kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок биологии в 5 классе по теме "На границе живого и неживого: вирусы"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок построен в соответствии с требованиями ФГОС, используется презентация. С помощью загадок определяется тема урока и цели, которые высказывают ребята. Изучается материал об основоположнике вирусологи Ивановском Д.И. Используется текст учебника для ответов на вопросы учителя, формируется умение самостоятельно делать выводы. Обсуждается взрыв хлопушки как имитация действия чихания. По желанию в домашнем задании предполагается работа с пластилином для создании модели вируса.

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока»

Технологическая карта урока

Урок: биология

Тема: На границе живого и неживого: вирусы.

Тип урока: комбинированный

Цель урока: формирование представлений о вирусах, изучение особенностей неклеточных форм жизни.

Планируемые результаты обучения:

Предметные: объяснить причины вирусных заболеваний организмов, раскрыть научное значение изучения вирусов.

Метапредметные: учащиеся учатся самостоятельно работать с текстом и иллюстрациями учебника; описывать биологически объекты; проводить их сравнительную характеристику.

Личностные: интерес к изучению ранее незнакомых объектов живой природы, проведение простейших исследований способствуют формированию у учащихся мотивации к научному познанию.

Информационно – методическое обеспечение урока

1.Биология. 5 –класс. Учебник под редакцией Самковой В.А. , Рокотовой Д.И . УМК «Академкнига» 2014 год, рабочие тетради.

2.Иллюстратичвный материал с изображением вирусов, цветов тюльпанов, выведенных с использованием вирусов.

Этап

Материал ведения урока

Деятельность учащихся

УУД на этапах урока

Организационный момент

Приветствует класс

«Вот звонок нам дал сигнал:
Поработать час настал.
Так что время не теряем и работать начинаем.
На урок торопит нас, Биология сейчас».

А девизом нашего урока будут такие слова: «Думаешь – коллективно! Решаешь – оперативно! Отвечаешь – доказательно!   И открытия нас ждут обязательно!

Проверяет готовность учащихся к уроку.

Отмечает отсутствующих.

Приветствуют учителя













Сл.1

Демонстрируют готовность к уроку.



Называют отсутствующих.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества

Личностные:

-формирование навыков самоорганизованности, дисциплинированности.

Актуализация знаний

Сл.2.

Что вызывает заболевание гриппом?

О каких вирусах вы слышали?

Сл.3

Заканчивают текст стихов






Личностные УУД

Уметь мотивировать себя на целенаправленную познавательную деятельность.

Познавательные УУД. Уметь приводить доказательства фактов.

Коммуникативное УУД. Уметь оформлять свои мысли в устной форме

Целеполагание

Интересуется: какова тема и цель нашего урока.

Демонстрирует слайд 4 презентации, предлагает записать дату и тему урока.



СЛ.5 Каковы признаки живых организмов?

Сл.6 Заполняем таблицу в тетради

Что – это неживое.

Слушают, рассматривают, отвечают на вопросы









Питание, дыхание, размножение, рост, развитие и др.

Слушают, думают, дают ответы:

Размышляют, делятся своим мнением.

Делают соответствующую запись в тетрадь. Самопроверка

Личностные: мотивационная основа учебной деятельности

Познавательные, логические: умение создавать обобщение, устанавливать аналогии, логическое рассуждение, умозаключение.


Изучение новой темы

Сообщает: наука, занимающаяся изучением вирусов, называется вирусология. Сл.8

Большой вклад в развитии этой науки внес русский ботаник Д.И. Ивановский СЛ.9

Обращается к материалу учебника, предлагает прочесть текст нас. 105 об открытии вируса табачной мозаики и ответить на вопросы:

-Почему вирус именно так и называется?

-Почему Д.И. назвал их «фильтрующими вирусами»?

Рассказывает об особенностях строения вирусов, их многообразии, используя слайды 12-15

Задает вопрос: - верно ли утверждение, что вирусы приносят людям только неприятности? Ответ найдите в учебнике на с. 106. Сл.16

Внимательно слушаю, запоминают, делают пометки в тетрадях.









Рассматривают слайд и рис. 69 А в учебнике.



Слушают, делают необходимые записи.





Работают в парах: читают, обсуждают, отвечают.

Слушают, рассматривают слайды, рис. 70 учебника.

Самостоятельно работают, отвечают.

Делают записи в тетради.




Регулятивные: постановка учебной задачи в сотрудничестве с учителем.

Личностные: учебно-познавательный интерес.



Познавательные: анализ, сравнение, обобщение, классификация, аналогия.


Физкультминутка

Чтобы вирусам дать бой,

Разомнемся мы с тобой.

Мы присядем и привстанем,

Руки вытянем, помашем,

Кисти наши мы встряхнем,

Мы все силы соберем

И учиться вновь начнем

Выполняют упражнения

Регулятивные УУД

Учатся переключаться

на другой вид

деятельности

Закрепление полученного материала

Вместе составляем сенквейн.

