kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок биологии «Урочище «Карагичевы Грачи» на примере заповедных зон Константиновсого района.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока в соответствии ФГОС, с использованием краеведческого материала

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок биологии «Урочище «Карагичевы Грачи» на примере заповедных зон Константиновсого района.»

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Гапкинская средняя общеобразовательная школа»












«Урочище «Карагичевы Грачи»

на примере заповедных зон

Константиновсого района.

Сохранение разнообразия биогеоценозов(экосистем).



















2019г











Родионова Валентина Николаевна, учитель биологии высшей категории МБОУ «Гапкинская СОШ» Константиновского района Ростовской области. Образование высшее, окончила Ростовский Государственный педагогический институт, педагогический стаж 34 года.




Тема: « Урочище Карагичевыч Грачи» на примере заповедных зон Константиновского района. Сохранение разнообразия биогеоценозов (экосистем).

Цели: выяснить наличие и значение заповедных зон в Константиновском районе, воспитывать бережное отношение к природе.


Задачи:

Образовательные :

Определить значение термина «урочище», установить время создания памятника природы, узнать историю названия «Карагичевы Грачи», охарактеризовать местоположение урочища «Карагичевы Грачи», его флору и фауну, раскрыть значение в природе урочища «Карагичевы Грачи», продолжить знакомство школьников с заповедными зонами Константиновского района, народным фольклором о природе.

Развивающие:

Содействовать развитию мышления, речи, воображения, эстетических чувств, умение анализировать и делать выводы.


Воспитательные:

Способствовать воспитанию бережного отношения к природе, любви к родному краю, необходимоcти защиты заповедных зон.


Планируемы е результаты:

Предметные: формирование основ экологической грамотности: способности оценивать последствия деятельности человека в природе, осознание необходимости действий по сохранению биоразнообразия и природных местообитаний, видов растений и животных.

Познавательные УУД: умение работать с текстом, выделять в нем главное, давать определения понятиям, классифицировать объекты, умения сравнивать, делать выводы.

Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам в работе кабинета.

Коммуникативные УУД: умение слушать учителя и отвечать на вопросы, работать коллективно и индивидуально.

Личностные результаты: формирование познавательных интересов, направленных на изучение живой природы, экологической культуры и необходимости бережного отношения к окружающей среде, эстетическое восприятие природы.

Вид урока: урок изучения нового материала.

Форма урока: урок-лекция

Технология: организация исследовательской деятельности

Методы обучения и формы работы:

Метод словесной передачи и слухового восприятия

Метод наглядной передачи информации и зрительного восприятия

Метод передачи информации с помощью практической деятельности

- частично-поисковый (эвристический)

- проблемный

-


Оборудование: компьютер, проектор, презентация «Урочище «Карагичевы Грачи», «Википедия», учебник Биология 10 класс, автор И.Н.Пономарева, О.А.Корнилова, Т.Е.Лощилина, плакаты, рисунки «Сохраним родную природу», иллюстрации животных, птиц, «Красная книга», фотографии «День древонасаждения».

Литература: Серия «Эрудит». Мир растений

www.zapoved.net


1.Организация класса.

2.Актуализация знаний.

Работа учителя. (Постановка проблемы, определение темы урока).

- На доске вы видите различные иллюстрации, фотографии, чему будет посвящен наш урок? Как бы вы обозначили тему урока?

3.Работа над новым материалом.

Работа учителя.

Тема нашего урока:« Урочище Карагичевы Грачи» на примере заповедных зон Константиновского района. Сохранение разнообразия биогеоценозов (экосистем).»

Рядом с хутором, в котором я живу находится лес. Я часто гуляла в этом лесу, любуясь его живописной красотой, особенно в весеннее время. Я узнала, что лес называется «Урочище Карагичевы Грачи». Меня заинтересовало это название и я захотела узнать о нем подробнее.

-Что же такое урочище? Давайте воспользуемся словарем.



















Работа учителя. Показ презентации. Свое название «Карагичевы Грачи» получил из-за большого количества грачей, гнездящихся на берестняке (караиче) и является заповедной зоной.

Территория представляет собой остров, образованный петлей р. Кагальника. Площадь 75 га. Памятник природы имеет природоохранное, рекреационное и научное значение. Расположен на правом берегу р. Кагальника, в 1 км от станицы Богоявленской. В климатическом отношении это пограничная часть районов умеренно жаркого и жаркого недостаточного увлажнения. Растительный мир - пойменный лес. Территория находится в подзоне типчаково-ковыльных степей. Лесной массив отличается крайней бедностью видового состава. Господствуют берестняки (карагач, караич). Редко встречаются фрагменты разреженных вербняков. Кроме береста, из деревьев отмечается вяз, а из кустарников - бересклет европейский, терн, крушина. В покрове берестняков доминируют кострец безостый (обычен и характерен для светлых участков, равномерно распределяется не только на опушках, но и в глубинных частях), купырь лесной, подмаренник цепкий, ежевика и др. Лесные виды трав практически отсутствуют. Кроме весенних эфемероидов (пролеска лесная, хохлатка Галлера, лютик едкий, купальница) здесь встречаются мятлик лесной, чистотел, будра плющелистная и сорно-лесные виды. Травяной покров в лесу очень сходен с окружающими лугами. Из животных встречаются косуля, каменная куница, ласка, лиса, заяц-русак, фазан, куропатка серая, перепел, вяхирь, коростель, пустельга обыкновенная, сова ушастая, сорокоггут жулан, иволга и многие другие.

Представляет большую ценность как резерв животного населения пойменных лесов. Состояние памятника природы удовлетворительное.

Показ презентации.




Работа учащихся.

Определение темы урока















Работа учащихся со словарем. Википедия. Уро́чище — в широком смысле, народное название любого географического объекта или ориентира, о котором договорились ).(«уреклись») люди[1].

Урочищем может стать любая часть местности, отличная от остальных участков окружающей местности. Например, это может быть лесной массив среди поля, болото или нечто подобное, а также участок местности, являющийся естественной границей между чем-либо. Таким образом, урочищем иногда называют и отдельно стоящие небольшие населённые пункты, поскольку они выделяются на окружающей местности.



Карта


Флора











































Фауна

































Работа учителя.

Хочется отдельно сказать о птице, благодаря которой урочище и получило свое название. Это грач.











С читается, что с их прилетом начинается весна. Данные прозвища птицы произошли потому, что они могут ходить по земле и собирать семена, плоды. червяков. Грачи обычно большими стаями следуют за пашущими поля; это подметил К.Линней в латинском названии «Corvus frugilegus», что значит - ворон, собирающий пищу.

Поселяются шумными колониями. Гнездятся на деревьях, бывает даже около 30 гнезд на одном дереве. Свое гнездо грач вьет из тонких прутиков и соломы, на самой верхушке дерева. Гнездовая колония существует долго, даже десятилетия. Один раз в год бывает одна кладка – 3-7яиц. Птенцы появляются через 16-20 дней, вылет птенцов из гнезда через 30 дней. Грачи выводят своих птенцов раньше других птиц. Питаются растительным и животным кормом, не только на поверхности почвы, но и запуская клюв в почву. Улетают в октябре. Когда-то в эти дни дети с песнями - «веснянками» - бегали по деревне с птичками, сделанными из теста. Одни фигурки они разбрасывали в поле, чтобы земля дала богатый урожай. Другие, надев на длинные шесты, раскачивали так, что птички

казались летящими. Это время изобразил Саврасов в своей картине «Грачи прилетели».





















Работа учителя.

Как видим, народное творчество дополняет знание о птице, расширяя наш кругозор.

Человек издавна оказывал влияние на природу, воздействуя как на отдельные виды растений и животных, так и на экосистему в целом. Ее устойчивость во многом зависит не только от осуществления государственных мероприятий, но и от экологической культуры, сознание своей ответственности за дальнейшее развитие жизни на Земле и процветание всего человечества.

Откройте учебник биологии на стр.116-118. Прочитайте самостоятельно текст «Пути сохранения биогеоценозов».

- Охарактеризуйте принципиальные особенности сохранения и восстановления биогеоценозов.










Работа учителя:

-Дайте определения терминам: заповедник, заказник, национальный парк, памятник природы.

























Работа учителя.

Для поддержания естественного характера экологических процессов, а также жизнеспособности видов, популяций и сообществ, составляющих биологическое разнообразие, охраняемые природные территории должны иметь достаточную пространственную протяженность и соответствующую этим целям структуру в сочетании с эффективным управлением. Охрана природных объектов не может быть успешной, если каждый из них охраняется «сам по себе». Указ Президента от 2.10.1992г №1155 «Об особо охраняемых территориях Российской Федерации» устанавливает, что сохранение и развитие особо охраняемых территорий является одним из приоритетных направлений государственной экологической политики РФ. В соответствии с этим Указом предусматривалось довести площадь государственных заповедников до3%.

Особо охраняемые природные территории (ООПТ) играют важнейшую роль в сохранении и восстановлении ресурсов живой природы. Они являются наиболее эффективным механизмом поддержания экологического баланса территорий, сохранения естественного биоразнообразия. К особо охраняемым природным территориям относятся заповедники, заказники, природные парки, памятники природы и т.д. Сеть ООПТ на Дону достаточно обширна и разнообразна. К одному из них относится памятник природы «Урочище «Карагичевы Грачи», который находится в Константиновском районе Ростовской области. Урочище «Карагичевы Грачи» - ботанический памятник природы местного значения с режимом заказника. Создан Решениями Константиновского Райисполкома № 79 от 08.02.1978 г. и Облсовета № 87 от 22. 04.1992 г.

Урочище «Карагичевы Грачи» существует много лет. Мы жители нашего района должны сохранить этот памятник природы.

III. Закрепление материала

- Заинтересовал ли вас рассказ об урочище «Карагичквы Грачи»?

- О каких памятниках природы Константиновского района знаете, слышали?

- Какие меры по сохранению данного памятника природы вы бы предложили?

- О каких животных или растениях урочища вы бы могли рассказать подробнее, используя устное народное творчество?

IV. Задание на дом.

1. Выполнить памятку по сохранению памятника природы «Урочище Карагичевы Грачи».

2. Приготовить презентацию или сообщение о растениях или животных, обитающих в данном биогеоценозе.

3. §22 с.115-118, записать термины с.118 в тетрадь, выучить.



Работа учащихся. Выступают подготовленные учащиеся.

17 марта – праздник Герасим –грачевник. В народе считали, что в этот день преподобный Герасим пригнал с зимовки грачей. Есть немало поговорок связанных с этим днем. «Грач зиму расклевал». В марте 15-17 числа прилетают грачи – в народе их называют «вестниками весны». Недаром пословицы гласят: «Увидел грача – весну встречай», « Грач в воздухе – весна на улице», «Грач на горе - весна во дворе», а народные приметы говорят: «Коли грач прилетел, через месяц снег сойдет», «Грачи играют – погода будет хорошая», « Если грачи с криком вьются, сядут на гнезда и опять взовьются – погода переменится», « Стая грачей на дороге к ненастью», «Грачи играют к хорошей погоде», «Если грачи сели на навоз (на дороге) – год будет голодным», «Если грачи сели в гнезда – жди урожайного года», « Если грачи прилетели до Евдокии-плющихи (14 марта), быть лету мокрому, а снег сойдет рано», «Грачи летом пасутся на траве – скоро будет дождь», «Грачи купаются в реке – жди скверной погоды», «Грачи крича – испортится погода», «Коли грачи прямо на гнездо летят – дружная весна».




О грачах есть немало загадок…


Что за весенняя черная птица

Любит за плугом ходить и кормиться?

Что за весенняя черная птица

Прямо на трактор чуть не садится?


Черный, проворный

Кричит «крак», червякам враг.



О грачах есть стихи

Стихи Жемчужникова



Лесок дремал. Приход ничей

Его покуда не тревожил

Но я пришел и сонм грачей

Влетел крича, и весь он ожил.


Они к полудню прилетев

С прогулок утренних по нивам,

Качались на ветвях дерев

В расположении сонливом.


Я помешал; я их спугнул.

Над рощей долго в шумной свалке

Стоял грачей басистый гул,

И звонко вторили им галки


Иным грачей не сносен крик:

А я его люблю, напротив.

Я с детских лет к грачам привык,

Себя их слышать приохотив.


Друзья родной земли моей

Они, как, я здесь летом - дома.

Непостижима без грачей

Страна дубов и черноземов.



















Работа учащихся.

Чтение самостоятельно текста с. 116-118,ответы учащихся.

1.Бережное отношение к лесной растительности, различные лесозащитные мероприятия, заботливое отношение к агроценозам.

2. Восстановление старых и создание новых биогеоценозов на разрушенных землях.

3. Создание и охрана заповедников, заказников, национальных парков,памятников природы.




Работа учащихся. Читают вслух с. 118 учебника

Заповедник – участок территории суши или акватории, где для сохранения всего природного комплекса биогеоценозов и биологического разнообразия популяций и видов полностью исключаются все производственные формы хозяйственной деятельности.

Заказник – территория в которой запрещается использование определенных видов природных ресурсов(видов или групп растений, животных, природных сообществ, полезных ископаемых).

Национальный парк – обширная охраняемая территория, природные условия которой не подвергались сильному антропогенному воздействию или где исторически деятельность человека пребывает в гармонии с природой.

Памятник природы – уникальные или типичные, ценные в научном, культурно-познавательном или эстетическом отношении природные объекты: рощи, озера, водопады, старинные парки, реликтовые сообщества, отдельные деревья, валуны, редкие виды растений и животных.













































Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Биология

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 10 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Родионова Валентина Николаевна

Дата: 16.12.2019

Номер свидетельства: 532164


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства