kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Значение диких млекопитающих в прироже и хозяйственной деятельности человека. Охрана диких зверей.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок по биологии для 7 класса по программе  И.Н.Пономарева.

Просмотр содержимого документа
«Значение диких млекопитающих в прироже и хозяйственной деятельности человека. Охрана диких зверей.»

Управление образования администрации города Ульяновска

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя школа № 31 имени Героев Свири»



















Урок – обобщение .


Тема Значение диких млекопитающих в природе и хозяйстве человека. Охрана диких зверей.












Автор: Майоров

Иван Дмитриевич,

Заслуженный учитель РФ,

учитель биологии высшей

квалификационной категории.



г.Ульяновск – 2017.

Урок – обобщение . Тема Значение диких млекопитающих в природе и

хозяйстве человека. Охрана диких зверей.



Задачи:

  • Образовательные: обобщить и углубить знания школьников о значении млекопитающих в природе , жизни человека, его хозяйственной деятельности.

  • Развивающие : развить более глубокие знания о пользе животных в биогеоценозах и жизни человека.

  • Воспитательные : продолжить формирование у школьников экологической культуры и экологического мышления. Показать эстетическую значимость млекопитающих для человека.


Оборудование: таблицы : «Насекомоядные», «Пушные звери», «Парнокопытные», открытки с изображением млекопитающих, «Современная универсальная Российская энциклопедия» Кирилл и Мефодий.


План урока.

  1. Повторение пройденного материала.

а) Актуализация знаний об основных отрядах млекопитающих ,их общих признаках и типичных представителях.

2. Обобщение знаний.

а) значение млекопитающих в природе ;

б) значение диких млекопитающих в хозяйстве человека;

в) охрана ценных зверей;

г) звероводство.

3. Закрепление материала о значении диких млекопитающих в природе и

хозяйстве человека.

  1. Задавание на дом.

Ход урока.

1. Актуализация знаний об основных отрядах млекопитающих ,их общих признаках и типичных представителях.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

а) Работа по карточкам – 6 человек.


б) Работа у доски по заданию.

  • Составить схему классификации Класса млекопитающие.

  • Составить схему систематического положения :вид – бурый медведь.


в) Фронтальный опрос.

- Какой тип животных мы изучаем ?

- Какие животные называются хордовыми?




- Что такое хорда ?





- Какие классы позвоночных животных объединяет тип Хордовые?



- Почему класс называется Млекопитающие?



- Назовите общие признаки Млекопитающих.










Используя схему «Классификация млекопитающих » , составленную учащимся , учащиеся называют общие признаки основных отрядов млекопитающих.


-Отряд Грызуны;

-Отряд Хищные;

-Отряд Парнокопытные ;

-Отряд Насекомоядные;

-Отряд Рукокрылые ;

-Отряд Зайцеобразные

Работают по карточкам на местах.


Два школьника работают у доски.





Тип Хордовые.

Животные , которые в зародышевом состоянии или во взрослом состоянии имеют хорду.

Это прочный упругий стержень состоящий из плотно прилегающих друг другу клеток.


Классы : Рыбы , Земноводные , Пресмыкающиеся , Птицы , Млекопитающие.


Детенышей вскармливают молоком матери.


-теплокровные животные;

-почти все имеют волосяной покров;

-имеют высокоразвитую ЦНС;

-внутриутробное развитие;

-вскармливание детенышей молоком;

-высокое развитие всех систем органов.




2. Обобщение знаний. Рассказ учителя.

К Млекопитающим , или Зверям , относятся самые высокоорганизованные позвоночные животные. Живорождение , вскармливание детенышей молоком матери , высокоразвитая нервная система , теплокровность – позволили животным этого класса широко расселиться по Земле и занять на ней самые различные места обитания.

Млекопитающие живут в лесах (лоси ,кабаны , волки , лисицы , зайцы), горах (горные козля , бараны ), степях и полупустынях (сайгаки , суслики .хомяки,тушканчики), в почве (кроты и слепыши),морях и океанах (киты , дельфины , тюлени , моржи и др.). Некоторые из них (летучие мыши) значительную часть активной жизни проводят в воздухе.

В настоящее время известно более 4 тыс. видов млекопитающих.

В Ульяновской области обитает примерно – 66 вида млекопитающих , которые объединяются в 6 отрядов. Самыми многочисленными отрядами являются отряды грызуны и хищные.

Демонтрация : Млекопитающие Ульяновской области : европейская норка , благородный олень . лесной хорек, ушастый еж, европейская косуля, енотовидная собака, горностай , белка , медведь , рысь , лисица , лесная куница.

- К каим отрядам относятся данные животные ?

а) значение млекопитающих в природе ;

- Как вы думаете какую роль млекопитающие играют в природе ?



Значение млекопитающих в природе




Служат кормом для многих животных (мыши, суслики, кроты , хомяки и др.)


б) значение диких млекопитающих в хозяйстве человека;



- Как вы думаете каково значение диких млекопитающих в хозяйствтве человека ?




Значение млекопитающих в хозяйственной деятельности человека



Отрицательное

Положительное

  1. Питаясь хлебными злаками , поедают зерно (мыши , крысы)

  2. портят продукты питания . деревянные части построек , морских судов (крысы)

  3. распространяют возбудителей чумы (крысы . мыши), геморрагической лихорадки , туляремии (ондатра)

  1. пушной промысел (первое место в мире)(белка , лисица , соболь, ондатра, суслики, норка . бобр)

  2. продукты питания (мясо), (лось, кабан , сайгак , кабан , косуля , олень).

  3. сырье для легкой промышленности (кожа , меха).

  4. сырье для фармацевтической промышленности (молодые рога покрытые бархатистой кожей (панты), (олень).

  5. архитектурная бионика : эхолокация , радары , навигаторы , гидролокация ,трансформация и. др.


в) охрана ценных зверей;

Антропогенное преобразование ланшафтов , загрязнение природной среды , т.е. естественных мест обитания животных в том числе и млекопитающих , неконтролируемый отстрел диких зверей , истребление наиболее ценных в хозяйственном отношении позвоночных животных все это привело к плачевному результату . За последние 400 лет исчезло 130 видов птиц и млекопитающих. Из них 100 за последнее столетие. Многие виды организмов исчезают не только в результате активного истребления их человеком , но и вследствие уничтожения природных комплексов – биогеоценозов.


- Как обстоит дело с охраной редких видов животных в Ульяновской области ?


- Сообщение учащегося на тему «Охрана редких видов животных»


Выслушав сообщение попробуйте ответить на вопрос.


- Какие мероприятия по охране животного мира вы знаете ?

  • Создание нормативно – правовой базы ;

  • Создание заповедников и заказников ;

  • Организация зоопарков и национальных парков;

  • Организация питомников;

  • Красная книга

  • Запрет на охоту во время размножения;

  • Подкормка ;

  • Акклиматизация;

  • Реакклиматизация;

  • Организация звероферм и др.

г) звероводство.

- Демонстрация фильма «Пушной промысел и звероводство»


- Вопросы к фильму :

  • Каких промысловых пушных зверей Ульяновской области вы знаете ?

  • Какой пушной зверек бил акклиматизирован в нашей области?

  • Что такое акклиматизация?

  • Что такое реакклиматизация?

  • Какое животное Ульяновской области был реакклиматизирован?

  • Что такое заповедники . заказники?

  • Каковы меры охраны пушных зверей вы знаете ?

  • Что такое звероводство?

  • Каких пушных зверей разводят в зверосовхозах Ульяновской области ? России ?

3. Закрепление материала о значении диких млекопитающих в природе и

хозяйстве человека.

(фронтальная беседа)

  • Каково значение диких млекопитающих в природе?

  • Каково значение диких млекопитающих в хозяйстве человека?

  • Каких редких охраняемых животных Ульяновской области вы знаете?

  • Какие мероприятия по охране редких и охраняемых видов млекопитающих вы знаете ?

  • Что такое промысловые виды животных?

(групповая работа (класс делится на три группы для проведения викторины «Кто быстрее?»)

Вопросы для викторины

«Кто быстрее?»

Вопросы

Ответы

1.Назовите самого хищного зверя.

Крот

2.Почему весной не охотятся за пушными зверьками?

Весной пушные звери меняют . теряют густой мех , весной у зверей рождаются детеныши.

3.По какому признаку даже на большом расстоянии можно отличить самца от самки у лося и косули?

Самцы имеют рога.

4.Какой хищный зверь падок на малину ?

Бурый медведь.

5.Какой хищный зверь на зиму становится весь белый . кроме кончиков ушей?

Горностай.

6.Какое животное из семейства кошек живет в лесах нашей области?

Рысь.

7.Какой самый маленький зверек?

Землеройка малютка . длина всего 3,5 см. без хвоста.

8.У какого зверя рождаются детеныши зимой ?

У медведицы.

9.Какие животные сооружают плотины?

Бобры.

10.Какой грызун занимает первое место в пушном промысле в нашей области?

Белка.


11.Назовите самого редкого насекомоядного животного нашей области?

Выхухоль.

12.Какой отряд млекопитающих содержит всего лишь два вида?

Хоботные : индийский и азиатский слоны.

13.Назовите хищных млекопитающих , которые истребляют грызунов и этим приносят большую пользу.

Лисица , ласка , гороностай. Хорь.

14.Когда зайцу бежать удобнее – с горы или в гору?

В гору. У зайца передние ноги короче , задних , а с горы летит кубарем.


4.Задавание на дом.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Биология

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 7 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Майоров Иван Дмитриевич

Дата: 04.08.2017

Номер свидетельства: 424882

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства