Открытый урок по экологии 11 класс
Учитель химии и биологии высшей категории КГУ «Киялинская средняя школа имени Андрея Хименко» Аккайынского района, Северо-Казахстанской области Гаузер Любовь Алексеевна.
Тема урока: Актуальные проблемы экологии Казахстана
Цель: Развитие у учащихся умение самостоятельно добывать знания из различных источников информации, перерабатывать их и творчески применять в конкретной ситуации,
3адачи:
1) интегрировать разрозненные экологические представления и понятия;
2) обобщить, расширить и углубить знания по теме;
3) познакомить учащихся с основными организациями и профессиями людей, специально занимающихся этой проблемой.
Оборудование: мультимедиа; презентации, видеоролики, учебник «Биология» 11 класс авторы: Р. Салимбеков; Р. Алимкулова, Ж. Шилдебаев. Интернет ресурсы.
Видеоролик «Создание экологических троп в Казахстане»
План работы над темой для рабочих групп:
уяснить актуальность проблемы
вникнуть в проблемы охраны атмосферы, гидросферы, влияние радиации, на примере глобальных экологических бедствий
проверить правильность усвоения знаний в работе с тестами и электронными ресурсами
применить полученные знания в творческих заданиях
отработать материал дома
I. Вступление
А) Учитель
Мы столь радикально изменили среду,
Что теперь для того, чтобы
Существовать в этой среде,
Мы должны изменить себя
Норберт Виннер
Задача нашего урока – узнать о глобальных изменениях, произошедших при участии человека в экологическом состоянии нашей страны, чтобы быть готовыми оказать помощь природе, чтобы приложить необходимые усилия и оставить планету чистой потомкам. Мы взяли взаймы будущее у наших детей, так отнесемся же к происходящим изменениям в природе со всей серьезностью и ответственностью.
Учитель:
На сегодняшний день загрязнение атмосферного воздуха представляет собой особую опасность. Помимо непосредственного воздействия загрязняющих веществ атмосферы на население, необходимо также учитывать, что попавшие в атмосферу выбросы переносятся на значительные расстояния и, оседая на поверхности земли, загрязняют поверхностные воды, почву, нарушают естественные процессы. Более подробно с экологическими проблемами атмосферы познакомит нас первая группа
Презентация 1 (первая группа «Экологические проблемы атмосферы Казахстана)
Мы много рассуждаем о нуждах цивилизации, ускорении научно-технического прогресса, политических и нравственных проблемах, болезнях века, но при этом забываем, что глобальные проблемы, стоящие перед человечеством, при всем их социально-экономическом, политическом и научно-техническом содержании, являются, в тоже время, проблемами экологическими.
И способы, и средства их решения могут быть лишь международными и общечеловеческими. Ни одно государство, отдельно взятое, не обладает необходимыми и достаточными ресурсами для их решения. Несущие кислотные дожди тучи, пыльные бури, дымы производств, “мертвые” воды рек не знают государственных границ.
Забота об окружающей среде дает процветание, а неразумное использование и разрушение - гибель. Все мы, живущие на этой планете, должны постичь эту истину ради нынешних и будущих поколений.
Решение проблемы:
Как можно улучшить качество атмосферного воздуха?
– Необходимо создать влиятельную экологическую организацию, которая будет отслеживать состояние атмосферы.
– Необходимо построить завод по производству качественных фильтров.
– На все заводские трубы и фабрики поставить эти надежные фильтры.
– Ввести запрет на работу заводов без фильтров и очистных сооружений.
– Мы знаем, что в мире используются безотходные технологии. Мы хотим, чтобы в РК ввели такие же прогрессивные технологии. Ведь именно это позволит решить экологическую проблему страны
Учитель. В нашем государстве экологические проблемы атмосферы не единственные
РК имеет сложную по экологическому состоянию гидрографическую сеть. Высокий уровень загрязнения речных вод отмечается практически на всем протяжении РК Наиболее критическая обстановка Арала, Каспия, где воды характеризуются, как чрезвычайно загрязненные по многим показателям. Более подробно познакомит нас с экологическим состоянием гидросферы вторая группа
Презентация 2 (вторая группа «Экологические проблемы гидросферы Казахстана)
Данные, полученные в настоящее время, указывают на повышенную кислотность дождей: 4,9 в Португалии и Ирландии; 4,1—в континентальной Европе. В некоторых районах кислотность достигает рН 3. И вот каковы последствия. Повышенная кислотность наносит вред растительности, отравляет воды в реках, озерах, вызывает серьезные последствия для фауны, нарушает биологическое равновесие в экосистемах. Но это еще не все. Загрязнение окружающей среды не имеет границ. Воздушные массы переносят кислотные дожди из одной страны в другую. Они причиняют огромный ущерб природе, а также порождают серьезные разногласия. Пока самый серьезный ущерб нанесен Европе. Но угрожающие сигналы поступают и с менее загрязненных континентов и стран: Австралии, Центральной Африки и Китая.
Самым вредным веществом является сернистый ангидрид, который, взаимодействуя с влажным воздухом, превращается сначала в ионизированный сульфат, а потом в сернистую кислоту. К счастью, не весь сернистый ангидрид, имеющийся в воздухе, превращается в сернистую кислоту. Огромное его количество выпадает на землю.
Но существуют и другие источники - оксид азота, выделяемый тепловыми электростанциями и выхлопными газами. Это соединение также способствует повышению кислотности дождей, превращаясь в азотную кислоту.
Подземные воды, выкачиваемые из шахт и рудников, загрязнены взвешенными веществами, хлоридами, сульфитами, фенолом, нефтепродуктами, солями тяжелых металлов.
Решение проблемы.
– Экологическая организация, которая отслеживает экологическое состояние атмосферного воздуха, у нас уже есть. Значит нужно в этой организации открыть особый отдел, который также отслеживал бы экологическое состояние водоемов страны.
– Ввести в строй новейшие очистные сооружения.
– От бытового мусора люди должны сами очищать водоемы.
- внедрить высокоэффективную технологию переработки отходов производства и совершенствование очистных сооружений.
- ликвидировать несанкционированные свалки;
Учитель
Испытания ядерного оружия, проводившиеся в течение 40 лет на Семипалатинском испытательном ядерном полигоне, причинили невосполнимый ущерб здоровью людей и окружающей природной среде, вызвали рост общей заболеваемости и смертности населения. Вся территория Семипалатинской и прилегающие к полигону районы Павлодарской, Восточно-Казахстанской и Карагандинской областей признаны зоной экологического бедствия.
Все более пагубно сказываются отдаленные последствия ядерных испытаний, которые передаются из поколения в поколение.
Ликвидация этих последствий требует осуществления специальной государственной программы и комплекса мер по лечению, оздоровлению, реабилитации, социальной защите населения и социально-экономическому развитию территории.
Презентация 3 (треья группа «Влияние радиации на экологию Казахстана)
Учитель
294 нарушения экологического законодательства выявили специалисты Северо-Казахстанского филиала Есильского департамента экологии с начала года. Концентрация вредных веществ в отходах некоторых предприятий превышает норму в сотни раз.
О экологическом состоянии г. Петропавловска и Северо-Казахстанской области презентация следующей группы
Презентация 4 (Экологическом состоянии г. Петропавловска и Северо-Казахстанской области)
Учитель
Подведем итог. В результате глобальных нарушений в природе безвозвратно гибнут тысячи живых организмов, чья жизнь в сложном переплетении и соседстве друг с другом связана с жизнью тропических лесов. Некоторых животных еще даже не успел изучить человек и не знает об их значении в жизни биосферы, не знает о возможной пользе для людей.
Все вместе — вырубка лесов, северных и тропических, опустынивание земли, распашка новых площадей, загрязнение вод, заражение земли химикатами, покрытие дорогами и постройками оставляет все меньше и меньше места для жизни животных. Сколько животных исчезает с лица Земли тихо и незаметно!
Люди! Давно пора понять, что не Природе нужна наша защита. Это нам необходимо ее покровительство: чистый воздух - чтобы дышать; кристальная вода - чтобы пить; вся Природа - чтобы жить. Давайте жить в согласии с Природой и не нарушать ее законов и порядка, разумно использовать ее дары и богатство!
Видеоролик «Экология Казахстана»