kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Кружок социально-личностной направленности"Светофор"

Нажмите, чтобы узнать подробности

В нашей стране ситуация с детским дорожно-транспортным травматизмом была и остаётся очень тревожной. Несмотря на принимаемые меры по снижению количества авто аварий с участием детей и подростков, уровень детского дорожно-транспортного травматизма продолжает оставаться недопустимо высоким. Чаще всего участниками авто происшествий становятся дети пешеходы. Основными причинами ДТП, совершённых по неосторожности несовершеннолетних пешеходов, являются переход дороги в неустановленном месте, неподчинение сигналам регулирования и игра вблизи проезжей части. Дети – пассажиры получают травмы в более трети ДТП, причём количество детей, страдающих в салонах автомобилей своих родителей, родственников или знакомых, постоянно увеличивается. Обеспечение безопасности детей на улицах и дорогах, профилактика детского дорожно-транспортного травматизма является одной из наиболее насущных, требующая безотлагательного решения задача.

Просмотр содержимого документа
«Кружок социально-личностной направленности"Светофор"»



государственное казенное общеобразовательное учреждение

«Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат № 1»




Рассмотрено Утверждено Утверждаю

на методическом объединении воспитателей на педагогическом совете Директор школы-интерната

протокол № 1 от «29»08 2017 г. протокол 1от «30» 08 2017 г. _______ Г.Н. Гузий

Руководитель МО ______ А.Х. Челикиди



Дополнительная общеразвивающая программа

социальной - личностной направленности

«Cветофор»


Возрастной состав обучающихся: 9-11 лет.

Срок реализации: 1 год

Режим работы: 2 часа в неделю.

Охрименко Марина Викторовна,

воспитатель высшей квалификационной категории


город Железноводск

2017 год





Пояснительная записка

Актуальность. В нашей стране ситуация с детским дорожно-транспортным травматизмом была и остаётся очень тревожной. Несмотря на принимаемые меры по снижению количества авто аварий с участием детей и подростков, уровень детского дорожно-транспортного травматизма продолжает оставаться недопустимо высоким. Чаще всего участниками авто происшествий становятся дети пешеходы. Основными причинами ДТП, совершённых по неосторожности несовершеннолетних пешеходов, являются переход дороги в неустановленном месте, неподчинение сигналам регулирования и игра вблизи проезжей части. Дети – пассажиры получают травмы в более трети ДТП, причём количество детей, страдающих в салонах автомобилей своих родителей, родственников или знакомых, постоянно увеличивается. Обеспечение безопасности детей на улицах и дорогах, профилактика детского дорожно-транспортного травматизма является одной из наиболее насущных, требующая безотлагательного решения задача.

Цель программы «Светофор»: знакомство детей с ситуациями, правилами, нормами поведения пассажира и пешехода.

Задачи:

Обучающие:

  1. Учить правилам обеспечения безопасности  дорожного движения: дорожное движение и его участники.

  2. Знакомить с правилами поведения пассажиров в транспорте, с правилами безопасного поведения пешехода на дорогах.

  3. Знакомить с дорожными знаками (предупреждающими, запрещающими, информационно-указательными).

  4. Систематизировать знания детей об устройстве улицы, о дорожном движении.

Коррекционно-развивающие:

  1. Развивать у детей навыки контроля и самоконтроля.

  2. Развивать наглядно - образное мышление, целеустремленность, самостоятельность, усидчивость.

  3. Развивать познавательную активность, формировать навыки сотрудничества.

  4. Развивать мелкую моторику рук.

Воспитательные:

  1. Воспитывать культуру поведения на улице и в общественном транспорте.

  2. Вызывать интерес к окружающему миру.

  3. Совершенствовать культуру поведения на улице и в транспорте.


Социальные:

1. Готовить к самостоятельной жизни в современном мире.

  1. Способствовать адаптации к постоянно меняющимся социально-экономическим условиям.

3. Формировать чувство ответственности, т.е. готовности отвечать за свои поступки.


Методические рекомендации.

Чтобы подвести детей к пониманию, как следует вести на улице, необходима продуманная учебно–воспитательная работа, которая требует комплексного подхода и учета общих дидактических принципов:

  • Доступности

  • Научности

  • Сознательности

  • Последовательности

  • Наглядности

  • Связи теории с практикой

  • Прочности усвоения знаний, умений, навыков

  • Индивидуального подхода

Чтобы учесть в работе все эти принципы необходимо:

  1. Прежде чем начинать обучение школьников, воспитателям самим необходимо знать и соблюдать ПДД.
    Сделать подборку разнообразных информационных данных

  2. Разработки занятий, целевых прогулок, игр…

  3. Демонстрационного и раздаточного материала.

  4. Продумать оформление информационного стенда.

  5. Систематически проводить мониторинг знаний безопасного поведения на проезжей части, в транспорте и во дворе (в начале и в конце учебного года

К концу дети должны знать:

  • Приобретенные ранее знания, умения и навыки по ПДД необходимо пополнить, закрепить и расширить, добавив новые понятия:

  • Дети должны уметь решать проблемные ситуации, возникающие на проезжей части и на улице;

  • Узнавать разные виды транспорта, уметь классифицировать: пассажирский, строительный;

  • Знать дорожные знаки: предупреждающие, запрещающие, предписывающие, знаки сервиса.

Разнообразные формы деятельности с детьми (групповая, индивидуальная) способствуют успешной реализации поставленных целей и задач.

Методы коррекционно–воспитательной работы:

словесный
наглядный
игровой
практический
исследовательский
Основные формы работы:

  • Занятия

  • Беседы

  • Экскурсии

  • Целевые прогулки

  • Чтение художественной литературы

  • Работа с наглядным материалом

  • Викторины

  • Разучивание наизусть

  • Инструктажи

  • Решение ситуационных задач

  • Моделирование проблемных ситуаций

  • Конструирование

  • Творческое рассказывание

  • Игры - дидактические, подвижные, музыкально – дидактические, игры по словообразованию.

  • Оформление стендов

  • Аппликации

  • Рисование

Для достижения цели программы сделано следующее:

  • определено содержание работы по проблеме;

  • разработаны формы организации работы с детьми;

  • обеспечено методическое сопровождение данного направления работы;

Педагогический процесс включает в себя организованное обучение (занятия).

Количество занятий: 2 занятия в неделю.

Продолжительность занятий: 45 мин. (в соответствии с требованиями СанПиН).

Срок реализации: 1 года

Возраст детей: 9 – 11 лет.

Большое значение в работе с детьми играет организация экскурсий и прогулок, где дети овладевают практическими навыками пешеходов.

Экскурсии и наблюдения позволяют сформировать у детей представления:

  • о трехмерном пространстве окружающего мира;

  • о форме и величине реальных объектов  (это необходимо для становления знаний об улице, транспорте, для развития адекватной реакции и правильного понимания степени опасности на дороге);

  • о свойствах и отношениях, существующих в реальном пространстве; на участке детского учреждения, на улице поселка, то есть в окружающем ребенка «мире улицы»;

  • об ориентировках в естественных условиях улицы, соответствующих тому или иному времени года, части суток и т.д., и особенностях движения транспорта и пешеходов по дороге в различные временные периоды.

В зависимости от задач экскурсии могут быть ознакомительными, уточняющими ранее полученные представления, закрепляющими, то есть итоговыми.

Также эффективными являются практические игры–тренинги для детей с целью овладения практическими знаниями и умениями. Интересной и эффективной формой работы  является организация подвижных и ролевых игр, в которых дети до автоматизма доводят навыки безопасного поведения на улице.
   В игре могут принимать участие дети с разным уровнем интеллектуального и сенсомоторного развития.  В работе с «проблемными» детьми (с отставанием в интеллектуальном  развитии) главное внимание обращается на решение коррекционно – развивающих задач. Например, для игры, участниками которой будут дети с задержкой психического развития, объем формируемых представлений отбирается не из паспортного возраста детей, а из особенностей их психофизического развития, хорошие результаты дает использование этой игры в работе с детьми в условиях интегрированного обучения.

Цели дидактических и подвижных игр и игровых упражнений:

  • Учить детей различать дорожные знаки.

  • Закреплять знания детей о правилах дорожного движения;

  • Расширять знания детей о правилах поведения пешеходов и водителей на дороге;

  • Развивать пространственную ориентировку (в пространстве помещения, на улице, на листе бумаги)

  • Формировать навыки ролевого поведения;

  • Обогащать пассивный и активный словарь детей;

  • Развивать зрительное внимание, произвольное регулирование движения руки и зрительно - двигательную координацию в процессе игр.

   Материально-техническое обеспечение программы

Наглядные пособия:

картинки близлежащих улиц;

развивающая игра «Учим дорожные знаки»;

развивающая игра «Транспорт»;

развивающая игра «Умный шнурок»;

развивающая игра «Законы улиц и дорог»;

плакаты, сюжетные картинки;

игрушки транспортные;

конструкторы (строительный, металлический)

флажки для перехода улицы;

Дорожные знаки нагрудные и переносные:

«Пешеходный переход»;

«Движение пешехода запрещено»;

«Круговое движение»;

«Остановка автобуса»;

«Осторожно – дети»;

«Телефон»;

«Пункт медицинской помощи»;

«Пункт питания»;

«Движение направо, налево»;

Дополнительные материалы:

компьютер, видеофильмы; раздаточный материал по теме; детская художественная, методическая литература, дисковые носители;

Учебно-тематический план



№ п/п

Темы занятий

Количество часов

Теоретические занятия

Практические занятия


I четверть

15

6

9

1.

Вводное занятие «Правила дорожного движения» - игра «Мы едем, едем, едем» (Объяснение, беседа,  демонстрация, показ, проверка знаний. Практический метод -игра)

1

1


2.

«Дорожные знаки»- рисование «Путешествие в страну дорожных знаков» (Рассказ, объяснение, обсуждение)

2

1

1

3.

«Профессия – водитель» -видео презентация (Игры «Кто чем управляет», «Найди лишнее, найди общее»)

2

1

1

4.

«Правила пешехода»- аппликация

1


1

5.

«Опасный перекресток»- видео презентация

1

1


6.

«Моя дорожная грамота»- игра («Школа пешеходных наук», «Пассажиры»)

1


1

7.

«Безопасная улица»- традиционная  

1


1

8.

«Пассажиры»- чтение художественной литературы

1


1

9.

«Кто самый грамотный»- викторина (Игра «Что? Где? Откуда?»)

2

1

1

10.

«Знай и выполняй правила дорожного движения»- творческие игры «Моя улица», «Поездка за город», экскурсия  на улице, составление последовательного рассказа по серии картинок

II четверть

3





15

1





6

2





9

1.

«Знай и выполняй правила дорожного движения» - творческие игры «Моя улица», «Поездка за город», экскурсия  на улице, составление последовательного рассказа по серии картинок

2

1

1

2.

«Безопасный перекресток»- показ видеофильма
«Неожиданности на улице»

1


1

3.

«Как вести себя в транспорте» - чтение художественной литературы, составление рассказа по картинкам

1


1

4.

«Моя дорожная грамота»- аппликация

1


1

5.

«О чем говорят дорожные знаки»- рисование

2

1

1

6.

«Дорога в школу»- экскурсия

2

1

1

7.

«Опасный перекресток»- показ видеофильма
«Неожиданности на улице»

2

1

1

8.

«Сигналы регулировщика»- видео презентация

1

1


9.

«Ребенок и улица»- конструирование макета улицы

2

1

1

10.

«Кто самый грамотный»- викторина

1


1


III четверть

20

8

12

1.

«Транспорт»- рассматривание картинок о видах транспорта. Рисование виды транспорта

1

1


2.

«Мы пешеходы»- прогулка. Наблюдение за движением пешеходов

2

1

1

3.

«Безопасные места для перехода улицы»- рисование

2

1

1

4.

«Моя улица - дидактические игры «Прочитай схему», «Хорошо – плохо», «Волшебный перекрёсток», «Невероятное путешествие», «Водители и пешеходы».

3

1

2

5.

«Машины на нашей улице»- чтение художественной литературы

2

1

1

6.

«Мы пешеходы» - прогулка. Закрепление знаний, умений, соблюдение правил поведения на улице.

3

1

2

7.

«Машины на нашей улице» - конструирование «Мосты»

3

1

2

8.

«Что мы знаем о знаках» - рассматривание рисунков со знаками «Движение запрещено», «Опасность», «Поворот налево запрещен», «Разворот запрещен», «Остановка запрещена», «Въезд запрещен»

4

1

3


IV Четверть

14

2

12

1.

«Знай и выполняй правила дорожного движения»-дидактические игры «Светофор», «Назови запрещающие знаки», «Собери дорожный знак»

4


4

2.

«В стране запрещающих знаков»- загадывание загадок о запрещающих знаках

Рисование запрещающих знаков

3


3

3.

«Ребёнок и улица»- беседа «Правила перехода улиц и дорог»

3

1

2

4.

«Улица, где все спешат» - чтение художественной литературы Конструирование «Улица»

4

1

3






































Календарно- тематическое планирование

I Четверть


п/п


Названия тем


Дата

1.

Вводное занятие «Правила дорожного движения» - игра «Мы едем, едем, едем» (Объяснение, беседа,  демонстрация, показ, проверка знаний. Практический метод -игра)


2.

«Дорожные знаки»- рисование «Путешествие в страну дорожных знаков» (Рассказ, объяснение, обсуждение)


3.

«Профессия – водитель» - видео презентация (Игры «Кто чем управляет», «Найди лишнее, найди общее»)


4.

«Правила пешехода»- аппликация


5.

«Опасный перекресток»- видео презентация


6.

«Моя дорожная грамота» - игра («Школа пешеходных наук», «Пассажиры»)


7.

«Безопасная улица»- традиционная  


8.

«Пассажиры»- чтение художественной литературы


9.

«Кто самый грамотный»- викторина (Игра «Что? Где? Откуда?»)


10.

«Знай и выполняй правила дорожного движения»- творческие игры «Моя улица», «Поездка за город», экскурсия  на улице, составление последовательного рассказа по серии картинок



II Четверть


1.

«Знай и выполняй правила дорожного движения» - творческие игры «Моя улица», «Поездка за город», экскурсия  на улице, составление последовательного рассказа по серии картинок


2.

«Безопасный перекресток- показ видеофильма
«Неожиданности на улице»


3.

«Как вести себя в транспорте»- чтение художественной литературы, составление рассказа по картинкам


4.

«Моя дорожная грамота»- аппликация


5.

«О чем говорят дорожные знаки»- рисование


6.

«Дорога в школу»- экскурсия


7.

«Опасный перекресток»- показ видеофильма
«Неожиданности на улице»


8.

«Сигналы регулировщика»- видео презентация


9.

«Ребенок и улица»- конструирование макета улицы


10.

«Кто самый грамотный»- викторина



III Четверть


1.

«Транспорт»- рассматривание картинок о видах транспорта. Рисование виды транспорта


2.

«Мы пешеходы»- прогулка. Наблюдение за движением пешеходов



3.

«Безопасные места для перехода улицы» - рисование


4.

«Моя улица»- дидактические игры «Прочитай схему», «Хорошо – плохо», «Волшебный перекрёсток», «Невероятное путешествие», «Водители и пешеходы».


5.

«Машины на нашей улице» - чтение художественной литературы


6.

«Мы пешеходы»- прогулка. Закрепление знаний, умений, соблюдение правил поведения на улице.


7.

«Машины на нашей улице»- конструирование «Мосты»


8.

«Что мы знаем о знаках»

Форма занятия: рассматривание рисунков со знаками «Движение запрещено», «Опасность», «Поворот налево запрещен», «Разворот запрещен», «Остановка запрещена», «Въезд запрещен»



IV Четверть



1.

«Знай и выполняй правила дорожного движения»-дидактические игры «Светофор», «Назови запрещающие знаки», «Собери дорожный знак»


2.

«В стране запрещающих знаков»- загадывание загадок о запрещающих знаках Рисование запрещающих знаков



3.

«Ребёнок и улица»- беседа «Правила перехода улиц и дорог»


4.

«Улица, где все спешат»- чтение художественной литературы Конструирование «Улица»






Планируемые результаты:


К концу обучения воспитанники должны:

Знать (теорию), понимать

Уметь (практика)

Общие положения правил дорожного движения.

Навыки безопасного движения по улицам и дорогам

Назначение светофора, дорожных знаков (предупреждающих,  предписывающих, запрещающих, информационно указательных), особенности передвижения транспорта.

Как вести себя в общественном транспорте. Виды транспорта: пожарной машины, полицейской машины, машины скорой помощи и т.д.

Соблюдать правила поведения в общественном транспорте, на улице. Иметь представления о профессии водителя и сотрудника ГИБДД.

Что такое «островок безопасности»

Ориентироваться в пространстве.

Основные термины и слова.

Применять на практике и игровых ситуациях полученные знания.

Об особенностях работы сотрудников ГИБДД

О назначении поста ГИБДД


Критерии оценки уровня усвоения программы:

   Низкий уровень: знает, что машины движутся по проезжей части улицы, а пешеходы идут по тротуару; какой транспорт передвигается на дороге; умеет ориентироваться в пространстве. Знает о назначении светофора в целом.
   Средний уровень: Знает о правилах поведения на проезжей части, тротуаре, улице, в транспорте, на зимней дороге; о назначении светофора и всех его сигналов. Хорошо ориентируется в пространстве. Имеет представление о различных видах транспорта. Умеет себя правильно вести во всех видах общественного транспорта. Знает, какие правила безопасного поведения необходимо соблюдать. Знает о том, что на дороге есть « островок безопасности», имеет представление о его назначении; о том, в каком поселке живет, какой у него адрес.
   Высокий уровень: знает об особенностях труда водителей различного вида транспорта и о правилах водителей на дороге; имеет представление о регулируемом перекрестке и о работе регулировщика; знаком с правилами передвижения пешеходов и машин с помощью светофора. Знает, называет и объясняет назначение информационно – указательных, запрещающих, предупреждающих, предписывающих знаков. Знает о назначении поста ГИБДД на дороге; об особенностях работы сотрудников ГИБДД. Умеет использовать свои знания по правилам дорожного движения в игровых и практических ситуациях.

Сводная таблица диагностики по правила  безопасности дорожного движения

Фамилия, имя ребенка

Общие правила дорожного движения

Назначение светофора

Назначение  дорожных знаков и знаков сервиса

Что такое «островок безопасности»

Особенности работы сотрудников ГИБДД

Применять элементы
ПДД

Уметь правильно  вести себя в  транспорте

Правильно читать дорожные знаки

Применять теорию знания на практике

 




























 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Условные обозначения: этапы диагностики: «С» -стартовый, «П» -промежуточный, «И» - итоговый
Уровень усвоения программы: «Н» - низкий, «С» - средний, «В» - высокий



Список литературы для педагогов.

  • Баряева Л.Б, Загребаева Е.В., Жевнеров В.Л. .  школьникам о правилах дорожного движения. "Азбука дорожного движения». – СПб,2007

  • Голыцина Н.С., Люзина С.В., Бухарова Е.Е. ОБЖ для старших дошкольников. Система работы. Москва 2010.

  •  Данилова Т.И. программа «Светофор». Обучение детей Правилам дорожного движения.- СПб.,Детство – ПРЕСС, 2009.

  • Извекова Н.А., Медведева А.Ф., Полякова Л.Б.,  Федотова А.Н.; Под ред. Романовой Е.А., Малюшкина А.Б. – М.6 ТЦ Сфера, 2007. – 64. – (Вместе с детьми).

  •  Кобзева Т.Г. и др. Правила дорожного движения:. -Волгоград,  Учитель, 2010.

  •  Старцева О.Ю. Школа дорожных наук: Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма. -М., ТЦ сфера, 2010.

Список литературы для детей.

1. Клименко В.Р. Обучайте школьников правилам движения. М., 1975.

2. Михалков С. Бездельник светофор. М., 1987.

3. Михалков С. Моя улица. М., 1985.

4. Пишумов  Я. Машины. М., 1980.

5. Пишумов Я. Это моя улица. Л., 1981.

6. Прокофьева С., Сапгир Г. Мой приятель-светофор. М., 1980.

7. Степанкова Э.Я., Филенко М.В. школьникам о правилах дорожного движения. М., 1979.

8. Туртин О. Для чего нам светофор. М., 1976.


Интернет-ресурсы

school--60.ucoz.ru›programma_1-9_klassy.doc

pptcloud.ru

pandia.ru›text/79/471/29215.php

EduContest.net›component/content/article/429

pedsovet.org›Публикации›view/id/208438

globuss24.ru›doc/metodicheskaya…po…pdd-5-klass

andex.ru/images›уроки по пдд для школьников 5-8 классы

klassnye-chasy.ru›Правила дорожного движения

ped-kopilka.ru›Внеклассная работа›…-po-pd-dlja-shkolnikov…

обж.рф›video-obzh/video-pdd-bezopasnost-na-doroge/



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Коррекционная школа

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Кружок социально-личностной направленности"Светофор"

Автор: Охрименко Марина Викторовна

Дата: 08.11.2018

Номер свидетельства: 484454

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства