kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок Биоком-дидактическая игра. по теме: "Класс рыб.Строение,жизнедеятельность, значение рыб в природе и жизни человека"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рекомендую проведение игры биоком на обобщающих уроках.

Просмотр содержимого документа
«Урок Биоком-дидактическая игра. по теме: "Класс рыб.Строение,жизнедеятельность, значение рыб в природе и жизни человека"»

Урок Биоком – дидактическая игра

Правила игры:

Эта игра может проводиться с учащимися среднего звена и старшего звена на заключительном уроке по изученной теме. Атрибуты игры - волчок со стрелкой и игровое поле, разделенное на сектора. Игра состоит из трех туров, участвуют в ней четыре команды со своими названиями и эмблемами, в каждой по 3 человека. В первом туре командам предлагается по три вопроса. Один из играющих крутит волчок. После его остановки стрелка показывает сектор с количеством баллов за правильный ответ. Учитель зачитывает вопрос, на обдумывание дается 30 сек. Если ответ не верен или члены команды не знают ответа, учитель обращается с этим вопросом к зрителям. За правильный ответ зрителю выдается жетон ( на основании жетонов выставляется оценка). Если на игровом поле выпадает сектор «Б» – банкрот, вопрос снимается и передается зрителям. Сектор (+)-это означает, что количество баллов указанных в секторе, суммируется. По ходу игры помощник учителя в конкретном листе фиксирует количество баллов.


Название команды

1 тур

2 тур

3 тур

Всего













Ко второму туру допускаются три команды, набравшие большее количество баллов, а выбывшая команда продолжает игру в качестве зрителей. В этом туре вниманию играющих предлагается по три вопроса, но время для обдумывания – 20 сек.

В третьем туре участвуют две команды, каждой предлагается по два вопроса, время обдумывания – 15 сек.

В конце урока подводятся итоги игры. Каждому игроку команды и зрителям выставляется оценка:

10 баллов-«3»; 15 баллов-«4»; 18 баллов-«5»; 40 баллов по 2 - «5»,50 баллов по 3-«5».

Вовсе не обязательно переносить все оценки в журнал. Это избавляет ученика от боязни получить плохую оценку, ребята раскованно обсуждают каждый вопрос, дополняют друг друга, спорят. Им интересна такая форма повторения.


Тема урока: Класс рыб. Строение, жизнедеятельность, значение рыб в природе и жизни человека.

Цели обучения: Обобщить знания о строении, жизнедеятельности рыб, значении в природе и жизни человека.

Цели развития: Формировать навыки самостоятельной работы.

Цели воспитания: Выработать стремление к коллективизму, бережное отношение к природе.

Тип урока: Повторение и обобщение знаний.

Методы: Самостоятельная работа, турнир.

Средства обучения: Атрибуты игры - волчок со стрелкой и игровое поле, разделенное на сектора, иллюстрации рыб, таблицы по биологии, эмблемы, презентация.

Этапы урока


1.Организационный момент.

Проверка готовности класса к уроку.

2.Проведение дидактической игры.

1 тур

Вопросы для команды №1

  1. Какое значение имеет форма тела рыб для жизни в воде?

  2. Какая кровь проходит через сердце рыб: венозная или артериальная?

  3. Чем отличается скелет рыбы от скелета ланцетника?


Вопросы для команды №2

1. Как окраска рыб связана с их образом жизни?

2. В какой части тела рыбы расположено больше мышц? Почему? Ответ объясните.

3. В чем различие кровеносной системы беспозвоночных и позвоночных?


Вопросы для команды №3

1. Какое значение имеет чешуя в жизни рыб?

2. Какая зависимость существует между числом отложенных икринок и заботой о потомстве?

3. Какую кровь называют артериальной?


Вопросы для команды №4

1. Движутся ли плавники, когда рыба замирает на месте?

2. Какие рыбы устремляются на нерест из моря в реки, а какие наоборот из рек в море?

3 .Каково значение плавательного пузыря?

2 тур

Вопросы для команды №1

1. В каких органах пищеварительной системы и при участии каких желез происходит переваривание пищи у рыб?

2. Какова функция мозжечка у позвоночных?

3. Зимой на реках и озерах люди делают во льду проруби. Иногда в проруби вставляют стебли тростника. С какой целью?


Вопросы для команды №2

1. Чем у рыб представлены органы вкуса и где они расположены?

2. Почему у окуня большая плодовитость, а у колюшки маленькая?

3. Каким образом можно узнать возраст окуня?


Вопросы для команды №3

1 .Назовите по порядку пять отделов головного мозга.

2. На какие группы делятся плавники рыбы?

3. Назовите функции скелета рыб?

3 тур

Вопросы для команды №1

1. Какую рыбу используют в борьбе с малярией и почему?

2. Какая рыба из акуловых имеет название древнего холодного оружия?


Вопросы для команды №2

  1. Какие города носят название рыб? (Судак, Калуга, Елец)

  2. Какая рыба похожа на змею? (Угорь)



Дополнительные вопросы:

  1. Каких промысловых рыб вы знаете? (Сом, карась, щука, карп, окунь)

  2. Какая рыба называется именем человека? (Карп)

  3. Какая рыба не имеет чешуи? (Сом)

  4. Каких аквауримных рыб вы знаете? (Гуппи, меченосцы, гурами, барбус, скалярия)

  5. Существует ли на самом деле золотая рыбка? ( Да, выведена из карася, имеет много разновидностей)

  6. Сколько лет живет щука?(До 200-300 лет)

  7. Какая рыба плавает быстрее всех рыб? (Рыба- меч 70 м/с)

  8. Какая самая большая рыба в мире? (Китовая акула, до 20 м)

  9. Крылья есть, да не летает, ног нет, да не догонишь. (Рыба)

  10. Драчун и забияка, живет в воде, когти на спине, а щука не проглотит (Ерш)


3.Подведение итогов игры. Награждение команды.
















































Самоанализ педагогической деятельности

Реалии глобальной взаимозависимости и культурного разнообразия нашей планеты в 21 веке определяют потребность в образовании и воспитании поколения с новым типом мышления , новым отношением к жизни, поколения способного успешно самоопределяться в условиях быстро меняющегося мира. Нужны новые кадры с высоким уровнем социокоммуникативных и креативных способностей, способные оперировать информацией, творчески решать проблемы науки и рыночной практики. Одним из средств достижения этой цели является и моя педагогическая деятельность по теме: «Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках биологии на основе использования новых педагогических технологий». Данный опыт предоставляет конкретные пути реализации основополагающих документов в области образования:

Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года.

Программа развития школы.

Тема опыта связана с основными направлениями деятельности общеобразовательного учреждения. Позволяет последовательно решать задачи биологического образования и воспитания школьников, формировать у учащихся способность к самостоятельной творческой деятельности, способствующей развитию познавательной активности, становлению личности. Немаловажной задачей процесса обучения является развитие ученика; его интеллектуальной, эмоционально-ценностной, волевой сфер. При организации обучения через синтез педагогических технологий, усиливаются развивающие функции процесса, что позволяет осуществить новый подход к самому процессу обучения и воспитания: обеспечить каждому ученику условия для максимального развития его способностей, склонностей, удовлетворения познавательных потребностей и интересов в процессе усвоения им содержания общего образования.

Моя педагогическая деятельность подчинена принципам:
-целостностный, системный характер работы,
-перспективность,
-использование передовых достижений науки.
Зная общую структуру процесса обучения, его методы, опираясь на опыт психологов и педагогов, продумываю, конструирую каждый урок, учитываю индивидуальные различия и возможности каждого ребенка выстраивать перспективу собственного развития. В связи с этим осуществляю синтез педагогических технологий:


  • Уровневая дифференциация на основе обязательных ресурсов (В.В.Фирсов)


  • Проектно-исследовательская деятельность.


Технология применения средств ИКТ в предметном обучении. На уроках биологии я использую индивидуальную и групповую дифференцированные формы учебной деятельности.

Индивидуальную работу школьников на уроках я организую на всех этапах обучения, начиная с этапа объяснения и заканчивая этапами систематизации, обобщения и контроля знаний.

Групповую форму организации учебного процесса я использую на этапах повторения и обобщения знаний по темам курса, а также на этапе контроля знаний. При этом работу в группах могу определенным образом перестраивать в зависимости от того, в каком классе она ведется и какие дидактические задачи решаются.

В соответствии с выявленными способностями (уровень усвоения необходимых знаний и умений) или интересом учащихся к биологии класс условно «разбиваю» на группы:

1-я группа - учащиеся с низким темпом усвоения материала;

2-я группа - учащиеся со средним темпом усвоения материала;

3-я группа - учащиеся с высоким темпом усвоения материала.

Моя деятельность, как учителя; при организации индивидуальной и групповой дифференцированных форм работы состоит в:

-делении учащихся на группы (по уровню знаний,
интересам, способностям)

-разработке или подборе заданий и программного
обеспечения в соответствии выявленными уровнями знаний,
интересам, способностям учащихся;

-оценивании деятельности учащихся.
Использование этих форм работы помогает мне достичь

следующих целей.

Цели дифференцированного обучения

Для 1-й группы учащихся:


  • пробудить интерес к предмету путем использования посильных
    задач, учебных программных средств, позволяющих ученику работать в
    соответствия с его индивидуальными способностями;


  • ликвидировать пробелы в знаниях и умениях;


сформировать умение осуществлять самостоятельную деятельность по образцу;

для 2-й группы учащихся:


  • развить устойчивый интерес к предмету;


  • закрепить и повторить имеющиеся знания и способы действий,
    актуализировать имеющиеся знания для успешного изучения нового
    материала;


  • сформировать умение самостоятельно работать над задачей или
    с учебным программным средством;


для 3-й группы учащихся:

- развить устойчивый интерес к предмету:

- сформировать новые способы действий, умение решать задачи
повышенной сложности, нестандартные задачи;

- развить умение самостоятельно работать над составлением
алгоритма или учебным программным средством.

Подбор заданий для группового и индивидуального выполнения осуществляю с учетом:


  1. обязательных результатов обучения;


  2. межпредметных связей;


  3. практической направленности.

Информационные технологии в системе среднего образования.

Информационные технологии стремительно вторгаются и все более широко используются в системе среднего образования.

Управляюще-обучающая деятельность учителя при этом состоит из:


  • общего стратегического планирования использования компьютерных средств, включающего целеполагание, планирование (тематическое и более протяжённое) педаго
    гического процесса. Здесь учитель подбирает и/или выстра­ивает дидактические модули и блоки с учётом методических, логических, психологических и др. соображений;


  • тактического тематического планирования;


  • планирования использования компьютера на отдель­ных учебных занятиях (уроке, практической работе и т.д.);


  • управления познавательной деятельностью учащих­ся во время занятия, практического осуществления интегра­ции традиционных и компьютерных средств;


  • личностного взаимодействия с учащимися (обще­ние, консультации, воспитательные воздействия).


Интерактивность компьютера позволяет сущест­венно изменить способы управления учебной деятельнос­тью, вовлечь учащихся в активную работу, например, погру­жая учащихся в определённую игровую ситуацию. Кроме то­го, учащийся сам может задавать компьютеру предпочти­тельную форму помощи (например, демонстрацию способа решения с подробньми комментариями), способ изложения учебного материала.

Акцент целей


  • Формирование новой педагогической культуры, тре­бующей обновления содержания, методов и форм учебно-воспитательного процесса на основе ИКТ.


  • Реальное использование информации, содержащей­ся в обучающих программных средствах (продуктах), про­граммах, носителях.


  • Рациональная организация и оптимизация позна­вательной деятельности в ходе учебного процесса.


  • Индивидуализация обучения с помощью использо­вания специфических свойств компьютера и обращения к принципиально новым познавательным средствам.


  • Повышение эффективности обучения (т.е. сниже­ние числа ошибок и времени усвоения материала, повыше­ние прочности усвоения знаний и навыков).


  • Использование компьютерных средств в качестве ин­струмента познания окружающей действительности для:


— расширения культурного кругозора в предметных образовательных областях;


2.1.Применение информационно-коммуникационных средств в предметном обучении.

При наличии новых компьютерных средств меняется педагогическая ситуация, учитель перестает быть единственным источником информации на уроке, он становится партнером, ученик может получить информацию из баз данных компьютера, обучающих программ, сети Интернет.

Использование информационно- компьютерных средств в предметном обучении основывается на:


  • использовании некоторых формализованных моделей содержания (педагогических программных средствах);


  • деятельности учителя, управляющего этими средствами;


  • повышенной (по сравнению с традиционным обучением) мотивации и активности обучающихся, вызываемой интерактивными свойствами компьютера.

Применение компьютера повышает эффективность урока, т.к.


  • Делает урок более наглядным;


  • Повышает информационную насыщенность урока;


  • Повышает интерес к изучаемому на уроке;


  • Является инструментом для организации и управления самостоятельной работой учащихся .


В зависимости от решаемых задач, компьютер использую


  • при повторении и обобщении изученного


  • в качестве тренажера после объяснения нового материала


  • для демонстрации объектов и явлений при изучении нового материала


  • для итогового тестирования


  • для получения дополнительной информации по глобальной сети Интернет.



  • Таким образом, стремлюсь максимально развить потенциальные возможности своих учеников, привить им устойчивый интерес к предмету биологии. Планирую и прогнозирую свою педагогическую деятельность, учитываю результаты предыдущего года. На основе этого веду отбор средств, форм и методов обучения, позволяющих добиваться повышения качества.

    Как следствие, мониторинг последних 3 лет работы показывает стабильно высокие показатели качества знаний при 100% обученности. Наблюдается положительная динамика роста числа учащихся, выбирающих биологию для государственной аттестации, а также растет число учащихся, поступающих в учебные заведения с биологическим профилем. Уровень подготовки учащихся соответствует минимуму содержания и является высоким в сравнении с показателями в школе. Опыт применяется учителями школы и района.






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Биология

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 7 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Лебедева Нина Ильинична

Дата: 16.10.2017

Номер свидетельства: 432756

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства