Просмотр содержимого документа
«Домоводство.9класс.»
Пояснительная записка
Примерная адаптированная рабочая программа по предмету «Домоводство» 7 года обучения для учащихся, воспитанников с умственной отсталостью в глубокой, умеренной и тяжелой степени, составлена на основе:
Примерной адаптированной основной образовательной программы общего образования, разработанной на основе ФГОС для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 2) ГКОУ РО Красносулинской школы-интерната №1;
Авторской программы В.В.Воронковой; программ специальных (коррекционных)образовательных учреждений VIII вида, подготовительный, 1-4 классы под редакцией В.В.Воронковой, - Москва, «Просвещение», 2013год.
Учебным планом класса «Особый ребенок» (3 года обучения).
Обучение детей жизни в обществе включает формирование представлений об окружающем социальном мире и умений ориентироваться в нем, включаться в социальные отношения. В силу различных особенностей физического, интеллектуального, эмоционального развития дети с интеллектуальными нарушениями испытывают трудности в осознании социальных явлений. В связи с этим программа учебного предмета «Домоводство» позволяет планомерно формировать осмысленное восприятие социальной действительности и включаться на доступном уровне в жизнь общества.
Рабочая программа создана для обучающихся с умеренной умственной отсталостью, которые на момент поступления в первый класс показали готовность к школьному обучению на уровне возрастной нормы. Разработана с учетом особенностей психофизического развития индивидуальных возможностей обучающихся с умеренной умственной отсталостью.
Цель обучения – повышение самостоятельности детей в выполнении хозяйственно-бытовой деятельности.
Основные задачи:
формирование умений обращаться с инвентарем и электроприборами;
освоение действий по приготовлению пищи, осуществлению покупок, уборке помещения и территории, уходу за вещами.
Рабочая программа составлена с учётом особенностей и возможностей овладения учащимися с интеллектуальными нарушениями учебного материала. Учебная программа составлена с учётом особенностей познавательной деятельности учащихся, уровня их общего и речевого развития, подготовки к усвоению учебного материала, специфических отклонений в развитии, требующих индивидуальной или групповой коррекции.
Общая характеристика учебного предмета
Обучение ребенка с умственной отсталостью, с ТМНР ведению домашнего хозяйства является важным направлением подготовки к самостоятельной жизни. Благодаря занятиям по домоводству реализуется возможность посильного участия ребенка в работе по дому, воспитывается потребность устраивать свой быт в соответствии с общепринятыми нормами и правилами. Овладение простейшими хозяйственно – бытовыми навыками не только снижает зависимость ребёнка от окружающих, но и укрепляет его уверенность в своих силах.
Освоенные действия ребенок может в последующем применять как в быту, так и в трудовой деятельности. Так, например, занятия по уборке помещений и территории актуальны для формирования бытовой деятельности детей и перспективны для получения в будущем работы в качестве дворника или уборщицы.
Программа по домоводству включает следующие разделы: «Покупки», «Уход за вещами», «Обращение с кухонным инвентарем», «Приготовление пищи»», «Уборка помещений и территории».
Уроки домоводства позволяют применять на практике интеллектуальные умения (счет, чтение, письмо), а также практические навыки по шитью, ремонту дома, огородничеству и др.
Уроки домоводства создают богатейшие возможности для развития познавательной деятельности и личностной сферы учащихся, так как организация практических занятий, а также экскурсии в магазины, предприятия хозяйственного и бытового обслуживания демонстрируют образцы поведения человека в труде, учат навыкам общения. Очевидно, что ролевые, деловые игры, экскурсии и практические занятия должны включать в себя разнообразные упражнения на закрепление правил этического поведения и этикета, способствовать развитию у воспитанников коммуникативных умений, мыслительной деятельности, общетрудовых навыков.
Учебно-воспитательные задачи на занятиях по домоводству должны решаться в конкретных видах деятельности самих учащихся, организованных учителем на доступных и понятных для них заданиях и упражнениях.
Методы обучения:
-словесные (рассказ, объяснение, беседа, работа с дополнительной литературой)
При обучении учитывается неоднородность состава класса (группы) и осуществляется индивидуальный подход к учащимся.
Формы организации познавательной деятельности учащихся: индивидуальные, групповые, коллективные (фронтальные).Ведущей формой работы учителя с учащимися на уроке является фронтальная работа при осуществлении дифференцированного и индивидуального подхода. Применяются следующие методы обучения: демонстрация, наблюдение, объяснение, сравнение, упражнение, беседа, работа с учебником, самостоятельная работа и др. В силу разнородности состава класса освоение содержания осуществляется на доступном для каждого ребёнка уровне. Используются словесный, наглядный, практический методы обучения.
Учебный предмет«Домоводство» является инвариантной частью учебного плана, которой входит в образовательную область «Окружающий мир» согласно которому на его изучение в классе «Особый ребенок 3 года обучения отводится 3 часа в неделю, 100 часов в год.
Личностные, предметные результаты освоения конкретного учебного предмета
Личностные результаты:
осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы, обучением, занятиями, как члена семьи, одноклассника, друга; способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
положительное отношение к окружающей действительности, готовность к организации взаимодействия с ней и эстетическому ее восприятию;
целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве его природной и социальной частей;
самостоятельность в выполнении учебных заданий, поручений, договоренностей;
понимание личной ответственности за свои поступки на основе представлений о этических нормах и правилах поведения в современном обществе;
готовность к безопасному и бережному поведению в природе и обществе.
Предметные результаты:
1) Овладение умением выполнять доступные бытовые поручения (обязанности), связанные с выполнением повседневных дел дома.
Умение выполнять доступные бытовые виды работ: приготовление пищи, уборка, стирка, глажение, чистка одежды, обуви, сервировка стола, др.
Умение соблюдать технологические процессы в хозяйственно-бытовой деятельности: стирка, уборка, работа на кухне, др.
Умение соблюдать гигиенические и санитарные правила хранения домашних вещей, продуктов, химических средств бытового назначения.
Умение использовать в домашнем хозяйстве бытовую технику, химические средства, инструменты, соблюдая правила безопасности.
Класс
Учащиеся должны знать:
Учащиеся должны уметь:
3 класс
состав своей семьи, имена, отчества, фамилии родителей, домашний адрес;
правила и последовательность проведения сухой и влажной уборки; санитарно-гигиенические требования и правила безопасности при работе с бытовыми электроприборами; правила пользования утюгом, феном;
правила ухода за одеждой, обувью, бельем;
правила сушки одежды и обуви;
правила гигиены при приготовлении пищи;
отделы магазина, места хранения продуктов;
правила пользованием газовой плитой, холодильником;
ТБ при работе с уборочным инвентарем, правила хранения инвентаря;
производить сухую и влажную уборку помещений;
убирать бытовой мусор, подметать территорию.
ухаживать за полом;
подбирать одежду и обувь по сезону; соблюдать последовательность действий при ручной стирке;
выбирать продукты для покупок;
пользоваться утюгом, феном;
убирать мусор на школьном участке;
пользоваться лопатой, веником;
соблюдать правила поведения в общественных местах.
Базовые учебные действия
Регулятивные УД:
умение входить и выходить из учебного помещения со звонком;
ориентироваться в пространстве класса (зала, учебного помещения);
пользоваться учебной мебелью;
адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т.д.);
работать с учебными принадлежностями и организовывать рабочее место;
передвигаться по школе, находить свой класс, другие необходимые помещения;
принимать цели ипроизвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе;
активно участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои действия и действия одноклассников;
соотноситьсвои действияи их результатыс заданными образцами, принимать оценку деятельности, оценивать ее с учетом предложенных критериев, корректировать свою деятельность с учетом выявленных недочетов.
Познавательные УД:
умение выделять существенные, общие и отличительные свойства предметов;
устанавливать видо-родовые отношения предметов;
делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале;
читать; писать; выполнять арифметические действия;
наблюдать;
работать с информацией (понимать изображение, текст, устное высказывание, элементарное схематическое изображение, таблицу, предъявленные на бумажных и электронных и других носителях).\
Коммуникативные УД:
вступать в контакт и работать в коллективе (учитель - ученик, ученик – ученик, ученик – класс, учитель-класс);
использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем;
обращаться за помощью и принимать помощь;
слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности и быту;
сотрудничать со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
доброжелательно относиться, сопереживать, конструктивно взаимодействовать с людьми;
договариваться и изменять свое поведение с учетом поведения других участников спорной ситуации;
Нормативная база:
Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации»;
Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. №1599) Зарегистрировано в Минюсте РФ 3 февраля 2015 г.;
Приказ МОиН РФ «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию»;
Основная образовательная программа начального общего образования;
Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), Москва "Просвещение", 2017;
Учебный план образовательного учреждения на 2019/2020 учебный год, принятый педагогическим советом.
Содержание учебного предмета
Наименование разделов
Количество часов,
Содержание тем учебного предмета
Практическая часть с указанием формы
Реализация РК
3 класс
Обращение с кухонным инвентарем
24ч
Кухня.Чистота-залог здоровья. Правила уборки на кухне.Моющие средства для кухни.Кухонные приборы. Ложки и вилки.Правила мытья кухонных приборов. Мытье ложек и вилок. Кухонная мебель.
Назначение кухонной мебели.Стол и стулья.Мытье кухонного стола. Экскурсия в кабинет СБО.Электробытовые приборы на кухне.Газовая и электрическая плита.Техника безопасности при работе с плитой.Правила ухода за плитой. Холодильник. Назначение холодильника.Правила ухода за холодильником.Викторина «Моя кухня»
Практическая
работа - 2
Магазин
Мебельный центр.
Покупки
16ч
Я иду в магазин.Виды магазинов.Продуктовый магазин.Отделы магазина.Выбор продуктов. Срок годности продуктов.Молочные продукты.Хлебобулочные изделия.Взвешивание товаров.Оплата покупки.Места хранения покупок.Сюжетно-ролевая игра «Покупка продуктов»
Практическая
работа - 2
Магазины
Магазин
Уход за вещами
17ч
Ручная стирка. Наполнение емкости водой.
Выбор моющего средства. Отмеривание необходимого количества моющего средства.Сюжетно-ролевая игра «Я стираю свои вещи»
Машинная стирка. Различение составных частей стиральной машины.
Сортировка белья перед стиркой.Закладывание и вынимание белья из машины. Установка программы и температурного режима.
Сюжетно-ролевая игра «Я стираю свои вещи в стиральной машине»
Глажение утюгом. Различение составных частей утюга.
Соблюдение последовательности действий при глажении белья.
Глажение кухонной салфетки.
Практическая
работа - 2
Химчистка
Приготовление пищи
18ч
Выбор продуктов, необходимых для приготовления блюда.
Выбор инвентаря, необходимого для приготовления салата.
Обработка овощей.Резание овощей ножом.
Экскурсия в школьную столовую.Сервировка стола.
Выбор посуды и столовых приборов при сервировке стола.
Раскладывание столовых приборов и посуды при сервировке стола.
Сервировка стола для чая. Виды чая.Способы заваривания чая.
Сюжетно-ролевая игра «Ждем гостей».Холодные напитки. Морс.
Виды морсов. Способы приготовления морсов.
Правила хранения холодных напитков.
Практическая работа - 3
«Чайная лавка»
Кулинария
Уборка помещений и территории
27ч
Уход за комнатными растениями.Протирка пыли с цветов.Пересадка цветов.Опрыскивание цветов. Значение комнатных цветов для человека.
