1.Биология. 5 –класс. Учебник под редакцией Самковой В.А. , Рокотовой Д.И . УМК «Академкнига» 2014 год, рабочие тетради.
2.Иллюстратичвный материал с изображением вирусов, цветов тюльпанов, выведенных с использованием вирусов.
Этап | Материал ведения урока | Деятельность учащихся | УУД на этапах урока |
Организационный момент | Приветствует класс «Вот звонок нам дал сигнал: Поработать час настал. Так что время не теряем и работать начинаем. На урок торопит нас, Биология сейчас». А девизом нашего урока будут такие слова: «Думаешь – коллективно! Решаешь – оперативно! Отвечаешь – доказательно! И открытия нас ждут обязательно! Проверяет готовность учащихся к уроку. Отмечает отсутствующих. | Приветствуют учителя Сл.1 Демонстрируют готовность к уроку. Называют отсутствующих. | Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества Личностные: -формирование навыков самоорганизованности, дисциплинированности. |
Актуализация знаний | Сл.2. Что вызывает заболевание гриппом? О каких вирусах вы слышали? Сл.3 | Заканчивают текст стихов | Личностные УУД Уметь мотивировать себя на целенаправленную познавательную деятельность. Познавательные УУД. Уметь приводить доказательства фактов. Коммуникативное УУД. Уметь оформлять свои мысли в устной форме |
Целеполагание | Интересуется: какова тема и цель нашего урока. Демонстрирует слайд 4 презентации, предлагает записать дату и тему урока. СЛ.5 Каковы признаки живых организмов? Сл.6 Заполняем таблицу в тетради Что – это неживое. | Слушают, рассматривают, отвечают на вопросы - Питание, дыхание, размножение, рост, развитие и др. Слушают, думают, дают ответы: Размышляют, делятся своим мнением. Делают соответствующую запись в тетрадь. Самопроверка | Личностные: мотивационная основа учебной деятельности Познавательные, логические: умение создавать обобщение, устанавливать аналогии, логическое рассуждение, умозаключение. |
Изучение новой темы | Сообщает: наука, занимающаяся изучением вирусов, называется вирусология. Сл.8 Большой вклад в развитии этой науки внес русский ботаник Д.И. Ивановский СЛ.9 Обращается к материалу учебника, предлагает прочесть текст нас. 105 об открытии вируса табачной мозаики и ответить на вопросы: -Почему вирус именно так и называется? -Почему Д.И. назвал их «фильтрующими вирусами»? Рассказывает об особенностях строения вирусов, их многообразии, используя слайды 12-15 Задает вопрос: - верно ли утверждение, что вирусы приносят людям только неприятности? Ответ найдите в учебнике на с. 106. Сл.16 | Внимательно слушаю, запоминают, делают пометки в тетрадях. Рассматривают слайд и рис. 69 А в учебнике. Слушают, делают необходимые записи. Работают в парах: читают, обсуждают, отвечают. Слушают, рассматривают слайды, рис. 70 учебника. Самостоятельно работают, отвечают. Делают записи в тетради. | Регулятивные: постановка учебной задачи в сотрудничестве с учителем. Личностные: учебно-познавательный интерес. Познавательные: анализ, сравнение, обобщение, классификация, аналогия. |
Физкультминутка | Чтобы вирусам дать бой, Разомнемся мы с тобой. Мы присядем и привстанем, Руки вытянем, помашем, Кисти наши мы встряхнем, Мы все силы соберем И учиться вновь начнем | Выполняют упражнения | Регулятивные УУД Учатся переключаться на другой вид деятельности |
Закрепление полученного материала | Вместе составляем сенквейн. Вирусы Микроскопические, ядовитые Заражают, размножаются, убивают Вызывают заболевания живых организмов Паразиты Раздает тесты 1. Вирусы - это: а)доклеточные формы жизни; б) древнейшие эукариот; в)примитивные бактерии. 2) Русский биолог Д.И.Ивановский, изучая заболевания листьев табака, открыл: а) простейших; б) вирусы; в) бактерии; г) грибы. 3) Какие формы жизни занимают промежуточное положение между телами живой и неживой природы? а) лишайники; б) грибы; в) бактерии; г) вирусы. 4) Вирусами вызываются следующие заболевания человека; а) корь; б) ангина; в) бешенство; г) СПИД | Работают с учителем Работают индивидуально, письменно, осуществляют взаимопроверку в соответствии со слайдом 6 | Познавательные УУД. Умение работать по алгоритму, анализировать полученную информацию, подводить итоги. Регулятивные УУД Умение осуществлять контроль и коррекцию своей деятельности Коммуникативное УУД. Умение работы в паре (общение), владение устной и письменной речью |
Подведение итогов урока | Совместно с учащимися оценивает урок и принимает их предложения и пожелания.. Вопросы: 1. Какую цель ставили? 2. Удалось решить поставленную цель? 3. Какие получили результаты? 4. Где можно применить новые знания? Выстрел хлопушки! Модель какого действия вы наблюдали? (Чихание) В чем опасность этого действия? | Отвечают на вопросы. | Регулятивные: контроль и коррекция в форме сравнения способа действия и его результата с заданным эталоном. Познавательные: -умение осознанно и произвольно строить высказывания. |
Домашнее задание | Знакомит с домашним материалом слайд 20 1. Повторить параграфы 9-21, подготовиться к контрольной работе. 2. По желанию изготовить модель вируса из пластилина. | Фиксируют запись в тетрадь, получают пояснения. | |
Рефлексия | Интересуется впечатлениями об уроке, настроением детей. Дает совет слайд 21 И в заключение мой совет- Соблюдайте правила личной гигиены! Занимайтесь спортом! Остерегайтесь больных людей! Следите за своим здоровьем! И вирусы вам будут нипочем! | Делятся своими мыслями, слушают, запоминают совет. | Личностные УУД Готовность к личностному самоопределению, самооценке на основе критерия успешной учебной деятельности. Коммуникативное УУД. Уметь оформлять свои мысли в устной форме , задать вопрос. Регулятивные УУД Умение оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки |