Работа учителя. Хочется отдельно сказать о птице, благодаря которой урочище и получило свое название. Это грач. С читается, что с их прилетом начинается весна. Данные прозвища птицы произошли потому, что они могут ходить по земле и собирать семена, плоды. червяков. Грачи обычно большими стаями следуют за пашущими поля; это подметил К.Линней в латинском названии «Corvus frugilegus», что значит - ворон, собирающий пищу. Поселяются шумными колониями. Гнездятся на деревьях, бывает даже около 30 гнезд на одном дереве. Свое гнездо грач вьет из тонких прутиков и соломы, на самой верхушке дерева. Гнездовая колония существует долго, даже десятилетия. Один раз в год бывает одна кладка – 3-7яиц. Птенцы появляются через 16-20 дней, вылет птенцов из гнезда через 30 дней. Грачи выводят своих птенцов раньше других птиц. Питаются растительным и животным кормом, не только на поверхности почвы, но и запуская клюв в почву. Улетают в октябре. Когда-то в эти дни дети с песнями - «веснянками» - бегали по деревне с птичками, сделанными из теста. Одни фигурки они разбрасывали в поле, чтобы земля дала богатый урожай. Другие, надев на длинные шесты, раскачивали так, что птички казались летящими. Это время изобразил Саврасов в своей картине «Грачи прилетели». Работа учителя. Как видим, народное творчество дополняет знание о птице, расширяя наш кругозор. Человек издавна оказывал влияние на природу, воздействуя как на отдельные виды растений и животных, так и на экосистему в целом. Ее устойчивость во многом зависит не только от осуществления государственных мероприятий, но и от экологической культуры, сознание своей ответственности за дальнейшее развитие жизни на Земле и процветание всего человечества. Откройте учебник биологии на стр.116-118. Прочитайте самостоятельно текст «Пути сохранения биогеоценозов». - Охарактеризуйте принципиальные особенности сохранения и восстановления биогеоценозов. Работа учителя: -Дайте определения терминам: заповедник, заказник, национальный парк, памятник природы. Работа учителя. Для поддержания естественного характера экологических процессов, а также жизнеспособности видов, популяций и сообществ, составляющих биологическое разнообразие, охраняемые природные территории должны иметь достаточную пространственную протяженность и соответствующую этим целям структуру в сочетании с эффективным управлением. Охрана природных объектов не может быть успешной, если каждый из них охраняется «сам по себе». Указ Президента от 2.10.1992г №1155 «Об особо охраняемых территориях Российской Федерации» устанавливает, что сохранение и развитие особо охраняемых территорий является одним из приоритетных направлений государственной экологической политики РФ. В соответствии с этим Указом предусматривалось довести площадь государственных заповедников до3%. Особо охраняемые природные территории (ООПТ) играют важнейшую роль в сохранении и восстановлении ресурсов живой природы. Они являются наиболее эффективным механизмом поддержания экологического баланса территорий, сохранения естественного биоразнообразия. К особо охраняемым природным территориям относятся заповедники, заказники, природные парки, памятники природы и т.д. Сеть ООПТ на Дону достаточно обширна и разнообразна. К одному из них относится памятник природы «Урочище «Карагичевы Грачи», который находится в Константиновском районе Ростовской области. Урочище «Карагичевы Грачи» - ботанический памятник природы местного значения с режимом заказника. Создан Решениями Константиновского Райисполкома № 79 от 08.02.1978 г. и Облсовета № 87 от 22. 04.1992 г. Урочище «Карагичевы Грачи» существует много лет. Мы жители нашего района должны сохранить этот памятник природы. III. Закрепление материала - Заинтересовал ли вас рассказ об урочище «Карагичквы Грачи»? - О каких памятниках природы Константиновского района знаете, слышали? - Какие меры по сохранению данного памятника природы вы бы предложили? - О каких животных или растениях урочища вы бы могли рассказать подробнее, используя устное народное творчество? IV. Задание на дом. 1. Выполнить памятку по сохранению памятника природы «Урочище Карагичевы Грачи». 2. Приготовить презентацию или сообщение о растениях или животных, обитающих в данном биогеоценозе. 3. §22 с.115-118, записать термины с.118 в тетрадь, выучить. | Работа учащихся. Выступают подготовленные учащиеся. 17 марта – праздник Герасим –грачевник. В народе считали, что в этот день преподобный Герасим пригнал с зимовки грачей. Есть немало поговорок связанных с этим днем. «Грач зиму расклевал». В марте 15-17 числа прилетают грачи – в народе их называют «вестниками весны». Недаром пословицы гласят: «Увидел грача – весну встречай», « Грач в воздухе – весна на улице», «Грач на горе - весна во дворе», а народные приметы говорят: «Коли грач прилетел, через месяц снег сойдет», «Грачи играют – погода будет хорошая», « Если грачи с криком вьются, сядут на гнезда и опять взовьются – погода переменится», « Стая грачей на дороге к ненастью», «Грачи играют к хорошей погоде», «Если грачи сели на навоз (на дороге) – год будет голодным», «Если грачи сели в гнезда – жди урожайного года», « Если грачи прилетели до Евдокии-плющихи (14 марта), быть лету мокрому, а снег сойдет рано», «Грачи летом пасутся на траве – скоро будет дождь», «Грачи купаются в реке – жди скверной погоды», «Грачи крича – испортится погода», «Коли грачи прямо на гнездо летят – дружная весна». О грачах есть немало загадок… Что за весенняя черная птица Любит за плугом ходить и кормиться? Что за весенняя черная птица Прямо на трактор чуть не садится? Черный, проворный Кричит «крак», червякам враг. О грачах есть стихи Стихи Жемчужникова Лесок дремал. Приход ничей Его покуда не тревожил Но я пришел и сонм грачей Влетел крича, и весь он ожил. Они к полудню прилетев С прогулок утренних по нивам, Качались на ветвях дерев В расположении сонливом. Я помешал; я их спугнул. Над рощей долго в шумной свалке Стоял грачей басистый гул, И звонко вторили им галки Иным грачей не сносен крик: А я его люблю, напротив. Я с детских лет к грачам привык, Себя их слышать приохотив. Друзья родной земли моей Они, как, я здесь летом - дома. Непостижима без грачей Страна дубов и черноземов. Работа учащихся. Чтение самостоятельно текста с. 116-118,ответы учащихся. 1.Бережное отношение к лесной растительности, различные лесозащитные мероприятия, заботливое отношение к агроценозам. 2. Восстановление старых и создание новых биогеоценозов на разрушенных землях. 3. Создание и охрана заповедников, заказников, национальных парков,памятников природы. Работа учащихся. Читают вслух с. 118 учебника Заповедник – участок территории суши или акватории, где для сохранения всего природного комплекса биогеоценозов и биологического разнообразия популяций и видов полностью исключаются все производственные формы хозяйственной деятельности. Заказник – территория в которой запрещается использование определенных видов природных ресурсов(видов или групп растений, животных, природных сообществ, полезных ископаемых). Национальный парк – обширная охраняемая территория, природные условия которой не подвергались сильному антропогенному воздействию или где исторически деятельность человека пребывает в гармонии с природой. Памятник природы – уникальные или типичные, ценные в научном, культурно-познавательном или эстетическом отношении природные объекты: рощи, озера, водопады, старинные парки, реликтовые сообщества, отдельные деревья, валуны, редкие виды растений и животных. |