kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок-конференция: «Роль живых организмов в круговороте веществ и сохранение жизни на Земле».

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок  разработан в виде урока-конференции: «Роль живых организмов в круговороте веществ и сохранение жизни на Земле».

Одно из главных богатств человека – это его жизнь и здоровье. Каждый человек должен знать о роли живых организмов в сохранение жизни на Земле.

Урок рассчитан на учащихся средней и старшей школы, которые специализируются и не специализируются на естественно-научном профиле. Данный урок направлен на интегративную деятельность последующим предметам: биология, химия, экология, география, информатика, основы безопасности жизнедеятельности человека. Работа над уроком  предусматривает поисковый и творческий уровень деятельности школьников, что готовит их к самостоятельному решению поставленных перед ними задач.

Данный урок  может быть использован на уроках в школах, в школах  профильного обучения (естественно-научного, биолого-химического и т.д.) и может служить пособием для проведения внеклассных занятий по экологии в школе.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок-конференция: «Роль живых организмов в круговороте веществ и сохранение жизни на Земле».»


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №33 имени П.А. Столыпина» г. Энгельса Саратовской области










Урок-конференция:

«Роль живых организмов в круговороте веществ и сохранение жизни на Земле».





Власова Татьяна Станиславовна

учитель биологии, экологии:

первой квалификационной категории
















2017 год Энгельс


Оглавление

  1. Аннотация 3с.

  2. Введение 4с.

  3. Основная часть 6с.

  4. Заключение 14 с.

  5. Список литературы 15 с.

Приложение..………………………………………………Презентация №1























Аннотация.

Урок разработан в виде урока-конференции: «Роль живых организмов в круговороте веществ и сохранение жизни на Земле».

Одно из главных богатств человека – это его жизнь и здоровье. Каждый человек должен знать о роли живых организмов в сохранение жизни на Земле.

Урок рассчитан на учащихся средней и старшей школы, которые специализируются и не специализируются на естественно-научном профиле. Данный урок направлен на интегративную деятельность последующим предметам: биология, химия, экология, география, информатика, основы безопасности жизнедеятельности человека. Работа над уроком предусматривает поисковый и творческий уровень деятельности школьников, что готовит их к самостоятельному решению поставленных перед ними задач.

Данный урок может быть использован на уроках в школах, в школах профильного обучения (естественно-научного, биолого-химического и т.д.) и может служить пособием для проведения внеклассных занятий по экологии в школе.















Введение.

Название урока: «Роль живых организмов в круговороте веществ и сохранение жизни на Земле» было выбрано неслучайно. Человечество, не задумываясь, разрушает окружающую среду, тем самым приближая нашу планету к гибели. Мы должны сберечь нашу планету Земля для будущих поколений.

Методические задачи урока:

  • научить учащихся понимать проблемность данной темы;

  • научить обобщать и обрабатывать полученную информацию;

  • создавать условия для творческой самореализации и саморазвития школьников.

Задачи для учащихся:

  • способствовал социализации школьников, становлению их гражданственности и активной жизненной позиции;

  • полученные экологические, биологические, химические, ОБЖ знания могут быть применены в практической деятельности человека;

  • формирование системы базовых ценностей (жизнь, здоровье, человек, сохранение биологического разнообразия);

  • развитие экологического мышления, предполагающего способность к установлению причинно следственных связей, системному анализу действительности, моделирование и прогнозирование развития окружающей среды.

Дидактические цели урока:

  • сформировать экологическую грамотность у учащихся;

  • исследовать роль живых организмов в круговороте веществ и сохранение жизни на Земле;

  • усвоение идей концепции устойчивого развития природы и общества;

  • применение междисциплинарных знаний в практической деятельности человека.

Тема урока актуальна на сегодняшний день, так как сохранение жизни на Земле одна из главных целей, поставленных перед человечеством. В результате перед учащимися были поставлены основополагающие вопросы: Какое будущее нас ожидает? Как сохранить жизнь на Земле?

Основная часть.

Урок – конференция.

Формы и методы ведения урока: Фронтальная работа, индивидуальная работа с учащимися, творческая работа с использованием опережающего домашнего задания, ролевая игра, работа с раздаточным материалом, мультимедиа установка.

Тема: «Роль живых организмов в круговороте веществ и сохранение жизни на Земле».

Задачи: Образовательные - ознакомить учащихся с типами круговоротов элементов в природе. Показать, что биологическое разнообразие биосферы обеспечивает непрерывный биогеохимический круговорот веществ и потоки энергии, поддерживая связь всех геосфер: атмосферы, литосферы, гидросферы, создавая целостность природной среды и сохранение жизни на Земле.

Воспитательные - продолжить формирование знаний учащихся по экологии. Воспитание ответственного отношения к использованию природных ресурсов. Формировать активную жизненную позицию.

Развивающие - уметь пользоваться дополнительной литературой; формировать навыки конспектирования; развивать умение составлять структурные и логические схемы, использовать их при учении темы. Использование и применение на уроках экологии знаний полученных из курса химии, биологии, географии, экологии, ОБЖ и т. д.

Оборудование: Мультимедиа проектор, мультимедийные презентации «Биогеохимические циклы »; Ролевая игра «За и против. Природа и Человек».

На доске: « Ни один живой организм в свободном состоянии на земле не находится. Все организмы неразрывно и непрерывно связаны - прежде всего, круговоротом веществ, питанием, дыханием-с окружающей их материально-энергетической средой. Вне его в природных условиях они существовать не могут». В.И. Вернадский.

План урока:

  1. Роль живых организмов в круговороте веществ и сохранение жизни на Земле. Биологические циклы элементов (вода, углерод, азот, фосфор).

  2. Ролевая игра «За и против. Природа и человечество».

Ход урока:

  1. Роль живых организмов в круговороте веществ и сохранение жизни на Земле. Биологические циклы элементов (вода, углерод, азот, фосфор).


Учитель. Жизнь – это самое ценное, что есть у каждого из нас. Мы должны сберечь её для будущих поколений.

Цель: Исследовать роль живых организмов в круговороте веществ и сохранение жизни на Земле! Показать, как человек своей деятельностью влияет на окружающую среду.

Учитель. Я заранее попросила вас подготовить компьютерные презентации по темам «Биогеохимические циклы элементов» (вода, углерод, азот, фосфор).

Учитель. Геологический круговорот наиболее чётко проявляется в круговороте воды. Вода обладает уникальными свойствами, обеспечивающими развитие жизни на нашей планете. Я хочу привести строки о воде французского писателя Антуана де Сент-Экзюпери: «Вода у тебя нет ни вкуса, ни цвета, ни запаха, тобой наслаждаются, не ведая, что ты такое. Нельзя сказать, что ты необходима для жизни: ты сама жизнь...» Благодаря своим свойствам вода играет важную роль во всех природных процессах, совершающихся на Земле. К важнейшим из них следует отнести мировой влагооборот, или круговорот воды. ( Слайд из презентации)

Вопрос: Давайте вспомним из курса географии круговорот воды в природе. (Рассказ ученика по слайду из презентации «Круговорот воды в природе»).

Ученик. Главным источником, «двигателем» глобального круговорота воды в природе является Солнце. При нагревании Земли солнечными лучами происходит испарение воды с поверхности водоёмов. Водяной пар переносится воздушными течениями, возникающими в результате неравномерного нагревания поверхности у экватора и полюсов, на суше и на море, а также вращением Земли вокруг своей оси и её вращением вокруг Солнца. При конденсации водяного пара на поверхность суши и водоёмов выпадают осадки в виде дождя и снега. На суше вода под действием силы тяжести стекает, образуя поверхностный и подземный стоки.

Учитель. Из 1360 млн. км. Мировых запасов воды 9000 км. Может быть использовано человеком. Этого запаса достаточно, чтобы обеспечить нужды 20 млрд. человек (сейчас на планете ~ 7 млрд. человек). На Земле имеется много районов, где воды катастрофически не хватает, а в других местах она потеряла свои качества и стала непригодной из-за неразумных действии человека.

Вопрос: Почему вода непригодна для употребления человеком? Можем ли мы сегодня использовать волжскую воду в качестве питьевой воды? ( Слайд из презентации)

«Круговорот углерода»

Ученик № 1. сообщение № 1. Слайд из презентации «Круговорот углерода». На партах схема «Круговорот углерода».

Все живое на Земле зависит от фотосинтеза - либо непосредственно, либо, как в случае животных косвенно. Фотосинтез делает энергию и углерод доступным для живых организмов и обеспечивает выделение кислорода в атмосферу, что необходимо для всех аэробных форм жизни. А человечество зависит от фотосинтеза еще и потому, что оно использует ископаемое топливо, которое образовалось за многие миллионы лет. По одной из последних оценок, годовая фиксация углерода (самого углерода, а не СО2) в процессе фотосинтеза составляет 75*1012 кг. Из общего количества солнечной радиации, которое перехватывает наша планета, часть поглощается, отражается и рассеивается в атмосфере, и до поверхности Земли доходит лишь около половины. Из этой половины только 25 % лучей имеют длину волны, подходящую для фотосинтеза, и хотя оценки неоднозначны, кажется вероятным, что всего лишь около 0,4 % таких лучей используется растениями для чистого прироста биомассы (это примерно 1% той энергии, которая доходит до растений). Именно эта ничтожная доля всей доступной энергии, практически и поддерживает жизнь на Земле. Атомы углерода связываются в молекулах сложных органических веществ. Животные получают их в виде пищи. В процессе дыхания часть этих веществ окисляется, давая организмам энергию и распадаясь до СО2 и Н2О. Углекислый газ возвращается в атмосферу. После гибели организмов их тела утилизируются редуцентами, которые также окисляют органику до СО2. Но в ряде случаев органическое вещество сохраняется в виде торфа, угля - в этом случае часть углерода выпадает из круговорота. Человек, разрабатывает горючие ископаемые и, сжигая их, увеличивает количество СО2 в атмосфере. Ученик № 2: демонстрация полезно - ископаемого топлива. Элемент этого круговорота мы можем наглядно увидеть, рассмотрев коллекцию осадочных пород (нефть, каменный уголь, торф и т.д.) и окаменелостей.( слайды из презентации)

Ученик № 2: Россия была и остается крупной топливно-энергетической державой мира. В ней расположена примерно четверть всех энергоресурсов планеты: 45%- мировых запасов воды; 13%- нефти; 14%- урана; Демонстрация: Нефти (кавказской и с ТЭЦ- 3 г. Энгельс)

Ученик № 2: Опыт: обнаружение СаСОз с соляной кислотой (НС1). (Техника безопасности при работе с кислотами).

Учитель: Запишите в тетрадях химическую реакцию взаимодействия СаСОз с НС1. Самостоятельно. Ответ:

СаСО3 + 2НС1= СаС122О+ CO2

CO2+Ca(OH)2= СаCО3¯+H2O.( слайды из презентации)

Ученик № 2. Вывод: Все эти осадочные породы и окаменелости еще раз доказывают о существовании круговорота веществ в прошлом и настоящем.

«Круговорот азота»

Ученик № 1: Сообщение № 2. Слайды из презентации «Круговорот азота». На партах схема № 6.

