kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Адаптированная рабочая программа по учебному предмету «Рисование (изобразительное искусство)» предметной области «Искусство» в 4а классе (1 вариант)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по учебному предмету  "Рисование (изобразительное искусство)"  разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственноц отсталостью (интеллектуальными нарушениями), 1 вариант.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Адаптированная рабочая программа по учебному предмету «Рисование (изобразительное искусство)» предметной области «Искусство» в 4а классе (1 вариант)»

ГКОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат №1»



РАССМОТРЕНО

на МО,

протокол № ___

от «___» ______ 20____г.

Руководитель МО

________ А.Н. Дубровина

СОГЛАСОВАНО

с методическим советом,

протокол № 1 от

«___» _______ 20____ г.

Руководитель МС

_________ М.В. Охрименко

УТВЕРЖДАЮ

И.о. директора школы-интерната

_____________ Н.В. Данченко

Приказ №_______________

от____________20_______г.



Адаптированная рабочая программа

по учебному предмету «Рисование (изобразительное искусство)»

предметной области «Искусство»

в 4а классе (1 вариант)

на 2023-2024 учебный год


Составлена на основе адаптированной основной образовательной программы

ГКОУ "Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат № 1". Федерального

государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью

(интеллектуальными нарушениями)

(наименование программы)


Программу составила: учитель высшей квалификационной категории Дубровина А.Н.

(Ф.И.О. учителя, составившего рабочую программу)




г. Железноводск

2023 год

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Рабочая программа по учебному предмету «Рисование (изобразительное искусство)» разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), (1 вариант) и направлена на достижение обучающимися личностных, метапредметных (регулятивных, познавательных, коммуникативных) и предметных результатов.


Данная рабочая программа разработана на основе следующих нормативно-правовых документов:


Закон"Об образовании в Российской Федерации" N 273-ФЗ от 29.12.2012;

Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014г. №1599 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)" ;

Постановление от 10.07.2015г. №26 об утверждении САНПИН 2.4.2.3286-15 "Санитарно-эпидемиологические требования в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья";


Устав ГКОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат № 1»;

Учебный план.


Целью данной программы является осуществление комплексного подхода к развитию личности младших школьников, имеющих интеллектуальные нарушения, путем коррекции и развития сенсомоторной сферы, высших психических функций, обогащения чувственного опыта в процессе занятий изобразительной деятельностью.


Для достижения поставленной цели на уроках рисования в 4 классе решаются следующие задачи:


  • развитие эстетических чувств и восприятия предметов и явлений природы в процессе их познания, а также работа осознанием красоты окружающего мира;

  • формирование интереса к изобразительному искусству, потребности к изображению объектов наблюдения и желания научитьсяразличным способамих воспроизведения;

  • обучение изобразительному искусству: формирование направленности на активное наблюдение за окружающей действительностью и развитие приемов рассматривания произведений искусства и народного творчества с целью их изображения (формирование образов) в рисунке, лепке, в работе над аппликацией; ознакомление со свойствами новых художественных материалов и развитие технических навыков работы с ними;

  • направленность на коррекционное развитие детей с учетом их возможностей и трудностей в обучении изобразительному искусству;

  • развитие восприятия цвета предметов и явлений в окружающей природной среде и формирование умения изображать увиденное цветными и ахроматическими художественными материалами;

  • формирование умения анализировать форму, строение (конструктивные особенности) объекта наблюдения, выделять в нем части, определять пропорции и видеть объект целостно, потом изображать его, передавая относительное сходство;

  • обучение некоторым правилам работы над композицией;

  • корригировать недостатки познавательной деятельности школьников с нарушением интеллекта путем систематического и целенаправленного развития у них правильного восприятия формы, конструкции,величины, цвета предметов, их положения в пространстве;

  • развивать мелкую моторику рук; правильное удержание карандаша и кисточки, формировать навыки произвольной регуляции нажима и темпа движения (его замедления и ускорения), прекращения движения в нужной точке; сохранение направления движения;

  • развивать речь учащихся и обогащать словарный запас за счет введения новых слов, обозначающих художественные материалы, их свойства и качества;

  • обогащать, уточнять и закреплять представления о предметах и явлениях окружающего мира;

  • воспитывать адекватное отношение к результатам собственной деятельности и деятельности других, формировать основы самооценки.


2. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ.


Личностные результаты:

  • положительное отношение и интерес к процессу изобразительной деятельности и ее результату;

  • приобщение к культуре общества, понимание значения и ценности предметов искусства;

  • воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств;

  • отношение к собственной изобразительной деятельности как к одному из возможных путей передачи представлений о мире и человеке в нем, выражения настроения, переживаний, эмоций;

  • умение наблюдать красоту окружающей действительности, адекватно реагировать на воспринимаемое, проявлять возникающую эмоциональную реакцию (красиво/некрасиво);

  • представление о собственных возможностях, осознание своих достижений в области изобразительной деятельности, способность к оценке результата собственной деятельности;

  • стремление к организованности и аккуратности в процессе деятельности с разными материалами и инструментами, проявлению дисциплины и выполнению правил личной гигиены и безопасного труда;

  • умение выражать своё отношение к результатам собственной и чужой творческой деятельности (нравится/ не нравится; что получилось/что не получилось); принятие факта существование различных мнений;

  • проявление доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости и взаимопомощи, проявление сопереживания удачам/неудачам одноклассников;

  • стремление к использованию приобретенных знаний и умений в предметно-практической деятельности, к проявлению творчества в самостоятельной изобразительной деятельности;

  • стремление к дальнейшему развитию собственных изобразительных навыков и накоплению общекультурного опыта;

  • стремление к сотрудничеству со сверстниками на основе коллективной творческой деятельности, владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия для решения практических и творческих задач.


Регулятивные БУД:

  • учить понимать учебную задачу;

  • организовывать свое рабочее место под руководством учителя;

  • определять план выполнения задания на уроках изобразительного искусства под руководством учителя;

  • использовать в своей деятельности простейшие инструменты;

  • проверять работу,сверяясь с образцом.



Познавательные БУД:

  • ориентироваться на плоскости листа бумаги, в пространстве под руководством учителя;

  • уметь слушать и отвечать на простые вопросы учителя;

  • уметь называть, характеризовать предметы по их основным свойствам(цвету, форме, размеру, материалу); находить общее и различие с помощью учителя;

  • группировать предметы на основе существенных признаков(1-2) с помощью учителя;

  • формировать приемы работы различными графическими материалами;

  • наблюдать за природой и природными явлениями;

  • создавать элементарные композиции на заданную тему на плоскости.


Коммуникативные БУД:

  • участвовать в обсуждении содержания художественных произведений;

  • выражать свое отношение к произведению изобразительного искусства в высказываниях (красиво, некрасиво, нарядный, верно, неверно, такой, не такой);

  • оформлять свои мысли в устной речи;

  • соблюдать простейшие формы речевого этикета: здороваться, прощаться, благодарить;

  • слушать и понимать речь других;

  • уметь работать в паре;

  • умение отвечать на вопросы различного характера.



3. СОДЕРЖАНИЕ ИЗУЧАЕМОГО ПРЕДМЕТА.


Содержание программы отражено в следующих разделах: «Обучение композиционной деятельности», «Развитие умений воспринимать и изображать форму предметов, пропорции, конструкцию»; «Развитие восприятия цвета предметов и формирование умения передавать его в живописи», «Обучение восприятию произведений искусства».

Изучение учебного материала по изобразительному искусству осу­ществляется в процессе рисования, лепки и выполнения аппликаций, а также бесед по изобразительному искусству.


Обучение композиционной деятельности.

Понятие «композиция». Элементарные приемы композиции на плоскости и в пространстве. Понятия: горизонталь, вертикаль, диагональ в построении композиции. Определение связи изображения в изобразительной поверхности. Композиционный центр (зрительный центр композиции). Соотношение изображаемого предмета с параметрами листа (расположение листа вертикально или горизонтально).

Установление на изобразительной поверхности пространственных отношений (при использовании способов передачи глубины пространства). Понятия: линия горизонта, ближе – больше, дальше – меньше, загораживания.

Установление смысловых связей между изображаемыми предметами. Главное и второстепенное в композиции.

Применение выразительных средств композиции: величинный контраст (низкое и высокое, большое и маленькое, тонкое и толстое), светлотный контраст (темное и светлое). Достижение равновесия композиции с помощью симметрии и т.д.

Применение приемов и правил композиции в рисовании с натуры, тематическом и декоративном рисовании.


Развитие у учащихся умений воспринимать и изображать форму предметов, пропорции, конструкцию.

Формирование понятий: предмет, форма, фигура, силуэт, деталь, часть, элемент, объем, пропорции, конструкция, узор, орнамент, скульптура, барельеф, симметрия, аппликация и т.п.

Разнообразие форм предметного мира. Сходство и контраст форм. Геометрические фигуры. Природные формы. Трансформация форм. Передача разнообразных предметов на плоскости и в пространстве и т.п.

Обследование предметов, выделение их признаков и свойств, необходимых для передачи в рисунке, аппликации, лепке предмета.

Соотнесение формы предметов с геометрическими фигурами (метод обобщения).

Передача пропорций предметов. Строение тела человека, животных и т.д.

Передача движения различных одушевленных и неодушевленных предметов.

Приемы и способы передачи формы предметов: лепка предметов из отдельных деталей и целого куска пластилина; составление целого изображения из деталей, вырезанных из бумаги; вырезание или обрывание силуэта предмета из бумаги по контурной линии; рисование по опорным точкам, дорисовывание, обведение шаблонов, рисование по клеткам, самостоятельное рисование формы объекта и т.п.

Сходство и различия орнамента и узора. Виды орнаментов по форме: в полосе, замкнутый, сетчатый; по содержанию: геометрический, растительный, зооморфный, геральдический и т.д. принципы построения орнамента в полосе, квадрате, круге, треугольнике (повторение одного элемента на протяжении всего орнамента; чередование элементов по форме, цвету; расположение элементов по краю, углам, в центре и т.п.).

Практическое применение приемов и способов передачи графических образов в лепке, аппликации, рисунке.


Развитие у учащихся восприятия цвета предметов и формирование умений передавать его в живописи.

Понятия: цвет, спектр, краски, акварель, гуашь, живопись и т.д.

Цвета солнечного спектра (основные, составные, дополнительные). Теплые и холодные цвета. Смешение цветов. Практическое овладение основами цветоведения.

Различение и обозначение словом некоторых ясно различимых оттенков цветов.

Работа кистью и красками, получение новых цветов и оттенков путем смешения на палитре основных цветов, отражение насыщенности цвета (светло-зеленый, темно-зеленый и т.д.).

Эмоциональное восприятие цвета. Передача с помощью цвета характера персонажа, его эмоционального состояния (радость, грусть). Роль белых и черных красок в эмоциональном звучании и выразительности образа. Подбор цветовых сочетаний при создании сказочных образов: добрые и злые образы.

Приемы работы акварельными красками: кистевое письмо –примакивание кистью; рисование сухой кистью; рисование по мокрому листу, послойная живопись.

Практическое применение цвета для передачи графических образов в рисовании с натуры или по образцу, тематическом и декоративном рисовании, аппликации.


Обучение восприятию произведений искусства.

Примерные темы бесед:

«Изобразительное искусство в повседневной жизни человека. Работа художников, скульпторов, мастеров народных промыслов, дизайнеров».

«Виды изобразительного искусства». Рисунок, живопись, скульптура, декоративно-0прикладное искусство, архитектура, дизайн.

«Как и о чем создаются картины». Пейзаж, портрет,0 натюрморт, сюжетная картина. Какие материалы использует художник (краски, карандаши и т.д.) красота и разнообразие природы, человека, зданий, предметов, выраженные средствами живописи и графики. Художники создали произведения живописи и графики: И. Билибин, В. Васнецов, Ю. Васнецов, В. Канашевич, А. Куинджи, А. Саврасов, И. Остроухова, А. Пластов, В. Поленов, И. Левитан, К. Юон, М. Сарьян, П. Сезанн, И. Шишкин и т.д.

«Как и о чем создаются скульптуры» скульптурные изображения (статуя, бюст, статуэтка,0 группа из нескольких фигур). Какие материалы использует скульптор (мрамор, гранит, глина, пластилин и т.д.) объем – основа языка скульптуры. Красота человека, животных, выраженная средствами скульптуры. Скульпторы создали произведения: В. Ватагин, А. Опекушина, В. Мухина и т.д.

«Как и для чего создаются произведения декоративно-0прикладного искусства». Истоки этого искусства и его роль в жизни человека (крашение жилища, предметов быта, орудий труда, костюмов). Какие материалы используют художники-декораторы? Разнообразие форм в природе как основа декоративных форм в прикладном искусстве (цветы, раскраска бабочек, переплетение ветвей деревьев, морозные узоры на стеклах). Сказочные образы в народной культуре и декоративно-прикладном искусстве. Ознакомление с произведениями народных художественных промыслов в России с учетом местных условий. Произведения мастеров расписных промыслов (гжель).

Программой предусматриваются следующие виды работы:

- рисование с натуры и по образцу (готовому изображению); рисование по памяти, представлению, воображению; рисование на свободную и заданную тему; декоративное рисование.

-лепка объемного и плоскостного изображения с натуры или по образцу, по памяти, воображению; лепка на тему; лепка декоративной композиции;

- выполнение плоскостной и полуобъемной аппликации (без фиксации деталей на изобразительной поверхности («подвижная аппликация») и с фиксацией деталей на изобразительной плоскости с помощью пластилина и клея) с натуры, по образцу, представлению, воображению; выполнение предметной, сюжетной и декоративной аппликации;

- проведение беседы о содержании рассматриваемых репродукций картин художников, книжных иллюстраций, картинок

Произведений народного и декоративно-прикладного искусства.



4. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ.


Минимальный уровень:

  • знание названий художественных материалов, инструментов и приспособлений; их свойств, назначения, правил хранения, обращения и санитарно-гигиенических требований при работе с ними;

  • знание элементарных правил композиции, цветоведения, передачи формы предмета и т.д.;

  • знание некоторых выразительных средств изобразительного искусства: изобразительная поверхность, точка, линия, штриховка, пятно, цвет;

  • пользование материалами для рисования, аппликации, лепки;

  • знание названий некоторых народных и национальных промыслов, изготавливающих игрушки: Дымково, Гжель, Городец, Каргополь и др.;

  • организация рабочего места в зависимости от характера выполняемой работы;

  • следование при выполнении работы инструкциям учителя; рациональная организация своей изобразительной деятельности; планирование работы; осуществление текущего и заключительного контроля выполняемых практических действий и корректировка хода практической работы;

  • владение некоторыми приемами лепки (раскатывание, сплющивание, отщипывание) и аппликации (вырезание и наклеивание);

  • рисование по образцу, с натуры, по памяти, по представлению, по воображению предметов несложной формы и конструкции; передача в рисунке содержания несложных произведений в соответствии с темой;

  • применение приемов работы с карандашом, гуашью, акварельными красками с целью передачи фактуры предмета;

  • ориентировка в пространстве листа, размещения одного или группы предметов в соответствии с параметрами изобразительной поверхности;

  • адекватная передача цвета изображаемого объекта, определение насыщенности цвета изображаемого объекта, определение насыщенности цвета, получение смешанных цветов и некоторых оттенков цвета;

  • узнавание и различение в книжных иллюстрациях и репродукциях изображенных предметов и действий.




Достаточный уровень:

  • знание названий жанров изобразительного искусства (портрет, натюрморт, пейзаж и др.);

  • знание название некоторых народных и национальных промыслов (Дымково, Гжель, Городец, Хохлома и др.);

  • знание основных особенностей некоторых материалов, используемых в рисовании, лепке и аппликации;

  • знание выразительных средств изобразительного искусства: изобразительная поверхность, точка, линия, штриховка, контур, пятно, цвет, объем и др.;

  • знание правил цветоведения, светотени, перспективы, построения орнамента, стилизации формы предмета и т.д.;

  • знание видов аппликации (предметная, сюжетная, декоративная);

  • знание способов лепки (конструктивный, пластический, комбинированный);

  • нахождение необходимой для выполнения работы информации в материалах учебника, рабочей тетради;

  • следование при выполнении работы инструкциям учителя или инструкциям, представленным в других информационных источниках;

  • оценка результатов собственной изобразительной деятельности и деятельности одноклассников (красиво, некрасиво, аккуратно, похоже на образец);

  • использование разнообразных технологических способов выполнения аппликации;

  • применение разнообразных способов лепки;

  • рисование с натуры и по памяти после предварительных наблюдений, передача всех признаков и свойств изображаемого объекта; рисование по воображению;

  • различение и передача в рисунке эмоционального состояния и своего отношения к природе, человеку, семье и обществу;

  • различение произведений живописи, графики, скульптуры, архитектуры и декоративно-прикладного искусства: пейзаж, портрет, натюрморт, сюжетное изображение.



5. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПРОГРАММНОГО МАТЕРИАЛА.



На реализацию программы по рисованию (изобразительному искусству) в федеральном базисном учебном плане предусмотрено 35часов (1 час в неделю).


ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ: коллективные, индивидуальные, групповые, фронтальные.


ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ:личностно-ориентированное обучение, игровые, здоровьесберегающие, развивающие технологии, технологии разноуровневого и дифференцированного обучения, ИКТ.


По учебно-календарному графику:




Класс

Учебный предмет

Кол-во часов в неделю

Iчетверть

(ч)

IIчетверть

(ч)

IIIчетверть

(ч)

IV четверть (ч)

Кол-во часов в год

4

Рисование (изобразительное искусство)

1

8

8

10

9

35



Учебно-тематический план.



Наименование раздела

Количество часов

Iчетверть

(ч)

IIчетверть

(ч)

IIIчетверть

(ч)

IV четверть

(ч)

За год

(ч)

1.

Обучение композиционной деятельности.






2.

Развитие у учащихся умений воспринимать и изображать форму предметов, пропорции, конструкцию.






3.

Развитие у учащихся восприятия цвета предметов и формирование умений передавать его в живописи.






Всего












6. КАЛЕНДАКНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАВНИЕ.


Изобразительное искусство

4 класс

Программный материал

Элементы содержания урока

ЗУН уч-ся по теме

Коррекционная работа

Дата

1 четверть (8 ч)

Наблюдай, вспоминай, изображай.

1.

Обрывная аппликация с дорисовыванием «Дети собирают грибы в лесу».

Формирование представлений о сезонных изменениях в природе. Сравнение рисунков: деревья летом и деревья осенью.Наблюдение за природным явлением «окраска листьев», его изображение в обрывной аппликации. Выполнение аппликации способом обрывания.

Знания детей о приметах осени. Умение устанавливать пространственные и смысловые связи; правильно размещать изображения на листе бумаги; передавать основную форму знакомых предметов.

Коррекция мелкой моторики, творческого воображения в создании композиции.


2.

Что изображают художники? Как они изображают? Рисование с натуры, по памяти. «Неваляшка»

Понятия «натура», «пропорция», «симметрия». Изучение формы, пропорции, объема, цвета, материала, освещенности, положения в пространстве.

Умение анализировать и сравнивать, обобщать изображаемые объекты и явления. Умение анализировать форму частей, соблюдать пропорции. Навыки работы цветными карандашами.

Коррекция и развитие зрительной памяти, целостного восприятия. «Картинки-половинки»


Рассматривай, изучай, любуйся!

3.

Рисуем акварелью по сырому. Рисование с натуры. Осенние листья.

Наблюдение за красотой осенней природы. Рассматривание картин: Л.да Винчи «Дубовая ветвь с желудями», Ф. Толстого«Ягоды красной и белой смородины».Наблюдение за формой и цветом осеннего листа. Рисование с натуры с опорой на картинный план.Рисование и раскрашивание в технике акварели посырому. Композиция рисунка. Пропорции. Выбор необходимых цветов. Графическое изображение, раскрашивание.

Знание осенних признаков. Умение рисовать с натуры, передавая форму и окраску осенних листьев.Умение работать в технике «по – сырому». Навыки работы с акварельными красками. Правила работы акварелью по сырой бумаге. Умение последовательно выполнять

ряд изобразительных операций.

Коррекция и развитие внимания, зрительного восприятия.


Наблюдай, сравнивай, потом изображай.

4.

Аппликация с дорисовыванием. «Листья березы на солнышке и в тени».

Понятие «светотень» Цвет листьев зеленый – светлый и темный. Оттенки зеленого цвета. Листья березы: форма, цвета (темно-зеленый, светло-0зеленый). Выполнение аппликации с дорисовыванием (вырезание, приклеивание, дорисовывание, наблюдение, сравнение).

Понятия «Свет», «тень», «контраст». Умение анализировать форму, тональные отношения, сравнивать рисунок с натурой. Умение координировать свои действия в соответствии с требованиями изобразительной задачи. Умение применять выразительные графические средства и средства аппликации в работе.

Коррекция и развитие произвольного внимания, пространственного воображения.


5.

Зеленый цвет может быть теплым и холодным. Рисуем акварелью. «Веточка с листьями, освещенная солнечными лучами».

Изображение живописными средствами осеннего состояния природы. Теплые цвета – это солнечные цвета. Главный солнечный цвет – желтый. Поэтапное выполнение работы: составление теплых зеленых цветов, раскрашивание листьев составными цветами краски.

Знание и называние основных цветов. Умение устанавливать теплые и холодные отношения между оттенками цвета.Навыки работы в технике акварели. Навыки сравнения, умение сравнивать свою работу с оригиналом (образцом).






Коррекция и развитие образного мышления, воображения, способности рассуждать,анализировать художественные произведения.


6.

Зеленый цвет может быть теплым и холодным. Рисуем акварелью. «Веточка с листьямив тени».

Холодные цвета – синий, голубой. Холодные оттенки зеленого (мятный, изумрудный). Поэтапное выполнение работы: составление холодных зеленых цветов, раскрашивание листьев составными цветами краски.



Рассматривай, изучай, любуйся!

7.

Картина «Пейзаж». Рисование деревьев, домиков, расположенных близко, подальше, далеко.

Рассматривание картин художников. Понятие «пейзаж». Расстояние, линия горизонта. Ближний и дальний план. Контур. Раскраска. Прорисовка. Правильное расположение листа. Соблюдение пропорций. Поэтапное рисование.

Навыки восприятия и понимания произведений искусства,Знание понятий «контур», «линия горизонта», «передний план», «дальний план», «приглушенные цвета». Усвоение понятия «перспектива». Использование выразительных средств живописи для создания рисунка деревьев и домиков близко и на расстоянии.

Коррекция и развитие пространственных представлений, мелкой моторики, глазомера.


8.

«Осенний пейзаж».

Рассматривание картин художников-пейзажистов А. Саврасова «Проселок», К. Шебеко «Осенний хоровод». Начальное понятие перспективы. Поэтапное построение рисунка, учитывая перспективу. Размер, пропорции, структура рисунка, выбор цвета. Оценка своей деятельности.

Понятия «далеко», «близко». Умение строить рисунок с учетом планов (дальний, передний). Усвоение понятия «перспектива». Выделение этапов работы в соответствии с поставленной целью. Умение строить пейзажное пространство с учетом знаний элементарной перспективы. Навыки работы карандашом и акварелью.

Коррекция и развитие изобразительных навыков, образного представления.




Программный материал

Элементы содержания урока

ЗУН уч-ся по теме

Коррекционная работа

Дата

2 четверть (8 ч)

Вспоминаем, повторяем, тренируемся.

1.

Картина «Натюрморт». Рисуем акварелью. Натюрморт «Чайная посуда на столе».

Что такое натюрморт? Рассматривание натюрмортов, выполненных известными художниками (И. Хруцкий, П. Кончаловский, К. Моне, В. Стожаров). Рисование натюрморта. Задание: нарисуй то, что стоит на столе; нарисуй похоже. Поэтапное рисование натюрморта: компоновка, прорисовывание по точкам, форма предметов, детали, раскрашивание фона, раскрашивание предметов. Обсуждение работ уч-ся.

Понятие «натюрморт». Знания уч-ся о натюрморте как виде изобразительной деятельности, о его характерных особенностях. Навыки восприятия и понимания произведений искусства. Умение располагать предметы на листе, прорисовывать форму и детали предметов. Графические навыки в изображении объемных предметов простой формы.

Коррекция и развитие зрительного восприятия, мышления на основе операций анализа и сравнения. Презентация «Посуда народов мира»


2.

Рисование с натуры. Натюрморт «Игрушки».

Развитие чувства композиции (размещение двух предметов на листе крупно), зрительных представлений.


Наблюдай людей: какие они? Изображай их.

3.

Портрет человека. Беседа о творчестве художников.

Знакомство с жанром портрета. Портреты знаменитых художников и скульпторов. Известные люди. Рассматривание портретов, выполненных известными художниками (О. Кипренский «Портрет А. Пушкина», П. Заболотский «Портрет поэта М. Лермонтова», Н. Кузнецов «Портрет композитора П. Чайковского» и т.д.)

Знание имен знаменитых художников. Умение рассуждать о своих впечатлениях, отвечать на вопросы по содержанию произведений художников. Узнавание знаменитых людей на портретах. Сравнение особенностей изображения портретов у разных художников. Средства художественной выразительности в творчестве мастеров портретов, скульпторов.

Коррекция и развитие наблюдательности, зрительной памяти, коммуникативных способностей.


4.

Изображение портрета человека (лепка, рисование).

Рассматривание натуры. Упражнения в дорисовывании картинок. Рассматривание картин И. Селиванова «Портрет девочки», И. Фирсова «Юный живописец». Порядок рисования портрета. Рассматривание лица, натуры (разные формы носа, глаз, губ). Разные черты лица у разных людей. Дорисовывание картинок, поэтапное выполнение работы. Рисование по образцу.

Знание названий частей лица человека. умение изображать графическими средствами портрет человека. умение изображать части лица, сравнивая работу с оригиналом. Навыки работы с образцом.

Развитие наблюдательности, творческого воображения, внимания, художественно-графических умений.


5.

Портрет моей подруги (друга). Лепка и рисование.

Пластилинография. Работа с пластилином. Процесс лепки: уточнение деталей, замазывание стекой, лепка частей лица. Рисование с натуры. Поэтапное выполнение рисунка (набросок, уточнение и прорисовывание деталей, выбор цвета, контур рисунка, окончательный рисунок). Работа с акварелью.

Понятия «контур», «контраст», «изображение», портрет».Умение изображать и лепить портрет. Использование выразительных средств живописи и возможностей пластилинографии для создания портрета. Навыки работы в технике пластилинографии. Навыки работы от общего к частному. Умение анализировать форму частей тела, лица; соблюдение пропорций.

Коррекция и развитие изобразительных способностей (зрительная оценка формы, ориентировка в пространстве, чувство цвета).


6.

Рисование с натуры. Автопортрет.

Автопортрет. Последовательность рисования лица человека. Рисуем похоже. Овал лица. Форма глаз, бровей. Цвет лица, бровей, ресниц, волос. Уточнение деталей. Фигура. Одежда. Настроение. Средства художественной выразительности. Самостоятельное составление композиции.

Умение изображать живописными средствами автопортрет; передавать в изображении характер и настроение. Понимание пропорций как соотношения между собой частей одного целого. Навыки работы от общего к частному. Умение работать графическими материалами с помощью линий разной толщины. Умение анализировать последовательность выполнения рисунка.

Развитие художественных навыков при создании образа на основе знаний простых форм.


Придумывай, изображай, радуйся!

7, 8.

Рисование Новогодней поздравительной открытки.

Поздравительная открытка. Создание открытки художниками. Фантазия и образ. Создание средствами живописи (акварель) эмоционально-выразительного образа новогоднего праздника. Тема Нового года. Образ Деда Мороза, Снегурочки. Создание эскиза открытки, раскрашивание, составление поздравления. Подведение итогов творческой работы, обсуждение, оценка результатов творческо-художественной деятельности.

Умение создавать открытку к определенному событию. Навыки выполнения лаконичного выразительного изображения определенной (новогодней) тематики. Умение передавать с помощью рисунка и цвета характер персонажей. Участие в подведении итогов творческой работы.

Развитие эстетических чувств, фантазии, творческих способностей.








Программный материал

Элементы содержания урока

ЗУН уч-ся по теме

Коррекционная работа

Дата

3 четверть (11 ч)

1.

Беседа. Художники – о тех, кто защищает Родину.

Родина. Богатства Родины охрана Родины от врагов. Герои – защитники. Былины. Богатыри. Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович. Рассматривание картин художников: В. Васнецов «Богатыри», М Врубель «Богатырь». Образы героев. Учимся быть зрителями.

Навыки восприятия и оценки деятельности известных художников. Умение рассуждать о своих впечатлениях и эмоционально оценивать, отвечать на вопросы по содержанию произведений художников.

Коррекция и развитие зрительного восприятия, мышления на основе операций анализа и сравнения.


2.


Рисование шлема, щита, копья, богатыря.


Учимся быть зрителями и начинающими художниками. Рассматривание картин известных художников П. Корина «Александр Невский», И. Билибина «Тридцать три богатыря». Рассматривание вооружения богатырей. Вооружение древнерусского воина: палица, копье, меч. Простые и сложные формы. Анализ формы предмета. Изображение фигуры воина- богатыря.

Умение рассуждать о своих впечатлениях и эмоционально оценивать, отвечать на вопросы по содержанию произведений художников. Знание понятий «форма», «простая форма». Умение анализировать форму предмета. Умение «разделить» сложную форму на множество простых форм. Навыки изображения фигуры человека. умение подбирать необходимые цвета. Последовательность выполнения рисунка, создание композиции рисунка.

Развитие способности целостного обобщенного видения формы.

Коррекция и развитие наблюдательности при восприятии сложной формы.



Читай, думай, сравнивай.

3.

Доброе и злое в сказках. Рисование доброго и злого.

Сказочный мир. Добро и зло. Рассматривание иллюстраций к сказкам. Сюжет. Герои сказок. Рисование доброго и злого (дома сказочных героев, растения, животные). Общее и разное. Образ и предметы доброго и злого мира.

Понятия «добрый», «злой». Умение передавать с помощью цвета характер и эмоциональное состояние героя сказки и окружающую его действительность. Создание графическими средствами эмоционально-выразительного образа сказочного героя (доброго, злого). Выполнение рисунка на заданную тему. Навыки работы от общего к частному. Анализ формы частей, соблюдение пропорций.

Коррекция и развитие цветовосприятия, эмоциональной сферы.


4.

Рисование добрых и злых сказочных героев.

Увлекательный мир русской народной сказки. Рассматривание иллюстраций к сказкам. Герои сказок. Добрые и злые сказочные герои. Рисование, композиция рисунка. Этапы выполнения.

Коррекция и развитие творческих способностей, воображения, образных представлений, чувства цвета и композиции.


Фигура человека в движении.

5.

Школьные соревнования в беге. Лепка. Рисунок.

Как изобразить бегущего человека? Лепка бегущих фигурок из пластилина (пластилинография) с разными положениями ног, рук и туловища. Рисование бегущих, глядя на выполненную лепку. Композиция рисунка, центр композиции. Соблюдение пропорций, прорисовка, выбор цвета.

Знание названий частей тела человека. Навыки работы от общего к частному. Анализ формы частей, соблюдение пропорций. Навыки работы в технике лепки и рисунка. Использование выразительных средств живописи и возможностей лепки для создания картинки, изображающей соревнующихся детей.



Узнай больше о художниках и скульпторах.

6.

Художники, которые рисуют море. Рисуем акварелью по сырому. «Волны на море».

Маринисты – художники, которые воплощают водные пейзажи на холстах. Знаменитый русский художник И. Айвазовский. Рассматривание его картины «Девятый вал». Знаменитые художники и их картины (К. Моне «Морской пейзаж», И. Левитан «Берег Средиземного моря». Настроение и разные состояния морского пейзажа. Море спокойное, бескрайнее, сердитое, буря, волны. Изображение моря в картинах художников-сказочников. Рисование акварелью по мокрой бумаге. Краски, тон. Рисование по порядку, поэтапно: набросок, прорисовка, уточнение деталей, заливка цветом.

Рассматривание и сравнивание картин разных художников-маринистов. Знание понятий «морской пейзаж», «волна», «буря»; имен знаменитых художников-маринистов. Умение рассуждать о своих впечатлениях, эмоционально оценивать, отвечать на вопросы по содержанию произведений художников-маринистов. Работа в нетрадиционной изобразительной технике – акварелью по сырому. Умение рисовать море, волны; передавать форму, цвет, тональность. Умение определять, какие цвета (темные и светлые; теплые и холодные; контрастные и сближенные)подойдут для передачи морского пейзажа.

Коррекция и развитие зрительного восприятия, мышления на основе операций анализа и сравнения.


7.

Художники и скульпторы. Беседа.

Анималисты. Разнообразие и красочность животного мира. Рассматривание иллюстраций картин известных художников-анималистов. Художник и скульптор В. Ватагин. Скульптура. Наблюдение за позой животного. Рассматривание зарисовок и рисунков художников-анималистов. Процесс создания образа животного.

Знание понятий «анималист», «зарисовка», «поза», «скульптура»; имен художников-анималистов, Умение рассуждать о творческой работе зрителя, о своем опыте восприятия произведений изобразительного искусства. Рассматривание и сравнение картин и скульптур художников-анималистов. Умение рассуждать о своих впечатлениях, эмоционально оценивать, отвечать на вопросы по содержанию произведений художников-анималистов.


Коррекция и развитие познавательной активности, художественного вкуса, зрительного восприятия, пространственных представлений.


Наблюдай, изучай, любуйся, изображай.

8.


Удивительные животные жарких стран. Лепка и рисование акварелью. «Жираф»


Африка. Животный и растительный мир Африки. Рассматривание жирафа: шея, ушки, рожки, туловище, ноги. Образ животного. Простые формы, сложная форма. Соединение в одно целое. Изображение и лепка жирафа с опорой на предложенный учителем образец.

Умение использовать различные художественно-изобразительные материалы и инструменты: акварель, карандаши и их сочетания, придавая образу выразительность и более точное воплощение замысла. Навыки работы акварелью. Технические навыки рисования и лепки(приемы изображения, последовательность); умение передавать в работе особенности животного. Навыки сотрудничества, взаимодействия.

Коррекция и развитие мелкой моторики, микрокоординаци движений пальцев.


Коррекция и развитие эстетического восприятия, цветоощущения, воображения.


9.

«Звери в зоопарке». Рисование. «Бегемот».

Зоопарк. Рассматривание животного: шея, ушки туловище, ноги. Образ животного. Простые формы, сложная форма. Соединение в одно целое.

Знание понятия «зоопарк», «жаркие страны»; названий животных жарких стран, бегемот (гиппопотам).Навыки работы от общего к частному. Анализ формы частей при изображении животного, соблюдение пропорций. Навыки работы в технике рисунка, в технике акварели.

Коррекция и развитие чувства композиции,  творческого мышления, воображения, связной речи.


Узнай больше о насекомых.

10.

Насекомые. Лепка. Стрекоза.

Насекомые. Части тела насекомых: голова, туловище-брюшко, крылья, ножки, глаза и усики на голове. Рассматривание образца. Поэтапный процесс работы: заготовка деталей (скатывание продолговатой и овальной деталей, частей тела: головы, крыльев, глаз, усиков), соединение деталей, уточнение деталей стекой. Сравнение оригинала (образца) с выполненной работой.

Знание названий насекомых. Умение видеть в сложной форме (форма насекомого – стрекоза) составляющие – простые формы. Создание изображения на основе простых и сложных форм. Умение использовать выразительные средства и возможности лепки для создания объемного изображения насекомого. Навыки работы в технике лепки.

Коррекция и развитие зрительного восприятия, мышления на основе операций анализа и сравнения.


11.

Рисуем акварелью. Насекомые. Стрекоза.

Знакомство с представителем насекомых - стрекозой. Полет стрекозы. Поэтапное рисование стрекозы. Раскрашивание акварелью. Выбор цветов. Рисование фона.

Создание образа стрекозы карандашами, акварелью, используя графические средства выразительности: цветовое пятно, линию. Навыки работы в технике акварели.

Развитие воображения, фантазии, смелости в изложении собственных замыслов.






Программный материал

Элементы содержания урока

ЗУН уч-ся по теме

Коррекционная работа

Дата

4 четверть (6 ч)

Фарфоровые изделия с росписью.

1.

Народное искусство. Гжель. Беседа.

Ознакомление детей с разнообразием русских народных промыслов, с народным искусством. Гжель. Знакомство с искусством гжельских мастеров. Знакомство с профессией гончара. Особенности гжельской росписи – использование трех основных цветов: белого (фон), синего и голубого. Традиционная роспись – выполненные от руки растительные и геометрические орнаменты.

Знания и представления о профессии гончара. Умение узнавать изделия с гжельской росписью. Знание характерных особенностей Гжели.

Развитие интереса к истокам русской народной культуры.


2.

Рисуем гуашью. Украшение посуды гжельской росписью.

Знакомство с разнообразием русских народных промыслов. Узнавание различных изделий, характерных для того или иного народного искусства. Использование художественных средств выразительности. Знакомство с искусством гжельских мастеров. Обучение расписыванию чашки, блюдца, выделение каймы. Обучение рисованию простейших цветов из капелек, выделение середины цветком. Закрепление приемов рисования концом кисти, всем ворсом, примакиванием.

Умение расписывать посуду «под Гжель». Умение рисовать простейшие цветы из капелек, выделять середину цветком. Приемы рисования концом кисти, всем ворсом, примакиванием. Композиционные умения. Навыки работы с гуашью. Умение смешивать краски для получения нового цвета.

Коррекция и развитие восприятия, чувства цвета и композиции, творческого мышления, воображения.


Наблюдай, запоминай, изображай.

3.

Улица города. Люди на улице города. Беседа.

Город. Улицы города: дома, коммуникация, транспорт, пешеходы. Составление рассказов по картинам художников (П. Кончаловский «Крым. Алупка», Ю. Пименов «Новая Москва»). Обучение составлению описательного рассказа. Закрепление знаний о правилах движения и поведения пешеходов на улице. Грузовые и легковые автомобили на улицах города. Наблюдение и зарисовки. Составление рассказа.

Знание имен художников, рассказывающих о жизни города. Навыки составления описательного рассказа по картине. Знания правил поведения пешеходов на улице. Умение различать изображение взрослого человека в движении, пропорции взрослого и ребенка.

Коррекция и развитие познавательной активности, мышления, связной речи.


4.

Рисунок по описанию. Улица города.

Художественное творчество – рисование. Улицы города. Рисунок по описанию. Замысел. Сюжет. Поэтапное выполнение работы. Композиция рисунка. Центр композиции. Пропорции фигур. Выбор необходимых цветов. Практика работы с акварельными красками.

Умение рисовать фигуру человека в движении, соблюдая пропорции фигуры и частей тела. Выполнение подготовительного рисунка фигуры человека в движении для многофигурной композиции. Умение применять графические выразительные средства в работе. Умение выражать в творческой работе свое отношение к изображению улиц города. Участие в подведении итогов, в обсуждении творческих работ. Умение давать оценку результатам своей работы и работам других уч-ся.

Развитие и коррекция воображения, эстетического и художественного вкуса.; пространственных представлений, ориентировки на плоскости.


Наблюдай, радуйся, изображай.

5.

Цвета, краски лета. Рисуем акварелью. Цветы лета (ромашка, василек, клевер).

Лето – красочная пора. Яркие краски лета. Рассматривание картин художников: И. Шишкин «Рожь», Г. Мясоедов «Дорога во ржи», К. Маковский «Девушка в венке». Рассказ по иллюстрациям картин художников и рисункам. Летние пейзажи природы с цветами и полянами. Рисование полевых цветов. Форма цветков, лепестков. Сравнение, размер. Подбор необходимых цветов.

Знание летних признаков. Узнавание, различение, называние летних полевых цветов. Умение описывать красоту летней природы, многообразие растительного мира. Умение составлять рассказ по теме. Умение характеризовать особенности красоты полевых цветов, учитывая их цвет и форму. Изображение полевых цветов, глядя на предложенный образец. Владение живописными навыками работы акварелью.

Коррекция и развитие памяти, мышления, способности правильно и грамотно высказывать свои мысли.


6.

Рисуем акварелью. Венок из цветов и колосьев.

Рисование венка из полевых цветов и колосьев пшеницы. Поэтапное рисование. Центр композиции. Окружность. Деление окружности на равные промежутки. Контур, размер. Уточнение и прорисовка деталей. Подбор необходимых цветов.

Изображение венка из полевых цветов, глядя на предложенный образец. Владение живописными навыками работы акварелью. Использование выразительных средств рисунка и живописи для создания образа венка из цветов и колосьев. Умение выполнять работу поэтапно, соблюдая размер и пропорции. Навыки работы в технике акварель.

Коррекция и развитие зрительного восприятия, мышления, воображения.








7. Учебно-методическое обеспечение программы.

1. М. Ю. Рау, М. А. Зыкова «Изобразительное искусство. 4 класс», учебник для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы; Москва «Просвещение», 2018.

2. М. Ю. Рау, М. А. Овчинникова, М. А. Зыкова, Т. А. Соловьева«Изобразительное искусство. Методические рекомендации 1-4 классы», учебное пособие дляобщеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы; Москва «Просвещение», 2016.

3. Адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1).

4. Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. 0—4 классы/Под ред. И.М. Бгажноковой; 3-е издание, исправленное. - М.: Просвещение, 2011.

5. И.А. Грошенков. Изобразительная деятельность в специальной (коррекционной) школе VIII вида. Учебное пособие для учителя. М.: Академия, 2002.

6. В.Г. Перова. Обучение учащихся 1-4 классов вспомогательной школы. М.: Просвещение. – 1983.

7. М. А. Абрамова «Беседы и дидактические игры на уроках по изобразительному искусству 1-4 классы» Москва. Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2005 г.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Коррекционная школа

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Анна Николаевна Дубровина

Дата: 26.05.2024

Номер свидетельства: 651441


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства