«Жизненная ёмкость лёгких. Нейрогуморальная регуляция дыхания. Болезни органов дыхания, их профилактика.
«Жизненная ёмкость лёгких. Нейрогуморальная регуляция дыхания. Болезни органов дыхания, их профилактика.
Цель: Совершенствовать знания учащихся о дыхательной системе в жизнедеятельности человека, познакомиться с жизненной ёмкостью лёгких, раскрыть сущность нейрогуморальной регуляции; расширить знания о болезнях органов дыхания, их профилактики; развивать умения анализировать, выделять главное, размышлять, делать выводы и умозаключения, работать в группах; воспитывать стремления к здоровому образу жизни, негативного отношения к вредным привычкам.
интерактивная доска, презентации, модель гортани и торса человека, таблицы «Органы дыхания», «Искусственная вентиляция лёгких и непрямой массаж сердца».
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Цель: Совершенствовать знания учащихся о дыхательной системе в жизнедеятельности человека, познакомиться с жизненной ёмкостью лёгких, раскрыть сущность нейрогуморальной регуляции; расширить знания о болезнях органов дыхания, их профилактики; развивать умения анализировать, выделять главное, размышлять, делать выводы и умозаключения, работать в группах; воспитывать стремления к здоровому образу жизни, негативного отношения к вредным привычкам.
Оборудование: интерактивная доска, презентации, модель гортани и торса человека, таблицы «Органы дыхания», «Искусственная вентиляция лёгких и непрямой массаж сердца».
Ход урока:
Организационный момент.
Здравствуйте ребята! Я очень рада видеть вас сегодня на уроке биологии и вы думаю меня тоже, поэтому наша совместная работа будет интересной, полезной и дружелюбной. Посмотрите друг на друга, какие вы сегодня радостные и подарите друг другу улыбку. Ведь именно с улыбки начинается хорошее настроение и именно она является ключом к душе каждого человека, к пониманию друг друга. Улыбнитесь! А теперь настроимся на творческую работу и начнём урок.
На предыдущих уроках мы с вами знакомились со строением и значением дыхательной системы. Сегодня мы продолжаем изучение дыхательной системы. И тема нашего урока «Жизненная ёмкость лёгких. Нейрогуморальная регуляция дыхания. Болезни органов дыхания, их профилактика».
Цель нашего урока заключается в том, чтобы совершенствовать знания о дыхательной системе в жизнедеятельности человека, познакомиться с жизненной ёмкостью лёгких, раскрыть сущность нейрогуморальной регуляции, расширить знания о болезнях органов дыхания, их профилактики.
Проверка знаний: 1. Работа по разноуровневым карточкам (3 учащихся). 2. Экспресс-опрос по терминам. Каждой группе даётся термин, вы должны дать определение.
II группа: носовая полость, бронхи, альвеолы, диафрагма.
III группа: гортань, бронхиолы, внешнее дыхание, плевра.
3. Фронтальный опрос: где начинаются воздухоносные пути, что к ним относится? Где расположена голосовая щель? Где расположены голосовые связки, каково их значение? С чем связана высота голоса? Что содержится в плевральной полости, каковы её функции? В какой орган поступает воздух из гортани? Каково строение задней стенки трахеи, прилегающей к пищеводу? Объясните причины такого строения. В чем различие между бронхиолами и лёгочными пузырьками? Каковы функции носовой полости? Почему левое лёгкое меньше правого? Сколько дыхательных движений совершает человек за 1 минуту в состоянии покоя? Причины чихания. Самый крупный хрящ гортани? Что относится к дыхательной системе? (У доски показать на таблице). Какие мышцы участвуют в дыхании? Объём какого газа не изменится в процессе дыхания? На одинаковые ли доли разделяются правое и левое лёгкие, если нет, то из скольки долей состоит каждое из них? Частота дыхания человека остается постоянной или изменяется, если изменяется, то в каких случаях это происходит? Какие газы участвуют в газообмене?
III. Изучение нового материала:
Создание проблемной ситуации:
Сожмите губы и пальчиками зажмите нос. Несколько мгновений посидите
Беседа: Как вы себя чувствуете? Почему вы почувствовали головокружение, слабость, потемнение в глазах? Сколько времени мы можем не дышать? Зачем же мы дышим? А как мы дышим? Сделайте вдох и проанализируйте ваши ощущения.
для того чтобы знать сколько миллилитров воздуха каждый раз вдыхает человек, мы должны познакомиться с жизненной ёмкостью лёгких.
Беседа по рисунку 101.
Откройте учебник стр.146 и рассмотрите рисунок.
Сколько миллилитров воздуха человек вдыхает в состоянии покоя? Как называется этот объём воздуха? Если после спокойного вдоха произвести усиленный вдох, то сколько можно вдохнуть ещё дополнительно воздуха? После спокойного воздуха человек может выдохнуть ещё около 1500 миллилитров воздуха.Каково максимальное количество выдыхаемого воздуха после самого глубокого вдоха? Как это максимальное количество выдыхаемого воздуха называют?
Жизненную ёмкость лёгких используют как показатель состояния здоровья и физического развития организма. Её определяют специальным прибором – спирометром.
Запишите определение жизненной ёмкости лёгких в тетради.
Работа в группах.
Как регулируются дыхательные движения и в чём заключается гуморальная регуляция дыхания вы должны выяснить, работая в группах.
Большой вред для здоровья человека наносит курение и алкоголь. Особенно вредят органам дыхания. Для вас группа учащихся подготовила сообщение, прослушайте, пожалуйста.
а) выступление учащихся;
б) беседа: Какие выводы для себя вы сделали из этого сообщения?
Презентация групп по теме «Болезни органов дыхания».
Болезни органов дыхания возникают при проникновении в них болезнетворных микроорганизмов. Большинство из них задерживаются, обезвреживаются и выводятся наружу слизистой оболочкой верхних дыхательных путей. Часть микроорганизмов, проникших в органы дыхания, может вызвать такие заболевания, как групп, ангина, бронхит, туберкулёз и некоторые другие.
Сегодня каждая группа подготовила презентацию заболевания и меры профилактики.
а) Выступление групп.
б) Беседа: с каких болезнях органов дыхания шла сейчас речь? В чём причины их возникновения? В чём заключаются меры профилактики?
Правильно, молодцы. В первую очередь необходимо соблюдать правила гигиены. Заслуженный ученый Хаил Досмухамедов, внёсший огромный вклад в развитие медицины, даёт следующие рекомендации по сохранению здоровья школьников. Если хочешь сохранить здоровыми органы дыхания (зачитать). Мне бы хотелось каждому из вас раздать эти рекомендации, чтобы они были всегда с вами.
Искусственное дыхание.
Сегодня у нас на уроке присутствует медсестра Мируерт Канашевна, которая ознакомит вас с приёмами искусственного дыхания.
(Выступление мед. Работника)
IV. Итог: Что вы узнали нового на уроке?
С чем познакомились? Чему учились?
V.Комментарий оценок.
VI . Рефлексия: Какой этап урока был интересен для вас?
VII . Д/з §43 вопросы после §; задание №1 с.150 в тетради.