kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Волшебная кисточка»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель программы: — создание условий для раскрытия творческого потенциала каждого ребёнка, формирование у воспитанников художественной культуры, развитие художественного творчества и интеллектуально-творческого потенциала ребёнка с умственной отсталостью.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Волшебная кисточка»»

государственное казенное общеобразовательное учреждение Ростовской области

«Новочеркасская специальная школа-интернат № 1»



РАССМОТРЕНО:

на заседании МО

от ____________№_____


СОГЛАСОВАНО:

зам. директора по ВР

______ Рыжкова И.В.

«_____»__________20___г.

УТВЕРЖДАЮ:

Директор ГКОУ РО Новочеркасской школы-интерната № 1

____________В.В. Мирошникова

«_____»_____________20 г.








Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа

«Волшебная кисточка»

Направленность: художественная

Возраст обучающихся 10-13 лет (4-5кл.)

Срок реализации программы: 2 года














Разработала: Самойлова Л.А., педагог дополнительного образования высшей квалификационной категории









г. Новочеркасск

2024 г




ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА





Нормативно-правовое основание программы


Данная программа дополнительного образования изостудии «Хрустальная палитра» разработана на основании следующих документов:


- Федеральный Закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в РФ»;


Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. № 996-р.


- Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09 ноября 2018 г. № 196 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».


- Письмо Минобрнауки РФ от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении информации» (вместе с Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)).


 СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».


 Областной закон от 14 ноября 2013 № 26-ЗС «Об образовании в Ростовской области»



 Устав ГКОУ РО Новочеркасской школы интерната № 1.




Основная идея программы

Изодеятельность имеет огромное значение для развития и воспитания детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Рисуя что-либо, ребёнок может чувствовать, сопереживать. Чувство сопричастности к человеку, природе, животным помогает ему преодолеть отчуждённость, замкнутость. Рисунки — это изображение действительности, которое отражает внутренний мир ребёнка, его душевные переживания, взаимоотношения, состояние интеллекта, его работоспособность, восприятие, мышление, настроение.

Большую роль изобразительное искусство может сыграть в воспитании ребёнка с умственной отсталостью по причине своей доступности. Изодеятельность для таких детей знакомое, «комфортное» действие, поэтому оно способствует формированию необходимых личностных качеств, снимает психологическое напряжение, помогает сформировать положительную «Я — концепцию».

Направленность программы изостудии «Хрустальная палитра»- художественная.

Новизна данной программы реализуется посредством применения нетрадиционных художественных техник в детском рисовании и основана на использовании методов и приёмов, направленных на всестороннее творческое развитие детей с нарушением интеллекта.

Актуальность программы обусловлена возрастанием в условиях современного общества роли культуры и искусства как важнейших механизмов саморазвития и самопознания ребёнка с нарушением интеллекта. Занятия художественной практической деятельностью по данной программе решают не только задачи художественного воспитания, но и более масштабные - развивают интеллектуально-творческий потенциал ребёнка с умственной отсталостью.

Педагогическая целесообразность программы объясняется тем, что педагогу предоставляется возможность осуществлять индивидуальный подход к каждому обучающемуся с нарушениями интеллекта, раскрывать его личностные задатки, прививать любовь, развивать художественно-эстетический вкус. Изодеятельность с применением нетрадиционных художественных техник - прекрасное средство развития творчества, умственных способностей, эстетического вкуса, а также коррекции недостатков интеллектуального развития детей с умственной отсталостью. Программа направлена на то, чтобы через труд и искусство приобщить детей к творчеству. Содержание программы ориентировано на одновременное решение образовательных, коррекционно-развивающих и воспитательных задач. В связи с этим, данная программа является педагогически целесообразной.

Цель программы: — создание условий для раскрытия творческого потенциала каждого ребёнка, формирование у воспитанников художественной культуры, развитие художественного творчества и интеллектуально-творческого потенциала ребёнка с умственной отсталостью.

Задачи программы

Образовательные:

  • способствовать овладению элементарным знаниям основ реалистического рисунка;

  • сформировать навыки рисования с натуры, по памяти, по представлению, навыки декоративного рисования и научит применять их в учебно-трудовой деятельности;

  • предоставить возможность обучающимся освоить различные нетрадиционные художественные техники;

  • сформировать умения применять эти техники в рисовании;

  • познакомить обучающихся с основами цветоведения;

  • изучить приёмы безопасной работы в изостудии;

  • расширять словарный запас детей за счёт специальной лексики.

Коррекционно-развивающие:

  • развивать и корректировать зрительное восприятие, воображение, пространственное представление;

  • развивать мелкую моторику;

  • развивать умения сравнивать, обобщать;

  • способствовать развитию зрительно-двигательной координации путём использования вариативных и многократно повторяющихся действий с применением разнообразного изобразительного материала.

Воспитательные:

  • воспитывать личностные качества и развивать способности обучающихся, отражающие их индивидуально-личностную позицию к учению и познанию, общую и эстетическую культуру воспитанников

  • формировать эстетические чувства, умение видеть и понимать красивое

  • воспитывать активное эмоционально-эстетическое отношение к произведениям искусства.

  • прививать чувство художественного вкуса, аккуратности, настойчивости и самостоятельности в работе.

  • воспитать уважение к своему и чужому труду; бережное отношения к результатам труда;

  • пробуждать интерес к трудовой деятельности, развивать навыки поведенческой культуры и товарищеской взаимопомощи.

Отличительной особенностью данной дополнительной программы изостудии «Хрустальная палитра» является то, что она даёт каждому обучающемуся возможность самовыражения посредством рисования. Содержание программы представлено занятиями с использованием в рисовании нетрадиционных художественных техник и даёт возможность каждому ребёнку реально открыть для себя волшебный мир изобразительного искусства, проявить и реализовать свои творческие способности.

Возраст детей, участвующих в реализации данной дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы – 10-13 лет. Программа дополнительного образования рассчитана на 2 года с 4-го по 5-й класс. Занятия проводятся:


  • в 4-м классе 1 раз в неделю(34ч.)

  • в 5 классе 1 раз в неделю(34ч.)


Формы организации занятий: индивидуальная и групповая, формы проведения занятий – вернисаж, игра, творческая мастерская. Тип занятий - комбинированный.

Ожидаемые результаты

Данная образовательная программа обеспечивает развитие творческой активности саморазвивающейся личности ребёнка с умственной отсталостью, его индивидуальные творческие способности и личностные качества. В результате прохождения программы воспитанники с нарушениями интеллекта приобретают набор знаний, умений и навыков, позволяющих применять их в последствии для практической изобразительной деятельности, в повседневной жизни, заниматься творчеством самостоятельно.

Личностные результаты

У обучающихся будут сформированы:

  • интерес к новым видам изобразительного творчества, к новым способам самовыражения;

  • потребность сотрудничества со сверстниками, бесконфликтное поведение;

  • внутренняя мотивация поведения обучающегося, способного к самоконтролю и имеющего чувство собственного достоинства;

  • толерантного разновозрастного сотрудничества на основе коллективного творчества.

Обучающиеся получат возможность для формирования:

  • внутренней позиции на уровне понимания необходимости творческой деятельности как одного из средств самовыражения в социальной жизни;

  • выраженной познавательной мотивации;

Метапредметные результаты.

Регулятивные БУД.

Обучающиеся научатся:

  • планировать свои действия;

  • осуществлять итоговый и пошаговый контроль;

  • адекватно воспринимать оценку педагога;

  • различать способы и результаты действия;

  • проявлять познавательную и творческую инициативы;

  • самостоятельно находить варианты решения творческой задачи.

Коммуникативные БУД:

  • слушать и понимать речь других;

  • уметь выразить свои мысли;

  • сотрудничать и оказывать взаимопомощь, доброжелательно и уважительно строить свое общение со сверстниками и взрослыми;

  • формировать собственное мнение.

Предметные результаты

Обучающиеся будут знать:

  • основы реалистического рисунка;

  • нетрадиционные художественные техники;

  • правила безопасного поведения в процессе творческой деятельности;

Уметь:

  • рисовать с натуры, по памяти, по представлению;

  • экспериментировать с материалами, необходимыми для работы в нетрадиционных изобразительных техниках, правильно составлять композицию;

  • самостоятельно выбрать тему рисунка и технику его исполнения;

  • иметь представление о цветовой гамме.

Механизм оценки результатов освоения программы

1. Педагогическое наблюдение.

2. Педагогический анализ выполнения учащимися итоговых заданий с целью определения и оценивания уровня художественно-творческой деятельности учащихся:

1-й уровень: репродуктивный (низкий) — в работе преобладает воспроизводящая деятельность, рисунок изображается по образцу, используется традиционный сюжет в композиции, колористическое решение ограничивается основными цветами.

2-й уровень: продуктивный (средний) — в работе преобладает художественно-продуктивная деятельность, ведётся самостоятельный поиск художественного образа, в композиции используются новые сюжеты, гармоничное сочетание цвета, стилизация выполнена в сторону упрощения.

3-й уровень: творческий (высокий) — работы выполнены на продуктивно-творческом уровне, осуществлена постановка целей и задач, найдены пути самостоятельного решения, стилизация выполнена в упрощённой или усложнённой форме, колористическое решение отличается гармоничным сочетанием цветов.

Критерии, объединяющие все компоненты художественно-образных качеств творческих работ:

  • композиция;

  • аккуратность;

  • самостоятельность;

  • цветовое и колористическое решение;

  • стилизация изображения, художественно-образная выразительность.

3. Участие обучающихся в мероприятиях различного уровня (школьный, региональный, общероссийский и международный):

- участие в выставках;

- участие в творческих конкурсах;

- участие в общественных мероприятиях.

Обеспечение программы методическими видами продукции

  • Тематические плакаты;

  • дидактический материал: дидактические карточки, раздаточный материал по темам учебного курса;

  • образцы работ;

  • образцы применения нетрадиционных художественных техник;

  • схемы поэтапного построения рисунка;

  • наглядные пособия;

  • шаблоны, трафареты, игры дидактические и развивающие.


Учебно-тематическое планирование


п/п

Название раздела

Теория, часов

Практика, часов

Всего

1-й год. 4 класс

“Уж небо осенью дышало...”

2 ч.

10 ч.

12 ч.

“Буря мглою небо кроет,

Вихри снежные крутя...”

1 ч.

10 ч.

11 ч.

“Уж тает снег, бегут ручьи, В окно повеяло весною”

1 ч.

10 ч.

11 ч.

2-й год. 5 класс

“Есть в осени первоначальной...”

2 ч.

10 ч.

12 ч.

“Белая береза под моим окном...”

1 ч.

10 ч.

11 ч.

“Чиста небесная лазурь...”

1 ч.

10 ч.

11 ч.

Итого: 8 ч. 60 ч. 68 ч.


Содержание программы


2-й год обучения. 5класс

Раздел 1: «Есть в осени первоначальной…» (12 ч.)

Теория:

  1. Инструктаж по технике безопасности (правила поведения в изостудии).

  2. Повторение художественных техник:

    • Тычок полусухой жесткой кистью.

    • Восковые мелки + акварель.

    • Печать по трафарету.

    • Печать пальчиками.

  3. Знакомство с новой техникой: печать смятой бумагой.

Практика:

  1. Применение в рисунках всех вышеперечисленных техник.

  2. Выразительное отображение впечатлений о лете.

  3. Нанесение рисунка по всей поверхности бумаги.

  4. Анализ натуры с выделением её особенностей.

  5. Дополнение рисунка деталями.