Уборка территории. Уборка бытового мусора. Уборка территории.
Подметание территории.Сгребание травы и листьев.
Сгребание травы и листьев. Уход за уборочным инвентарем.Уход за уборочным инвентарем.Уборка мебели.
Уборка с поверхности стола остатков еды и мусора.
Вытирание поверхности мебели. Уборка пола.
Сметание мусора на полу в определенное место. Инвентарь для уборки снега.Уборка снега: сгребание, перебрасывание снега. Мытье стекла. Мытье зеркала.Дежурство по столовой.
Уборка класса. Последовательность уборки.Инвентарь для уборки класса.
Уборка класса.
Практическая работа - 4.
Магазин
Химчистка
Итого:
102ч
Учебно - методическое обеспечение.
1. «Программой образования учащихся с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью» под редакцией Л. Б. Баряевой и Н. Н. Яковлевой (СПб, 2011);
Программно-методическим материалом «Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта» под редакцией профессора
И.М. Бгажноковой (Москва, 2007).
3. Е.Д. Худенко Е.В. «Практическое пособие по развитию речи для детей с отклонениями в развитии»//Под редакцией В.В. Воронковой. – М., 2007.
4. Ноутбук.
5. Наглядное пособия.
Календарно-тематическое планирование по «Домоводству».
№
Тема раздела
Тема урока
Дата
Кол-во часов
Планируемые
результаты
Деятельность учащихся
Мониторинг
Предметные
Личностные
1 четверть
27 ч
1-3
Что изучает домоводство.
03.09
04.09
05.09
3
Соблюдать правила поведения на уроках и во внеурочной деятельности, взаимодействовать со взрослыми и сверстниками.
Знать представления о доме и расположенных в ней объектах.
Осознание своей принадлежности к определенному полу, осознание себя как «Я».
Социально-эмоциональное участие в процессе общения и совместной деятельности.
Работа с плакатами.
Беседа.
4-6
Моя квартира, дом.
10.09
11.09
12.09
3
Экскурсия по школе.
Игра.
7-9
Один дома. Правила безопасности.
17.09
18.09
19.09
3
Работа с наглядным материалом.
Сюжетно-ролевая игра «Один дома»
10-12
Расположение и назначение комнат.
24.09
25.09
26.09
3
Экскурсия по школе.
Самостоятельный поход в умывальник.
13-15
Кухня.
Правила безопасности на кухне.
01.10
02.10
03.10
3
Повтори за мной.
Беседа.
16-18
Чистота-залог здоровья. Правила уборки на кухне.
08.10
09.10
10.10
3
Проявлять интерес к объектам, изготовленным руками человека.
Овладение начальными навыками адаптации.
Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
Наглядные-практические игры.
Работа с картинками.
Тактильная игра.
19-21
Кухонные приборы. Ложки и вилки.
15.10
16.10
17.10
3
Дидактическая игра.
22
23-24
Кухонные приборы. Ложки, вилки и ножи.
Правила мытья кухонных приборов.
22.10
23.10
24.10
1
2
«Найди свою парту»
25-27
Кухонная мебель.
Стол и стулья.
29.10
30.10
31.10
3
II четверть
21 ч
1
2-3
Экскурсия в кабинет СБО.
Электробытовые приборы на кухне.
12.11
13.11
14.11
1
2
Соблюдать элементарные правила безопасности в повседневной жизнедеятельности.
Готовность к безопасному и бережному поведению в обществе; овладение умениями ориентироваться в окружающем мире.
Просмотр мультфильма «Уроки тетушки Совы».
4-6
Я иду в магазин.
Виды магазинов.
19.11
20.11
21.11
3
Сюжетно-ролевая игра на улице.
7-9
Продуктовый магазин.
Выбор продуктов.
26.11
27.11
28.11
3
10-12
Молочные продукты .
03.12
04.12
05.12
3
13-15
Хлебобулочные изделия.
10.12
11.12
12.12
3
Участвовать в коллективных играх, мероприятиях, занятиях.
Правильное пользование посудой, сервировка стола.
Формирование социально ориентированного взгляда на окружающий мир.
Работа с наглядным материалом.
Игра «Третий лишний»
16-18
Игра «Мы идем в магазин»
Игра «Соверши покупки»
17.12
18.12
19.12
1
2
19
20-21
Места хранения покупок.
Сюжетно-ролевая игра «Разложи по полкам»
24.12
25.12
26.12
1
2
Сюжетно-ролевая игра.
ТБ игры с водой.
III четверть
30 ч
1
2-3
Уход за вещами.
Ручная стирка. Практическая работа.
14.01
15.01
16.01
1
2
Умение выполнять действия по образцу и по подражанию. Умение наблюдать, делать простейшие обобщения.
Целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве его природой и социальной частей.
4
5-6
Выбор моющего средства. Отмеривание необходимого количества моющего средства.
21.01
22.01
23.01
1
2
Работа с наглядным материалом.
Работа с разрезными картинками.
7-9
Сюжетно-ролевая игра «Я стираю»
28.01
29.01
30.01
3
10
11-12
Глажение утюгом. Различение составных частей утюга.
04.02
05.02
06.02
1
2
Уметь узнавать утюг на наглядном материале;
Способность к осмыслению социального окружения.
Работа по трафарету.
Работа с разрезными картинками.
13-15
Соблюдение последовательности действий при глажении.
11.02
12.02
13.02
3
Работа с наглядным материалом.
16-18
Глажение. Практическая работа.
18.02
19.02
20.02
3
Уметь правильно пользоваться электроприборами.
Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни.
Работа с сюжетными картинками.
Беседа.
19-21
Уборка помещения.
Влажная уборка мебели.
25.02
26.02
27.02
3
22-24
Уборка с поверхности стола остатков еды и мусора.
Практическая работа.
03.03
04.03
05.03
3
Умение выполнять действия по образцу и по подражанию. Умение наблюдать, делать простейшие обобщения.
Целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве его природой и социальной частей.
Работа с раздаточным материалом.
Тактильная игра.
25-27
Влажная уборка пола.
Практическая работа.
10.03
11.03
12.03
3
28-30
Повторение пройденного за четверть.
17.03
18.03
19.03
3
Умение соблюдать элементарные правила безопасности поведения в доме, на улице, в общественных местах.
Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки.
Дидактическая и жестовая игра.
Работа с сюжетными картинками.
Индивидуальная и фронтальная беседы.
IVчетверть
26 ч
1-2
Обработка овощей.
Резание овощей ножом.
01.04
02.04
2
Умение наблюдать, делать простейшие обобщения, классифицировать на наглядном материале.
Овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни.
Определение сходства и различия.
Определение на вкус.
3-5
Подготовка к приготовлению блюда. Овощной салат.
07.04
08.04
09.04
3
6-8
Выбор посуды и столовых приборов при сервировке стола.
14.04
15.04
16.04
3
Формировать умение принимать и удерживать учебную задачу, задавать вопросы, используя слова-помощники.
Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
Работа с клеем и цветной бумагой.
Практическая работа.
9-11
Сервировка стола для чаепития.
Выбор чая.
21.04
22.04
23.04
3
12-14
Сюжетно-ролевая игра
«Ждем гостей»
28.04
29.04
30.04
3
Слушать собеседника, активно включаться в игровую деятельность.
Освоение доступных социальных ролей (обучающегося, сына и т.д.)
Отгадывание загадок, работа с трафаретами, работа с сюжетными картинками.
Беседа.
15-17
Значение комнатных цветов для человека.
05.05
06.05
07.05
3
18-20
Уборка территории.
Подметание территории.
Практическая работа.
12.05
13.05
14.05
3
Знать и соблюдать правила уборки территории, ТБ при работе с инструментами.