Урок - дуэт «Подготовка к сочинению –описанию животного (кошки)»
Урок - дуэт «Подготовка к сочинению –описанию животного (кошки)»
Урок - дуэт по литературе и биологии для незрячих учеников в 5 классе.Это урок подготовка к сочинению, незрячие ученики закомятся с планом сочинения и используя биологические особенности кошки описывают её.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Урок - дуэт «Подготовка к сочинению –описанию животного (кошки)»»
Конспект урока - дуэта (Ануфриева М.Л., учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории, Сивакова М.Ю., учитель биологии и химии высшей квалификационной категории)
Тема урока: «Подготовка к сочинению –описанию животного (кошки)»
- продолжать совершенствовать умения учащихся подбирать и систематизировать собранные рабочие материалы к сочинению - описанию на тему «Моё домашнее животное»;
- закрепить понятие «основная мысль сочинения»;
- увеличивать словарный запас учащихся, обогащать их речь описательными выражениями, связанными с внешним видом и повадками любимых домашних животных;
- продолжать укреплять знания учеников о типах и стилях речи, работать над совершенствованием навыков составления плана сочинения; развивать навыки устной речи, применяя в тексте различные по цели высказывания предложения, развивать навыки самостоятельной работы; формировать интерес к самостоятельной творческой деятельности; продолжать воспитывать у детей любовь к животным и бережное отношение к ним;
- создавать условия для формирования приёмов и способов осязательного обследования биологических предметов незрячими обучающимися
- раскрыть особенности внешнего строения и рассмотреть особенности поведения кошки
Задачи:
Воспитывающая:
- воспитывать у учащихся чувство языка, внимание к происходящим в языке
процессам через исследовательскую работу со словом, текстом;
-воспитывать умение слушать и слышать.
Развивающая:
-развивать логическое мышление учащихся, их аналитические способности:
сравнивать, сопоставлять, делать выводы по теме;
-обучать правильной монологической, диалогической и полилогической
речи учащихся, обучать приемам самоанализа выполненных работ.
Обучающая:
- обобщить, систематизировать и расширить знания по теме «Моё домашнее животное»;
- закрепить умение использовать при описании имена прилагательные.
Коррекционная:
- формирование целостной картины мира у незрячих обучающихся;
- системное и разностороннее обогащение чувственного опыта незрячего обучающегося;
- коррекцию и развитие деффицитарных функций (сенсорных, моторных, психических) незрячего обучающегося;
- развитие компенсаторной основы, ослабление нарушений развития (повышение умений и навыков познавательной деятельности, пространственной ориентировки, социально-бытовой ориентировки, коммуникативной деятельности);
- обеспечение возможности незрячему обучающемуся активно использовать освоенные компенсаторные способы, умения и навыки, восстановленные и скорректированные функции в разных видах учебной деятельности, в урочной и внеурочной деятельности, в общении с окружающими;
- развитие и коррекцию высших психических функций как компенсаторной основы отражения, окружающего незрячими обучающимся;
- активизацию социальных потребностей и развитие навыков самостоятельной работы, развитие познавательной и социальной активности и познавательных интересов, формирование эмоционально-волевой сферы, положительных качеств личности; нивелирование негативных проявлений;
- повышение двигательной активности, совершенствование двигательных умений и навыков (развивитие умения координировать движение рук и глаз, зрительное восприятие, осязание, мелкую моторику, точность движения);
- развитие адекватной самооценки, самоотношения, саморегуляции.
Планируемые результаты: учащиеся научатся строить устное и письменное
высказывание, конструировать текст сочинения-описания; редактировать
текст; словесно передавать свои эстетические впечатления; самостоятельно описывать внешнее строение кошки; воспитывать интерес к изучению биологии.
Предварительная подготовка к уроку: чтение литературы, отбор
интересных фактов о домашних животных.
Тип урока: развитие устной и письменной речи учащихся, урок-дуэт
Методы:
- по источнику получения знаний: словесно-тактильные;
- по уровню активности познавательной деятельности: эвристический,
исследовательский, наглядный;
- по функциям: рассказ, выполнение аналитико-синтетических упражнений,
монологические высказывания.
Оборудование:
- Русский язык.5 класс. Учебник для общеобразовательных
организаций./Т.А. Ладыженская и др. – М.: «МИПО РЕПРО», 2015, 2 ч, 2 кн.;
- индивидуальные карточки с примерным планом сочинения; со
справочным материалом;
- мягкие игрушки;
- аудиозаписи.
1. Организационный момент.
М.Л.
Здравствуйте, ребята! Вы присутствовали когда-нибудь на уроке, который
ведут сразу два учителя? Нет? Тогда сегодня у вас есть такая возможность.
И урок будем вести мы – Марина Юрьевна и Марина Леонидовна. А еще у
нас на уроке сегодня гости – учителя нашей школы.
2. Объявление темы урока и постановка целей урока.
- Итак, начнем. Сегодня на уроке мы с вами будем готовиться к сочинению о
всем известном нам домашнем любимце. А о ком пойдет речь, думаю, вы
сейчас отгадаете:
На скамейке, у оконца,
Шапка греется на солнце,
Мягкая, пушистая,
Рыжая, пятнистая.
Шапка радуется даже,
Если я ее поглажу.
Вдруг внезапно оживет,
И сама ко мне идет!
Носом чует, что несу
Ей кефир и колбасу!
- Правильно, это кошка.
Сегодня мы должны с вами научиться описывать кошку, собрать материал к
домашнему сочинению - описанию кошки.
Открываем тетради, записываем сегодняшнее число и тему урока
(«Подготовка к сочинению»).
3. Определение типа речи и стиля текста будущего сочинения.
Первое, с чем нам надо определиться: текст какого типа речи мы будем
создавать? Вспоминаем типы речи. ( Описание).
Что для него характерно? (Большое количество прилагательных, внимание к
деталям, чувства и эмоции автора).
А теперь давайте подумаем, в каком стиле мы будем с вами создавать наш текст? (Вспоминаем стили). Хочу сказать, что о кошках можно говорить в любом стиле, но мы с вами должны определиться, в каком мы будем описывать кошку.
Давайте сейчас внимательно послушаем текст о кошках и попробуем определить, к какому стилю он относится.
М.Ю.
Научно – популярный текст о кошке
Кошка — домашнее животное, класс млекопитающие, семейства кошачьих, отряд хищных. Учёные полагают, что кошки были одомашнены в Египте около четырех тысяч лет назад. Сегодня в мире насчитывается свыше пятисот миллионов домашних кошек и шестидесяти различных пород. Средняя длина тела кошки без хвоста составляет 60 см, длина хвоста – от 25 до 41 см. Самая крупная кошка, согласно «Книге рекордов Гиннесса», достигает в длину 123 см. Вес средней здоровой кошки составляет от 2, 5 до 6, 5 кг, а самый тяжёлый кот весил 20 кг. Домашняя кошка способна развивать скорость до сорока восьми км /час, что превышает «человеческий» рекорд на 5 км / час.
М. Л. К какому стилю относится этот текст (научно-популярный). Почему? (
Логическая точность, много цифр, слова употреблены в прямом значении,
есть термины (специальные научные слова), нет эмоций и чувств автора
текста). Где вы можете прочитать такой текст? (в учебнике биологии, в энциклопедии).
А теперь познакомимся еще с одним текстом о кошках. Для этого откроем учебники на стр. 90, упр. 585. У писателя Александра Ивановича Куприна есть рассказ «Ю-ю», так звали кошку, которая жила в доме писателя.
Давайте «по цепочке» прочитаем текст данного упражнения. (Читаем).
К какому стилю, по-вашему, относится этот текст? (Художественный).
Почему? (Художественное описание более образное, яркое, красочное, в нем
отражается восприятие автора, его мысли, чувства, настроение).
Где можно встретить такой текст? ( В произведениях художественной литературы и …в нашем собственном сочинении).
С типом речи и стилем нашего сочинения мы определились. Теперь давайте
вспомним, без чего мы не пишем любое сочинение? (Без плана).
Верно. Я подготовила для вас карточки с планом. (Раздаю карточки). Давайте прочитаем его.
4. Работа с планом сочинения.
План.
1. Я хочу рассказать о моей кошке. Знакомство с кошкой.
2. Описание кошки:
а) внешний вид;
б) повадки;
3.Мое отношение к животному.
Не забудьте озаглавить ваше сочинение!
Итак, начинаем работать по плану.
1) Как вы познакомились с вашей кошкой? (фронтальный опрос
детей). Записываем в тетрадь. 1. Мою кошку зовут …. (Раздаю карточки: остальные подсказки у вас на карточке – читаем).
2) Описание кошки:
А вы знаете как выглядит кошка? (ответы учеников)
а) внешний вид (обследование кошки – М. Ю.)
Кошка по праву считается одним из наиболее красивых животных благодаря своему изящному и гибкому телу.
Перед вами находятся мягкие игрушки кошек.
Найдите голову и хвост (обозначить границы кошки)
Какой формы голова? (Правильно – округлая).
Тело кошки:
Погладьте кошку. Тело кошки покрыто шерстью.
- А какая шерсть у кошки? (Шерсть пушистая, мягкая, шелковистая).
- Посмотрите, какого цвета шерсть у кошки? (Черная, серая, рыжая.)
Какого цвета еще бывает шерсть? (белая, черно – белая с рыжими пятнышками, полосатая).
Туловище кошки состоит из шеи, спины и живота (покажите). Располагается горизонтально.
Под туловищем находятся лапы кошки (покажите).
- Сколько лап у кошки? (4)
Покажите передние и задние лапы, левые и правые.
- Что у кошки на лапках?
( У кошки на лапках пальцы и на каждом когти).
- Что она может делать когтями? (Царапаться) Кошка ходит неслышно, потому что она ступает на подушечках, мягко, т.к когти у них втяжные, но когда она лазает по деревьям, то выпускает когти, и они помогают ей крепко держаться за дерево и не падать.
Хвост кошки:
- Хвост у кошки какой? (Длинный, пушистый).
При охоте хвост работает как руль и позволяет животному совершать различного рода повороты.
По движению хвоста можно определить настроение:
Игривость - направлен назад и извивается на самом кончике, Счастье – стоит трубой.
Поджатый и опущенный между задних лап означает, что кошка отказывается от борьбы. С вздыбленной шерстью хвост кажется больше, чем он есть и имеет угрожающий вид. Если ко всему еще он и виляет, то это значит, что кошка готовится к атаке!
Вернемся к голове
Найдите уши, сколько их, какой они формы?
Правильно! 2 треугольных наружных уха (ушные раковины), они направляют звуковые волны в слуховой проход кошки. Ушные раковины двигаются независимо друг от друга, поэтому кошка может следить одновременно за двумя источниками звука.
Спускаемся к глазам, ведем пальцами обеих рук. На голове находятся 2 больших глаза, они оба смотрят в одном направлении. Кошки умеют различать цвета и хорошо видят в темноте. (Обследуют голову).
Ведем двумя руками вниз от глаз к носу и показываем его. Нос у здоровой кошки должен быть прохладным и мокрым. Основная функция носа – обонятельная, т.е улавливает запахи.
Найдите усы, зачем они нужны?
У кошек имеются особые чувствительные волоски — усы, они позволяют кошке ориентироваться в темноте, а также уклоняться от препятствий. Также с помощью чувствительных волосков кошка обследует предметы, если кошка сомневается, протиснется ли в отверстие, она использует свои усы.
М.Л. А вот как описывает Ю-ю Александр Иванович Куприн.
Зачитываю: «Выросла, словом, всем кошкам кошка. Темно-каштановая
с огненными пятнами, на груди пышная белая манишка, усы в четверть
аршина, шерсть длинная и вся лоснится, задние лапки в широких
штанишках, хвост как ламповый ерш!..»
(манишка – нагрудничек, аршин- старинная мера длины -71 см,
ламповый ерш- щетка для мытья внутренних поверхностей бутылок,
ламповых стекол).
Записываем под 2 и рядом, а): У моей кошки…
… (остальные справочные материалы будут для вас на индивидуальных карточках). – зачитываем и объясняем орфограммы.
А сейчас немного отдохнем, встанем.
М.Ю. Физкультминутка.
б) повадки кошки: М.Ю.
Кошачий характер – крайне необычен и интересен. Наблюдать за повадками пушистых питомцев – чрезвычайно увлекательное занятие.
Какие звуки издают кошки?
«Мяу», «Мурр» … Кошка обладает шестьюдесятью различными оттенками голоса – от низких до высоких тонов и по ним можно определить настроение кошки, давайте послушаем! (аудиозапись).
Вы, наверное, часто замечали, что ваша кошка просто так вертится под ногами, мешая выполнять важные дела. На самом же деле это выражение своей привязанности и желания находиться вблизи хозяина и потираясь мордочкой о ноги, как бы ставит на них метку, демонстрируя, что вы – его собственность.
Многие люди приходят в отчаяние от привычки своих питомцев точить коготки о новую мебель, портить стены и обои. Вопреки ошибочному мнению, это вовсе не каприз. Таким способом животное тоже помечает границы своей территории.
Многие коты обожают забираться на своих хозяев и неспешно утаптывать их передними лапками, как будто делая массаж. Оказывается, такая привычка формируется у животных еще в раннем детстве, когда они, массируя мамин животик, добывали себе молоко. Подобное поведение у взрослой кошки – явный признак любви и абсолютного доверия к хозяину.
М.Л. А вот как описывает повадки своего кота Михаил Михайлович
Пришвин в одноименном рассказе.
Зачитываю: «Утром, когда свет из столовой через приоткрытую дверь виднеется еще только бледной щелкой, я знаю, что у самой двери в темноте сидит и дожидается меня кот Васька. Он знает, что столовая без меня пуста, и боится: в другом месте он может продремать мой вход в столовую. Он давно сидит тут и, как только я вношу чайник, с добрым криком бросается ко мне.
Когда я сажусь за чай, он садится мне на левую коленку и следит за всем: как я колю сахар щипчиками, как режу хлеб, как намазываю масло.
Мне известно, что соленое масло он не ест, а принимает только маленький
кусочек хлеба, если ночью не поймал мышь.
Когда он уверится, что ничего вкусного нет на столе - корочки сыра или кусочка колбасы, то он опускается на моей коленке, потопчется немного и засыпает.
После чая, когда встаю, он просыпается и отправляется на окно. Там он
повертывается головой во все стороны, вверх и вниз, считая пролетающих в
этот ранний утренний час плотными стаями галок и ворон ».
Записываем в тетрадь 2б)
Моя кошка любит… (дополнительный справочный материал будет у вас на индивидуальной карточке), читаем…
3) Мое отношение к кошке. Как вы относитесь к вашему любимцу?
Можно ли вас назвать друзьями и почему? Нравится ли вам проводить
время вместе с вашей кошкой? (Ответы учащихся).
М.Ю. Человек и кошка с давних пор связаны между собой.
В Египте кошки были священным животным. Они приходили в любой дом и оставались там жить, их никто не смел прогонять.
Исследовав поведение кошек, их биологические особенности, учёные пришли к выводу, что владельцы пушистых питомцев на 30% меньше подвергаются риску сердечного приступа.
При болях в различных областях организма человека кошка сама определяет больное место, ложится на него и начинает мурлыкать или выпустив свои коготки, как иголки иглотерапевта, начинают своеобразный массаж, лечебные эффект наступает при первых мурлыкающих звуках, которые успокаивают и расслабляют. Если у вас плохое настроение, достаточно поиграть с кошкой или поухаживать за ней 15-20 минут. Погладьте, приласкайте ее или просто понаблюдайте за игрой вашего питомца – и заряд хорошего настроения вам гарантирован.
Домашнее задание вспомнить приметы, связанные с кошками- (Ответы детей).
Считается, что своими позами и действиями кошка предвещает будущее:
- Черная кошка перебегает дорогу – к несчастью.
- Закрывает нос лапой – к холоду.
- Первой в новый дом, квартиру хозяин впускает кошку, что бы в доме поселилось счастье
- Кошка умывается лапкой - объявляет о предстоящих визитах гостей, как званых, так и непрошенных.
М. Л. Записываем 3. Я очень люблю свою кошку…
5. Подведение итогов урока. Сегодня на уроке мы с вами должны были подготовиться к сочинению – описанию кошки. Готовы писать дома? Домашнее задание – написать сочинение в тетради. Работали все хорошо, молодцы. А отметки уже будут за сочинение.
М.Ю. На уроке биологии вы расскажите об одном дне из жизни вашей кошки, пользуясь материалами сочинений.