Адаптированная рабочая учебная программа по трудовому обучению (ручному труду 1 класс ФГОС
Адаптированная рабочая учебная программа по трудовому обучению (ручному труду 1 класс ФГОС
Рабочая программа по трудовому обучению составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и направлена на формирование у учащихся 1 класса базовых учебных действий.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Программу составила: учитель высшей квалификационной категории Дубровина А.Н.
(Ф.И.О. учителя, составившего рабочую программу)
г. Железноводск
2020 год
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по трудовому обучению составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями); и направлена на формирование у учащихся 1класса базовых учебных действий: личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных, предметных результатов.
Данная рабочая программа разработана на основе следующих нормативно-правовых документов:
Закон "Об образовании в Российской Федерации" N 273-ФЗ от 29.12.2012; Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014г. №1599 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)" ; Постановление от 10.07.2015г. №26 об утверждении САНПИН 2.4.2.3286-15 "Санитарно-эпидемиологические требования в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья";
Учебный план ГКОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат № 1».
Рабочая программа учебного предмета «Трудовое обучение (ручной труд)» разработана на базе основных общеобразовательных программ с учетом особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей обучающихся с ОВЗ.
Настоящая программа составлена на 68 часа (2 часа в неделю) и в соответствии с учебным планом школы, рассчитана на 1 год обучения и является программой базового уровня обучения. Для реализации программы используется учебник для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы «Технология. Ручной труд» 1 класс Л.А. Кузнецовой - Москва «Просвещение», 2017г.
Цель программы обучения: воспитание положительных качеств личности ученика: трудолюбия, настойчивости, умение работать в коллективе; уважение к людям труда; получение элементарных знаний по видам труда.
Обучение труду в 1 классе направлено на решение следующих задач:
- формирование трудовых качеств;
- обучение доступным приемам труда;
- развитие самостоятельности в труде;
- привитие интереса к труду;
- формирование организационных умений в труде – работать только на своем рабочем месте, правильно располагать на нем инструменты и материалы, убирать их по окончании работы.
Наряду с этими задачами на занятиях трудом в коррекционных образовательных учреждениях VIII вида решаются и специальные задачи, направленные на коррекцию умственной деятельности школьников.
В процессе трудового обучения осуществляется исправление недостатков познавательной деятельности: наблюдательности, воображения, речи, пространственной ориентировки, а также недостатков физического развития, особенно мелкой моторики рук.
Вся работа на уроках должна носить целенаправленный характер, способствовать развитию самостоятельности учащихся при выполнении трудовых заданий, подготавливать их к общетехническому труду, который осуществляется на базе школьных мастерских.
Уроки труда должны быть тесно связаны с уроками чтения и развития речи, рисования, математики.
2. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧ-СЯ.
Личностные учебные действия:
– осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы, обучением, занятиями, как члена семьи, одноклассника, друга;
– способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
– положительное отношение к окружающей действительности, готовность к организации взаимодействия с ней и эстетическому ее восприятию;
– самостоятельность в выполнении учебных заданий, поручений, договоренностей;
– понимание личной ответственности за свои поступки на основе представлений об этических нормах и правилах поведения в современном обществе.
Коммуникативные учебные действия:
– умение вступать в контакт и работать в коллективе (учитель – ученик, ученик – ученик, ученик – класс, учитель – класс);
– умение использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем;
– умение обращаться за помощью и принимать помощь;
– умение слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности и быту;
– умение сотрудничать со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
– умение доброжелательно относиться, сопереживать, конструктивно взаимодействовать с людьми.
Регулятивные учебные действия:
– умение адекватно соблюдать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т.д.);
– умение принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе;
– умение активно участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои действия и действия одноклассников;
– умение соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами, принимать оценку деятельности, оценивать её с учётом предложенных критериев, корректировать свою деятельность с учетом выявленных недочётов.
Познавательные учебные действия:
– умение выделять существенные, общие и отличительные свойства предметов;
– умение делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале;
– умение наблюдать; умение работать с информацией (понимать изображение, текст, устное высказывание, элементарное схематическое изображение, таблицу, предъявленные на бумажных и электронных и других носителях).
При оценке знаний и умений учащихся по труду следует учитывать правильность приемов работы, степень самостоятельности выполнения задания (ориентировку в задании, планирование, практическое изготовление объекта, качество готового изделия, организацию рабочего места).
3. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА.
В 1 классе предусмотрены следующие виды труда: работа с пластилином работа с природными материалами работа с бумагой работа с текстильными материалами
ВВОДНОЕ ЗАНЯТИЕ
Беседа о труде и профессиях. Ознакомление учащихся с особенностями урока труда. Требования к поведению учащихся во время урока труда. Правильная рабочая поза и соблюдение порядка на рабочем месте. Аккуратное и бережное обращение с материалами и инструментами. Соблюдение техники безопасности и санитарно-гигиенических требований. Выявление знаний и умений учащихся.