Вирусы

Микроскопические, ядовитые

Заражают, размножаются, убивают

Вызывают заболевания живых организмов

Паразиты

Раздает тесты

1. Вирусы - это: а)доклеточные формы жизни; б) древнейшие эукариот; в)примитивные бактерии.

2) Русский биолог Д.И.Ивановский, изучая заболевания листьев табака, открыл: а) простейших;

б) вирусы;

в) бактерии;

г) грибы.

3) Какие формы жизни занимают промежуточное положение между телами живой и неживой природы?

а) лишайники;

б) грибы;

в) бактерии;

г) вирусы.

4) Вирусами вызываются следующие заболевания человека;

а) корь;

б) ангина;

в) бешенство;

г) СПИД

Работают с учителем















Работают индивидуально, письменно, осуществляют взаимопроверку в соответствии со слайдом 6

Познавательные УУД.

Умение работать по алгоритму, анализировать полученную информацию, подводить итоги.

Регулятивные УУД

Умение осуществлять контроль и коррекцию своей деятельности

Коммуникативное УУД. Умение работы в паре (общение), владение устной и письменной речью

Подведение итогов урока

Совместно с учащимися оценивает урок и принимает их предложения и пожелания..

Вопросы: 1. Какую цель ставили?

2. Удалось решить поставленную цель?

3. Какие получили результаты?

4. Где можно применить новые знания?

Выстрел хлопушки! Модель какого действия вы наблюдали? (Чихание) В чем опасность этого действия?



Отвечают на вопросы.

Регулятивные:

контроль и коррекция в форме сравнения способа действия и его результата с заданным эталоном.

Познавательные:

-умение осознанно и произвольно строить высказывания.

Домашнее

задание

Знакомит с домашним материалом слайд 20

1. Повторить параграфы 9-21, подготовиться к контрольной работе.

2. По желанию изготовить модель вируса из пластилина.

Фиксируют запись в тетрадь, получают пояснения.


Рефлексия


Интересуется впечатлениями об уроке, настроением детей.

Дает совет слайд 21

И в заключение мой совет-

Соблюдайте правила личной гигиены!

Занимайтесь спортом!

Остерегайтесь больных людей!

Следите за своим здоровьем!

И вирусы вам будут нипочем!

Делятся своими мыслями, слушают, запоминают совет.

Личностные УУД

Готовность к личностному самоопределению, самооценке на основе критерия успешной учебной деятельности.

Коммуникативное УУД. Уметь оформлять свои мысли в устной форме , задать вопрос.

Регулятивные УУД

Умение оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки





Просмотр содержимого презентации
«вирусы»

Думаешь – коллективно!  Решаешь – оперативно! Отвечаешь – доказательно!    И открытия нас ждут обязательно

Думаешь – коллективно! Решаешь – оперативно! Отвечаешь – доказательно!   И открытия нас ждут обязательно

У меня печальный вид, –  Голова с утра болит,  Я чихаю, я охрип.  Что такое?  Это – ... Какой-то странный маскарад:  Все в масках, но никто не рад.  Где серпантин?  А где шары?  Где конкурсы для детворы?  Не слышно музыки и песен,  Сценарий малоинтересен.  Нет танцев, клоунов и смеха.
  • У меня печальный вид, – Голова с утра болит, Я чихаю, я охрип. Что такое? Это – ...
  • Какой-то странный маскарад: Все в масках, но никто не рад. Где серпантин? А где шары? Где конкурсы для детворы? Не слышно музыки и песен, Сценарий малоинтересен. Нет танцев, клоунов и смеха. "Апчхи!" и " Кхе !" разносит эхо. Похоже, каждый крепко влип, Ведь маскарад устроил ...

Вирус человека Компьютерный вирус

Вирус человека

Компьютерный вирус

На границе живого и неживого:  вирусы

На границе живого и неживого:

вирусы

ВИРУСЫ – КТО или ЧТО?

ВИРУСЫ –

КТО или ЧТО?

Органоид Функция 1. Клеточная мембрана 2. Хранение наследственной информации 3. Митохондрии 4. Фотосинтез : образование кислорода и органических веществ 5. Цитоплазма

Органоид

Функция

1. Клеточная мембрана

2.

Хранение наследственной информации

3. Митохондрии

4.

Фотосинтез : образование кислорода и органических веществ

5. Цитоплазма

В журнале «Вокруг света» была опубликована статья, которая называлась “Проклятие фараонов”. В ней говорилось о том, что в Египте была обнаружена ранее неизвестная гробница. Через некоторое время, все члены экспедиции, участвующие в раскопках, погибли. Как вы думаете, каковы причины этого? Какие будут предположения?
  • В журнале «Вокруг света» была опубликована статья, которая называлась “Проклятие фараонов”. В ней говорилось о том, что в Египте была обнаружена ранее неизвестная гробница. Через некоторое время, все члены экспедиции, участвующие в раскопках, погибли.
  • Как вы думаете, каковы причины этого? Какие будут предположения?

Стихийным злом эволюции назвали ученые сверхмельчайшие формы жизни, не имеющие клеточного строения, значение их огромно, и многое еще неизвестно об этих загадочных существах нашей планеты. ВИРУСОЛОГИЯ  – наука, изучающая вирусы. Дмитрий Иосифович Ивановский 1892 год открытие вируса табачной мозаики

Стихийным злом эволюции назвали ученые сверхмельчайшие формы жизни, не имеющие клеточного строения, значение их огромно, и многое еще неизвестно об этих загадочных существах нашей планеты.

ВИРУСОЛОГИЯ – наука, изучающая вирусы.

Дмитрий Иосифович

Ивановский

1892 год открытие вируса табачной мозаики

Работа с текстом учебника Задание. Прочтите текст на странице 105 об истории открытия вируса табачной мозаики и найти ответы на вопросы: Почему вирус именно так и называется Почему Д.И. Ивановский назвал их «фильтрующими вирусами »

Работа с текстом учебника

Задание. Прочтите текст на странице 105 об истории открытия вируса табачной мозаики и найти ответы на вопросы:

  • Почему вирус именно так и называется
  • Почему Д.И. Ивановский назвал их «фильтрующими вирусами »

Вирусы способны образовывать кристаллы и сохраняться в виде такого типичного состояния неживой природы

Вирусы способны образовывать кристаллы и сохраняться в виде такого типичного состояния неживой природы

Строение вирусов.           * Размеры вирусов варьируют в широких пределах – от 10 до700 нм. С помощью электронного микроскопа установлено, что вирусы могут иметь различную форму: шаро-, палочко-, нитевидную, цилиндрическую , форму кристаллов. Известно более 1000 видов!

Строение вирусов.     

     * Размеры вирусов варьируют в широких пределах – от 10 до700 нм. С помощью электронного микроскопа установлено, что вирусы могут иметь различную форму: шаро-, палочко-, нитевидную, цилиндрическую , форму кристаллов. Известно более 1000 видов!

В процессе эволюции вирусы приобрели способ размножаться только в клетках определенных организмов. Это позволяет разделить их на 4 группы: вирусы животных, растений, человека и бактерий.
  • В процессе эволюции вирусы приобрели способ размножаться только в клетках определенных организмов.
  • Это позволяет разделить их на 4 группы: вирусы животных, растений, человека и бактерий.

* Вне клетки хозяина они не проявляют никаких свойств живого организма! Они не потребляют пищи и не вырабатывают энергии, не растут, у них нет обмена веществ.

* Вне клетки хозяина они не проявляют никаких свойств живого организма! Они не потребляют пищи и не вырабатывают энергии, не растут, у них нет обмена веществ.

Значение вирусов Самостоятельная работа с текстом.  Прочитать текст на стр. 106, выписать значение вирусов в тетрадь. В отдельные столбики выделить положительную и отрицательную роль вирусов. - +

Значение вирусов

Самостоятельная работа с текстом.

Прочитать текст на стр. 106, выписать значение вирусов в тетрадь.

В отдельные столбики выделить положительную и отрицательную роль вирусов.

-

+

Закрепление знаний:  Синквейн   Паразиты Микроскопические, ядовитые Заражают, размножаются, убивают Вызывают заболевания живых организмов. Опасность

Закрепление знаний: Синквейн

  • Паразиты
  • Микроскопические, ядовитые
  • Заражают, размножаются, убивают
  • Вызывают заболевания живых организмов.
  • Опасность

Ответы теста 1. А 2. Б 3. Г 4. А, В, Г

Ответы теста

  • 1. А
  • 2. Б
  • 3. Г
  • 4. А, В, Г

Домашнее задание! Повторить параграфы 9-21. Подготовиться к контрольной работе По желанию. Подготовить сообщение о вирусах. Изготовить модель вируса из пластилина

Домашнее задание!

  • Повторить параграфы 9-21.
  • Подготовиться к контрольной работе
  • По желанию. Подготовить сообщение о вирусах.

Изготовить модель вируса из пластилина

Мой совет: Ведите правильный образ жизни! Соблюдайте правила личной гигиены! Занимайтесь спортом! Остерегайтесь больных людей! Следите за своим здоровьем! И вирусы вам будут нипочем!

Мой совет:

  • Ведите правильный образ жизни!
  • Соблюдайте правила личной гигиены!
  • Занимайтесь спортом!
  • Остерегайтесь больных людей!
  • Следите за своим здоровьем!
  • И вирусы вам будут нипочем!

* Паразит *Несамостоятельный, микроскопический *Сторожит, проникает, разрушает *Будь осторожен каждый живой!!! *Опасность.

* Паразит

*Несамостоятельный, микроскопический

*Сторожит, проникает, разрушает

*Будь осторожен каждый живой!!!

*Опасность.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Биология

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Урок биологии в 5 классе по теме "На границе живого и неживого: вирусы"

Автор: Елена Николаевна Заморова

Дата: 14.09.2020

Номер свидетельства: 557519

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства