Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Волшебная кисточка»
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Волшебная кисточка»
Цель программы: — создание условий для раскрытия творческого потенциала каждого ребёнка, формирование у воспитанников художественной культуры, развитие художественного творчества и интеллектуально-творческого потенциала ребёнка с умственной отсталостью.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Волшебная кисточка»»
государственное казенное общеобразовательное учреждение Ростовской области
«Новочеркасская специальная школа-интернат № 1»
РАССМОТРЕНО:
на заседании МО
от ____________№_____
СОГЛАСОВАНО:
зам. директора по ВР
______ Рыжкова И.В.
«_____»__________20___г.
УТВЕРЖДАЮ:
Директор ГКОУ РО Новочеркасской школы-интерната № 1
____________В.В. Мирошникова
«_____»_____________20 г.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Волшебная кисточка»
Направленность: художественная
Возраст обучающихся 10-13 лет (4-5кл.)
Срок реализации программы: 2 года
Разработала: Самойлова Л.А., педагог дополнительного образования высшей квалификационной категории
г. Новочеркасск
2024 г
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Нормативно-правовое основание программы
Данная программа дополнительного образования изостудии «Хрустальная палитра» разработана на основании следующих документов:
- Федеральный Закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в РФ»;
Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. № 996-р.
- Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09 ноября 2018 г. № 196 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».
- Письмо Минобрнауки РФ от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении информации» (вместе с Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)).
СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».
Областной закон от 14 ноября 2013 № 26-ЗС «Об образовании в Ростовской области»
Устав ГКОУ РО Новочеркасской школы интерната № 1.
Основная идея программы
Изодеятельность имеет огромное значение для развития и воспитания детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Рисуя что-либо, ребёнок может чувствовать, сопереживать. Чувство сопричастности к человеку, природе, животным помогает ему преодолеть отчуждённость, замкнутость. Рисунки — это изображение действительности, которое отражает внутренний мир ребёнка, его душевные переживания, взаимоотношения, состояние интеллекта, его работоспособность, восприятие, мышление, настроение.
Большую роль изобразительное искусство может сыграть в воспитании ребёнка с умственной отсталостью по причине своей доступности. Изодеятельность для таких детей знакомое, «комфортное» действие, поэтому оно способствует формированию необходимых личностных качеств, снимает психологическое напряжение, помогает сформировать положительную «Я — концепцию».
Направленность программы изостудии «Хрустальная палитра»- художественная.
Новизна данной программы реализуется посредством применения нетрадиционных художественных техник в детском рисовании и основана на использовании методов и приёмов, направленных на всестороннее творческое развитие детей с нарушением интеллекта.
Актуальность программы обусловлена возрастанием в условиях современного общества роли культуры и искусства как важнейших механизмов саморазвития и самопознания ребёнка с нарушением интеллекта. Занятия художественной практической деятельностью по данной программе решают не только задачи художественного воспитания, но и более масштабные - развивают интеллектуально-творческий потенциал ребёнка с умственной отсталостью.
Педагогическая целесообразность программы объясняется тем, что педагогу предоставляется возможность осуществлять индивидуальный подход к каждому обучающемуся с нарушениями интеллекта, раскрывать его личностные задатки, прививать любовь, развивать художественно-эстетический вкус. Изодеятельность с применением нетрадиционных художественных техник - прекрасное средство развития творчества, умственных способностей, эстетического вкуса, а также коррекции недостатков интеллектуального развития детей с умственной отсталостью. Программа направлена на то, чтобы через труд и искусство приобщить детей к творчеству. Содержание программы ориентировано на одновременное решение образовательных, коррекционно-развивающих и воспитательных задач. В связи с этим, данная программа является педагогически целесообразной.
Цель программы: — создание условий для раскрытия творческого потенциала каждого ребёнка, формирование у воспитанников художественной культуры, развитие художественного творчества и интеллектуально-творческого потенциала ребёнка с умственной отсталостью.
сформировать навыки рисования с натуры, по памяти, по представлению, навыки декоративного рисования и научит применять их в учебно-трудовой деятельности;
предоставить возможность обучающимся освоить различные нетрадиционные художественные техники;
сформировать умения применять эти техники в рисовании;
познакомить обучающихся с основами цветоведения;
изучить приёмы безопасной работы в изостудии;
расширять словарный запас детей за счёт специальной лексики.
Коррекционно-развивающие:
развивать и корректировать зрительное восприятие, воображение, пространственное представление;
развивать мелкую моторику;
развивать умения сравнивать, обобщать;
способствовать развитию зрительно-двигательной координации путём использования вариативных и многократно повторяющихся действий с применением разнообразного изобразительного материала.
Воспитательные:
воспитывать личностные качества и развивать способности обучающихся, отражающие их индивидуально-личностную позицию к учению и познанию, общую и эстетическую культуру воспитанников
формировать эстетические чувства, умение видеть и понимать красивое
воспитывать активное эмоционально-эстетическое отношение к произведениям искусства.
прививать чувство художественного вкуса, аккуратности, настойчивости и самостоятельности в работе.
воспитать уважение к своему и чужому труду; бережное отношения к результатам труда;
пробуждать интерес к трудовой деятельности, развивать навыки поведенческой культуры и товарищеской взаимопомощи.
Отличительной особенностью данной дополнительной программы изостудии «Хрустальная палитра» является то, что она даёт каждому обучающемуся возможность самовыражения посредством рисования. Содержание программы представлено занятиями с использованием в рисовании нетрадиционных художественных техник и даёт возможность каждому ребёнку реально открыть для себя волшебный мир изобразительного искусства, проявить и реализовать свои творческие способности.
Возраст детей, участвующих в реализации данной дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы – 10-13 лет. Программа дополнительного образования рассчитана на 2 года с 4-го по 5-й класс. Занятия проводятся:
в 4-м классе 1 раз в неделю(34ч.)
в 5 классе 1 раз в неделю(34ч.)
Формы организации занятий: индивидуальная и групповая, формы проведения занятий – вернисаж, игра, творческая мастерская. Тип занятий - комбинированный.
Ожидаемые результаты
Данная образовательная программа обеспечивает развитие творческой активности саморазвивающейся личности ребёнка с умственной отсталостью, его индивидуальные творческие способности и личностные качества. В результате прохождения программы воспитанники с нарушениями интеллекта приобретают набор знаний, умений и навыков, позволяющих применять их в последствии для практической изобразительной деятельности, в повседневной жизни, заниматься творчеством самостоятельно.
Личностные результаты
У обучающихся будут сформированы:
интерес к новым видам изобразительного творчества, к новым способам самовыражения;
потребность сотрудничества со сверстниками, бесконфликтное поведение;
внутренняя мотивация поведения обучающегося, способного к самоконтролю и имеющего чувство собственного достоинства;
толерантного разновозрастного сотрудничества на основе коллективного творчества.
Обучающиеся получат возможность для формирования:
внутренней позиции на уровне понимания необходимости творческой деятельности как одного из средств самовыражения в социальной жизни;
выраженной познавательной мотивации;
Метапредметные результаты.
Регулятивные БУД.
Обучающиеся научатся:
планировать свои действия;
осуществлять итоговый и пошаговый контроль;
адекватно воспринимать оценку педагога;
различать способы и результаты действия;
проявлять познавательную и творческую инициативы;
самостоятельно находить варианты решения творческой задачи.
Коммуникативные БУД:
слушать и понимать речь других;
уметь выразить свои мысли;
сотрудничать и оказывать взаимопомощь, доброжелательно и уважительно строить свое общение со сверстниками и взрослыми;
формировать собственное мнение.
Предметные результаты
Обучающиеся будут знать:
основы реалистического рисунка;
нетрадиционные художественные техники;
правила безопасного поведения в процессе творческой деятельности;
Уметь:
рисовать с натуры, по памяти, по представлению;
экспериментировать с материалами, необходимыми для работы в нетрадиционных изобразительных техниках, правильно составлять композицию;
самостоятельно выбрать тему рисунка и технику его исполнения;
иметь представление о цветовой гамме.
Механизм оценки результатов освоения программы
1. Педагогическое наблюдение.
2. Педагогический анализ выполнения учащимися итоговых заданий с целью определения и оценивания уровня художественно-творческой деятельности учащихся:
1-й уровень: репродуктивный (низкий) — в работе преобладает воспроизводящая деятельность, рисунок изображается по образцу, используется традиционный сюжет в композиции, колористическое решение ограничивается основными цветами.
2-й уровень: продуктивный (средний) — в работе преобладает художественно-продуктивная деятельность, ведётся самостоятельный поиск художественного образа, в композиции используются новые сюжеты, гармоничное сочетание цвета, стилизация выполнена в сторону упрощения.
3-й уровень: творческий (высокий) — работы выполнены на продуктивно-творческом уровне, осуществлена постановка целей и задач, найдены пути самостоятельного решения, стилизация выполнена в упрощённой или усложнённой форме, колористическое решение отличается гармоничным сочетанием цветов.
Критерии, объединяющие все компоненты художественно-образных качеств творческих работ:
3. Участие обучающихся в мероприятиях различного уровня (школьный, региональный, общероссийский и международный):
- участие в выставках;
- участие в творческих конкурсах;
- участие в общественных мероприятиях.
Обеспечение программы методическими видами продукции
Тематические плакаты;
дидактический материал: дидактические карточки, раздаточный материал по темам учебного курса;
образцы работ;
образцы применения нетрадиционных художественных техник;
схемы поэтапного построения рисунка;
наглядные пособия;
шаблоны, трафареты, игры дидактические и развивающие.
Учебно-тематическое планирование
№ п/п
Название раздела
Теория, часов
Практика, часов
Всего
1-й год. 4 класс
“Уж небо осенью дышало...”
2 ч.
10 ч.
12 ч.
“Буря мглою небо кроет,
Вихри снежные крутя...”
1 ч.
10 ч.
11 ч.
“Уж тает снег, бегут ручьи, В окно повеяло весною”
1 ч.
10 ч.
11 ч.
2-й год. 5 класс
“Есть в осени первоначальной...”
2 ч.
10 ч.
12 ч.
“Белая береза под моим окном...”
1 ч.
10 ч.
11 ч.
“Чиста небесная лазурь...”
1 ч.
10 ч.
11 ч.
Итого: 8 ч. 60 ч. 68 ч.
Содержание программы
2-й год обучения. 5класс
Раздел 1: «Есть в осени первоначальной…» (12 ч.)
Теория:
Инструктаж по технике безопасности (правила поведения в изостудии).
Повторение художественных техник:
Тычок полусухой жесткой кистью.
Восковые мелки + акварель.
Печать по трафарету.
Печать пальчиками.
Знакомство с новой техникой: печать смятой бумагой.
Практика:
Применение в рисунках всех вышеперечисленных техник.
Выразительное отображение впечатлений о лете.
Нанесение рисунка по всей поверхности бумаги.
Анализ натуры с выделением её особенностей.
Дополнение рисунка деталями.
Развитие чувства композиции.
Раздел 2: «Белая берёза под моим окном…» (11 ч.)
Теория:
Знакомство с техникой «черно-белый граттаж».
Повторение техник:
Отпечаток ладошкой.
Комкание, скатывание бумаги.
Тычок жесткой кистью.
Рисование углем, сангиной.
Практика:
Аппликация в технике комкания, скатывания.
Умение выбирать самостоятельно технику и тему.
Развитие воображения, творчества.
Создание рисунков в технике «черно-белый граттаж».
Создание творческих работ с применением этой техники.
Раздел 3: «Чиста небесная лазурь…» (11 ч.)
Теория:
Повторение техник:
Печатание ладошкой.
Рисование свечой.
Восковой мелок + акварель.
Изучение новых техник:
Обрывание.
Тычкование.
Практика:
Использование необычных материалов для создания выразительного образа.
Умение выбирать самостоятельно технику и тему работы.
Поощрение эмоциональных высказываний.
Дополнение изображения деталями.
Создание рисунков с использованием перечисленных техник.
1 -й год обучения. 4 класс
Раздел 1: «Уж небо осенью дышало…» (12 ч.)
Теория:
Инструктаж по технике безопасности (правила поведения в изостудии).
Знакомство с новыми техниками:
Техника монотипия.
Обведение ладошки и кулака.
Печатание печатками из картофеля.
Закрепление техник:
Рисование пальчиками.
Техника печатания различными печатками.
Знакомство с росписью дымковских и городецких игрушек.
Знакомство с понятиями «симметрия», «лучик».
Практика:
Совершенствование умений и навыков в различных техниках рисования.
Рисование методом печатания.
Оттиск пробкой, рисование пальчиками.
Создание простых узоров, использую технику печатания.
Создание рисунков в технике «монотипия».
Раздел 2: «Буря мглою небо кроет…» (11 ч.)
Теория:
Инструктаж по технике безопасности (правила поведения в изостудии).
Закрепление техник:
Печать пальчиками.
Монотипия.
Черно-белый граттаж.
Скатывание, комкание.
Знакомство с семеновскими матрешками.
Знание о рисовании человека.
Знание о различных графических средствах (линия, штрих).
Практика:
Сочетать в работе скатывание, комкание бумаги и рисование.
Рисование человека восковыми мелками.
Рисование портрета человека (линия, штрих).
Украшение рисунка деталями.
Развивать чувство цвета, композиции.
Раздел 3: «Уж тает снег, бегут ручьи…». (11 ч.)
Теория:
Закрепление следующих техник:
Рисование по трафарету.
Восковые мелки + акварель.
Печать пальчиками.
Изучение новых техник:
Рисование ракет, спутников.
Рисование открытки для мамы.
Практика:
Украшение цветами и рисование пальчиками открытки.
Рисование по контуру
Украшение с помощью печатки.
Украшение простейшими узорами.
Поощрение эмоциональных проявлений, высказываний.
Список литературы
Афанасьева О. Арттерапия средствами изоискусства // Воспитание школьников. - 2007. - № 3. - С. 41-44.
Воспитание личности ребёнка с проблемами в развитии средствами изодеятельности// Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. - 2005. - № 2. - С. 55.
Кожина О.А. Декоративно-прикладное искусство//Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование/ Под ред. В.А. Горского. - 2-е изд. - М.: Просвещение, 2011. С. 30-32.
Селевко Г.К. Энциклопедия образовательных технологий. В 2 т. - М., 2006. - Т.1 — 816 с. - Т.2 — 816 с.
Турбина Е.А. Обучение мастерству рукоделия: Конспекты занятий по темам: бисер, пэчворк, изготовление игрушек. 5-8 классы/Авт.-сост. А.Е. Турбина. - Волгоград: Учитель, 2008. -137 с.
«Реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья средствами искусства» (Материалы областной научно-практической конференции, состоявшейся 28-29 марта 2005 г.)