Тема урока: Состав и функции крови Цель: создание условий для изучения состава и функций крови через гр. Задачи: - продолжить формирование знаний учащихся о составе внутренней среды организма, о составе форменных элементов крови, их строение и функциях; - содействовать развитию памяти через выполнение заданий, продолжить развитие устной и письменной речи через выполнение творческих заданий, интереса к биологическим знаниям, помочь учащимся осознать значимость изучаемого материала для сохранения и укрепления здоровья; - продолжить формирование общеучебных умений и навыков: умение определять главное, делать выводы, ставить и решать проблемы, доказывать гипотезы и опровергать их, умение вести диалог; - способствовать развитию у учащихся заботливого отношения к своему здоровью, развитие познавательного интереса к предмету, будущее профессиональное самоопределение - способствовать воспитанию высоких нравственных качеств, самостоятельности, трудолюбия, чувства собственного достоинства, ответственности. Тип урока: урок-исследование.
Ход урока 1.Организационный момент. Создание позитивной мотивации. Добрый день, ребята! Я рада вас видеть. Я вижу перед собой умные, добрые лица. Для того, чтобы понять, как мы с вами будем сегодня работать, я хочу узнать какое у вас настроение. Если у вас хорошее настроение, улыбнитесь мне. Посмотрите друг на друга, улыбнитесь! Я уверена, что сегодняшний урок принесет нам удовлетворение и будет плодотворным, а ваше настроение не ухудшится к концу урока. Мы знаем, что в настоящее время наша наука и образование находятся на стадии модернизации и перехода на новый уровень. В современной науке как никогда требуются учёные – исследователи. И не случайно эпиграфом нашего урока я взяла слова Альберта Сент-Дьердви (американского биохимика): “Исследовать – значит видеть то, что видели все, и думать так, как не думал никто!” Сегодня вы - исследователи. Результаты исследований будете заносить в лабораторные листы (подписать листы). 2. Проверка домашнего задания Но прежде вспомним то, о чем разговаривали на предыдущем уроке.
Давайте вспомним о зарождении жизни на Земле. Вы помните, что первые живые организмы возникли в водах Мирового океана, и средой обитания для них служила морская вода. С появлением многоклеточных организмов часть их клеток утратила непосредственный контакт с внешней средой. Скажите, пожалуйста, в какой же среде теперь существуют клетки? (жидкая внутренняя среда) - Из каких компонентов состоит внутренняя среда организма? Это мы с вами вспомним, выполнив интерактивный тест. (учащиеся выполняют интерактивный тест) 3. Актуализация знаний учащихся Ребята, а вы знаете, что с развитием науки человеческий разум все глубже проникает в тайны внутренней жидкой среды организма.
Тема урока «Состав и функции крови»
Чтобы вы хотели узнать о крови? (Строение, состав, функции). Какие задачи вы поставите на уроке? Молодцы, вы сами поставили основные задачи урока. Проблемный вопрос: «Кровь – что это?»
Сегодня наше занятие посвящено удивительной жидкости, самой главной из компонентов внутренней среды, которую философы Древней Греции считали носителем души, ею скрепляли священные клятвы, ее приносили в жертву богам. Какого цвета кровь? (красного) Красный цвет крови человечество всегда отожествляло с жизнью и здоровьем. В Древнем Египте для ограждения от болезней и «порчи» тело натирали красными красками и умащивали помадами, отсюда и пошла мода, красить губы, ногти в ярко-красный цвет. И поэтому нетрудно проследить за логическими построениями наших предков: «Есть кровь – есть жизнь. Нет крови – нет жизни». (с тех пор как человек осознал себя человеком, он сотни раз убеждался на собственном опыте, что потеря крови грозит живому существу большими неприятностями, а порой, и гибелью.) Где вы в жизни встречаете красный цвет? (Преобладающий цвет государственных флагов, выражения и высказывания: красное солнышко, красный день календаря… Увидев красный цвет, человек невольно обращает на него внимание: красный цвет светофора, сигнальные огни самолета, кран с горячей водой, кнопка включения приборов.)
Ребята, перед вами термины, как вы думаете, какие из них могут встретиться на уроке, с какими из них мы познакомимся или знакомы. (кровь, плазма, эритроциты, тромбоциты, лейкоциты, фибрин, фибриноген, малокровие, свертывание крови, гемоглобин, плазмоциты, нейроны, антитела, давление, пульс, витамины, терморегуляция, гематокритное число, лимфоциты, моноциты) (Вывесить на доску), в конце урока мы сравним, правильно ли мы, выбрали термины?
Следующее задание «Ориентиры предвосхищения». Перед вами лежат утверждения, вы ставите плюс, с которым согласны, минус – с которым не согласны.
4. Изучение нового материала Как нельзя себе представить государство без транспортных линий связи, так нельзя понять существование человека без движения крови по сосудам, когда во все органы и ткани разносятся кислород, вода, белки и другие вещества. Какое общее количество крови у взрослого человека … (Лови подсказку с. 72) 4-6 л (отличия у мужчин – 5,4л, и у женщин – 4,5). 7% от массы тела.
На первый взгляд, капелька крови красного цвета. Если свежую кровь налить в пробирку, то через некоторое время обнаружиться, что она разделяется. Вверху собирается желтоватая жидкость – плазма, внизу – тёмно-красный осадок - форменные элементы крови. Плазма и форменные элементы крови находятся в определенном соотношении. 35-45% объема крови приходится на клетки крови, остальные 55-65% составляет плазма. Это соотношение называют гематокритное число. (записать ) Из чего состоит кровь? (плазма и клетки крови (форменные элементы крови))
Кровь выполняет определенные функции в организме. Какие? (Лови подсказку страница 72-73) (терморегуляторная, газотранспортная, питательная, выделительная, регуляторная, защитная)
Просмотр видео «Анатомия человека - кровь».
Из чего состоит кровь? (кровь состоит из плазмы и форменных элементов: эритроциты, лейкоциты, тромбоциты)
Раскрытием тайны «Капли крови» будут заниматься 4 лаборатории: 1 лаборатория – «Плазма крови». 2 лаборатория - «Лейкоциты». 3 лаборатория - «Эритроциты». 4 лаборатория – «Тромбоциты».
На столах папки с заданиями для лабораторий с алгоритмом ответа (Приложение 1) , информационные листы (Приложение 2), рабочие листы урока (Приложение 3). Приступите к выполнению заданий (7 минут). Физкультминутка (гимнастика глаз закрыть глаза, пальцами надавить на глазное яблоко для улучшения кровообращения круговые движения головой встать, потянуться)
Выступления учащихся, заполнение таблицы в лабораторных листах
При ответе темы просмотр видео «Лейкоциты», «Система свертывания крови»
Ну а сейчас ученые – исследователи мы должны рассмотреть еще один вопрос «Сравнение крови человека и лягушки». Когда мы проводим сравнение, то всегда рассматриваем ….. сходство, но ……..отличие. - Какие гипотезы мы выдвинем для исследования? 1. Клетки крови человека и лягушки по своему строению схожи. 2. Клетки крови человека и лягушки отличаются друг от друга. 1-2 группы работают над 1 гипотезой. 3-4 группы работают над 2 гипотезой А вот какая из этих гипотез верна, мы выясним при заполнении таблицы. Давайте сделаем вывод. Какая гипотеза подтвердилась?
«Кровь как зеркало отражает многое из того, что происходит в организме». Кассирский Иосиф Абрамович (советский учёный и врач) - Как вы понимаете это высказывание? Состав крови является важной характеристикой состояния организма.
Просмотр видео «Анализ крови».
Анализ крови – одно из часто проводимых исследований. По составу крови можно судить о состоянии организма, так как она живо реагирует на малейшие изменения. В одной капле крови можно увидеть очень многое: болезнь почек, печени, легких, аппендицит, грипп и даже «найти» опухоль.
А сейчас немного поиграем, ролевая игра «Медицинский консилиум» Учащимся предлагается решить биологические задачи. 1. По данным лабораторного анализа обнаружено, что у больного в крови содержится гемоглобин ниже нормы. Какое влияние это может оказать на организм? - Повышается содержание углекислого газа, развивается кислородная недостаточность, что приводит к недостатку энергии, быстрой утомляемости, потере сознания. 2. По данным лабораторного анализа обнаружено, что у больного в 1мм3 крови содержится 20 тыс. лейкоцитов, в то время как норма – 6 – 8 тысяч. Дайте объяснение этому явлению. 3. По данным анализа обнаружено снижение эритроцитов. Как это скажется на здоровье человека? Анемия, человек бледный, наблюдается недомогание, слабость, страдает головной мозг.
Итак, мы познакомились со строением и функциями клеток крови, а так же с составом и значением плазмы. 5. Закрепление изученного материала. Выполнение тестового задания (Приложение 5) с последующей самопроверкой по ключу. Оцените свою работу с тестом. (Самостоятельно)
6. Подведение итогов урока.
Вернемся к проблемному вопросу урока: «Кровь – что это?». Что такое кровь?
Возьмите «Ориентиры предвосхощения», просмотрите их, вы были правы?
Посмотрим на термины нашего урока, со всеми мы познакомились, о каких мы не упоминали на уроке?
Выставление отметок и оценивание учащихся
8. Домашнее задание §24, вопросы 1-5 страница 75 §26, вопросы 1-5 страница 80
9. Рефлексия СОСТАВЬТЕ СИНКВЕЙН по теме «Кровь». Пример Синквейна Кровь Жидкая, красная Течет по сосудам, согревает, защищает Переносит кислород Важна.
