kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок биологии в 6 классе "Прорастание семян"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: принятие учащимися цели учебно-познавательной деятельности. Вызов устойчивого интереса к изучаемой теме, мотивация ученика к учебной деятельности. 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок биологии в 6 классе "Прорастание семян"»

Урок биологии 6 класс "Прорастание семян"

6 класс

Подготовила учитель биологии Ананьина Т.И.

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА

Познакомить учащихся с условиями прорастания семян, зависимостью этого процесса от факторов окружающей среды, сформировать знания, необходимые для правильного посева семян

Задачи

- Общеобразовательные: Сформировать и систематизировать знания об условиях прорастания семян, о необходимости определенной температуры, влажности, наличия воздуха, запасных питательных веществ, о глубине заделки семян в почву, световом режиме.
- Развивающие: развивать умения работать с наглядным материалом, фиксировать результаты наблюдения, делать выводы; Развивать умения пользоваться терминологией, работать с различными информационными источниками, проверять на практике верность теоретических знаний.
- Воспитывающие: Воспитывать чувство ответственности, аккуратность, точность, заинтересованное отношение к учебе, познавательный интерес к предмету.

9.

Тип урока

Открытие нового знания

10.

Форма работы учащихся

Фронтальная, индивидуальная, групповая

11.

Формируемые УУД

а) регулятивные: - развитие умения учащихся самостоятельно вырабатывать и применять критерии и способы дифференцированной оценки в учебной деятельности;

-формирование способности личности к целеполаганию

б) познавательные: учебных-самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; умение осознанно строить речевое высказывание в устной форме; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результата деятельности; логических-анализ объектов;
в) личностные: -помочь обучающимся осознать практическую и личностную значимость учебного материала; -формировать внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к учебе;

-оценивать усваиваемое содержание учебного материала (исходя из личностных ценностей);

-определять общие для всех правила поведения;

-определять правила работы в группе;

-устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом.
г)коммуникативные: содействовать развитию у детей умения общаться, обеспечить развитие у школьников монологической и диалогической речи.

12.

Необходимое техническое оборудование

Семена фасоли, гороха, риса. тыквы, овса, подсолнечника, чашки Петри, химические стаканы, компьютер с мультимедийным проектором, презентация по теме «Условия, прорастания семян»,таблицы: «строение семян однодольных и двудольных растений»


Деятельность ученика


Перечень УУД, выполняемых обучающимися на данном этапе

Мотивация к учебной деятельности

Цель: способствовать формированию положительной учебной мотивации

Доброе утро, ребята. Рада вас видеть! Посмотрите на своего соседа по парте и подарите ему свою улыбку.


Придумайте пожелания уроку на букву – П.
Надеюсь, урок оправдает ваши ожидания

Приветствуют учителя. Настраиваются на работу.


Личностные:

- выражать положительное отношение к одноклассникам;

- самоопределение

Регулятивные:

- нацеливание на успешную работу.


Актуализация знаний + проверка домашнего задания.

Цель: выяснить уровень подготовленности обучающихся


Ребята, предлагаю вам ответить на вопросы.

1) Раздел науки биология, изучающий растения (ботаника)

2) Процесс, в результате которого, растения синтезируют органические вещества из неорганических, используя свет, воду и углекислый газ (фотосинтез)

3) Сосуды и ситовидные трубки – это клетки какой ткани? (проводящей)

4) В каком направлении по стеблю движется вода с растворенными минеральными веществами? (снизу вверх)

5) Где могут откладывать органические вещества у растений? Однолетних и двулетних? (у однолетних – в плодах и семенах, у двулетних и многолетних, кроме этого в корнях, стеблях и их видоизменениях)



Отвечают на вопросы

Регулятивные:

- нацеливание на успешную работу.

- выполнять задание в соответствии с поставленной целью;

- умение оценивать

Коммуникативные:

- оформлять свои мысли в устной форме;

-умение слушать и слышать друг друга;

Познавательные:

- уметь ориентироваться в своей системе знаний по данному вопросу.


Постановка учебной темы и задачи (поиск противоречий)

Цель: принятие учащимися цели учебно-познавательной деятельности. Вызов устойчивого интереса к изучаемой теме, мотивация ученика к учебной деятельности. 



Ребята, посмотрим на слайд. Прочитаем пословицы. Ответьте на вопрос: Что объединяет все эти пословицы?

Хорошие семена - залог высокого урожая.

От худого семени не жди доброго племени.

У каждого плода свои семена

По семенам и всходы

(Во всех пословицах говорится о семенах )

???Зачем нужны семена? (из них появляется новое растение; их используют в пищу)


??? какой процесс показан на слайде?












- правильно, прорастание семян


Это и будет темой нашего сегодняшнего урока. Запишите в тетрадях тему урока.

Какие задачи мы поставим перед собой?

- 1. Рассмотреть условия, влияющие на прорастание семян

- 2. Научится правильно высеивать семена в почву.


1. Отвечают на вопрос


Выводят тему урока


Запись темы в тетради

Личностные:

- выражать положительное отношение к процессу познания: проявлять внимание, узнать больше

Познавательные:

- развивать операции мышления: сравнения, сопоставления, анализа, синтеза и обобщения

Регулятивные

- уметь определять и формулировать цель на уроке;

Коммуникативные:

- уметь оформлять собственное мнение и позицию

Открытие нового знания

3 – 4 минуты


ЧТО ТАКОЕ ПРОРАСТАНИЕ???

Прорастание – это переход семян из состояния покоя к росту и развитию из него проростка.

Вспомним строение семян и заполним таблицу «Строение семян»








Перед вами семена 2х растений: семя фасоли и семя пшеницы. Сравните строение этих семян и заполните таблицу
«Сравнение семян однодольных и двудольных растений»

Отлично справились с этим заданием. Предлагаю перейти к следующему.

Задание 2:

Ср авните части семени и проростка. Покажите стрелками на схеме, из каких частей семени развились соответствующие части проростка. Сделайте вывод «Что такое семя?»








- Зародышевый корешок даст начало корню;
- Зародышевый стебелёк – стеблю;
- Почечка – первым листам (семядоли первым листам)


Что такое семя? – это зачаток будущего растения


Итак, гипотеза: «Для прорастания семян необходимы вода, тепло, воздух и свет». Неделю назад, вы были разбиты на 4 экспериентальные группы. Каждая из которых выращивала семена при определённых условиях. Предоставляем слово каждой группе. На основе полученных данных вы заполняете таблицу «Условия, необходимые для прорастания семян».


1 группа: Брали 2 чашки. В одной семена оставляли сухими. В другой чашке во влажную ткань положили семена. Следили, чтобы ткань оставалась всегда влажной. Семена проросли там, где была влажная среда.

Вывод: для прорастания семян нужна вода

2 группа: Брали 2 чашки. Во влажную ткань положили семена. Одну чашку оставили в тепле, другую положили в холодильник. Следили, чтобы ткань с семенами всегда была влажной. Семена проросли там, где было влажно и тепло

Вывод: для прорастания семян необходимо тепло

3 группа: Брали 2 чашки. В одной семена полностью залили водой и закрыли стеклом, лишили их доступа воздуха. В другую чашку положили влажную ткань с семенами. Все чашки оставили в тепле. Сена проросли там, где был доступ воздуха

Вывод: для прорастания семян нужен воздух

4 группа: Брали 2 чашки. Во влажную ткань положили семена. Одну чашку оставили на свету, другую поставили в темное место. Семена проросли в обеих чашках.

Вывод: Свет на прорастание не оказывает влияние


Ребята, на основании полученных данных, заполненной таблицы, сделайте вывод: Какие условия необходимы для прорастания семян???

«Условия, необходимые для прорастания семян».

Итак, для того, чтобы семя начало расти нужны: тепло, вода, воздух.

Из семян появляются растения и культурные, и дикорастущие. Предлагаю вам игру на внимание. Когда вы услышите культурное растение – хлопок над головой, когда дикорастущее – топнуть ногой.
- кукуруза;

- томат;
- ромашка;

- берёза;

- крапива;
- пшеница;
- дуб;
- смородина;

- цикорий.

Ребята, давайте выделим этапы прорастания семян.

Этапы прорастания семян:
1 этап – Поглощение воды
2 этап – Набухание семян
3 этап – Увеличение размеров. Деление клеток.
4 этап – Появление корешка.
5 этап – Появление зародышевого побега.

Ответим на следующие вопросы:

Какие условия необходимы для прорастания семян?

Отличаются ли условия прорастания семян для разных растений?

В какие сроки сеют семена?

На какую глубину сеют семена?

На первом этапе семя поглощает воду. Но для каждого семени необходимо своё количество воды. Откроем учебник, на стр 110 – рисунок 85. Больше всего воды требуется семенам клевера, меньше всего – семенам просо.

Температура для прорастания у каждого семени тоже отличается. Так рожь и клевер, может прорасти , когда на градуснике будет всего 1 градус тепла. А дыня, только при 15 градусах тепла.


