Урока природоведения для 6 класса. Тема: "Разрушение почвы. Значение и охрана почвы".
Урока природоведения для 6 класса. Тема: "Разрушение почвы. Значение и охрана почвы".
Цели и задачи урока:
- повторить и закрепить материал из раздела« Почва»; раскрыть причины разрушения почвы и способы их предупреждения; сформировать знания о значении почвы и ее охране; продолжить формировать навыки самостоятельной работы с дополнительной литературой;
Тема урока: Разрушение почвы. Значение и охрана почвы.
Цели и задачи урока:
- повторить и закрепить материал из раздела« Почва»; раскрыть причины разрушения почвы и способы их предупреждения; сформировать знания о значении почвы и ее охране; продолжить формировать навыки самостоятельной работы с дополнительной литературой;
- воспитывать любовь и заботливое отношение к природе, желание принимать участие в озеленении родного края.
Методическая цель урока: использование элементов интерактивных форм и методов работы ( по Е.Пометун); формирование познавательных, информационных, и коммуникативных компетентностей у учащихся.
- Сегодня мы проведем урок в форме конференции. На прошлом уроке я вас поделила на две группы - исследователи и эксперты. Каждая группа имеет своего руководителя. Руководители получили задания для самостоятельного их изучения в своих группах.
- А по какой теме были эти задания? ( По теме « Почва».)
- На каких еще уроках вы изучали эту тему? ( На уроках географии,
« Родной край».)
- Давайте вспомним пословицы о почве.
2. НПП.
Пословицы о почве.
Учащиеся называют пословицы.
- Без ухода земля – круглая сирота.
- Больше землю удобряй – будешь иметь урожай.
- Из глубокой борозды высокий хлеб растет.
- Земле кланяйся низко – до хлеба будешь близко.
- Земля - наша мать, всех кормит.
- Земля – тарелка, что положишь, то и возьмешь.
- Какая основная мысль этих пословиц? ( Земля – наша кормилица, поэтому за ней нужно ухаживать, любить, оберегать.)
Молодцы, вы знаете много пословиц о почве.
II. Основная часть
Проверка изученного материала.
- С помощью тестовых заданий проверим полученные вами знания по теме «Почва» и узнаем об уровне вашей подготовки.
Тестовые задания.
- Прочитайте внимательно вопросы и выберите правильный ответ.
Iвариант (Исследователи)
Из чего состоит почва?
А) песок, глина, руда, перегной, вода;
Б) перегной, вода, воздух, глина, песок;
В) воздух, вода, перегной, песок.
2. Цвет почвы зависит от:
А) минеральных солей;
Б) количества воды;
В) количества перегноя.
3. Кто принимает участие в почвообразовании?
А) дождевые черви;
Б) бабочки;
В) черепахи.
Ответы: Б), В), А).
IIвариант ( Эксперты)
Перегной – это:
А) частички отмерших растений и животных;
Б) частички микроорганизмов;
В) песок и глина.
2. Главный признак почвы – это:
А) способность впитывать воду;
Б) плодородие;
В) защищать растения.
Какую почву считают наиболее плодородной?
А) песчаную;
Б) глинистую;
В) чернозем.
Ответы: А), Б), В).
После выполнения заданий учащимися, предлагаю группам обменяться карточками для взаимопроверки.
2 Сообщение темы и задач урока.
- Мы продолжаем изучать раздел « Почва» и сегодня на конференции будем работать над такой темой.
Тема конференции: Разрушение почвы. Значение и охрана почвы.
Задачи для учащихся:
- давать полные и правильные ответы на вопросы;
- читать выразительно и правильно текст;
- закрепить навыки работы в группах, парами, самостоятельно;
- любить природу и заботиться о ней.
3 Работа в тетрадях.
- запишите тему конференции в тетради.
4 Словарная работа.
- Для дальнейшей работы предлагаю повторить слова, которые мы выучили на предыдущих уроках.
- На доске закрыты слова, которые мы сможем открыть, узнав их значение.
Называю значение слова, а учащиеся называют его.
Как называется самый верхний слой земли, в котором растут корни растений и живут различные мелкие животные? ( Почва)
Главный признак почвы? (Плодородие)
Органической частью почвы это - …? (Перегной)
Самая плодородная почва? ( Чернозем)
- Эти слова записаны в ваших словарях, еще раз обратите ваше внимание на их правописание.
- Объясните значение слов эрозия, оползень.
Эрозия почвы – означает разрушение почвы.
Оползень – обвал почвы.
Давайте еще раз прочитаем эти слова вместе и запишем их в словарь.
5 Вступительное слово учителя.
Вы уже знаете, что почва, как и вода, и воздух имеет большое значение для жизни на Земле. Без почвы не могут существовать растения, животные, человек. Почва - первоисточник многих природных богатств, основное средство сельскохозяйственного производства. Вот почему говорят, что почва дороже золота. Без золота люди смогли бы прожить, а без почвы – нет.
Верхний плодородный слой почвы , который дает жизнь растениям, сам образуется очень медленно. Ученые подсчитали, что для того, чтобы образовался слой почвы толщиной 5см, нужно не менее 2000лет.
Под влиянием физических, химических, биологических факторов происходит разрушение почвы. Главные разрушители почвы – вода и ветер. Но пока растительный покров целый , ни ветер, ни вода не могут разрушить почву. Во время вырубки леса, вспашки земли или уничтожения растений животными и человеком вода и воздух начинают все больше и больше разрушать почву, снижая ее плодородие. Часто причиной разрушения почвы является неумелая хозяйственная деятельность людей.
- Предлагаю вам посмотреть видео о разрушении почвы.
6 Использование ИКТ.
Просмотр видео « Разрушительные оползни».
Обсуждение фильма.
- Что разрушают оползни?
- Какая опасность угрожает людям во время разрушения почвы?
- Какую работу проводят ученые, чтобы остановить разрушение почвы?
( Изучаются причины разрушения почвы, разрабатывается программа, как остановить разрушение почвы.)
7 Проверка самостоятельной работы учащихся с дополнительной литературой.
- Вы получили Д/З проработать самостоятельно литературу по этой теме и подготовить короткие выступления.
- Над какой темой работала группа исследователей? ( « Разрушение почвы»).
- Даем вам слово.
Выступление группы исследователей:
1 ученик.
Ветер, вода, люди своей деятельностью могут стать причиной разрушения почвы.
Очень сильные ветры сдувают почву, а потом в виде пыли переносят её в места, которые не пригодны для выращивания растений. Сильно повреждают поля пыльные бури. Опасны сильные ветры особенно во время вспашки почвы.
2 ученик.
Почва разрушается и водой. Весной, во время таяния снега, вода бурными потоками течёт с полей. Она размывает плодородный верхний слой почвы и часть его уносит в реки и другие водоёмы. От потоков снеговой и дождевой воды на полях образуются углубления. Они увеличиваются из года в год и превращаются в овраги, которые уменьшают площадь полей.
3ученик.
Почва может разрушаться и во время неправильной обработки. Трактор после обработки почвы оставляет борозды. Если борозды проложены на склоне холма, то во время дождя потоки воды, которые стекают вниз, расширяют их и образуют промоины. Последние нередко становятся причиной образования оврагов и оползней.
Учитель.
- Вы хорошо подготовили материал. А какой вывод сделала группа при обсуждении этого вопроса?
Вывод делает руководитель группы:
Причины разрушения почвы – это ветер, вода, деятельность человека.
- слово предоставляется группе экспертов, они изучали значение почвы и её охрану.
Выступление экспертов.
1 ученик.
Почва – это большое богатство. Если бы не было почвы, то не было бы растений, а без них не было бы животных, которые ими питаются, не было бы в воздухе кислорода, которым мы дышим. Не было бы почвы – не было бы жизни. Вот такая связь между почвой и всеми живыми организмами на Земле.
Плодородная почва – это богатство каждой страны. Люди должны сохранить её для своих потомков. Поэтому существует закон об охране почвы.
2 ученик.
Почву нужно охранять. Ведь её может выдувать ветер, смывать вода. Лучшими защитниками почвы от разрушения являются растения.
Прошёл сильный дождь. Потоки воды мчат, размывая всё кругом, сносят почву. А присмотритесь, что происходит в лесу во время дождя. Здесь потоки воды встречают на своем пути препятствия в виде деревьев, кустов, травянистых растений , мхов, опавшего листья и хвои. Поэтому вода не размывает почву, а останавливается и просачивается в землю.
3ученик.
Почву защищают от размывания не только лесные, но и другие растения – полей, лугов, степей.
Чтобы защитить поля от сильного ветра, люди обсаживают их лесополосами.
Вода размывает в земле овраги и сносит плодородную почву. Чтобы овраги не увеличивались, их засыпают, а склоны засаживают кустарниками.
Вывод руководителя группы:
Почву нужно охранять. Не было бы почвы – не было бы жизни на Земле. Лучшими защитниками почвы от разрушения являются растения.
8 Работа в тетради.
Таблица « Причины разрушения почвы».
- Запишите причины разрушения почвы, используя таблицу.
9 Физминутка.
Встаньте, люди, усмехнитесь,
Земле нашей поклонитесь.
И до солнца потянитесь,
Веретеном покрутитесь.
Раз - присядьте, два – присядьте.
На места тихонько сядьте.
III Заключительная часть.
Обсуждение материала.
- Переходим к обсуждению этих вопросов. Работаем парами возле доски, используя таблицу « Разрушение почвы».
1пара:
- Назови причины разрушения почвы. ( Причинами разрушения почвы могут быть ветер, вода, деятельность людей )
- Какое значение имеет почва? ( Почва - это большое богатство. Без неё не было бы жизни на Земле. Все живые организмы на Земле,
связаны между собой и почвой.)
2пара:
- Как ветер разрушает почву ? ( Ветер сдувает почву, а потом в виде пыли переносит её на большие расстояния.)
- Как можно защитить почву от выдувания ветром? ( Чтобы защитить почву от выдувания ветром, нужно насаживать растения , а вокруг полей – лесополосы.)
3пара:
- Как защитить почву от водного разрушения? ( Нужно правильно обрабатывать почву тракторами, засыпать ямы, склоны оврагов засаживать кустами и деревьями. )
- Как деятельность людей может привести к разрушению почвы?
( Там, где вырубили лес, образуются овраги и оползни. Поэтому такие участки нужно засаживать новыми растениями.)
Итог урока.
- Молодцы и исследователи, и эксперты. Вы хорошо проработали материал и подготовились к конференции. Поэтому я хочу наградить вас грамотами. ( Награждаю группы грамотами.)
Игра « Интервью».
- Я хочу взять у вас интервью.
- Понравилась ли вам конференция?
- Какие вопросы рассматривались на конференции?
- Каковы причины разрушения почвы?
- Какое значение почвы?
- Выполнили ли вы задачи, которые стояли перед вами?