Основная масса азота находится в воздухе (78% объема воздуха составляют молекулы N2). Это довольно инертный элемент и поэтому он сравнительно редко встречается в связанном состоянии. Азот необходимый компонент аминокислот и белков. Никакой другой элемент так не ограничивает ресурсы питательных веществ в экосистемах как азот. Он может стать доступным для живых организмов только в связанной форме, т.е. результате азотофикации. Способность связывать азот присуща только некоторым прокариотам. Но возможно, что с помощью методов генетической инженерии когда-нибудь удастся встроить необходимые гены и в зеленые растения. Растения не могут непосредственно усваивать азот воздуха, лишь азот в составе ионов аммония (NH4)или нитрата(NОз). Зато некоторые бактерии и цианобактерии способны превращать газообразный азот в аммоний в ходе азотфиксации. Бактерии рода Rhizobium живут на корнях бобовых растений и фиксируют азот воздуха. Растения обеспечивают бактериям жилище и пищу за что получают доступную форму азота, который включается в органические молекулы. По пищевым цепям азот, входящий в молекулы органических веществ, переходит к другим обитателям экосистемы. Белки и другие органические молекулы в процессе дыхания расщепляются, образуя азот в форме аммония (NH4), который поступает в окружающую среду. Некоторые бактерии могут переводить аммоний в нитратную форму(NО3).

Нитраты постепенно преобразуются другими бактериями в газообразный азот денитрификация (например, ThiobaciUus). Часть газообразного азота окисляется в воздухе во время грозовых разрядов и поступает в почву с дождевой водой. Таким образом, свободного азота фиксируется в 10 раз меньше, чем это происходит с помощью бактерий. Глобальная экосистема зависит от азотофиксирующих организмов, которые способны фиксировать азот воздуха. Азот очень важен для плодородия почвы. А так как потребность в продуктах сельского хозяйства весьма велика, промышленность ежегодно производит колоссальное количество аммиака, который в основном используется для получения таких азотных удобрений как, нитрат аммония и мочевина.

Проблемность удобрений: До половины азота вносимого на поля, вымывается в грунтовые воды, озера, реки и вызывает эвтрофизацию водоемов. Эвтрофизация - это процесс обогащения водоемов питательными веществами питательными веществами. Неестественная эвтрофизация, ведущая к стремительному увеличению продуктивности озер, происходит в результате стока с сельскохозяйственных угодий, которые могут быть обогащены питательными веществами удобрений. Эвтрофизация приводит, в конце концов, к истощению ресурсов кислорода и к гибели большинства живых организмов в озерах, а в крайних ситуациях - и в реках.

Ученик№2: Демонстрация минеральных азотных удобрений. Все бесцветные, без запаха и хорошо растворяются в воде. Исходное сырье для азотных удобрений является природный газ. Азотные заводы работают в Череповце, Новгороде, Перми, Новомосковске. Соли азотной кислоты нитраты могут накапливаться в почве при внесении высоких доз минеральных азотных удобрений. 70 % нитратов попадает в организм с овощами. При попадании в организм нитраты переходят в нитриты, которые реагируют в желудке с аминами, образуя канцерогенные вещества - нитрозамины, вызывающие заболевание- рак. Для уменьшения содержания нитратов в овощах необходимы строгий контроль над внесением минеральных удобрений.

«Круговорот фосфора»

Ученик № 1: сообщение № 3. Слайд из презентации: «Круговорот фосфора». На партах схема «Круговорот фосфора».

Фосфор необходимый компонент нуклеиновых кислот, белков, АТФ и ряда других жизненно важных органических веществ. Это сравнительно мало распространенный элемент, и, подобно азоту и калию, он часто бывает фактором, лимитирующим продуктивность экосистем. В отличие от круговорота углерода и азота, которые являются закрытыми, круговорот фосфора - открытый, так как фосфор не образует летучих соединений, которые могли бы возвращаться в атмосферу. Фосфор содержится в горных породах, откуда выщелачивается в почву и усваивается растениями, а затем по пищевым цепям переходит к животным. После разложения мертвых тел растений и животных редуцентами не весь фосфор вовлекается в круговорот, часть его вымывается из почвы в водоем (реки, озера и моря). Там фосфор оседает на дно и либо совсем не возвращается на сушу, либо возвращается в небольших количествах с выловленной человеком рыбой или экскрементами птиц, питающихся рыбой. Скопление экскрементов морских птиц служили в недалеком прошлом источником ценнейшего органического удобрения - гуано, однако в настоящее время ресурсы гуано практически исчерпаны. Отток фосфора с суши в океан усиливается вследствие возрастания поверхностного стока воды при уничтожении лесов, распашки почв и внесении фосфорных удобрений. Поскольку запасы фосфора на суше ограничены, а его возврат из океана проблематичен, в будущем в земледелии возможен недостаток фосфора, что вызовет снижение урожаев (в первую очередь зерновых). Поэтому необходима экономия ресурсов фосфора. Возврат фосфора происходит в геологических временных масштаба, когда дно моря становится сушей. Хорошим пояснением к главнейшим этапам круговорота фосфора в природе могут служить слова известного ученого, одного из основателей направления отечественной науки по изучению фосфорных удобрений Я.В. Самойлова: « Фосфор наших фосфоритовых месторождений - биохимического происхождения. Из апатита-минерала, в котором первоначально заключен весь фосфор литосферы, элемент этот переходит в тело растений, из растений в тело животных, которые являются истинными концентраторами фосфора. Пройдя через ряд тел животных, фосфор, наконец, выпадает из биохимического цикла и вновь возвращается в минеральный. При определенных физико-географических условиях в море происходит массовая гибель животных организмов и скопление их тел на морском дне, а скопления эти приводят к образованию фосфоритовых месторождений в осадочных отложениях. Наши фосфориты -биолиты, и если бы можно было шаг за шагом повернуть весь ход испытанных нашими фосфоритами перемещений в обратную сторону, то образцы, заполняющие наши музеи, зашевелились бы...»

Ученик № 2:«Фосфорные удобрения»

Минеральное питание растений происходит с помощью питательных элементов, содержащихся в почвенном растворе в виде ионов, поэтому в качестве фосфорных удобрений могут с успехом применяться растворимые соли Н3РО4- дигидрофосфаты - все растворимы, входящий в состав различных суперфосфатов. Гидрофосфаты и фосфаты (кроме растворимых солей щелочных металлов) в силу малой растворимости и нерастворимости, соответственно, применяются на кислых почвах, где под действием содержащихся в таких почвах катионов Н+ превращаются в растворимые дигидрофосфаты и усваиваются растениями. Это, например, фосфоритная мука и преципитат. Наиболее ценными являются аммофосы, которые хорошо растворимы и содержат два питательных элемента - азот и фосфор: NH4H2PO4 и (NH4 )2HPO4.

Минутка отдыха. Упражнение №1 «Согревание глаз ладонями»

Давайте наберем в ладони энергию. Положите слегка согнутые на глазницы, не касаясь глазных яблок. При этом центр ладони должен находиться против зрачка. Греем ладонями глаза пока я считаю до 20.

Упражнение №2 «Круговые движения глаз»

Сейчас вы закроете глаза на счет 1 – поворачиваете глаза налево, на счет 2 – вверх, на счет 3 – на право, на счет 4 – вниз. Затем в обратном направлении. Повторим 5 раз. Теперь слегка погладьте подушечками пальцев веки. Откройте глаза и сделайте несколько быстрых мигательных движений.

Учитель: Что вы узнали из презентаций. Живые организмы делают все, чтобы жизнь на земле была вечной. А какова же роль человека. Как человек своей деятельностью влияет на окружающую среду? Из средств массовой информации газет, журналов, телевидения, радио мы постоянно узнаем обо всех новых загрязнениях окружающей среды, катастрофах, которые возникают по вине человека.

Человек - царь природы. Это «мудрое» изречение хорошо знакомо каждому. Если мы и цари- то не очень грамотные, необученные и совершенно не знающие своего царства. В таком случае безопаснее отказаться от «престола» и стать простыми гражданами той огромной и очень сложной страны - планеты Земля.



  1. Ролевая игра «За и против. Природа и Человек».

( Живая и не живая природа-это учащиеся в костюмах).

Живая природа. Мы решили прийти к вам на урок неслучайно. Мы представители от природы обеспокоены и переживаем за будущее планеты. Человек своей деятельностью загрязняет и разрушает все вокруг. И наша задача объяснить вам, как важно беречь и охранять окружающую природную среду. Что сейчас происходит в мире! Повсеместно наблюдается гибель и исчезновение видов животных и растений, браконьерство, от пожаров и вырубки гибнут леса.

Неживая природа. Загрязняется атмосферный воздух, выпадают кислотные дожди, образуются озоновые дыры. Мировой океан загрязнен углеводородным топливом, радиоактивными веществами, ТБО. Происходит деградация и опустынивание земель. Все это может привести к гибели всего живого на Земле! Живая природа. В ХХ веке, стихийное развитие экологических связей человечества все более отчетливо стало приобретать характер конфликта с природой, который уже достиг критического уровня. Энергетическое могущество, нарастающее давление на среду обернулось масштабным разрушением природы, крупными социальными и экологическими катастрофами. В подтверждение наших слов, предлагаем посмотреть видеосюжет глобальных экологических катастроф. ( Просмотр презентации)

Учитель. Знаете ли вы, какие из этих катастроф носят природный, а какие антропогенный характер?

Неживая природа. Со своей стороны, мы, делаем все, чтобы Земля процветала и жизнь была вечной. Что не скажешь о деятельности человека. Учитель . Мы, с вами услышали от представителей природы об отрицательном влиянии человека на окружающую среду, что вы можете сказать в свою защиту. Знаете ли вы о положительной деятельности человека. Неужели человек совсем не задумывается о своем будущем.

Ученик 1. Создание заповедников, заказников, национальных парков и рекреационных зон.

Ученик 2. В настоящее время действует Закон РФ «Об охране окружающей природной среды» (принятый 19 декабря 1991 года). Основой его является признание природы и ее богатств «национальным достоянием народов России, естественной основой их социально-экономического развития и благосостояние человека».

Ученик 3. Создание Красной книги - куда заносятся редкие и исчезающие виды животных и растений. Каждая страна, на территории которой обитает вид, включенный в Красную книгу, несет ответственность перед своим народом и всем человечеством за его сохранение.

Ученик 4. В 1992 году в Рио - де – Жанейро состоялась конференция ООН по окружающей среде и развитию, на которой была принята конвенция о сохранении биологического разнообразия.

Учитель. Это все происходит в мире. А что лично вы сделали, чтобы улучшить экологическую ситуацию в нашем городе? Я думаю, что состояние окружающей среды г. Энгельса волнует каждого из нас, так как мы считаем себя патриотами своего города, он является нашим родным домом, где мы родились, ходим в школу.

Ученик 5. Мы участвуем в школьных и городских экологических конференциях, где рассказываем об экологических проблемах нашего города и предлагаем пути решения этих проблем. Выпускаем стенгазеты, буклеты.

Ученик 6. Также ежегодно участвуем в городском социальном проекте «Чистый город», убираем берег Волги, благоустраиваем школьную территорию.

Неживая природа. Из услышанного мы можем сделать вывод, что людям тоже не безразлично будущее планеты.

Ученики. В газете «Эковектор» мы нашли 16 призывов «Экологические заповеди человека к самому себе, чтобы вечно жила природа и человечество». Пусть эти призывы дойдут до вашей души и сердца. Будущее планеты нам не безразлично! ( Играет музыка «Одинокий пастух» Э. Марриконе).

  1. Я сделаю всё, чтобы вода была чистой

  2. Я сделаю всё, чтобы воздух не был загрязнен

  3. Я сделаю всё, чтобы защитить ландшафт и землю

  4. Я сделаю всё, чтобы ограничить потребление энергии и тепла

  5. Я сделаю всё, чтобы защитить животных

  6. Я сделаю всё, чтобы сохранить разнообразие растительного мира

  7. Я сделаю всё, чтобы выращивались и продавались только биологически чистые продукты

  8. Я никогда не оставлю после себя мусора и сделаю всё, чтобы уменьшить количество отходов

  9. Я сделаю всё, чтобы уменьшить шум

  10. Я сделаю всё, чтобы быть сознательным потребителем

  11. Я сделаю всё, чтобы следовать этим заповедям каждый день

  12. Я буду на любом участке деятельности изучать основы экологической науки и применять их в жизни

  13. Я всегда буду оберегать лес

  14. Я буду содействовать расширению и сохранению оставшихся особо охраняемых территорий

  15. Я буду лично активно участвовать в работе охраны природы

  16. Я – часть природы.

Учитель. Закончить урок хочется словами известного норвежского путешественника Тур Хейердала « Мы все сидим на одном плоту. Чтобы выжить на нем, нам нужно сотрудничать. А плот намокает и может пойти ко дну. Этого нельзя допустить».

Итог урока: 1.Что повторили на уроке?

2. Что нового узнали на уроке?

Домашнее задание:

  1. Подготовить рефераты на тему «Круговорот веществ в природе» и мультимедийные презентации (О, S, ртуть, радиоактивные вещества, Н2О и т.д.).



Заключение

Данный урок разработанный в виде урока-конференции: «Роль живых организмов в круговороте веществ и сохранение жизни на Земле» поможет школьникам понять, на сколько важна роль живых организмов в поддержании и сохранении жизни на Земле и что человек является неотъемлемой частью живой природы, от которого зависит будущее нашей планеты!

Ежегодно мы принимаем участие в городском социальном проекте «Чистый город», участвуем в акции «Чистая Волга», благоустраиваем школьную территорию. Наши учащиеся регулярно выступают в городских экологических конференциях, где рассказывают об экологических проблемах нашего города и предлагают пути решения этих проблем. Выпускаем стенгазеты, буклеты, листовки. Пусть это маленький вклад в сохранение жизни, но он делается осознанно руками детей и от всего чистого сердца! Хочется, чтобы каждый школьник посетивший урок-конференцию, задал себе вопросы:

  • какое будущее нас ожидает?

  • что лично я могу сделать для сохранения природы?

Говоря словами Р. Эмерсона, человек, взявший на себя роль царя природы, должен знать, что «природа не терпит неточностей и не прощает ошибок».
















Список литературы:

1. Н.М. Мамедов, И.Т. Суравегин «основы общей экологии» - М.: «МДС»,

1998.-стр.50-51.

2. СВ. Алексеев «Экология», 9 класс

3. Н. Грин, У. Стаут, Д. Тейлор «Биология» I том, стр. 312-316. II том, стр. 105-106

4. И.С Кауричев «Почвоведение», 1989

5. СБ. Шустов, П.В. Шустова «Химические основы экологии»: учеб. Пособие для учащихся школ. М.: Просвещение, 1995

6. В.А. Крицман «Книга для чтения по неорганической химии».- М.: Просвещение, 1992. стр.41,53

7. Б.М. Миркин, Л.Г. Наумова «Популярный экологический словарь». - М. Устойчивый мир, 1999.- стр. 138-141.

8. Н.Ф. Винокурова, В.В. Трушин «Глобальная экология»: учеб. Для 10-11 кл. профил. школ-М.: Просвещение, 1998.- стр. 104-106

15



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Биология

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 9 класс

Автор: Власова Татьяна Станиславовна

Дата: 05.10.2017

Номер свидетельства: 430944


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства