Информационный блок | Рассказ может быть дополнен интересными фактами. Рыбы — это водные жители, тело которых покрыто чешуёй. Тело рыбы состоит из головы, туловища, хвоста и плавников. При помощи плавников рыбы поворачиваются в воде и меняют направление. Рулём для них служит хвост. У большинства рыб глаза расположены по обе стороны от головы, причём рыба умеет видеть каждым глазом по отдельности: она видит сразу и перед собой, и над собой, и сзади, и под собой. Дышат рыбы при помощи жабр. Они закрывают жабры и набирают полный рот воды, а потом открывают жабры и выпускают через них воду, «забирая» из воды кислород. Большинство рыб мечут икру. Из каждой икринки потом появляются мальки. Они не совсем похожи на взрослых рыб. Но пройдёт немного времени, и мальки превратятся во взрослых рыб. Зимой, когда вода замерзает, рыбы опускаются на дно. В это время они ведут малоподвижный образ жизни, мало едят. Но в воде подо льдом очень мало кислорода, поэтому люди делают проруби, чтобы рыбам было легче дышать. В зависимости от питания рыбы бывают: растительноядные, которые питаются водорослями, мошками — попавшими в воду – это такие рыбы как: лещ, ёрш, толстолобик, белый амур, уклейка и другие. хищные рыбы, которые всеядны – щука, карп, сом, окунь, пиранья, акула и другие. В зависимости от места обитания рыб из делят на речных и морских. Речные рыбы Карась – речная рыба, размером от 30 до 50 см. Бывает золотой и серебряный караси. Окунь – небольшая речная рыбка длиной до 30 см. Несмотря на то, что она маленькая, окунь- хищная рыба. Ёрш – небольшая рыбка, питающаяся мелкими организмами- рачками и др., водится ёрш в реках и озёрах, и является добычей для более крупных рыб. Сом – очень крупная рыба, длиной до 5м и весом до 300 кг. Обитает сом в реках и озёрах. У этой рыбы нет чешуи. Сом – хищник. Щука – речная хищная рыба, она достигает в длину до 2 м и имеет массу более 60 кг. Окрас у щуки серо-зелёный в крапинку. Щука очень прожорлива. Питается в основном рыбой, лягушками, насекомыми. Морские рыбы Меч-рыба — одна из самых больших хищных рыб. Она достигает 4,5 метра в длину и весит до 500 кг. На хвосте у неё большой полулунный плавник, верхняя челюсть несет меч, а тело голое, без чешуи. Морской чёрт – крупная рыба длиной до 1,5 м, а весит до 20 килограммов. На голове удочка — аппетитная светящаяся «приманка» для других рыб. Летучие рыбы – невелики, от 15 до 25-35 см. Даже гигантская летучая рыба не длиннее 50 см. Её грудные плавники немного короче тела и содержат большое число лучей. Электрический скат – крупная рыба, нередко достигающая длину 2 м и вес 100 кг, с почти круглым диском тела и голой, лишённой шипов и колючек кожей. Они используют своё грозное оружие главным образом для того, чтобы убивать добычу и, конечно, для обороны. Рыба-зебра – морская рыбка, раскрашенная кремовыми и бордовыми полосами. Тело рыбы-зебры оснащено большим количеством плавников, игл и других придатков. В минуту опасности она быстро поворачивается из стороны в сторону, стараясь встать к противнику спиной, и бьёт его спинными плавниками. Яд крылаток чрезвычайно опасен. Сколько живут рыбы? Продолжительность жизни рыб от 5 до 100 лет! Мелкие рыбки живут меньше, а крупные (щука, сом) могут дожить до глубокой старости. Ведь в водоёмах у них нет врагов. Если не попадут на крючок рыболова, будут жить очень долго. В мире известно больше 32 тысяч видов рыб. Они имеют большое экономическое значение для человека из-за употребления их в пищу. |
Развивающие задания, загадки, стихотворения, поделки. | Реши ребус. Учись рассуждать. Рыбак поймал окуня, ерша и щуку. Щуку он поймал раньше, чем окуня, а ерша позже, чем щуку. Укажи, какая рыба поймана раньше всех? Графический диктант.(Нарисуй) В тихой речке у причала Рыбка рыбку повстречала. - Здравствуй! - Здравствуй! - Как дела? -На рыбалке я была. Я удила рыбака, Дядю Петю-чудака. -Где же твой рыбак? Попался? - Нет, ушёл хитрец – сорвался. (Е.Чеповецкий) Игра «Запомним слова» Учитель называет 15 слов названий рыб, а участники должны запомнить эти слова. После того как учитель зачитывает слова, участники пишут на бумаге слова, которые они запомнили. Число слов, воспроизведены, фиксируются. Учитель должен определить, кто занял 1-е, 2-е и 3-е место. Нарисуй. Рыбку нарисуй слева от прямоугольника, но справа от треугольника. В первом столбике записаны синонимы, называющие действия. Расставь их в порядке усиления действия. Составь пары. Шёл черепаха Мчался кляча Бежала турист Летела грузовик Тащилась ракета Скакал собака Ползла конь Подбери к началу пословицы её окончание. Не спеши языком- | от того и наберёшься | Сам пропадай, | торопись делом | С кем поведёшься- | а руки делают | Труд человека кормит, | а товарища выручай | Глаза страшатся | а по уму провожают | Хочешь много знать- | а лень портит | По одёжке встречают, | надо мало знать | Логика. Лестница состоит из 15 ступенек. Подумай, на какую лестницу надо встать, чтобы быть на середине лестницы? |