Урок закрепления и обобщения знаний по теме «Нервная система» «Интеллектуальный марафон».
Урок закрепления и обобщения знаний по теме «Нервная система» «Интеллектуальный марафон».
Урок закрепления и обобщения знаний по теме «Нервная система»
«Интеллектуальный марафон». Индивидуальная и разноуровневая работа.
Ход урока:
1. Организационный момент
2. «Интеллектуальный марафон»
Учитель предлагает учащимся принять участие в интеллектуальном марафоне. Последовательно отвечая на вопросы, сложность которых постепенно увеличивается, каждый ученик достигает своего уровня знаний по теме. Это позволяет ученику определить степень своей готовности к зачёту. При этом учащимся разрешено неограниченно пользоваться учебными пособиями и обращаться за помощью к учителю не более. Далее с помощью ответов-эталонов учащиеся сами определяют свой уровень подготовки к зачёту по бальной системе.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Урок закрепления и обобщения знаний по теме «Нервная система» «Интеллектуальный марафон». »
Урок закрепления и обобщения знаний по теме «Нервная система»
«Интеллектуальный марафон». Индивидуальная и разноуровневая работа.
Ход урока:
Организационный момент
«Интеллектуальный марафон»
Учитель предлагает учащимся принять участие в интеллектуальном марафоне. Последовательно отвечая на вопросы, сложность которых постепенно увеличивается, каждый ученик достигает своего уровня знаний по теме. Это позволяет ученику определить степень своей готовности к зачёту. При этом учащимся разрешено неограниченно пользоваться учебными пособиями и обращаться за помощью к учителю не более. Далее с помощью ответов-эталонов учащиеся сами определяют свой уровень подготовки к зачёту по бальной системе.
«ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ МАРАФОН»
1-этап «Марафона»
III уровень знаний
Нервная система выполняет следующие функции:
транспортирует питательные вещества
Б) осуществляет гуморальную регуляцию
связывает организм с внешней средой
Г) обеспечивает согласованную деятельность органов.
Нервная система состоят из нервных клеток, которые называют:
12. Центростремительными называются нейроны, которые проводят нервный импульс:
от рецептора в ЦНС
Б) из ЦНС к рабочему органу
от одной нервной клетки к другой
13. Симпатический и парасимпатический отделы принадлежат к:
А) соматической Б) вегетативной В) центральной нервной системе
14. Наибольшая скорость проведения нервного импульса характерна для волокон:
соматической нервной системы
Б) вегетативной нервной системы
одинакова для А) и Б)
15. Функциями спинного мозга являются:
рефлекторная
Б) проводниковая
А) + Б)
16.От спинного мозга отходят смешанные спинномозговые нервы в количестве:
А) 30 пар Б) 31 пара В) 29 пар
17.В продолговатом мозге находятся центры:
дыхательный
Б) регуляции сердечной деятельности
терморегуляции
Г) сосудодвигательный
Д) А) + Б) + Г)
18. Центр терморегуляции расположен в:
А) промежуточном мозге Б) переднем мозге В) среднем мозге
19. От головного мозга отходят парные черепно-мозговые нервы в количестве:
А) 10 Б) 12 В) 14
20. Зрительная зона коры расположена в доле:
А) височной Б) теменной В) в затылочной
21 .Центры речи, письма, личностных качеств располагаются в доле коры:
А) височной Б) затылочной В) лобной
22. Вегетативная нервная система регулирует работу:
А) всех внутренних органов Б) скелетной мускулатуры В) только сердца
23.Симпатический и парасимпатический отделы нервной системы оказываютдействие на функции органов:
противоположное
Б) сходное
усиливают действие друг друга
Безусловные, или врождённые рефлексы характеризуются:
видовой специфичностью
Б) относительным постоянством
осуществляются при участии спинного мозга, ствола подкорковой области головного мозга
Г)а) + б) +в).
III- этап марафона
(I-уровень знаний)
Синапс:
область контакта нервных клеток друг с другом или с тканями
Б) отличается относительным постоянством,
осуществляются при участии спинного мозга, ствола и подкорковой области головного мозга
Г) а) + б) + в)
На вопросы 26-36 отвечать кратко.
Почему при поражении спинного мозга нарушается чувствительность участков тела и способность к движению?
27.В 19 веке в продолговатом мозге был открыт центр, получивший название «узел жизни». Почему он получил такое название?
Какой отдел головного мозга самый маленький по размерам?
Какое значение имеет то, что большинство нервных волокон покрыто миелиновой оболочкой? Для чего это надо?
30.В результате какого физического процесса происходит передача сигналов с одного нервного волокна на другое?
31 .Возбуждение и торможение - стадии одного процесса. Верно ли это?
32. Связана рефлекторная деятельность спинного мозга с головным мозгом?
33. Пилокарпин стимулирует окончания парасимпатических нервов. Какие органы он приводит в действие?
А) пищеварительный тракт
Б) зрачок
В) регулирует частоту сердечных сокращений
Количество крови, протекающей через 100 г головного мозга человека равно 136 смЗ за 1 минуту, а через скелетные мышцы — 12-17 смЗ. Как это можно объяснить?
Скорость проведения возбуждения по нервам млекопитающих равно 100122 м/с, лягушки — 26 м/с. Почему?
Почему при повреждении задних корешков седалищного нерва ноги теряют чувствительность, но двигаться могут?
Учащийся имеет возможность проверки знаний не посредством ответа на вышеизложенные вопросы «Марафона», а сразу перейти к тесту под условным названием «Супермарафон».
«Супермарафон»
Выберите один правильный ответ из четырёх.
Скопление отростков нервных клеток вне ЦНС, заключённые в общую соединительную оболочку и проводящие нервные импульсы, называются:
24. Функциональные зоны, располагающиеся в височной доле коры больших полушарий головного мозга:
А) моторная Б) обонятельная В) зрительная
Г) слуховая Д) сенсорная Е) проприорецепторная
Структуры, непосредственно отходящие от тела нервной клетки: А) ядро нейрона Б) Шванновская клетка В) сома
Г) дендрит Д) синапс Е) аксон
Подберите пары:
26. 1) центральная нервная система А) головной мозг
2) периферическая нервная система Б) нервы
27. 1) рецепторные нервные окончания
2) эффекторные нервные окончания
А) концевые образования дендритов в органах, воспринимающие раздражения и преобразующие их в нервные импульс.
Б) концевые образования аксонов в рабочих органах: мышцах, железах.
28. 1) вегетативная нервная система
2) соматическая нервная система
А)подчинена воле человека
Б) не подчинена воле человека.
29. 1) левое полушарие
2) правое полушарие
А) участвует в распознавании зрительных музыкальных образах, формы и структуры предметов, в сознательной ориентации в пространстве. Доминантное у левшей;
Б) отвечает за регуляцию речевой деятельности, устной речи, письма, счёта и логического мышления. Доминантное у правшей.
30. 1) возбуждение симпатической нервной системы
2) возбуждение парасимпатической нервной системы
А) увеличение количества сахара в крови
Б) уменьшение количества сахара в крови.
Разбейте на группы.
31.1) соматическая нервная система
парасимпатическая нервная система
симпатическая нервная система
А) регулирует работу скелетных мышц
Б) включается во время интенсивной работы, требующей затраты энергии
В) тела первых нейронов лежат в среднем, продолговатом мозге и крестцовой части спинного мозга
Г) двигательные центры находятся в коре головного мозга
Д) способствует восстановлению запасов энергии во время сна и отдыха
Е) тела первых нейронов лежат в грудном и поясничных отделах спинного мозга