Адаптированная образовательная программа для обучения школьника с особыми образовательными потребностями на дому.
Адаптированная образовательная программа для обучения школьника с особыми образовательными потребностями на дому.
Данная адаптированная программа разработана в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в РФ» от 29 декабря 2012г. № 273-ФЗ; Постановлением главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 года №189 «Об утверждении СанПиН» 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях»;Федеральным государственным образовательным стандартам начального общего образования; Концепцией Специального Федерального государственного образовательного стандарта для детей с ограниченными возможностями здоровья; Положением об адаптированной образовательной программе.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Адаптированная образовательная программа для обучения школьника с особыми образовательными потребностями на дому.»
ОБЛАСТНОЕ КАЗЕННОЕ СПЕЦИАЛЬНОЕ (КОРРЕКЦИОННОЕ)
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ,
ВОСПИТАННИКОВС ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ
ЗДОРОВЬЯ «КУРСКАЯ СПЕЦИАЛЬНАЯ (КОРРЕКЦИОННАЯ)
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА» (классы VIII вида)
«Согласовано» «Утверждено» на заседании МС ОО
Родитель :Чистякова М.Е Председатель МС: Ротмистровская Л.И.
Дата: 01.09.2015 год Дата: 01.09.2015 год
«Утверждено»
Директор ОО Сеин П.В.
Дата: 01.09.2015 год
АДАПТИРОВАННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
на 2015 – 2016 учебный год
обучающегося 6 Б класса
Чистякова Даниила
Ответственный за реализацию программы
учитель: Новиков С.С.
Курск 2015
Данная адаптированная программа разработана в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в РФ» от 29 декабря 2012г. № 273-ФЗ; Постановлением главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 года №189 «Об утверждении СанПиН» 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях»;Федеральным государственным образовательным стандартам начального общего образования; Концепцией Специального Федерального государственного образовательного стандарта для детей с ограниченными возможностями здоровья; Положением об адаптированной образовательной программе.
Считаю целесообразным продолжить обучение Чистикова Даниила по адаптированной образовательной программе на основе программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под редакцией В.В.Воронковой в режиме надомного обучения.
Цель адаптированной образовательной программы - обучение, воспитание, социальная адаптация учащегося с ограниченными возможностями здоровья, коррекция недостатков психофизического развития и познавательной деятельности, подготовка учащегося с ограниченными возможностями здоровья к самостоятельной жизни.
Задачи адаптированной образовательной программы :
• корригировать недостатки развития познавательной деятельности путем систематического и целенаправленного воспитания и совершенствования правильного восприятия;
• развивать у обучающегося аналитико-синтетической деятельность, деятельность сравнения и обобщения; совершенствовать умения ориентироваться в задании, планировании работы, последовательном выполнении работы;
• улучшать зрительно-двигательную координацию путем использования вариативных и многократно повторяющихся действий с применением разнообразного материала;
• формировать элементарные знания основ и умения применять их в учебной, трудовой деятельности;
• расширять и уточнять словарный запас за счет специальной лексики, совершенствовать фразовую речь;
• развивать аккуратность, настойчивость и самостоятельность в работе; содействовать нравственному и трудовому воспитанию.
Адаптированная программа предназначена для обучения школьника с особыми образовательными потребностями на дому.
В рабочей адаптированной программе содержится информация о количестве учебных часов, на которое рассчитана рабочая программа (в соответствии с учебным планом, годовым календарным учебным графиком). Программа включает в себя следующие предметы: изобразительное искусство, трудовое обучение, биология, краеведение, география, социально- бытовая ориентировка
Основной формой организации процесса обучения является урок.
Рабочая адаптированная программа составлена с учётом особенностей познавательной деятельности учащегося с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), готовит обучающегося к овладению первоначальными навыками письма и чтения. Прививает интерес к обучению, выявляет особенности общего и речевого развития учащегося, корригирует и развивает познавательную деятельность, направлена на разностороннее развитие личности обучающегося , способствуют его умственному развитию; содержат материал, помогающий учащемуся достичь того уровня общеобразовательных знаний и умений, трудовых навыков, который необходим ему для социальной адаптации. Специальной задачей коррекционной школы является исправление дефектов развития учащегося с ОВЗ. Поэтому программа предусматривает специальные технологии развивающего обучения, игровые формы, бытовые и трудовые ситуации, дифференцированный подход.
Процесс обучения постоянно сопровождается контролем качества знаний, умений и навыков. На уроках чаще всего наиболее ярко выступают три вида контроля: предварительный, текущий и итоговый, которые реализуются посредством самостоятельных, контрольных и практических работ.
Образовательный
компонент
УЧЕБНЫЙ ПЛАН ОБУЧАЮЩЕГОСЯ НА ДОМУ УЧЕНИКА 6__ КЛАССА
__________________________
на 2015-2016 учебный год
ПРЕДМЕТЫ
р/нед.
1
Биология
1
2
География
1
3
Краеведение
1
4
Социально-бытовая ориентировка
1
5
Изобразительное искусство
1
6
Трудовое обучение
2
4
Самостоятельная работа
ИТОГО: максимальная нагрузка
учащегося
7
География 6класс.
География как учебный предмет в специальной (коррекционной) школе имеет большое значение для всестороннего развития ученика со ОВЗ. Изучение географии нашей страны и материков расширяет кругозор ребенка об окружающем мире, позволяет увидеть природные и социально-экономические явления и процессы во взаимосвязи. Географический материал обладает значительными возможностями для развития и коррекции познавательной деятельности ребенка.
Обучающийся учится анализировать, сравнивать изучаемые объекты и явления, понимать причинно-следственные зависимости. Работа с символическими пособиями, какими являются план и географическая карта, учит абстрагироваться, развивает воображение ученика. Систематическая словарная работа расширяет лексический запас ученика, помогает ему правильно употреблять новые слова в связной речи.
В 6 классе ученик научится ориентироваться на местности, познакомится с физической картой России, ее географическим положением, границами, формами земной поверхности, водоемами.
Программа построена на основе от простого к сложному. Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся, их мотивации к самостоятельной учебной работе. В программе нашли отражение цели и задачи изучения географии на ступени основного специального (коррекционного) образования.
Цель: всестороннее развитие ученика, расширение кругозора об окружающем мире.
Задачи:
- дать элементарные научные и систематические сведения о природе, населении, хозяйстве России, зарубежных стран, своего края;
- показать особенности взаимодействия человека и природы, познакомиться с культурой и бытом разных народов;
- виды водоемов, их различия; меры по охране воды от загрязнения;
- правила поведения в природе;
- отличие плана от карты, масштаб и его обозначение; основные направления на плане и географической карте;
- распределение суши и воды на земле; материки и океаны, их расположение на глобусе и карте полушарий;
- Солнце как ближайшая к земле звезда и его значение для жизни на земле;
- кругосветные путешествия, космос, полеты людей, первые космонавты;
- пояса освещенности на глобусе и карте полушарий;
- основные типы климатов;
- географическое положение нашей страны на физической карте России и карте полушарий.
Планируемый уровень умений:
- определять стороны горизонта, ориентироваться по солнцу, компасу и местным признакам природы;
- выявлять на местности особенности рельефа, водоемов;
- делать схематические зарисовки, простейшие модели и макеты изучаемых форм земной поверхности;
- читать простейшие планы местности;
- ориентироваться на географической карте, глобусе;
- показывать на карте объекты, указанные в программе, обозначать их на контурной карте.
Учебно-тематическое планирование
Тема раздела
Кол-во
часов
Коррекционные
Задачи
Самостоятельная работа
Введение
2
Развивать внимание, наблюдательность, память, активный и пассивный словарь.
Ориентирование на местности
2
Учить устанавливать причинно-следственные связи, проводить наблюдения и делать выводы, развивать речь.
6
Формы поверхности Земли
2
Учить сравнивать и делать выводы, обобщать полученные знания и применять их на практике, развивать пассивный словарь.
4
Вода на Земле
7
Развивать элементы абстрактно- логического мышления, внимание, наблюдательность, речь.
14
План и карта
5
Развивать аналитико-синтетическую деятельность, учить устанавливать причинно-следственные связи, развивать произвольное внимание.
12
Земной шар
7
Учить наблюдать и делать выводы, работать с дополнительной литературой, развивать активный и пассивный словарь, память.
16
Карта России
10
Развивать аналитико-синтетическую деятельность, учить устанавливать причинно-следственные связи, развивать произвольное внимание, речь
20
35
72
Календарно-тематическое планирование
I четверть (8 часов)
№ п\п
Тема урока
Кол-во
Часов
Дата
Примечание
1.
Введение. Что изучает география.
Наблюдения за изменениями высоты
Солнца и погоды.
1
2.
Явления природы. Географические сведения о своей местности и труде населения.
1
3.
Ориентирование на местности.
Горизонт, линия горизонта. Стороны горизонта.
1
4.
Компас. Правила пользования им.
Ориентирование по местным признакам природы.
1
5.
Формы поверхности Земли.
Равнины, холмы. Овраги, их образование. Горы, землетрясения, извержения вулканов. Обобщение
1
6.
Вода на Земле. Вода в природе, круговорот воды в природе.
1
7.
Родник, его образование. Колодец, водопровод.
1
8.
Части реки, равнинные и горные реки. Использование рек.
1
II четверть (9 часов)
№ п\п
Тема урока
Кол-во
часов
Дата
Примечание
1.
Озера, водохранилища, пруды.
1
2.
Болота и их осушение.
1
3.
Океаны и моря, острова и полуострова.
1
4.
Водоемы в вашей местности, охрана вод от загрязнения. Самостоятельная работа.
1
5.
План и карта. Рисунок и план предмета.
1
6.
План и масштаб.
1
7.
План класса. План школьного участка. Условные знаки плана местности.
1
8.
План и географическая карта, условные цвета, знаки физической карты.
1
9.
Физическая карта России, значение географической карты в жизни людей.
1
III четверть (10часов)
№ п\п
Тема урока
Кол-во
часов
Дата
Примечание
1.
Земной шар. Краткие сведения о Земле, Солнце, Луне, планеты.
1
2.
Земля – планета, доказательство шарообразности Земли, освоение космоса. Глобус- модель земного шара, физическая карта полушарий.
1
3.
Распределение воды и суши на Земле. Океаны на глобусе и карте полушарий. Материки на глобусе и карте полушарий.
1
4.
Первые кругосветные путешествия. Значение Солнца для жизни на Земле.
1
5.
Понятие о климате, его отличие от погоды, основные типы климата.
1
6.
Пояса освещенности. Природа тропического пояса.
1
7.
Природа умеренных и полярных поясов. Обобщающий урок по разделу.
1
8.
Карта России. Географическое положение России на карте.Границы России, сухопутные границы России.
1
9.
Морские границы, океаны и моря, омывающие границы России, моря Северного Ледовитого океана. Моря Тихого и Атлантического океанов
1
10.
Острова и полуострова России.
1
IV четверть (8часов)
№ п\п
Тема урока
Кол-во
часов
Дата
Примечание
1.
Поверхность нашей страны, низменности, возвышенности, плоскогорья.
1
2.
Горы: Кавказ, Урал, Алтай, Саяны. Крупнейшие месторождения полезных ископаемых.
1
3.
Реки: Волга, Ока, Кама. Дон, Днепр, Урал.
2
4.
Реки Сибири: Обь, Енисей. Лена, Амур.
1
5.
Озера России.
1
6.
Ваш край на карте России. Обобщающий урок по разделу.
1
7.
Итоговая контрольная работа.
1
Биология 6класс.
В процессе знакомства с неживой природой у учащихся развивается наблюдательность, речь, мышление, они учатся устанавливать простейшие причинно-следственные отношения и взаимозависимость живых организмов между собой и с неживой природой, взаимосвязь человека с живой и неживой природой, влияние на нее. Особое внимание уделяется экологическим проблемам, связанных с загрязнением окружающей среды, и нахождением путей их решения человеком.
Цель: формирование элементарных сведений, доступных учащемуся о неживой природе; представлений о мире, который окружает человека.
Задачи:
- сообщение ученику знаний об основных элементах неживой природы;
- формирование правильного понимания природных явлений;
- экологическое воспитание, бережное отношение к природе;
- первоначальное ознакомление с приемами выращивания некоторых растений и уход за ними;
- привитие навыков, способствующих сохранению и укреплению здоровья человека.
Планируемый уровень знаний:
- отличительные признаки твердых тел, жидкостей и газов;
- характерные признаки некоторых полезных ископаемых, песчаной и глинистой почвы;
- некоторые свойства твердых, жидких и газообразных тел на примере металлов, воды, воздуха; расширение при нагревании и сжатие при охлаждении, способность к проведению тепла; текучесть воды и движение воздуха.
Планируемый уровень умений:
- обращаться с самым простым лабораторным оборудованием;
- проводить несложную обработку на земельном участке.
Учебно-тематическое планирование
Тема раздела
Кол
часов
Коррекционные
Задачи
Самостоятельная работа
Введение
2
Развивать умение сравнивать, обобщать, делать выводы
4
Вода
6
Развивать активный и пассивный словарь, умение определять сходство и различие, обобщать наблюдения.
12
Воздух
9
Развивать умение устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы из наблюдений и опытов.
16
Полезные ископаемые
8
Развивать умение классифицировать и обобщать, находить сходство и различие, сравнивать предметы.
21
Почва
6
Развивать речь учащихся,
Произвольное внимание,
Элементы абстрактно-логическое мышления.
15
Повторение
2
Развивать умение устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения и выводы, речь учащихся, память.
33
68
Календарно-тематическое планирование
I четверть (8часов)
№
Тема урока
Кол-во часов
Дата
Примечание
Природа. Мир вокруг нас. Живая и неживая природа. Явления природы.
1
Тела и вещества. Превращение веществ. Обобщение по разделу.
1
Вода. Вода в природе.
Свойства воды. Способность воды растворять некоторые вещества
1
Прозрачная и мутная вода. Растворимые и нерастворимые в воде вещества. Растворы.
1
Три состояния воды. Переход воды из одного состояния в другое.
1
Круговорот воды в природе. Температура и ее измерение(практическая работа).
1
Работа воды в природе. Использование воды человеком.
1
Охрана воды. Обобщение по разделу вода.
1
II четверть (9 часов)
№
Тема урока
Кол-во часов
Дата
Примечание
Воздух. Воздух вокруг нас.
1
Свойства воздуха. Теплый и холодный воздух.
1
Теплопроводность воздуха. Движение воздуха.
1
Ветер. Работа ветра в природе.
1
Состав воздуха. Свойства кислорода.
1
Значение кислорода.
1
Углекислый газ и его свойства.
1
Значение воздуха. Чистый и загрязненный воздух. Охрана воздуха.
Горючие полезные ископаемые. Торф. Каменный уголь. Нефть. Природный газ
1
Полезные ископаемые, используемые для получения минеральных удобрений. Калийная соль. Фосфориты.
1
Рудные полезные ископаемые. Железная руда. Черные металлы.
1
Цветные металлы. Алюминий. Медь.
1
Охрана недр.
1
Обобщение по разделу «Полезные ископаемые». Тест.
1
IV четверть (8часов)
№
Тема урока
Кол-во часов
Дата
Примечание
Почва. Почва - верхний слой плодородной земли.
1
Состав почвы.
1
Части почвы.
1
Разнообразие почв. Песчаные и глинистые почвы.
1
Основное свойство почвы. Обработка почвы.
1
Охрана почв.
1
Обобщение по разделу Тестирование.
1
Повторение. Итоговая контрольная работа.
1
СБО 6класс.
Программа составлена с учетом возможностей ученика, уровня его знаний и умений.
Курс направлен на практическую подготовку учащегося к самостоятельной жизни и труду. Данные занятия должны формировать у ребенка необходимые ему навыки ориентировки в окружающем: самообслуживания, ведения домашнего хозяйства, умений пользоваться услугами предприятий службы быта, торговли, связи, транспорта, медицинской помощи, способствовать усвоению морально-этических норм поведения, выработке навыков общения с людьми, развитию художественного вкуса учащегося.
Цель: формирование знаний, умений, навыков, направленных на социальную адаптацию ученика специального (коррекционного) учреждения, повышение уровня общего развития учащегося и его всесторонняя подготовка к самостоятельной жизни.
Задачи: - формирование знаний и умений, способствующих социальной адаптации;
- формирование механизмов стресс устойчивого поведения как основы психического здоровья школьника;
- освоение теоретической информации, а также приобретение бытовых навыков;
- повышение уровня познавательной активности и расширение объема имеющихся знаний и представлений об окружающем мире;
- воспитание позитивных качеств личности.
Планируемый уровень знаний:
- правила закаливания организма; приемы обтирания и мытья ног; правила соблюдения личной гигиены;
- санитарно-гигиенические требования и правила безопасной работы колющими и режущими инструментами, электронагревательными приборами и бытовыми химическими средствами;
- способы выбора доброкачественных продуктов; приготовление каши, заварка чая, варка яиц; способы хранения продуктов и готовой пищи; правила составления рецепта блюда;
- место работы, должность членов семьи и близких родственников; распределение хозяйственно-бытовых обязанностей между членами семьи; свои права и обязанности в семье;
- правила поведения в зрелищных и культурно-просветительских учреждениях; способы ведения разговора со старшими и сверстниками;
- гигиенические требования к жилому помещению; правила пользованием пылесосом; правила и последовательность проведения сухой и влажной уборке;
- виды транспорта; порядок приобретения билетов и талонов;
- виды магазинов, их назначение и отделы; правила поведения, правила покупки товаров;
- виды почтовых отправлений; способы упаковок;
- способы вызова врача на дом; состав домашней аптечке;
- виды детских учреждений и назначение.
Планируемый уровень умений:
- закаливать организм; соблюдать правила личной гигиены;
- пришивать пуговицы, крючки, петли, кнопки, вешалки; зашивать одежду; подбирать моющие средства для стирки;
Гигиена приготовления пищи. Правила и приемы хранения продуктов и готовой пищи.
1
5.
Способы выбора доброкачественных продуктов: овощных, мясных, рыбных. Приготовление пищи с минимумом тепловой обработки на плите.
2
6.
Правила и приемы ухода за посудой и кухонными приборами с применением химических моющих средств. Составление рецепта приготовления менюблюд.
2
III четверть (10 часов)
№ п\п
Тема урока
Кол-во
часов
Дата
1.
Место работы каждого члена семьи. Занимаемая должность. продуктивная деятельность их. Права и обязанности каждого члена семьи.
1
2.
Значение опрятного вида человека. Поддержание одежды в порядке.
1
3.
Пришивание пуговиц. Пришивание крючков.
1
4.
Правила и приемы ручной стирки и сушки изделий. Стирка из цветных тканей. Стирка х/б тканей.
1
5.
Утюг. ПТБ. Глажение изделий.
1
6.
Гигиенические требования к жилому помещению. Основные правила организации рабочего места школьника.
1
7.
Значение уборки жилых помещений (ежедневная, недельная, сезонная). Требования к организации спального места.
1
8.
Виды половых покрытий: деревянные, паркет. Инвентарь приспособления и средства по уходу за полами.
Ковры и ковровые покрытия. Их виды. Способы ухода за ними.
Пылесос. ПТБ.
1
1
1
IV четверть (8 часов)
№ п\п
Тема урока
Кол-во
часов
Дата
Примечание
1.
Магазины промышленных товаров и их отделы ткань обувь одежда. Специализированные магазины промышленных товаров.
1
2.
Отделы книги. Словари. Учебники. Правила приобретения товаров. Оплата. Хранение чека для обмена.
1
3.
Приготовление блюд из круп - каши на воде и молоке.
1
4.
Приготовление бутербродов. Приготовление блюд из картофеля (отварной, пюре).
1
5.
Медицинские учреждения, функция основных врачей – специалистов.
1
6.
Виды медицинской помощи. Вызов врача на дом.
1
7.
Меры предупреждения глистных заболеваний.
1
8.
Итоговая контрольная работа за год.
1
Изобразительное искусство 6класс.
Изучение изобразительного искусства представляет собой продолжение начального этапа художественно-эстетического развития личности и является важным неотъемлемым звеном в системе непрерывного образования. Программа направлена на продолжение решения следующих основных задач:
- формирование предметных и университетских способов действий, обеспечивающих возможность продолжения образования в основной школе;
- воспитание умения учиться – способности к самоорганизации с целью решения учебных задач;
- индивидуальный прогресс в основных сферах личностного развития
эмоциональной, познавательной, регулятивной реализуется в процессе обучения всем предметам.
Цель: использование изобразительной деятельности в качестве важнейшего средства воздействия на формирование личности ребенка.
Планируемый уровень умений:
- пользоваться простейшими вспомогательными линиями для проверки правильности рисунка;
- подбирать цвета изображаемых предметов и передавать их объемную форму;
- уметь подбирать гармонические сочетания цветов в декоративном рисовании;
- передавать связное содержание и осуществлять пространственную композицию к рисункам на темы;
- сравнивать свой рисунок с изображаемым предметом и исправлять замеченные в рисунке ошибки.
Планируемый уровень умений:
- названия рассмотренных произведений изобразительного искусства;
- определять эмоциональное состояние изображенных на картине лиц.
Учебно-тематическое планирование
Тема раздела
Кол-во
часов
Коррекционные
задачи
Самостоятельная работа
Рисование с натуры
12
развитие у школьников эстетического восприятия окружающей жизни
совершенствование процессов анализа, синтеза, сравнения; обучение детей последовательному анализу предмета
развитие моторики пальцев;
пространственных представлений и ориентации;
речи и обогащение словаря
Декоративное рисование
11
развитие у детей художественного вкуса
коррекции памяти, внимания и других психических функций
развитие моторики пальцев;
Рисование на темы
6
развитие творческого воображения
развитие восприятия цвета
развитие моторики пальцев;
Беседы об изобразительном искусстве
4
развитие восприятия цвета
формирование универсальных учебных действий (личностных, познавательных, регулятивных, коммуникативных)
речи и обогащение словаря
33
Календарно-тематическое планирование
I четверть (8 часов)
№ п\п
Тема урока
Кол-во
часов
Дата
Примечание
1.
Беседа на тему «Декоративно-прикладное искусство» (народные игрушки глина, дерево).
1
2.
Составление сетчатого узора для детской ткани: декоративная переработка природных форм путем упрощения их рисунка (стилизация).
1
3.
Рисование несложного натюрморта, состоящего из фруктов (например, яблоко и груша).
1
4.
Рисование несложного натюрморта, состоящего из овощей (например, морковь и огурец).
Декоративное рисование — составление эскиза для значка на предложенной учителем форме (по выбору учащихся).
1
7.
Беседа об изобразительном искусстве: «Живопись». Картины художников В. Фирсова «Юный живописец», В. Серова «Девочка с персиками»», П. Кончаловского «Сирень».
1
II четверть (9часов)
№ п\п
Тема урока
Кол-во
часов
Дата
Примечание
1.
Рисование с натуры игрушки (по выбору учителя, учеников).
1
2.
Рисование с натуры постройки из элементов строительного материала.
1
3.
Рисование на тему «Что мы видели на стройке (содержание рисунка: несколько этажей строящегося здания, башенный подъемный кран, стрела которого несет панель, автомашина везет плиты, экскаватор роет траншею, рабочие прокладывают трубы, бульдозер засыпает яму и т. п.).
2
4.
Беседа на тему «Скульптура как вид изобразительного искусства» (Э. Фальконе. «Медный всадник»; Ф. Фивейский. «Сильнее смерти; Е. Вучетич. «Статуя воина-освободителя» в Трептов - парке в Берлине).
1
5.
Рисование новогодней открытки (элементы оформления — флажки, снежинки, сосульки, звезды, серпантин, конфетти, елочные игрушки и т. п.).
2
6.
Изготовление новогодних карнавальных масок.
2
III четверть (8 часов)
№ п\п
Тема урока
Кол-во
часов
Дата
Примечание
1.
Рисование с натуры, предметов цилиндрической формы, расположенных ниже уровня зрения (эмалированные кастрюля и кружка).
2
2.
Беседа на тему «Прошлое нашей Родины в произведениях живописи» (А. Бубнов. «Утро на Куликовом поле В. Васнецов. «Богатыри»; В. Суриков. «Переход Суворова через Альпы»).
1
3.
Рисование с натуры объемного предмета конической формы (кофейник).
1
4.
Рисование с натуры объемного предмета сложной (комбинированной) формы и его декоративное оформление (ваза, кувшин).
1
5.
Рисование с натуры объемного предмета сложной (комбинированной) формы и его декоративное оформление (торшер, подсвечник со свечой).
1
6.
Рисование «ленточного» шрифта по клеткам(отдельные слова).
1
7.
Иллюстрирование отрывка литературного произведения, например из «Сказки о царе Салтане» А. Пушкина («Пушки с пристани палят, кораблю пристать велят»; «Белка песенки поет, да орешки все грызет»).
1
IV четверть (8 часов)
№ п\п
Тема урока
Кол-во
часов
Дата
Примечани
1.
Рисование с натуры предмета шаровидной формы (кукла-неваляшка).
1
2.
Рисование с натуры птиц (натура — чучело скворца, грача, вороны, галки — по выбору).
1
3.
Тематический рисунок «Птицы — наши друзья».
1
4.
Рисование с натуры предмета шаровидной формы (глобус).
1
5.
Беседа об изобразительном искусстве с показом репродукций картин о Великой Отечественной войне против немецко-фашистских захватчиков (В. Корецкий. «Воин Красной Армии, спаси!» Д. Шмаринов. «Не забудем, не простим Ф. Богородский. «Слава павшим героям.; Кукрыниксы «Конец»).
1
6.
Декоративное оформление почтового конверта, тема рисунка — по выбору.
2
7.
Рисование с натуры предмета шаровидной формы .
1
Трудовое обучение
В процессе трудового обучения осуществляется исправление недостатков познавательной деятельности: наблюдательности, воображения, речи, пространственной ориентировки, а также недостатков физического развития, особенно мелкой моторики рук.
Обучение труду в направлено на решение следующих задач:
· уважение к людям труда;
· воспитание положительных качеств личности ученика (трудолюбия, настойчивости, умения работать в коллективе и т. д.);
· предварительно планировать ход работы над изделием (устанавливать логическую последовательность изготовления поделки, определять приемы работы и инструменты, нужные для их выполнения);
· контролировать свою работу (определять правильность действий и результатов, оценивать качество готовых изделий).
Предусмотрены следующие виды труда:
· работа с пластилином;
· работа с природными материалами;
· работа с бумагой и картоном;
· работа с текстильными материалами
Учебно-тематическое
№
Раздел (темы)
Кол-во часов
Контрольные, самостоятельные, практические, лабораторные работы, экскурсии
Введение
1
1.
Работа с пластилином.
16
Практические работы по лепке предметов из отдельных частей; игрушек букв; цифр.
2.
Работа с природными материалами.
10
Практические работы по изготовлению птичек, пингвина.
3.
Работа с бумагой и картоном.
35
Практические работы по изготовлению ёлочных игрушек, карнавальных масок, поздравительной открытки.
4.
Работа с металом
6
Практические работы по изготовлению футляра, выполнение косого обмёточного стежка.
Итого часов
68
Календарно-тематическое планирование
№ пп
Тема
Дата
Примечание
I четверть(16ч)
1.
Вводное занятие. Правила т/б на уроках труда.
Работа с природным материалом
1.
Экскурсия в природу. Сбор природного материала.
2.
Составление композиции «Букет» из засушенных листьев.
3.
Составление композиции «Птицы» из засушенных листьев.
4.
Изготовление по образцу птички из желудей, перьев и палочек.
5.
Изготовление по образцу ослика из еловых шишек, желудей и палочек.
Работа с бумагой и картоном
1.
Разрезание бумаги по прямой вертикальной линии. Составление орнамента из квадратов.
2.
Разрезание бумаги по прямой наклонной линии. Составление аппликации «Парусник» из треугольников.
3.
Надрезание бумаги по прямой короткой линии. Изготовление фонарика из надрезанных полосок.
4.
Разрезание бумаги по прямой длинной линии. Изготовление цветка из вырезанных полосок.
5.
Вырезание кругов из бумаги. Составление аппликации «Гусеница» из кругов.
Работа с пластилином
1.
Лепка на плоскости прямоугольных геометрических тел (куб, параллелепипед).
2.
Лепка дидактического материала с применением стеки: кубик, брусок.
3.
Складывание домика из вылепленных деталей.
4.
Лепка по образцу моркови, груши, перца.
5.
Лепка по образцу грибов в лукошке.
II четверть (18ч)
Работа с металлом
1.
Стальная, алюминиевая, медная проволока.
2.
Определение проволоки по внешнему виду.
3.
Различия свойств и применение проволоки.
4.
Изгибание проволоки из разных металлов в руках
5.
Гибка руками мягкой проволоки по контуру
6.
Изготовление головоломки.
II
Работа с пластилином
1.
Лепка по образцу стилизованных фигур птиц: цыпленка и утенка.
2.
Лепка по образцу стилизованных фигур животных ( кошки).
3.
Лепка по образцу стилизованных фигур животных( белки).
4.
Лепка по образцу игрушек : медвежонка.
5.
Лепка по образцу игрушек : лисы.
6.
Лепка по образцу: фрукты на тарелке.
III
Работа с бумагой и картоном
1.
Изготовление из картона плоских ёлочных игрушек, грибы, овощи, фрукты.
2.
Изготовление из картона плоских карнавальных масок.
3.
Отделка масок аппликативными украшениями.
4.
Изготовление ёлочной гирлянды.
5.
Изготовление по образцу флажков из цветной бумаги.
III четверть(18ч)
1.
Работа с бумагой и картоном
1.
Изготовление счетного материала из картона в форме полосок.
2.
Изготовление счётного материала из картона в форме квадратов.
3.
Изготовление счётного материала из картона в форме треугольников.
4.
Изготовление счётного материала из картона в форме кругов.
5.
Изготовление пакета для хранения изделий.
6.
Украшение пакета аппликацией.
II
Работа с пластилином
1.
Изготовление по образцу ежа (с применением сосновых игл, веточек).
2.
Изготовление по образцу бабочки (с применением крылаток клёна, мелких листьев).
3.
Изготовление по образцу гриба (с применением плодов каштана).
4.
Лепка по образцу рельефов букв.
5.
Лепка по образцу рельефов цифр.
I.
Коробочки открытые
1.
Сведения о получении картона. Свойства картона
2.
Разметка заготовки по шаблону. Название элементов: развёртка, клапан. Условные обозначения линий при разметке развёртки.
3.
Нанесение условных обозначений. Раскрой по разметке.
4.
Необходимость рицовки для сгибания развертки изделия
5.
Рицовка линий сгиба. Срезание уголков на клапанах.
6.
Изготовление коробочки размером 50x50 мм
7.
Разметка, вырезание, склеивание коробочки.
IVчетверть(16ч)
Пакеты и конверты
1.
Назначение пакетов и конвертов.
2.
Изготовление пакетов из готовых разверток.
3.
Прием мазки нескольких конвертов одновременно
4.
Фальцовка:назначение, правила выполнения. Фальцовка разверток.
5.
Гладилка, переплетный нож, их назначение, применение. Правила безопасной работы.
6.
Сборка и подклейка клапанов.
7.
Обжим говых изделий, контроль ,подсчет изделий.
II
Работа с природным материалом
1.
Изготовление по образцу кораблика из скорлупы грецкого ореха, ракушки, коры.
2.
Изготовление по образцу птички из шишки ели, цветочек.
3.
Изготовление по образцу совы из шишки ели, желудей.
4.
Изготовление по образцу поросенка из еловой шишки, зерен.
5.
Изготовление по образцу пингвина из еловой шишки, крылаток клена.
III
Работа с бумагой и картоном
1.
Составление по образцу композиции из геометрических фигур «Домик».
2.
Составление по образцу орнамента: в полосе из геометрических фигур. в квадрате из геометрических фигур.
3.
Составление по образцу композиции «Фрукты».
4.
Составление по образцу композиции «Овощи».
Краеведение
Курс истории Курского края является частью системы исторического образования. Данный курс рассчитан на 33 часа в год из расчета один час в неделю.
Цели программы:
формирование у учащегося целостных представлений о судьбе Курского края;
развитие личности учащегося, приобщение их к национальным и региональным культурным традициям.
Задачи:
Расширение представлений о своей семье, их участии в жизни родного края.
Формирование умения описывать достопримечательности, памятники родного края.
Воспитание чувства гражданственности и патриотизма, гордости за принадлежность к своей нации, гордости за свою Родину.
уважительного отношения к обычаям и традициям родного края.
Развитие и коррекция недостатков наглядно-образного и абстрактного мышления, а также памяти, внимания, воображения.
Совершенствование таких мыслительных операций как анализ и синтез, сравнение, обобщение и конкретизация.
Расширение лексического запаса. Развитие связной речи.
Технологии обучения.
Исходя из особенностей воспитанников специальной (коррекционной) школы, учитель, прежде всего, должен ориентироваться на применение личностно-ориентированных технологий, которые в качестве планируемых результатов предполагают не столько строго фиксированные знания и специальные умения по конкретной учебной дисциплине, сколько индивидуальные особенности субъекта познания и предметной деятельности.
Образовательный процесс личностно-ориентированного обучения предоставляет каждому возможность реализовать себя в познании, учебной деятельности и поведении, опираясь на его субъективный опыт, способности, интересы, ценностные ориентиры.
При этом очень важно, чтобы технологии носили здоровьесберегаю-щий характер.
Планируемый уровень знаний и умений:
Историю своей семьи, иметь представление об участии старших поколений родственников в развитии родного края.
Особенности географического положения нашего края, а также особенности его растительного и животного мира.
Выдающихся деятелей культуры Курской области.
Некоторые памятники истории и культуры родного края.
Особенности духовной жизни курян, а также их основные традиции и обычаи.
Рассказывать о своей семье, составлять свою родословную.
Кратко описывать достопримечательности, памятники, события, отражающие историю и культуру родного края.
Объяснять свое отношение к наиболее значимым событиям и личностям истории Курского края.
Учебно-тематическое планирование
Тема раздела
Кол-во часов
Коррекционные задачи
Самостоятельная работа
Введение
3
Развитие и коррекция недостатков наглядно-образного и абстрактного мышления, а также памяти, внимания, воображения.
Мой дом,моя семья
3
Расширение представлений о своей семье, их участии в жизни родного края
9
Географическое положение,природа нашего края
6
Формирование знаний учащихся о географическом положении Курского края и г. Куска, о его традициях и обычаях, духовной жизни курян
14
Традиции,обряды земли родной
6
Учить наблюдать и делать выводы, работать с дополнительной литературой, развивать активный и пассивный словарь, память.
12
Наш край бога талантами
8
Развивать внимание, наблюдательность, память, активный и пассивный словарь
16
Духовная жизнь курян
6
Расширение лексического запаса. Развитие связной речи.
14
Итоговое повторение
1
Совершенствование мыслительных операций: анализ и синтез, сравнение, обобщение и конкретизация.
33
65
Календарно-тематическое планирование(33ч.)
№ п/п
Тема
Дата
Введение (3 часа).
1.
Что изучает история Курского края и города Курска.
2.
Музеи и архивы края – хранители истории.
3.
Моя малая Родина.
Мой дом, моя семья (3 часа).
4.
Моя семья. История моей семьи.
5.
Занятия моих предков, их вклад в развитие родного края.
6.
Мой город. Моя улица. Мой дом.
Географическое положение, природа нашего края (6 часов).
7.
Положение родного края на карте России. Соседи нашего края.
8.
Климатические особенности края.
9.
Рельеф и водные ресурсы края.
10.
Растительный и животный мир нашего края.
11.
Заповедник «Стрелецкая Степь».
12.
Красная книга родного края.
Традиции, обряды земли родной (6 часов).
13.
Быт курян.
14.
Традиционная одежда жителей нашего края.
15.
Праздники на Курской земле.
16.
Старинные песни и хороводы.
17.
Игры наших предков. Обряды земли родной.
18.
Коренная ярмарка. Крестный ход в Курской губернии
Наш край богат талантами (8 часов).
19.
Слово об Афанасии Афанасьевиче Фете.
20.
Русский писатель – Евгений Иванович Носов.
21.
Будем знакомы – Асеев Николай Николаевич. Поэт.
22.
Русский актёр М.С. Щепкин.
23.
Плевицкая Надежда – золотой голос России.
24.
Георгий Васильевич Свиридов – российский композитор, пианист.
25.
Наш знаменитый земляк – художник Александр Дейнека.
26.
Клыков Вячеслав Михайлович – российский скульптор.
Духовная жизнь курян (6 часов).
27.
Феодосий Печерский – родоначальник российской духовности.
28.
Преподобный Серафим Саровский – чудотворец.
29.
Коренная пустынь – духовный символ России.
30.
Иконописание в Курской губернии.
31.
Возрождение храмовой культуры Курского края.
32.
Экскурсия «Храмы нашего города».
33.
Итоговое повторение (1 час).
Учебно-методические средства обучения.
Гнездилов Г.В., Торбург Р.Н. Молодость Курского края. Издание 2-е, исправленное и дополненное. – Курск: Издательство «Курская правда», 1981.
Дружинин Н., Макарский А., Рыжавский Г. По Курской земле (К 50-летию Курско-Орловской битвы). – Москва, 1994.
История города Курска и Курской области с древнейших времён по XVIII век. Составители: Н.Н.Ершова, Э.М.Михайлова – Курск, 2000.
История Курской области /Учебное пособие для учащихся 7 – 10 классов / Под ред. Т.И. Архипова. – Воронеж: Центрально-черноземное книжное издательство, 1975.
История и современность Курского края / Под ред. Б.И.Королёва – Курск, 1998.
Курск. Очерки истории города. Издание третье, переработанное и дополненное – Воронеж: Центрально-Чернозёмное книжное издательство, 1975.
Жидкина Т.С., Кузьмина Н.Н. Методика преподавания ручного труда в младших классах коррекционной школы VIII вида. М., ACADEMIA, 2005
Сагал Ю.И. Слесарное дело. М., Просвещение, 1991
Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида 5 – 9 классов под редакцией В. В. Воронковой
Социально – бытовая ориентировка в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях VIII вида, авторы Т. А. Девяткова, Л. Л. Кочеткова, А. Г. Петрикова и др. издательство Владос, Москва – 2004г.
Социально – бытовая ориентировка учащихся 5 – 9 классов в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе VIII вида, авторы В. В. Воронкова, С. А. Казакова, издательство Владос, Москва – 2006 г.
Практический материал к урокам Социально – бытовой ориентировки в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе VIII вида, пособие для учителя, автор С. А. Львова, издательство Владос, 2005
Воробьёва Т.Н. География 6 класс : поурочное планирование к учебнику. Волгоград, «Учитель – АСТ»2002
География. Энциклопедия для детей. М.: «Махаон», 2000
Каткова Е.Г. Сборник тестовых заданий и итогового контроля природоведения 4 класс. М. : «Интеллект – Центр», 2001
Петрова Н.Н. География начальный курс: 6 класс. М.: Дрофа, 1997
Чичерина О.В. Тематический тестовый контроль по начальному курсу географии 6 класс. М.: Сфера, 2000
КОРРЕКЦИОННЫЙ
КОМПОНЕНТ
Достижения в сфере жизненной компетенции
Начало учебного года
+, -
Промежуточные
итоги
+, -
Конец учебного года
+, -
Адекватность представлений о собственных возможностях и ограничениях, о насущно необходимом жизнеобеспечении
Способность вступать в коммуникацию со взрослыми по вопросам медицинского сопровождения и создания специальных условий для пребывания в школе, о своих нуждах и правах в организации обучения
Владение социально – бытовыми умениями в повседневной жизни
Владение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия
Осмысление и дифференциация картины мира, её временно – пространственной организации
Осмысление социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей
Мероприятия социально-бытового сопровождения
Виды деятельности
Содержание деятельности
Результат
Воспитание санитарно – гигиенических навыков, укрепление здоровья
Формирование умений и навыков готовить рабочее место
Воспитание поведения в быту
Показ и участие в тренировочных упражнениях, дидактических играх, рассматривание иллюстраций
Показ и участие в приготовлении рабочего места, беседы
Развитие навыков поведения в быту, через беседы, практическую работу
Мероприятия социокультурного сопровождения
Дата
Виды деятельности
Содержание деятельности
Результат
Сентябрь
-
май
Коррекция коммуникативных навыков
Развитие коммуникативных навыков путем вовлечение в беседы «Общение с близкими людьми», «Правила поведения в общественных местах», беседа о формировании навыков самообслуживания