РАБОТА С ПЛАСТИЛИНОМ
Изучение технических сведений по пластилину: свойства: холодный пластилин — твердый, теплый пластилин — мягкий и вязкий, цвет: красный, синий, желтый, оранжевый, зеленый, коричневый, черный, белый, применение и назначение выполненных изделий. Способы подготовки пластического материала к работе: подогрев и разминание пластилина. Инструменты, применяемые при лепке, их названия и назначение. Виды лепки: на плоскости (рельеф) и круглая (скульптура). Организация рабочего места и соблюдение санитарно-гигиенических требований при лепке. Понятие о расположении предметов на подставке в определенной последовательности. Знакомство с разнообразными приемами лепки: раскатывание пластилина в ладонях и на подкладной доске (столбики), скатывание кругообразными движениями в ладонях (шар), вдавливание на поверхности шара (яблоко), скатывание кругообразными движениями шара и раскатывание в ладонях до овальной формы. Лепка двумя способами: вылепливание из целого куска и составление из двух половинок шара. Скатывание и расплющивание, вытягивание одного конца столбика и боковины шара, соединение плоских деталей с объемными, соединение деталей примазыванием. Выполнение заготовок для букв и цифр. Применение в работе инструментов для резания материала, зачистки изделий и обработки деталей фигуры. Закрепление деталей на подставке. Использование цвета пластилина в макете. Рациональное использование случайных материалов (ветки, бумага, картон).
РАБОТА С ПРИРОДНЫМИ МАТЕРИАЛАМИ
Изучение элементарных понятий о природных материалах, их свойствах: цвет, форма, величина, хрупкость засушенных листьев и цветов. Соединение пластилина с природным материалом различными способами. Сбор, хранение природных материалов. Сочетание цветов пластилина и природного материала. Ознакомление с натуральными объектами. Инструмент (ножницы). Организация рабочего места при работе с природным материалом, соблюдение санитарно-гигиенических требований, правила безопасной работы с режущими инструментами. Рациональное использование пластилина и природного материала и дополнительных материалов для оформления макета. Соединение пластилина с природным материалом способами примазывания, вкалывания деталей из природного материала в пластилин. Соединение отдельных деталей с помощью пластилина. Прикрепление засушенных листьев и цветов на подложку полосками гуммированной бумаги. Составление простейших композиций из листьев и цветов. Расположение деталей на подставке. Оформление макетов изготовленными изделиями с созданием игровой ситуации.
РАБОТА С БУМАГОЙ
Изучение технических сведений: свойства бумаги: сгибается, мнется, разрывается, впитывает влагу, теряя при этом прочность, режется. Различение бумаги по толщине, элементарные понятия о назначении некоторых сортов бумаги (газетная, писчая, бумага для рисования, папиросная, оберточная, цветная). Основные и дополнительные цвета бумаги. Инструменты для работы с бумагой: ножницы, карандаш, гладилка, шаблон, мерочка. Клеящие составы: клейстер, канцелярский клей, клей ПВА. Кисточка. Ознакомление с оттенками цветов бумаги. Сочетание цветов бумаги, понятие об аппликации, правила составления аппликации. Понятие о геометрическом и растительном орнаментах. Правила составления растительного орнамента. Организация рабочего места. Правила безопасной работы с клеем и режущими инструментами. Соблюдение санитарно-гигиенических требований при работе с бумагой. Знакомство с приемами работы при работе с бумагой: складывание с угла на угол и по средней линии, разглаживание гладилкой от центра к краям, разрывание бумаги по сгибу. Хватка инструмента. Синхронность работы обеих рук: правая рука с ножницами — режет, левая — подает. Приемы резания ножницами по прямым и кривым линиям, скругление углов квадрата и прямоугольника. Обводка по шаблону, разметка бумаги с помощью мерочки. Смазывание поверхности бумаги клеем с помощью кисти. Рациональное использование материала (экономная разметка, использование остатков материала для дальнейшей работы). Симметричное вырезывание. Размещение на листе бумаги элементов аппликации. Смазывание деталей аппликации клеем и наклеивание их.
РАБОТА С НИТКАМИ
Изучение технических сведений: свойства, особенности и применение ниток. Инструменты для работы с нитками, их назначение и хранение. Сочетание цвета ниток и карандаша для раскраски контура. Организация рабочего места. Правила безопасной работы. Соблюдение санитарно-гигиенических требований при работе с нитками. Приемы работы с нитками: связывание ниток и завязывание бантиком, петлей. Приемы витья шнурка. Правильная хватка инструментов, пользование наперстком. Приемы вдевания нитки в иглу и закрепление нитки повторением двух-трех стежков на одном месте. Шитье по проколам приемом «игла вверх-вниз» по намеченным линиям.
Межпредметные связи
Математика. Счет в пределах 10. Представление о треугольнике, квадрате, прямоугольнике, круге. Изобразительное искусство. Основные и дополнительные цвета. Аппликация на белом и цветном фоне, геометрический и растительный орнамент. Развитие устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности. Называние предметов, их характеристик, правильное построение простых нераспространенных предложений при ответах на вопросы. Примечание. Слабые учащиеся к концу учебного года должны усвоить основные приемы работы с различными материалами, научиться выслушивать инструкцию, ориентироваться в задании по вопросам учителя, участвовать в планировании ближайшей операции и с помощью учителя выполнять работу, уметь показывать и называть верх, низ, правую, левую сторону листа бумаги и объемного изделия, длинные и короткие, маленькие и большие детали, узнавать и называть основные геометрические форм.
4. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ.
Минимальный уровень:
- знание правил организации рабочего места;
- знание видов трудовых работ;
- знание названий и свойств поделочных материалов, используемых на уроках труда, правил их хранения, санитарно-гигиенических требований при работе с ними;
- знание названий инструментов, необходимых на уроках, правил техники безопасной работы с колющими и режущими инструментами;
- знание приемов работы;
- умение самостоятельно организовать свое рабочее место, рационально располагать инструменты, материалы и приспособления на рабочем столе, сохранять порядок на рабочем месте;
- умение анализировать объект, подлежащий изготовлению, выделять и называть его признаки и свойства;
- умение составлять план работы над изделием по пунктам;
-умение владеть некоторыми технологическими приемами ручной обработки материалов;
- умение работать с доступными материалами (глиной и пластилином; природными материалами; бумагой и картоном; нитками и тканью).
Достаточный уровень:
- знание правил рациональной организации труда;
- умение соблюдать санитарно-гигиенические требования при выполнении трудовых работ; правила безопасной работы режущими и колющими инструментами;
- умение осознанно подбирать материалы для работы;
- экономно расходовать материалы;
- умение работать с разнообразной наглядностью: составлять план работы над изделием с опорой на предметно-операционные и графические планы с помощью педагога или самостоятельно;
- умение осуществлять текущий самоконтроль выполняемых практических действий с помощью педагога;
- оценивать свое изделие (красиво, некрасиво, аккуратное, похоже на образец);
- устанавливать причинно-следственные связи между выполняемыми действиями и их результатами;
- выполнять общественные поручения по уборке класса после уроков трудового обучения под контролем взрослого.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПРОГРАММНОГО МАТЕРИАЛА.
Общее количество часов в первый год обучения – 64 часа.
Количество часов в неделю – 2 часа.
Уровень обучения – базовый.
Настоящая программа будет реализована в условиях классно-урочной системы обучения.
По учебно-календарному графику:
Класс
Учебный предмет
Кол-во часов в неделю
I четверть (ч)
II четверть (ч)
III четверть (ч)
IV четверть (ч)
Кол-во часов в год
1
Трудовое обучение (ручной труд)
2
18
14
18
16
66
Формы обучения: урок, фронтальная работа, индивидуальная работа, работа в парах и группах, коллективная работа, экскурсия, практическая работа.
Технологии обучения: личностно-ориентированное обучение. игровые, здоровьесберегающие, развивающие технологии, технологии разноуровнего и дифференцированного обучения, ИК
Рабочая программа рассматривает следующее распределение учебного материала:
Класс
Содержание
Кол-во часов
I четверть
II четверть
III четверть
IV четверть
За год
1
Вводное занятие
1
-
-
-
1
Работа с пластилином
3
6
1
2
12
Работа с природным материалом
5
2
-
2
9
Работа с бумагой
9
6
13
6
34
Работа с текстильными материалами
-
-
4
6
10
Кол-во часов
18
14
18
16
66
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ.
Трудовое обучение
1 класс
№
Тема урока
Кол-во часов
Коррекционная работа
Элементы содержания
Основные ЗУН по теме
Дата
1 четверть
1.
Вводное занятие.
Человек и труд. Урок труда.
1
Коррекция устной речи, логического мышления на основе операций обобщения.
Беседа о труде и профессиях, об окружающих предметах рукотворного мира. Знакомство с материалами и инструментами, которые используются на уроках труда. Требования к поведению уч-ся во время урока труда.
Знать наиболее распространенные профессии; технику безопасности; аккуратное и бережное обращение с материалами и инструментами. Умение узнавать, называть предметы. Уточнение представлений о предметном мире.
РАБОТА С ПЛАСТИЛИНОМ
2.
Приемы работы с пластилином. Аппликация из пластилина "Яблоко"
1
Коррекция мышечной системы, пространственной ориентировки на плоскости.
Свойства пластилина. Приемы работы с пластилином: разминание, отщипывание, размазывание пластилина по картону. знакомство с понятием "аппликация".
Знать свойства пластилина, правила обращения с пластилином, инструментами. Определение цвета пластилина. Умение повторять за учителем анализ образца и планировать ход работы. понимание и использование в работе графических изображений.
РАБОТА С ПРИРОДНЫМИ МАТЕРИАЛАМИ
3.
"Что надо знать о природных материалах".
Экскурсия в лес. "Коллекция из осенних листьев"
1
Коррекция восприятия на основе наблюдений за предметами природного мира. Коррекция устной речи, расширение кругозора.
Формирование представлений о природном материале как поделочном и о его художественно - выразительных свойствах.
Знания о природных материалах и о той среде, где их находят. Умение составлять коллекцию из сухих листьев.
4.
"Как работать с засушенными листьями". Аппликация «Лист большой, лист маленький».
1
Коррекция воображения, зрительного восприятия, памяти, пространственных представлений, ориентировки на плоскости.
Закрепление представлений о деревьях. Приемы соединения природного материала с поверхностью с помощью полосок гуммированной бумаги, пластилина. Формирование представлений о направлении, положении и пространственных связях частей.
Умение ориентироваться на плоскости листа. Умение повторять за учителем анализ образца, выполнение аппликации по инструкции учителя и предметно-операционному плану. Навык пользования графическими изображениями.
Наклеивание на подложку из цветной бумаги засушенных цветов, вазы из бумаги.
Составление простейшей композиции из засушенных листьев.
Уметь аккуратно наклеивать сухие хрупкие листья и цветы на подложку; составлять простые композиции из листьев и цветов.
РАБОТА С БУМАГОЙ
8.
"Что надо знать о бумаге".
"Коллекция образцов бумаги"
1
Развитие осязания и слуховой чувствительности.
Знакомство с некоторыми сортами бумаги, их физическими свойствами и назначением. Составление коллекции сортов бумаги.
Знание назначения и сортов бумаги. Умение узнавать и называть предметы, сделанные из бумаги, и определять их функциональную значимость в быту, игре, учебе; узнавать, называть, различать цвета бумаги.
9.
"Что надо знать о треугольнике".
Складывание из бумаги "Елочка"
1
Коррекция восприятия пространства (вверху, внизу, слева, справа); зрительно-двигательной координации. Развитие комментирующей речи.
Дать сведения об основных признаках фигуры "треугольник". Прием сгибания треугольника пополам. Инструкции, содержащие пространственную характеристику.
Знание основных признаков геометрической фигуры - треугольник. Умение различать треугольники по величине; ориентироваться в геом. фигуре - треугольник.
10.
"Что надо знать о квадрате". Складывание из бумаги. Стаканчик для игрушки "Поймай пуговицу"
1
Коррекция зрительно-двигательной координации. Развитие комментирующей речи.
Сведения об основных признаках фигуры "квадрат". Установление сходства квадрата с предметами; сходства и различия между квадратом и треугольником. Прием "сгибания квадрата с угла на угол".
Знание признаков геом. фигуры "квадрат". умение различать квадраты по величине. Умение ориентироваться в пространстве геом. фигуры "квадрат"; понимать инструкцию, содержащую пространственную характеристику.
11.
"Что надо знать о прямоугольнике".
Складывание из бумаги. "Наборная линейка"
1
Коррекция зрительно-двигательной координации.
Коррекция восприятия, мышления на основе операции сравнения.
Сведения об основных признаках прямоугольника. Соотнесение прямоугольника с предметами реальной окружающей действительности. Прием "сгибание прямоугольника пополам", "совмещение углов с опорными точками". Представления о функциональной значимости предметов, сложенных из бумаги.
Знать признаки геом. фигуры "прямоугольник". Умение устанавливать сходства и различия прямоугольника с квадратом и треугольником. умение ориентироваться в пространстве фигуры "прямоугольник".
РАБОТА С ПЛАСТИЛИНОМ
12.
"Как работать с пластилином". Лепка "Домик", "Елочка"
1
Коррекция и развитие мышечной системы, координации движений рук.
Знакомство с конструктивным способом лепки. Приемы работы с пластилином: раскатывание пластилина столбиками (палочками). Планирование хода работы по изобразительно-графическому плану.
Представления и знания о величине (длинный, короткий, средний), толщине (тонкий, толстый). Умение сравнивать длину вылепленной из пластилина заготовки со схемами в учебнике.
13.
Лепка предметов шаровидной и овальной формы. "Помидор", "Огурец"
1
Коррекция и развитие мышечной системы, координации движений рук, пространственных представлений.
Формирование представлений о предметах природного мира группы "Овощи". Знакомство с пластическим способом лепки однодетальных предметов шаровидной и овальной формы из одного куска пластилина. Работа с опорой на предметно-операционный план.
Прием "скатывание в ладонях шара из пластилина кругообразными движениями", "раскатывание пластилина в ладонях до овальной формы", "вдавливание пальцем пластилина на поверхности шара или овала".
РАБОТА С БУМАГОЙ
14.
Инструменты для работы с бумагой. "Что нужно знать о ножницах" Вырезание ножницами по прямым и кривым линиям круга и квадрата.
1
Коррекция и развитие мышечной системы, зрительно-двигательной координации рук.
Формирование представлений об орудиях труда. Правила работы с ножницами. Правильная посадка при работе с ножницами. Знакомство со строением руки (ладонь, пальцы).
Знания о ножницах, их устройстве, функциональном назначении, правилах хранения, технике безопасности. Умение правильно держать инструмент (ножницы).
15.
Приемы резания ножницами по прямым линиям. "Геометрический орнамент из квадратов"
Обучение имитирующим движениям с ножницами на весу (без бумаги). Прием "разрез по короткой вертикальной линии, смыкая лезвия ножниц до конца". Резание по размеченным линиям.
Правила обращения с ножницами. Знания о геом. фигуре "квадрат". Умение резать по размеченным коротким вертикальным линиям.
16.
Приемы резания ножницами по прямым наклонным линиям. "Парусник из треугольников"
1
Коррекция ориентировки на плоскости.
Коррекция и развитие внимания, воображения.
Обучение разметке по шаблону.
Имитирующие движения с ножницами на весу без бумаги. Прием "разрез по короткой наклонной линии, смыкая лезвия ножниц до конца".
Правила обращения с ножницами. навык резания ножницами по прямым вертикальным и наклонным линиям. Умение работать с предметно-операционным планом.
17.
Приемы резания ножницами по прямым наклонным линиям. "Орнамент из треугольников"
2
№
Тема урока
Кол-во часов
Коррекционная работа
Элементы содержания
Основные ЗУН по теме
Дата
2 четверть
РАБОТА С ПЛАСТИЛИНОМ.
1.
Приёмы работы с пластилином: вытягивание. «Морковь»,
1
Коррекция ориентировки в пространстве, устной речи, расширение кругозора.
Приемы работы с пластилином: раскатывание пластилина в ладонях до овальной формы, вытягивание овала до конической формы.
Уметь подготавливать пластилин к работе (подогреть); соблюдать пропорции, размеры.
Оценивать свое изделие с указанием недостатков и достоинств с помощью учителя.
Уметь соединять плоские детали с объемными. Правильно располагать детали, соблюдать пропорции и размеры.
Умение работать с опорой на предметно-операционный план.
2.
Приёмы работы с пластилином: вытягивание. «Свекла».
1
Коррекция мелкой моторики, логического мышления.
Формирование представлений о предметах природного мира группы "Овощи". Лепка однодетальных предметов конической формы.
Приемы работы с пластилином: скатывание в ладонях шара из пластилина кругообразными движениями, вытягивание боковины шара до конической формы.
Конструктивный способ лепки многодетальных предметов. Приемы работы с пластилином: скатывание шара, сплющивание пластилина ладонью. Работа с опорой на пооперационный план.
Умение делить пластилин в соответствии с количеством, величиной и цветом деталей изделия.
Уметь скатывать и раскатывать, расплющивать куски пластилина, "размазывать" пластилин на картоне. Умение осуществлять контроль за выполнением практического действия, используя для контроля схемы из учебника.
5.
Приёмы работы с пластилином: сплющивание шара. «Грибы».
Приемы работы с пластилином: скатывание шаровидной формы, скатывание овальной формы, сплющивание пластилина ладонью. Работа с опорой на пооперационный план.
РАБОТА С ПРИРОДНЫМИ МАТЕРИАЛАМИ
6.
"Как работать с еловыми шишками". «Ёжик».
1
Коррекция зрительного восприятия, воображения.
Коррекция механизма мышечного регулирования.
Знакомство с еловыми шишками как природным материалом, с их свойствами. Обучение последовательности конструирования с опорой на изобразительно-графический пооперационный план в коллективной беседе.
Знать элементарные понятия о природных материалах, их свойствах. Соединение пластилина с природным материалом способами примазывания, вкалывание деталей из природного материала в пластилин. Умение составлять простые композиции.
7.
"Как работать с еловыми шишками". «Рыбка».
1
РАБОТА С БУМАГОЙ (с применением клея)
8.
Аппликация из обрывных кусков бумаги.
«Осеннее дерево»
1
Развитие координации правой и левой кистей рук, точности и плавности движений.
Закрепление понятий о цвете. Формирование представлений о физических свойствах бумаги. Закрепление представлений о природных явлениях (осень) и предметах природного мира (деревьях). Прием наклеивания обрывных кусочков на основу.
Умение разрывать бумагу на две части по линии сгиба.
Знать свойства бумаги: сгибается, разрывается; бывает толстой, тонкой. Умение анализировать аппликацию по вопросам учителя.
9.
Складывание фигурок из бумаги. « Открытка со складным цветком».
1
Коррекция восприятия пространства (наверху, внизу, слева, справа).
Коррекция двигательной сферы.
Изготовление изделий из бумаги способом складывания: базовая форма - квадрат. Обучение приему "совмещение сторон с опорными точками".
Знание геометрических фигур и их признаков. Умение различать треугольник, квадрат, прямоугольник. Умение ориентироваться в пространстве геом. фигур. Приемы: "сгибание квадрата пополам", "сгибание квадрата с угла на угол (по диагонали)".
10.
Складывание фигурок из бумаги. « Открытка со складной фигуркой кошечки».
1
РАБОТА С ПЛАСТИЛИНОМ
11.
"Как работать с пластилином". «Цыпленок и курочка».
Формирование представлений о предметах природного мира группы "Домашние птицы". Приемы работы с пластилином: прищипывание, примазывание. Обучение планированию ближайшей операции с опорой на предметно-операционный план.
Умение скатывать заготовки шарообразной формы. Уметь использовать в работе приемы прищипывания и примазывания пластилина для соединения деталей изделия. Умение анализировать образец объемного многодетального изделия с помощью учителя. Умение соблюдать пропорции и пространственные отношения деталей изделия.
Обучение приему "надрез по короткой вертикальной линии, не смыкая лезвия ножниц". Обучение сборке конструкции с опорой на предметно-операционный план. Формирование умения размечать по шаблону.
Знать правила работы с ножницами. Умение правильно держать ножницы (синхронность работы обеих рук); резать
бумагу по прямым и
кривым линиям. Умение контролировать мышечное усилие при выполнении короткого разреза.
Умение узнавать, различать и называть цвета.
13.
"Как работать ножницами". Конструирование. «Декоративная веточка»
1
Коррекция зрительно-двигательной координации. Коррекция дифференциации движения пальцев и координации рук.
Обучение приему "надрез по коротким вертикальным линиям" на глаз, без предварительной разметки. Обучение приему "накручивание заготовки на палочку (веточку)".
14.
"Как работать ножницами".
Конструирование. «Флажки»
1
Коррекция механизма мышечной регуляции.
Закрепление понятий о геометрических фигурах. Обучение разметке по шаблону, сборке конструкции с опорой на образец. Планирование ближайшей операции с помощью пооперационного плана.
Умение резать по короткой наклонной линии, контролировать мышечное усилие при выполнении короткого надреза.
Умение использовать контрастные цвета (желтый -фиолетовый, красный-зеленый, синий - оранжевый).
№
Тема урока
Кол-во часов
Коррекционная работа
Элементы содержания
Основные ЗУН по теме
Дата
3 четверть
РАБОТА С ПЛАСТИЛИНОМ.
1.
Лепка из пластилина многодетальных фигурок. Животные. "Котик"
Формирование умения анализировать образец объемного многодетального изделия с помощью учителя. Обучение соблюдению пропорций при лепке объемной фигуры. Планирование ближайшей операции с опорой на предметно-операционный план.
Умение скатывать заготовки овальной формы. Умения выполнять приемы обработки пластилина и соединения деталей: "прищипывание", "примазывание".
РАБОТА С БУМАГОЙ
2.
2222.
"Как работать ножницами". Приемы резания ножницами по незначительно изогнутым линиям.
"Листочки"
Учебник – с. 64
1
Коррекция недоразвития координации правой и левой рук.
Формирование представлений о кривых линиях. Обучение рисованию по опорным точкам снизу вверх; синхронной работе обеих рук. Прием "разрез по незначительно изогнутой линии (дуге), не смыкая лезвия ножниц".
Знание прямых линий (вертикальные, горизонтальные, наклонные). Умение правильно распределять мышечное усилие при выполнении разреза по дугообразной линии. Умение размечать по шаблону.
3.
233
Приемы работы с бумагой (сминание и скатывание бумаги).
Аппликация.
"Ветка рябины"
Учебник – с. 65
1
Коррекция мелкой моторики: развитие дифференциации движений пальцев и координации правой и левой рук, развитие мышечного усилия.
Формирование представлений о разных породах деревьев.
Обучение приему "сминание бумаги".
Прием "разрывание бумаги по линии сгиба". Умение узнавать и различать цвета. Умение наклеивать смятые из бумаги шарики на основу.
4.
3
Приемы резания ножницами по кривым линиям - округление углов прямоугольных деталей. Аппликация. "Цветы в корзине"
Учебник – с. 66, 67
1
Коррекция пространственной ориентировки в процессе размещения и наклеивания заготовок внутри контура. Развитие воображения.
Повторение практических действий с бумагой. Формирование графических умений по скруглению прямоугольных форм (квадрат). Обучение приему "скругление углов прямоугольной формы".
Умение анализировать аппликацию по вопросам учителя. Прием "сминание" бумаги. Навык планирования ближайшей операции с помощью предметно-операционного плана.
РАБОТА С ТЕКСТИЛЬНЫМИ МАТЕРИАЛАМИ
5.
"Что надо знать о нитках".
Наматывание ниток. "Клубок ниток"
Учебник – с. 68-70
1
Коррекция зрительно-двигательной координации.
Нитки в природе и жизни человека; из чего делают нитки. Ознакомление с работой с нитками. Обучение наматыванию ниток в клубок; выполнению действий в заданном пространственном направлении (на себя, от себя).
Умение узнавать и называть предметы, сделанные из ниток; определять их функциональную значимость в быту, в игре.
6.
5
Наматывание ниток. Изготовление изделий из ниток. "Бабочка"
Учебник – с. 71
1
Коррекция зрительно-двигательной координации.
Коррекция и развитие пластичности рук.
Обучение приему "наматывание ниток на основу"; предметно-практическим действиям в заданном пространственном направлении (на себя, от себя).
Узнавание, называние предметов, сделанных из ниток, определение их функциональной значимости в быту, игре. Умение повторять за учителем анализ образца и планировать ход работы по предметно-операционному плану.
7.
Наматывание ниток. Изготовление изделий из ниток. "Бантик"
1
8.
Наматывание ниток. Изготовление изделий из ниток. "Кисточка"
Учебник – с. 72, 73
1
РАБОТА С БУМАГОЙ
9.
Вырезание из бумаги предметов округлой формы. Аппликация. "Фрукты на тарелке"
Учебник – с. 74, 75
1
Развитие синхронной работы рук. Коррекция пространственного восприятия.
Представления о предметах природного мира группы "Овощи". Рисование по линиям или опорным точкам предметов, имеющих округлый контур. Обучение приему резания ножницами по кривой линии.
Умение анализировать образец (название предметов, их форма, цвет); устанавливать пространственные соотношения предметов (на, перед, за, справа, слева, сверху).
10.
Вырезание из бумаги круга. Аппликация. "Снеговик"
Учебник – с. 76, 77
1
Развитие синхронной работы рук; анализирующей способности в ходе обследования аппликации, состоящей из кругов.
Формирование представлений о геометрической фигуре "круг". Вырезание по кругу. Прием резания ножницами по кривой линии.
Умение соотносить круг с предметами рукотворного мира, имеющими круглую форму. Умение рационально использовать приемы резания бумаги.
11.
Вырезание из бумаги круга. Аппликация. "Гусеница"
Учебник – с. 76, 77
1
12.
Вырезание из бумаги овала. Плоскостное конструирование. Игрушка "Цыпленок в скорлупе"
Учебник – с. 78, 79
1
Коррекция зрительно-двигательной координации, синхронности работы обеих рук и недостатков развития мышечного усилия.
Формирование представлений о геометрической фигуре "овал". Разметка по шаблону. Вырезание по кривой линии. Планирование хода работы над изделием по вопросам учителя, с помощью предметно-операционного плана.
Знание правил работы с ножницами. Умение определять сходство и различие овала и круга; соотносить овал с предметами природного и рукотворного мира, имеющими овальную форму.
13.
Складывание фигурок из бумаги. Приемы сгибания бумаги (сгибание сторон прямоугольника и квадрата к середине). "Пароход"
Учебник – с. 80, 81
1
Коррекция восприятия пространства (наверху, внизу, слева, справа). Коррекция анализирующего восприятия в процессе работы с пооперационным изобразительно-графическим планом. Развитие комментирующей речи.
Представления о предметах рукотворного мира группы "Транспорт". Деление сторон на равные части посредством сгибания ее несколько раз. Обучение приему "сгибание сторон к середине".
Знания о геом. фигурах "треугольник", "прямоугольник", "квадрат"; их признаки. Умение ориентироваться в пространстве геометрической формы "квадрат". Умение узнавать и называть геометрические формы в полуфабрикате по вопросам учителя.
14.
Складывание фигурок из бумаги. Приемы сгибания бумаги (сгибание углов прямоугольника и квадрата к середине). "Стрела"
Представления о предметах рукотворного мира группы "Транспорт". Обучение приему "сгибание углов к середине". Чтение изобразительно-графического пооперационного плана по вопросам учителя. Комментирование предметно-практических действий с бумагой.
Знания о геом. фигурах "треугольник", "прямоугольник"; их признаки. Навыки "сгибание прямоугольника пополам", "сгибание сторон к середине". Умение ориентироваться в пространстве геом. фигуры "прямоугольник"; понимать и выполнять инструкцию, содержащую пространственную характеристику.
15.
Симметричное вырезание из бумаги, сложенной пополам. "Плетеный коврик из полос бумаги"
Учебник – с. 84
1
Коррекция восприятия направления движения (сверху, снизу, выше, ниже). Развитие чувства ритма. Коррекция внимания.
Формирование представлений о симметрии. Обучение способу симметричного вырезания. Разметка по шаблону. Обучение приему "плетение вверх-вниз".
Знание признаков геом. фигуры "прямоугольник". Умение сгибать прямоугольник пополам. Навык прямолинейного вырезания по предварительно размеченным коротким и длинным линиям.
16.
Симметричное вырезание из бумаги, сложенной пополам. Объемное конструирование. "Птичка"
Учебник – с. 85
1
Коррекция и развитие воображения, памяти.
Обучение самостоятельной сборке конструкции с опорой на предметно-операционный план и образец с частичной помощью учителя.
Навык вырезания по кривой (волнообразной) линии.
17.
Симметричное вырезание орнаментов из бумаги, сложенной пополам. Плоскостное конструирование. "Закладка для книг с геометрическим прорезным орнаментом"
Учебник – с. 86, 87
2
Коррекция пространственных представлений и пространственной ориентировки. Коррекция зрительно-двигательной ориентировки.
Представления об орнаменте (в орнаменте все элементы могут чередоваться и повторяться). Обучение приему разметки по шаблону чередующихся геометрических форм
Умение анализировать изделие по вопросам учителя; планировать ближайшую операцию с помощью предметно-операционного плана. Умение вырезать геометрические формы симметричного строения (круг, квадрат).
№
Тема урока
Кол-во часов
Коррекционная работа
Элементы содержания
Основные ЗУН по теме
Дата
4 четверть
РАБОТА С БУМАГОЙ
1.
Симметричное вырезание предметов из бумаги, сложенной пополам. Аппликация. "Самолет в облаках"
Учебник – с. 88, 89
1
Коррекция пространственных представлений и пространственной ориентировки.
Предметы рукотворного мира группы "Транспорт". Обучение анализированию аппликации с помощью учителя (определение тематики, выделение деталей, цветовые отношения, пространственное расположение деталей, узнавание приемов обработки бумаги (разметка по шаблону, вырезание, обрывание, наклеивание). Симметричное вырезание изображений сложного контура.
Умение планировать ход работы с помощью предметно-операционного плана; оценивать качество выполненного изделия, находить ошибки и причины их возникновения. Умение обрывать бумагу.
РАБОТА С ПЛАСТИЛИНОМ
2.
Лепка из пластилина макета. "Снегурочка в лесу"
Учебник – с. 90, 91
2
Знакомство с элементарными представлениями о геометризации форм человеческой фигуры: голова - шар, туловище, руки, ноги - усеченный конус.
Приемы раскатывания пластилина. Умение анализировать объект и планировать ближайшую операцию с опорой на изобразительно-графический пооперационный план.
РАБОТА С ПРИРОДНЫМИ МАТЕРИАЛАМИ
3.
"Что надо знать о природных материалах. Травы". Конструирование из тростниковой травы и пластилина. "Ежик"
Учебник – с. 92, 93
2
Коррекция и развитие воображения.
Обучение планированию ближайшей операции с опорой на пооперационный план.
Знания о природных материалах и их художественно-выразительных свойствах. Навык скатывания из пластилина заготовки конической формы.
РАБОТА С БУМАГОЙ
4.
Вырезание симметричных форм из бумаги, сложенной несколько раз. Коллективная аппликация. "Букет цветов"
Расширение представлений о растениях. Знакомство с группой цветков, у которых лепестки равномерно повторяются от середины по окружности. Обучение навыку вырезать четырехлепестковые цветки. Прием "вырезание по незначительно изогнутой линии". Практические действия с опорой на предметно-операционный план.
Знание признаков геом. фигур "квадрат", "прямоугольник", "треугольник". Умение определять форму, количество лепестков, величину, протяженность, контур лепестков. Умение сгибать квадрат в три раза. Навык сгибания бумаги пополам и с угла на угол.
5.
Складывание из бумаги. Приемы сгибания бумаги (сгибание бумаги по типу гармошки). Конструирование. "Ежик"
1
Коррекция зрительно-двигательной ориентировки.
Развитие воображения.
Расширение представлений о птицах. Обучение складыванию гармошки. Разметка по шаблону. Обучение самостоятельной сборке конструкции с опорой на образец с частичной помощью учителя.
Складывание из бумаги. Приемы сгибания бумаги (сгибание бумаги по типу гармошки). Конструирование. "Декоративная птица со складными крыльями"
2
РАБОТА С ТЕКСТИЛЬНЫМИ МАТЕРИАЛАМИ
7.
"Как надо работать с нитками". Инструменты для швейных работ. Приемы шитья.
"Шитье по проколам" (вертикальным, горизонтальным и наклонным линиям)
Учебник – с. 98, 99
2
Коррекция зрительно-двигательной координации, точности движений, внимания. Развитие ритмической упорядоченности движений.
Формирование представлений об инструментах (иглы, ножницы, наперсток). Знакомство с правилами безопасной работы с иглой. Вдевание нитки в иголку, закрепление нитки в начале и конце строчки. Обучение приему шитья "игла вверх-вниз".
Знание свойств ниток, способов их хранения и приемов использования в быту. Умение вдевать нитку в иголку, закреплять нитку в начале и конце строчки (прошивание два-три раза на одном месте).
8.
"Как работать с нитками". Приемы шитья.
"Шитье по проколам" (треугольник, квадрат, круг)
Учебник – с. 98, 99
2
Коррекция зрительно-двигательной координации, точности движений, внимания. Развитие ритмической упорядоченности движений.
Правила безопасной работы с иглой. Обучение приему шитья "игла вверх-вниз".
Знание правил безопасной работы с иглой. Умение вдевать нитку в иголку, закреплять нитку в начале и конце строчки. Навык узнавания и называния геометрических фигур.
9.
"Как работать с нитками. Вышивание". Что делают из ниток. Приемы вышивания. "Вышивание по проколам" (вертикальным, горизонтальным и наклонным линиям)
Учебник – с. 100, 101
2
Коррекция зрительно-двигательной координации, точности движений, внимания. Развитие ритмической упорядоченности движений.
Понятия "шитье", "вышивка", "контур", "стежок", "расстояние между стежками". Обучение вышиванию в два приема: 1) шитье приемом "игла вверх-вниз"; 2) заполнение расстояния между стежками ниткой того же или другого цвета.
Знание правил безопасной работы с иглой.
Умение вдевать нитку в иголку, закреплять нитку в начале и конце строчки.
7. Перечень учебно-методического обеспечения.
Учебники (автор, название, год издания, кем рекомендован или допущен, издательство)
Список используемой литературы
Дидактические материалы
1. Кузнецова Л.А. Технология. Ручной труд. 1 класс. Учебник для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы - Москва «Просвещение», 2017г.
2. Кузнецова Л.А. Технология. Ручной труд. Рабочая тетрадь. 1 класс. Часть 1. М.: Просвещение, 2017.
3. Кузнецова Л.А. Технология. Ручной труд. Рабочая тетрадь. 1 класс. Часть 2. М.: Просвещение, 2017.
1. Кузнецова Л.А. Технология. Ручной труд. методические рекомендации. 1-4 классы. Учебное пособие для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы - Москва «Просвещение», 2016г.
2. Кузнецов, В.П. Работа с бумагой и картоном на уроках труда в начальных классах. – М.: Просвещение, 1967. – 179
3. Сорокина, Г. Лепим с пластилина./ Г.Сорокина. – Изд. «Аркти», Санкт-Петербург. – 2003.
4. Щеблыкин, И.К. Кагакова «Аппликационные работы в начальных классах»: кн. для учителя – 2-е изд., испр. И доп. – М.: Просвещение, 1990. – 191 с.
- виды и сорта бумаги и ткани, альбом этапы производства ткани, операционно- технологические карты по разделам: работа с пластилином, текстильными материалами, бумагой и картоном, природным и бросовым материалом;
- таблицы правил безопасной работы с инструментами;
- ЭОР (разработки мультимедийных презентаций, виртуальных экскурсий, учебных фильмов);