Работа с технологической картой


Заполняют таблицу

Сравнивают проросток и семя

Заполняют таблицу в задании


Делают выводы

Называют этапы прорастания

Работают с учебником

Познавательные: анализируют, перерабатывают и сравнивают информацию (самостоятельно делают выводы и т.д.). - Поиск и выделение необходимой информации
Строят логические рассуждения.
Коммуникативные: планируют учебное сотрудничество

Познавательные: анализируют, перерабатывают и сравнивают информацию (самостоятельно делают выводы и т.д.). - Поиск и выделение необходимой информации
Строят логические рассуждения.
Коммуникативные: планируют учебное сотрудничество;

Ребята,у вас на партах лежат семена разных растений (лук, редис, огурец, горох, фасоль) чем отличаются семена? (по цвету, форме и размерам). Как вы думаете, все ли семена сеют в землю на одну глубину?

- Нет, глубина заделки семян зависит от размера.

В учебнике на странице 112 – 2ой абзац с конца, написаны условия посева семян. Откроем и прочитаем.

Мелкие семена на глубину 1-2см (лук, репа)
Средние семена - 2-4 см (редис, огурец)
Крупные семена – 4-5 см (фасоль, горох, бобы)

Сейчас вам необходимо применить знания на практике. Посеять семена, согласно их размерам. Семена, почва, вода для полива на лотках. Также вам на помощь придет указатель с глубиной заделки. Напоминаю, для мелких семян глубина заделки - 1 см. (лук), для семян средних размеров – 2см, для крупных семян – 4 см.

Выполняют практическую работу

Познавательные: анализируют, перерабатывают и сравнивают информацию (самостоятельно делают выводы и т.д.). - Поиск и выделение необходимой информации
Строят логические рассуждения.
Коммуникативные: планируют учебное сотрудничество;

Первичное закрепление

3минуты

Катя решила провести эксперимент по определению необходимых условий для прорастания семени. Для этого она поместила в три стакана с влажной тряпочкой по несколько семян гороха. Один стакан она оставила в комнате, второй поставила в холодильник, а третий в шкаф. Через некоторое время она проверила стаканы и увидела, что семена не дали всходов во втором стакане, а в двух остальных проросли.














Какой из выводов можно сделать по результатам опыта?

1) Для прорастания семян нужен свет.
2) Для прорастания семян необходимы одинаковые стеклянные стаканы.
3) Семена, помещённые на влажную тряпочку, всегда прорастают.
4) Прорастание семян гороха зависит от температуры воздуха.


Познавательные: анализируют, перерабатывают информацию (самостоятельно делать выводы).
Строят логические рассуждения

Регулятивные: ищут причины и пути преодоления.

Коммуникативные: развитие навыков монологической речи.

Самостоятельная разноуровневая работа

1. Составить синквейн к теме
2. Сочинить стихотворение или загадки по теме


Регулятивные: самостоятельно определяют критерии оценивания; дают оценку своей деятельности





Домашнее задание



1. Параграф 20.
2. Задание на стр 114 – на оценку 5
3. Составить тест из 5 вопросов - на оценку 4



Рефлексия

Вот и подходит к концу наш урок
-Что на уроке было выполнить сложно?
- Что понравилось?

- Если вы уходите с хорошим настроением, вы все поняли, вам было интересно, то поставьте восклицательный знак в технологических картах. Если вы что-то не поняли, вам было неинтересно, то по поставьте знак вопроса.


Познавательные: приобретают умения мотивированно организовывать свою деятельность.

Регулятивные: оценивают свою работу.



 




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Биология

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Урок биологии в 6 классе "Прорастание семян"

Автор: Ананьина Татьяна Ивановна

Дата: 11.01.2021

Номер свидетельства: 569742

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(170) "Презентация физкультминутки с анимацией к уроку биологии "Условия прорастания семян" 6 класс"
    ["seo_title"] => string(80) "priezientatsiia_fizkul_tminutki_s_animatsiiei_k_uroku_biologhii_usloviia_prorast"
    ["file_id"] => string(6) "429189"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1506025885"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(104) "Презентация к уроку биологии "Условия прорастания семян""
    ["seo_title"] => string(63) "priezientatsiia_k_uroku_biologhii_usloviia_prorastaniia_siemian"
    ["file_id"] => string(6) "429187"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1506025482"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(154) "План-конспект урока: "Прорастание семян. Условия, необходимые для прорастания семян""
    ["seo_title"] => string(80) "plan_konspekt_uroka_prorastanie_semian_usloviia_neobkhodimye_dlia_prorastaniia_s"
    ["file_id"] => string(6) "530567"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1575628565"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(107) "презентация к уроку "Прорастание семян"  ( биологии 6 класс) "
    ["seo_title"] => string(62) "priezientatsiia-k-uroku-prorastaniie-siemian-biologhii-6-klass"
    ["file_id"] => string(6) "227602"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1440821490"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(33) "Прорастание семян"
    ["seo_title"] => string(19) "prorastaniiesiemian"
    ["file_id"] => string(6) "268049"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1450531569"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства