Формирование связной речи является одной из важнейших задач работы с дошкольниками. Самостоятельно без специального обучения дети не могут овладеть таким сложным видом речевой деятельности.
Каждый ребёнок должен научиться содержательно, грамматически правильно, связно и последовательно излагать свои мысли. В то же время речь детей должна быть живой, непосредственной, выразительной. По тому, как ребёнок умеет строить свое высказывание, можно судить об уровне его речевого развития. Связная речь неотделима от мира мыслей: связность речи – это связность мыслей. В связной речи отражается логика мышления ребенка, его умение осмысливать воспринимаемое и выразить его в правильной, четкой, логической речи. Связная речь – это не просто последовательность слов и предложений, это последовательность связанных друг с другом мыслей, которые выражены точными словами в правильно построенных предложениях.
Понятие "связная речь" относится как к диалогической, так и к монологической формам речи.
Развитие обеих форм связной речи играет ведущую роль в процессе речевого развития ребенка и занимает центральное место в общей системе работы по развитию речи.
Примерное календарно-тематическое планирование по развитию связной речи в подготовительной группе.
ДЕКАБРЬ |
1 неделя | РАЗВИТИЕ РЕЧИ. Тема: Составление рассказа по картине «Зима». Цель: 1. Учить более точно отвечать на вопросы, объединять в распространенном ответе ответы своих товарищей. 2. Формировать у детей навыки целенаправленного восприятия содержания картины, указывать место и время действия, создавать предшествующие и последующие события, развивать сюжет, соблюдать композицию и последовательность изложения, формировать навык построения связных монологических высказываний. | |
РАЗВИТИЕ РЕЧИ. Тема: Рассказывание из коллективного опыта на тему «Игры зимой». Цель: 1. Учить проанализировать и выбрать интересные события для рассказа. 2. Учить составлять связный короткий рассказ о впечатлениях из коллективного опыта; развивать сюжет, соблюдать композицию и последовательность изложения, формировать навык построения связных монологических высказываний. | |
2 неделя | РАЗВИТИЕ РЕЧИ. Тема: Составление рассказа «Кормушка» по серии сюжетных картин. Цель: 1. Учить более точно отвечать на вопросы, объединять в распространенном ответе ответы своих товарищей, отвечать на один и тот же вопрос по-разному, кратко и распространенно. 2. Учить детей составлять рассказ по серии сюжетных картин, указывать место и время действия, развивать сюжет, соблюдать композицию и последовательность изложения, формировать навык построения связных монологических высказываний. | |
РАЗВИТИЕ РЕЧИ. Тема: Составление рассказа из личного опыта «Домашнее животное в нашей семье». Цель: 1. Учить проанализировать и выбрать интересные события для рассказа. 2. Учить составлять связный рассказ о своих впечатлениях; развивать сюжет, соблюдать композицию и последовательность изложения, формировать навык построения связных монологических высказываний. | |
3 неделя | РАЗВИТИЕ РЕЧИ. Тема: Пословицы и поговорки о «вежливых словах». Цель: 1. Учить осмысливать поговорки и пословицы; соотносить идею со значением пословиц и поговорок. 2.Учить более точно отвечать на вопросы, объединять в распространенном ответе ответы своих товарищей, отвечать на один и тот же вопрос по-разному, кратко и распространенно. | |
РАЗВИТИЕ РЕЧИ. Тема: Составление рассказа по картине «Северные олени». Цель: 1. Учить более точно отвечать на вопросы, объединять в распространенном ответе ответы своих товарищей. 2. Формировать у детей навыки целенаправленного восприятия содержания картины, указывать место и время действия, создавать предшествующие и последующие события, развивать сюжет, соблюдать композицию и последовательность изложения, формировать навык построения связных монологических высказываний. | |
4 неделя | РАЗВИТИЕ РЕЧИ. Тема: Пересказ рассказа «Общая горка», составленного по картине с проблемным сюжетом. Цель: 1. Учить более точно отвечать на вопросы, объединять в распространенном ответе ответы своих товарищей. 2. Формировать у детей навыки целенаправленного восприятия содержания картины, указывать место и время действия, развивать сюжет, соблюдать композицию и последовательность изложения, формировать навык построения связных монологических высказываний. | |
РАЗВИТИЕ РЕЧИ. Тема: Составление рассказа «Новый год на пороге» по серии сюжетных картин с продолжением сюжета. Цель: 1. Учить более точно отвечать на вопросы, объединять в распространенном ответе ответы своих товарищей, отвечать на один и тот же вопрос по-разному, кратко и распространенно. 2. Учить детей составлять рассказ по серии сюжетных картин, указывать место и время действия, развивать сюжет, соблюдать композицию и последовательность изложения, формировать навык построения связных монологических высказываний. | |
ЯНВАРЬ |
1 неделя | РАЗВИТИЕ РЕЧИ. Тема: Составление рассказа о елочке «Лесная гостья». Цель: 1. Учить детей связному описанию, указывать части или детали предмета, используя прилагательные; повышать внимание дошкольников к содержанию и форме речевого образца. 2. Формировать навык построения связных монологических высказываний. | |
РАЗВИТИЕ РЕЧИ. Тема: Составление рассказа из опыта на тему «Как мы помогаем маме». Цель: 1. Учить проанализировать и выбрать интересные события для рассказа. 2. Учить составлять связный рассказ о своих действиях; развивать сюжет, соблюдать композицию и последовательность изложения, формировать навык построения связных монологических высказываний. | |
2 неделя | РАЗВИТИЕ РЕЧИ. Тема: Составление рассказа по картине «Строим дом». Цель: 1. Учить более точно отвечать на вопросы, объединять в распространенном ответе ответы своих товарищей. 2. Формировать у детей навыки целенаправленного восприятия содержания картины, указывать место и время действия, создавать предшествующие и последующие события, развивать сюжет, соблюдать композицию и последовательность изложения, формировать навык построения связных монологических высказываний. | |
РАЗВИТИЕ РЕЧИ. Тема: Составление рассказа «Шишка» по серии сюжетных картин. Цель: 1. Учить более точно отвечать на вопросы, объединять в распространенном ответе ответы своих товарищей. 2. Учить детей составлять рассказ по серии сюжетных картин, указывать место и время действия, развивать сюжет, соблюдать композицию и последовательность изложения, формировать навык построения связных монологических высказываний. | |
3 неделя | РАЗВИТИЕ РЕЧИ. Тема: Пересказ рассказа Е. Пермяка «Как Маша стала большой». Цель: 1. Учить более точно отвечать на вопросы, объединять в распространенном ответе ответы своих товарищей, отвечать на один и тот же вопрос по-разному, кратко и распространенно. 2. Учить детей подробно пересказывать художественный текст, формировать навык построения связных монологических высказываний. | |
РАЗВИТИЕ РЕЧИ. Тема: Составление рассказа по картине «Конфетка с сюрпризом» с проблемным содержанием. Цель: 1. Учить более точно отвечать на вопросы, объединять в распространенном ответе ответы своих товарищей. 2. Формировать у детей навыки целенаправленного восприятия содержания картины, указывать место и время действия, создавать предшествующие и последующие события, развивать сюжет, соблюдать композицию и последовательность изложения, формировать навык построения связных монологических высказываний. | |
ФЕВРАЛЬ |
1 неделя | РАЗВИТИЕ РЕЧИ. Тема: Составление описательного рассказа по теме «Одежда» с опорой на схему. Цель: 1. Учить детей связному описанию, указывать части или детали предмета, используя прилагательные; повышать внимание дошкольников к содержанию и форме речевого образца. 2. Формировать навык построения связных монологических высказываний. | |
РАЗВИТИЕ РЕЧИ. Тема: Составление рассказа по серии сюжетных картин (с одним закрытым фрагментом). Цель: 1. Учить более точно отвечать на вопросы, объединять в распространенном ответе ответы своих товарищей, отвечать на один и тот же вопрос по-разному, кратко и распространенно. 2. Учить детей составлять рассказ по серии сюжетных картин, указывать место и время действия, развивать сюжет, соблюдать композицию и последовательность изложения, формировать навык построения связных монологических высказываний. | |
2 неделя | РАЗВИТИЕ РЕЧИ. Тема: Составление рассказа по картине В.М. Васнецова «Богатыри». Цель: 1. Учить более точно отвечать на вопросы, объединять в распространенном ответе ответы своих товарищей. 2. Формировать у детей навыки целенаправленного восприятия содержания картины, указывать место и время действия, создавать предшествующие и последующие события, развивать сюжет, соблюдать композицию и последовательность изложения, формировать навык построения связных монологических высказываний. | |
РАЗВИТИЕ РЕЧИ. Тема: Составление описательного рассказа по картинам о диких животных. Цель: 1. Учить составлять описательный рассказ по картине, опираясь на план, предложенный воспитателем. 2. Учить детей связному описанию, указывать части или детали предмета, используя прилагательные; повышать внимание дошкольников к содержанию и форме речевого образца. 3. Формировать навык построения связных монологических высказываний. | |
3 неделя | РАЗВИТИЕ РЕЧИ. Тема: Придумывание сказки «День рождения зайца». Цель: 1. Учить детей самостоятельно придумывать сказку на заданную тему по плану, использовать описание, диалог. 2. Учить соблюдать композицию и последовательность изложения, формировать навык построения связных монологических высказываний. | |
РАЗВИТИЕ РЕЧИ. Тема: Пересказ рассказа «Путешествие по городу», составленного по сюжетным картинам. Цель: 1. Учить более точно отвечать на вопросы, объединять в распространенном ответе ответы своих товарищей, отвечать на один и тот же вопрос по-разному, кратко и распространенно. 2. Учить детей составлять рассказ по серии сюжетных картин, указывать место и время действия, развивать сюжет, соблюдать композицию и последовательность изложения, формировать навык построения связных монологических высказываний. | |
4 неделя | РАЗВИТИЕ РЕЧИ. Тема: Составление рассказа по пейзажной картине И. Грабаля «Февральская лазурь». Цель: 1. Учить более точно отвечать на вопросы, объединять в распространенном ответе ответы своих товарищей. 2. Формировать у детей навыки целенаправленного восприятия содержания картины, указывать место и время действия, создавать предшествующие и последующие события, развивать сюжет, соблюдать композицию и последовательность изложения, формировать навык построения связных монологических высказываний. | |
РАЗВИТИЕ РЕЧИ. Тема: Пересказ русской народной сказки «Лиса и журавль» (с элементами драматизации). Цель: 1. Учить более точно отвечать на вопросы, объединять в распространенном ответе ответы своих товарищей, отвечать на один и тот же вопрос по-разному, кратко и распространенно. 2. Учить детей составлять рассказ по серии сюжетных картин, указывать место и время действия, развивать сюжет, соблюдать композицию и последовательность изложения, формировать навык построения связных монологических высказываний. | |