя ( в том числе головных уборов, одежд, других деталей) сказки известными способами передачи фактуры.
Творческое отношение к выполнению практического и теоретического задания.
Серия готовых работ
Организационно-педагогические условия реализации программы
Формы организации образовательного процесса
Основными формами организации образовательного процесса являются:
1. Индивидуальные занятия проводятся для удовлетворения познавательного интереса с отдельным обучающимся, на которых решаются задачи повышенной трудности, которые выходят за рамки дополнительной образовательной программы, даются рекомендации по самостоятельному освоению интересующих тем.
2. Проектная деятельность способствует развитию таких качеств, как коммуникабельность, самостоятельность, предприимчивость, а так же творческих способностей. В ходе проектирования, перед обучающимся всегда стоит задача представить себе еще не существующее, но то, что он хочет, чтобы получилось в результате его активности. Он должен представить себе, что это должно быть и чем это должно быть для него.
3. Выставки активизируют познавательную и творческую деятельность обучающихся, способствуют повышению уровня восприятия, вызывая всплеск эмоций.
Требования к учебно-методическому и материально-техническому обеспечению образовательного процесса
Для реализации данного индивидуального образовательного маршрута должны быть привлечены следующие материально-технические ресурсы и средства обучения: учебный кабинет, компьютер, мультимедиа-проектор, инвентарь для декоративно-прикладного творчества: акриловые краски, кисти, малярный скотч, бумага формата А 4, простой карандаш, акварель, гуашь.
Заключение
Дополнительное образование детей, не имеющее фиксированных сроков завершения обучения и последовательно переходящее из одной стадии в другую, может предоставить каждому ребенку возможность свободного выбора образовательной области, профиля программ, времени их освоения, включения в разнообразные виды деятельности с учетом их индивидуальных склонностей.
Особенность обучения детей в системе дополнительного образования заключается в том, что ребенок идет на занятия, исходя из своих интересов и возможностей. То, что ребенок делает с любовью, он постоянно совершенствует, реализует новые замыслы.
Индивидуально-личностная основа деятельности МКОУ «Чкаловская школа-интернат» позволяет удовлетворять запросы конкретных детей и решать одну из основных задач дополнительного образования – выявление, развитие и поддержку одаренных детей.
Таким образом, индивидуально образовательный маршрут реально становится персональным путем реализации личностного потенциала обучающихся с ОВЗ в образовании.
Рекомендации для педагога дополнительного образования по внедрению и реализации индивидуального образовательного маршрута:
- педагог дополнительного образования организует самостоятельную работу обучающегося в соответствии с индивидуальным образовательным маршрутом (ИОМ), контролирует деятельность обучающегося, диагностирует изменения, фиксирует результаты (проводит мониторинг достижений), корректирует маршрут (если требуется), создает ситуацию успеха ребенка в ходе реализации ИОМ;
- в ходе реализации ИОМ оформляет (ведет) карту сопровождения (совместно с психологом ОУ, классным руководителем и/или учителем-предметником, родителями) (приложение 1);
- обучающийся работает на занятиях по индивидуальной программе, заполняет маршрутный лист (приложение 2), создает запланированные образовательные продукты, оформляет портфолио достижений и демонстрирует их на мероприятиях (мастер-классы, конкурсы, выставки, олимпиады и т. д.) различного уровня;
- родители фиксируют изменения в ребенке, его достижения в карте сопровождения;
- классный руководитель (и/или учитель-предметник) фиксирует изменения в ребенке, его достижения в карте сопровождения и использует данные, зафиксированные в карте педагогом дополнительного образования и родителями, при планировании своей работы с ребенком.
Используемая литература
1. Джумагулова Т.Н., Соловьева И.В. Одаренный ребенок: дар или наказание. - СПб.: Речь; М.: Сфера, 2009
2. Кунаш М.А. Индивидуальный образовательный маршрут школьника. Методический конструктор. Модели. Анализ . – Волгоград: УЧИТЕЛЬ, 2013
3. Пахомова Н.Ю. метод учебного проекта в образовательном учреждении. – М.: АРКТИ, 2012
4. Сергеев И.С. как организовать проектную деятельность учащихся. – М.: АРКТИ, 2012
Полученные результаты _______________ соответствуют (указывается в какой степени) поставленным целям
Мне удалось __________________________________________________
Я создал (достиг, участвовал и т.п.)_______________________________
Я научился ___________________________________________________
Самооценка результатов на основании критериев
В дальнейшем мне бы хотелось изучить (научиться, освоить) ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________