Сценарий урока в 11 классе
«Влияние военных действий на экосистемы»
Цель урока: раскрыть влияние военных действий на формирование заповедников на европейской части России
Оборудование: компьютер, проектор, атлас (карта) природных зон России, атлас (карта) заповедников России, карты военных действий: «Битва за Москву», «Сталинградская битва», «Курская дуга», раздаточный материал (приложения 1,2).
Ход урока:
Приветствие:
Здравствуйте! Скоро наша страна будет отмечать 75-летие Великой Победы. Много бедствий принесла война на территории нашей страны и других стран (слайд 2).
Нет ни одной семьи в нашей стране, которую бы не коснулась война. (слайд 3)
До 1942 года наши войска, в основном, вели оборонительные действия, к сожалению уступая войскам противника. Но в 1942-1943 годах наступил переломный момент: советские войска перешли в наступление и стали гнать фашистов не только с территории Советского союза, но и из Европы. (слайд 4). Война оказала влияние не только на жизнь людей, но и на природу.
Как же связана война и биология? (примерный ответ учащихся: «Возможные последствия – уничтожение среды обитания живых организмов, исчезновение видов живых организмов»).
- Правильно – сегодня это и будет темой нашего урока (слайд 5)
Основной материал:
Давайте вспомним 3 великих сражения, переломивших ход войны? (примерный ответ учащихся: «Сталинградская битва, битва за Москву, Курская дуга (танковое сражение)»)
- правильно (слайд 6)
- Давайте сравним вооружение советских войск и войск противника (слайд 7). Какой вывод вы можете сделать о вооружении армий? (примерный ответ учащихся: «армия противника превосходила советскую по всем видам вооружения»).
- однако, при всем недостатке вооружения советская армия после переломных сражений 1942-1943 годов, смогла выстоять и победить. Немалый вклад в Победу внесли конструкторы вооружения. Всем известен танк Т-34, наша легенда, «Катюша» и другие орудия Победы. Давайте проанализируем таблицу 1 «Мощность вооружения и причиняемый вред экосистеме» в раздаточном материале. (анализ таблицы, вывод: «Чем мощнее оружие, тем больший вред оно приносит экосистеме»)
- теперь обратите внимание на количество техники и ее мощности в трех сражениях (слайды 8,9,10).
- работа в парах (слайд 11). Анализируя данные карт, таблицы 1 заполните графы 1 и 2 в таблице:
Сражение | Административные области | Заповедники |
| | |
Примерные ответы учащихся: «Военные действия проходили в зоне смешанных и широколиственных лесов, с большим разнообразием флоры и фауны. Во время военных действий применение тяжелого вооружения оказало существенное влияние на экосистемы этих природных зон. Возможно, происходило частичное или полное уничтожение экосистем»
- Отлично. В послевоенное время наша страна переживала тяжелейшие последствия войны: разрушенные города, поселки. Уничтоженные поля, луга, леса. В это время был принят т.н. План преобразования природы (слайд 12). Меньше чем за 10 лет Советскому Союзу удалось восстановить свои позиции в мировой экономике. Ценой тяжелейших усилий удалось восстановить не только хозяйство страны, но и природу. (слайд 13) – работа в группах. Заполните третью графу в вашей таблице.
И напоследок нашей общей работы: экосистема – это взаимосвязанные структуры, образующие единое целое – заполните пропуски в тексте (приложение1) –слайд 14. Из полученных букв сложите слово. (ПОБЕДА) – слайд 15
Итог урока. Вернемся к нашему вопросу, заданному в начале урока – Могут ли военные действия оказать влияние на экосистемы? Ответ аргументируйте.
Поздравляю с наступающим праздником!. Спасибо за работу. До свидания.
Автор: Мишина А.В., учитель биологии МКОУ Муезерская СОШ