  6. Развитие чувства композиции.

Раздел 2: «Белая берёза под моим окном…» (11 ч.)

Теория:

  1. Знакомство с техникой «черно-белый граттаж».

  2. Повторение техник:

    • Отпечаток ладошкой.

    • Комкание, скатывание бумаги.

    • Тычок жесткой кистью.

    • Рисование углем, сангиной.

Практика:

  1. Аппликация в технике комкания, скатывания.

  2. Умение выбирать самостоятельно технику и тему.

  3. Развитие воображения, творчества.

  4. Создание рисунков в технике «черно-белый граттаж».

  5. Создание творческих работ с применением этой техники.

Раздел 3: «Чиста небесная лазурь…» (11 ч.)

Теория:

  1. Повторение техник:

    • Печатание ладошкой.

    • Рисование свечой.

    • Восковой мелок + акварель.

  2. Изучение новых техник:

    • Обрывание.

    • Тычкование.

Практика:

  1. Использование необычных материалов для создания выразительного образа.

  2. Умение выбирать самостоятельно технику и тему работы.

  3. Поощрение эмоциональных высказываний.

  4. Дополнение изображения деталями.

  5. Создание рисунков с использованием перечисленных техник.


1 -й год обучения. 4 класс


Раздел 1: «Уж небо осенью дышало…» (12 ч.)

Теория:

  1. Инструктаж по технике безопасности (правила поведения в изостудии).

  2. Знакомство с новыми техниками:

    • Техника монотипия.

    • Обведение ладошки и кулака.

    • Печатание печатками из картофеля.

  3. Закрепление техник:

    • Рисование пальчиками.

    • Техника печатания различными печатками.

  4. Знакомство с росписью дымковских и городецких игрушек.

  5. Знакомство с понятиями «симметрия», «лучик».

Практика:

  1. Совершенствование умений и навыков в различных техниках рисования.

  2. Рисование методом печатания.

  3. Оттиск пробкой, рисование пальчиками.

  4. Создание простых узоров, использую технику печатания.

  5. Создание рисунков в технике «монотипия».

Раздел 2: «Буря мглою небо кроет…» (11 ч.)

Теория:

  1. Инструктаж по технике безопасности (правила поведения в изостудии).

  2. Закрепление техник:

    • Печать пальчиками.

    • Монотипия.

    • Черно-белый граттаж.

    • Скатывание, комкание.

  1. Знакомство с семеновскими матрешками.

  2. Знание о рисовании человека.

  3. Знание о различных графических средствах (линия, штрих).

Практика:

  1. Сочетать в работе скатывание, комкание бумаги и рисование.

  2. Рисование человека восковыми мелками.

  3. Рисование портрета человека (линия, штрих).

  4. Украшение рисунка деталями.

  5. Развивать чувство цвета, композиции.

Раздел 3: «Уж тает снег, бегут ручьи…». (11 ч.)

Теория:

  1. Закрепление следующих техник:

    • Рисование по трафарету.

    • Восковые мелки + акварель.

    • Печать пальчиками.

  2. Изучение новых техник:

    • Рисование ракет, спутников.

    • Рисование открытки для мамы.

Практика:

  1. Украшение цветами и рисование пальчиками открытки.

  2. Рисование по контуру

  3. Украшение с помощью печатки.

  4. Украшение простейшими узорами.

  5. Поощрение эмоциональных проявлений, высказываний.


Список литературы


  1. Афанасьева О. Арттерапия средствами изоискусства // Воспитание школьников. - 2007. - № 3. - С. 41-44.

  2. Воспитание личности ребёнка с проблемами в развитии средствами изодеятельности// Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. - 2005. - № 2. - С. 55.

  3. Кожина О.А. Декоративно-прикладное искусство//Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование/ Под ред. В.А. Горского. - 2-е изд. - М.: Просвещение, 2011. С. 30-32.

  4. Селевко Г.К. Энциклопедия образовательных технологий. В 2 т. - М., 2006. - Т.1 — 816 с. - Т.2 — 816 с.

  5. Турбина Е.А. Обучение мастерству рукоделия: Конспекты занятий по темам: бисер, пэчворк, изготовление игрушек. 5-8 классы/Авт.-сост. А.Е. Турбина. - Волгоград: Учитель, 2008. -137 с.

  6. «Реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья средствами искусства» (Материалы областной научно-практической конференции, состоявшейся 28-29 марта 2005 г.)

  7. Рисование с детьми школьного возраста. Нетрадиционные техники: Сценарии занятий, планирование. - М.,2004.


































Календарно-тематическое планирование


работы изостудии по программе


«Волшебная кисточка»


на 2024-2025 учебный год





1-й год обучения. 4 класс

п/п

Дата

Тема

Кол-во часов

Форма контроля

Раздел 1. «Уж небо осенью дышало…»

1.

03.09.24

Инструктаж по технике безопасности

1 ч.

Опрос

2.

10.09.24

Рисование по замыслу

1 ч.

Самостоятельная работа

3.

17.09.24


Летний луг, 1-е занятие

1 ч.

Самост. работа

4.

24.09.24

Летний луг, 2-е занятие

1 ч.

Выставка

5.

01.10.24


Бабочки

1 ч.

Самоанализ

6.

08.10.24

Рисование по замыслу

1 ч.

Самостоятельная работа

7.

15.10.24

Солнышко лучистое

1 ч.

Коллективный анализ работ

8.

22.10.24


Укрась свитер

1 ч.

Самоанализ

9.

05.11.24

Инструктаж по технике безопасности

1 ч.

Опрос

10.

12.11.24

Дымковская роспись

1 ч.

Выставка

11.

19.11.24

Знакомство с городецкой росписью, 1-е занятие

1 ч.

Самоанализ, опрос

12.

26.11.24


Знакомство с городецкой росписью, 2-е занятие

1 ч.

Конкурс

Раздел 2. «Буря мглою небо кроет…»

13.

03.12.24


Рисование по замыслу

1 ч.

Самостоятельная работа

14.

10.12.24

Метелица, 1-е занятие

1 ч.

Самоанализ

15.

17.12.24

Метелица, 2-е занятие

1 ч.

Коллективный анализ работ

16.

24.12.24

Зимний лес

1 ч.

Конкурс

17.

14.01.25

Инструктаж по технике безопасности

1 ч.

Опрос

18.

21.01.25

Снеговик, 1-е занятие

1 ч.

Взаимозачет

19.

28.01.25

Снеговик, 2-е занятие

1 ч.

Конкурс

20.

04.02.25


Мой воспитатель

1 ч.

Самоанализ

21.

11.02.25


Семёновские матрёшки, 1-е занятие

1 ч.

Самоанализ

22.

18.02.25

Семёновские матрёшки, 2-е занятие

1 ч.

Коллективный анализ работ

23.

25.02.25

Портрет зимы

1 ч.

Самоанализ






Раздел 3. «Уж тает снег, бегут ручьи…»

24.

04.03.25

Нарисуй и укрась вазу

1 ч.

Самостоятельная работа

25.

11.03.25

Рисунок для мамы, 1-е занятие

1 ч.

Взаимозачет

26.

18.03.25

Рисунок для мамы, 2-е занятие

1 ч.

Конкурс

27.

01.04.25

Рисование по замыслу

1 ч.

Самостоятельная работа

28.

08.04.25

Укрась свитер

1 ч.

Коллективный анализ работ

29.

15.04.25

Ракета в космосе, 1-е занятие

1 ч.

Самоанализ

30.

22.04.25

Ракета в космосе. 2-е занятие

1 ч.

Конкурс

31.

29.04.25

Рисование по замыслу

1 ч.

Взаимозачет

32.

06.05.25

Одуванчики,1-е занятие

1 ч.

Самоанализ

33.

13.05.25


Одуванчики,2-е занятие

1 ч.

Самоанализ

34.

20.05.25


Выставка годовых работ

1 ч.

Коллективный анализ работ

Итого:

34 ч.









2-й год обучения. 5 класс

п/п

Дата

Тема

Кол-во часов

Форма контроля

Раздел 1. «Есть в осени первоначальной…»

1.

04.09.24

Вводное занятие

1 ч.

Опрос

2.

11.09.24

Я люблю колючее, я люблю пушистое

2 ч.

Коллективный анализ работ


3.

18.09.24

Летний луг, 1-е занятие

1 ч.

Самостоятельная работа


4.

25.09.24


Летний луг, 2-е занятие

1 ч.

Конкурс

5.

02.10.24


Я рисую, что хочу

1 ч.

Самостоятельная работа


6.

09.10.24

Ёжики, 1-е занятие

1 ч.

Самостоятельная работа


7.

16.10.24

Ёжики, 2-е занятие

1 ч.

Конкурс

8.

23.10.24

Чудо-цветок

1 ч.

Самостоятельная работа


9.

06.11.24

Инструктаж по технике безопасности

1 ч.

Опрос


10.

13.11.24


Грибы в лукошке,1-е занятие

1 ч.

Конкурс

11.

20.11.24

Грибы в лукошке,2-е занятие

1 ч.

Конкурс

12.

27.11.24

Рисование по замыслу

1 ч.

Самостоятельная работа


Раздел 2. «Белая берёза под моим окном…»

13.

04.12.24

Зимний лес, 1-е занятие

1 ч.

Самост.работа


14.

11.12.24


Зимний лес, 2-е занятие

1 ч.

Взаимозачет

15.

18.12.24

Рисование по замыслу

1 ч.

Выставка

16.

25.12.24

Инструктаж по технике безопасности

1 ч.

Опрос

17.

15.01.25

Два петушка ссорятся

1 ч.

Самоанализ

18.

22.01.25

Весёлый снеговичок. 1-е занятие

1 ч.

Самостоятельная работа

19.

29.01.25

Весёлый снеговичок, 2-е занятие

1 ч.

Конкурс

20.

05.02.25

Ёлочка пушистая, нарядная

1 ч.

Коллективный анализ работ


21.

12.02.25

Мои любимые животные, 1-е занятие

1 ч.

Самоанализ

22.

19.02.25

Мои любимые животные, 2-е занятие

1 ч.

Конкурс

23.

26.02.25

Рисование по замыслу

1 ч.

Коллективный анализ работ


Раздел 3. «Чиста небесная лазурь…»

24.

05.03.25

Солнышко

1 ч.

Коллективный анализ работ


25.

12.03.25


Весеннее дерево, 1-е занятие

1 ч.

Самоанализ

26.

19.03.25


Весеннее дерево, 2-е занятие

1 ч.

Выставка

27.

02.04.25


Я рисую, что хочу

1 ч.

Самостоятельная работа


28.

09.04.25


Мы рисуем, что хотим

1 ч.

Коллективный анализ работ


29.

16.04.25

Волшебные картинки (дождик), 1-е занятие

1 ч.

Самоанализ

30.

23.04.25


Волшебные картинки (дождик), 2-е занятие

1 ч.

Конкурс

31.

30.04.25

Жили у бабуси два весёлых гуся

1 ч.

Выставка

32.

07.05.25


Цветочек радуется солнышку, 1-е занятие

1 ч.

Самоанализ

33.

14.05.25


Цветочек радуется солнышку, 2-е занятие

1 ч.

Конкурс

34.

21.05.25


Выставка годовых работ

1 ч.

Коллективный анализ работ, выставка


Итого:

34 ч.







17



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Коррекционная школа

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 4 класс

Скачать
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Волшебная кисточка»

Автор: Лилия Алексеевна Самойлова

Дата: 11.12.2024

Номер свидетельства: 661441


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства