kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Значение опорно-двигательной системы. Состав, строение и рост костей. Соединение костей

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема: «Значение опорно-двигательной системы. Состав, строение и рост костей. Соединение костей».

Цели урока: образовательные – выяснить значение опорно – двигательной системы; раскрыть особенности строения и свойства костей, сформировать понятие о химическом составе, о типах костей; выявить взаимосвязь строения костей и выполняемых ими функций; развивающиеразвивать умение анализировать и обобщать; развивать внимание, наблюдательность; продолжить развивать навыки работы с различными источниками информации; систематизировать знания в таблице; воспитательные – воспитывать научное мировоззрение; формировать бережное отношение к своему здоровью; воспитывать чувства уверенности, дисциплинированности.

Тип урока: комбинированный

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Значение опорно-двигательной системы. Состав, строение и рост костей. Соединение костей »

План-конспект урока по биологии в 9 классе

Дата: 25.09.15

Тема: «Значение опорно-двигательной системы. Состав, строение и рост костей. Соединение костей».

Цели урока: образовательные – выяснить значение опорно – двигательной системы; раскрыть особенности строения и свойства костей, сформировать понятие о химическом составе, о типах костей; выявить взаимосвязь строения костей и выполняемых ими функций; развивающиеразвивать умение анализировать и обобщать; развивать внимание, наблюдательность; продолжить развивать навыки работы с различными источниками информации; систематизировать знания в таблице; воспитательные воспитывать научное мировоззрение; формировать бережное отношение к своему здоровью; воспитывать чувства уверенности, дисциплинированности.

Тип урока: комбинированный

ХОД УРОКА

  1. Организационный момент

  2. Актуализация опорных знаний и мотивация учебной деятельности

Как вы думаете, благодаря чему человек может бегать, прыгать, ползать, танцевать, плавать? (опорно-двигательной системе). Совершенно верно.

  1. Изучение новой темы

Б. Паскаль говорил, что суть человеческого естества – в движении. Полный покой означает смерть. А Плутарх говорил, что Движение — кладовая жизни. И это действительно так.

На уроке мы разберем:

  1. Функции опорно-двигательной системы

  2. Химический состав костей

  3. Макроскопическое строение костей

  4. Микроскопическое строение костей

  5. Типы костей

В состав опорно-двигательной системы входят кости, связывающие их соединительные ткани и мышцы. Кости скелета составляют пассивную часть опорно-двигательной системы, а мышцы – активную часть. Если бы у нас не было скелета, мышцам не к чему было бы прикрепляться, и мы выглядели бы как желе. Скелет поддерживает нас, придает нашему телу прочность, а мышцы помогают нам передвигаться. Без скелета, служащего опорой для мышц и мягких тканей нашего тела, мы не смогли бы иметь какую – либо форму и не смогли бы двигаться. Скелет и мышцы функционируют вместе. Они определяют форму тела, обеспечивают опорную, защитную и двигательную функции. Функции опорно-двигательной системы

Механические функции:

Опорная функция.

- Ребята, что такое опора? (Поддержка)

- Что поддерживает опорно-двигательная система? (Тело человека)

Правильно, опорно-двигательная система осуществляет опору для тела в целом, а также для всех его частей и органов.

Двигательная функция. Осуществляет перемещение тела и его частей в пространстве.

Защитная функция. Кости скелета защищают органы от травм. Предохраняет от внешних воздействий внутренние органы, мозг, нервы, сосуды.

Биологические функции.

Наряду с механическими функциями, костная система выполняет ряд биологических функций. В костях находится основной запас минеральных солей: кальция,  фосфора. Костная система принимает участие в минеральном обмене. В костях находится красный костный мозг, участвующий в процессах кроветворения.

- Какая особенность строения и свойства костей обеспечивают выполнение опорной и защитной функции?

- Чем же объясняется прочность и легкость костей скелета?

Сейчас мы постараемся ответить на эти вопросы.

- Ребята как вы думаете, какое свойство позволяет кости быть опорой и защитой? (Ее прочность)

-Как вы понимаете значение прилагательного “прочный”? (Твердый, упругий, эластичный.)

Итак, для того, чтобы выполнять опорную и защитную функции, костная ткань должна быть твердой и эластичной (т.е. прочной).

- А от чего, по вашему мнению, зависит прочность костной ткани? (От ее состава.). А теперь мы поговорим с вами о химическом составе кости и ее строении. Вещества, входящие в состав кости можно разделить на две группы: органические и неорганические.

- Вспомните, какие минеральные элементы входят в состав кости? (Кальций, фосфор, магний) Верно.

- Какие органические вещества могут входить в состав костной ткани? (Белки, жиры, углеводы). Давайте посмотрим, какие свойства придают кости неорганические вещества, а какие органические.

Итак, для прочности скелета большое значение имеет соотношение органических и неорганических веществ, образующих костную ткань. Так же для обеспечения прочности костей большое значение имеет строение костной ткани.

Макроскопическое строение кости. Ребята сейчас мы с вами посмотрим строение кости. Кости покрыты плотной соединительной тканью – надкостницей. Под ней располагается компактная костная ткань. Она состоит из очень маленьких плотно прижатых друг к другу цилиндров, которые называются остеонами. Каждый остеон состоит из концентрических пластинок коллагеновых волокон. Коллаген придает костям гибкость. Между пластинками находится костные клетки, которые называются остеоцитами. За счет них кости растут. В центре компактной костной ткани находится полость, заполненная желтым костным мозгом. Рассмотрим утолщение головки длинной трубчатой кости. Здесь мы видим губчатую костную ткань. Она имеет множество полостей внутри, что делает кость легкой. Количественное соотношение и распределение компактного и губчатого вещества зависит от места кости в скелете и от ее функции. Так компактное вещество особенно хорошо развито в тех костях и их частях, которые выполняют функции опоры и движения.

Микроскопическое строение кости.

- Ребята, какие группы тканей вы знаете? (Эпителиальная, мышечная, нервная, соединительная)

- К какой группе относится костная ткань? (К соединительной)

- Каковы характерные особенности соединительной ткани (Наличие хорошо развитого межклеточного вещества, определяющего механические свойства ткани). Костные пластинки – это межклеточное вещество кости. Наличие межклеточного вещества характерно для любой соединительной ткани. Костные клетки, образующие эти пластинки, располагаются по наружному периметру этих колец.

  1. Закрепление изученного материала

Модуль по теме скелет. Практика. Скелет человека. Строение костей (детализированное представление).

  1. Домашнее задание (§9 читать, отвечать на вопросы, заполнить таблицу в тетради).

  2. Итог урока.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Биология

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 9 класс

Автор: Киселёва Светлана Владимировна

Дата: 11.10.2015

Номер свидетельства: 238574


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства