kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Влияние военных действий на экосистемы

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок посвящен 75-летию Победы в ВОВ. Связывает историю и биологию.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Приложение 1»

Для каждой экосистемы жизненно важную роль играют ___________, которые через механизм фотосинтеза преобразуют солнечную энергию в химическую, необходимую для поддержания жизни и развития других биотических компонентов. Таким образом, степень разрушения экосистемы будет максимальной, если пострадают главным образом зеленые растения. Особенно тяжелыми могут быть последствия при разрушении лесов. __________ играют настолько важную стабилизирующую роль в биосфере, что их гибель может вызвать очень серьезные не только региональные, но и ________________ последствия. Обезлесение грозит деградацией и истощением земельных ресурсов вплоть до опустынивания и других форм «экологической катастрофы».

Степень уязвимости экосистем различна: чем более зрелой является экосистема, тем больше ее способность выдерживать определенные изменения условий без коренного изменения своих свойств. Однако если воздействие извне слишком сильно, механизмы регулирования нарушаются. Изменения ______________ могут стать настолько серьезными, что к ним смогут приспособиться лишь некоторые виды. И чем они более высоко ___________________, тем большая опасность исчезновения им грозит. В итоге остаются самые примитивные, нечувствительные к нарушениям организмы. Таким образом, экосистема отбрасывается на более раннюю стадию развития. В этом случае восстановление ее до первоначального состояния может проходить очень медленно, со скоростью обычного _____________________.

а. зеленые растения

б. эволюционного

в. Биогеоценоз

г. Война

д. леса

е. окружающей среды

ж. биомасса

з. экологическая ниша

и. среда обитания

к. популяция

л. Миграция

м. дрейф генов

н. изоляция

о. глобальные

п. специализированы












Для каждой экосистемы жизненно важную роль играют ___________, которые через механизм фотосинтеза преобразуют солнечную энергию в химическую, необходимую для поддержания жизни и развития других биотических компонентов. Таким образом, степень разрушения экосистемы будет максимальной, если пострадают главным образом зеленые растения. Особенно тяжелыми могут быть последствия при разрушении лесов. __________ играют настолько важную стабилизирующую роль в биосфере, что их гибель может вызвать очень серьезные не только региональные, но и ________________ последствия. Обезлесение грозит деградацией и истощением земельных ресурсов вплоть до опустынивания и других форм «экологической катастрофы».

Степень уязвимости экосистем различна: чем более зрелой является экосистема, тем больше ее способность выдерживать определенные изменения условий без коренного изменения своих свойств. Однако если воздействие извне слишком сильно, механизмы регулирования нарушаются. Изменения ______________ могут стать настолько серьезными, что к ним смогут приспособиться лишь некоторые виды. И чем они более высоко ___________________, тем большая опасность исчезновения им грозит. В итоге остаются самые примитивные, нечувствительные к нарушениям организмы. Таким образом, экосистема отбрасывается на более раннюю стадию развития. В этом случае восстановление ее до первоначального состояния может проходить очень медленно, со скоростью обычного _____________________.

а. зеленые растения

б. эволюционного

в. Биогеоценоз

г. Война

д. леса

е. окружающей среды

ж. биомасса

з. экологическая ниша

и. среда обитания

к. популяция

л. Миграция

м. дрейф генов

н. изоляция

о. глобальные

п. специализированы










ОТВЕТ:

Для каждой экосистемы жизненно важную роль играют зеленые растения, которые через механизм фотосинтеза преобразуют солнечную энергию в химическую, необходимую для поддержания жизни и развития других биотических компонентов. Таким образом, степень разрушения экосистемы будет максимальной, если пострадают главным образом зеленые растения. Особенно тяжелыми могут быть последствия при разрушении лесов. Леса играют настолько важную стабилизирующую роль в биосфере, что их гибель может вызвать очень серьезные не только региональные, но и глобальные последствия. Обезлесение грозит деградацией и истощением земельных ресурсов вплоть до опустынивания и других форм «экологической катастрофы».

Степень уязвимости экосистем различна: чем более зрелой является экосистема, тем больше ее способность выдерживать определенные изменения условий без коренного изменения своих свойств. Однако если воздействие извне слишком сильно, механизмы регулирования нарушаются. Изменения окружающей среды могут стать настолько серьезными, что к ним смогут приспособиться лишь некоторые виды. И чем они более высоко специализированы, тем большая опасность исчезновения им грозит. В итоге остаются самые примитивные, нечувствительные к нарушениям организмы. Таким образом, экосистема отбрасывается на более раннюю стадию развития. В этом случае восстановление ее до первоначального состояния может проходить очень медленно, со скоростью обычного эволюционного процесса.


Просмотр содержимого документа
«Приложение 2»

Таблица 1 «Мощность вооружения и причиняемый вред экосистеме»


Вид бомбы

Мощность воздействия

Причиняемый вред

Авиабомба (100кг)

Воронка: глубина – 1,5-2 м

Диаметр – 3м

Разлет осколков – 200м

Изменение ландшафта

Гибель растений и микроогранизмов, формирующих почвенный слой

Повреждение корневой системы растений

Гибель птиц

Авиабомба (250кг)

Воронка: глубина – 2-3 метра

Диаметр – 4-5м

Разлет осколков – 200-300м

Разрушение почвенного слоя

Гибель животных-редуцентов

Разрушение грибницы

Гибель животных и растений от взрывной волны

Авиабомба (500кг)

Воронка: глубина – 3-4метра

Диаметр – 4-6м

Разлет осколков – 200-300м

Разрушение почвенного слоя

Гибель животных и растений

Разрушение грибницы

Гибель животных и растений от взрывной волны

Пожары

Разрушение гнездовий птиц

Разрушение экологических ниш животных и растений

«Катюша»

Дальность полета снаряда – 36км, площадь поражения – 25 га

Полное уничтожение экосистемы

Миномет

Дальность полета мины – 2,5км

Площадь поражения техники и живой силы противника – 200м2

Осколки – гибель животных и растений

Выброс грунта – уничтожение плодородного слоя

Дезориентация животных

Артиллерийские снаряды

Дальность стрельбы – 2,5 – 4км

Площадь поражения – 250м2

Осколки – гибель животных и растений

Выброс грунта – уничтожение плодородного слоя

Дезориентация животных

Танк

Масса (т) – 46-68

Вооружение – артиллерийские снаряды

Гусеницы - полное разрушение почвы и плодородного слоя

Загрязнение атмосферы выхлопными газами

Загрязнение почвы отходами топлива
























Название

Расположение

Площадь

Дата создания

Объекты охраны

Азас

Тыва

3003,90

11 января 1985

Степная экосистема

Хопёрский заповедник

Воронежская область

161,78

10 февраля 1949

Европейский бобр и его местообитание, экосистемы водоемов

Северо-Осетинский заповедник

Северная Осетия

295,39

7 сентября 1967

Горный комплекс

Приокско-Террасный заповедник

Московская область

49,45

19 июня 1945

Сосновые и широколиственные леса на юге хвойно-широколиственной зоны. Участки реликтовой степной растительности. Во флоре около 900 видов. В фауне лось, кабан, косуля, олень; реакклиматизирован бобр. В заповеднике центральный зубровый питомник, ведется племенная книга зубров.

Центрально-черноземный заповедник

Курская область

379,83

25 мая 1964

более 70 % флоры Курской области. 9 видов занесены в Красную книгу России. Обитает 46 видов млекопитающих: обычен кабан, косуля, лось, лисица, барсук. Встречается обыкновенный слепыш. Отмечено 210 видов птиц: обыкновенный канюк, черный коршун, обыкновенная пустельга, ястреб-тетеревятник и чеглок. Гнездится редкий вид - орёл-карлик.

23 вида насекомых занесены в Красную книгу России. На участках заповедника обитает около 200 видов пауков.

Керженский заповедник

Нижегородская область

467,89

23 апреля 1953

88 видов сосудистых растений

Дарвинский заповедник

Московская область

1126,30

18 июля 1945

Сохранение природных комплексов южной тайги Европейской части Растительный покров составляют в основном сосновые леса; распространены также березняки, ельники, реже чёрноольшаники. Обитают: бурый медведь, выдра, барсук, куница, горностай, белка, заяц-беляк, лось, глухарь, тетерев, рябчик, белая куропатка; на водоемах — большое количество водоплавающих и болотных птиц, особенно во время миграции

Нижне-свирский

Ленинградская область

125,07

29 мая 1955

Охрана богатой фауны с представителями редких видов уникального водоёма Ладоги, его побережий, окружающих лесов среднетаёжного типа и болот (верховых, низинных и переходных), мест стоянок перелетных птиц на трассе беломоро-балтийского пролётного пути, мест нереста рыб.

Орловское полесье

Орловская

область

310,53

3 декабря 1953

Липа сердцелистная, клен платанолистный, ясень обыкновенный и ольха клейкая, тонконог сизый, полевица тонкая, душистый колосок, козелец пурпуровый, сон-трава, ракитник русский, зимолюбка зонтичная, седмичник европейский, плаун булавовидный.

Среди 220 видов животных заповедника особой защиты требуют русская выхухоль, зубр.

Висимский заповедник

Свердловская область

335,00

6 июля 1971

Уникальная экосистема широколиственных лесов, виды эндемики

Калужские Засеки

Калужская, Орловская, Тульская области

456,200

03 апреля 1967

Уникальные дубравы

Серый гусь

Белогорье

Белгородская область

21,31

13 июля 1979

Гнездовья черного лебедя

Басеги

Пермский край

379,35

1 октября 1982

Места обитания оленей, кабанов, норки, бобра, выдры



Таблица 2





Просмотр содержимого документа
«Сценарий урока в 11 классе»

Сценарий урока в 11 классе

«Влияние военных действий на экосистемы»

Цель урока: раскрыть влияние военных действий на формирование заповедников на европейской части России

Оборудование: компьютер, проектор, атлас (карта) природных зон России, атлас (карта) заповедников России, карты военных действий: «Битва за Москву», «Сталинградская битва», «Курская дуга», раздаточный материал (приложения 1,2).

Ход урока:

Приветствие:

Здравствуйте! Скоро наша страна будет отмечать 75-летие Великой Победы. Много бедствий принесла война на территории нашей страны и других стран (слайд 2).

Нет ни одной семьи в нашей стране, которую бы не коснулась война. (слайд 3)

До 1942 года наши войска, в основном, вели оборонительные действия, к сожалению уступая войскам противника. Но в 1942-1943 годах наступил переломный момент: советские войска перешли в наступление и стали гнать фашистов не только с территории Советского союза, но и из Европы. (слайд 4). Война оказала влияние не только на жизнь людей, но и на природу.

Как же связана война и биология? (примерный ответ учащихся: «Возможные последствия – уничтожение среды обитания живых организмов, исчезновение видов живых организмов»).

- Правильно – сегодня это и будет темой нашего урока (слайд 5)

Основной материал:

Давайте вспомним 3 великих сражения, переломивших ход войны? (примерный ответ учащихся: «Сталинградская битва, битва за Москву, Курская дуга (танковое сражение)»)

- правильно (слайд 6)

- Давайте сравним вооружение советских войск и войск противника (слайд 7). Какой вывод вы можете сделать о вооружении армий? (примерный ответ учащихся: «армия противника превосходила советскую по всем видам вооружения»).

- однако, при всем недостатке вооружения советская армия после переломных сражений 1942-1943 годов, смогла выстоять и победить. Немалый вклад в Победу внесли конструкторы вооружения. Всем известен танк Т-34, наша легенда, «Катюша» и другие орудия Победы. Давайте проанализируем таблицу 1 «Мощность вооружения и причиняемый вред экосистеме» в раздаточном материале. (анализ таблицы, вывод: «Чем мощнее оружие, тем больший вред оно приносит экосистеме»)

- теперь обратите внимание на количество техники и ее мощности в трех сражениях (слайды 8,9,10).

- работа в парах (слайд 11). Анализируя данные карт, таблицы 1 заполните графы 1 и 2 в таблице:

Сражение

Административные области

Заповедники






Примерные ответы учащихся: «Военные действия проходили в зоне смешанных и широколиственных лесов, с большим разнообразием флоры и фауны. Во время военных действий применение тяжелого вооружения оказало существенное влияние на экосистемы этих природных зон. Возможно, происходило частичное или полное уничтожение экосистем»

- Отлично. В послевоенное время наша страна переживала тяжелейшие последствия войны: разрушенные города, поселки. Уничтоженные поля, луга, леса. В это время был принят т.н. План преобразования природы (слайд 12). Меньше чем за 10 лет Советскому Союзу удалось восстановить свои позиции в мировой экономике. Ценой тяжелейших усилий удалось восстановить не только хозяйство страны, но и природу. (слайд 13) – работа в группах. Заполните третью графу в вашей таблице.

И напоследок нашей общей работы: экосистема – это взаимосвязанные структуры, образующие единое целое – заполните пропуски в тексте (приложение1) –слайд 14. Из полученных букв сложите слово. (ПОБЕДА) – слайд 15

Итог урока. Вернемся к нашему вопросу, заданному в начале урока – Могут ли военные действия оказать влияние на экосистемы? Ответ аргументируйте.

Поздравляю с наступающим праздником!. Спасибо за работу. До свидания.



Автор: Мишина А.В., учитель биологии МКОУ Муезерская СОШ

Просмотр содержимого презентации
«Влияние военных действий на экосистемы»

В Великой Отечественной Войне принимали участие:

В Великой Отечественной Войне принимали участие:

  • 61 государство
  • 1 млрд. 700 млн. человек
  • «Под ружье» было поставлено 110 млн. человек
  • Активные военные действия шли на территории 40 государств
Было разрушено 1710 городов и поселков городского типа 70 тысяч деревень Погибли в ходе военных действий, пропали без вести, умерли от ранений, в концлагерях, от голода – 26,5 млн. человек

Было разрушено

  • 1710 городов и поселков городского типа
  • 70 тысяч деревень

Погибли в ходе военных действий, пропали без вести, умерли от ранений, в концлагерях, от голода – 26,5 млн. человек

Перелом войны

Перелом войны

  • В 1942-1943 годах началось активное наступление Советской армии на восток.
  • За 3 последующих года Советская армия освободила от фашистских захватчиков не только свою страну, но и всю Европу.
  • Как же связана история и биология?
Влияние военных действий на экосистемы

Влияние военных действий на экосистемы

Назовите 3 главных сражения Великой отечественной Войны, которые изменили ход истории? Битва за Москву (1941-1942) Сталинградская битва  (1942-1943) Курская дуга (1943)

Назовите 3 главных сражения

Великой отечественной Войны,

которые изменили ход истории?

Битва за Москву (1941-1942)

Сталинградская битва

(1942-1943)

Курская дуга (1943)

Битва за Москву Советское контрнаступление 5 декабря. « К началу декабря 1941 года противник имел под Москвой свыше 1708 тысяч человек, около 13,5 тысяч орудий и минометов, 1170 танков и 615 самолетов. У советских войск здесь было 1100 тысяч человек, 7652 орудия и миномета, 774 танка (в том числе 222 средних и тяжелых) и 1000 самолетов ».  (История Второй мировой войны, том 4)

Битва за Москву

  • Советское контрнаступление 5 декабря.
  • « К началу декабря 1941 года противник имел под Москвой свыше 1708 тысяч человек, около 13,5 тысяч орудий и минометов, 1170 танков и 615 самолетов.
  • У советских войск здесь было 1100 тысяч человек, 7652 орудия и миномета, 774 танка (в том числе 222 средних и тяжелых) и 1000 самолетов ».

(История Второй мировой войны, том 4)

Сталинградская битва  (17 июля 1942 — 2 февраля 1943)

Сталинградская битва (17 июля 1942 — 2 февраля 1943)

  • 5,5 тыс. орудий и миномётов
  • 500 танков
  • 1600 самолётов
  • 3 тыс. орудий и миномётов
Реакция в мире на победу Советских войск в битве под Сталинградом

Реакция в мире на победу Советских войск в битве под Сталинградом

  • Т.Рузвельт: « От имени народа Соединённых Штатов Америки я вручаю эту грамоту городу Сталинграду, чтобы отметить наше восхищение его доблестными защитниками, храбрость, сила духа и самоотверженность которых во время осады с 13 сентября 1942 года по 31 января 1943 года будут вечно вдохновлять сердца всех свободных людей. Их славная победа остановила волну нашествия и стала поворотным пунктом войны союзных наций против сил агрессии
  • Король Великобритании прислал Сталинграду дарственный меч, на клинке которого на русском и английском языках выгравирована надпись: « Гражданам Сталинграда, крепким, как сталь, — от короля Георга VI в знак глубокого восхищения британского народа. »
Курская дуга  (5 июля — 23 августа 1943 года)

Курская дуга (5 июля — 23 августа 1943 года)

  • 5200 танков,
  • 4500 самолётов
  • 3000 артиллерийских орудий и минометов
  • Задействованы территории трех областей – Курской, Орловской, Белгородской
Работа в парах Определите административные области и природные зоны, в которых проходили битва за Москву, Сталинградская битва и танковое сражение (Курская дуга). Заполните таблицу (графы 1,2): Сопоставьте данные по мощности вооружения и причиняемый вред экосистемам Ответьте на вопрос: Каковы последствия военных действий для экосистемы? Сражение Административные области Заповедники

Работа в парах

  • Определите административные области и природные зоны, в которых проходили битва за Москву, Сталинградская битва и танковое сражение (Курская дуга). Заполните таблицу (графы 1,2):
  • Сопоставьте данные по мощности вооружения и причиняемый вред экосистемам

Ответьте на вопрос:

  • Каковы последствия военных действий для экосистемы?

Сражение

Административные области

Заповедники

После войны…

После войны…

  • После войны был принят т. н. Сталинский план преобразования природы, и величайшими усилиями народа Советскому Союзу удалось уже меньше чем через 10 лет после окончания разрушительной войны восстановить свои позиции в мировой экономике
Работа в группе: «Заповедники» Используя таблицу 2 из раздаточного материала, распределите заповедники на 3 группы: Созданные до 1950г. Созданные с 1951 по 1960гг. Созданные с 1961 по 1970гг. Обратите внимание на административное положение указанных заповедников. Занесите полученные данные в графу 3 вашей таблицы.

Работа в группе: «Заповедники»

  • Используя таблицу 2 из раздаточного материала, распределите заповедники на 3 группы:
  • Созданные до 1950г.
  • Созданные с 1951 по 1960гг.
  • Созданные с 1961 по 1970гг.
  • Обратите внимание на административное положение указанных заповедников.

Занесите полученные данные в графу 3 вашей таблицы.

  • Что является объектом охраны в этих заповедниках?
  • Могли ли военные действия и их последствия оказать влияние на создание заповедников?
И напоследок…

И напоследок…

  • Для каждой экосистемы жизненно важную роль играют ___________, которые через механизм фотосинтеза преобразуют солнечную энергию в химическую, необходимую для поддержания жизни и развития других биотических компонентов. Особенно тяжелыми могут быть последствия при разрушении лесов. __________ играют настолько важную стабилизирующую роль в биосфере, что их гибель может вызвать очень серьезные не только региональные, но и ________________ последствия . Обезлесение грозит деградацией и истощением земельных ресурсов вплоть до опустынивания и других форм «экологической катастрофы».
  • Степень уязвимости экосистем различна : чем более зрелой является экосистема, тем больше ее способность выдерживать определенные изменения условий без коренного изменения своих свойств. Однако если воздействие извне слишком сильно, механизмы регулирования нарушаются. Изменения ______________ могут стать настолько серьезными, что к ним смогут приспособиться лишь некоторые виды. И чем они более высоко ___________________, тем большая опасность исчезновения им грозит. В итоге остаются самые примитивные, нечувствительные к нарушениям организмы. В этом случае восстановление ее до первоначального состояния может проходить очень медленно, со скоростью обычного _____________________.
  • а. зеленые растения
  • б. эволюционного
  • в. Биогеоценоз
  • г. Война
  • д. леса
  • е. окружающей среды
  • ж. биомасса
  • з. экологическая ниша
  • и. среда обитания
  • к. популяция
  • л. Миграция
  • м. дрейф генов
  • н. изоляция
  • о. глобальные
  • п. специализированы
П  О  Б  Е  Д  А

П

О

Б

Е

Д

А

1941-1945

1941-1945

Спасибо за работу!   Мишина А.В., учитель биологии МКОУ Муезерская СОШ

Спасибо за работу! Мишина А.В., учитель биологии МКОУ Муезерская СОШ


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Биология

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 11 класс

Скачать
Влияние военных действий на экосистемы

Автор: Мишина Анастасия Викторовна

Дата: 31.03.2020

Номер свидетельства: 544710


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства