kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Влияние антропогенного фактора на городские экосистемы с использованием краеведческого материала

Нажмите, чтобы узнать подробности

урок предназначен для использования в теме "Основы "экологии, включает алгоритм проведения с использованием материалов научно-исследовательских работпо тем: "Влияние рекреационных нагрузок на памятник природы местного значения "Бердская коса", "Экологические проблемы города Бердска", "Анализ воды и почвы природных зон Бердска"

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«влияние антропогенного фактора на городские экосистемы с использованием краеведческого материала »

Урок по теме:

Урок по теме:

Цель урока: 1.Побуждение познавательной активности, критического мышления.  2. Вовлечение школьников в продуктивное общение по улучшению экологической ситуации города

Цель урока:

1.Побуждение познавательной активности, критического мышления.

2. Вовлечение школьников в продуктивное общение по улучшению экологической ситуации города

Задачи

Задачи

  • Расширить знания учащихся об экологических факторах и их влиянии на экосистемы;
  • Выявить причины и источники нарушения стабильности экосистем на планете;
  • Продолжить формирование умений анализа ситуации, прогнозирования и навыков исследовательской деятельности;
  • Продолжить формирование умений учащихся работать со справочной литературой;
  • Способствовать формированию культуры рационального природопользования;
Вопросы для контроля знаний  Дать понятия :  экология  экологические факторы:  абиотический, биотический  экосистема

Вопросы для контроля знаний

Дать понятия :

экология

экологические факторы:

абиотический, биотический

экосистема

Влияние антропогенного фактора на экосистемы

Влияние

антропогенного

фактора

на экосистемы

Конвенция ООН об охране всемирного культурного природного наследия (1972)  Конвенция ЮНЕСКО об охране нематериального культурного наследия (2003)  Хартия Земли (2000)

Конвенция ООН об охране всемирного культурного природного наследия (1972) Конвенция ЮНЕСКО об охране нематериального культурного наследия (2003) Хартия Земли (2000)

  • 18 мая в Санкт-Петербурге начал свою работу пятый международный экологический конгресс, созванный содействовать формированию международной системы экологической безопасности.
Экологические проблемы города Бердска   работу выполнил ученик 9 В класса  Оноприенко Константин

Экологические проблемы города Бердска работу выполнил ученик 9 В класса Оноприенко Константин

Экология (от греч. oikos — дом, жилище,  местопребывание и логос — слово, учение), наука об отношениях живых организмов и образуемых ими сообществ между собой и с окружающей средой.  Город — это искусственно созданная экосистема, населённый пункт, жители которого заняты, как правило, вне сельского хозяйства.
  • Экология (от греч. oikos — дом, жилище, местопребывание и логос — слово, учение), наука об отношениях живых организмов и образуемых ими сообществ между собой и с окружающей средой.
  • Город — это искусственно созданная экосистема, населённый пункт, жители которого заняты, как правило, вне сельского хозяйства.
Экологические проблемы городов связаны с чрезмерной концентрацией на сравнительно небольших территориях населения, транспорта и промышленных предприятий, с образованием антропогенных ландшафтов, далеких от состояния экологического равновесия .

Экологические проблемы городов связаны с чрезмерной концентрацией на сравнительно небольших территориях населения, транспорта и промышленных предприятий, с образованием антропогенных ландшафтов, далеких от состояния экологического равновесия .

Общие экологические проблемы городов мира

Общие экологические проблемы городов мира

  • Загрязнение водного бассейна
  • Загрязнение воздушного бассейна
  • Угнетение растительного горизонта
  • Городские отходы
  • Шумовое загрязнение
Бердск

Бердск

Население с 1960-х годов выросло почти в два раза и сегодня составляет 97 288 человек.

Население с 1960-х годов выросло почти в два раза и сегодня составляет 97 288 человек.

Бердск. Загрязнение воздушного бассейна   Основные источники загрязнения воздуха для Новосибирской области

Бердск. Загрязнение воздушного бассейна

Основные источники загрязнения воздуха для Новосибирской области

  • автомобильный транспорт
  • предприятия теплоэнергетики
  • коммунальные котельные
  • низкие источники выбросов частного сектора
Проблема отходов  Свалка – это мина замедленного действия

Проблема отходов Свалка – это мина замедленного действия

  • 200 тонн мусора ежегодно вывозится на полигон
Угнетение растительного покрова

Угнетение растительного покрова

  • Бердские леса по-прежнему уникальное природное образование, где ЕЩЁ сохранились редкие виды растений и животных…
Вырубка лесов в Новом посёлке

Вырубка лесов в Новом посёлке

  • Вырублены десятки здоровых крепких сосен, изъезжены тяжелой техникой все лесные дорожки, поврежден подрост и верхний почвенный слой, защищающий корни сосен.
Загрязнение водного бассейна   Основные проблемы водных ресурсов:  Питьевая вода   Канализация   Размывание  берега

Загрязнение водного бассейна

Основные проблемы водных ресурсов:

  • Питьевая вода
  • Канализация
  • Размывание

берега

Загрязнение водного бассейна   Искитим НФС-1  Водозабор БЭМЗ 2й подъём

Загрязнение водного бассейна

Искитим

НФС-1

Водозабор БЭМЗ

2й подъём

Загрязнение водного бассейна   Типы городских канализаций:

Загрязнение водного бассейна

Типы городских канализаций:

  • Центральная
  • Ливнёвая
Загрязнение водного бассейна

Загрязнение водного бассейна

  • За 40 лет эксплуатации береговая линия Новосибирского водохранилища на протяжении 500 км отступила на расстояние от 20 до 200 метров
  • Обское водохранилище - крупный водоём, так что здесь происходит постоянный процесс самоочищения
Вымирание рыбы Большая часть рыбы Обского водохранилища и рек, в него впадающих и вытекающих из него, в этом году вымрет. Очень низкий уровня воды, из-за малого количества осадков, в том числе и на Алтае, который «питает» наши реки Основная часть рыбы не успела войти в русло Оби и Берди, и сейчас задыхаются в «малой воде» из-за нехватки  кислорода. Рыба  не сможет прийти к  нерестовым местам, так  как они в этом году  оказались на суше.

Вымирание рыбы

Большая часть рыбы Обского водохранилища

и рек, в него впадающих и вытекающих из

него, в этом году вымрет.

  • Очень низкий уровня воды, из-за малого количества осадков, в том числе и на Алтае, который «питает» наши реки
  • Основная часть рыбы не успела войти в русло Оби и Берди, и сейчас задыхаются в «малой воде» из-за нехватки

кислорода. Рыба

не сможет прийти к

нерестовым местам, так

как они в этом году

оказались на суше.

Заключение

Заключение

  • Состояние атмосферы города пока не вызывает опасений
  • Водные ресурсы же находятся в плачевном состоянии
  • Необходимо строительство мусороперерабатывающего завода
  • Необходимо проведение мероприятий по озеленению города
Определение стадии деградации лесной экосистемы под влиянием антропогенного фактора на территории памятника природы местного значения «Бердская коса».    Выполнил и  Ученицы 9 класса «В» Плоских Алина и Рябова Алёна у

Определение стадии деградации лесной экосистемы под влиянием антропогенного фактора на территории памятника природы местного значения «Бердская коса».

Выполнил и

Ученицы 9 класса «В»

Плоских Алина и Рябова Алёна

у

Природная охраняемая территория

Природная охраняемая территория

  • Это участок биосферы с соответствующими слоями атмосферы и литосферы, полностью или частично, постоянно или временно исключенный людьми из интенсивного хозяйственного оборота и предназначенный для сохранения экологического равновесия, поддержания среды жизни человечества и его здоровья, охраны природных ресурсов, ценных естественных и искусственных объектов и явлений, имеющих историческое, хозяйственное или эстетическое значение.
Цели создания памятников природы

Цели создания памятников природы

  • сохранение естественных природных комплексов;
  • сохранение и усиление средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических и оздоровительных функций леса;
  • охрана редких, исчезающих и интродуцированных видов флоры;
  • охрана растительного и животного мира, поддерживающих гидрологический режим целостности экосистемы истока реки;
  • сохранение эстетической ценности естественных природных комплексов;
  • сохранение условий для проведения научно-познавательных экскурсий;
  • экологическое воспитание населения.
Задачи создания памятников природы поддержание целостности экосистемы; предотвращение дальнейшей деградации экосистемы; сохранение растительного и животного мира, представляющего природную модель биоразнообразия всех элементов ландшафтов, свойственных Новосибирской области; сохранение редких видов животных и растений, в том числе занесенных в Красную книгу Российской Федерации и Новосибирской области; обеспечение экологического воспитания,  образования и просвещения,  обеспечение населения экологической  информацией; проведение учебно-педагогической  и научно-просветительской работы.

Задачи создания памятников природы

  • поддержание целостности экосистемы;
  • предотвращение дальнейшей деградации экосистемы;
  • сохранение растительного и животного мира, представляющего природную модель биоразнообразия всех элементов ландшафтов, свойственных Новосибирской области;
  • сохранение редких видов животных и растений, в том числе занесенных в Красную книгу Российской Федерации и Новосибирской области;
  • обеспечение экологического воспитания,

образования и просвещения,

обеспечение населения экологической

информацией;

  • проведение учебно-педагогической

и научно-просветительской работы.

Памятники природы Уникальные, невосполнимые, ценные в экологическом, научном, культурном и эстетическом смысле участки Земли.  На территории города Бердска находится один памятник природы регионального значения «Бердкая дача» и один местного значения  «Бердская коса».Решение об организации особо охраняемой природной территории местного значения «Городской парк Бердская коса» было вынесено Главой МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА БЕРДСКА НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ ОТ 19.01.2009 года

Памятники природы

  • Уникальные, невосполнимые, ценные в экологическом, научном, культурном и эстетическом смысле участки Земли.

На территории города Бердска находится один памятник природы регионального значения «Бердкая дача» и один местного значения

«Бердская коса».Решение об организации особо охраняемой природной территории местного значения «Городской парк Бердская коса» было вынесено Главой МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА БЕРДСКА НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ ОТ 19.01.2009 года

Экологическое обоснование выбора территории

Экологическое обоснование выбора территории

  • Цель образования особо охраняемой природной территории местного значения «Городской парк «Бердская коса» ,- сохранение фрагмента реликтового ленточного соснового бора, включающего комбинации лесных и прибрежных экосистем и некоторое число редких видов растений и животных.
  • На территории памятника выявлено127 видов растений, в том числе 3 краснокнижных,55 видов птиц,17 видов млекопитающих,4 вида земноводных,2 пресмыкающих,210 беспозвоночных. Основной объект охраняемой природной территории- своеобразный комплекс фрагментов лесных экосистем, а также занесённые в красную книгу 4 вида птиц,4 вида насекомых,3 вида растений.
  • Уникальная природная зона, где мягкий климатический целебный воздух, который благоприятствует оздоровительному и семейному отдыху.
Цели и задачи Цель работы: оценка экологического состояния экосистемы памятника природы местного значения «Бердская коса» Задачи:

Цели и задачи

Цель работы: оценка экологического состояния экосистемы памятника природы местного значения «Бердская коса»

Задачи:

  • Ориентировочная оценка экологического состояния лесов экосистемы «Бердская коса»
  • Определение стадии деградации лесной экосистемы под влиянием антропогенного фактора на территории памятника природы местного значения «Бердская коса»
Географические положение

Географические положение

  • Особо охраняемая природная территория местного значения «Городской парк «Бердская коса» с северной и восточной стороны граничит с Новосибирским водохранилищем, с южной – с Бердским заливом. С западной стороны – с землями городских лесов г. Бердска.
Сосна обыкновенная — Pinus silvestris L .

Сосна обыкновенная — Pinus silvestris L .

  • Дерево высотой 20-40 м и диаметром ствола до 1 м с высоко поднятой, сквозистой, конусовидной, а затем округлой широкой кроной с горизонтально расположенными в мутовках ветвями.
Вяз гладкий, или обыкновенный — U. laevis Pall. Дерево до 25 м высотой с красивой кроной и тонкими, свисающими ветвями.

Вяз гладкий, или обыкновенный — U. laevis Pall.

  • Дерево до 25 м высотой с красивой

кроной и тонкими,

свисающими ветвями.

Тополь бальзамический — Р. balsamifera L. Крупное дерево до 20-25 м высотой, с раскидистой, широкой, яйцевидной кроной. Довольно морозоустойчив и газоустойчив, выносит полутень.

Тополь бальзамический — Р. balsamifera L.

  • Крупное дерево до 20-25 м высотой,

с раскидистой, широкой,

яйцевидной кроной.

Довольно морозоустойчив и газоустойчив,

выносит полутень.

Береза бородавчатая или повислая — В. verrucosa Ehrh. = В. pendula Roth Дерево до 20 м высотой, с ажурной, неправильной кроной и гладкой, белой, отслаивающейся корой. Распространена по всей европейской части России и за Уралом до реки Обь Одна из самых популярных берёз без которой не обходится озеленение в России. Растёт быстро, морозоустойчива, нетребовательна к почве, очень светолюбива и засухоустойчива.

Береза бородавчатая или повислая — В. verrucosa Ehrh. = В. pendula Roth

  • Дерево до 20 м высотой, с ажурной,

неправильной кроной и гладкой,

белой, отслаивающейся корой.

Распространена по всей европейской

части России и за Уралом до реки Обь

Одна из самых популярных берёз без

которой не обходится озеленение в

России. Растёт быстро,

морозоустойчива, нетребовательна

к почве, очень светолюбива и

засухоустойчива.

    Карагана древовидная, или

  Карагана древовидная, или "желтая акация" — Caragana arborescens

  • Семейство Бобовые

Довольно крупный кустарник прямостоячими ветвями, достигающий в высоту 2,5 – 4 м (редко до 7 м).

Часто выращивается как декоративное растение

Яблоня ягодная, или сибирская — М. baccata (L.) Borkh. = М. pallasiana Небольшое дерево 5-10 м высотой, с округлой, густой кроной и голыми, тонкими побегами. Растёт медленно. Очень морозостойка засухоустойчива и нетребоватльна к почве. хорошо переносит стрижку. Является лучшим подвоем в северном плодоводстве. Декоративна в период цветения когда обильно покрывается бело-розовыми цветками.

Яблоня ягодная, или сибирская — М. baccata (L.) Borkh. = М. pallasiana

  • Небольшое дерево 5-10 м высотой, с округлой, густой кроной и голыми, тонкими побегами.

Растёт медленно. Очень морозостойка

засухоустойчива и нетребоватльна к почве.

хорошо переносит стрижку. Является

лучшим подвоем в северном плодоводстве.

Декоративна в период цветения

когда обильно покрывается бело-розовыми

цветками.

Клевер люпиновый —  Trifolium lupinaster. Семейство Бобовые  Многолетнее травянистое растение высотой 15-50 см с простыми прямостоячими стеблями, в нижней части безлистными. Цветёт в середине лета.Распространён в Арктике, в европейской части России, в Западной и Восточной Сибири, на Дальнем Востоке, в Средней Азии

Клевер люпиновый — Trifolium lupinaster.

  • Семейство Бобовые

Многолетнее травянистое растение высотой 15-50 см с простыми прямостоячими стеблями, в нижней части безлистными.

Цветёт в середине лета.Распространён

в Арктике, в европейской части России,

в Западной и Восточной Сибири, на

Дальнем Востоке, в Средней Азии

Методика

Методика

  • Работа поводилась в период с 8 по 18 августа 2011 года на территории памятника природы городского значения «Бердская коса». На основе особенностей компонентов природного комплекса (рельеф, характеристика почв, увлажнение), взятых из литературных источников, была дана оценка экологического состояния лесов экосистемы «Бердская коса». Полученные данные были сопоставлены с табличными (по Н.К. Максутовой). Из литературных источников были проанализированы основные характеристики реакреационной деградации лесных экосистем.
Устойчивость лесов к рекреационным воздействиям  (по Н.К. Максутовой) Степень устойчивости лесов  Особенности компонентов природного комплекса  1. Леса, наиболее устойчивые к рекреационным воздействиям Мелколиственные леса на глинистых и суглинистых почвах с небольшими уклонами поверхности и нормальным увлажнением  2. Леса со средней устойчивостью к рекреации  Ельники и сосняки на суглинистых и супесчаных почвах с нормальным или периодически избыточным увлажнением и небольшими уклонами поверхности 3. Леса с пониженной устойчивостью к рекреации  Сосняки на песчаных и супесчаных почвах, лишайниковые и сфагновые леса на крутых склонах и природные комплексы с избыточным увлажнением

Устойчивость лесов к рекреационным воздействиям (по Н.К. Максутовой)

Степень устойчивости лесов

Особенности компонентов природного комплекса

1. Леса, наиболее устойчивые к рекреационным воздействиям

Мелколиственные леса на глинистых и суглинистых почвах с небольшими уклонами поверхности и нормальным увлажнением

2. Леса со средней устойчивостью к рекреации

Ельники и сосняки на суглинистых и супесчаных почвах с нормальным или периодически избыточным увлажнением и небольшими уклонами поверхности

3. Леса с пониженной устойчивостью к рекреации

Сосняки на песчаных и супесчаных почвах, лишайниковые и сфагновые леса на крутых склонах и природные комплексы с избыточным увлажнением

Оценка состояния лесов  (по Н.К. Максутовой) Предварительная оценка состояния леса  Характеристика леса  1. Слабоизмененное состояние  Антропогенное влияние невелико. Дорожно-тропиночная сеть отсутствует или редка.  2. Среднеизмененное состояние  Лес используется для рекреационных и лесохозяйственных целей. 3. Сильноизмененное состояние  Лес находится под интенсивным рекреационным или лесохозяйственным воздействием.

Оценка состояния лесов (по Н.К. Максутовой)

Предварительная оценка состояния леса

Характеристика леса

1. Слабоизмененное состояние

Антропогенное влияние невелико. Дорожно-тропиночная сеть отсутствует или редка.

2. Среднеизмененное состояние

Лес используется для рекреационных и лесохозяйственных целей.

3. Сильноизмененное состояние

Лес находится под интенсивным рекреационным или лесохозяйственным воздействием.

Результаты и выводы

Результаты и выводы

  • Лес используется для рекреационных целей. Растительный покров расположен неравномерно и распадается на группы. Они ограничены тропами, дорогами, вытоптанными участками, которые занимают до трети общей площади. Травяно-кустарничковый и мохово-лишайниковый ярусы изменены вне троп и дорог, там появляются луговые и сорные виды. Подрост редок и встречается лишь местами. Имеются механические повреждения деревьев, подлеска и подроста, разорены гнезда птиц и муравейники
  • Предварительная оценка состояния леса позволяет отнести его к лесам, имеющим среднеизмененное экологическое состояние.
Влияние человека на экосистему Отрицательное Изменение среды обитания организмов Уничтожение отдельных видов растений и животных Положительное Разработка технологий рационального  природопользования

Влияние человека на экосистему

Отрицательное

  • Изменение среды обитания организмов
  • Уничтожение отдельных видов растений и животных

Положительное

  • Разработка технологий рационального

природопользования

  • Создание особо охраняемых территорий
НАША ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРТИЯ   Мы, учащиеся 9 В, понимая, что - биологическое разнообразие России – наше общее богатство, это достояние России, охранять его – дело совести каждого из нас;  решили договориться: - бережно относиться к святым природным местам разных народов России (деревьям, родникам, горам и т.д) животным и растениям, потому что …; - стараться давать старым вещам вторую жизнь , потому что … - не покупать лишние полиэтиленовые пакеты, потому что …  - не поджигать мусор, потому что … - экономить электричество, выключая ненужные электроприборы и обесточивая их, потому что … - в борьбе с насекомыми, грызунами пользоваться не отравляющими, а отпугивающими веществами, поддерживать чистоту в своем окружении, потому что … - не уничтожать живое бессмысленно, просто ради своего удовольствия или сверх потребности для жизни, потому что … - экономить бумагу, потому что… - закрывать краны, когда вода нам не нужна, потому что ... Этими совместными действиями мы внесем вклад в сохранение планеты Земля ради нашего общего будущего.

НАША ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРТИЯ

Мы, учащиеся 9 В, понимая, что

- биологическое разнообразие России – наше общее богатство, это достояние России, охранять его – дело совести каждого из нас;

решили договориться:

- бережно относиться к святым природным местам разных народов России (деревьям, родникам, горам и т.д) животным и растениям, потому что …;

- стараться давать старым вещам вторую жизнь , потому что …

- не покупать лишние полиэтиленовые пакеты, потому что …

- не поджигать мусор, потому что …

- экономить электричество, выключая ненужные электроприборы и обесточивая их, потому что …

- в борьбе с насекомыми, грызунами пользоваться не отравляющими, а отпугивающими веществами, поддерживать чистоту в своем окружении, потому что …

- не уничтожать живое бессмысленно, просто ради своего удовольствия или сверх потребности для жизни, потому что …

- экономить бумагу, потому что…

- закрывать краны, когда вода нам не нужна, потому что ...

Этими совместными действиями мы внесем вклад в сохранение планеты Земля ради нашего общего будущего.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Биология

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 11 класс

Автор: бахарева марина алексеевна

Дата: 03.01.2015

Номер свидетельства: 149683


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства