kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок. Обобщение знаний по теме: "Популяционно-видовой уровень"

Нажмите, чтобы узнать подробности

урок. Обобщение знаний по теме: "популяционно-видовой уровень"

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок. Обобщение знаний по теме: "Популяционно-видовой уровень"»



Форма проведения –дидактическая игра путешествие



Правила игры:


Изначально у каждого игрока:

  • 1 ум. При потере ума теряется способность говорить, разре­шается только писать свои соображения на листке бумаги;

  • 1 жизнь. При потере жизни игрок превращается в зомби — теряет способность и говорить, и писать — можно изъяс­няться лишь знаками и жестами.

Изначально у каждого есть:

  • 1 мудрость — возможность пользоваться литературой;



Обобщение знаний по теме: "Популяционно-видовой уровень"



Цель: систематизировать, закрепить знания о виде, популяции,экологических факторах среды обитания, движущих силах эволюции, механизмах видообразования; главных направлениях эволюционного процесса, характерных признаках микро- и макроэволюции.

Задачи урока:

  • Систематизация знаний,обучающихся о развитии эволюционных представлений, главных направлениях эволюции;

  • Формирование и развитие у учащихся положительных мотивов учебно-познавательной деятельности, интересов, творческой инициативы и активности;

  • Формирование жизненно необходимых качеств: аккуратности, ответственности, самостоятельности, работоспособности, внимательности, коллективизма.

Оборудование: диапроектор, шаблоны таблиц, карточки задания.



Ход урока

    1. Вводное слово.

Здравствуйте,ребята!

Сегоднянаш обобщающий урок будет проходить в виде игры-путешествия, по теме «Популяционно-видовой уровень».



Мы с вами отправимся в виртуальное путешествие на машине вре­мени по эволюционирующей планете. Задача — пройти все испытания и вернуться домой. При этом вам необходимо сохранить жизнь и ум в целостности (объясняю условия игры).

Начало. Проникновение в систему

Чтобы попасть в машину времени, необходимо вспомнить, что такое вид и его основные критерии. Каждый из вас дол­жен назвать по одному критерию по цепочке, повторяться нельзя.

Кто не назвал - теряет ум.

Мы начинаем движение и…

Задание №1. Первая остановка «Острова понятий».

Каждый обучающийся получает карточку «остров» и должен ответить на вопросы:

1.Абиотические факторы (Это факторы неживой природы, прежде всего климатические-солнечный свет, температура, влажность.Также вторичные климатические-рельеф, свойства почвы, солёность, воздушные и морские течения, радиация).

2.Биотические факторы (Это формы влияния живых организмов друг на друга.Пример:опыление насекомыми цветковых растений, поедание одних организмов другими, конкуренция между организмами за пищу,пространство.)

3.Антропогенные факторы (Это формы деятельности человека,которые изменяют условия обитания живых организмов или влияют на отдельные виды растений и животных.Одним из наиболее важных антропогенных факторов является загрязнение диоксидом серы,соединениями металлов,остатками нефтепродуктов).

4.Крупные систематические группы – типы, классы, отряды возникли в результате ароморфозов. (Ароморфозы – морфофизиологические изменения общего назначения, которые в процессе эволюции ведут к общему повышению уровня организации, но не являются узко приспособительными изменениями).

5.Мелкие систематические группы – семейства, роды, виды образуются путем идиоадаптаций. (Идиоадаптация – мелкие эволюционные изменения, которые способствуют приспособлению к определенным условиям обитания).

6.Приспособительные изменения в процессе эволюции могут происходить путем снижения уровня общей организации. (Общая дегенерация – эволюционные изменения, которые ведут к упрощению организации).

7. Подвиды, виды образуются в результате дивергенции. (Дивергенция – расхождение признаков у родственных организмов в процессе их эволюции, ведущее к возникновению новых систематических групп).



Задание №2. Следующая остановка «Река микро- и макроэволюции».

Сравнение микроэволюции и макроэволюции. Каждый обучающийся даетхарактеристику микроэволюции имакроэволюции.



Микроэволюция

Макроэволюця

1. Действуют те же процессы – борьба за существование, естественный отбор и связанное с ним вымирание.

2. Носят дивергентный характер.

3. Образование из популяций новых подвидов, из подвидов – видов.

3. Образование из видов родов, из родов – семейств, и т.д.

4. Происходит в относительно короткое время (можно наблюдать при жизни человека).

4. Происходит за длительное время(исторические эпохи).

5. Происходит внутри вида.

5. Надвидовая эволюция.



Задание №3.Остановка залив «Самостоятельности».

Дать определение терминам (Термины: вид,популяция,популяционная генетика,генофонд популяций, мутации,борьба за существование,естественный отбор,искусственный отбор,палеонтология, систематика, эмбриология).



Задание №4. Остановка «Горный хребет Прогресс и Регресс».



Заполни пробелы в предложениях:

  • Биологический прогресс –успешное эволюционное развитие, связан с. . . ареала вида, увеличением числа входящих в неё……подвидов. В настоящее время в состоянии биологического прогресса находятся ………и плацентарные млекопитающие.

  • Биологический регресс связан сареала вида,. . . его численности. В итоге часто ведетвидов.Например, из многочисленных ветвей древнейших земноводных остались только.

Задание №5. Кто быстрее взойдет на вершину «Везения».



1. Какая из форм борьбы за существование наиболее остра: внутривидовая или межвидовая? Почему вы так думаете?

Внутривидовая борьба отличается особой остротой, так как потребности организмов одного биологического вида по отношению к условиям жизни в принципе одинаковы. В межвидовой борьбе, как правило, столкновение интересов менее острое, так как многие потребности представителей разных видов не совпадают и ориентированы на иные ресурсы.

2. В черном ящике лежит лист травянистого растения, у которого не бывает цветов, а размножается оно спорами. Предки этого растения жили 300 миллионов лет назад и были огромными, до 40 метров, деревьями. О каком растении идет речь?

Папоротник.

3. Чем отличается искусственный отбор отестественного?

Искусственный отбор – производит человек, формируются признаки, вредные живому организму;

Естественный отбор – в природе формируются признаки, полезные живому организму.

4. В 1938 году у побережья Африки была поймана рыба, которую ученые считали вымершей 70-100 миллионов лет назад. Это стало биологической сенсацией века. Рыба имеет интересное строение плавников и способна передвигаться по суше при пересыхании водоемов. Ученые считают, что от этих рыб произошли земноводные. О какой древней рыбе идет речь?

О кистеперой рыбе.

5. Несмотря на усиленную борьбу людей с крысами и домовыми мышами, они до сих пор не истреблены. Объясните, с чем это связано?

- С большой плодовитостью;

- Высокая приспособленность;

- Всеядность.



Задание №6. Следующая остановка «Озеро Надежды».



Даются примеры основных направлений эволюции: ароморфоза, идиоадаптации, общей дегенерации. Создать таблицу правильно вставить слова в таблицу.

Защитная зеленая окраска насекомых, отсутствие органов чувств у паразитических червей, различная форма клюва у птиц, формирование легких у земноводных, появление теплокровности, приспособление к полету, приспособления некоторых рыб к придонному образу жизни, исчезновение листьев у повилики, появление фотосинтеза, образование цветка у покрытосеменных, отсутствие у раффлезии корней, стеблей, листьев, возникновение разных ротовых аппаратов у насекомых, отсутствие у пещерных рыб-глаз.

Основные направления эволюции:

Ароморфоз

Идиоадаптация

Общая дегенерация

Формирование легких у земноводных, появление теплокровности, появление теплокровности, приспособление к полету, появление фотосинтеза.

Защитная зеленая окраска насекомых, различная форма клюва у птиц, приспособления некоторых рыб к придонному образу жизни, возникновение разных ротовых аппаратов у насекомых.

Отсутствие органов чувств у паразитических червей, отсутствие у раффлезии корней, стеблей, листьев, отсутствие у пещерных рыб-глаз.





Задание №7. Остановка «Кочки»



 В конверте находятся таблички с названиями терминов эволюция–человека. Составить схему, отражающую соподчиненность этих понятий.

  1. Стадия предшественники Австралопитек.

  2. Стадия архантропы –древнейшие люди –питекантроп, синантроп

  3. Стадия палеоантропов – древние люди –неандертальцы

  4. Стадия неоантропов – современные люди – кроманьонцы











Групповая работа. Тестирование.


1. Какое изменение не относится к ароморфозу?

1)  живорождение у млекопитающих

2)  прогрессивное развитие головного мозга у приматов

3)  превращение конечностей китов в ласты

4)  постоянная температура тела у птиц и млекопитающих

2. Укажите направление эволюции, которое привело к возрастанию численности многих видов костных рыб.

1)  ароморфоз

2)  дегенерация

3)  биологический прогресс

4)  биологический регресс

3. Укажите группу организмов, сформировавшуюся в результате идиоадаптаций.

1)  царство Животные

2)  род Кролики

3)  класс Млекопитающие

4)  тип Хордовые

4. Примером ароморфоза является развитие.

1)  второго круга кровообращения у земноводных

2)  плавательных перепонок у лягушек

3)  маскирующей окраски у тритонов

4)  предостерегающей окраски у жерлянок

5. Установите последовательность появления ароморфозов в эволюции по­звоночных животных.

1) двухкамерное сердце рыб

2) развитие детеныша в матке млекопитающих

3) внутреннее оплодотворение у пресмыкающихся

4) легочное дыхание у земноводных

6. Какие из перечисленных примеров можно отнести к ароморфозам?Выберите три верных ответа из шести:

1) наличие семян у голосеменных растений

2) развитие большого числа боковых корней у капусты после оку­чивания

3) появление у плодов одуванчика парашютиков

4) выделение душистым табаком пахучих веществ

5) двойное оплодотворение у цветковых растений

6) появление у растений механических тканей

7. Какие из перечисленных примеров относят к идиоадаптациям?Выберите три верных ответа из шести:

1) развитие образовательных тканей у растений

2) наличие ловчих аппаратов у насекомоядных растений

3) отсутствие хлорофилла у растений-паразитов

4) появление триплоидного эндосперма у покрытосеменных

5) мелкая, сухая пыльца у ветроопыляемых растений

6) железистые волоски на листьях душистой герани

8. Следствием ароморфоза не является:

а) Возможность перехода в новую среду обитания;
б) Повышение выживаемости;
в) Снижение смертности;
г) Увеличение численности;
д) Уменьшение ареала.

9. Эволюционное приспособление, которое можно считать идиоадаптацией – это:

а) Появление плавательного пузыря у рыб;
б) Уплощение тела рыб в связи с придонным образом жизни

10. Уточните определение: “Идиоадаптация представляет собой ........ эволюционные изменения, которые способствуют приспособлению к определенным условиям среды обитания”:

а) Принципиальные;
б) Крупные;
в) Мелкие;
г) Значительные;
д) Прогрессивные.

11. Направление эволюции, которое может приводить к биологическому прогрессу – это:

а) Ароморфоз;
б) Идиоадаптация;
в) Дегенерация;
г) Все вышеназванное.

12. К ароморфозу нельзя отнести:

а) Выделение цветами сладкого нектара, привлекающего насекомых;
б) Особую форму цветков львиного зева, способствующую их опылению шмелями;
в) Яркую окраску венчика, привлекающую насекомых;
г) Появление цветка как органа полового размножения.

13. Таксономические группы, возникающие путем идиоадаптаций – это:

а) Виды и роды;
б) Классы и типы.

14. Какое утверждение является правильным:

а) Идиоадаптация является следствием ароморфоза;
б) Ароморфоз является следствием идиоадаптации.



Заключительная часть урока. Подведение итогов. Подчитываются правильные ответы, и оценивается знания обучающихся.

Домашнее задание:

Написать небольшое сочинение тем ,кто сделал сегодня ошибки.

Тема сочинения: «Как спасти реликтовые группы организмов». Возвращаем ум, память.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Биология

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 10 класс

Скачать
Урок. Обобщение знаний по теме: "Популяционно-видовой уровень"

Автор: Далгатова Патиматзагра Омаровна

Дата: 20.10.2019

Номер свидетельства: 523358


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства