по теме «Цветок и его строение»
Подготовила:
учитель биологии
МБОУ СШ № 55
Карпова Сандра
Викторовна.
Тверь
Чтобы жить, нужно солнце,
Солнце и маленький цветок.
Г.Х. Андерсен.
Цель: познакомить учащихся со строением цветка, многообразием строения цветов, их значением в жизни растений.
Задачи:
Образовательные:
изучить строение цветка – органа семенного размножения высших растений,
показать связь строения цветка с выполняемой функцией,
сформировать у обучающихся новые знания о строении растений.
Воспитательные:
умение ценить красоту и многообразие окружающего мира,
прививать бережное отношение к природе,
воспитывать стремление к знаниям, общей культуре.
Развивающие:
развивать умения адекватно воспроизводить информацию, логически мыслить, выделять главное, самостоятельно приходить к выводам,
оценивать и сравнивать,
устанавливать причинно - следственные связи.
развивать экологическое мышление.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Методы: репродуктивный, проблемный.
Оборудование: таблица «Строение цветка», цветущие комнатные растения», дидактические материалы для организации самостоятельной работы учащихся, рабочие листы учащихся, компьютерная презентация «Строение цветка», мультимедийный проектор.
Ход урока
Организационная часть
Проверка изученного материала
Актуализация материала
Изучение нового материала
Физминутка
Обобщение и закрепление изученного материала
Рефлексия
Подведение итогов урока
Задание на дом.
1. Организационная часть. (2–3 мин.)
- Проверка подготовленности учащихся к уроку.
- Приветствие, фиксация отсутствующих.
- Организация внимания.
План урока.
2. Проверка домашнего задания Тест
3. Актуализация знаний « Удивительный замок»
На высоком холме стоит вишневый замок. Крепостная стена замка двухрядная. В первом ряду вокруг замка расположены пять зеленых зубцов, а во втором – пять больших белых стен. В центре замка стоит столб, а вокруг качаются на тонких ножках пушистые подушечки. О каком замке идет речь? Как называются все части замка?
Ребята, у нас сегодня с вами самый красивый урок во всем школьном курсе, кто догадался, какой? Правильно, строение цветка. Растения имеют подготовительный период разной продолжительности, когда вегетативными органами накапливаются и откладываются в запас питательные вещества, необходимые для цветения, плодоношения. Какие вы знаете цветущие растения, когда они зацветают? Привести примеры растений.
4. Изучение нового материала:
Они прекраснее всего,
Что нам даёт природа на Земле.
Но дар её бесценный,
Для всех искусств цветок –
Образчик неизменный.
Жак Делиль
Ребята, наверное, все на свете в любое время года очень любят цветы. Цветы дарят людям радость. И летом они не наскучат, и зимой приносят нам свежесть и теплоту. Потому что нет на Земле ничего прекраснее цветов. Цветы зачастую становились предметом вдохновения для многих поэтов, художников, композиторов. Картины, лирические и музыкальные произведения, созданные ими не перестают восхищать нас.
Сегодня мы с вами поведем “цветочный разговор”.
Цветы, цветы…Как много их,
И розовых ,и голубых,
Как мотыльков на тонких стеблях,
Цветы, цветы…Везде, везде
Мне улыбаются весь день,
Живую радугу колебля…
Г.К.Суворов.
Сегодня на уроке мы не пройдем мимо цветка, а постараемся познакомиться с ним как можно ближе.
Цель и задачи урока:
Сегодня на уроке мы:
Узнаем, какие органы растений называют генеративными
Изучим строение цветков и познакомимся с их многообразием
В ходе урока мы ответим на следующие проблемные вопросы:
Зачем растениям нужны цветки и почему они такие красивые?
Какие части цветка самые главные?
Какое значение имеют цветы в жизни человека?
Строение цветка ( По ходу рассказа учителя рассматривается презентация)
Цветы возникли задолго до появления человека. Растения изобрели цветок не для того, чтобы вызывать у нас чувство прекрасного, у них для этого были другие цели, направленные на выживание. Разнообразие форм, окрасок, размеров, запахов – это все приспособления к опылению, оплодотворению и образованию семян. И все же при виде цветов мы испытываем чувство прекрасного, мы восхищаемся красотой цветов.
сегодня на уроке будем говорить о цветах с биологической точки зрения
Скажите, а цветок относится к какой группе органов? А для чего нужны эти органы? (для размножения). А еще, какие органы относятся к генеративным? (плод, семя) А что представляет собой цветок?
Цветок – видоизмененный укороченный побег, служащий для семенного размножения растений. Цветок развивается из генеративной (цветочной) почки.
Как бы ни было велико разнообразие цветков окружающих нас растений, в их строении можно обнаружить сходство. Рассмотрим строение цветка.
(Учащиеся новые термины и определения записывают в рабочий листок учащегося)
Проблемный вопрос. Каковы особенности каждой части цветка, как эти особенности связаны с функциями?
Какие части цветка отвечают за размножение?
Любой цветок имеет главные органы – это пестик и тычинки, которые тоже имеют особое строение. Пестик – это женский половой орган цветка - гинецей (находится в центре цветка), он имеет рыльце- верхняя часть, на которое должна попадать пыльца, выполняющего опорные функции , столбик- узкая часть и завязь- нижняя расширенная, из которого образуется плод. У яблони пестик образован пятью сросшимися между собой в основании столбиками. В верхней части они свободные и каждый несет по одному рыльце. Завязь пятигнездная. В гнездах находятся семязачатки, из которых после опыления и оплодотворения развиваются семена. Кроме того, в состав цветков, опыляемых насекомыми, входят нектарники, которые выделяют нектар.
Тычинки – это мужские половые органы цветка (андроцей), каждая тычинка имеет пыльник, внутри которого созревает пыльца. Пыльник расположен на тычиночной нити, по которой подводятся питательные вещества и вода. Количество тычинок у цветов различно (у шиповника их насчитывается 100) С помощью каких символов обозначат тычинки и пестики? Женские органы обозначают знаком Венеры, а мужские – знаком Марса.
Итак, в чем заключается биологическое значение главных частей цветка?
- Участвуют в размножении.
Вокруг главных органов цветка: пестика и тычинок расположен околоцветник, который защищает главные части цветка и привлекает насекомых опылителей. У яблони он состоит из листочков двух типов. Внутренние листочки – это лепестки, образуют венчик. Наружные листочки – чашелистики – образуют чашечку, которая служит для защиты , особенно в состоянии бутона. Чашечка бывает сростнолистная и раздельнолистная.
Венчик цветка яблони состоит из белых или бело-розовых несросшихся лепестков. А у паслена черного лепестки срастаются в нижней части в трубку. Поэтому различают венчики раздельнолепестные и сростнолепестные.
Все части цветка тычинка, пестик, венчик, чашечка располагаются на цветоложе, на осевой части цветка. Большинство цветков развиваются на цветоножке, которая является продолжением стебля. Некоторые цветы, не имеющие цветоножку, называются сидячими (растение подорожник)
У яблони околоцветник состоит из чашечки и венчика. Такой околоцветник называют двойным. У тюльпана все листочки околоцветника одинаковые, у него нет чашелистиков. Такой околоцветник называют простым.
Цветки ивы не имеют околоцветника. Их называют голыми.
Листочки околоцветника могут располагаться так, что через него можно провести несколько плоскостей симметрии. Такие цветки называют правильными (яблоня, вишня, капуста и др.). Цветки, через которые можно провести одну плоскость симметрии, называют неправильными (горох, шалфей).
Большинство растений имеет цветки, в которых есть и пестики и тычинки. Такие цветки называют обоеполыми, например, цветы яблони, лилии. Но у некоторых растений (огурец, кукуруза) одни цветки имеют только пестики.
Как называются такие цветки?– пестичные цветки (это женские), а другие – только тычинки . Как мы их называем? – тычиночные цветки (это мужские, пустые). Такие цветки называют раздельнополыми.
Такие растения, как огурцы и кукуруза, являются однодомными, так как пестичные и тычиночные цветки у них развиваются на одном растении. Коноплю, тополь и иву называют двудомными растениями, так как у них тычиночные цветки расположены на одних растениях, а пестичные – на других.
Подумайте, где могут нам пригодиться знания об однодомных и двудомных растениях? ( При озеленении улиц тополями, выращивании в саду облепихи, выращивании тыквенных растений)
Формула цветка
Для того чтобы как-то разобраться в строении цветка ученые-ботаники предложили формулу цветка, применив следующие условные обозначения:
Ч – чашечка,
Л – лепестки,
Т – тычинка,
П – пестик,
1 – неправильный цветок,
* - правильный цветок,
- пестичные (женские) цветки,
- тычиночные (мужские) цветки,
- обоеполые цветки,
( ) – сросшиеся части цветка,
цифры – количество частей цветка,
- число частей цветка больше 12.
Зная, условные обозначения, давайте попробуем составить формулы цветков вишни: цветок обоеполый, правильный, лепестков – 5, чашелистиков – 5 сросшихся, тычинок много, пестик – 1.
А теперь давайте подумаем и ответим: зачем растениям нужны цветы и почему они такие красивые?
Цветок – орган размножения, на месте цветка образуется плод. Цветок – настоящее маленькое чудо: яркие лепестки разнообразной формы, чудесный аромат – почему же они такие прекрасные? Яркая окраска венчика и аромат цветков – приспособление для привлечение насекомых к опылению.
Цветы являются эволюционно самым совершенным органом по структуре и функции среди других структур растения. Цветы наилучшим образом приспособлены к разнообразным условиям обитания покрытосеменных.
Какое значение имеют цветы в жизни человека?
Медоносы, употребление в пищу, лекарственные растения, эстетическое значение.
Физминутка
Наши тонкие цветки распускают лепестки.
Ветерок чуть дышит, лепесток колышет.
Наши алые цветки закрывают лепестки,
Тихо засыпают. Головой качают.
Проблемный вопрос. Можно ли цветок считать побегом?
Вывод: цветок – видоизмененный укороченный побег, служащий для семенного размножения. Как и всякий побег, цветок развивается из почки. Стеблевая часть цветка представлена цветоножкой и цветоложем, а чашечка, венчик, тычинки и пестики образованы видоизмененными листьями. Все это объединяет цветок с побегом.
Вот сколько нового мы узнали о строении цветка, давайте отдохнем.
Закрепление:
«Самый, самый» Интересные факты о рекордсменах- цветах.
- Самый большой цветок на земле это Раффлезия Арнольди, в диаметре имеет 1 метр, а весит 10 кг, а его запах напоминает запах гниющего мяса.
- А у орхидеи цветок цветет от 45-50 и даже 90 суток
- У лотоса амазонского цветок цветет полчаса.
- Самый красивый цветок считается у кактуса «Царица ночи» цветет 2 часа, но запах прекрасней не бывает…
Задание: выбрать растения с двойным и простым околоцветником, распределив их в табл.: вишня, ландыш, тюльпан, картофель, черёмуха, лилия.
Околоцветник двойной | Околоцветник простой |
| |
Задание на дом:
Параграф учебника 23, выучите термины, изготовить модель цветка (обоеполого или однополого) Подготовить презентации на темы:
«Цветы в легендах»
«Цветы на гербах разных стран»
Рефлексия
Достигли ли поставленной цели урока? В какой степени?
что узнали нового на уроке?
Что вас удивило?
Подведение итогов.
Выставление оценок за урок.
Урок окончен. Спасибо всем!
Литература:
Биология. Растения. Грибы. Лишайники. 6 класс-М.: Вентана – Граф, 2010.
И.Н. Понаморева. Биология Поурочные планы. 6 класс.
Биология. Бактерии, Грибы. Растения 6 класс. Поурочные планы по учебнику В.В.Пасечника, автор – составитель Н.И.Галушкова.
Активные формы и методы обучения биологии. А.Е.Богоявленская.
А.А.Калинина. Поурочные разработки по биологии 6 класс «ВАКО» Москва2005
Рохлов В. Занимательная ботаника.-М.: АСТ-ПРЕСС,19