Урок: «Основные стадии антропогенеза»
Задачи: - продолжить формирование знаний о происхождении человека от животных; - сформировать представления учащихся о далеких предках человека, их - развитии в связи с изменяющимися условиями обитания; - продолжить формирование умения сравнивать и объяснять причины - сходства и различия.
Проблема урока: Как черты строения и образ жизни обезьяноподобных предков предопределили развитие признаков Человека разумного?
Ход урока:
I Актуализация знаний.
Мобилизующий момент: (учащиеся отвечают на вопросы учителя)
- Изучение какого раздела мы начали на прошлом уроке? (Антропогенез).
- Что такое антропогенез? (Исторический процесс эволюционного становления человека).
- А что в биологии понимают под эволюцией? (Необратимое историческое развитие живой природы).
- Человек имеет к этому отношение? (Человек является частью природы, поэтому эволюция характерна и для него).
- Назовите науку, изучающую происхождение человека. (Антропология).
- Скажите, в чем различие взглядов на происхождение человека у Аристотеля и К. Линнея?
- Объясните, какой закон иллюстрирует данный рисунок (слайд – «развитие эмбрионов у хордовых животных». (Закон Бэра: эмбрионы обнаруживают уже начиная с самых ранних стадий, известное общее сходство в пределах типа).
- А какая существует связь между индивидуальным развитием организмов и их историческим развитием? («Онтогенез есть краткое повторение филогенеза» - закон Мюллера-Геккеля).
- Значит о каком происхождении человека можно говорить, анализируя данную схему? (О животном).
- Тогда назовите признаки животных у зародыша человека. (Жаберные щели, сердце в виде пульсирующей трубки, клоака, развит хвост, большой палец ноги короче других пальцев и расположен под углом, как у обезьяны, мозг состоит из пяти отделов (мозговых пузырей) и напоминает мозг рыбы).
- Еще какие факты говорят о животном происхождении человека? (Наличие рудиментов и атавизмов).
(Учащиеся дают определения и показывают на слайдах примеры).
- А теперь вспомним положение человека в системе органического мира (Учащиеся записывают на доске и объясняют, по каким признакам человека относят к той или иной систематической категории).
Царство...................Животные
Подцарство.............Многоклеточные
Тип..........................Хордовые
Подтип....................Позвоночные
Класс......................Млекопитающие
Подкласс.................Плацентарные
Отряд......................Приматы
Подотряд.................Человекообразные
Семейство................Люди(Гоминиды)
Род..........................Человек (Ноmo)
Вид..........................Человек разумный (Homo sapiens)
Подвид....................Человек разумный разумный (Homo sapiens sapiens)
II Изучение нового материала.
Скажите, кто является создателем современной теории эволюции? (Ч. Дарвин) В журнале «Hornet», 1871 г. была помещена карикатура на Ч. Дарвина. Как вы думаете, почему художник изобразил его в таком виде? (Слайды).(Учащийся показывает на слайде сходство скелетов человека и человекообразной обезьяны). Да, действительно, Дарвин в своей работе обратил внимание на сходство с животными, особенно с человекообразными обезьянами, пришел к выводу о наличии у обезьян и человека общего предка. Именно об этом и пойдет речь на сегодняшнем уроке. Мы выясним особенности строения и жизнедеятельности древнейших, древних и ископаемых людей современного анатомического типа и попробуем решить проблему: как черты строения и образ жизни обезьяноподобных предков предопределили развитие признаков Человека разумного? Давайте посмотрим, как происходила эволюция человека (показ слайдов). Так выглядит родословная человека:
(Учащиеся делают схему в тетради) А сейчас, используя параграф 70 учебника, дайте сравнительную характеристику предков современного человека на разных стадиях развития. (заполняют таблицу). Название стадии Хронологический возраст Места находок Особенности строения Образ жизни, орудия
Австралопитеки
Древнейшие люди
Древние люди
Люди современного анатомического типа
Ну а теперь сделаем выводы: - Почему древнейших людей отнесли к подроду обезьянолюдей (питекантроп – обезьяночеловек). (Сходство строения головного мозга, рост, отсутствие речи). Какова причина сходства? (Образ жизни).
- Почему кроманьонец более развит в социальном плане, чем неандерталец? Какова причина такого различия? (Образ жизни).
О том, что эволюция человека имеет место можно судить и по изменению в строении черепа. Определите, каковы различия в строении черепа антропоидов? О чем говорит наличие подбородочного выступа у кроманьонца? (Слайд).
Чтобы ответить на проблемный вопрос, заполните таблицу: (Вторую колонку учащиеся заполняют сами)Образ жизни Черты строения и признаки человека разумного
1. Древесный, лазающий, прыгающий с помощью хватательных движений Первый палец в кисти противопоставлен остальным; Развитие плечевого пояса, позволяющего совершать движения в размахом 180?; Грудная клетка широкая и уплощенная в спинно-брюшном направлении.
2. Передвижение в разных направлениях с меняющейся скоростью Высокое развитие двигательных отделов мозга
3. Прыжки на большие расстояния Сближение глазниц в одной плоскости и появление бинокулярного зрения
4. Уменьшение численности потомства, в связи с жизнью на деревьях Тщательный уход за потомством
5. Жизнь в стаде Защита от врагов
Учитель: А теперь можете ответить на поставленную проблему? (Ответы учащихся).
III Закрепление.
Выполнение небольшого тестового задания по новой теме.
IV Домашнее задание: § 70