Середина урока 5-10 10-30 33 | Психологические настрои под музыку: Дети, представьте себе, что вы маленькое семечко (дети присаживаются и закрывают головки руками). Садовник очень бережно относится к семечку, поливает его, ухаживает за ним. (Учитель ходит и гладит по головкам детей.) С первыми лучами солнышка семечко медленно начинает расти, появляются первые листочки (дети поднимают руки тянутся вверх). Стебелёк растёт (дети потягиваются, расправляют плечики). И вот наступает радостный момент, появляется прекрасный цветок (дети поднимают руки вверх, показывая распустившиеся лепестки). Цветок хорошеет (дети улыбаются друг другу). Он тянется к свету, к солнцу (заканчивается музыка). Инсерт. Чтение с осмыслением. Вопросы для беседы: 1. Что такое фотосинтез? (процесс превращения энергии света в энергию белков, жиров и углеводов) 2. Составьте общую схему фотосинтеза из того, что представлено на слайде. (углекислый газ + вода+глюкоза+кислород) 3. Что изображено на экране? (Процесс фотосинтеза и условия: хлорофилл, вода, углекислый газ, свет, температура) Учащиеся определяют тему урока, цель Лабораторная работа. Инструктаж по техники безопасности. Учитель проводит инструктаж техники безопасности, учащиеся расписываются в журналах по ТБ. Стратегия «сигнальные карточки». Учащиеся, если возникли трудности в течении работы поднимают карточку- учитель проводит консультацию, направляет на верное решение. - все понятно, - возник вопрос, затрудняюсь в выполнении задания - ничего не понимаю. Проведение лабораторной работы в парах по инструктивной карте : Инструктивная карта к лабораторной работе « Исследование факторов, влияющих на процессы фотосинтеза» Цель работы: убедиться в наличии факторов , влияющих на процессы фотосинтеза. Оборудование и материалы: комнатные растения 2-6 шт. (герань, одновозрастные, размножение вегетативно и примерно одного размера (площадь листа), спирт, йод, светонепроницаемая бумага или темное помещение, температурная камера, мука. Для успешного проведения работы растения заранее помещаются в разные условия. I этап - Подготовка растений к исследованию: Одно растение остается в хорошо освещенном месте с достаточным поливом. Несколько листьев густо обсыпается мукой (при ее осыпании – досыпается вновь). Листья другого растения либо закрываются светонепроницаемой бумагой, либо все растение ставится в помещение без света на 1-2 недели. Третье растение, находящееся в помещении с хорошим освещением, подвергается минимальному поливу 5-10 дней так, чтобы не вызывать его гибели и необратимых процессов. Четвертое и (или) пятое растение может быть помещено в температурную камеру с низкими (3-4 ℃) и (или) высокими (60-65 ℃) температурами на 3-7 дней, оставаясь хорошо освещенными и с достаточным поливом. II этап Листья растений, помещенных в разные условия, нагреваются на водяной бане в спиртовом растворе для удаления хлорофилла. Затем они помещаются в раствор йода (4-5 капель на 10 мл воды) . Крахмал, образовавшийся в ходе фотосинтеза, при взаимодействии с раствором йода даст голубой (синий) цвет. III этап Пронаблюдайте интенсивность окрашивания листьев растений, помещенных в разные условия. Задание 1: Данные запишите в виде таблицы. Задание 2: Выводы по итогам работы: По количеству крахмала можно судить об интенсивности процесса фотосинтеза, потому что…….. Листья ……… растения оказались полностью лишены крахмала Опишите, какие условия необходимы для протекания фотосинтеза. Сделайте выводы о влиянии различных факторов на процесс фотосинтеза. Оцените значение фотосинтеза для живой природы Спрогнозируйте влияние абиотических и антропогенных факторов на процессы фотосинтеза в природе Учащиеся проводят самооценивание на инструктивных картах и в бланке , отмечая галочкой этапы выполнения и итоговая по стратегии «сигнальные карточки». | 4. Идентификация живых организмов по типу кровеносной системы. Упражнение на развитие критического мышления, в ходе которого учащиеся распределяют по группам набор изображений (предполагается, что группами будут организмы с замкнутой и незамкнутой кровеносной системой). Выслушивание аргументации выбора по определению групп для изображений. 5. Определение отличительных особенностей замкнутой и незамкнутой кровеносной системы. 5.1 Анализ визуальной информации. Учащиеся просматривают видеоролик, на основе которого определяют, каким образом происходит обмен веществ в обоих типах кровеносной системы. Учащиеся делают краткие записи в рабочую тетрадь. 5.2 Анализ текстовой информации. Учащиеся изучают материал учебника «Биология. 8 класс». Учащиеся делают краткие записи в рабочую тетрадь. 5.3 Самостоятельная работа. На основе учебной информации, учащиеся создают диаграмму Венна, в которой сравнивают типы кровеносной системы с определением сходств и различий. Критерии оценивания задания: 1. Определены отличительные особенности замкнутой и незамкнутой кровеносной системы. 2. Найдены отличительные черты замкнутой и незамкнутой кровеносной системы. 6. Рефлексия. Учитель возвращается к целям урока, обсуждая уровень их достижения. Для дальнейшего планирования уроков учащимся задаются вопросы: - что узнал, чему научился; - что осталось непонятным; - над чем необходимо работать. Вопросы могут обсуждаться устно или письменно. |