kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Вакуолярная система клетки

Нажмите, чтобы узнать подробности

Вакуолярная система клетки представляет собой единую систему клетки, отдельные компоненты которой могут переходить друг в друга при перестройке и изменении функции мембран. В ее состав входят: эндоплазматическая сеть, аппарат Гольджи, лизосомы и вакуоли (приложение 1).
Рассмотрим каждый из компонентов этой системы.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Вакуолярная система клетки »

Урок №

Вакуолярная система клетки. (ЭПС, аппарат Гольджи, лизосомы, вакуоли)

Тип урока: урок формирования новых знаний. 
Цели
: сформировать знания учащихся о вакуолярной системе клетки, помочь усвоить им основные понятия и научные факты, предусмотренные программой.
Оборудование:
 ПК, видеопроектор, блок-схемы, рисунки, карточки с названиями органоидов клетки, магнитная доска.
Форма проведения:
 мультимедиа урок.
Задачи:

образовательные:
 дать представление о строении и функционировании вакуолярной системы клетки; научить анализу блок-схем и рисунков; активизировать познавательную активность;
развивающие: продолжить умение анализировать, сопоставлять, сравнивать, выделять главное; устанавливать причинно-следственные связи; формировать умения работы с картами, схемами.
Методы
: обяснительно-иллюстративные, исследовательские
Формы работы:
 фронтальная, индивидуальная.
План урока
1. Организация начала урока.
2. Подготовка учащихся к усвоению новых знаний.
3. Изучение нового материала.
4. Первичное закрепление знаний.
5. Контроль и самопроверка знаний.
6. Подведение итогов урока.
7. Информаця о домашнем задании.
ХОД УРОКА
1. Организация начала урока.
2. Подготовка учащихся к усвоению новых знаний.

- Ребята, давайте вспомним из курса 9 класса основные органоиды эукариотической клетки. (Карточки с названиями органоидов: ядро (2 шт), ЭПС (2 шт), аппарат Гольджи (2 шт), рибосомы (2 шт), хлоропласты, митохондрии (2 шт), вакуоли, лизосомы, плазмалемма (2 шт), клеточная стенка – заранее заготовлены у учителя и используются на магнитной доске). 
- Теперь предлагаю вам разделить все органоиды на две группы: первая – которые, присутствуют в животной клетки и вторая – в растительной. ( К доске можно вызвать двух учащихся для выполнения этого задания.)
- А какие функции выполняют данные органоиды?
- Скажите, а вакуоли могут присутствовать только в растительных клетках? (Учащиеся должны вспомнить простейших и наличие у последних сократительных и пищеварительных вакуолей). 
- А какое можно дать общее определение термину вакуоль? (Это полости в цитоплазме животных и растительных клеток, ограниченных мембраной и заполненные жидкостью).
3. Изучение нового материала.
Темой сегодняшнего урока является рассмотрение структуры и функционирования вакуолярной системы клетки. Вакуолярная система клетки представляет собой единую систему клетки, отдельные компоненты которой могут переходить друг в друга при перестройке и изменении функции мембран. В ее состав входят: эндоплазматическая сеть, аппарат Гольджи, лизосомы и вакуоли (приложение 1).
Рассмотрим каждый из компонентов этой системы.
Эндоплазматическая сеть (ЭПС) – пронизывает всю цитоплазму клетки, связана с цитоплазматической и ядерной мембранами. Обеспечивает функциональную взаимосвязь всех органоидов клетки между собой и с внешней средой. ЭПС – одномембранный органоид, состоящий из комплекса взаимосвязанных частей:
- разветвленных канальцев
- цистерн (уплощенных мембранных мешочков)
- трубочек и пузырьков
Структура и функция ЭПС (рисунок 1).
ЭПС бывает двух типов. Первый – гранулярная сеть или шероховатый эндоплазматический ретикулум (ШЭР). Представляет собой уплощенные цистерны, на поверхности которых располагаются многочисленные рибосомы или локализованы комплексы рибосом–полирибосомы. Второй – агранулярная сеть или гладкий эндоплазматический ретикулум (ГЭР). Включает в себя систему переплетающихся трубочек, каналов и пузырьков небольшого диаметра, не содержащих рибосом.
Между ШЭР и ГЭР существует структурная взаимосвязь вследствие перехода мембран одного типа в мембраны другого. Каналы и цистерны этих разновидностей ЭПС не разграничены специальными структурами. Вместе с тем ШЭР и ГЭР представляют собой достаточно дифференцированные органоиды метаболического аппарата клетки, обеспечивающие выполнение разных функций.
К функциям гранулярной сети относится: 
- синтез белков;
- транспорт синтезированных белков в аппарат Гольджи;
- разнообразная посттрансляционная обработка белка;
- правильная укладка белковых молекул. 
Функции агранулярной сети:
- синтез и расщепление углеводов и липидов;
- транспорт веществ, начальное формирование внутриклеточных мембран;
- транспорт и накопление ионов кальция.
Аппарат (комплекс) Гольджи – одномембранный органоид. Описан в 1889 году Гольджи. Локализован около ядра. При специальной окраске различим в оптическом микроскопе (имеет вид сетчатой структуры). Состоит из: уплощенных мешочков (цистерн) – имеют вид дискообразных полостей, расположенных часто группами по 13–15 (диктиосомы). Диаметр цистерн колеблется от 0,2 до 0,65 мкм; крупных вакуолей – образуются в результате расширения цистерн; мелких вакуолей – отшнуровываются от краев цистерн. Их число доходит до нескольких тысяч.
Структура и функция комплекса Гольджи (рисунок 2).
Функции аппарата Гольджи: 
- упаковка и накопление синтезированных в клетке веществ (упаковочный центр);
- полимеризация (образуются полисахариды, гликопротеиды, липопротеиды);
- формирование первичных лизосом;
- образование и регенерация мембран.
Лизосомы от “лизио – растворяю и “сома” – тело – одномембранные органоиды, имеющие форму пузырьков (диаметр до 2-х мкм). Характерны для клеток животных, грибов, в растениях не выявлены. Различают 4 вида лизосом:
- первичная лизосома – содержит неактивные ферменты, синтезированные рибосомами, накопленными в ЭПС и поступившими в комплекс Гольджи, который упаковывает их в мембранный пузырек.
- вторичная лизосома – гетерофагосома или пищеварительная вакуоль, возникает как результат соединения первичной лизосомы с поглощенным клеткой (путем фаго, и пиноцитоза) чужеродным материалом или собственными компонентами клетки, предназначенными для расщепления. Поглощенный материал постепенно переваривается под действием гидролаз поступивших в фагосому, переваренные вещества проходят через мембрану фагосомы и включаются в состав клетки.
- остаточные тельца – содержат непереваренные вторичными лизосомами питательные вещества. У простейших остаточные тельца выделяются во внешнюю среду. В других случаях они могут длительное время ...

5.Контроль и самопроверка знаний.

Отвечать на вопросы
6. Подведение итогов урока.
7. Информаця о домашнем задании


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Биология

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 10 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Вакуолярная система клетки

Автор: Гусева Наталья Славовна

Дата: 13.03.2015

Номер свидетельства: 186036


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства