- нервной и гуморальной регуляции работы органов дыхания.
- умение наблюдать, анализировать результаты наблюдений, делать выводы на основании анализа полученных результатов;
- навыки логического мышления и умение делать выводы.
- продолжить формировать активную позицию по вопросу ведения здорового образа жизни, заботы о своем здоровье;
- практическая направленность изучаемого. (здоровьесберегающие технологии)
- проблемно-поисковый (вопросы типа «как вы думаете?», опережающее домашнее задание – лабораторная работа);
- работа в группах.
Здравствуйте, Садитесь. Проверьте у всех ли на столе необходимые принадлежности: ручка, тетрадь, учебник, дневник, карандаш. И у вас на столе рабочий лист в котором мы сегодня будем работать. Обратите внимание, на уроке мы будем использовать мультимедийное оборудование, поэтому нужно соблюдать технику безопасности. Рабочее место при ответе у доски и окончании урока покидаем с левой стороны, так как на правой находятся шнуры подключённые к электричеству.
На прошлом уроке мы с вами изучали строение и функции органов дыхательной системы человека. Давайте проверим, как вы усвоили эту тему, готовы ли вы к тому, чтобы двигаться по пути познания этой важной для человека системы органов.
Двое учащихся будут индивидуально выполнять задание по карточкам . Вы выполняете их в течение того же времени, пока весь класс будет писать биологический диктант.,
У двоих учащихся на столах лежат индивидуальные задания.
В тетрадях по биологии пронумеруйте ответы – 10 пунктов. Внимание, начали.
Закончили работу. Обмениваемся работами, берем карандаш и приступаем к проверке.
(На доске учитель открывает верные ответы, учащиеся проверяют их.)
Возьмите каждый свою работу. Поднимите руки те, у кого она написана:
на «5»- все ответы верные,
на «4»- допущено 2 ошибки,
на «3»- верные половина ответов
есть ли «2»?
Поставьте свои оценки себе сами под вашим биологическим диктантом.
Теперь, когда вы знаете о строении и функциях органов дыхания, как вы думаете
- каких знаний вам не хватает для полноты картины?
- Чего вы не знаете? ((ответ на 10 вопрос биологического диктанта?))
(Мы не знаем, как происходит процесс дыхания и как он регулируется)
( - В каком процессе участвуют органы дыхания? - что происходит, когда мы дышим?))
- О чём мы будем говорить на уроке?
Тема нашего урока Дыхательные движения
Откройте учебник на с. 143 (просмотрите рисунки)
- что нам нужно изучить по этой теме? (как происходит процесс дыхания
/дыхательные движения/. )
- При каких физических действиях воздух попадает в лёгкие? (вдох/выдох)
- При вдохе и выдохе, что происходит с организмом? (поступает О2 и выделяется СО2)
- Как называется этот процесс? (газообмен)
- А при каком условии газообменв организме возможен? (при условии постоянной
смены воздуха в лёгких)
Проблемный вопрос:
Вашему вниманию хочу представить спор двух людей. Как известно, в споре рождается истина. А вы решите, кто же прав. ( При решении этого вопроса можете пользоваться текстом учебника)
Поспорили два человека. Один утверждал, что легкие расширяются и поэтому в них входит воздух, другой - что воздух входит в легкие и поэтому они расширяются. Кто прав?
Ответ: в стенках легких нет собственных мышц, поэтому при совершении вдоха и выдоха они пассивно следуют за грудной клеткой. Во время выдоха легкие не спадаются из-за присутствия специального вещества сурфанкта, кроме того в легких всегда остается резервное количество воздуха)
(Если речь идет о естественном дыхании - прав первый: механизм дыхания всасывающий. Если речь об искусственном дыхании - прав второй, так как механизм в этом случае нагнетательный).
- Какие мышцы принимают активное участие в акте дыхания? (межрёберные)
_ Что происходит при их работе ( они сокращаются и поднимают рёбра и изменяют
объём грудной клетки) .
- Что при этом происходит? (обмен газов между организмом и окружающей средой,
обеспечение организма энергией).
С/Р Давайте отразим этот процесс в таблице. У вас на столе есть рабочий лист. Нужно заполнить пробелы. (3 минуты)
При этом будем использовать текст учебника и рисунок на стр. 143 (Дыхательные движения
(таблица в виде рабочего листа раздаётся детям в начале урока)
Дыхательные движения | Состояние дыхательных мышц | Состояние диафрагмы | Состояние лёгких |
Вдох | Наружные межрёберные мышцы сокращаются и поднимают рёбра | Диафрагма сокращается и становится плоской | - грудная полость увеличивается - лёгкие расширяются - давление в лёгких становится ниже атмосферного - воздух устремляется в лёгкие |
выдох | Внутренние межрёберные мышцы сокращаются и опускают рёбра | Диафрагма расслабляется и становится выпуклой | - рёбра опускаются - грудная полость возвращается в исходное положение - оббьем лёгких уменьшается - давление в лёгких увеличивается - воздух выталкивается из лёгких наружу |
Проверка таблицы (на слайде) оборудование работает 3 минуты
Вывод: ( При вдохе и выдохе происходит обмен газами)
Задание: Какой же путь проходят газы в организме?
Расположите в правильной последовательности, перечисленные ниже процессы:
(1 учащийся у доски)
С какой системой органов связан процесс газообмена?
Вывод: прослеживается тесная взаимосвязь дыхательной и кровеносной системы, обеспечивая газообмен между организмом и окружающей средой.
- Скажите мне , как вы думаете, можем ли мы регулировать процесс дыхания?
- Каким образом? (учащать или замедлять дыхание)
Давайте выполним Лабораторную работу. Откройте рабочую тетрадь на стр. 95 № 149 (прочитайте задание) 5 минут
(приседания)
- Вы согласны, что наш организмс сейчас находиться в возбуждённом состоянии?
- А можем ли мы привести наше дыхание в норму?
- Как?
( Для этого существует много методик, одну из них мы рассмотрим на нашем уроке)
Физминутка.
(Я прочитаю вам методику восстановления дыхания, вы прослушаете, а затем мы вместе её выполним) Самонаблюдение.
Положите ладонь на живот. Сделайте активный вдох так, чтобы ваша грудь не поднималась, а живот надулся как шарик (рука фиксирует). Затем делаем медленный выдох, который должен быть в 4 раза медленнее, чем вдох. Повторим это 2-3 раза.
- Кто знает, какие положительные результаты дает использование данной дыхательной методики?
(1. Меньше число респираторных заболеваний.
2. Лучше снабжается кислородом головной мозг и все другие органы человека.
3. Улучшается внимание, память, сон.
4. Быстрее восстанавливается организм после нагрузок.
5. При правильном дыхании происходит массаж сердца, желудка, кишечника,
следовательно, улучшается их работа.) 3 минуты
Теперь мы знаем, как работают органы дыхания на вдохе и выдохе. Осталось выяснить механизмы регуляции этих процессов
- Давайте вспомним, какие виды регуляции работают в вашем организме?
- Какие системы регулируют работу нашего организма, в том числе и дыхательную систему ?
Используя текст учебника на стр. 144 ответьте на вопрос
- Где расположен орган, который регулирует дыхательный центр? (продолговатый мозг)
- Прочитайте, как работает дыхательный центр?
(демонстрация слайда с 3-мя рисунками- рисунки имеют цвета: зелёный, красный, синий, жёлтый))
(Дополнения учителя) Дыхательные движения происходят автоматически благодаря нервным импульсам, которые возникают каждые 4 секунды в дыхательном центре продолговатого мозга
- от чего зависит возбуждение дыхательного центра? (нервная и гуморальная)
- как будет работать нервная система применительно к органам дыхания?
((нервная регуляция будет контролировать работу дых. системы при помощи импульсов, бегущих по нервным волокнам. )
Приведите примеры, когда мы наблюдаем работу нервной регуляции. (увеличение числа дыхательных движений после физической нагрузки);
- скажите сегодня на уроке мы наблюдали подобное, когда? (приседания) стр. 144
- что происходило с нашим организмом в момент выполнения лабораторной работы?
(описание в тексте учебника прочитать)
Это интересно (для общего эмоционального расслабления): при расстройстве нервной системы, дыхательные органы тоже реагируют, например может возникнуть длительное чихание.
Донна Гриффитс из Великобритании, начала чихать 13 января 1981 г. Чихнув примерно миллион раз в течение первых 365 дней, она чихала еще 614 дней. Всего она чихала 979 дней.
(резкий запах…, шекотание в носу…)- раздражаются обонятельные рецепторы и организм стремиться избавиться от дискомфорта. Чихание один из способов.) стр. 144 прочитайте
- как будет работать гуморальная система? (выработка гармонов в организме)
( Гуморальная – осуществляется при помощи гормонов, вырабатываемых железами внутренней секреции).)
- приведите примеры, когда мы наблюдаем работу гуморальной регуляции (учащение дыхания после эмоционального всплеска). (запинаясь, быстро рассказываем историю какую-либо, в возбуждении…, катаясь на лыжах, коньках….)
- Назовите гормон, способный резко увеличить число дыхательных движений (адреналин). - Какими железами он вырабатывается? (надпочечниками).
ЗАКРЕПЛЕНИЕ
Наш урок подходит к завершению
- Скажите вы получили ответы на вопросы которые мы ставили в начале урока?
Что мы хотели узнать?
- как происходит процесс дыхания и как он регулируется?
- При каких физических действиях воздух попадает в лёгкие? (вдох/выдох)
- какой орган играет главную роль в дыхательном акте? (диафрагма)
- что происходит с объёмом грудной клетки? ( вдох - сокращается и уплощается,
приподнимает грудную клетку вверх. выдох – расслабляется, становится выпуклой, опускает грудную клетку вниз).
- Какими системами регулируется процесс дыхания? (нервная, гуморальная)
Итак, общие выводы урока:
- Воздух, вдыхаемый и выдыхаемый отличается по количеству содержащихся в нём кислорода и углекислого газа.
- Дыхательные движения (вдох и выдох) обеспечивают смену воздуха в легких.
- Воздух поступает в легкие благодаря расширению грудной полости и выходит при её сжатии.
- В дыхательных движениях участвуют межрёберные мышцы и диафрагма.
- Дыхательные движения происходят автоматически благодаря нервным импульсам, возникающим каждые 4 секунды в дыхательном центре продолговатого мозга. Вдох рефлекторно вызывает выдох, а выдох вызывает вдох.
- Физическая нагрузка влияет на частоту дыхательных движений.
- Дышать всегда нужно правильно, - через носовую полость.
Немаловажным является вопрос:
– а для чего, собственно, все это нужно изучать? Как вы думаете?
(Если мы будем знать как работает наша дых. система и механизмы ее регуляции, мы сможем влиять на ее работу, а значит на свое здоровье).
- Скажите, пожалуйста, как и где в жизни, можно применить знания, полученные на уроке сегодня?
(пригодятся в жизни. Зная о зависимости работы органов дыхания от их состояния мы можем использовать дыхательные упражнения при физических нагрузка, регулировать дыхание и вести здоровый образ жизни).
Откройте дневники, запишите домашнее задание стр 143-144.
Подготовить сообщение: «Дыхание в горах».
Оценки за работу на уроке - прокомментировать
- я никого не забыла?
- оценки за биологический диктант можете выставить себе в дневник.
Урок окончен.
Приложение
Тема: Дыхательные движения.
Рабочий лист _________________________
(имя, фамилия)