kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок биологии в 6 классе "Сфагновые мхи. Охрана мохообразных растений"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок биологии в 6 классе "Сфагновые мхи. Охрана мохообразных растений"

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«сфагновые мхи»

Класс: 6 класс

Дата: __________

Тема урока: «Сфагновые мхи. Значение мхов в природе и народном хозяйстве. Охрана мохообразных растений»

Тип урока: комбинированный

Цель урока: ознакомление учащихся со строением, значением сфагновых мхов

Задачи:         

Образовательные: формировать знания о внешнем и внутреннем строении сфагнума, показать необходимость охраны мохообразных растений

Развивающие: развивать монологическую речь, умение работать с источниками информации, интерес к предмету

Воспитательные: воспитывать бережное отношение к природе как целостной единице всего живого


Оборудование: раздаточный материал (карточки, учебный материал), презентация к уроку, таблица «Кукушкин лен», «Сфагнум»


Этап

Содержание

Деят-ть учащихся

Орг. этап

  • Приветствие

  • Подготовка к работе (проверка готовности учащихся к уроку)

  • Проверка наличия учащихся

Приветствуют учителя.

Доклад деж.

Активизация знаний

  • Работа с карточками (6 человек)

  • Устный опрос у доски

Работают по карточкам, отвечают

Изучение нового материала

  • Фронтальный опрос

Чем отличаются высшие растения от низших растений?

Высшие растения отличаются от низших растений тем, что у высших растений есть сформированные органы (корень, стебель, лист, цветок).

Кто из высших растений является самым примитивным в своем строении?

Самым примитивным растением из высших растений являются мхи, потому что у них есть сформированные органы стебель и лист, но нет корня.

  • Интерес к новому материалу вызы­ваю несколько необычным для уча­щихся вступлением — чтением стихот­ворения В. Рождественского «Мох»

Меж клюквы и морошки

Среди лесных болот

На кочке мох без ножки

Куда ни глянь — растет.

Он снизу — беловатый,

Повыше — зеленей.

Коль нужно будет ваты,

Нарви его скорей.

На кустиках поляны,

Подсушен в летний зной,

Он партизанам раны

Лечил в глуши лесной.

Прочитав стихотворение, я сообщаю ребятам, что в нем говорилось о тор­фяном мхе — сфагнуме, знакомлю с изображением этого растения.

Проблемный вопрос: почему сфагнум называют «белым» мхом?

Рассказываю учащимся о строении сфагнума, обязательно подчеркиваю, что у мха нет корней («без ножки», как образно сказал об этом поэт), что нижние листья мертвые, и зеленый пигмент — хлорофилл — в них разру­шен («снизу — беловатый»), чего нель­зя сказать о верхних молодых ли­стьях («повыше — зеленей»).

Просмотр опыта «Поглощение воды сфагнумом»

Запись в тетрадь:

Торфяной (болотный) мох – сфагнум – белый мох

Строение: листья, стебли, корней и ризоидов нет. Воду и минеральные соли поглощают стебли. Когда сфагнум высыхает, зеленые клетки погибают, листья кажутся белыми.

Сфагнум – однодомное многолетнее растение

Размножение: половое и бесполое. Мужские гаметы образуются на стебле между листьями, женские – на верхушке.

Значение:

  • Вызывает заболачивание

  • Образование торфа – нарастают верхушками, снизу отмирают – превращаются в торф. Засохшая часть стеблей разлагается и образует торфяной слой.

Работа с рисунком 86 на стр. 118 (зарисовать в тетрадь, определить отличия мертвых и живых клеток листьев торфяного мха)

  • В Красную книгу Казахстана занесено 3 вида мхов:

  1. Сфагнум гладкий

  2. Пахифиссиндес крупнолиственный

  3. Ортотрихум приглаженный

Рассуждают, отвечают на вопросы.










Слушают стихотворение, знакомятся со строением сфагнума





























Записывают в тетрадь под диктовку
























Работают с рисунком учебника

Актуализация полученных знаний

Заполнение сравнительной таблицы «Сравнение зеленых и сфагновых мхов»

Признак

Кукушкин лен

Сфагнум

Наличие ризоидов

есть

Нет

Расположение мужских и женских органов

Двудомное

Однодомное

Листья

Зеленые

Светло-зеленые, 2 вида клеток

Стебель

Прямой с веточками

Прямой не ветвится

Выборочная проверка учителем

Заполняют таблицу

Рефлексия.

Итог

  1. Рефлексия «Светофор»

  2. Выставление оценок

Подводят итоги урока.

Д/з

  1. Читать параграф 35, устно отвечать на вопросы

  2. Учить записи в тетради.

Записывают д.з.



Просмотр содержимого презентации
«сфагнум»

Сфагновые мхи.  Охрана мохообразных растений

Сфагновые мхи. Охрана мохообразных растений

Домашнее задание: Читать параграф 35, устно отвечать на вопросы Учить записи в тетради.

Домашнее задание:

  • Читать параграф 35, устно отвечать на вопросы
  • Учить записи в тетради.

Внешний вид кукушкиного льна Опишите внешнее строение моховидных

Внешний вид кукушкиного льна

Опишите внешнее строение моховидных

Размножение мхов

Размножение мхов

Размножение мхов

Размножение мхов

Размножение мхов 1 – мужское растение 2 – женское растение 3 – волосистый колпачок 4 – коробочка  раскрывающаяся 5 – протонема (предросток) 6 – развитие нового растения (гаметофита)

Размножение мхов

1 – мужское растение

2 – женское растение

3 – волосистый колпачок

4 – коробочка

раскрывающаяся

5 – протонема (предросток)

6 – развитие нового растения

(гаметофита)

Кукушкин лен

Кукушкин лен

Мох рода сфагнум

Мох рода сфагнум

Проблемный вопрос

Проблемный вопрос

  • ПОЧЕМУ СФАГНУМ НАЗЫВАЮТ «БЕЛЫМ» МХОМ?
Мох сфагнум.

Мох сфагнум.

Что наблюдаем?  - Наблюдаем увеличение объёма сфагнума.

Что наблюдаем? - Наблюдаем увеличение объёма сфагнума.

Торф.  Со временем нижняя часть стебля сфагнума отмирает. Благодаря увлажнению, недостатку кислорода и наличию бактерицидной кислой среды разложение остатков не происходит. Так накапливаются залежи торфа.

Торф.

Со временем нижняя часть стебля сфагнума отмирает. Благодаря увлажнению, недостатку кислорода и наличию бактерицидной кислой среды разложение остатков не происходит. Так накапливаются залежи торфа.

Сфагнум содержит вещество сфагнол, препятствующее развитию гнилостных бактерий. Известно много случаев, когда при торфяных разработках находили неразложившиеся трупы людей и животных. Так в Англии был найден провалившийся в болото несколько веков назад закованный в латы рыцарь вместе с лошадью.

Сфагнум содержит вещество сфагнол, препятствующее развитию гнилостных бактерий. Известно много случаев, когда при торфяных разработках находили неразложившиеся трупы людей и животных. Так в Англии был найден провалившийся в болото несколько веков назад закованный в латы рыцарь вместе с лошадью.

Торфяной (болотный) мох – сфагнум – белый мох Строение: листья, стебли, корней и ризоидов нет . Воду и минеральные соли поглощают стебли . Когда сфагнум высыхает, зеленые клетки погибают, листья кажутся белыми.
  • Торфяной (болотный) мох – сфагнум – белый мох
  • Строение: листья, стебли, корней и ризоидов нет . Воду и минеральные соли поглощают стебли . Когда сфагнум высыхает, зеленые клетки погибают, листья кажутся белыми.
Клетки листьев удлиненные зеленые Клетки листьев удлиненные зеленые

Клетки листьев

удлиненные зеленые

Клетки листьев

удлиненные зеленые

Сфагнум – однодомное многолетнее растение Размножение: половое и бесполое. Мужские гаметы образуются на стебле между листьями, женские – на верхушке . Значение:
  • Сфагнум – однодомное многолетнее растение
  • Размножение: половое и бесполое. Мужские гаметы образуются на стебле между листьями, женские на верхушке .
  • Значение:

1.Вызывает заболачивание

2.Образование торфа – нарастают верхушками, снизу отмирают – превращаются в торф. Засохшая часть стеблей разлагается и образует торфяной слой.

В Красную книгу Казахстана занесено 3 вида мхов:

В Красную книгу Казахстана занесено 3 вида мхов:

  • Сфагнум гладкий
  • Пахифиссиндес крупнолиственный
  • Ортотрихум приглаженный
Сфагнум гладкий

Сфагнум гладкий

Что делаем. Рассмотрите зелёный мох сфагнум. Найдите стебель, листья-чешуйки и коробочку (смотреть на верхушке стебля). Обратите внимание на стебель. Он обильно ветвиться, образуя веточки трёх типов: одни отходят в стороны горизонтально – торчащие; другие свисают – свисающие, третьи – образуют подобие головки – верхушечные.
  • Что делаем. Рассмотрите зелёный мох сфагнум. Найдите стебель, листья-чешуйки и коробочку (смотреть на верхушке стебля). Обратите внимание на стебель. Он обильно ветвиться, образуя веточки трёх типов: одни отходят в стороны горизонтально – торчащие; другие свисают – свисающие, третьи – образуют подобие головки – верхушечные.
Что наблюдать. Рассмотрите верхушку сфагнума под лупой. На концах верхних ветвей образуются маленькие коробочки. В них образуются споры.
  • Что наблюдать. Рассмотрите верхушку сфагнума под лупой. На концах верхних ветвей образуются маленькие коробочки. В них образуются споры.
Что наблюдать. Один лист положить в каплю воды и накройте покровным стеклом. Рассмотрите лист под микроскопом. Найдите узкие хлорофиллоносные клетки. Между ними находятся широкие бесцветные водоносные клетки в которых находятся поры.
  • Что наблюдать. Один лист положить в каплю воды и накройте покровным стеклом. Рассмотрите лист под микроскопом. Найдите узкие хлорофиллоносные клетки. Между ними находятся широкие бесцветные водоносные клетки в которых находятся поры.
1. Работа с рисунком 86 на стр. 118  2. Заполнение сравнительной таблицы «Сравнение зеленых и сфагновых мхов»   Признак Кукушкин лен Наличие ризоидов Сфагнум Расположение мужских и женских органов Листья Стебель

1. Работа с рисунком 86 на стр. 118 2. Заполнение сравнительной таблицы «Сравнение зеленых и сфагновых мхов»

Признак

Кукушкин лен

Наличие ризоидов

Сфагнум

Расположение мужских и женских органов

Листья

Стебель

Проверка таблицы Признак Кукушкин лен Наличие ризоидов Сфагнум есть Расположение мужских и женских органов Двудомное Нет Листья Однодомное Зеленые Стебель Прямой с веточками Светло-зеленые, 2 вида клеток Прямой не ветвится

Проверка таблицы

Признак

Кукушкин лен

Наличие ризоидов

Сфагнум

есть

Расположение мужских и женских органов

Двудомное

Нет

Листья

Однодомное

Зеленые

Стебель

Прямой с веточками

Светло-зеленые, 2 вида клеток

Прямой не ветвится


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Биология

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Урок биологии в 6 классе "Сфагновые мхи. Охрана мохообразных растений"

Автор: Афанасьева Надежда Валерьевна

Дата: 15.01.2017

Номер свидетельства: 379597


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства