Просмотр содержимого документа
«Урок. Обобщение знаний по теме: "Популяционно-видовой уровень"»
Форма проведения –дидактическая игра путешествие
Правила игры:
Изначально у каждого игрока:
1 ум. При потере ума теряется способность говорить, разрешается только писать свои соображения на листке бумаги;
1 жизнь. При потере жизни игрок превращается в зомби — теряет способность и говорить, и писать — можно изъясняться лишь знаками и жестами.
Изначально у каждого есть:
1 мудрость — возможность пользоваться литературой;
Обобщение знаний по теме: "Популяционно-видовой уровень"
Цель: систематизировать, закрепить знания о виде, популяции,экологических факторах среды обитания, движущих силах эволюции, механизмах видообразования; главных направлениях эволюционного процесса, характерных признаках микро- и макроэволюции.
Задачи урока:
Систематизация знаний,обучающихся о развитии эволюционных представлений, главных направлениях эволюции;
Формирование и развитие у учащихся положительных мотивов учебно-познавательной деятельности, интересов, творческой инициативы и активности;
Формирование жизненно необходимых качеств: аккуратности, ответственности, самостоятельности, работоспособности, внимательности, коллективизма.
Сегоднянаш обобщающий урок будет проходить в виде игры-путешествия, по теме «Популяционно-видовой уровень».
Мы с вами отправимся в виртуальное путешествие на машине времени по эволюционирующей планете. Задача — пройти все испытания и вернуться домой. При этом вам необходимо сохранить жизнь и ум в целостности (объясняю условия игры).
Начало. Проникновение в систему
Чтобы попасть в машину времени, необходимо вспомнить, что такое вид и его основные критерии. Каждый из вас должен назвать по одному критерию по цепочке, повторяться нельзя.
Кто не назвал - теряет ум.
Мы начинаем движение и…
Задание №1. Первая остановка «Острова понятий».
Каждый обучающийся получает карточку «остров» и должен ответить на вопросы:
1.Абиотические факторы (Это факторы неживой природы, прежде всего климатические-солнечный свет, температура, влажность.Также вторичные климатические-рельеф, свойства почвы, солёность, воздушные и морские течения, радиация).
2.Биотические факторы (Это формы влияния живых организмов друг на друга.Пример:опыление насекомыми цветковых растений, поедание одних организмов другими, конкуренция между организмами за пищу,пространство.)
3.Антропогенные факторы (Это формы деятельности человека,которые изменяют условия обитания живых организмов или влияют на отдельные виды растений и животных.Одним из наиболее важных антропогенных факторов является загрязнение диоксидом серы,соединениями металлов,остатками нефтепродуктов).
4.Крупные систематические группы – типы, классы, отряды возникли в результате ароморфозов. (Ароморфозы – морфофизиологические изменения общего назначения, которые в процессе эволюции ведут к общему повышению уровня организации, но не являются узко приспособительными изменениями).
5.Мелкие систематические группы – семейства, роды, виды образуются путем идиоадаптаций. (Идиоадаптация – мелкие эволюционные изменения, которые способствуют приспособлению к определенным условиям обитания).
6.Приспособительные изменения в процессе эволюции могут происходить путем снижения уровня общей организации. (Общая дегенерация – эволюционные изменения, которые ведут к упрощению организации).
7. Подвиды, виды образуются в результате дивергенции. (Дивергенция – расхождение признаков у родственных организмов в процессе их эволюции, ведущее к возникновению новых систематических групп).
Задание №2. Следующая остановка «Река микро- и макроэволюции».
Сравнение микроэволюции и макроэволюции. Каждый обучающийся даетхарактеристику микроэволюции имакроэволюции.
Микроэволюция
Макроэволюця
1. Действуют те же процессы – борьба за существование, естественный отбор и связанное с ним вымирание.
2. Носят дивергентный характер.
3. Образование из популяций новых подвидов, из подвидов – видов.
3. Образование из видов родов, из родов – семейств, и т.д.
4. Происходит в относительно короткое время (можно наблюдать при жизни человека).
4. Происходит за длительное время(исторические эпохи).
5. Происходит внутри вида.
5. Надвидовая эволюция.
Задание №3.Остановка залив «Самостоятельности».
Дать определение терминам (Термины: вид,популяция,популяционная генетика,генофонд популяций, мутации,борьба за существование,естественный отбор,искусственный отбор,палеонтология, систематика, эмбриология).
Задание №4. Остановка «Горный хребет Прогресс и Регресс».
Заполни пробелы в предложениях:
Биологический прогресс –успешное эволюционное развитие…, связан с. . . ареала вида, увеличением числа входящих в неё……подвидов. В настоящее время в состоянии биологического прогресса находятся ………и плацентарные млекопитающие.
Биологический регресс связан с…ареала вида,. . . его численности. В итоге часто ведет…видов.Например, из многочисленных ветвей древнейших земноводных остались только….
Задание №5. Кто быстрее взойдет на вершину «Везения».
1. Какая из форм борьбы за существование наиболее остра: внутривидовая или межвидовая? Почему вы так думаете?
Внутривидовая борьба отличается особой остротой, так как потребности организмов одного биологического вида по отношению к условиям жизни в принципе одинаковы. В межвидовой борьбе, как правило, столкновение интересов менее острое, так как многие потребности представителей разных видов не совпадают и ориентированы на иные ресурсы.
2. В черном ящике лежит лист травянистого растения, у которого не бывает цветов, а размножается оно спорами. Предки этого растения жили 300 миллионов лет назад и были огромными, до 40 метров, деревьями. О каком растении идет речь?
Папоротник.
3. Чем отличается искусственный отбор отестественного?
Искусственный отбор – производит человек, формируются признаки, вредные живому организму;
Естественный отбор – в природе формируются признаки, полезные живому организму.
4. В 1938 году у побережья Африки была поймана рыба, которую ученые считали вымершей 70-100 миллионов лет назад. Это стало биологической сенсацией века. Рыба имеет интересное строение плавников и способна передвигаться по суше при пересыхании водоемов. Ученые считают, что от этих рыб произошли земноводные. О какой древней рыбе идет речь?
О кистеперой рыбе.
5. Несмотря на усиленную борьбу людей с крысами и домовыми мышами, они до сих пор не истреблены. Объясните, с чем это связано?
- С большой плодовитостью;
- Высокая приспособленность;
- Всеядность.
Задание №6. Следующая остановка «Озеро Надежды».
Даются примеры основных направлений эволюции: ароморфоза, идиоадаптации, общей дегенерации. Создать таблицу правильно вставить слова в таблицу.
Защитная зеленая окраска насекомых, отсутствие органов чувств у паразитических червей, различная форма клюва у птиц, формирование легких у земноводных, появление теплокровности, приспособление к полету, приспособления некоторых рыб к придонному образу жизни, исчезновение листьев у повилики, появление фотосинтеза, образование цветка у покрытосеменных, отсутствие у раффлезии корней, стеблей, листьев, возникновение разных ротовых аппаратов у насекомых, отсутствие у пещерных рыб-глаз.
Основные направления эволюции:
Ароморфоз
Идиоадаптация
Общая дегенерация
Формирование легких у земноводных, появление теплокровности, появление теплокровности, приспособление к полету, появление фотосинтеза.
Защитная зеленая окраска насекомых, различная форма клюва у птиц, приспособления некоторых рыб к придонному образу жизни, возникновение разных ротовых аппаратов у насекомых.
Отсутствие органов чувств у паразитических червей, отсутствие у раффлезии корней, стеблей, листьев, отсутствие у пещерных рыб-глаз.
Задание №7. Остановка «Кочки»
В конверте находятся таблички с названиями терминов эволюция–человека. Составить схему, отражающую соподчиненность этих понятий.
Стадия предшественники Австралопитек.
Стадия архантропы –древнейшие люди –питекантроп, синантроп
Стадия палеоантропов – древние люди –неандертальцы
Стадия неоантропов – современные люди – кроманьонцы
Групповая работа. Тестирование.
1. Какое изменение не относится к ароморфозу?
1) живорождение у млекопитающих
2) прогрессивное развитие головного мозга у приматов
3) превращение конечностей китов в ласты
4) постоянная температура тела у птиц и млекопитающих
2. Укажите направление эволюции, которое привело к возрастанию численности многих видов костных рыб.
1) ароморфоз
2) дегенерация
3) биологический прогресс
4) биологический регресс
3. Укажите группу организмов, сформировавшуюся в результате идиоадаптаций.
1) царство Животные
2) род Кролики
3) класс Млекопитающие
4) тип Хордовые
4. Примером ароморфоза является развитие.
1) второго круга кровообращения у земноводных
2) плавательных перепонок у лягушек
3) маскирующей окраски у тритонов
4) предостерегающей окраски у жерлянок
5. Установите последовательность появления ароморфозов в эволюции позвоночных животных.
1) двухкамерное сердце рыб
2) развитие детеныша в матке млекопитающих
3) внутреннее оплодотворение у пресмыкающихся
4) легочное дыхание у земноводных
6. Какие из перечисленных примеров можно отнести к ароморфозам?Выберите три верных ответа из шести:
1) наличие семян у голосеменных растений
2) развитие большого числа боковых корней у капусты после окучивания
3) появление у плодов одуванчика парашютиков
4) выделение душистым табаком пахучих веществ
5) двойное оплодотворение у цветковых растений
6) появление у растений механических тканей
7. Какие из перечисленных примеров относят к идиоадаптациям?Выберите три верных ответа из шести:
1) развитие образовательных тканей у растений
2) наличие ловчих аппаратов у насекомоядных растений
3) отсутствие хлорофилла у растений-паразитов
4) появление триплоидного эндосперма у покрытосеменных
5) мелкая, сухая пыльца у ветроопыляемых растений
6) железистые волоски на листьях душистой герани
8. Следствием ароморфоза не является:
а) Возможность перехода в новую среду обитания; б) Повышение выживаемости; в) Снижение смертности; г) Увеличение численности; д) Уменьшение ареала.
9. Эволюционное приспособление, которое можно считать идиоадаптацией – это:
а) Появление плавательного пузыря у рыб; б) Уплощение тела рыб в связи с придонным образом жизни
10. Уточните определение: “Идиоадаптация представляет собой ........ эволюционные изменения, которые способствуют приспособлению к определенным условиям среды обитания”: