kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок обобщения по теме "Макроэволюция" биология 11 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема: Макроэволюция.

Цели и задачи урока:

1/Образовательные:

        • Конкретизировать и обобщить знания учащихся о главных направлениях и путях эволюционного процесса, по основным понятиям темы «Макроэволюция»: ароморфозы, идиоадаптация, дегенерация, дивергенция и конвергенция.
        • сформировать понятие о взаимосвязи между макроэволюции и микроэволюции;

2/Развивающие:

        • развитие умения выявлять черты сходства и различия в строении животных: гомологичные и аналогичные органы,
        • развитие умения устанавливать причинно-следственные связи между путями и результатами эволюции.

3/Воспитательные:

        • развитие интересов и способностей учащихся;
        • формирование убеждения учащихся в теоретической и практической значимости биологических знаний.

Методы организации

учебно – познавательной деятельности:

словесный (сообщения учащихся в ходе работы на уроке ; рассуждение, беседа);

практический (работа с тестами, карточками, таблицами);

репродуктивный (воспроизведение знаний о макроэволюции)

частично – поисковый (установление причинно-следственных связей факторов окружающей среды и особенностей строения и жизнедеятельности животных);

стимулирования и мотивации интереса к учению (самореализация учащихся в творческой и общественно-значимой работе по использованию биологических знаний).

наблюдение (непосредственное, целенаправленное восприятие новых знаний посредством органов чувств).

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок обобщения по теме "Макроэволюция" биология 11 класс»

ЗКО Зеленовский район Щаповская СОШ

Учитель биологии Петровскова Е.П.

Урок обобщения знаний в 11 б классе.


Тема: Макроэволюция.

Цели и задачи урока:


1/Образовательные:

      • Конкретизировать и обобщить знания учащихся о главных направлениях и путях эволюционного процесса, по основным понятиям темы «Макроэволюция»: ароморфозы, идиоадаптация, дегенерация, дивергенция и конвергенция.

      • сформировать понятие о взаимосвязи между макроэволюции и микроэволюции;


2/Развивающие:

      • развитие умения выявлять черты сходства и различия в строении животных: гомологичные и аналогичные органы,

      • развитие умения устанавливать причинно-следственные связи между путями и результатами эволюции.

3/Воспитательные:

      • развитие интересов и способностей учащихся;

      • формирование убеждения учащихся в теоретической и практической значимости биологических знаний.


Методы организации

учебно – познавательной деятельности:


словесный (сообщения учащихся в ходе работы на уроке ; рассуждение, беседа);

практический (работа с тестами, карточками, таблицами);

репродуктивный (воспроизведение знаний о макроэволюции)

частично – поисковый (установление причинно-следственных связей факторов окружающей среды и особенностей строения и жизнедеятельности животных);

стимулирования и мотивации интереса к учению (самореализация учащихся в творческой и общественно-значимой работе по использованию биологических знаний).

наблюдение (непосредственное, целенаправленное восприятие новых знаний посредством органов чувств).



Оборудование урока:

1. Специально для данного урока были приготовлены тесты, карточки-задания, «биологический диктант»

2. Ключевые понятия размещены на доске, так обеспечивается наглядность материала.

3. Учебник « Общая биология» 11 класс. Учебник использовался на уроке при проверке знаний и умений учащихся.

4. Таблицы: «Биологический прогресс-биологический регресс», «Ароморфозы и идиоадаптации», «Дивергенция и конвергенция»

Ход урока:

  1. Организационный момент. Здравствуйте ребята! На сегодняшнем уроке мы обобщим имеющиеся знания и умения по главе 4. Теме: Макроэволюция и ее доказательства.

Ключевые понятия: Гомологичные и аналогичные органы.

Ароморфоз, идиоадаптация, дегенерация

Дивергенция, конвергенция

  1. Вами будут выполнены различные задания, а оценка будет выведена по результатам всего урока. Будьте внимательны к каждому моменту урока, это вам поможет выполнить тесты, диктант и другие задания, которые вам помогут лучше усвоить данную главу и подготовиться к ЕНТ. Весь урок работаем с открытым учебником, если что-то забыли, ответы найдете в нем.

  2. Посмотрите на доску. Здесь первое задание: соотнесите фамилию ученого с его открытием в области эволюции органического мира. Добавьте, о каких достижениях ученых вам еще известно.

Карл Линней

Впервые систематизировал живые организмы

Ж. Б. Ламарк

Основатель научной теории о развитии органического мира

Ч. Дарвин

Открыл движущие силы эволюции

В.О. Ковалевский

Построил филогенетический ряд

К. Бэр

Открыл закон зародышевого сходства

Ф. Мюллер и Э. Геккель

Установили биогенетический закон

А.Н. Северцев

Определил существование биологического прогресса и биологического регресса

А.Н. Северцев и И.И. Шмальгаузен

Определили три направления эволюции

А.В. Иванов

Нашел в Охотском море погонофору

Ю.А. Филипченко

Ввел в биологию термин «макроэволюция»

3.Итак, макроэволюция-это процесс формирования крупных систематических единиц. И этому существую определённые доказательства. Выполнив следующие задание, мы с вами вспомним о сравнительно-анатомических доказательствах.

На доске карточки с понятиями «гомологичные» «аналогичные».

Вам предлагается дать определения данных понятий и распределить примеры: волос кошки и перья птицы; корневища пырея и клубни картофеля- гомологи; крыло бабочки и крыло птицы- аналоги; передние ноги кошки и рука человека-гомологи; хобот слона и щупальца осьминога-аналоги.



4.А теперь, вспомните, что дома вы должны были приготовить интересный вопрос другу.

Учащиеся задают друг другу по одному вопросу. Слушают ответ, дополняют.

  1. Итак, еще раз назовите основные направления эволюции.

Ароморфоз-усложнение строения, функции организма, ведущие к общему подъему организации и жизнеспособности.

У растений: фотосинтез, появление цветков и плодов.

У животных: появление хорды, челюстей, выкармливание детенышей молоком.

Идиоадаптация - мелкие приспособления к специфическим условиям среды.

У растений: приспособление к опылению,

У животных: форма тела, окраска, различные конечности.

Дегенерация- упрощение организации образа жизни в связи с паразитическим образом жизни.

У растений: редукция корней и хлорофилла у повилики, заразихи.

У животных: утрата органов чувств, отсутствие пищеварительной системы.

С помощью таблиц объясните понятия: Конвергенция Дивергенция Параллелизм.

Для закрепления знаний о направлениях эволюции выполните зачет-«вертушка»:

Стол А: дайте определение: 1) Рудименты- органы, утратившие в процессе эволюции свое первоначальное значение, 2) Атавизмы- случаи возврата к признакам предков, 3) Переходные формы- формы, соединяющие в своем строении признаки высших и низших классов,

4) Конвергенция – 5) Дивергенция-

Стол Б: Исключите лишнее:

1вариант- примеры дегенераций: а)приспособления птиц к полету, б)отсутствие органов передвижения у паразитических червей, в) утрата листьев и корня у повилики- паразита клевера, г) отсутствие пищеварительной системы у бычьего цепня. Ответ: а

2 вариант- примеры идиоадаптаций:

а) возникновение фотосинтеза, б)приспособления цветка к перекрестному опылению, в) приспособления плодов и семян к рассеиванию, г) листовая мозаика. Ответ: а

3 вариант- примеры ароморфоза:

а) возникновение теплокровности у птиц, б)формирование покровительственной окраски у насекомых в) возникновение фотосинтеза, г) возникновение легочного дыхания. Ответ: б



4 вариант –примеры идиоадаптаций у животных:

а) формирование белой окраски у полярных животных, б) редукция пищеварительной системы у ряда паразитических червей, в) уплощение тела у придонных рыб, мимикрия. Ответ: б

5 вариант- примеры идиоадаптаций: а) окраска тела под цвет грунта, б) различные виды клюва у птиц в связи с разными способами добывания пищи, в) возникновение теплокровности у млекопитающих. Ответ: в



Стол С: Составьте синквейн со словом «Макроэволюция», «Ароморфоз», «Филогенетический ряд», «Идиоадаптация», «Дегенерация»



  1. Итоги урока. Оценки за урок. Домашнее задание: изучить параграф «Макроэволюция»



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Биология

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 11 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Урок обобщения по теме "Макроэволюция" биология 11 класс

Автор: Петровскова Елена Павловна

Дата: 11.02.2016

Номер свидетельства: 291724

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(102) "Конспект урока биологии для учащихся 11 заочного класса "
    ["seo_title"] => string(66) "konspiekt-uroka-biologhii-dlia-uchashchikhsia-11-zaochnogho-klassa"
    ["file_id"] => string(6) "121359"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1413956435"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(73) "Урок по биологии для учащихся 11 классов "
    ["seo_title"] => string(48) "urok-po-biologhii-dlia-uchashchikhsia-11-klassov"
    ["file_id"] => string(6) "121360"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1413956818"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства