kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок биологии в 9 классе по теме: "Методы современной селекции. Значение изменчивости для отбора"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок составлен в соответствии с календарно-тематическим планированием и стандартом ГОСО

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок биологии в 9 классе по теме: "Методы современной селекции. Значение изменчивости для отбора"»

Урок: №32.

Предмет: биология.

Класс: 9.

Дата проведения: __________________

Тема: Методы современной селекции. Значение изменчивости для отбора. Отбор и его творческая роль. Оценка наследственных качеств.

Цель урока:

Образовательная  познакомить учащихся с основными методами селекции, обеспечить усвоение базовых понятий сорт, порода, штамм, научить различать сорта и гибриды.

Развивающая – расширить познания учащихся о современных методах селекции.

Воспитательная – подчеркнуть роль трудолюбия, любви к своему делу, свойственной увлечённым селекционерам.

Тип урока: изучение нового материала.
Методы урока: объяснение, беседа, работа в группах, самостоятельная работа.

Оборудование: ЭП, инструктивные карты к уроку.

Ход урока:

  1. Организационный момент.

  2. Активизация опорных знаний учащихся.

Индивидуальный и фронтальный опрос. «Горячий стул».

  1. Изучение нового материала.

Что изучает селекция? (Работа с понятием селекция. Запись понятия в словарь. Составление синквейна на понятие «селекция»).

Правила составления:

1 строчка – одно слово – название стихотворения, тема, обычно существительное.

2 строчка – два слова (прилагательные или причастия). Описание темы, слова можно соединять союзами и предлогами.

3 строчка – три слова (глаголы). Действия, относящиеся к теме.

4 строчка – четыре слова – предложение. Фраза, которая показывает отношение автора к теме в 1-ой строчке.

5 строчка – одно слово – ассоциация, синоним, который повторяет суть темы в 1-ой строчке, обычно существительное.

2. Работа с понятиями сорт, порода и штамм (глоссарий). Запись понятий в тетрадь.

Из определения селекции видно, что целью практической деятельности селекционеров является создание новых сортов растений, пород животных и штаммов микроорганизмов, обладающих нужными для человека качествами.

3.Какой вклад в развитие селекции внёс Н.И. Вавилов?

4. Работа в малых группах. Ответы учащиеся записывают на листах бумаги, которые раздаются каждой группе.

Задание №1. Представьте, что вы селекционеры, вам необходимо создать новый сорт томатов. Какими признаками вы наделили свой новый сорт? Почему именно на эти признаки вы обратили внимание?

Задание №2. Вам необходимо вывести новый сорт томата, пригодного для механизированной уборки плодов. Какими признаками вы наделили бы свой сорт? Почему?

Задание №3. Какими способами, методами вы будете пользоваться при выведении нового сорта? Где вы будете искать источники новых генов, формирующих лучшие продуктивные качества вашего сорта?

После завершения работы в группах заслушиваются варианты решения поставленных задач, проводится беседа, в ходе которой учитель подводит учащихся к формулировке задач селекции.

1.повышение урожайности сортов растений и продуктивности пород животных

2.Повышение экологической пластичности сортов (выведение сортов, которые можно выращивать в различных климатических условиях – вспомнить понятие “ районирование”)

3.Выведение сортов, устойчивых к различным заболеваниям (на примере фитофтороустойчивых сортов картофеля)

4.Выведение сортов растений, пригодных для механического выращивания и пород животных для промышленного разведения.

5. Каковы же методы селекции, которые помогут решить поставленные задачи?

Основные методы селекции – отбор и гибридизация. Отбор бывает массовый и индивидуальный. При индивидуальном отборе выбирают отдельную особь с нужными признаками и получают от неё потомство. Индивидуальный отбор применяется для самоопыляющихся растений и животных. Массовый отбор применятся в селекции перекрёстноопыляемых растений некоторых животных.

Вопрос: кто производит данный отбор? Как он называется? (искусственный)

Сравните искусственный и естественный отбор. (заполнение таблицы)

Показатели

Искусственный отбор

Естественный отбор

Исходный материал для отбора

Индивидуальные признаки организма

Индивидуальные признаки организма

Отбирающий фактор

Человек

Условия среды

Путь благоприятных изменений

Отбираются, становятся производительными


Остаются, накапливаются, передаются по наследству

Путь неблагоприятных изменений

Отбираются, бракуются, уничтожаются

Уничтожаются в борьбе за существование

Характер действия


Творческий – направленное накопление признаков на пользу человеку


Творческий – отбор приспособительных признаков на пользу особи, популяции, вида, приводящий к возникновению новых форм

Результат отбора


Новые сорта растений, породы животных, штаммы микроорганизмов

Новые виды


Формы отбора

Массовый, индивидуальный, бессознательный, методический

Движущий, стабилизирующий, дестабилизирующий, дизруптивный, половой

Гибридизация - это процесс скрещивания родительских форм и получение от них гибридов. Различают два вида гибридизации – близкородственную и отдалённую (иногда даже межвидовую).

Рассмотрим упрощённую схему комбинационной селекции для получения нового сорта самоопыляющегося растения (например, пшеницы).

1 этап – скрещивание между собой двух родительских форм.

2 этап – оценка гибридов до восьмого поколения (при самоопылении к 7-8 поколению достигается почти 100% уровень гомозиготности) Таким образом цель отбора для многих селекционных программ является получение максимально гомозиготных форм. Что же такое гомозиготность? Гомозиготность – это такое состояние наследственного аппарата, при котором гомологичные хромосомы имеют одну и ту же форму аллельных генов.

3 этап – отбор лучших потомков, их оценка, испытание на урожай и другие признаки.

Заключительный этап - лучшее потомство становится сортом.

Аналогично получают и породы животных, к примеру, если заниматься разведением чистокровных такс, спаривание полных братьев и сестёр приводит к 90% -ной гомозиготности к 8 поколению, а при скрещивании двоюродных братьев и сестёр гомозиготность достигает 65% лишь к 15-16 поколению.

6.(работа с ЭП, гибридизация, виды – схема, родственное скрещивание)

Заполнение таблицы:

Метод

Характеристика

Применяется для растений или животных

гибридизация



инбридинг



гетерозис



аутбридинг



Искусственный мутагенез



  1. Закрепление.

В 1760-е годы английский селекционер Р. Бейкуэлл сформулировал два правила селекции крупного рогатого скота: “Скрещивай лучшее с лучшим” и “Подобное рождает подобное”. Трудами этого специалиста Англия во многом обязана своим лидирующим положением в племенном животноводстве. О каких методах селекции идёт речь в данных высказываниях?

Выполнение заданий в ЦОРах № 4530, 4531.

  1. Подведение итогов. Домашнее задание.

§ 31,32. Творческое задание: Подготовить сообщение о истории создания породы ваших домашних питомцев и о новейших достижениях селекции. 



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Биология

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 9 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Завгородняя Алия Кажибаевна

Дата: 08.01.2017

Номер свидетельства: 376406


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства