kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок -игра в 6 классе «Ее величество Ботаника»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Предлагаемый урок рассчитан на 45 мин/ Урок-игра помогает активизировать познавательную деятельность учащихся и выполняет следующие функции:

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок -игра в 6 классе «Ее величество Ботаника»»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Пикшикская средняя общеобразовательная школа»

Красноармейского района Чувашской Республики

















Урок –игра «Ее величество ботаника»

( 6 класс)



Автор : учитель биологии

МБОУ «Пикшикская сош»

Петрова Р.М.























Урок -игра в 6 классе

«Ее величество Ботаника»

Предлагаемый урок рассчитан на 45 мин/ Урок-игра помогает активизировать познавательную деятельность учащихся и выполняет следующие функции:

Обучающая - развитие общеучебных умений и навыков, таких как память, внимание.

Развлекательная - создание благоприятной атмосферы на заняти­ях я. (Превращение урока из скучного мероприятия в увлекатель­ное приключение).

Коммуникативная - объединение коллективов учащихся, уста­новление эмоциональных контактов.

Релаксационная - снятие эмоционального напряжения, вызванно­го нагрузкой на нервную систему.

Конечный результат урока: повышение интереса к изучаемому предмету, создание стимула в приобретении самостоятельно дополнительных знаний по теме, помощь работать в коллективе по принципу «Один за всех и все за одного».


Цель урока: обобщение знаний учащихся о многообразии растительного мира , об охране растений.

Задачи урока:

  • развивать личностные качества: умения самостоятельно работать быстро и аккуратно; умение работать в группах;

  • продолжить работу над развитием наблюдательности, через работу с наглядным материалом;

  • воспитывать внутреннюю мотивацию к учению, через интересный познавательный подбор содержания учебного материала;

  • воспитывать любовь и бережное отношение к окружающей природе.

Учебно-методический комплект: И.Н.Пономарева,

О.А.Корнилова, B.C. Кучменко. Биология 6 класс, учебник для общеоб­разовательных школ- М.: Вентана - Граф, 2012

Предполагаемый результат: Полученные знания будут использо­вать на практике.

Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний

Методы обучения: беседа, дискуссия.

Оборудование: гербарий растений, карточки с заданиями./

Основные профессиональные позиции учителя на уроке: наблюда­тель, собеседник, консультант.

План урока

Этапы урока

Время, мин

Приемы и методы

1. Организационный момент урока.

1-2

Сообщение учителя.

2.Основная часть урока

Вступительное слово учителя.

Проведение игры - соревнования.

5



32

Беседа.

Игра, групповая работа, беседа.

3. Подведение итогов урока

5

Награждение

Ход урока

Вступительное слово учителя.

Ребята, мы живем среди чудного разнообразия растительного мира Почти полмиллиона трав, кустарников, деревьев и споровых растений – вот владения современной ботаники. Изучая их, мы узнаем о ее величестве , об удивительном мире природы. Каждое растение, гриб, лишайник имеет свои особенности, свои маленькие тайны: у одного плоды «стреляют» семенами, у другого стебель настолько твердый, что может оставить царапины даже на стали. В природе есть растения с цветками-невидимками и с семенами-пылинками. Все мы не можем ни одень день прожить без растений .

Каждый участник должен помнить следующие правила:

- не шуми, ты не один;

- уважай право товарища на ответ;

- не сдавайся, если не получается;

- играй с друзьями, и победа твоя.

Класс разбивается на 2 команды. Одна будет играть «О» другая «Х». Для этого читается загадка и кто первым отгадает , тот и выбирает каким знаком будут играть

Загадка :

Какую траву и слепой знает

(Крапива)

Задания :

Растения -символы


Будь внимателен !

Научная лаборатория

Бесплатные советы


Конструкторское бюро

Викторина

Экологическая мозаика


Везде математика !

Явления в жизни растений

Научная лаборатория»

«Научная лаборатория» – так в широком смысле можно назвать гербарий. Слово «гербарий» было в обиходе в Европе уже в Средние века, но обозначало оно книгу, посвященную растениям («травник»). В таких книгах были собраны рассказы о «достоинствах» и «целебных силах» растений. Изобретение первого гербария приписывают профессору Луке Гини (1490–1556). Его гербарии и записи не сохранились, но обнаружены гербарии его учеников. Из сохранившихся гербариев древнейший «Гербарий А» состоит из 355 наклеенных растений. Итак, приглашаю вас в научную лабораторию.

Задание. Каждому члену команды дается гербарные экземпляры растений Нужно составить описание растения и кратко рассказать о нем.

Растения –символы : .

Это вечнозеленое дерево или кустарник с жесткими ароматными листьями, растет в Средиземноморье. Античный миф рассказывает о прекрасной нимфе Дафне, которую ее отец, речной бог Пеней, превратил в это дерево, спасая от преследования полюбившего ее Аполлона. С тех пор это дерево считалось Аполлоновым. Его высаживали у храмов, венком из листьев этого дерева награждали победителей в творческих состязаниях – поэтов, музыкантов, художников. Ветвь этого дерева изображена на гербах многих государств как символ величия и славы

2. Один из христианских праздников – вход Христа в Иерусалим – должен сопровождаться церковным обрядом с ветвью пальмы. На Руси пальмы не растут, и этому растению нашли замену. Какую?

3. В соцветиях этого растения уже много веков пытаются найти счастье – если найдешь цветок с 5-ю лепестками вместо 4, его надо съесть. Трехлепестковые же цветки сулят несчастье и беды.

4. Ветви и листья этого дерева являются олицетворением силы, долголетия, здоровья. Это дерево – одно из лесообразующих пород Северного полушария, нашей местности

«Будь внимателен»

Ведущий называет растение и говорит, где оно растет. Если он правильно сказал, то играющий должен сказать «да», и если «неправильно», то говорит «нет». Например, если ведущий говорит: «Пшеница растет на болоте», а играющий отвечает «нет», ученик продолжает участвовать в игре. Выигрывают те, кто без ошибок провели игру.

1.Рожь растет в лесу? 11.Репейник - сорняк?

2.Ландыш растет на лугу? 12.Из подсолнечника получают масло?

3.Роза имеет шипы? 13.Сливы имеют косточку?

4.Подсолнечник зацветает летом? 14.Осот сорное растение?

5.Горох имеет усики? 15.Помидор растет в лесу?

6.Брусника растет на болоте? 16.Огурец имеет красный цвет?

7.Черемуха имеет черную ягоду? 17.Лук имеет сладкий вкус?

8.Черемуха имеет черный цвет? 18. Горох сорняк?

9. Морковь растет в огороде ? 19.Папаротники цветут?

10.Репейник сажают в клумбы? 20.Лебеда сорняк?

Бесплатные советы”-неболейка

  • Растения сопровождают нас всю жизнь, помогают в горе и в радости, при болезнях. Они широко используются в медицине. Сейчас прошла эпидемия гриппа. Какие рецепты народной медицины с использованием растений вы знаете?

Пример использования растений в народной медицине.

  • Редька борется с простудой.

  • Чаще всего редькой лечат кашель, бронхит. Готовят лекарство по-разному. Можно взять редьку с хвостиком, срезать верхушку, выдолбить на треть внутреннюю часть корнеплода. Положить в получившееся углубление мед и поставить редьку на стакан с водой. Через несколько часов, когда в редьке наберется сок, его выпивают, а в редьку снова кладут мед. Через два дня берут свежую редьку. При бронхите, кашле пьют по чайной ложке такого сока 3-4 раза в день. Редьку можно просто нарезать кубиками, засыпать сахаром и оставить на несколько часов при комнатной температуре. Выделившийся сок пью по столовой ложке каждый час. Есть и более быстрые рецепты. Смешивают сок редьки, молоко и мед (1:2:1). Принимают по столовой ложке 5 раз в день. Поможет и смесь сока редьки, моркови и молока (1:2:1), если принимать по столовой ложке 3 раза в день.

«Конструкторское бюро»

Приглашаем к работе конструкторов, способных создавать, творить...

Задание. С помощью цветной бумаги, ножниц, фломастеров и карандашей сделать учебное пособие – аппликацию цветка, клетки или растения, грамотно изобразив, расположив и указав отдельные части

Викторина

  1. На каком дереве растут яблоки после дождя?

  2. В корзине три яблока, как поделить их между 3-мя мальчиками, так, чтобы одно осталось в корзине?

  3. Какой ученый вошел в историю, благодаря работам по выведению новых сортов яблок?

  4. «Яблоко любви» так прозвали этот овощ в Италии в 14 веке. Родина этого растения Южная Америка. Зеленые плоды его невкусные, по мере созревания они становятся вкуснее. Назовите его.

Физ. минутка

Ветер тихо клен качает,
Вправо, влево наклоняет.
Раз-наклон, два – наклон,
Зашумел листвою клен

Экологическая мозаика

Вы пришли в лес. Ответьте на вопрос: “Где можно ходить в лесу и почему?”.

Вы пришли в лес. Ответьте на вопрос: “Почему нельзя в лесу повреждать кору деревьев?”.

Вы пришли в лес. Ответьте на вопрос: “Почему нельзя шуметь в лесу?”.

Вы пришли в лес. Ответьте на вопрос: “Как правильно собирать в лесу цветы для букета?”.

Вы пришли в лес. Ответьте на вопрос: “Как правильно собирать в лесу ягоды и грибы?”.

Памятка поведения в Природе

  1. Не топчи зря лесные полянки и уголки, передвигайся по тропинкам!

  2. Во время отдыха в лесу не оставляй после себя мусор на поляне, не ломай ветки и не повреждай кору деревьев, не рви цветы, не разводи костёр вблизи кустарников и деревьев. Для костра используй только хворост или поваленные деревья, перед уходом загаси огонь.

  3. Не шуми в лесу, потому что крик и громкая музыка пугают птиц, зверей и насекомых!

  4. Старайся не повредить тем, кто ползает, бегает и летает! В лесу, на озере, в лугах нужно быть очень осмотрительным.

  5. Птенцов и зверёнышей из своего лесного дома брать нельзя, они должны жить на свободе!

  6. Не разоряйте муравейники и не позволяйте делать это другим!

  7. Соблюдайте меру и вкус в сборе лесных и луговых цветов! Перед уходом домой можно сорвать в букет совсем немного ещё нераспустившихся цветов. Не собирайте редкие красивоцветущие растения, берегите их!

  8. При сборе ягод не вырывайте растение с корнем. Ягоды собирайте руками и только зрелые. Ягоды никогда не надо собирать все до одной - надо часть оставить зверям и птицам, они тоже ищут корма в природе!

  9. При сборе грибов нельзя разрывать и раскидывать в сторону мох, потому что грибница под лучами солнца может высохнуть и погибнуть. Ножку гриба нужно аккуратно срезать ножом. Незнакомые грибы брать нельзя, так как среди них могут оказаться ядовитые. Мухоморы и поганки не надо губить: пусть они лес украшают и зверей от болезней спасают!

Везде математика!

Вам, ребята, конечно, известна благотворная роль, которую играют зеленые растения в населенных пунктах и вокруг них. Это очистка воздуха от пыли и углекислого газа, обогащение воздуха кислородом, прохлада в жаркий день... Давайте посчитаем.

Задание. Каждый член команды получает одну задачу, записанную на карточке, и решает ее.

1. Сколько кубометров воздуха очистит от пыли лес площадью 40 га за 5 лет, если известно, что 1 га лесного массива за год очищает 18 млн м3 воздуха?

2. В жаркую летнюю погоду в городском парке температура воздуха на 2,2 °С ниже, чем на городской улице и на 1,5 °С выше, чем в лесу. Определите температуру воздуха в лесу, если на оживленной городской улице она составляет 31 °С.

3. В 1 м3 городского воздуха содержится около 5000 микробов. Сколько микробов в 1 м3 лесного массива, если известно, что их содержание в лесу ниже в 9 раз?

Явления в жизни растений. Они зашифрованы в загадках.

1.Вышли два Пахома из одного дома,
И от порога – им врозь дорога:
2.Одному – вниз, другому – вверх.
Один в земле живет,
Другому нужен свет.
Когда один умрет –
Другому жизни нет.
3.Девушка-скромница
За нарядом не гонится:
Простое зеленое – полгода носит,
А нарядное красное –
Чуть поносит да и бросит.

Подведение итогов урока. Составление синвейна на слова растение и ботаника

Итак, ребята, я хочу закончить наш урок словами К.Паустовского.

"Человек, знающий, жизнь растений и законы растительного мира, гораздо счастливее того, кто даже не может отличить ольху от осины или клевер от подорожника

Литература:

  1. Т.А Дмитриева, С.И.Гуленков, С.В.Суматохин, и др. 1600 задач, тестов и проверочных работ по биологии.

  2. Ю.Г Круглов. Русские народные загадки, пословицы, поговорки.

  3. Д.И. Трайтак. Книга для чтения по ботанике.

  4. Д.И. Трайтак. Как сделать интересной внеклассную работу по биологии.

  5. К.Н. Фукарек. Растительный мир Земли.










Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Биология

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс

Скачать
Урок -игра в 6 классе «Ее величество Ботаника»

Автор: Петрова Роза Михайловна

Дата: 26.01.2021

Номер свидетельства: 571515


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства