kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок "Сохранение биоразнообразия- насущная задача человечества"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный урок проведен мной в 10 классе. Число учащихся -4

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок "Сохранение биоразнообразия- насущная задача человечества"»

Структура урока комплексного применения знаний и умений (урок закрепления).


1) Организационный этап.-1 минута

2) Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция опорных знаний учащихся. Актуализация знаний.- 3 минуты

3) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся. - 2 минуты

4) Первичное закрепление- 1 доклад – 6 мин 2 доклад 5 мин 3 доклад- 8 минут 4 доклад 4 доклад - минут - 24 минуты

в знакомой ситуации (типовые)- правила природопольз- 6минут

в изменённой ситуации (конструктивные)

5) Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации (проблемные задания)

6) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению 3 минуты

7) Рефлексия (подведение итогов занятия)- 4 минуты

Окорчание – 2 минута.

Тема: «Сохранение биоразнообразия – насущная задача человечества».


-познакомить с характеристикой двух процессов, имеющих место в органическом мире – биологическим прогрессом и биологическим регрессом; -раскрыть основную причину уменьшения разнообразия видов;- -помочь осознать необходимость сохранения генетического разнообразия, как материала эволюции, способствующего прогрессивному развитию биосферы;- -развивать опыт выявления проблемы, анализа, обобщения; -укрепить моральную ответственность бережного отношения к природе.

Задачи:

образовательная – обобщить и систематизировать знания о разнообразии растительного и животного мира как на всей Земле, так и на территории своего региона, изучить проблему утраты биоразнообразия и меры его сохране6ния, показать значение сохранения биоразнообразия.

развивающая – развивать умения видеть проблемы братьев наших меньших, осознавать, что человек-это уникальный вид живой природы, способный понять проблему утраты биоразнообразия и решить ее, развивать экологическое мышление, понимания необходимости сохранения биоразнообразия для предотвращения исчезновения всего живого на Земле;

воспитательная – воспитание неравнодушного отношения ко всему живому, понимания необходимости заботы о братьях наших меньших.

Тип урока: изучение нового материала

Форма урока: традиционная с использованием ИКТ

Оборудование: компьютер, видеопроектор, презентация на СD, видеофильм «Человек и биосфера», карточки с заданиями.

Вид урока: комбинированный.

Время урока: 45 минут.

Внутрипредметные связи: генетика, систематика, экология.

Ожидаемые результаты:

предполагается, что к концу урока учащиеся будут:

– знать значение понятия «биоразнообразие», уметь различать и давать характеристику ветвям биологического разнообразия;

– иметь представление о ценности и значении биоразнообразия для устойчивого развития человечества и путях его сохранения;


– знать о причинах утраты биоразнообразия, иметь представление об ответственности человека за сохранность жизни на Земле;

– у учащихся будет сформировано стремления к защите окружающей среды, к участию в природоохранных мероприятиях.









1) Организационный этап- 1 МИНУТА.. 1 СЛАЙД Слово учителя. Добрый день, ребята и уважаемые гости. Я очень рада всех вас видеть и надеюсь, что мы сегодня активно поработаем, всем удачи и хорошего настроения. Давайте начнем наш урок…Нас с вами окружает прекрасный, неповторимый мир Природы, ОБЩИЙ С ДРУГИМИ СУЩЕСТВАМИ( РАСТЕНИЯМИ, ЖИВОТНЫМИ , МИКРООРГАНИЗМАМИ с общим солнцем, которое дарит нам свое тепло, общим воздухом, которым мы дышим, не надышимся, с общей землей и водой, которые нас кормят.Где же место человека в этом доме и как ему жить дальше? Надеюсь на эти вопросы мы найдем ответы в ходе нашего урока . И , так, давайте вспомним, закономерности и термины, которые мы изучили на прошлых уроках.

2) Проверка д.з.,- 3 минуты 2 СЛАЙД воспроизведение и коррекция опорных знаний учащихся. Актуализация знаний. (фронтальный опрос)


1)Эволюция – это ….? Биосфера – это ….? Биоценоз….? Биогеоценоз-….? Вид – это…? Популяция – это…? Биологический прогресс…? Биологический регресс….? Экология…?( термины ЕГЭ) Флора-исторически сложившаяся совокупность видов растений, распространённых на конкретной территории ; ФАУНА-исторически сложившаяся совокупность видов животных, обитающих на определённой территории

Слайд 3 2) Задание: перечислите в порядке убывания и возрастания таксономические единицы классификации любого животного любого из представителей царства животных.

3) Какие связи между организмами существуют в биогеоценозах? (трофические, форические, топические фабрические) .Примеры


3)- 2 минуты Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся. Создание эмоционального настроя, формирование начального интереса, подведение учащихся к самостоятельной формулировке темы и цели урока.

– Ребята, а теперь, главный вопрос урока: что мы будем изучать?  темы на доске нет. Давайте сформулируем её вместе. Для этого я прошу вас быть внимательными, т.к. вы должны выявить ключевые слова темы.

СЛАЙД 4 : «Многообразие видов» - -вопрос: Что вы видите на этом слайде ? (Животных и растения.) - многообразие – Это организмы одного вида? (Нет. Это разные виды) да,, мы увидели в этом небольшом фрагменте многообразие организмов в живой природе- биоразнообразие).- вывешиваю слово на доске На протяжении эволюции живых организмов на планете Земля идет процесс их приспособления к окружающей среде и её факторам, но, к сожалению биоразнообразие на планете земля сегодня – сокращается, т.е. происходит биологический регресс

кто, к сожалению главной причиной биологического регресса???. (Деятельность человека)

– Чему надо научиться человеку, чтобы сохранить жизнь на планете? Ответьте 1 ключевым словом (Надо научиться сохранять!) Так какова же основная задача Челове-чества??? Вывешивается еще одно ключевое слова темы «сохранять».

слайд 5 Итак, тема нашего урока «Сохранение биоразнообразия- насущная задача человечества». 

-А теперь давайте подумаем и ответим, какова цель нашего урока?

- показать разнообразие растительного и животного мира как на всей планете, так и на территории нашего региона, редкие и исчезающие виды, проблемы утраты биоразнообразия. На основе изучения современного состояния видов, населяющих планету, искать способы их сохранения. ( формулируют дети)

2. Формирование нового знания:

В последнее время Человек смог увеличить в 1000-и раз мощь своего оружия, скорость передвижения коммуникаций, заглянул в тайны микро- и макромира. Но, к сожалению, каждый год на Земле в среднем исчезает 1 вид позвоночных, площадь тропических лесов за последние 100 лет сократилась почти вдвое и продолжает уменьшаться на 1% ежегодно. Сокращение биоразнообразия– это современная глобальная проблема человечества.

Так давайте выясним, что такое биоразнообразие и каковы его составляющие

1 сообщение : Понятие «БИО разнообразие» и его составляющие. Слайд 6 доклад оля

Биоразнообразие – совокупность видов организмов, обитающих на определенной территории, будь то-какая- то небольшая экосистема, или планета Земля в целом, которая включает в себя все живые организмы, представителей всех царств живой природы.

Термин «биоразнообразие», вошел в употребление в 1992 г. после Международной конференции ООН по окружающей среде и развитию в г. Рио–де–Жанейро (Бразилия), это стало главным событием в истории мировой цивилизации, там была принята Конвенция о биоразнообразии, которую подписали более 180 стран, в том числе и Россия.

Биоразнообразие принято делить на три составляющие: генетическую, видовую и эко системую.

Слайд 7 Генетическое разнообразие – это разнообразие генофонда особей внутри популяций . Чем больше особей в популяции- тем шире её генофонд и генетическое разнообразие. Закономерно то, что редкие малочисленные виды имеют меньшее генетическое разнообразие, и соответственно они более подвержены угрозе вымирания при изменении условий среды .

Видовое разнообразие – это разнообразие видов растений, животных, грибов, микроорганизмов внутри одного региона. По оценкам биологов, сегодня на Земле обитает около 1,8 млн видов,описанных человеком. Так же известно, что число видов животных значительно превосходит число видов растений, грибов и бактерий вместе взяты.х..

Экосистемное разнообразие – это разнообразие видов внутри экосистем,. т.е. разнообразие организмов внутри различных биоценозов и мест обитания живых организмов. К факторам, влияющим на биоразнообразие, относят в первую очередь абиотические факторы- температура, высота над уровнем моря, осадки,

Можно отметить, что сегодня происходят качественные изменения экосистем и из–за деятельности человека.. Нередко, происходит преднамеренный или случайный перенос особей какого–либо вида животных за пределы его ареала этот процесс называют интродукцией (от лат. introductio – внедрение). Интродукция может привести к снижению биоразнообразия. . Примеры неудачных интродукций: появление колорадского жука в России, размножение кроликов в Австралии, расселение Клена Американского в Европе.

СЛАЙД 8 Задание 1. На основании изученного материала и данных табл. 1 проанализируйте продуктивность основных биомов суши и сделайте вывод о том, равномерно ли на Земле наблюдается распределение живых организмов . Оцените продуктивность биомов в зависимости от климатических условий их распространения Таблица 11 я группа Задание на функциональную грамотность. Чистая первичная продукция (за год) различных экосистем (по Уиттекеру Р., 1980)

Тип экосистемы

Мировая чистая первичная продукция, 109 т/год

Тропический дождевой лес

37,4

Тропический сезонный лес

12,0

Вечнозеленый лес умеренной зоны

6,5

Листопадный лес умеренной зоны

8,4

Бореальный лес

9,6

Редколесье и кустарники

6,0

Саванна и степи

13,5

Злаковники умеренной зоны

5,4

Возделываемые земли

9,1

Тундра и альпийская растительность

1,1

Пустынная и полупустынная растительность (полукустарники и кустарники)

1,6

Экстремальные пустыни, скалы, пески и лед

0,07

Болота

4,0

Слайд 9 2 группа . задание 1 «БИОРАЗНООБРАЗИЕ» Каково участие  функциональных групп  организмов в биосферном круговороте веществ?

Элементы ответа: 1) продуценты   синтезируют   органические   вещества   из неорганических (углекислого газа и воды, азота, фосфора и других минеральных веществ) и выделяют кислород; Консументы потребляют готовое органическое вещество и преобразуют его в органическое вещество своего тела,

2)все функциональные группы организмов используют и преобразуют органические  вещества   в процессе    дыхания разлагая их при этом   поглощая    кислород    и    выделяя углекислый газ и воду;

3) редуценты разлагают орг вещества мертвых организмов до неорг соединений азота, фосфора и   д р., возвращая их в среду.

 

Выводы учащихся: Биоразнообразие распределяется неравномерно. Оно варьируется в глобальном масштабе и по регионам. Чем ближе регион к экватору, тем больше биоразнообразие Тропические районы, где теплые климатические условия круглый год- наибольшее биологическое разнообразие. В умеренных регионах, где теплое лето сменяется холодной зимой, оно меньше. Регионы с холодными или сухими условиями, такие как области высотной поясности и пустыни, имеют еще меньшее биоразнообразие. Но, независимо от ареала, в нем должны быть представлены и продуценты и консументы и редуценты



СЛАЙД 10 2…Доклад Вероника«Видовое разнообразие – основа устойчивости живой природы» и «Биосферы в целом».

Многообразие видов живых организмов влияет на устойчивость природных сообществ и всей природы Земли в целом. Высокое видовое разнообразие обеспечивает следующие свойства природных сообществ, придающие им устойчивость:

А) взаимную дополнительность частей в природных сообществах: пример: разные виды грибов в лесу специализируются на разрушении различных частей растений: одни – на разрушении мертвой древесины, другие – свежеопавших листьев, третьи – корней или шишек, четвертые продолжают разрушать уже полуразложившиеся массы растительности.( фабрические взаимодействия)

Б) Взаимозаменяемость видов: в природных сообществах виды тесно взаимосвязаны друг с другом, со сходными экологическими функциями могут заменять друг друга. Пример: разные виды насекомых – опы-лителей на лугу. Снижение активности какого-либо вида не опасно: его функции берут на себя другие виды.

В) Взаиморегулируемость численности. Увеличение численности жертв вызывает увеличение числа хищ-ников, которые приводят в норму численность растительноядных, не позволяя им навредить природному сообществу. Чем разнообразнее в экосистеме видовое сообщество, тем успешнее осуществляются регулируемость.

Г) Надежность обеспечения функций. Множество видов в экосистеме «страхуют» деятельность друг друга. Так, численность насекомых могут сдерживать не только насекомоядные птицы, но и специализированные паразиты и возбудители инфекц забол. Чем больше разнообразие, тем надежнее функционирует экосистема.



 Давайте сформулирует вывод. видовое разнообразие – основа устойчивости живой природы. Взаимодополняемость и взаимозаменяемость, взаимоподстраховка видов в биоценозах обеспечивает регуляцию численности и восстановительные способности природных сообществ и природы в целом. Высокое видовое разнообразие обеспечивает следующие свойства природных сообществ, придающие им устойчивость:

Сохранение биоразнообразия живой природы не нуждается в деятельности человека и происходит автономно.

Слайд 11 Задания ЕГЭ Для закрепления: Обсуждения в группах

Задания 1 группе:1. Почему вредители обитают больше на старых, больных деревьях сосны? 1) На молодых деревьях выделяется много смолы, 2) в составе смолы есть скипидар, отпугивающий вредителей. 3) Старые деревья являются более удобным убежищем.


2.Какие факторы способствуют регуляции численности волков в экосистеме? 1) Антропогенные факторы: отстрел, в том числе браконьерство; уничтожение лесов. 2) Биотический фактор: недостаток травоядных (пищи), болезнетворные организмы, внутривидовая и межвидовая конкуренция. 3) Абиотический фактор: глубина снежного покрова зимой и погодные условия.


Задания 2 группе:3.Что служит основой формирования разнообразных сетей питания в экосистемах? 1) Сеть питания образуется из многообразия взаимосвязанных цепей питания, 2) в основе ее разнообразия лежит разнообразие видов, 3) наличие среди них продуцентов, консументов, редуцентов и разнообразие их пищи (широкая пищевая специализация).


4. Клевер произрастает на лугу, опыляется шмелями. Какие биотические факторы могут привести к сокращению численности популяции клевера? 1) Биотические факторы — факторы живой природы уменьшение численности шмелей;

2) увеличение численности растительноядных животных; 3) размножение растений — конкурентов (злаков и др. ).



ОБЩИЙ ВЫВОД: Почему для сохранения биосферы необходимо поддерживать биоразнообразие?

1)  биоразнообразие (разнообразие видов) - основа разнообразных цепей и сетей питания в экосистемах биосферы;

2)  разнообразие цепей и сетей питания - основа сбалансированного круговорота веществ, сохранения целостности биосферы;

3)  охрана видов в биосфере за счет поддержания их численности на определенном уровне путем саморегуляции.


Слайд 12. 3 группа: доклад МАРГАРИТЫ-Причины сокращения биоразнообразия: Биоразнообразие СЕГОДНЯ резко сокращается: уже исчезли 83% диких животных и половина растительной биомассы, что привело к дестабилизации наших экосистем и вызвало изменения в естественных природных процессах.

При этом деятельность человека приобрела глобальный характер, став мощным экологическим фактором, масштаб действия которого становится сопоставимым с действием геологических сил. Биосфера реагирует на эти воздействия дальнейшим сокращением численности видов, обеднением генофонда популяций, изменением направления действия естественного отбора, вымиранием видов.


Антропогенные воздействия вызывающие следующие реакции биологических систем:

-

Результаты деятельности человека в живом мире:


1. –исчезновение и гибель видов животных и растений;

2. нарушение онтогенеза организмов: загрязняющие вещества вызывают нарушение функций поло-вых желез и органов, приводят к сокращению сроков жизни, а действуя на эмбрион, приводят к уродствам и аномалиям развития;

3.сокращение численности и структуры популяций, т. е. соотношения численности самцов и самок иногда затрудняет поиск брачных партнеров; нарушение циклов размножения, уменьшение числа детенышей в помете, рост смертности новорожденных, распад ареала;

4. изменения в экосистемах: выпадение одних видов приводит к вспышке численности других, доминантные ранее виды становятся угнетенными и их место занимают вновь поселяющиеся виды, разрушаются межвидовые отношения «хищник-жертва», «опылитель-опыляемый», симбиотические связи.

5.изменение общего облика естественных сообществ.

6.снижение устойчивости биосферы, как глобальной экосистемы


Слайд 14 Формы воздействия человека на биоразнообразие земли.

-прямое истребление организмов: охота, рыболовство, вырубка деревьев, сбор букетов, коллекци-онирование насекомых, шкур, рогов, раковин моллюсков;

-уничтожение типичных местообитаний редких видов: загрязнение экосистем, вырубка лесов, распашка степей и лугов, строительство.

Как , следствие вымерли по вине человека слайд 15

Квагга — подвид зебры, её добывали ради прочной красивой шкуры. Последняя дикая квагга была убита в 1878 г. Последняя квагга в мире умерла в зоопарке Амстердама в 1883 г.

Морская, или стеллеровакорова — крупное морское млекопитающее.. Хищническое истребление ради вкусного мяса привело к полному исчезновению этого животного к 1768 г.

Тур — европейский дикий бык. Вымер в результате интенсивной охоты и хозяйственной деятельности человека. Последний тур погиб в 1627 г.

Большерогий олень — обитатель безлесных пространств Европы. Вымер около 7,5 тыс. лет назад предположительно в результате охоты на него древних людей

Тасманийский сумчатый волк — обитатель Австралии и Тасмании. Истреблён фермерами, которые считали его врагом овец. Последнее дикое животное было убито в 1930 г., последний сумчатый волк умер от старости в 1936 г. в зоопарке

Странствующий голубь — до XIX в. одна из самых распространённых птиц Америки. Была истреблена фермерами к началу XX в., так как уничтожала урожай фруктов и имела вкусное мясо

Бескрылая гагарка — крупная нелетающая птица, обитала на скалистых островах северной Атлантики. Была истреблена человеком к середине XIX в. из-за вкусного мяса, яиц и тёплого пуха

Дронт, или додо, — крупная нелетающая птица с острова Маврикий. Уничтожена в XVIII в. моряками и завезёнными на остров домашними животными (собаками, кошками, свиньями), разорявшими их гнёзда

По мнению экологов, уже древние охотники уничтожили таких животных как мамонты, шерстистые носороги, гигантские олени, мастодонты. С 1600 года, когда исчезновение видов начали подтверждать документально, на Земле вымерло 484 вида животных и 654 видов растений. В настоящее время ежегодно погибает 1 вид позвоночных животных. Угроза исчезновения грозит более 600 видам птиц и около 120 видам млекопитающих.


Слайд 16 Вопросы ЕГЭ 1 группа. За последние десятилетия многие южные инфекции, переносимые насекомыми и клещами, продвинулись в северные регионы, где раньше они не встречались. Ученые предполагают, что это явление связано с увеличением в атмосфере концентрации парниковых газов. Дайте объяснение наблюдаемой закономерности. Почему у людей, живущих в новых для инфекции ареалах, течение болезни происходит тяжелее, а распространение - быстрее ,чем у жителей южных регионов, откуда началось распространение болезни?

2. Почему в настоящее время в нижних слоях атмосферы сокращается концентрация кислорода? 1) сокращение зеленого покрова Земли в результате вырубки лесов    и    гибели    фитопланктона    Мирового    океана вследствие его загрязнения;2) потребление   кислорода   транспортными   средствами   и промышленностью.

 

Слайд 16 2 группаДля   борьбы   с   насекомыми-вредителями   человек   применяет   химические вещества.   Укажите   не   менее   3-х   изменений   жизни   дубравы   в   случае,   если   в   ней химическим   способом   будут     уничтожены   все   растительноядные   насекомые.
Объясните, почему они произойдут.  ОТВЕТ:  
1)   Численность   насекомоопыляемых   растений   резко   сократится,   так   как
растительноядные   насекомые   являются   опылителями   растений.   2)   Резко   сократится
численность   или   исчезнут   насекомоядные   организмы   (консументы  II  порядка)   из-за
нарушения   цепей   питания.   3)   Часть     химических   веществ,   которыми   уничтожали
насекомых,   попадет   в   почву,     и   приведет   к   нарушению   жизнедеятельности   растений,
гибели почвенной флоры и фауны, все нарушения могут привести к гибели дубравы.

Слайд 17 Укажите не менее четырёх возможных последствий, к которым может привести сокращение численности продуцентов в биосфере. Ответ поясните. 1) Произойдет разрушение естественной среды обитания (экологических ниш) организмов, вследствие чего биоразнообразие может снизиться
2) Уменьшится масса органических веществ (первичной продукции), так как снизится число продуцентов, осуществляющих синтез органических веществ (в ходе фотосинтеза)
3) Снизится численность консументов и редуцентов, которые питаются органическими веществами, в результате чего цепи питания нарушатся
4) Произойдет разрушение почвы (эрозия), что может привести к гибели экосистемы
5) Концентрация углекислого газа в атмосфере возрастет, так как снизится численность фотосинтезирующих организмов, что может привести к усилению парникового эффекта
6) Снизится концентрация кислорода в атмосфере (кислород - побочный продукт фотосинтеза), что может привести к снижению численности аэробов


Слайд 18 Саша Артемьев СООБЩЕНИЕ 4 : «Вымирающие животные России».

К сожалению, в Красную книгу России с каждым годом попадает все больше и больше видов растений и животных. Это огромный список, демонстрирующий современное состояние проблемы сохранения нашей флоры и фауны. Важно помнить, что любой вид природа создавала долгие миллионы лет, и если текущие темпы не остановятся, то нашей планете придется снова потратить миллионы лет для восстановления утерянного биоразнообразия. 1. Дзерен или зобастая антилопа встречается на территории России крайне редко. Эту небольшую и стройную антилопу можно встретить в степях Алтая и Тувы. Её характерной особенностью являются красивые чёрные рога у самцов длиной до 28 сантиметров; у самок же рогов нет. Продолжительность жизни в дикой природе у самок составляет до 10 лет, а самцов — до 6. Численность на сегодня не более 700 особей


2. КОТ-Манул За последние десятилетия численность этого очаровательного хищника из семейства кошачьих продолжает сокращаться. В пределах России этот вид можно встретить на Алтае, в Туве, Бурятии и Читинской обл. Наибольшее влияние на его численность оказывают браконьерская охота ради меха, так как мех у манулов самый пушистый и густой среди кошачьих. 3.около2000 котов


 3.Красноногий ибис: Сейчас это— крайне редкая, вымирающая птица, хотя ещё до конца 19 века ибис был многочисленной птицей в Центральном Китае, в Японии и на Дальнем Востоке РФ. Численность этого вида начала резко снижаться из-за отстрела птиц на мясо и как вредителей полей (они вытаптывали посевы риса). Также они гибли от отравления ядохимикатами и удобрениями на рисовых полях, и от вырубки крупных деревьев, на которых они гнездятся. их численность достигала 7 штук, сейчас более 500

4.Амурский тигр Популяция амурских тигров сохранилась только на территории России: его ареал сосредо-точен в охраняемой зоне на юге Дальнего Востока. Угрозу для выживания данного вида создают браконьерство и вырубка лесов, так как основным местообитанием амурских тигров являются широколиственные леса. По состоянию на 2015 год их численность оценивалась в 520-540 особей.


5.Ирбис или снежный барс Снежный барс - редкиЙ, малочисленный, находящийся под угрозой исчез-новения, вид. Несмотря на то что он стоит на вершине пищевой пира миды и не испытывает кон-куренции со стороны других хищников, его численность непрерывно сокращается в связи с постоянным прес-ледованием со стороны человека. Ирбис населяет высокие горы Средней и Центральной Азии. В РФ их 51 особь


6. Красный волк .Уже в 19 веке в литературе указывалось на редкость и малую численность красного волка. Похожий на лисицу, этот волк всегда привлекал внимание своим красивым и пушистым мехом. Данный вид практически исчез с территории России. Особи, которые встречаются на юге Дальнего Востока, скорее всего, периодически приходят с прилегающих территорий Монголии и Китая. около 1000 особей


7.Кабарга -наиболее распространена в тайге Восточной Сибири. Несмотря на хищнические длинные клыки у самцов, эти животные питаются исключительно растительностью. Кроме того, у кабарги есть ещё одна интерес-ная особенность: железы самцов вырабатывают сильно пахнущее вещество — мускус. Это самый дорогой про-дукт животного происхождения, использующийся в медицине и парфюмерии. По этой причине самцы данного вида являются объектом охоты. около 2000 особей


4) Первичное закрепление в изменённой ситуации (конструктивные)

Слайд 19

1.“Сказка – ложь, да в ней намек…”. На что же намекает пушкинская сказка о золотой рыбке? Рыбка-то – это же Мать Природа, добрая, мудрая и строгая. А старуха вымогательница – это Гомо сапиенс современный. Нужно ограничивать свои потребности, чтобы не остаться у разбитого корыта.


ОБЩИЙ ВЫВОД: 1. Почему необходимо поддерживать биоразнообразие для сохранения биосферы?Биоразнообразие   –   это   основа   разнообразных   цепей   и   сетей   питания   вэкосистемах   биосферы.  А   разнообразие   цепей   и   сетей   питания   –   это   основасбалансированного   круговорота   веществ,   сохранения   целостности   биосферы. Сбалансированный           круговорот   веществ     является     основой   устойчивости,саморегуляции и сохранения биосферы.



5) Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации (проблемные задания)


Исходя из изученного, давайте поищем ПУТИ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ:


– Задача нашего урока предложить варианты решения проблемы. Для этого я предлагаю индивидуальную работу для поиска решения по данным вопросам: Из ваших выступлений мы узнали, почему исчезают живые организмы. Теперь каждая группа попробует высказать свои мысли о мерах по сохранению биоразнообразия на Земле

(Обсуждение в группах- 2 минуты)слайд 20

Самостоятельная работа- Предложение путей сохранения биоразнообразия человечеством: 5 предложений:

Самостоятельная работа- Предложение путей сохранения биоразнообразия,которые можем сделать мы : 5 предложений:


Заслушиваются ответы учеников о причинах сокращения видов растений и животных.

На данном этапе урока учитель подводит промежуточный итог и обобщает выводы, сделанные учениками каждой группы, демонстрируя слайды

И , конечно же создание на Земле- охраняемых территорий и его забота о сохранении видового многообразия


.Сегодня на языке биологов термины- Возникло даже выражение «ископаемые завтрашнего дня».


Редкие виды?? Исчезающие виды????


Как следствие этого человек: -Слайд 21


- В 1966 году Международный союз охраны природы (МСОП) учредил Красную книгу. Хранится она в швейцарском городе Морже. В нее заносятся данные обо всех растениях и животных, которые срочно нуждаются в опеке и защите человека, иначе они могут навсегда исчезнуть с лица Земли. Впервые Красная книга включала 292 вида млекопитающих, 287 видов птиц, 36 видов земноводных и 119 видов пресмыкающихся. Позже была издана Красная книга редких и исчезающих растений.


-Красная книга РФ (животные) вышла в 1983 году. В неё внесено 247 видов животных, среди которых 133 млекопитающих, 195 птиц, 11 рептилий, 8 амфибий, 18 рыб, 15 моллюсков,34 насекомых

-. В настоящее время создана и Красная Книга Курской области. В книге впервые приводятся сведения о редких и исчезающих видах животных (млекопитающие 12 видов, птицы 62 вида, пресмыкающиеся 4 вида, земноводные 4 вида, рыб-3 вида, насекомые- 34 вида), обитающих на территории Курской области. Для каждого вида приводятся так сономические сведения, его статус, распространение, данные по биологии и экологии, лимитирующие факторы, меры охраны. Каждый очерк снабжен цветным рисунком или фотографией и картой распространения.


П. Познакомьтесь с Красной книгой Курской области (презентация, выполненная учащимися в качестве творческого домашнего задания).

.

- СОЗДАНы ОХРАНЯЕМЫЕ ТЕРРИТОРИИ: Какие ????СЛАЙД 22

В соответствии с классификацией Всемирного союза охраны природы, выделяются 8 видов охраняемых территорий:

Заповедники (2013год 103в РФ)

Территории (акватории), на которых запрещена деятельность человека (кроме научной), и весь природный комплекс сохраняются в естественном состоянии

Национальные парки (2016 год 49 в РФ)

Это охраняемые территории с сохранившимися природными комплексами, частично или полностью открытые для посещения. На закрытых территориях находятся охраняемые ландшафты, зоны полного покоя животных, участки с редкими растениями.

Заказники

Территории, на которых временно или постоянно сохраняются опред виды растений, животных, элементы ландшафтоВ. Организуются на период восстановления численности популяции. Землепользование разрешено при условии выполнения установленных правил и норм.

Памятники природы

уникальные, имеющие ценность в научном, познавательном или эстетическом отношении разнообразные природные объекты (отдельные деревья, рощи, парки, озера, водопады, пещеры)

Природные парки.

природоохранные рекреационные учреждения, территории (акватории) которые включают в себя природные комплексы и объекты, имеющие значительную экологическую и эстетическую ценность, и предназначены для использования в природоохранных, просветительских и рекреационных целях. 

Дендрологические парки и ботанические сады

Это природоохранные учреждениями, в задачи которых входит создание специальных коллекций растений в целях сохранения разнообразия и обогащения растительного мира, а также осуществление научной, учебной и просветительской деятельности. 

Управляемые прир резерваты

Сбор некоторых природных ресурсов разрешается под контролем администрации.

Биосферные заповедники

Создаются с целью сохранения биологического разнообразия. Включают несколько конц-ентрических зон различной степени использования: от зоны полной недоступности (обычно в центральной части заповедника) до зоны разумной, но достаточно интенсивной эксплуатации.

Зоопарки и охрана и разведение редких животных

многие животные в неволе не только не размножаются, но и перестают принимать пищу. Но есть и успехи: удачными оказались работы по восстановлению гавайского гуся, которые стали жертвами интродукции: на Гавайи стали завозить свиней, коз, собак, коров, которые вытап-тывали гнездовья этих птиц, а кошки и мангусты нападали на них, разоряли кладки яиц. К 1951 г их осталось около 30. 3 птиц отправили в зоопарк в Англию, остальных поместили в гавайские заповедники. Казарки начали размножаться. Сейчас в мире - более 1 тысячи этих гусей

Места всемирного наследия.

Создаются для охраны уникальных природных особенностей мирового значения. Управление осуществляется в соответствии с Конвенцией по всемирному наследию.

Первые заповедники в нашей стране были созданы: в 1919 году – Астраханский заповедник, в 1920г. – Ильменский заповедник. ЦЧЗ- В 1935 ГОДУ. Профессор Алехин В.В.


2.Общественные организации-защитники дикой природы. Люди, озабоченные охраной природы и, в частности, проблемой сохранения биоразнообразия, создают общественные организации, задача которых – остановить разрушение природы Земли. Самые известные - «Всемирный фонд дикой природы» и «Гринпис». Они организуют акции протеста, под их давлением принимаются законы, направленные на оздоровление окружающей среды, они собирают средства для спасения редких и исчезающих животных. Обращая внимание человечества на актуальность проблемы, ООН объявила 2010 год Международным годом биоразнообразия. Всемирный фонд дикой природы, «Гринпис» и

,

33.Фильм ЦЕНТРАЛЬНО_ ЧЕРНОЗЕМНЫЙ ЗАПОВЕДНИК – 3 мин фильм – видео букреевы бармы _ 2 МИН

- А как вы думаете, может ли один человек справиться с такими серьёзными проблемами? (Нет, здесь надо потрудиться всем людям).

- Да, охрана окружающей среды - задача всего человечества.


Заключение: -Какой сделаем вывод?


Главная мысль урока ? - Сохранение разнообразия биогеоценозов ( экосистем) – всех природных сообществ и соблюдение экологических законов природопользования «Очень важно предвидеть, предупредить и устранить причины уменьшения биологического разнообразия .Мир должен сохранить биологическое разнообразие и обеспечить устойчивое использование его компонентов справедливым образом» - сказано в Конвенции о биологическом разнообразии.

Справились ли мы с поставленной целью урока. (Самоанализ учащихся).

Слайд 24


Слайд 25 6) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

Домашнее задание: все п.24 ответить на вопросы (право выбора):

Вы – пессимисты. Что произойдет на планете Земля через 100 лет? (Форма рассказа любая: или научная, или с юмором, или в стихах, можно – рисунком).

Вы – оптимисты. Что произойдет на планете Земля через 100 лет? (Ваш прогноз). дополнительно подготовить сообщения:

СООБЩЕНИЕ О редких или исчезающих видах растений или животных Курской области;

СООББЩЕНИЕ о значении видов для человека, для науки, для техники.!


Как ты оцениваешь свою деятельность на уроке? (Самооценка). Итог урока. Урок окончен, спасибо за работу! Слайд 26

2. На уроке я работал активно / пассивно

3. Своей работой на уроке я доволен / недоволен

4.Урок мне показался коротким / длинным

5. За урок я не устал / устал

6. Мое настроение стало лучше / хуже

7. Материал урока мне был: - понятен / непонятен - полезен / бесполезен - интересен / скучен

8. Домашнее задание мне кажется: - легким / трудным - интересным / неинтересным

9. Оцени себя

Учитель: ОКОНЧАНИЕ УРОКА СЛАЙД 27 Закончить нашу урок мне бы хотелось закончить стихотворением Елены Смирновой:


Давайте вместе Землю украшать, сажать сады, цветы сажать повсюду.

Давайте вместе Землю уважать и относиться с нежностью, как к чуду!

Мы забываем, что она у нас одна – неповторимая, ранимая, живая.

Прекрасная: хоть лето, хоть зима…она у нас одна, одна такая!



СЛАЙД 28 Мне хочется верить, наш урок останется в вашей памяти. Мое желание было – подарить вам особую красоту – красоту знаний природолюбия, которая ассоциируется у меня с семенами прекрасных цветов. Они каждый год обильно цветут на наших клумбах, с любовью посаженных вашими руками. Глядя на них, старайтесь и стремитесь сеять только семена Добра и Согласия между природой и Человеком. Только тогда мы построим Мир в своем сердце, а значит и на Земле. Помните, “Наш мир – не случайность, не хаос, - а система во всем”.

ВСЕ









_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

7) Рефлексия (подведение итогов занятия) Совместное конструирование правил природолюбия. Что

1.Прекратить разрушать создания природы, иначе мы безвозвратно утратим не только полезное, но и прекрасное.

2.Используя ресурсы естественных экосистем, человек должен обеспечивать поддержание в них экологического равновесия, сохраняя биологическое разнообразие.

3.Человек, являясь частью биосферы должен научиться жить в гармонии с природой, не делая серьезных ошибок приводящих к гибели экосистем.

4.Необходимо преодолеть противоречие между человеком и природой, как на общественном, так и на индивидуальном уровнях.



Тест “Сохранение биоразнообразия- насущная проблема человечества”

  1. Биологическое разнообразие является ресурсом а) исчерпаемым б)неисчерпаемым

в)возобновимым


2.Совокупность видов, сообществ и экосистем – это а) животный мир б) растительный мир в) биоразнообразие г)объекты, занесенные в Красную книгу


3.Путешествия по слабо нарушенным природным ландшафтам- это а) полезное времяпрепровождение б) грамотный отдых в) экологический туризм г) рациональное природопользование


4. В настоящее время биоразнообразие а) быстро увеличивается б) постепенно возрастает в) не изменяется г) снижается


5. Охота на диких животных – это примеры использования а) прямой коммерческой ценности биоразнообразия б) непрямой коммерческой ценности биоразнообразия в)  рекреационной ценности биоразнообразия г) непознанной ценности биоразнообразия


6.Сбор лекарственных растений в природных экосистемах – это а) прямой коммерческой ценности биоразнообразия б) непрямой коммерческой ценности биоразнообразия в)  рекреационной ценности биоразнообразия г) непознанной ценности биоразнообразия


7.Наибольшая опасность для разных видов растений, животных и грибов – это 1.охота, сбор дикорастущих растений и грибов 2.утрата их природных мест обитания 3.абиотические факторы 4.внутривидовая конкуренция

8.С какой целью создают рвы а также проводят чистку лесосек? 1.запас водных ресурсов 2.сохранения биоразнообразия 3.борьбы с пожарами 4.ограничения миграции

8.Сохранить и умножить видовое разнообразие можно 1.создавая фермы и фруктовые сады 2.подкармливая животных 3.сохраняя естественные экосистемы 4.используя методы селекции растений животных и грибов

9.Выберете виды, занесенные в Красную книгу Российской Федерации 1.подосиновик белый 2.венерин башмачок 3.росянка круглолистная 4.черный аист 5.белоплечий орлан 5.радужная форель

10.Результатом эволюции является 1.исчезновение видов 2.образование видов 3.образование природных сообществ 4.исчезновение экосистем

11.Расположите виды организмов в порядке их исчезновения с планеты Земля 1.семенные папоротники 2.большерогий олень 3.тур 4.тарпан

12.Главным условием устойчивости экосистем является 1.биотический фактор 2.разнообразие видов 3.абиотический фактор 4.эволюция

13.Растения наиболее полно используют световой поток благодаря 1.ярусности 2.широким листовым пластинкам 3.стержневой корневой системе 4.фотосинтезирующим стеблям

14.Почему не соит собирать букеты первоцветов? 1.уничтожается кормовая база травоядных животных 2.растения не успевают образовать семена 3.умирают насекомые из-за отсутствия нектара 4.оставшиеся корни растений сгнивают, уничтожая почву




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Биология

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 10 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Урок "Сохранение биоразнообразия- насущная задача человечества"

Автор: Светлана Анатольевна Бойко

Дата: 06.09.2023

Номер свидетельства: 636331


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства