kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок-спектакль Витамины

Нажмите, чтобы узнать подробности

«Витамины» - урок-спектакль. Данный урок можно использовать как в урочной деятельности при изучении темы «Витамины», так и во внеурочной деятельности.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок-спектакль Витамины»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа города Пионерский"












Конспект

урока-спектакля по биологии
8 класс


Витамины





подготовила

учитель биологии

Дмитриева Татьяна Ивановна









г. Пионерский


2016 г.

Витамины

(урок-спектакль)


Цель: сформировать общее представление о витаминах, познакомить учащихся с их источниками и значением.


Задачи:

- в театрализованной форме сформировать представление у учащихся о витаминах, их роли в обмене веществ, источниках, признаках гипо- и авитаминозов;

- продолжить формирование умений выбирать главное, заполнять таблицу;

- развивать образное мышление, эстетический вкус;

- формировать коммуникативные компетенции;

- продолжить привитие культуры здорового образа жизни


I. Изучение нового материала

(театрализованная постановка)


Ведущий: Пришёл Тёма в школу на урок биологии, а урок не выучил. Спросила его Татьяна Ивановна и поставила двойку. Расстроился Тёма, пришел домой, прилег на диван, и приснился ему сон. Идет он по улице, а навстречу ему Волшебница.


Волшебница: Как же ты, Тёма, не выучил урок по биологии?


Тёма: Да я их сколько не учил, и ничего.


Волшебница: Но в этот раз ты не познакомился с необычными веществами – витаминами.


Тёма: Подумаешь, и на химии говорят вещества необычные, и на физике, а теперь и на биологии.


Волшебница: Но витамины действительно необычные вещества, без них невозможна жизнь. Вот мы сейчас побываем с тобой в волшебной стране «Витаминии», и ты убедишься в этом.

Впервые обнаружены витамины экспериментальным путем в 1861 году русским врачом Николаем Ивановичем Луниным. Он провел оригинальный опыт: одну группу мышей кормил длительное время коровьим молоком, а другую в это же время искусственной смесью, приготовленной им, в которую входили белки, жиры, углеводы, минеральные соли и вода в том же соотношении, что и в молоке. Мыши второй группы скоро зачахли и погибли. Это навело ученого на мысль, что существуют еще некие вещества, которые он в своей смеси не использовал. И только в 1911 году польский ученый Казимир Функ получил из рисовых отрубей препарат, излечивающий паралич голубей, питавшихся только полированным рисом. Функ назвал препарат витамином (от лат. «вита» - жизнь).


Тёма: Так что же такое витамины?


Волшебница: Витамины – это органические соединения разнообразной химической природы, необходимые для нормального роста и развития организма. Они как незаменимые компоненты входят в состав активных центров многих ферментов, регулируют многие биохимические и физиологические процессы.

В организме человека одни витамины не образуются, другие образуются в недостаточных количествах. Они поступают в организм с пищей и требуются в небольших количествах. Витамины синтезируются в основном растениями. Животные, питаясь растительной пищей, накапливают в своих органах и тканях витамины, поэтому источником витаминов для человека служит как растительная, так и животная пища.

После открытия витаминов оставалась неизвестной их химическая структура, поэтому их стали обозначать буквами латинского алфавита А, В, С, D, Е, Р и т.д., сейчас их известно около 20, и хотя их строение уже известно, буквенное обозначение осталось. Заболевания, развивающиеся при недостатке витаминов в организме, называются гиповитаминозами. Пойдем, я познакомлю тебя с витаминами.


Витамин А: Здравствуй, Тёма! Меня зовут витамин А, нахожусь я в основном в животной пище: рыбьем жире, сливочном масле, молоке, печени рыб. В таких растениях как морковь, абрикосы, красный перец, томаты шпинат находится провитамин А – каротин, который в организме человека превращается в витамин А. Суточная доза его для человека 1-1,5 мг. Если меня не хватает, дети плохо растут, у них нарушается формирование зубов, поражаются легкие и кишечник, сухость и шелушение кожи, а еще поражаются слезные железы, происходит их закупорка, высыхает и мутнеет роговица глаза, возникает слепота. Кроме того, развивается так называемая «куриная слепота», человек видит днем и не видит в сумерках и при слабом свете. Поэтому меня называют витамином роста и зрения.


Витамин С: Опять этот витамин А первый. Я тоже нужен каждому человеку. Зовут меня витамин С или аскорбиновая кислота. Особенно много меня в ягодах черной смородины, клюквы, в капусте, лимонах, апельсинах, шиповнике, луке, чесноке, картофеле. Витамин С входит в состав ферментов, участвующих в окислительно-восстановительных реакциях в организме, он играет большую роль в углеводном и белковом обмене. При отсутствии витамина С возникает заболевание цинга или скорбут. Симптомами ее являются общая слабость, пониженная сопротивляемость инфекциям. Появляется кровоточивость десен, язвы на слизистых оболочках рта, расшатываются и выпадают зубы. Кости становятся хрупкими, возникают боли в суставах, наступает малокровие. Отважные путешественники и мореплаватели прошлых столетий часто подвергались мучительной болезни, если они долго находились без овощей и фруктов. От цинги погибало моряков больше, чем от морских сражений и кораблекрушений. Особенно страдали моряки в северных экспедициях.

Каждому человеку необходимо получать в день 75-100 мг аскорбиновой кислоты. Потребность в аскорбиновой кислоте увеличивается при физической нагрузке, при инфекционных заболеваниях. Во время эпидемий гриппа рекомендуется принимать больше витамина С.


Выходят четыре витамина группы В.


Тёма: Ой, как их много, и все одинаковые.


Витамин В6: А вот и разные: В1, 2, В6, В12.


Тёма: А почему же у вас у всех одинаковая буква?


Витамин В2: Это потому, что мы все находимся в одних и тех же продуктах: пивных дрожжах, оболочках семян ржи, риса, бобовых, зелени, а в продуктах животного происхождения – в мясе, почках, печени, яичном желтке, молоке.


Витамин В1: Я играю большую роль в регуляции углеводного, белкового и жирового обмена, влияю на деятельность центральной нервной системы, регулирую тканевое дыхание.

В 1890 году голландский врач Эйкман прибыл на остров Ява, где наблюдал страшную болезнь. У больного немели руки и ноги, наступал паралич конечностей. При тяжелом течении заболевания поражаются нервы конечностей, особенно ног, нарушается походка, поражается сердечнососудистая система. Походка больного напоминает движения человека, у которого цепями скованы ноги. С этим связано и название болезни – бери-бери, что означает оковы.

Еще за 20 лет до наблюдений Эйкмана с этой болезнью столкнулись русские врачи у берегов Японии и Китая. Причин, вызывающих заболевание, они не знали, но на основе жизненного опыта местного населения предлагали добавлять в пищу больных семена бобовых растений. Больные выздоравливали. Выяснить причину болезни помогло случайное наблюдение Эйкмана за курами во дворе тюремной больницы, где он работал врачом. Эйкман заметил, что у сидящих в клетках кур, которых кормили очищенным рисом, проявлялись признаки бери-бери: судороги сводили им шею и ноги. Многие из них, в конце концов, гибли. Куры же, свободно разгуливающие по двору, были здоровы, поскольку они находили себе саму разнообразную пищу.

А причиной этого заболевания было недостаточное поступление в организм витамина В1. Суточная потребность которого составляет 2-3 мг.


Витамин В2: Витамин В2 имеет большое значение для нормальной жизнедеятельности нервной системы, активно участвует в клеточном дыхании, кроветворении. Содержится витамин В2, главным образом, в пивных дрожжах, печени, яйцах, в молоке и сыре, в цветной капусте, чае.

У человека первым признаком недостатка этого витамина является поражение кожи, в области губ чаще всего. Появляются трещины в углах рта, которые мокнут и покрываются темной коркой, язык приобретает характерную пурпурно-красную окраску. Позднее развивается поражение глаз и кожи, могут развиваться малокровие, судороги, потеря сознания. Суточная потребность 1-2 мг.


Витамин В6: Я участвую в белковом обмене, уменьшаю накопление в стенках артерий холестерина. Значит, меня можно использовать в борьбе с таким распространенным заболеванием как атеросклероз. При недостатке витамина В6 уменьшается число лейкоцитов, наблюдается потеря аппетита, тошнота, слабость. Воспалительные поражения кожи и нервов. Суточная потребность 2-3 мг.


Витамин В12: А я витамин В12, я оказываю влияние на функцию кроветворения, при недостатке нарушается образование эритроцитов и тромбоцитов. В12 синтезируется бактериями кишечника, содержится в печени рогатого скота и цыплят, в молочно-кислых продуктах. Суточная потребность 0,03 мг.


Витамин Д: А меня зовут витамин Д, нахожусь я в рыбьем жире, печени, желтке куриного яйца, коровьем масле и в других продуктах. Под действием солнца в коже человека появляется вещество, способное превращаться в витамин Д, поэтому маленькие дети нуждаются в умеренном действии лучей солнца на кожу. Витамин Д участвует в обмене кальция и фосфора – прежде всего, обеспечивает необходимые отложения кальция в костной ткани. Если быстро растущим детским организмом будет недостаточно усваиваться кальций, то это временно приведет к размягчению костей и последующей их деформации. Рахит – это серьезное общее заболевание, возникающее в связи с дефицитом в организме витамина Д и отличающееся поражением нервной, костной и мышечной системы. Кости ног под воздействием веса тела искривляются, также искривляются ребра, размягчаются кости черепа, ребенок ослабевает, часто болеет инфекционными болезнями, отстает в физическом развитии, становятся вялыми мышцы, в тяжелых случаях появляется горб. Суточная потребность взрослого 0,025 мг, ребенка 0,07 мг.


Витамин РР: Я – витамин РР, или никотиновая кислота. Я вхожу в состав ферментов, катализирующих окислительно-восстановительные процессы. Небольшое количество никотиновой кислоты может синтезироваться бактериями кишечника, но этого количества недостаточно и она должна поступать с пищей. Особенно много меня содержится в дрожжах, свежих овощах, печени, креветках, молоке, почках. Кукуруза содержит очень мало никотиновой кислоты, и везде, где этот вид пищи является основным, распространено заболевание пеллагрой. При этом отмечается воспалительное покраснение кожи, нарушается деятельность желудочно-кишечного тракта, страдает психика. Для поддержания здоровья человека требуется 15-25 мг никотиновой кислоты в сутки.


Волшебница: А теперь, Тёма, мы пойдем с тобой к школьному врачу.


Тёма: Зачем? Я же не болею.


Волшебница: Врач расскажет нам, что надо делать, чтобы ты получал достаточно витаминов в течение всего года.

Врач: Витамины должны поступать в организм постоянно и в определенных количествах. Однако их содержание в пищевых продуктах колеблется и не всегда обеспечивает потребности организма. Эти колебания связаны с сезонными изменениями состава пищевых продуктов, со сроками от момента созревания фруктов и овощей до момента употребления в пищу. Например, витамин А теряется при длительном хранении и сушке овощей. В связи с этим количество витаминов в пище может значительно снижаться и возникает опасность развития гиповитаминоза. Большую роль в сохранении витаминов играет и правильное приготовление пищи. Запомните, что при действии высокой температуры в мясе теряется от 15 до 60 % витаминов группы В, при варке овощей – до 20% витаминов группы В и от 30 до 50% витамина С. Витамин С разрушается и при соприкосновении с воздухом. Поэтому каждый человек должен знать, как правильно готовить пищу, чтобы сохранить в ней как можно больше витаминов. Прежде всего, овощи следует очищать и нарезать только перед самой варкой, опускать в кипящую воду и недолго варить в кастрюле с закрытой крышкой. При кипении воды растворенный в ней воздух удаляется, что способствует сохранению витаминов в пище. Овощи лучше варить в эмалированной посуде, так соприкосновение с металлом ведет к разрушению витамина С. Овощные блюда нужно употреблять сразу после их приготовления, в противном случае из-за соприкосновения с воздухом витамин С в них почти полностью исчезает.

Иногда необходимо повышенное употребления витаминов, которое не может быть обеспечено за счет обычного пищевого рациона. Для этого промышленность выпускает специальные препараты, содержащие витамины. Наиболее распространенны поливитамины, представляющие набор из нескольких отдельных витаминов. Однако применять их больше, чем рекомендуется нельзя. Это может принести вред.


Все вместе поют песню.


Песенка витаминов

(на мотив песни Los Del Rio «La Macarena»)


1 куплет: Всем нам весной не хватает витаминов,

После зимы в нас осталось мало силы.

Ох, как нужны организму витамины!

О, витамины!

Вам витамины придадут много силы,

Ешьте витамины, будете красивы.

Овощи и фрукты – все содержат витамины!

О, витамины!


Припев: Витамины, витамины так нужны!

Витамины, витамины так важны!

Витамины людям всем необходимы.

О, эти витамины!


2 куплет: В молоке, в капусте, в луке витамины.

Ешьте, дети, витамины – будете неутомимы.

В1, В2, В6 – это тоже витамины.

О, витамины!

А есть в масле, есть и в помидорах,

В12 – в печени животных,

С – в лимонах, он незаменимый.

О, витамины!

Припев:


II. Закрепление материала

(используя материал учебника стр. 194 – 197, учащиеся заполняют таблицу).

Название витамина

Суточная потребность

Продукты, богатые витамином


Значение

Нарушения, возникающие при недостатке витамина










Использованная литература


1. Сонин Н.И. Биология. Человек. 8 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений /Н.И. Сонин, М.Р. Сапин. - 4-е изд.-М.: Дрофа, 2011.


2. Зверев И.Д. Книга для чтения по анатомии, физиологии и гигиене человека. Пособие для учащихся 9 кл. сред. шк. – 4-е изд., перераб. - М.: Просвещение, 1989.


3. Воробьева Е.А., Губарь А.В., Сафьянникова Е.Б. Анатомия и физиология. – Альянс, 2009.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Биология

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 8 класс

Скачать
Урок-спектакль Витамины

Автор: Дмитриева Татьяна Ивановна

Дата: 24.03.2017

Номер свидетельства: 403054


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства