В нашей стране ситуация с детским дорожно-транспортным травматизмом была и остаётся очень тревожной. Несмотря на принимаемые меры по снижению количества авто аварий с участием детей и подростков, уровень детского дорожно-транспортного травматизма продолжает оставаться недопустимо высоким. Чаще всего участниками авто происшествий становятся дети пешеходы. Основными причинами ДТП, совершённых по неосторожности несовершеннолетних пешеходов, являются переход дороги в неустановленном месте, неподчинение сигналам регулирования и игра вблизи проезжей части. Дети – пассажиры получают травмы в более трети ДТП, причём количество детей, страдающих в салонах автомобилей своих родителей, родственников или знакомых, постоянно увеличивается. Обеспечение безопасности детей на улицах и дорогах, профилактика детского дорожно-транспортного травматизма является одной из наиболее насущных, требующая безотлагательного решения задача.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
на методическом объединении воспитателей на педагогическом совете Директор школы-интерната
протокол № 1 от «29»08 2017 г. протокол № 1от «30» 08 2017 г. _______ Г.Н. Гузий
Руководитель МО ______ А.Х. Челикиди
Дополнительная общеразвивающая программа
социальной - личностной направленности
«Cветофор»
Возрастной состав обучающихся: 9-11 лет.
Срок реализации: 1 год
Режим работы: 2 часа в неделю.
Охрименко Марина Викторовна,
воспитатель высшей квалификационной категории
город Железноводск
2017 год
Пояснительная записка
Актуальность. В нашей стране ситуация с детским дорожно-транспортным травматизмом была и остаётся очень тревожной. Несмотря на принимаемые меры по снижению количества авто аварий с участием детей и подростков, уровень детского дорожно-транспортного травматизма продолжает оставаться недопустимо высоким. Чаще всего участниками авто происшествий становятся дети пешеходы. Основными причинами ДТП, совершённых по неосторожности несовершеннолетних пешеходов, являются переход дороги в неустановленном месте, неподчинение сигналам регулирования и игра вблизи проезжей части. Дети – пассажиры получают травмы в более трети ДТП, причём количество детей, страдающих в салонах автомобилей своих родителей, родственников или знакомых, постоянно увеличивается. Обеспечение безопасности детей на улицах и дорогах, профилактика детского дорожно-транспортного травматизма является одной из наиболее насущных, требующая безотлагательного решения задача.
Цель программы «Светофор»: знакомство детей с ситуациями, правилами, нормами поведения пассажира и пешехода.
Задачи:
Обучающие:
Учить правилам обеспечения безопасности дорожного движения: дорожное движение и его участники.
Знакомить с правилами поведения пассажиров в транспорте, с правилами безопасного поведения пешехода на дорогах.
Знакомить с дорожными знаками (предупреждающими, запрещающими, информационно-указательными).
Систематизировать знания детей об устройстве улицы, о дорожном движении.
Воспитывать культуру поведения на улице и в общественном транспорте.
Вызывать интерес к окружающему миру.
Совершенствовать культуру поведения на улице и в транспорте.
Социальные:
1. Готовить к самостоятельной жизни в современном мире.
Способствовать адаптации к постоянно меняющимся социально-экономическим условиям.
3. Формировать чувство ответственности, т.е. готовности отвечать за свои поступки.
Методические рекомендации.
Чтобы подвести детей к пониманию, как следует вести на улице, необходима продуманная учебно–воспитательная работа, которая требует комплексного подхода и учета общих дидактических принципов:
Доступности
Научности
Сознательности
Последовательности
Наглядности
Связи теории с практикой
Прочности усвоения знаний, умений, навыков
Индивидуального подхода
Чтобы учесть в работе все эти принципы необходимо:
Прежде чем начинать обучение школьников, воспитателям самим необходимо знать и соблюдать ПДД. Сделать подборку разнообразных информационных данных
Разработки занятий, целевых прогулок, игр…
Демонстрационного и раздаточного материала.
Продумать оформление информационного стенда.
Систематически проводить мониторинг знаний безопасного поведения на проезжей части, в транспорте и во дворе (в начале и в конце учебного года
К концу дети должны знать:
Приобретенные ранее знания, умения и навыки по ПДД необходимо пополнить, закрепить и расширить, добавив новые понятия:
Дети должны уметь решать проблемные ситуации, возникающие на проезжей части и на улице;
Узнавать разные виды транспорта, уметь классифицировать: пассажирский, строительный;
Знать дорожные знаки: предупреждающие, запрещающие, предписывающие, знаки сервиса.
Разнообразныеформы деятельности с детьми (групповая, индивидуальная) способствуют успешной реализации поставленных целей и задач.
Методы коррекционно–воспитательной работы:
словесный наглядный игровой практический исследовательский Основные формы работы:
Занятия
Беседы
Экскурсии
Целевые прогулки
Чтение художественной литературы
Работа с наглядным материалом
Викторины
Разучивание наизусть
Инструктажи
Решение ситуационных задач
Моделирование проблемных ситуаций
Конструирование
Творческое рассказывание
Игры - дидактические, подвижные, музыкально – дидактические, игры по словообразованию.
Оформление стендов
Аппликации
Рисование
Для достижения цели программы сделано следующее:
определено содержание работы по проблеме;
разработаны формы организации работы с детьми;
обеспечено методическое сопровождение данного направления работы;
Педагогический процесс включает в себя организованное обучение (занятия).
Количество занятий: 2 занятия в неделю.
Продолжительность занятий: 45 мин. (в соответствии с требованиями СанПиН).
Срок реализации: 1 года
Возраст детей: 9 – 11 лет.
Большое значение в работе с детьми играет организация экскурсий и прогулок, где дети овладевают практическими навыками пешеходов.
Экскурсии и наблюдения позволяют сформировать у детей представления:
о трехмерном пространстве окружающего мира;
о форме и величине реальных объектов (это необходимо для становления знаний об улице, транспорте, для развития адекватной реакции и правильного понимания степени опасности на дороге);
о свойствах и отношениях, существующих в реальном пространстве; на участке детского учреждения, на улице поселка, то есть в окружающем ребенка «мире улицы»;
об ориентировках в естественных условиях улицы, соответствующих тому или иному времени года, части суток и т.д., и особенностях движения транспорта и пешеходов по дороге в различные временные периоды.
В зависимости от задач экскурсии могут быть ознакомительными, уточняющими ранее полученные представления, закрепляющими, то есть итоговыми.
Также эффективными являются практические игры–тренинги для детей с целью овладения практическими знаниями и умениями. Интересной и эффективной формой работы является организация подвижных и ролевых игр, в которых дети до автоматизма доводят навыки безопасного поведения на улице. В игре могут принимать участие дети с разным уровнем интеллектуального и сенсомоторного развития. В работе с «проблемными» детьми (с отставанием в интеллектуальном развитии) главное внимание обращается на решение коррекционно – развивающих задач. Например, для игры, участниками которой будут дети с задержкой психического развития, объем формируемых представлений отбирается не из паспортного возраста детей, а из особенностей их психофизического развития, хорошие результаты дает использование этой игры в работе с детьми в условиях интегрированного обучения.
Цели дидактических и подвижных игр и игровых упражнений:
Учить детей различать дорожные знаки.
Закреплять знания детей о правилах дорожного движения;
Расширять знания детей о правилах поведения пешеходов и водителей на дороге;
Развивать пространственную ориентировку (в пространстве помещения, на улице, на листе бумаги)
Формировать навыки ролевого поведения;
Обогащать пассивный и активный словарь детей;
Развивать зрительное внимание, произвольное регулирование движения руки и зрительно - двигательную координацию в процессе игр.
Материально-техническое обеспечение программы
Наглядные пособия:
картинки близлежащих улиц;
развивающая игра «Учим дорожные знаки»;
развивающая игра «Транспорт»;
развивающая игра «Умный шнурок»;
развивающая игра «Законы улиц и дорог»;
плакаты, сюжетные картинки;
игрушки транспортные;
конструкторы (строительный, металлический)
флажки для перехода улицы;
Дорожные знаки нагрудные и переносные:
«Пешеходный переход»;
«Движение пешехода запрещено»;
«Круговое движение»;
«Остановка автобуса»;
«Осторожно – дети»;
«Телефон»;
«Пункт медицинской помощи»;
«Пункт питания»;
«Движение направо, налево»;
Дополнительные материалы:
компьютер, видеофильмы; раздаточный материал по теме; детская художественная, методическая литература, дисковые носители;
Учебно-тематический план
№ п/п
Темы занятий
Количество часов
Теоретические занятия
Практические занятия
I четверть
15
6
9
1.
Вводное занятие «Правила дорожного движения» - игра «Мы едем, едем, едем» (Объяснение, беседа, демонстрация, показ, проверка знаний. Практический метод -игра)
1
1
2.
«Дорожные знаки»- рисование «Путешествие в страну дорожных знаков» (Рассказ, объяснение, обсуждение)
«Моя дорожная грамота»- игра («Школа пешеходных наук», «Пассажиры»)
1
1
7.
«Безопасная улица»- традиционная
1
1
8.
«Пассажиры»- чтение художественной литературы
1
1
9.
«Кто самый грамотный»- викторина (Игра «Что? Где? Откуда?»)
2
1
1
10.
«Знай и выполняй правила дорожного движения»- творческие игры «Моя улица», «Поездка за город», экскурсия на улице, составление последовательного рассказа по серии картинок
II четверть
3
15
1
6
2
9
1.
«Знай и выполняй правила дорожного движения» - творческие игры «Моя улица», «Поездка за город», экскурсия на улице, составление последовательного рассказа по серии картинок
2
1
1
2.
«Безопасный перекресток»- показ видеофильма «Неожиданности на улице»
1
1
3.
«Как вести себя в транспорте» - чтение художественной литературы, составление рассказа по картинкам
1
1
4.
«Моя дорожная грамота»- аппликация
1
1
5.
«О чем говорят дорожные знаки»- рисование
2
1
1
6.
«Дорога в школу»- экскурсия
2
1
1
7.
«Опасный перекресток»- показ видеофильма «Неожиданности на улице»
2
1
1
8.
«Сигналы регулировщика»- видео презентация
1
1
9.
«Ребенок и улица»- конструирование макета улицы
2
1
1
10.
«Кто самый грамотный»- викторина
1
1
III четверть
20
8
12
1.
«Транспорт»- рассматривание картинок о видах транспорта. Рисование виды транспорта
1
1
2.
«Мы пешеходы»- прогулка. Наблюдение за движением пешеходов
2
1
1
3.
«Безопасные места для перехода улицы»- рисование
2
1
1
4.
«Моя улица - дидактические игры «Прочитай схему», «Хорошо – плохо», «Волшебный перекрёсток», «Невероятное путешествие», «Водители и пешеходы».
3
1
2
5.
«Машины на нашей улице»- чтение художественной литературы
2
1
1
6.
«Мы пешеходы» - прогулка. Закрепление знаний, умений, соблюдение правил поведения на улице.
3
1
2
7.
«Машины на нашей улице» - конструирование «Мосты»
3
1
2
8.
«Что мы знаем о знаках» - рассматривание рисунков со знаками «Движение запрещено», «Опасность», «Поворот налево запрещен», «Разворот запрещен», «Остановка запрещена», «Въезд запрещен»
4
1
3
IV Четверть
14
2
12
1.
«Знай и выполняй правила дорожного движения»-дидактические игры «Светофор», «Назови запрещающие знаки», «Собери дорожный знак»
4
4
2.
«В стране запрещающих знаков»- загадывание загадок о запрещающих знаках
Рисование запрещающих знаков
3
3
3.
«Ребёнок и улица»- беседа «Правила перехода улиц и дорог»
3
1
2
4.
«Улица, где все спешат» - чтение художественной литературы Конструирование «Улица»
4
1
3
Календарно- тематическое планирование
I Четверть
№
п/п
Названия тем
Дата
1.
Вводное занятие «Правила дорожного движения» - игра «Мы едем, едем, едем» (Объяснение, беседа, демонстрация, показ, проверка знаний. Практический метод -игра)
2.
«Дорожные знаки»- рисование «Путешествие в страну дорожных знаков» (Рассказ, объяснение, обсуждение)
3.
«Профессия – водитель» - видео презентация (Игры «Кто чем управляет», «Найди лишнее, найди общее»)
4.
«Правила пешехода»- аппликация
5.
«Опасный перекресток»- видео презентация
6.
«Моя дорожная грамота» - игра («Школа пешеходных наук», «Пассажиры»)
7.
«Безопасная улица»- традиционная
8.
«Пассажиры»- чтение художественной литературы
9.
«Кто самый грамотный»- викторина (Игра «Что? Где? Откуда?»)
10.
«Знай и выполняй правила дорожного движения»- творческие игры «Моя улица», «Поездка за город», экскурсия на улице, составление последовательного рассказа по серии картинок
II Четверть
1.
«Знай и выполняй правила дорожного движения» - творческие игры «Моя улица», «Поездка за город», экскурсия на улице, составление последовательного рассказа по серии картинок
2.
«Безопасный перекресток- показ видеофильма «Неожиданности на улице»
3.
«Как вести себя в транспорте»- чтение художественной литературы, составление рассказа по картинкам
4.
«Моя дорожная грамота»- аппликация
5.
«О чем говорят дорожные знаки»- рисование
6.
«Дорога в школу»- экскурсия
7.
«Опасный перекресток»- показ видеофильма «Неожиданности на улице»
8.
«Сигналы регулировщика»- видео презентация
9.
«Ребенок и улица»- конструирование макета улицы
10.
«Кто самый грамотный»- викторина
III Четверть
1.
«Транспорт»- рассматривание картинок о видах транспорта. Рисование виды транспорта
2.
«Мы пешеходы»- прогулка. Наблюдение за движением пешеходов
3.
«Безопасные места для перехода улицы» - рисование
4.
«Моя улица»- дидактические игры «Прочитай схему», «Хорошо – плохо», «Волшебный перекрёсток», «Невероятное путешествие», «Водители и пешеходы».
5.
«Машины на нашей улице» - чтение художественной литературы
6.
«Мы пешеходы»- прогулка. Закрепление знаний, умений, соблюдение правил поведения на улице.
7.
«Машины на нашей улице»- конструирование «Мосты»
8.
«Что мы знаем о знаках»
Форма занятия: рассматривание рисунков со знаками «Движение запрещено», «Опасность», «Поворот налево запрещен», «Разворот запрещен», «Остановка запрещена», «Въезд запрещен»
IV Четверть
1.
«Знай и выполняй правила дорожного движения»-дидактические игры «Светофор», «Назови запрещающие знаки», «Собери дорожный знак»
2.
«В стране запрещающих знаков»- загадывание загадок о запрещающих знаках Рисование запрещающих знаков
3.
«Ребёнок и улица»- беседа «Правила перехода улиц и дорог»
4.
«Улица, где все спешат»- чтение художественной литературы Конструирование «Улица»
Планируемые результаты:
К концу обучения воспитанники должны:
Знать (теорию), понимать
Уметь (практика)
Общие положения правил дорожного движения.
Навыки безопасного движения по улицам и дорогам
Назначение светофора, дорожных знаков (предупреждающих, предписывающих, запрещающих, информационно указательных), особенности передвижения транспорта.
Как вести себя в общественном транспорте. Виды транспорта: пожарной машины, полицейской машины, машины скорой помощи и т.д.
Соблюдать правила поведения в общественном транспорте, на улице. Иметь представления о профессии водителя и сотрудника ГИБДД.
Что такое «островок безопасности»
Ориентироваться в пространстве.
Основные термины и слова.
Применять на практике и игровых ситуациях полученные знания.
Об особенностях работы сотрудников ГИБДД
О назначении поста ГИБДД
Критерии оценки уровня усвоения программы:
Низкий уровень: знает, что машины движутся по проезжей части улицы, а пешеходы идут по тротуару; какой транспорт передвигается на дороге; умеет ориентироваться в пространстве. Знает о назначении светофора в целом. Средний уровень: Знает о правилах поведения на проезжей части, тротуаре, улице, в транспорте, на зимней дороге; о назначении светофора и всех его сигналов. Хорошо ориентируется в пространстве. Имеет представление о различных видах транспорта. Умеет себя правильно вести во всех видах общественного транспорта. Знает, какие правила безопасного поведения необходимо соблюдать. Знает о том, что на дороге есть « островок безопасности», имеет представление о его назначении; о том, в каком поселке живет, какой у него адрес. Высокий уровень: знает об особенностях труда водителей различного вида транспорта и о правилах водителей на дороге; имеет представление о регулируемом перекрестке и о работе регулировщика; знаком с правилами передвижения пешеходов и машин с помощью светофора. Знает, называет и объясняет назначение информационно – указательных, запрещающих, предупреждающих, предписывающих знаков. Знает о назначении поста ГИБДД на дороге; об особенностях работы сотрудников ГИБДД. Умеет использовать свои знания по правилам дорожного движения в игровых и практических ситуациях.
Сводная таблица диагностики по правила безопасности дорожного движения