Рефлексия. У вас у всех на столах лежат листики: красного, желтого, зеленого цвета. Подумайте и оцените свою работу на уроке, свою активность, важность полученных знаний на уроке. Выберите один из листочков и прикрепите на дерево (на доске прикреплен лист ватмана. На нём нарисовано дерево). Красный - я активен и уверен на уроке, услышанное на уроке актуально и значимо для меня, я доволен своим результатом. Жёлтый - я чувствовал себя не совсем уверенно, работал мало, услышанное на уроке заставило меня задуматься. Зелёный – мне не все было понятно, мои результаты меня огорчили, мне есть над чем поработать дома...
Рефлексия. Закончи предложения 1. Сегодня я узнал… 2. Было интересно… 3. Было трудно… 4. Я выполнял задания… 5. Я понял, что… 6. Теперь я могу… 7. Я почувствовал, что… 8. Я приобрел… 9. Я научился… 10. У меня получилось… 11. Я смог… 12. Я попробую… 13. Меня удивило 14. Мне захотелось… 15. Урок дал мне для жизни…
Ребята, вы умеете ставить перед собой цель и добиваться ее решения. На уроке вы показали ваши умения логически мыслить, отбирать и оценивать информацию. Чтобы быть успешным сегодня нужно обладать информационной грамотностью. Сегодня вы, ребята, сделали еще один шаг на пути к овладению этим искусством. Но самое главное – заботливо относиться к своему здоровью. При любом недомогании врач назначит вам лабораторное исследование крови и соответствующее лечение. А вот заниматься самолечением никогда не надо, вы можете навредить своему организму. Вы сегодня очень старались! Спасибо вам за урок! | Тема урока: Состав и значение крови Цель: создание условий для изучения состава и значения крови Задачи: - способствовать формированию знаний о составе и значении крови; - содействовать развитию памяти, продолжить развитие устной и письменной речи через выполнение заданий, - продолжить формирование общеучебных умений и навыков: умение определять главное, делать выводы, ставить и решать проблемы, доказывать гипотезы и опровергать их, умение вести диалог - способствовать развитию у учащихся заботливого отношения к своему здоровью, развитие познавательного интереса к предмету, будущее профессиональное самоопределение - способствовать воспитанию высоких нравственных качеств, самостоятельности, трудолюбия, чувства собственного достоинства, ответственности. Тип урока: урок-исследование.
Индивидуальные задания Кинезиологические упражнения: «Кулак – ребро – ладонь». «Ухо – нос». Растирание мочки уха. Работа с карточками: «Мальчик случайно порезал палец. Из ранки стала капать кровь. Мальчик испугался, что кровь будет идти всё время, как вода из неисправного крана. Но вскоре кровь перестала течь сама собой.» Определите тему урока (то что будете изучать на уроке).
Прочитать текст вслух Что будете изучать на уроке? (кровь) Тема урока «Состав и значение крови»
Общее количество крови у взрослого человека составляет … (с. 60) (Около 5 л) Записывают состав крови.
Рисунок 25 страница 60.
Из чего состоит кровь? (плазма и клетки крови) Записывают схему «Состав крови».
Какие функции выполняет кровь? (Лови подсказку страница 60) Связывает органы тела между собой, разносит по телу кислород и питательные организмы, собирает углекислый газ, вредные и ненужные вещества и доставляет их в органы выделения.
Из чего состоит кровь? (кровь состоит из плазмы и клеток крови: эритроциты, лейкоциты, тромбоциты)
На компьютере выполняют задание на соотношение названия элементов крови с их картинкой.
Выполняют задание в лабораторных листах по изучению состава крови.
Проверка выполненного задания Расскажите о составе и значении крови, используя схемы. Какое значение имеет плазма? Красные кровяные тельца? Белые кровяные тельца? Как появляется у человека малокровие?
Проговаривание ответов на вопросы: Из чего состоит кровь? Какого цвета плазма крови? Как называются красные кровяные клетки? Почему они красного цвета? Как называются белые кровяные клетки? Какое значение имеют лейкоциты? Какие еще клетки выделяют в крови? Какое значение тромбоцитов?
Учащиеся из пластина выполняют эритроциты.
Покажите свои работы.
Выполнение тестового задания с последующей самопроверкой по ключу. Оцените свою работу с тестом. (Самостоятельно)
Что такое кровь?
Возьмите «Ориентиры предвосхощения», просмотрите их, вы были правы?
Посмотрим на термины нашего урока, со всеми мы познакомились, о каких мы не упоминали на уроке?
Выставление отметок и оценивание учащихся
§21, страница 60-62, отвечать на вопросы страница 62 |