kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Витамины. Конспект урока по биогии

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: разъяснить значение витаминов; дать понятия об авитаминозах, гипо- и гипервитаминозах; познакомить со способами сохранения витаминов в пищевых продуктах. Продолжить формирование умения работать с рисунками, учебником, анализировать и делать выводы. Влспитание биологического мышления, ЗОЖ.

Оборудование: таблица «Содержание витаминов А, В, С, D в пищевых продуктах», презентация «Витамины».

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Витамины. Конспект урока по биогии»

Урок № 39.

Тема: Витамины.

Цель: разъяснить значение витаминов; дать понятия об авитаминозах, гипо- и гипервитаминозах; познакомить со способами сохранения витаминов в пищевых продуктах. Продолжить формирование умения работать с рисунками, учебником, анализировать и делать выводы. Влспитание биологического мышления, ЗОЖ.

Оборудование: таблица «Содержание витаминов А, В, С, D в пищевых продуктах», презентация «Витамины».


Ход урока

  1. Организационный момент.

II. Актуализация знаний.

  1. Фронтальный опрос:

1) Что следует понимать под словами:

а) обмен веществ.

б) пластический обмен это -

в) энергетический обмен – это

2) Почему обмен веществ называют основным свойством живых существ?

3) Перечислить стадии обмена.

Вопросы из учебника. Стр 187-188.

2 .Решение биологических задач:

- Сделайте вывод из опыта: белую мышь кормили исключительно белками и не давали ей углеводов. После смерти мыши в её печени был обнаружен животный крахмал.

- Выскажите свои соображения, почему медики и физиологи образно называют печень «химической лабораторией», «продовольственным складом» и «диспетчером организма».

- Какие вещества входят в состав следующих пищевых продуктов: масло, шоколад, орехи, молоко, сыр, яйца, свекла, хлеб, мясо, морковь, картофель? Какие продукты являются конечными при распаде этих веществ?


III. Формирование новых знаний.

1. Значение витаминов в образовании ферментов, веществ-антиоксидантов, уничтожающих перекисные соединения в организме. (Беседа учителя с дополнениями и разъяснениями.) Презентация.

В ходе ее учитель использует следующую аналогию: полезно, когда огонь под контролем — можно согреться и приготовить пищу, но плохо, когда он выходит из-под контроля и начинается пожар, уничтожающий все. То же относится и к биологическому окислению. Если оно выходит из-под контроля организма, начинается «пожар» — уничтожаются мембраны, митохондрии, гибнут клетки. Виновником этого часто бывают перекисные соединения, по своей структуре аналогичные перекиси водорода Н2О2. Многие витамины (С, Е и др.) уничтожают их.

  1. Экологическое значение витаминов. (Беседа.)

В ходе беседы учитель напоминает, что, поскольку цепи питания существуют не одну сотню лет, некоторые биологически активные вещества не вырабатываются в организме, а берутся из пищи в готовом виде. К ним относятся некоторые витамины.

  1. Водо- и жирорастворимые витамины.

К жирорастворимым относятся витамины А, Е, К, D, F.

Витамин А

Витамин A является антиоксидантом. Он помогает поддерживать в нормальном состоянии эпителиальные ткани, нормализует обмен веществ, участвует в формировании костей и зубов, необходим для нормального функционирования иммунной системы. Этот витамин поддерживает работу слизистых оболочек человека, чем защищает наш организм от проникновения инфекции. От своевременного поступления витамина А зависит здоровье сетчатки глаз, за что его также называют ретинол (от retina, сетчатка). Он также ответственен за способность видеть при слабом освещении.

Мы получаем витамин А «готовым» из рыбьего жира, печени, яичного желтка. Кроме того, организм человека способен превращать растительный пигмент бета–каротин в этот витамин. Бета-каротина много в моркови, тыкве, дынях, абрикосах, шпинате, броколли, бобовых.

Признаки недостатка витамина А:

ухудшение зрения «куриная слепота»

сухость кожи

снижение иммунитета

частые респираторные заболевания

Витамин Е

Этот витамин включает в себя группу веществ - токоферолов. Он является антиоксидантом, а значит - замедляет процессы старения организма. Кроме того он защищает от окисления витамин А, необходим для поддержания мышечного тонуса, улучшает кровообращение.

Витамин E содержится в растительных и животных маслах, молоке, печени, мясе, яйцах, пророщенных злаках.

Нехватка витамина Е приводит к бесплодию, нарушению работы нервной и сердечно-сосудистой систем, вызывает анемию.

Витамин D

Под этим витамином подразумевают целое семейство соединений. Эти вещества ответственны за нормальное всасывание фосфора и кальция в кишечнике, играют ключевую роль в формировании костей и зубов, помогают в работе иммунной системы и даже обладают антиканцерогенными свойствами.

«Как онколог, хочу отметить, что витамин D обладает мощными антиканцерогенными свойствами. Он угнетает образование новых опухолевых клеток, блокирует образование собственных сосудов опухоли, что приводит к ее некрозу и гибели. Кроме того, витамин D - это профилактика рака молочной железы», - рассказывает врач онколог Андрей Бабик.

Витамин D образуется в коже человека под действием солнечного света. Кроме того этот витамин можно получить с пищей. Его много в молоке, сливочном, масле, яйцах. Он может запасаться в печени и жировой ткани и потом по мере надобности постепенно расходоваться.

Хроническая нехватка этого витамина может привести к рахиту у детей, а также возникновению остеопороза у взрослых.

Витамин K

Под этим витамином также подразумевается целая группа веществ. Он играет важную роль в обмене веществ в костях и соединительной ткани, регулирует усвоение кальция, ответственен за процессы свертывания крови, необходим для нормального функционирования почек.

Витамин К вырабатывается в пищеварительном тракте нашего организма. Кроме того мы получаем его из зеленых листовых овощей, капусты, злаков, печени, яиц, молочных продуктов.

Признаком дефицита витамина К является излишняя кровоточивость ран, кровоточивость десен.

Витамин F

Витамин Fили комплекс полиненасыщенных жирных кислот играет очень важную роль в обменных процессах организма. Ненасыщенные жирные кислоты нужны для работы сердечно-сосудистой системы. Они улучшают кровообращение, препятствуют развитию атеросклероза, укрепляет иммунитет, ускоряет заживление ран.

Источником ненасыщенных жирных кислот являются в основном растительные масла: льняное, ореховое, оливковое, кукурузное, подсолнечное.

«В подсолнечном масле много омега-6 ненасыщенных жирных кислот, а в льняном есть омега-3 ненасыщенные жирные кислоты. Это очень важные вещества для нашего организма. Если питаться жирами «по науке», то надо употреблять 9 частей подсолнечного масли и 1 часть льняного в день. Это идеальный баланс ненасыщенных жирных кислот, который обеспечит нам нужный уровень холестерина в крови»,рассказалдоцент кафедры гастроэнтерологии и терапии Днепропетровской Государственной медицинской академии Залевский Виктор Иванович.

Недостаток витамина F может провоцировать развитие сердечно-сосудистых заболеваний, болезни кожи, волос и ногтей.

Все жирорастворимые витамины лучше усваиваются из пищи, если есть продукты, их содержащие, вместе с жиром. Учитывайте эту особенность при приеме пищи. Ешьте полезную сбалансированную пищу и получайте все необходимое для организма.




















Анализ отдельных витаминов, их авитаминозов, гипо- и гипервитаминозов, (Объяснение с одновременным заполнением таблицы.)




Значение витаминов для организма

Витамин

Источник

Суточная потреб­ность, мг

Авитаминоз

Гиповитаминоз

Гипервитаминоз

А

Печень, яйца, морковь, рыбий жир

0,9

«Куриная слепота», замедление роста, нарушение слизистых и кожи

Нарушение слизистой и глаз

Головные боли, малокровие, изменение слизистых

В1

Черный и белый хлеб грубого помола, овсянка и др., вырабатывается в толстом кишечнике кишечной палочкой

1,4-1,6

Болезнь бери-бери

Нервные и сердечные недомогания, раздражитель-ность, бессонница

Аллергия

В2

Овощи, фрукты, печень, мясо, молочные продукты, хлеб, геркулес, гречка, яйца, почки

1,5-2,5

Катаракта, нарушение слизистых глаз, ротовой полости, желудка, кишечника, малокровие

Трещинки в углах рта, ухудшение зрения


С

Овощи, фрукты, шиповник, черная смородина, лимон, капуста

50—100

Цинга

Подверженность инфекциям, кровоточивость десен

Повреждение почек, поджелудочной железы

D

Рыбий жир, печень, яичный желток (образуется в организме при ультрафиолетовом облучении)

2,5

Рахит

Нарушение кальциевого и фосфорного обмена, снижение иммунитета, замедление роста у детей

Нарушение центральной нервной системы. Вымывание кальция из костей, повышение содержания его в крови


5. Сохранение витаминов при кулинарной обработке пищи.


IV. Формирование умений.

Заполнение таблицы.

Витамины.

Название витамина

Роль в обмене веществ

Признаки авитаминоза

Продукты, содержащие витамины








V. Задание на дом.

Изучить § 37, задание «1, №2 на стр.192.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Биология

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 8 класс

Скачать
Витамины. Конспект урока по биогии

Автор: Киржаева Ирина Алексеевна

Дата: 04.12.2015

Номер свидетельства: 262117


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства