Возможности использования космических снимков на уроках биологии
Возможности использования космических снимков на уроках биологии
Реализация деятельностного подхода на уроках биологии позволит получить оптимальные результаты, если в содержание учебной работы будут интегрированы изображения Земли из космоса. Это позволит достичь одну из целей изучения биологии в основной школе — овладение умениями «использовать современные геоинформационные технологии для поиска, интерпретации и демонстрации различных данных». Реализация деятельностного подхода на уроках биологии позволит получить оптимальные результаты, если в содержание учебной работы будут интегрированы изображения Земли из космоса. Это позволит достичь одну из целей изучения биологии в основной школе — овладение умениями «использовать современные геоинформационные технологии для поиска, интерпретации и демонстрации различных данных».
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Возможности использования космических снимков на уроках биологии»
9
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №23 с. Новозаведенного»
Возможности использования космических снимков
на уроках биологии
Автор работы: Писаренко Надежда Ивановна, учитель биологии МБОУ СОШ
№ 23 с. Новозаведенного
Реализация деятельностного подхода на уроках биологии позволит получить оптимальные результаты, если в содержание учебной работы будут интегрированы изображения Земли из космоса. Это позволит достичь одну из целей изучения биологии в основной школе — овладение умениями «использовать современные геоинформационные технологии для поиска, интерпретации и демонстрации различных данных». Многие качества личности, которые формируются при работе учеников с космическими снимками, соответствуют личностным характеристикам выпускника, заявленным в Стандарте второго поколения (ФГОС). Выпускник основной школы должен быть человеком, «активно и заинтересованно познающим мир», «умеющим учиться», «способным применять полученные знания на практике», «уважающим других людей, умеющим вести конструктивный диалог, достигать взаимопонимания, сотрудничать для достижения общих результатов». Космические снимки могут служить основой для новой организации учебной деятельности учащихся. Космические снимки дают значительно более полный и объективный взгляд на Землю в реальном времени, отражая текущее состояние объектов и динамику земных процессов и явлений. Извлечение информации из космических снимков — непростое, но очень увлекательное занятие. Необычность и новизна такой информации вызывают интерес и к новым технологиям получения изображений Земли, и к углубленному изучению школьных предметов. Космические снимки служат эффективным инструментом, позволяющим оперативно и детально исследовать состояние окружающей среды, а также получать объективную картину мира, то есть самые достоверные источники информации о процессах, происходящих на нашей планете.
В курсе биологии по различным УМК, космические снимки могут быть использованы при изучении следующих тем:
Программа курса биологии для общеобразовательных учреждений
Автор: И.Н. Пономарева ,9 класс
Раздел
Тема урока
Основы экологии
Рациональное использование природы и ее охрана
Экологические проблемы
Программа курса биологии для общеобразовательных учреждений
Автор: В.В. Пасечник, 9 класс
Раздел
Тема урока
Биосферный уровень
Антропогенное воздействие на биосферу. Основы рационального использования
Экологические проблемы. Анализ и оценка последствий деятельности человека в экосистемах
Программа курса биологии для общеобразовательных учреждений
Авторы: Н.И. Сонин, В.Б. Захаров, 9 класс
Раздел
Тема урока
Биосфера и человек
Природные ресурсы и их использование
Роль человека в биосфере
Последствия деятельности человека в экосистемах
Экологические проблемы
Программа курса биологии для общеобразовательных учреждений
Автор: В.Б. Захаров, 11 класс. Профильный уровень
Раздел
Тема урока
Взаимоотношение организма и среды. Основы экологии
Биосфера живая оболочка планеты
Круговорот воды в природе
Круговорот углерода
Круговорот фосфора и серы
Круговорот азота
Жизнь в сообществах
Основные биомы суши
Биосфера и человек
Воздействие человека на природу в процессе становления общества
Природные ресурсы и их использование
Загрязнение воздуха
Загрязнения пресных и морских вод
Антропогенные изменения почвы
Влияние человека на растительный и животный мир
Охрана природы и перспективы рационального природопользования
Роль биологических знаний в XXI веке
Программа курса биологии для общеобразовательных учреждений Авторы: И.Б. Агафонова, В.И. Сивоглазов, 11 класс. Базовый уровень
Раздел
Тема урока
Структура экосистемы
Причины устойчивости и смены экосистемы
Влияние человека на экосистемы
Биосфера и человек
Биосфера и человек
Основные экологические проблемы современности, пути их решения
Роль биологии в будущем
При изучении отдельных тем в курсе биологии могут применяться следующие задания:
Задание 1
Перед вами снимок, иллюстрирующий экологическую проблему, связанную с деятельностью человека. Вам необходимо:
Определить, какая экологическая проблема отображена на снимке;
Описать территорию, подверженную данной экологической проблеме;
Определить и назвать объекты, которые доказывают, какая это экологическая проблема;
Описать проблему.
Задание 2
На снимке отображена часть одной из самых больших дельт в мире, начинающейся в 500 км от моря и образующей обширную заболоченную низменность, разделенную многочисленными рукавами на острова, которые едва возвышаются над водой. Низовья дельты покрыты густыми заболоченными лесами, переходящими в мангровые леса.
Четко обозначьте на снимке границу распространения мангровых лесов.
Каковы природные условия их образования и роль в жизни людей?
Что характерно для растительного и животного мира этих лесов?
В прибрежных акваториях, каких морей и океанов встречаются мангровые леса?
Задание 3
На представленном космическом снимке отобразился г. Нижний Тагил (Свердловская область). Определите, какая экологическая проблема видна на нем наиболее явно.
Ответьте на вопросы:
Какие основные пути возникновения проблемы?
Каковы последствия проблемы (какую опасность она несет).
Задание 4
Определите природные явления, отобразившиеся на представленных космических снимках.
Для каких регионов и в какое время года они характерны?
Задание 5
Перед вами снимок, иллюстрирующий экологическую проблему, связанную с деятельностью человека.
Вам необходимо:
Определить, какая экологическая проблема отображена на снимке;
Описать территорию, подверженную данной экологической проблеме;
Определить и назвать объекты, которые доказывают, какая это экологическая проблема;
Описать проблему.
Литература
Космическая техника / под ред. К. Гэтланда, М.: Мир, 1986
Космические методы изучения биосферы/ ответств. ред. Л.Н. Васильев, М.: Наука, 2008
Транспортные космические системы / С.В. Чекалин, М.: Наука, 2003
Освоение космического пространства в СССР (по материалам печати) / ответств. ред. Р.З. Сагдеев, М.: Наука, 2007
Шахраманьян М.А., Тюхов И.И., Вощенкова Н.С. Космические образовательные технологии: инвестиции в будущее (теория и практика).- Калуга: Институт повышения квалификации работников образования, 2009, 776 с., ил.